Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 21-25. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 7. P. 21-25.
Научная статья УДК 327
https://doi.org/10.24158/pep.2022.7.3
Влияние США на территориальный спор между Японией и Россией Хуан Сочжу1, Пань Лин2
^Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
Аннотация. Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. Северные территории) является главным барьером на пути заключения мирного договора между Японией и Россией с целью полной нормализации отношений двух стран. В ее формировании ключевую роль сыграли США в качестве третьей стороны. Сан-Францисский мирный договор, инициатором которого выступила Америка после Второй мировой войны, на самом деле стал клином, вбитым ею между странами с целью доминирования на территории Северо-Восточной Азии в будущем. США декларировали нацеленность на решение многих территориальных проблем, используя этот тезис в качестве оправдания для вмешательства в договорной процесс по спорным территориям региона. Деятельность США стала ключевым фактором, который привел к неопределенности статуса южных Курильских островов. Холодная война между Америкой и Советским Союзом, а также подписание США и Японией «Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» привели к постоянной напряженности отношений между Страной восходящего солнца и Советским Союзом, что мешает выстраиванию конструктивных двусторонних отношений, в том числе в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: южные Курильские острова, США, стратегия клина, японско-российские отношения, американо-японский альянс, украинский кризис
Для цитирования: Хуан Сочжу, Пань Лин. Влияние США на территориальный спор между Японией и Россией // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 21-25. https://doi.org/10.24158/pep.2022.7.3.
Original article
US Influence over Japanese-Russian Territorial Dispute Huang Suozhu1, Pan Ling2
12Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
Abstract. The problem of ownership of the Southern Kuril Islands (Jap. Northern Territories) is a major barrier to the conclusion of a peace treaty between Japan and Russia, with the aim of fully normalizing relations between the two countries. The United States as a third party played a key role in its formation. The San Francisco Peace Treaty, initiated by America after World War II, actually became a wedge driven between countries with the aim of dominating the territory of Northeast Asia in the future. The United States declared its focus on solving many territorial issues, using this thesis as a justification for interfering in the treaty process on disputed territories of this region. US activities have been a key factor in the uncertain status of the Southern Kuril Islands. The Cold War between the United States and the Soviet Union, as well as the signing of the "Treaty on Mutual Cooperation and Security Assurances" by the US and Japan, led to constant tensions between the Land of the Rising Sun and the Soviet Union, which prevented the building of constructive bilateral relations, including in the short term.
Keywords: South Kuril Islands, USA, wedge strategy, Japanese-Russian relations, American-Japanese alliance, Ukraine crisis
For citation: Huang Suozhu & Pan Ling (2022) US Influence over Japanese-Russian Territorial Dispute. Society: Politics, Economics, Law. (7), 21-25. Available from: doi:10.24158/pep.2022.7.3 (In Russian).
Территории Курил принципиально важны как для России, так и для Японии. И если для первой они являются стратегически важными островами, открывающими свободный выход страны в северную часть Тихого океана, что в свете текущего международного положения выступает серьезным аргументом для отстаивания их территориальной принадлежности, то для Страны восходящего солнца Курилы представляют возможность территориального расширения, необходимого ей вследствие высокой плотности населения на основной территории, а также для
© Хуан Сочжу, Пань Лин, 2022
обеспечения возможности размещения военных баз США, угрожающих России, в обмен на финансовую и политическую поддержку на международной арене (Ли, 2013).
Исторически курильские территории были первоначально освоены русскими казаками, которые потеснили местное население еще в XVIII веке, затем в ходе японской агрессии Россия утратила власть над островами, вернув ее себе официально только после завершения Второй мировой войны. Согласно Ялтинскому соглашению (1945 г.), подписанному главами государств США, Советского Союза и Великобритании1, Курильские острова и остров Сахалин были включены в состав территории СССР (Мясников, 2013). Однако мирного договора между СССР и Японией не существует и по сей день. В 1956 г. была подписана только совместная декларация, согласно которой состояние войны между странами было прекращено. В дальнейшем японцы отказались подписать мирный договор под давлением Америки, которая подпитывала территориальные претензии японцев, преследуя собственные цели ослабления СССР.
В условиях сложившейся после Второй мировой войны биполярности международного пространства для сдерживания стратегических интересов Советского Союза США использовали спорную территорию как инструмент ухудшения японско-советских отношений в целях реализации своей дальневосточной стратегии (Кадзухиро, 2012).
