ИСТОРИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ США В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
ШИТОВА Татьяна Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета, Россия, г. Красноярск. E-mail: [email protected];
ВОРОБЬЕВА Арина Владимировна,
студент Красноярского государственного аграрного университета, Россия, г. Красноярск. E-mail: [email protected];
НЕСМЕЛОВА Евгения Григорьевна,
студент Красноярского государственного аграрного университета, Россия, г. Красноярск. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье проводится анализ санкционных периодов, введённых в отношении Российской Федерации Соединёнными Штатами Америки в современный период. Авторами представлена периодичность введения ограничительных мер в связи с различными событиями, которые США приняли единолично в обход Совета Безопасности ООН.
Abstract: The article analyzes the sanctions periods imposed on the Russian Federation by the United States of America in the modern period. The author presents the periodicity of restrictive measures in connection with various events that the United States took alone in circumvention of the UN Security Council.
Ключевые слова: санкции, эмбарго, ограничительные меры, запрет на въезд, арест активов.
Keywords: sanctions, embargo, restrictive measures, ban on entry, seizure of assets.
История антироссийских санкций со стороны США ведёт своё начало после октябрьского переворота 1917 г. в России, затем продолжилась при СССР и в настоящее время не заканчивается при Российской Федерации.
Актуальность темы исследования заключается в оценке объективности принимаемых недружественных мер в отношении нашей страны, периодичностью и объёмом применения.
В процессе написания статьи автор опирался на исследования отечественных и зарубежных учёных, это в частности: А.В. Воловик, М.В. Всяких, И.В. Бочарникова и других. Кроме того, были использованы данные органов государственной власти РФ и материалы средств массовой информации.
С момента обретения независимости нашей страной и роста её влияния на международной арене, Соединённые Штаты Америки, начиная с 1990-х годов, периодически вводят санкции в отношении отдельных российских компаний и организаций [1, с. 14-18].
Под запрет попали контрактные соглашения, торговля товарами военного назначения и выдача лицензий на экспорт товаров, которые подпадают под требования экспорт-
ного контроля в США.
Новым витком санкционных мер стал называемый акт «Магнитского» от 14.12.2012 года, в котором предусматривался запрет на въезд в США сотрудникам силовых ведомств и замораживание их счетов в американских банках. Позже документ распространил действие санкций на лиц, «несущих ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека».
Следует отметить, что принятые ограничительные меры в отношении сотрудников силовых ведомств были безосновательны и не подкреплены конкретными доказательствами.
Сами же США активно вмешивались в дела третьих стран, так, благодаря их поддержке, а также части стран Европейского Союза, в феврале 2014 года на Украине был совершён антиконституционный государственный переворот, в результате которого Крым принял решение о воссоединении с исторической родиной -Россией [2, с. 21-25].
В этой связи, США заморозили сотрудничество с Россией в военно-космической и атомной сферах, параллельно ввели пакет санкций в отношении ряда должностных лиц и компаний.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2018. № 8(164)
Таким образом, в отношении России была введена многоуровневая система ограничений, которые касались экономических, политических и культурных связей между нашими странами.
Также санкционные меры предусматривали визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, запрет на ведение с ними бизнеса, а также передачи материалов и технологий. Например, санкции по отраслям экономики («секторальные санкции») затрагивали такие сферы российской экономики, как финансовая, энергетическая, оборонная и горно-металлургическая. Это подразумевало отказ в предоставлении заёмных средств и инвестиций, запрет на поставки, военной техники и вооружения, высокотехнологичного оборудования и новых технологий. Важно подчеркнуть, что под ограничения попадали только те компании, в которых лицам из санкци-онного списка принадлежит 50% и более пакета акций [3, с. 143-149].
Из этого следует, что администрация Президента Б. Обамы решила точечно воздействовать на причастные, по их мнению, компании и затормозить развитие ключевых отраслей российской экономики и нового субъекта страны - Республики Крым, сданным регионом было запрещено вести торговую деятельность и инвестировать гражданам США [6].
В процессе расширения санкционных мер (списки дополнялись18 раз) в них попали российские политики, должностные лица органов власти, предприниматели, а также представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик (ДНР и ЛНР), которые Россия не признала и стороной внутриполитического конфликта на Украине не является.
Санкции неоднократно продлевались указами Президентов США Б. Обамы и ныне действующего Д.Трампа, последний раз 2 марта 2018 г. (пакет действует до 6 марта 2019 года).
