Научная статья. Политические науки УДК 327
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-02-128-141
ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ
Дмитрий Александрович Милеев
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/00 00-0001-6450-7589
Аннотация. В статье дается обзор позиции Японии по ситуации на Украине. Премьер-министр Японии Кисида Фумио решительно выступает против любых односторонних попыток изменить статус-кво силой или принуждением в любой точке мира. Представители Японии отметили, что безопасность Европы и Индо-Тихоокеанского региона неразделимы. Руководство Японии заявило, что в условиях затяжной военной конфронтации важно сохранять единство среди G7 и других стран-единомышленников, продолжать жесткие санкции против России и решительную поддержку Украины. Ключевые слова: Япония, российская специальная военная операция на Украине, санкции, Китай
Для цитирования: Милеев Д. А. Позиция Японии в отношении специальной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине. Восточная аналитика. 2023;14(2):128-141. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-02-128-141.
Original article. Politics studies
JAPAN'S POSITION ON THE SPECIAL OPERATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN UKRAINE
Dmitry Mileev
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/00 00-0001-6450-7589
Abstract. The article provides an overview of Japan's position on the situation in Ukraine. Prime Minister Kishida Fumio of Japan strongly opposes any unilateral attempts to change the status quo by force or coercion, anywhere in the world. The representatives of Japan mentioned that the security of Europe and that of Indo-Pacific is inseparable. Japan's leadership stated that amidst the protracted war confrontation, it is important to maintain unity among the G7 and other like-minded countries, to continue severe sanctions against Russia and strong support for Ukraine.
Keywords: Japan; Russian special military operation in Ukraine; sanctions; China For citation: Mileev D. A. Japan's position on the Special Operation of the Armed Forces of the Russian Federation in Ukraine. Eastern Analytics. 2023;14(2):128-141. (In Russ.) https://doi. org/10.31696/2227-5568-2023-02-128-141.
licc) (D © l"^'5 wor'<'s licensed under a Creative Commons
Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).
©Mileev D.A., 2023 ©EasternAnalytics,2023
Япония является одним из развитых государств мира, претендующих на ведущие позиции. Амбиции Японии играть роль глобального актора вынуждают ее активно участвовать в обеспечении мирового порядка. Заинтересованность Японии в присутствии в Восточной Европе является проекцией ее присутствия в Западной Европе. Для внешней политики Японии характерна низкая степень вовлеченности в региональные проблемы в Европе. Политика Японии на постсоветском пространстве во многом является производной от российско-японских отношений. Заинтересованность Токио в развитии связей с Украиной находится в зависимости от прагматических соображений поддержания необходимого уровня внешнеэкономической активности, не имеет приоритета во внешней политике.
Действия РФ в связи с нараставшим кризисом на Украине, завершившимся государственным переворотом в 2014 г., вызвали негативную реакцию со стороны западного сообщества во главе с США, частью скоординированных мер стала поддержка антироссийских санкций со стороны Токио. Умеренная степень участия Японии в противодействии РФ была связана с тем, что правительство С. Абэ искало возможность развивать отношения с РФ. Одним из сигналов был предложенный в 2016 г. премьер-министром Абэ план сотрудничества из восьми пунктов. Обозреватель японской газеты Майнити дал такую оценку: «Таким образом, стороны вернулись к переговорному процессу, связанному с подписанием мирного договора, который существовал до украинского кризиса»1.
Новая спираль напряженности в японо-российских отношениях в связи с украинским вопросом начала раскручиваться в 2022 г. Импульсом для этого послужило признание 21 февраля 2022 г. независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи РФ с этими республиками. Японское правительство оценило данные шаги как «посягательство на суверенитет и территориальную целостность Украины», назвало «неприемлемым» и ввело в действие ряд запретительных мер (Япония приостановила выдачу виз в Японию лицам из ДНР и ЛНР, заморозила активы, принадлежащие этим лицам в Японии; запретила импорт и экспорт ДНР и ЛНР; запретила выпуски облигаций и операции с новым российским суверенным долгом на пер-
1 Новый подход к «Урегулированию между нынешними лидерами Японии и России» // Майнити симбун. — ШВШШ. URL: https://mainichi.
jp/articles/20160508/k00/00m/010/096000c (accessed: 11.04.2021). На яп. языке.
