Научная статья на тему 'История возрождения "московского письма"'

История возрождения "московского письма" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСПИСЬ / ВОЗРОЖДЕНИЕ "МОСКОВСКОГО ПИСЬМА" / ЦВЕТКОВ ГРИГОРИЙ ВИКТОРОВИЧ / "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАВЮРА" / ПОДНОСЫ / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трясцина А. А.

В статье раскрывается история становления стиля «московского письма». Рассматривается творческий путь одного из ведущих художников кафедры «Художественная роспись по металлу и папье-маше», поиски стилистических, композиционных особенностей, технологических приёмов росписи и окончательное становление стиля «московского письма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возрождения "московского письма"»

А.А. Трясцина,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт) История возрождения «московского письма»

Подносы, вазы, подносы-панно, очечники, коробочки, ларцы, комплекты изделий, предметы интерьера с прекрасной росписью в стиле «московского письма» завораживают своей красотой. Роспись изумительна по технике исполнения и колориту, реалистично выполнена. Сейчас это уникальные авторские работы с уже сложившимися стилистическими особенностями, своей технологией выполнения и историей. Но совсем недавно изделия московского производства из металла и папье-маше, известные с XVIII века и пользовавшиеся большой популярностью, потеряли спрос и со временем стали забыты. Возрождать уникальный вид художественного ремесла поручили предприятию «Художественная гравюра», а готовить кадры, владеющие московским письмом, доверили Школе художественных ремёсел. Свою образовательную деятельность Московская школа художественных ремёсел (МШХР) осуществляет с 1938 года, а с 1975 года начала свою работу кафедра «Художественной росписи по металлу», где преподавали художники-мастера, закончившие художественно -промышленное училище им. Строганова, художественно-промышленное училище им. Калинина. Мастера с производственного объединения «Художественная гравюра» расписывали подносы по тёмным фонам в манере декоративной жостовской росписи. Процесс возрождения был долгим и трудным. Художники декоративно прикладного искусства, в своё время, посещали музеи России - Жостово, Нижний Тагил, Екатеринбург, Санкт-Петербург, принимали участие в семинарах и конференциях. Следует отметить, что на кафедре сменилось много преподавателей, но именно Цветков Григорий Викторович на протяжении долгих лет возрождал «московское письмо», который работает в настоящее время на кафедре живописи. Разработав авторские программы по композиции, мастерству и технологии художественной росписи, Григорий

Викторович обучил и воспитал много поколений замечательных талантливых художников, высококвалифицированных востребованных специалистов, работающих в сфере декоративно-прикладного искусства. В своей статье хотелось бы рассказать об этом замечательном художнике.

Цветков Григорий Викторович поступил в МШХР (ул. Семёновская, дом 17) в 1980 году после десятого класса. В то время он мало что знал о народных художественных промыслах, а о «московском письме» и тем более. Любил копировать портреты Рембранта, писал иконы. В московскую школу художественных ремёсел его привела мама, в то время она работала в библиотеке, где были большие металлические подставки для книг. Из одной подставки Григорий Викторович вырезал форму для небольшого подноса, молоточком выбил борта и расписал, копируя жостовский поднос. Поступать на кафедру художественной росписи по металлу посоветовал Разумов В.В., преподающий там. Окончательный же выбор в пользу этой кафедры был сделан только из-за выполнения портрета по программе. Стать студентом оказалось несложно. Живопись в то время преподавал Заболоцкий Н.Н., а мастерство - Соловьёва О.В., которые отметили высокий уровень подготовки абитуриента. После поступления Григорию Викторовичу предложили перейти сразу на второй курс, но студент отказался, чтобы пройти все этапы обучения.

