История возникновения российских монстраций
Аннотация
Статья посвящена анализу событийного ряда российских монстраций, являющихся современными городскими уличными акциями. Основное внимание в работе автор акцентирует на происхождении феномена «монстрация», который еще не так хорошо изучен научным сообществом. Но стоит отметить, что с каждым годом популярность данного феномена среди молодежи растет, поэтому он является главным объектом статьи.
Ключевые слова: монстрация, перформанс, протест, новые левые, хэппенинг.
Автор
Матюсова Анастасия Игоревна
Бакалавр кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)
Чтобы понять, что представляет собой феномен «монстрация», необходимо рассмотреть формы современного искусства, которые являются прообразом ее появления. В первую очередь, это касается перформанса. Как направление искусства он возник в 60-х гг. XX в. Как пишет Ю. Гниренко: «Появление перформанса оказалось „идеальным преступлением" — так как действиями, производимыми в ходе сотворения перформанса, художник расшатывает систему искусства, сам, изнутри» [1].
Надо сказать, что в России перформанс появился гораздо позже, чем на Западе, а его определения в русских словарях стали приводить лишь после 1991 г. Но они вовсе не отражали какие-либо особенности русского перформанса. Изначально появившись как маргинальное явление, он настолько расширился, что перестал считаться каким-либо экспериментом в искусстве, а приобрел собственную форму.
Перформанс считался частью акцио-низма, последний из которых представ-
ляет собой «неизобразительное, художественное процессуальное творчество, а не направление, вид или жанр искусства... акционизм локально разделял понятия перформансов и хэппенингов, например, „Венский акционизм" — некое место, где проходили и проходят перформансы, хеппенинги, устраивают ин-вайроменты, демонстрируют видео-арт» [1].
Считается, что первое упоминание о перформансе относится к произведению-действию музыканта Дж. Кейджа, который на сцене исполнил «3,33 минуты тишины».
Перформанс также появился вслед за нью-йоркскими хеппенингами конца 1950-х гг., в то время как художники стали придумывать театральный контекст для своих произведений, чтобы был достигнут нужный контакт с публикой. «В 60-х гг. представляет собой разыгранное перед аудиторией действие, в котором в качестве скульптурного элемента используется человеческое тело. В 70-е гг.
Произведение-действие Дж. Кейджа можно посмотреть и послушать по данной ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=FOBitKLkTDM
под влиянием массовой культуры художники переносят действие из галерей в театры. В настоящее время границы между перформансом и другими видами театральных представлений размыты, и все они определяются широким термином „искусство действия"» [6 — С. 411].
Что касается хэппенинга, то первым его устроил американский художник Аллан Капроу (1927-2006).
В целом можно сказать, что перформанс появился как альтернатива тогда существовавшему искусству, в основном футуризму и авангарду.
Если мы будем говорить об истоках непосредственно политического перформанса, то стоит упомянуть о левом движении в Европе, которое возникает одновременно с появлением первых нот перформанса в 1960-х гг. В основном это была молодежь, которая не хотела принимать существующий порядок дел, массовую культуру, которая не вдохновляла, а делала общество бездуховным. Это движение включало в себя и экологическое социальное движение по защите окружающей среды (зеленые).
Так называемые «новые левые» вызвали бурное появление и других движений: феминизм, хиппи. Последнее представляло собой появление субкультуры, которую С. И. Левикова понимает, как «культуру, создаваемую самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать» [3]. А под термином «неформальные молодежные объединения» она понимает «группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей» [3]. По ее словам, появлению таких молодежных субкультур способствовали открытые и динамично развивающиеся общества, т. к. в традиционных обществах развитие шло медленно, где молодежь воспринимала и воспроизводила в основном опыт старших поколений, не имея никакой возможности мыслить альтернативным образом [3].
«Лента Стёбиуса», 20 ноября 1995 г., Новосибирск. Источник фото: http://beryazev.livejournal.com/91206.html
Необходимо отметить, что еще одним прообразом появления современных «монстраций» стали левые радикальные выступления студентов во Франции в 1968 г., которые проходили в форме демонстраций и массовых беспорядков. В таких акциях участвовало почти 10 млн человек. Студенты выкрикивали лозунги: «Запрещать запрещено», «Пришел. Увидел. Поверил», «Счастье — это новая идея», «Поэзия на улицах» и др. [7]. Участники данного события считали себя «новыми левыми».