licc) (D © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-I^^MiSeäMShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©Милеев Д. А., 2023 © Восточная аналитика, 2023
вичном и вторичном рынках. Все эти меры принимались в соответствии с японской декларацией в координации с международным сообществом, включая G72. Уже в этом заявлении присутствует мотив, который будет на постоянной основе сопровождать последующие заявления японских официальных представителей о событиях вокруг СВО. Эта мантра «о координации действий с международным сообществом» - неотъемлемое стремление японских политиков быть вместе с единственно верной линией Вашингтона. Токио чувствителен к реакции в мире на японскую позицию, стремится избежать положения, которое могло бы напоминать отчуждение от мейстрима. Это опасение уходит корнями к ситуации, возникшей вокруг критики участия Японии в разрешении иракского кризиса 1991 г., когда Токио ограничился в основном финансово-экономической поддержкой антисаддамовской коалиции, за что получил в мировой прессе ярлык «дипломатического карлика», страны ведущей «дипломатию чековой книжки». США и их союзники высказывали недовольство в связи с ограниченным участием Японии в совместных действиях в зоне Персидского залива, несоответствующим масштабам японской экономики и претензиям японских политиков на лидирующую роль страны в мире. Как отмечает Х. Наканиси: «Крах экономики пузыря Японии и первая война в Персидском заливе, которая произошла одновременно с окончанием холодной войны, потряс послевоенную идентичность Японии»3. Японский политический класс вынужден был реагировать на произошедшее, активизировав реформирование внешнеполитической линии, направленной на большую консолидацию действий с США в выстраивании нового мирового порядка.
С начала проведения специальной военной операции ВС РФ на Украине позиция Японии по этому вопросу была оглашена 24 февраля 2022 г. министром иностранных дел Есимаса Хаяси на встрече с послом РФ в Японии М. Ю. Галузиным. Японский министр назвал операцию «посягательством на суверенитет и территориальную целостность Украины, что является явным нарушением международного права» и отметил, что «одностороннее изменение статус-кво силой абсолютно неприемлемо»4.
2 Sanction Measures following Russia's Recognition of the «Independence» of the «Donetsk People's Republic» and the «Luhansk People's Republic» and the ratification of treaties with the two «Republics» (Statement by Foreign Minister HAYASHI Yoshimasa) // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003085.html (accessed: 23.05.2023).
3 Hiroshi Nakanishi The Issue of Historical Perspective from the Post-Heisei Era: Looking Back at Meiji from the Postwar Period, and Looking Ahead // Modern Japan's Place in World History: From Meiji to Reiwa / Edited by Masayuki Yamauchi and Yuichi Hosoya. Springer, 2023. P. 168.
4 Foreign Minister Hayashi summons Mr. Mikhail Y. GALUZIN, Ambassador of the Russian Federation to Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/press/ release/press4e_003087.html (accessed: 23.05.2023).
Он призвал к «немедленному прекращению» операции, «выводу войск» и безоговорочной защите безопасности «гражданских лиц, включая японских граждан»5. На следующий день Японией были приняты санк-ционные меры. Япония в сотрудничестве с международным сообществом (для Токио международное сообщество воспринимается как Запад в связи с травмирующим опытом 1991 г., когда Японию обвиняли в пассивной политике, требовали взять на себя ответственность за обеспечение поддержания сложившегося миропорядка как ответственного члена мирового сообщества). Япония предприняла следующие дополнительные меры: приостановила выдачу виз в Японию лицам, связанным с Россией, и заморозила активы физических и юридических лиц, связанных с Россией в Японии; заморозила активы трех российских банков (ВЭБ РФ, Промсвязьбанк, Банк «Россия») в Японии; ввела санкции на экспорт российским организациям, связанным с военными, на экспорт контролируемых товаров, перечисленных в согласованном на международном уровне перечне, и других товаров двойного назначения6.
Это чрезвычайно серьезная ситуация, которая сотрясает основы международного порядка не только в Европе, но и в Азии7. Согласование позиций было продолжено 26 февраля 2022 г. в телефонном разговоре министра иностранных дел Японии с государственным секретарем США Энтони Блинкеном. Оба министра, помимо повторения прежде прозвучавших оценок СВО, согласились с тем, что «нынешнее развитие событий является вызовом международному порядку, основанному на верховенстве права, и что необходимы надлежащие ответы на действия России, чтобы гарантировать, что эти действия не создадут неправильного прецедента, и согласились продолжать тесную координацию между Японией и Соединенными Штатами, а также с международным сообществом, включая G7»8. Далее стороны высказали опасение, что последствия от СВО будут ощущаться далеко за пределами Европы, подтвердили необходимость укрепления потенциала сдерживания и реагирования японо-американского альянса и согласились продолжать тесную координацию в направлении создания «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона»9.