29 декабря 2016 года США объявили о введении очередного пакета санкций. В этот раз поводом для них, стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов 2016 года. В частности, власти США выслали из страны 35 российских дипломатов, наложили арест на два дипломатических объекта в штатах Нью-Йорк и Мэриленд. В
санкционный список вошли пять российских организаций, в их числе ФСБ и Главное управление Генштаба Вооруженных сил России, и шесть человек [4].
Необходимо отметить, что введение ограничительных мер было основано на антироссийской риторике и полным отсутствием каких-либо доказательств.
Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности России, так, в феврале 2017 года меры в отношении ФСБ были уточнены, американским компаниям, осуществляющим поставки в Россию различных электронных товаров и продуктов информационных технологий, разрешено получать лицензии, разрешения и сертификаты от ФСБ, однако сумма сделки не должна превышать $5 тыс. в год, ипо-прежнему запрещены поставки в Крым.
11 июля 2017 года из списков поставщиков услуг в области информационных технологий, разрешенных для использования государственными структурами США, была исключена российская компания «Лаборатория Касперско-го». 13 сентября 2017 года министерство внутренней безопасности США предписало всем госучреждениями прекратить использовать антивирусные продукты «Лаборатории Касперского» [8] якобы из-за возможности доступа к ним российских властей.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который закрепил ограничительные меры в отношении России, а также Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.
Так, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия сирийскому правительству, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в американские выборы 2016 г., в коррупции.
Указанный выше закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на
физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 года).
Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса, которые ранее вводились, корректировались и снимались указами Президента США.
Первые санкционные списки были опубликованы в октябре и декабре 2017 года и вступили в силу 29 января 2018 года вместе с законом. Затем появились списки, составленные на основании разных статей этого закона в связи с обвинениями в угрозе национальной безопасности США, вмешательстве в американские выборы, кибератаках. В частности, в них числятся концерны: «Калашников», «Ижмаш», корпорация «МиГ», компании «Сухой» и «Вертолеты России», оборонные предприятия «Опытное конструкторское бюро «Новатор».
В черный список занесены бизнесмены О. Дирипаска и глава «Газпрома» А. Миллер, глава ВТБ А. Костин, владелец «Реновы» В. Вексельберг, бизнесмены И. Ротенберг и С. Керимов (указанные лица являются под действием других видов санкций).
В январе 2018 года в дополнение к закону был опубликован список, получивший в прессе название «кремлевский». В него были внесены члены российского правительства, в том числе премьер-министр Д. Медведев, руководство президентской администрации, руководители ряда государственных корпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет
Библиография:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
свыше 1 млрд. долл. США - всего 210 человек [5]. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций.
Кроме того, российские граждане и компании числятся в черных списках США против других стран, к которым Вашингтон применяет санкции. Например, в апреле 2018 года под действие таких ограничений «за торговлю с властями КНДР» и «длительные отношения» с Пхеньяном подпал российский коммерческий банк «Аг-росоюз» [7].
В заключение следует отметить, американские санкции необходимо расценивать как недружественные шаги, целью которых является сдерживание России, используя свое геополитическое преимущество. Основной целью США является попытка устранения России как геополитического игрока путем недобросовестной конкуренции.
Необходимо подчеркнуть, что санкции налагаются за совершение правонарушений в международном праве, а наша страна чётко выполняет международные обязательства, поэтому правовых оснований для введения санкций в отношении Российской Федерации быть не может. Все обвинения голословны и не подкреплены весомыми доказательствами.
В ближайшем будущем можем ожидать, что снятие санкций будет являться предметом политического торга во взаимоотношения между Россией и Соединёнными Штатами.
Считаем, что санкции в отношении России преследуют цель дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, подорвать её экономическое благосостояние и вытеснить государство с арены международной политики.
Бочарников И.В. История антироссийских санкций: от Ивана Грозного до наших дней // Актуальная аналитика. 2016. № 7. С. 14-18.
Воловик А.В. Санкции США в ответ на воссоединение России и Крыма // Вестник РМАТ. 2017. № 3. С. 21-25.
Всяких М.В. Санкции в отношении РФ и их последствия // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6. С. 143-149.
Сайт Президента России // http://kremlin.ru/ (дата обращения 10.10.2018).
Сайт Правительства России // http://government.ru/ (дата обращения 12.10.2018).
Сайт Правительства Республики Крым // https://rk.gov.ru/ (дата обращения 12.10.2018).
Российская бизнес-газета: Новые санкции США // https://www.rbc.ru/politics/20/09/2018/5ba3eff29a794723dbac12fa (дата обращения 15.10.2018).
Сайт антивирусной лаборатории «Касперского» // https://www.kaspersky.ru/ (дата обращения 25.10.2018).