Политический перформанс в СССР развивался немного в другом ключе. Здесь в рамках социально-политической ситуации сформировалось «неофициальное искусство», в рамках которого развивался изначально перформанс [1]. Его отечественный генезис традиционно делится на два этапа:
1) Перфомативные акты [1], которые еще трудно назвать по своей сути перформансом, но развивались в рамках концептуализма. Сюда можно отнести такие группы, как «Коллективные действия» (КД), «Мухоморы», «Чемпионы мира», «Гнездо», чьи выступления не носили
очень экспрессивный характер, использовали минимум художественных средств, от того такой перформанс можно назвать минималистическим.
2) «Провокативный» перформанс [1], главной особенностью которого являлась вседозволенность и провокативность, которая распространялась в 1990-х гг. Здесь можно вспомнить художников: А. Бренера, А. Осмоловского, О. Кулика, А. Тер Ога-ньяна.
В современной России можно выделить следующие наиболее известные перформансы: Олег Мавроматти, Пётр Павленский, арт-группа «Бомбилы», арт-группа «Война», акции Антона Глотова.
Что касается непосредственно мон-страций, а не их прообразов, то нельзя не сказать, что идейным вдохновителем такого мероприятия выступил художник Артём Лоскутов, хотя само название «монстрация» предложил другой художник — Илья Дыркин [2]. Он убрал приставку «де», которая, по его мнению, несла негативный смысл. А само слово «мон-страция» (monstatio) с латинского языка переводится как «показывание».
Рисунок 1. Плакат «Здесь вам не Москва!» на монстрации 2016 г. в Новосибирске. Источник фото: группаМонстрация ВКhttps://vk.com/monstration nsk
Прообразом монстрации в том виде, в котором она существует сейчас, можно считать мероприятие под название «Лента Стёбиуса» [4], которое прошло 20 ноября 1995 г. в Новосибирске. Тогда местные художники прошли по центральной улице города с плакатами, наполненными определенной долей абсурда. Данная акция была проведена ради веселья, а не ради пиар-акции, как утверждают ее организаторы [4].
Еще одним прообразом современной монстрации было шествие, организованное творческим объединением «СВОИ 2000» 1 мая 2000 г. в Москве. Около 200 молодых людей прошли в виде «хвоста» коммунистической демонстрации, наряженные в экстравагантные костюмы. Лозунги на плакатах были такие: «Норки нараспашку!», «Круто освоились» и др. Возможно, это был своего рода флеш-мобный протест по отношению к ежегодно проводимым традиционным коммунистическим митингам 1 мая. Люди просто устали от официальных форм и лозунгов и решили придумать альтернативу.
Организаторами же первой монстрации, состоявшейся в городе Новосибирске в 2004 г., стала арт-группа «CAT» [5] («Contemporary art terrorism»). Помимо А. Лоскутова, в нее входили И. Дыркин,
М. Нерода, Е. Дробышева и др. Тогда монстрация собрала около 80 человек. Но с каждым годом количество желающих принять участие только росло. В 2010 г. — около 2 тыс. человек, в 2011 г. — около 5 тыс., в 2012 г. — 6666 тыс., в 2013 г. — 3492 чел., в 2014 г. — около 4 тыс., в 2015 и 2016 гг. — около 1,5 тыс. [8]. Стоит отметить, что до 2009 г. монстранты шли вместе с участниками первомайской демонстрации, присоединяясь к ее хвосту. Это означало, с одной стороны, что местные власти не хотели придавать данному мероприятию большое значение, а значит, выделять под него отдельную колонну, а с другой стороны, возможно, местная элита просто боялась дать волю монстрантам, поскольку понимала, что это активная мобилизационная молодежь, которой могут манипулировать другие, например, оппозиционные силы. Но с увеличением числа участников монстрации, она превратилась в шествие в отдельной колонне.
Таким образом, данное культурное явление, или, по словам организаторов, хэппининг, стало настолько популярно, что из Сибири быстро распространилось не только на другие города Российской Федерации, но и за рубеж. Эта культурная эстафета была передана таким российским городам, как Москва, Санкт-Пе-
Рисунок 2. Плакат «Будь, маразм!» на монстрации 2010 г. в Москве. Источник фото: группа Монстрация ВКhttps://vk.com/monstration nsk
тербург, Симферополь, Курск, Владивосток, Пермь, Ярославль, Омск, Красноярск и др. Среди зарубежных городов выделились Рига, Кишинев, Пекин, Паттайя.