Это обстоятельство не только предотвратило возможность сближения Японии с Советским Союзом во время холодной войны, но и предоставило США повод для достижения стратегической цели разделения государств, невозможности возникновения потенциальных враждебных союзов. Участие Америки в территориальном споре между Японией и Россией согласуется с предпосылками реализации, средствами и целевыми эффектами стратегии клина. Рассмотрим ее подробнее.
Стратегия клина представляет собой процесс дифференциации, разрушения и дезинтеграции уже сформированных враждебных альянсов, основанных на консолидации экономических, политических, военных и других ресурсов (Crawford, 2008; Лин Шэнли, 2015).
Некоторые ученые разделяют стратегию клина на:
- усиленную, которая побуждает целевую страну делать то, что она, возможно, уже решила осуществить и сама;
- компенсирующую, которая подталкивает конкретное государство делать то, что оно не хочет делать (Чжун Чжэньминь, 2012).
В случае с Америкой и Японией имеет место компенсирующий вариант стратегии.
В связи с важностью географического положения южных Курильских островов и необходимостью США поддерживать свои стратегические интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе Америка избрала тактику выборочного учета фактов истории. США стали игнорировать содержание Ялтинского соглашения2, по которому спорные острова - Шикотан и Хабомаи - признавались частью России по итогам Второй мировой войны, и инициировали подписание Сан-Францисского договора3, способствуя превращению территориального спора между Японией и Советским Союзом в нерешенный вопрос, приводящий к усилению взаимного недоверия стран. В рамках этого документа4 США позиционировали Японию как один важных антисоветских и антикоммунистических бастионов (Казаков, 2017). Они поддержали позиции правительства Страны восходящего солнца в том, чтобы острова Шикотан и Хабомаи не были включены в состав Курильских островов, находящихся под юрисдикцией Советского Союза.
В конце холодной войны, когда М.С. Горбачев начал продвигать дипломатию нового мышления, восприятие США Советского Союза изменилось. Америкой был взят курс на улучшение отношений с СССР, препятствовать урегулированию вопроса о спорных территориях было больше не в ее интересах. Напротив, содействие решению проблем и обеспечению нового типа международных отношений стало приоритетом для США. Однако после окончания холодной
1 Соглашение [по вопросам Дальнего Востока]. 11 февраля 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.) М., 1984. С. 254-255.
2 Там же.
3 Сан-Францисский мирный договор - договор о прекращении состояния войны между Японией и 48 другими подписавшими его государствами, был ратифицирован 8 сентября 1951 года на Сан-Францисской мирной конференции (4-8 сентября 1951 года). Из участвовавших в конференции государств договор не подписали СССР, Польша и Чехословакия. Поэтому состояние войны между ними и Японией прекращено не было. Договор был разработан на основе англо-американского проекта.
4 Сан-Францисский мирный договор (1951) // Сборник документов и материалов по Японии (19511954 гг.). М., 1954. С. 89-104.
войны военный союз между Японией и США продолжал развиваться и укрепляться, что затрудняло установление взаимного доверия в области безопасности между Японией и РФ.
После распада Советского Союза Россия проводила совершенно иную внешнюю политику. Поскольку НАТО продолжало расширяться на восток, Россия быстро сблизилась с Китаем и начала проявлять инициативу в борьбе против американской гегемонии. В 1996 году Б.Н. Ельцин посетил Китай. В ходе встречи лидеров Поднебесной и РФ отношения между двумя странами позиционировались как «стратегическое партнерство сотрудничества». Возникновение противоположной тенденции между США и Россией и сближение Китая и России в очередной раз изменили позицию США по японско-российскому островному спору, Америка снова начала склоняться в сторону Японии.
В декабре 1995 года посол США в России Томас Пикеринг объявил, что Америка считает четыре спорных острова на Южных Курилах японской территорией. Дипломат отметил, что США надеются помочь Японии добиться мирного возвращения этих территорий, и в то же время он предостерег американских бизнесменов от инвестиций в Курильские острова (Е11етап е! а1., 1998).