С 1981 года по 1983 он проходил службу в армии, а в 1985 году закончил МШХР с красным дипломом и характеристикой, дававшей право на свободное распределение. Из училища Григорий Викторович был третьим выпускником, кто получил пятый - самый высокий разряд и данного рода привилегию. Григорий Викторович решил стать сотрудником предприятия «Художественная гравюра», где работал его друг и сокурсник Калакатов Олег. Остальные сотрудники не очень дружелюбно встретили нового коллегу, так как именно Григорию Викторовичу доверили работу с дорогой продукцией, за которую выплачивали хороший заработок. Чтобы развеять все сомнения коллег, подносы он выполнял на самом высшем уровне, продемонстрировав всем, что количество не должно сказываться на качестве продаваемой продукции. Некоторые сотрудники стали

советоваться с ним и интересоваться его мнением по написанию подносов.

60

Директор предприятия Ханук Е.Ф. хотел возродить «московское письмо» ещё в то время, писать в стиле старинных подносов и искал человека, который возьмётся за столь непростое дело. Но проработал на этом предприятии Григорий Викторович совсем недолго - всего год, а затем Максимович Валентина Фёдоровна пригласила художника преподавать в МШХР.

Так в 1985 году Григорий Викторович стал преподавателем. Тогда МШХР находилось в Измайлово. Первая его группа состояла из двадцати двух человек. «Помню, ставили первую постановку для абитуриентов с Еленой Борисовной Григоревской, она в один год со мной пришла преподавать», - вспоминает Григорий Викторович. В 1987 году он поступил в Строгановское училище на кафедру «Интерьер и оборудование», где на вечернем отделении на отлично проучился два года.

В 1992 году друг предложил вернуться на предприятие «Художественная гравюра», где Григорий Викторович пытался возрождать «московское письмо». Но предприятие ориентировалось на выпуск большого количества продукции, при этом страдало качество изготавливаемых изделий. Тогда он окончательно понял, что такая работа совсем не для него. И в 1992 году вернулся в МШХР окончательно, где преподаёт и в настоящее время.

На кафедре «Художественная роспись по металлу» в то время преподавал мастерство Разумов В.В., но роспись велась в традициях жостовского подноса. Григорий Викторович стал ведущим специалистом по возрождению «московского письма». Было ясно, что необходимо занять свою нишу среди подносных промыслов, известных с давних времён, растить свои кадры. Путь к возрождению вёлся долго и непросто. И со временем стали вырабатываться свои стилистические особенности. В основном студенты писали цветы средней полосы России и садовые, и полевые, разнообразные травинки. Также цветы стилистики модерна: длинностебельковые тюльпаны, ирисы, нарциссы, нежные цветы пиона. Рисовали сложные силуэты цветов в разнообразных ракурсах. Под руководством Григория Викторовича студенты разрабатывали новые композиции, придумывали новые сорта цветов, «скрещивая» несколько видов в один, такие цветы в

дальнейшем появились у селекционеров, а теперь уже и на городских клумбах.

61

Растительный мир в композициях работ студентов стал включать большое разнообразие насекомых: стрекоз, шмелей, бабочек, ос, гусениц, пауков, кузнечиков. На кафедре появились первые коллекции насекомых, собранные Григорием Викторовичем. Знакомство с растениями, их тонкие зарисовки, подробные эскизы, все подготовительные операции перед росписью были заимствованы у старой школы жостовских мастеров. Оказали большое влияние на становление «московского письма» такие художники, как Хруцкиий И.Т., Толстой Ф.П.. Шли по пути прозрачности и нежности, любовно изображая каждый цветок или насекомое. Сейчас на изделиях, выполненных в стиле «московского письма» часто изображают: рокалевидные мотивы, ленты, букетики, корзины, перышки, банты, капельки, бусины, кружево, вуаль, всевозможные орнаменты.

Городские подносы прошлых веков были небольшие по форме: для писем, бокалов. Григорий Викторович решил отталкиваться от бытовавших ранее форм. Пластичность формы, цельность, мягкость и плавность переходов от зеркала подноса к борту, фигурность края. А порой и простые классические формы: круглые, экран, большой или малый овал, прямоугольные, овальные с фестончатыми краями, стреловидные, крылатые, и это не весь ассортимент современных форм московских поносов. Форму диктует задумка самого автора. Уже по форме подноса, зачастую, можно определить название, тему работы. «Белые ночи» - такова тема дипломной работы Григория Викторовича, завершающая обучение в институте. Автор настолько проникся темой, что создал, на мой взгляд, прекрасные поэтические строки: Белые ночи

Жемчужной россыпью шурша В накидке газовой из пыли Ты прилетела не дыша Оставив на морской пучине Свой зыбкий след. Рукою поведя

Туманный берег чуть залился С лица - молочной белизной Растаял город и умылся В твоих глазах Души Святой.