Если провести анализ плакатов молодежи, представленных на монстрации 1 мая 2016 г. в городе Новосибирске, то самым главным из них был плакат с лозунгом «Здесь вам не Москва». Плакат, на первый взгляд, не имеет политического смыла, так как обозначает место действия — город Новосибирск, который действительно не Москва. Но если провести глубокий анализ, то можно предположить, что имеет место быть некий политический контекст. Москва является политическим, экономическим и финансовым центром, задает определенные тренды развития. Плакат же указывает о наличии возможного непонимания между жителями столицы и регионов, между федеральным центром и региональными элитами (см. рис. на стр. 90).
Наиболее крупными монстрациями из выше перечисленных можно также считать монстрации в Москве (30.04.2010) и Симферополе (1.05.2014).
В Москве, например, монстрация 2010 г. собрала около 100 человек. Это была первая монстрация, проведенная в столице. Проводилась она на набережной Тараса Шевченко. Содержание плака-
тов было таким: «Будь, маразм!», «Олени даже подумать не могут», «Ломай комедию!», «Осторожно, люди!», «Крокодил, крокодю и буду крокодить» и др. (см. рис. на стр. 91).
В Симферополе главным лозунгом монстрации 2014 г. был лозунг «Мы идем за вами!». Данный плакат символизировал события, которые происходили в Крыму на тот момент (присоединение Крыма к России). Это была антивоенная акция, которую местная молодежь решила провести в форме монстрации. Обычные городские жители не разобрались толком в главной цели монстрации, поэтому восприняли ее крайне негативно (см. рис. на стр. 93).
Рассмотрев источники появления феномена «монстрация», ему можно дать следующее определение. Монстрация — это городская уличная гражданская акция, ежегодно проводимая представителями молодого поколения, с помощью которой они пытаются самовыразиться, отстоять свою точку зрения сквозь призму искусства, но при этом, зачастую, прибегают к политическому контексту, который официально не приветствуется самими организаторами монстрации, которая всегда привлекает внимание властей, общественности, а также средств массовой
Рисунок 3. Плакат «Мы идем за вами» на монстрации 2014 г. в Симферополе. Источник фото: группа Монстрация ВКhttps://vk.com/monstration_nsk
информации и помогает снять социальную напряженность в обществе
Подводя итог, можно сказать, что у такого мероприятия, как монстрация, довольно глубокие корни, которые начинаются еще в 60-х гг. XX в. Они связаны, прежде всего, с появлением перформанса, который выступил частью акциониз-ма. Студенческие волнения во Франции в 1968 г. также выступили предтечей к появлению исследуемого хэппининга. Данные волнения привели к отставке фран-
цузского правительства и самого Шарля де Голля, т. е. к радикальным переменам во всем французском обществе. Прообразом монстрации в России стало мероприятие «Лента Стёбиуса», организованное в 1995 г. в Новосибирске, а сама монстрация, как таковая, появилась уже в 2004 г. в этом же городе. С тех пор она проводится каждый год, в то время как число ее участников, особенно молодежи, постоянно увеличивается.
Литература
1. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. — URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1020016/Gnirenko_-_PerFormans_ kak_yavlenie_sovremennogo_otechestvennogo_iskusstva.html. (дата обращения 10.06.2017).
2. Креатив с монстрацией — история одного протеста. — URL: http://skurlatov. livejournal.com/4532224.html. (дата обращения 01.07.17).
3. Левикова И. С. Молодежные субкультуры и объединения. — URL: http://www. civisbook.ru/Files/File/Levikova_Molodezhnie.pdP. (дата обращения 12.07.2017).
4. Лента Стёбиуса. 20 ноября 1995. Фото — за 15 лет до Монстрации! — URL: http:// beryazev.livejournal.com/91206.html. (дата обращения 3.07.2017).
5. Этот безумный Труд. Май. — URL: https://www.novayagazeta.ru/arti-cles/2014/05/02/59445-etot-bezumnyy-trud-may. (дата обращения: 14.06.17). 6 7
6. Определение по: Шедевры искусства XX века. — М. 1997. — С. 411.
7. Сошников А. Е., Никитина А. С. Студенческие волнения во Франции в 1968 году: предпосылки, эскалация и итоги // История и археология. — 2015. — № 6. — URL: http:// history.snauka.ru/2015/06/2184. (дата обращения: 02.07.2017).
8. Статистическая информация взята из открытых источников:
9. URL: https://meduza.io/Feature/2016/05/01/zapreschenka-v-sibiri (дата обращения: 14.06.17).
10. URL: http://www.tver.kp.ru/daily/25876/2840253 (дата обращения: 14.06.17).
11. URL: http://skurlatov.livejournal.com/4532224.html (дата обращения: 14.06.17).