5 Там же.
6 Sanction Measures following the launch of military actions by Russia in Ukraine (Statement by Foreign Minister HAYASHI Yoshimasa) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www. mofa.go.jp/press/release/press6e_000371.html (accessed: 23.05.2023).
7 Там же.
8 Japan-U.S. Foreign Ministers' Telephone Talk (February 26, 2022)// Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003090.html (accessed: 23.05.2023).
9 Там же.
Через месяц состоялся следующий телефонный разговор Е. Хаяси и Э. Блинкена, в ходе которого стороны основное внимание уделили вопросам, связанным с ядерной и ракетной деятельностью КНДР. Оба министра согласились с тем, что они не должны позволить ввести Северную Корею «в заблуждение, заставив поверить, что открылось окно возможностей для продолжения провокационных действий, особенно в то время, когда международное сообщество сосредотачивает свое внимание на ответе на агрессию России против Украины», а также «подтвердили необходимость укрепления потенциала сдерживания и реагирования Японо-американского альянса»10. Кроме того, госсекретарь Блинкен выразил благодарность Японии за лидерство, сотрудничество и координацию в реагировании на ситуацию в Украине11. Этот разговор обозначил степень обеспокоенности Японии складывающейся ситуацией в мировой политике. Национальные интересы Японии прежде всего сконцентрированы в АТР, обеспечение их, по взглядам политического класса Японии, возможно через тесное взаимодействие с Вашингтоном в рамках японо-американского союза. Глубокая и затратная вовлеченность США в противостояние с РФ на Украине таит для Токио опасность отвлечения американского потенциала от давно декларируемой, по крайней мере, со времени «разворота в Азию» администрации Б. Обамы цели переноса фокуса стратегического внимания в АТР с явной антикитайской мотивировкой, поддержанной в последующем концептуальным видением создания «Свободного и открытого Индо-Тихооке-анского региона». Япония опасается остаться без должной поддержки со стороны США в противостоянии держав в регионе.
Позиция Японии в вопросе отношения к СВО вызвало ответную реакцию РФ. Министерство иностранных дел Российской Федерации, считая, что меры, принятые Японией в связи с ситуацией на Украине, носят односторонний и недружественный характер, объявило о принятии следующих мер: российская сторона не намерена продолжать переговоры по мирному договору, выходит из диалога по совместной экономической деятельности и прекращает действие других программ на четырех островах Южных Курил12. В ответ японский МИД заявил, что «само собой разумеется, что Япония вводит жесткие санкции против России за ее агрессию в сотрудничестве с международным сообще-
10 Japan-U.S. Foreign Ministers' Telephone Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003106.html (accessed: 23.05.2023).
11 Там же.
12 Заявление МИД России об ответных мерах на решения Правительства Японии // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1805541/?lang=ru&clear_ (дата обращения: 23.05.2023).
ством, включая США, ЕС и Великобританию» и «совершенно несправедливо и абсолютно неприемлемо выдвигать такое заявление, как перекладывание ответственности на японскую сторону»13. Японская сторона выразила сильную обеспокоенность тем, что Россия ввела или рассматривает возможность введения мер, которые могут нанести ущерб японским гражданам и компаниям. Япония вновь настоятельно призывает российскую сторону не ущемлять законные интересы японских граждан и компаний14. Шаг российской дипломатии был весьма болезненным для японской стороны, которая выстраивала политический диалог в японо-российских отношениях вокруг вопроса заключения мирного договора и ее претензий на российские острова. Этот многолетний трек в переговорном процессе всегда был сложной, безрезультативной, но, тем не менее, обязательной частью контактов между сторонами. Любой японский политический лидер пытался добиться хотя бы символического прогресса в этой проблеме.