1997 год

Осыпан белокурой ночью Я очарованно тону Из тающих твоих пророчеств Одно - которое пойму Едва ловимых Тонких зыбких

Ей сладко, сладко млеть в плену И блеск твоих лучей незримых Тебе душою я шепчу...

1998 год

Именно так, от замысла до глубокого проникновения темы через сознание,

Григорий Викторович учит работать своих студентов. Только в этом случае

можно создать поистине уникальное произведение искусства. Изделия в стиле

«московского письма» невозможно спутать с подносами других промыслов

благодаря полифоническим фонам и композиционным особенностям построения

изображений. На подносах и панно выполняют цветовые растяжки, однотонные

фоны, металлизированные фоны, с лессировками, металлизированные фоны с

расстамповками в плотный фон, переход одного вида порошка в другой,

декорирование фона набрызгами, разводами, металлизированными поталями,

фона «под черепашку», «под мрамор», «под дерево». Элементы росписи

гармонично связаны с фоном.

При поиске композиционных особенностей студенты изначально

выполняли копии натюрмортов, позже разрабатывали собственные композиции

натюрмортов. Также Григорий Викторович включил в программу копии

63

портретов, пейзажей, что позволяло студентам ближе ознакомиться с произведениями лучших русских художников. Но ведущей темой была и остаётся, по сей день цветочная тема. Композиции с цветами, букетами, гирляндами в большей степени ассиметричны. Проекты на разные темы выполняются на планшете и оформляются в соответствии с колоритом будущего изделия.

Выработался профессиональный полукистевой мазок близкий к материальности, которая позволяет изображать цветы натуралистично, воздушно, такой мазок использовал Графов Б.В.. Он в дальнейшем высоко оценил работы студентов Григория Викторовича, которые были продемонстрированы на конференции в Этнографическом музее народов России.

Изделия в стиле «московского письма» выполняются в следующих техниках: «алла-прима», «письмо по-сквозному», «многослойное письмо», смешанные техники. Сегодня с огромной гордостью можно говорить о уже сложившемся виде декоративно-прикладного искусства, об изделиях, выполненных в стиле «московского письма», который сформировался на протяжении менее двадцати трёх лет, хотя другие виды промыслов развиваются на протяжении столетий. В этом огромная заслуга Цветкова Григория Викторовича - основоположника стиля «московского письма» кафедры «Художественной росписи по металлу и папье-маше». За столь короткий срок стиль «московского письма» стал уникальным видом декоративно-прикладного искусства, а поднос из предмета обихода превратился в объект любования и восхищения. Сейчас роль декоративного подноса изменилась и переросла рамки оформления бытовой вещи, стала предметом оформления интерьера. Изделия, выполненные в стиле «московского письма», обрели силу самостоятельного искусства, волнующего, обращённого к духовному миру всех людей и каждого в отдельности. Мера реального и условного, найденная Григорием Викторовичем, передаётся из поколения в поколение. Уникальные изделия, выполненные в стиле «московского письма» в единственном экземпляре по авторским композициям, вызывают чувства восторга, поэтической созерцательности, гармонии, прививают любовь к природе, к образам растительного мира.

Список литературы:

1. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше. Санкт-Петербург, изд-во СПбГУ, 2006.

2. Федотова О.В. «Система педагогической взаимосвязи «мастерства» и «композиции» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи». Учебно-методическое пособие к программам по специальным дисциплинам для специализации «Русские художественные лаки». - М.: ООО Педагогика, 2004.

3. Цветков Г.В. «Мастерство». - М.: ООО «Педагогика», 2001.

4. Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство России. Санкт-Петербург, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.