Сэкономическим подъемом Китая ситуация в Восточной Азии изменилась, и США скорректировали свою стратегическую ориентацию, сосредоточившись на укреплении американо-японского альянса и сдерживании влияния Китая. Вскоре после того, как президент России Д.А. Медведев посетил Курильские острова в ноябре 2010 года, позиция США по Северным территориям снова изменилась. Представитель госдепартамента США Филип Кроули заявил, что США поддерживают Японию в островном споре с Россией, признают ее суверенитет над Северными территориями и призывают Москву и Токио как можно скорее подписать мирный договор1. В то же время другой американский дипломат Рам Эмануэль указал, что пункт об общей обороне японско-американского договора безопасности не распространяется на южные Курильские острова2.
После начала украинского кризиса США и Европейский союз ввели ряд санкций в отношении России (РИсИ^етаг, 2014) США проявили беспрецедентное внимание к Украине, их политическая, экономическая и военная поддержка этой страны существенно усилилась. Это стало одной из важных движущих сил эскалации кризиса (Лян Цян, 2015) и вынудило Японию присоединиться к рядам западных стран в санкциях против России. Последняя приняла ответные меры и объявила о переносе запланированных встреч между заместителями министров иностранных дел Японии и России по проблеме Северных территорий. Кроме того, Россия провела крупнейшие за последние годы военные учения на южных Курильских островах, продемонстрировав решимость своей армии защищать эти территории в новых геополитических условиях.
В 2020 году правительство США установило, что жители, родившиеся на островах Шикотан, Хабомаи, Кунашир и Итуруп в 2018 году и позже, должны быть отмечены Японией на своих грин-картах при получении постоянного места жительства в США. В этой связи Министерство иностранных дел России заявило, что США беспрецедентно определили гражданство российских жителей, родившихся на спорных островах на Дальнем Востоке, как японское, что, несомненно, является «ревизионистской» политикой, бросающей вызов результатам Второй мировой войны3.
Современная склонность США к позиции Японии означает, что поддержка Америкой ее территориальных претензий больше не ограничивается островами Шикотана и Хабомаи, а открыто распространяется на острова Кунашир и Итуруп4. По сравнению с периодом холодной войны, когда США поддерживали территориальные претензии Японии только с точки зрения их исторической законности, это, очевидно, усиление недружественности по отношению к России.
Американские факторы оказывают важное влияние на формирование и развитие проблемы спорных территорий на Курилах. Следование за США против Советского Союза в рамках холодной войны стало закономерным выбором для японской дипломатии. Изменение позиции Америки по японско-российскому островному спору в основном зависит от международного по-
1 Америка поможет японцам захватить Курилы [Электронный ресурс] // Реальность. Действительность под другим углом. URL: http://newspark.net.ua/politics/amerika-pomozhet-yaponcam-zaxvatit-kurily/ (дата обращения: 27.06.2022).
2 Посол США заявил, что страна признает суверенитет Японии над островами южной части Курил [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13633427 (дата обращения: 27.06.2022).
3 Russia Blames «Revisionist» U.S. for Disputed Islanders' Visas [Электронный ресурс] // The Moscow Times. URL: https://www.themoscowtimes.com/2020/12/07/russia-blames-revisionist-us-for-disputed-islanders-visas-a72255 (дата обращения: 27.06.2022).
4 US Backs Japan on Islands Dispute with Russia: State Department [Электронный ресурс] // Defence. URL: https://defence.pk/pdf/threads/u-s-backs-japan-on-islands-dispute-with-russia-state-department.78909/ (дата обращения: 27.06.2022).
ложения и от стратегических планов госдепа. В то же время кризис на Украине поставил российско-американские отношения и японско-американский альянс в сложные условия, усилив неопределенность в территориальном споре между Японией и Россией. Представляется, что в будущем дипломатический процесс урегулирования противоречий между двумя странами по-прежнему будет ограничен положениями договоренностей японско-американского альянса и развитием российско-американских отношений, что в краткосрочной перспективе вряд ли позволит добиться значительного прогресса в разрешении территориального спора на Курилах.
Список источников:
Crawford T.W. Wedge Strategy, Balancing, and the deviant Case of Spain, 1940-41 // Security Studies. 2008. Vol. 17, iss. 1. Р. 74-79. https://doi.org/10.1080/096364108018941262008
Elleman B.A., Nichols M.R., Ouimet M.J. A Historical Réévaluation of America's Role in the Kuril Islands Dispute // Pacific Affairs. 1998. Vol. 71, iss. 4. Р. 489. https://doi.org/10.2307/2761081
Ritch-Weimar Ch. The Weimar Triangle and the Ukrainian Crisis // Vestnik RUDN. International Relations. 2014. № 4. Р. 7-12. Казаков О.И. К 60-летию Совместной декларации СССР и Японии 1956 года // Японские исследования. 2017. № 1. С. 75-89. https://doi.org/10.24411/2500-2872-2017-00006
Мясников В.С. Япония: попытки продолжения холодной войны против России. Читая книгу А. А. Кошкина «Россия и Япония: узлы противоречий» // Сравнительная политика. 2013. Т. 4, № 1. С. 40-63.