8 апреля 2022 г. наступил очередной этап эскалации действий Японии в оказании давления на РФ. Япония деятельно поддержала Международное энергетическое агентство (МЭА) в решении провести дополнительный коллективный выпуск запасов нефти в размере 120 млн баррелей странами-членами агентства. Япония приняла на себя обязательства по высвобождению примерно 15 млн баррелей в течение следующих шести месяцев, что стало вторым по величине после объема США (примерно 60 млн баррелей). Япония декларировала активные усилия по обеспечению стабильных поставок энергоносителей в мир и в Японию, поощряя нефтедобывающие страны увеличивать добычу нефти и используя соответствующие международные организации, такие как МЭА, а также структуры G7 и G20, в сотрудничестве с США и другими крупными странами-потребителями нефти15. В тот же день, используя в качестве информационного повода пропагандистские материалы украинской стороны, Япония потребовала высылки 8 дипломатов и должностных лиц из посольства Российской Федерации и торгового представительства Российской Федерации в Японии16. Характерной
13 Vice-Minister for Foreign Affairs Mr. MORI summons Mr. Mikhail Y. GALUZIN, Ambassador of the Russian Federation to Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa. go.jp/press/release/press4e_003103.html (accessed: 23.05.2023).
14 Там же.
15 Collective Release of Petroleum Reserves by IEA Member Countries (Statement by Press Secretary ONO Hikariko) // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/press/ release/press6e_000312_00002.html (accessed: 23.05.2023).
16 Expulsion of diplomats and officials from the Embassy of the Russian Federation and the Trade Representation of the Russian Federation in Japan // Ministry of Foreign Affairs ofJapan.URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e _003113.html (accessed: 23.05.2023).
чертой японской реакции на события в зоне СВО стало то, что украинский пропагандистский нарратив, выстроенный на базе фейковых новостей, Токио принимает безоглядно как единственно возможную трактовку событий.
События в Европе с активной политикой Вашингтона вызвали большую вовлеченность Японии в интеграционные процессы в военно-политической сфере, прежде всего новый импульс получило сотрудничество с НАТО. Премьер-министр Японии Ф. Кисида впервые принял участие в партнерской сессии НАТО, на которой в качестве основных стран-партнеров НАТО и организаций присутствовали лидеры 30 стран-членов НАТО, а также Японии, Австралии, Новой Зеландии, Республики Корея, Швеции, Финляндии, Грузии и ЕС. На встрече увязали события вокруг Украины и все более тяжелую ситуацию с безопасностью в Индо-Ти-хоокеанском регионе. Япония приняла обязательства оказать помощь на общую сумму примерно 1,1 млрд долл. США, включая гуманитарную помощь соседним странам и меры реагирования на глобальный продовольственный кризис. Кисида сосредоточил внимание на угрозах, вызывающих беспокойство Японии. Такими угрозами являются попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво в Восточной Азии. По оценке японского лидера, политика РФ в связи с проведением СВО нанесла серьезный ущерб режиму ядерного нераспространения. Кисида увязал ее с проблемой развития военного потенциала КНДР. Премьер-министр приветствовал усиление участие НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе, а также подтвердил намерение расширять сотрудничество с организацией17. Как видно из заявления Ф. Кисида японская дипломатия озабочена эффектом, произведенным СВО в глобальном измерении, прежде всего, демонстрацией возможного изменения статус-кво без одобрения со стороны исключительной сверхдержавы и отвлечением внимания союзников от Индо-Тихоокеанского региона. Подобные опасения нашли отражение на страницах белой книги министерства обороны Японии: «...исходя из признания того, что безопасность Европы и Индо-Тихоокеанского региона, включая Восточную Азию, неделимы, Японии необходимо обратить внимание на будущее развитие ситуации в Европе, включая ее стратегические последствия»18. Далее в тексте поясняется характер последствий для мира: «Изменение ситуации в Европе в ответ на российскую агрессию против Украины также может оказать влияние на глобальные дела, включая развитие стратегиче-
17 Outcome of Prime Minister Kishida's Attendance at the NATO Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_001264.html (accessed: 23.05.2023).
18 Defense of Japan 2022. Ministry of Defense. Tokyo. 2022. p. 14 ISSN 2227-5568 (Print)
ского соперничества между Соединенными Штатами и Китаем, и влияние на Азию»19.
Тема Украины нашла свое отражение в выступлении 3 октября 2022 г. премьер-министра Кисида на 210-й сессии национального Парламента с Программной речью. Кисида заявил, что правительство под его руководством продолжит энергично продвигаться вперед с санкциями против России и в оказании помощи Украине. Кисида подчеркнул историческую ответственность Японии как единственного азиатского члена G7 в поддержании и укреплении международного порядка, основанного на верховенстве закона. Премьер-министр выдвинул формулу, что «Украиной сегодня Восточная Азия может стать завтра», а попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво силой недопустимы20. Далее глава правительства обрисовал планы по укреплению возможностей сдерживания и реагирования Японии и американо-японского альянса, тем самым способствуя миру и стабильности в регионе и процветанию международного сообщества. Кисида сообщил, что правительство вело работу над формулированием новой Стратегии национальной безопасности21.
