Научная статья на тему 'Формирование структуры ценностей с точки зрения системно-деятельностного подхода к анализу медиапространства'

Формирование структуры ценностей с точки зрения системно-деятельностного подхода к анализу медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТИ / СМИ / МОНСТРАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / КОММУНИКАЦИИ / ИНСТИТУТЫ / MEDIA / VALUES / REVOLUTION / YOUTH / COMMUNICATION / INSTITUTES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузин Валерий Николаевич, Матюсова Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием цен-ностей у молодых людей через призму медийных структур, в частности медиапро-странства, которое представляет собой систему, возникающую в процессе комму-никативного взаимодействия различных социальных институтов. Авторы статьи до-казывают, что такие молодежные акции, как монстрация, позволяют людям интегри-роваться в социальную среду или, наоборот, способствуют процессу дезинтеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuring Values within the System-Activity Approach to the Analysis of Media Space

The paper represents some issues related to the formation values of young people through the prism of media structures, in particular the media space, which is a system that arises in the process of communicative interaction of different social institutions. The authors prove that such youth actions as monstration allow people to integrate into the social environment or, on the contrary, contribute to the process of disintegration.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры ценностей с точки зрения системно-деятельностного подхода к анализу медиапространства»

■ ■ ■ Формирование структуры ценностей с точки зрения системно-деятельностного подхода к анализу медиапространства

Бузин В.Н., Матюсова А.И.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием ценностей у молодых людей через призму медийных структур, в частности медиапространства, которое представляет собой систему, возникающую в процессе коммуникативного взаимодействия различных социальных институтов. Авторы статьи доказывают, что такие молодежные акции, как монстрация, позволяют людям интегрироваться в социальную среду или, наоборот, способствуют процессу дезинтеграции.

Ключевые слова: медиапространство, ценности, СМИ, монстрация, молодежь, коммуникации, институты

Для цитирования: Бузин В.Н., Матюсова А.И. Формирование структуры ценностей с точки зрения системно-деятельностного подхода к анализу медиапространства // Коммуникология. 2019. Том 7. №1. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-15-20.

Сведения об авторах: Бузин Валерий Николаевич, к.соц.н. советник Министра здравоохранения, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса; Матюсова Анастасия Игоревна, специалист департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России, Министерство здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 127994, Россия, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3. E-mails: buzinvn@rosminzdrav.ru; matyusovaai@rosminzdrav.ru.

Статья поступила в редакцию: 12.01.2019. Принята к печати: 16.03.2019.

Известно, что в процессе формирования картины мира индивида большую роль играют средства массовой информации (СМИ), которые включены в другой важный процесс - конструирование части социального пространства, которое можно определить, как медиапространство. Следует отметить, что из-за воздействия разных экономических и социокультурных факторов, а также коммуникативных технологий заметно расширяются границы традиционного медиапространства. Изменяется многое: от самих СМИ, аудитории до формы их взаимодействия и даже структуры ценностей.

Такие изменения становятся объектами социологических исследований и анализируются в тесной связи с другими социальными проблемами трансформации современного общества.

Медиапространство является сложной открытой социальной системой, создающейся в процессе целостного коммуникативного взаимодействия таких социальных институтов, как аудитория средств массовой коммуникации, произ-

водители, или авторы контента для средств массовой коммуникации и сам контент, технические средства, служащие для передачи этого контента, и собственно средства массовой коммуникации [Бузин; Кириллина].

В рамках авторской концепции системно-деятельностного подхода, разработанной одним из авторов, определяется важная задача - выделение базового системного элемента, или по словам В.А. Лефевра [Лефевр], конфигуратора, являющегося системным методологическим средством, но в то же время и реальным структурным компонентом медиапространства с учетом различных типов связей.

Таким элементом для медиапространства является контакт в разных видах: субъект-субъектный, субъект-объектный, объект-объектный. В рассмотренном далее нами примере большую роль будет играть первый и второй виды.

Для изучения системно-структурных объектов наиболее важным представляется структурно-функциональный анализ, некогда сформированный Т. Пар-сонсом в виде известной схемы 4 функций AGIL [Парсонс] (аббревиатура расшифровывается по первым буквам английских названий функций Adaptation, Goalattainment, Integration, Latentpatternmaintenance.) и модифицированный авторами для приложения её к медиапространству.