;йй?У, = Лин Шэнли. Победа по разделению: исследование
стратегии клина США во время холодной войны. Пекин, 2015. 37 с. (на кит. яз.).
fôœftfè: - ftÀαNF£JÎ. 2012
Кадзухиро О. Северные территории - незаконные с точки зрения Японии, но законные для России // Mitsuhinsha NF Bunko. 2012. № 23. С. 43-52 (на кит. яз.).
ШШШ, = Ли Ф. Опора на США:
японский способ разрешения территориальных споров - основные взгляды Микиэ Хара на территориальные споры в Восточной Азии // Исследование по проблемам Японии. 2013. № 4 (1). С. 104-110 (на кит. яз.).
~ 2014), тят'Ш.^ШШШ-тт. = Лян Цян. Стратегические цели США в украинском кризисе - на основе анализа американо-украинских отношений (1992-2014) // Российские исследования по Восточной Европе и Центральной Азии. 2015. № 2. С. 67-72 (на кит. яз.).
= Чжун Чжэньминь. Теория стратегии клина и эффективность сдержек и противовесов в международной политике // Иностранные общественные науки. 2012. № 6. С. 77-83(на кит. яз.).
References:
Crawford, T. W. (2008) Wedge Strategy, Balancing, and the deviant Case of Spain, 1940-41. Security Studies. 17 (1), 7479. Available from: https://doi.org/10.1080/09636410801894126
Elleman, B. A., Nichols, M. R. & Ouimet, M. J. (1998) A Historical Reevaluation of America's Role in the Kuril Islands Dispute. Pacific Affairs. 71 (4), 489. Available from: https://doi.org/10.2307/2761081
Kazakov, O. I. (2017) On the 60th Anniversary of the Soviet-Japanese Joint Declaration of 1956. Yaponskie issledovaniya. (1), 75-89. Available from: https://doi.org/10.24411/2500-2872-2017-00006 (in Russian).
Kazuhiro, O. (2012) [The Northern Territories are Illegal from the Point of View of Japan, but Legal for Russia]. Mitsuhinsha NF Bunko. (23), 43-52 (in Chinese).
Lee, F. (2013) [Reliance on the USA: the Japanese Way of Resolving Territorial Disputes - Mikie Hara's Key Views on Territorial Disputes in East Asia]. [Research on Japan's Problems]. (4 (1)), 104-110 (in Chinese).
Liang, Ts. (2015) [Strategic Goals of the United States in the Ukrainian Crisis - Based on the Analysis of US-Ukrainian Relations (1992-2014)]. [Russian Studies in Eastern Europe and Central Asia]. (2), 67-72(in Chinese).
Lin, Sh. (2015) [Victory by Division: A Study of the US Wedge Strategy during the Cold War]. Beijing. 37 p. (in Chinese). Myasnikov, V. S. (2013) Yaponiya: popytki prodolzheniya kholodnoi voiny protiv Rossii. Chitaya knigu A. A. Koshkina «Ros-siya i Yaponiya: uzly protivorechii» [Japan: Attempts to Continue the Cold War Against Russia. Reading the Book by A. A. Koshkin «Russia and Japan: Knots of Contradictions»]. Sravnitel'naya politika. 4 (1), 40-63 (in Russian).
Ritch-Weimar, Ch. (2014) The Weimar Triangle and the Ukrainian Crisis // Vestnik RUDN. International Relations. (4), 7-12. Zhong, С1г (2012) [Wedge Strategy Theory and the Effectiveness of Checks and Balances in International Politics]. [Foreign Social Sciences]. (6), 77-83 (in Chinese).
Информация об авторах
Хуан Сочжу - аспирант кафедры международных отношений Восточного института -Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.
Пань Лин - аспирант кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия.
Information about the authors
Huang Suozhu - PhD student, Department of International Relations, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
Pan Ling - PhD student, Department of International Relations, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 19.07.2022.