В Стратегии национальной безопасности, принятой в конце 2022 г., роль России оценивается так: «Внешняя деятельность России и ее военный курс пошатнули основы международного порядка в результате недавнего вторжения на Украину и рассматриваются как наиболее серьезная и прямая угроза безопасности в Европе. Кроме того, внешняя деятельность России и военный курс в Индо-Тихоокеанском регионе, включая Японию, в сочетании с ее стратегическим сотрудничеством с Китаем в сфере безопасности вызывают сильную озабоченность»22.
В преддверии визита в США премьер-министр Японии Ф. Кисида дал интервью для американской прессы, в котором рассказал об обеспокоенности проблемой безопасности в Восточной Азии, увязав ее с событиями на Украине. Кисида в интервью сказал, что «мир и стабильность Тайваня также чрезвычайно важны для мирового сообщества»23. Как
19 Ibid. P. 15.
20 Программная речь премьер-министра Кисида Фумио на 210-й сессии Парламента / Ш—
С^^ШЙШЯ^ЕМи^йЯтШ// URL: https://www.kantei.go.jp/jp/101_ kishida/statement/2022/1003shoshinhyomei.html (дата обращения: 23.05.2023). На яп. яз.
21 Там же.
22 О стратегии обеспечения национальной безопасности / Щ//
C. 10 // URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-j.pdf (дата обращения: 23.05.2023). На яп. яз.
23 Japan's prime minister warns of a historic - and dangerous - moment in Asia/ By Josh Rogin// The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2023/01/11/japan-prime-minister-rearmament-china-north-korea/ (accessed: 23.05.2023).
отметил американский журналист, «самый большой вопрос для Токио заключается в следующем: может ли обеспокоенная Япония рассчитывать на то, что отвлеченные и разделенные Соединенные Штаты усилят свое внимание к Азии, будучи озабоченными войной в Европе? Правда в том, что никто не знает»24. Обеспокоенный Кисида сказал»Я хотел бы попросить американский народ проявлять больший интерес и быть вовлеченным в Индо-Тихоокеанский регион»25.
В ходе встречи лидеров Японии и США 13 января 2023 г. в рамках визита премьер-министра Японии Ф. Кисида в Вашингтон произошла сверка стратегического видения двух сторон обстановки в мире. В совместном заявлении Соединенных Штатов и Японии повторялись ранее закрепленные позиции по широкому кругу вопросов, консенсус по которым существует на протяжении нескольких лет. Президент Дж. Бай-ден подтвердил, что США непоколебимо привержены обороне Японии в соответствии со статьей V Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности, и что статья V применяется к островам Сэнкаку. Новые трактовки политической линии союзников включали оценку ситуации, в соответствии с которой обе державы заявляли, что «объединившись по обе стороны Атлантического и Тихого океанов, мы вместе решительно противостояли несправедливой и жестокой агрессивной войне России против Украины, и мы будем продолжать вводить санкции в отношении России и оказывать непоколебимую поддержку Украине»26.
21 марта 2023 г. Премьер-министр Ф. Кисида совершил ранее необъявленный визит на Украину. Японский лидер провел встречу на высшем уровне с президентом Зеленским. Премьер-министр Ф. Кисида заявил, что Япония последовательно и решительно осуждала Россию, ввела жесткие санкции и оказала поддержку Украине. Премьер-министр направил приглашение президенту Зеленскому принять онлайн-уча-стие в саммите G7 в Хиросиме. Состоялось обсуждение помощи Украине, санкций против России, позиции Японии по вопросу ядерного оружия применительно к сложившейся ситуации, двусторонних отношений, ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе и стратегии национальной безопасности Японии27. В ходе визита были подтверждены ранее объявленные шаги японского правительства, решительных прорывов в позиции Японии по конфликту не было. То, что визит Ф. Кисида на Украину
24 Japan's prime minister warns of a historic ...
25 Там же.
26 Joint Statement of the United States and Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100446109.pdf (accessed: 23.05.2023).
27 Japan-Ukraine Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa. go.jp/erp/c_see/ua/page4e_001361.html (accessed: 23.05.2023).
носил пропагандистский характер, видно из оценки его в ходе обмена мнениями между премьер-министром Ф. Кисида и президентом Европейской комиссии фон дер Ляйен, которая назвала недавний визит премьер-министра необходимым и важным, заявив, что он послал сильный сигнал не только Украине, но и международному сообществу28.
На сессии министров иностранных дел G7, состоявшейся 17 апреля 2023 г., министр Ё. Хаяси заявил, что в «условиях затянувшейся войны важно поддерживать единство среди G7 и других стран-единомышленников, продолжать жесткие санкции против России и оказывать решительную поддержку Украине, а также укреплять сотрудничество со странами, включая так называемый «Глобальный юг»»29. Министр Ё. Хаяси заявил, что «меры против уклонения и обхода санкций и поставок оружия третьей стороной в Россию являются важными вопросами», и осудил решение президента Путина разместить тактическое ядерное оружие в Беларусии30.
Министр Ё. Хаяси на Индо-Тихоокеанском министерском форуме ЕС 13 мая 2023 г. призвал к единству перед лицом вызова международному порядку. По его словам безопасность Европы и Индо-Тихоокеанского региона больше не может обсуждаться отдельно. Однако далее министр сосредоточил внимание на перечислении вызовов, связанных с деятельностью КНР в Восточно- и Южно-Китайском морях, а также наращивании китайской военной активности вокруг Тайваня, укреплении российско-китайского военного сотрудничества вблизи Японии31.
Саммит руководителей G7 в Хиросиме стал местом координации усилий Вашингтона по обеспечению мирового порядка, основанного на лидерстве Запада во главе с США. Главы G7 приняли многостраничное заявление по Украине, в котором декларировали политику противодействия РФ, продолжение применения санкционных мер против России, мер по восстановлению и реконструкции Украины, поддержке реформ, ответственности за ущерб и другие вопросы32. Премьер-министр Ф. Кисида сообщил о намерении Японии предоставить Украине около
28 Meeting between Prime Minister Kishida and President von der Leyen of the European Commission // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page-6e_000338.html (accessed: 23.05.2023).
29 G7 Foreign Ministers' Meeting in Karuizawa, Nagano (Overview of the «Ukraine» Session) // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa.go.jp/ms/g7hs_s/page1e_000624. html (accessed: 23.05.2023).
30 Там же.
31 Keynote Speech by Minister HAYASHI Yoshimasa at the EU Indo-Pacific Ministerial Forum in Stockholm on Saturday 13 May, 2023// Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www. mofa.go.jp/files/100503743.pdf (accessed: 23.05.2023)
32 G7 Leaders' Statement on Ukraine// URL: https://www.g7hiroshima.go.jp/documents/pdf/ 230519-01_g7_en.pdf (accessed: 23.05.2023).
100 транспортных средств сил самообороны, таких как грузовики, и примерно 30 000 пайков, а также о решении Японии впервые принять раненых украинских солдат в Центральном госпитале сил самообороны33.
Однако геополитический фокус мероприятия, несмотря на очное присутствие президента Зеленского, был сосредоточен на консолидации в проведении единой линии против КНР, что вызвало ответную реакцию МИД КНР. Официальный представитель МИД КНР Мао Нин отметила: «Япония, как председатель «Большой семерки» в этом году, присоединилась к другим странам в очернении и нападках на Китай и грубом вмешательстве во внутренние дела Китая в ряде мероприятий, проведенных во время саммита в Хиросиме и коммюнике лидеров. Китай осуждает и отвергает это и обратился к Японии с серьезными демаршами»34.
Масштаб поддержки со стороны Японии Украины достаточно значим по объему, она занимает первое место среди азиатских стран. Япония приняла обязательство осуществлять помощь на общую сумму 7,1 млрд долл. США для поддержки Украины в различных областях, включая электроэнергетику, разминирование и сельское хозяйство. Из Японии направляются: БПЛА, бронежилеты, каски, зимняя военная форма, палатки, средства гигиены, сухие пайки, бинокли, осветительное оборудование, медицинские принадлежности, гражданские транспортные средства. Япония оказывает поддержку продвижению экспорта зерна из Украины. Предоставляется финансовой помощи Украине. Выделено около 1500 генераторов для поддержки в зимний период. Предоставлено вещательное оборудование Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Продлены визы гражданам Украины, проживающим в Японии, и идет прием эвакуированных из Украины в Японию35.
Тем не менее, поставок японского летального вооружения не было, несмотря на то, что другие традиционные пацифистские барьеры, существовавшие в политике Японии многие десятилетия, например, ограничение оборонных трат, отказ от закупок на вооружение сил самообороны крылатых ракет и т. д., успешно преодолены, в том числе, за счет оправдания ситуации сложившейся на Украине.
Япония активно поддерживает санкционный режим в отношении РФ, но соотнося его с национальными интересами. Несмотря на общую поддержку политики, направленной на снижение доходов России
33 Japan-Ukraine Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan.URL: https://www.mofa. go.jp/erp/c_see/ua/page4e_001424.html (accessed: 23.05.2023).
34 Очередная пресс-конференция 22 мая 2023 г. у официального представителя МИД КНР Мао Нин// URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/mtfw/ce_cegw_chn/lxjzhzhdh/202305/ t20230524_11082716.html (дата обращения: 23.05.2023).
35 Japan Stands with Ukraine // URL: https://japan.kantei.go.jp/ongoingtopics/pdf/jp_stands_ with_ukraine_eng.pdf (accessed: 23.05.2023).
от нефти, Японии продолжила повторять особый подход страны, который она выработала еще со времени первых нефтяных шоков. Ради энергетической безопасности проявлять готовность к закупкам энергоресурсов у сложных партнеров при обеспечении японской дипломатией одобрения со стороны старшего союзника - США. При введении G7 потолка цен на нефть японские представители предупредили, что нефть из проекта «Сахалин-2» не будет попадать под действие этого ограничения. Минфин США разрешил Японии проводить операции, связанные с морской перевозкой нефти, при условии36.
Как отмечает в статье The Japan Times: «Общественная поддержка Украины остается сильной в стране, где многие опасаются, что неспособность дать отпор России может побудить Китай предпринять аналогичные действия против демократически управляемого острова Тайвань»37.
Японский политический класс воспринимает СВО как угрозу глобальному порядку, в котором у Японии имеется защищенная и премиальная позиция. Политика Японии в связи с кризисом на Украине показывает заинтересованность Токио в разрешении конфликта на условиях, выработанных в ходе консультаций западного лагеря под лидерством США. Главным приоритетом Японии в сфере политики безопасности является укрепление потенциала сдерживания и реагирования в целях надежной защиты территории страны, ее территориальных вод и воздушного пространства. Фактор укрепления военно-политической роли КНР и развитие российско-китайского сотрудничества на фоне обостряющегося американо-китайского противостояния вносит обеспокоенность относительно благополучного будущего Японии.
Литература / References
1. Defense of Japan 2022. Ministry of Defense. Tokyo. 2022. 543 p.
2. Yamauchi Masayuki, Hosoya Yuichi. Modern Japan's Place in World History: From Meiji to Reiwa / Ed. by Masayuki Yamauchi and Yuichi Hosoya. Springer, 2023. 216 p.
3. Заявление МИД России об ответных мерах на решения Правительства Японии // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1805541/?lang=ru&clear_ (дата обращения: 23.05.2023).
4. Майнити симбун. 08 мая 2016 г. // URL: http://mainichi.jp/articles/20160508/ ddm/003/010/137000c (дата обращения: 11.04.2021).
36 Япония впервые за полгода получит партию сырой нефти из России // РБК URL: https:// www.rbc.ru/business/28/12/2022/63abe1439a79478a9b4ce576 (дата обращения: 23.05.2023).
37 Kishida more likely to call election as Zelenskyy's G7 visit boosts support // The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/05/23/national/politics-diplomacy/kishida-zelenskyy-support-election/?utm_source=pianoDNU&utm_medium=email&utm_campaign=72&tpcc=dnu &pnespid=q7fNg5cMv6TGprDqr0W8saAK.0oI_zxlkVAiHVQ6oxyVm48lUceXGtMSc4HKLr5JlFzN1Q (accessed: 23.05.2023).
5. Очередная пресс-конференция 22 мая 2023 г. у официального представителя МИД КНР Мао Нин // URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/mtfw/ce_cegw_chn/ lxjzhzhdh/202305/t20230524_11082716.html 23 (дата обращения: 23.05.2023).
6. О стратегии обеспечения национальной безопасности / В// lim с 10 // URL: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-j.pdf (дата обращения: 23.05.2023).
7. Программная речь премьер-министра Кисида Фумио на 210-й сессии Парламента / // URL: https://www. kantei.go.jp/jp/101_kishida/statement/2022/1003shoshinhyomei.html (дата обращения: 23.05.2023).
8. Япония впервые за полгода получит партию сырой нефти из России// РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/28/12/2022/63abe1439a79478a9b4ce576 (дата обращения: 23.05.2023).
9. Collective Release of Petroleum Reserves by IEA Member Countries (Statement by Press Secretary ONO Hikariko) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www. mofa.go.jp/press/release/press6e_000312_00002.html (accessed: 23.05.2023).
10. Foreign Minister Hayashi summons Mr. Mikhail Y. GALUZIN, Ambassador of the Russian Federation to Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa. go.jp/press/release/press4e_003087.html (accessed: 23.05.2023).
11. G7 Foreign Ministers' Meeting in Karuizawa, Nagano (Overview of the «Ukraine» Session) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/ms/g7hs_s/ page1e_000624.html (accessed: 23.05.2023)/
12. G7 Leaders' Statement on Ukraine // URL: https://www.g7hiroshima.go.jp/documents/ pdf/230519-01_g7_en.pdf (accessed: 23.05.2023)
13. Expulsion of diplomats and officials from the Embassy of the Russian Federation and the Trade Representation of the Russian Federation in Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003113.html (accessed: 23.05.2023).
14. Japan-Ukraine Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/erp/c_see/ua/page4e_001424.html (accessed: 23.05.2023).
15. Japan Stands with Ukraine // URL: https://japan.kantei.go.jp/ongoingtopics/pdf/jp_ stands_with_ukraine_eng.pdf (Accessed: 23.05.2023)
16. Japan-Ukraine Summit Meeting//Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www. mofa.go.jp/erp/c_see/ua/page4e_001361.html (accessed: 23.05.2023).
17. Japan's prime minister warns of a historic - and dangerous - moment in Asia / By Josh Rogin // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2023/ 01/11/japan-prime-minister-rearmament- china-north-korea/ (accessed: 23.05.2023).
18. Joint Statement of the United States and Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100446109.pdf (accessed: 23.05.2023).
19. Japan-U.S. Foreign Ministers' Telephone Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003106.html (accessed: 23.05.2023).
20. Japan-U.S. Foreign Ministers' Telephone Talk (February 26, 2022) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_003090.html (accessed: 23.05.2023).
21. Kishida more likely to call election as Zelenskyy's G7 visit boosts support // The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/05/23/national/politics-diplo-macy/kishida-zelenskyy-support-election/?utm_source=pianoDNU&utm_ medium=e-mail&utm_campaign=72&tpcc=dnu&pnespid=q7fNg5cMv6TGprDqr0W8saAK.0oI_ zxlkVAiHVQ6oxyVm48lUceXGtMSc4HKLr5JlFzN1Q (accessed: 23.05.2023).
22. Keynote Speech by Minister HAYASHI Yoshimasa at the EU Indo-Pacific Ministerial Forum in Stockholm on Saturday 13 May, 2023 // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100503743.pdf (accessed: 23.05.2023).
23. Meeting between Prime Minister Kishida and President von der Leyen of the European Commission // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/ erp/ep/page6e_000338.html (accessed: 23.05.2023).
24. Sanction Measures following the launch of military actions by Russia in Ukraine (Statement by Foreign Minister HAYASHI Yoshimasa) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press6e_000371.html (accessed: 23.05.2023).
25. Sanction Measures following Russia's Recognition of the «Independence» of the «Donetsk People's Republic» and the «Luhansk People's Republic» and the ratification of treaties with the two «Republics» (Statement by Foreign Minister HAYASHI Yoshimasa) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/ release/press4e_003085.html (accessed: 23.05.2023).
26. Outcome of Prime Minister Kishida's Attendance at the NATO Summit Meeting // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_001264. html (accessed: 23.05.2023).
27. Vice-Minister for Foreign Affairs Mr. MORI summons Mr. Mikhail Y. GALUZIN, Ambassador of the Russian Federation to Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e 003103.html (accessed: 23.05.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Милеев Дмитрий Александрович - Mileev Dmitry A. - Scientific Researcher, научный сотрудник Центра исследования Center for Research on General Problems
общих проблем современного Востока, of the Modern East, Institute of Oriental
Институт востоковедения Российской Studies of the Russian Academy of
академии наук, Москва, Россия Science, Moscow, Russian Federation
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляeт об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 23.05.2023.
Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 01.06.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest. Article info
Submitted: 23.05.2023.
Approved after peer reviewing and accepted for publication: 01.06.2023. The author has read and approved the final manuscript.