Результатом этого приложения явилось постулирование того, что медиа-пространствос точки системно-деятельностного подходадолжно уметь интегрироваться, адаптироваться, хранить культуру и достигать поставленных целей [DeFleu, Ball-Rokeach].

В приведенной ниже схеме представленоось абсцисс, которая проводит инструментальное (средства действия) /консуматорное (удовлетворительное состояние, которое должно быть достигнуто) различие. По оси ординат изображены внутренние и внешние связи системы. Результатом такого анализа является новая модель российского медиапространства (Рис. 1]

Рис. 1. Новая модель российского медиапространства / New model of the Russian media space

В структуре медиапространства каждая функция из системы AGIL соответствует определенному квадранту. В данном случае мы будем ориентироваться

только на квадрант I - комбинацию консуматорного и внутреннего, а затем рассмотрим это на конкретном примере. В структуре медиапространства мы обозначаем эту ячейку как общественное мнение.

Отметим, что продвигать определенный проект будущего, значит осуществлять захват символического господства. Такое положение позволяет навязать остальным выгодную для себя картину мира.

Однако у каждой личности есть свои ценности. Зачастую ценностная структура личности входит в противоречие с общественным мнением, транслируемым через СМИ. В результате возникает конфликт, который требует личностной внутренней и внешней переработки, чтобы личность оставалась целостной сама для себя. В таких ситуациях возникает потребность личностного самовыражения. Примером такого процесса является потребность участия в таком формате массовой гражданской активности, как монстрация.

«Монстрация - это городская уличная гражданская акция, ежегодно проводимая представителями молодого поколения, с помощью которой они пытаются самовыразиться, отстоять свою точку зрения сквозь призму искусства, но при этом, зачастую, прибегают к политическому подтексту, официально запрещенному самими организаторами монстрации, которая всегда привлекает внимание властей, общественности, а также средств массовой информации и помогает снять социальную напряженность в обществе» [Ефанова, Мотюсова].

В связи с тем, что молодежь старается донести до власти свои требования (а возможно, что за ними иногда стоят отдельные политические силы, которые заинтересованы в том, чтобы запустить политическую активность на улицах, примером чего могут служить разные политические перформансы, имевшие место быть в 2012 году) и выразить свою гражданскую позицию альтернативным путем, стали организовывать разного рода уличные гражданские акции (монстрации, флешмобы, шествия и др.), ставшие традицией, как Монстра-ция в Новосибирске.

Возможно такие мероприятия помогают молодежи выплескивать свои негативные эмоции, а возможно, это есть политическое требование к властям.

Монстрации являются довольно-таки новым феноменом для изучения в нашей стране. Прообразом данного феномена стали формы современного искусства такие, как хэппенинг, перформанс, а также левое движение в Европе, возникшее одновременно с первыми выражениями перформанса в 60-х гг XX века, феминизм, хиппи, левые радикальные выступления во Франции в 1968 году [Матюсова].

Монстрация представляет собой массовую художественную акцию с использованием разных лозунгов, плакатов, транспарантов, костюмов, как основное средство коммуникации с публикой. С помощью такого события его участники стараются осмыслить текущую общественно-политическую действительность. Такая городская уличная акция не может не привлекать внимание граждан, тем более что монстрация обычно выражается через перформанс посредством протеста в виде карнавализации символов протестного движения.

В результате участия в подобных мероприятиях происходит в какой-то степени непринятие личностью информации от СМИ, попытка трансформировать общественное мнение путем создания своевольных плакатов.

Результатом такого действия со стороны личности является либо процесс социализации при условии, если личность все же интегрируется в социальную систему, или социальную среду, принимая социальные нормы и ценности, либо десоциализации, когда индивид утрачивает по каким-либо причинам социальный опыт, отражающийся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Мы полагаем, что такая гипотеза может стать почвой для дальнейшего научного исследования, так как запрос общества и каждого человека на получение достоверной информации с каждым днем увеличивается, результатом чего является формирование общественного мнения, в курсе которого государству важно быть.

Ранее уже проводилось исследование мотивации молодежи в участии в подобного рода акциях, как монстрация [Ефанова, Матюсова]. Было выявлено, что большинство опрошенных, действительно, считают, что их главной целью прихода на такое мероприятие является получение эстетического удовольствия, которое разбавляет серые будни обывателей, то есть люди приходят, чтобы просто весело провести время, часто не задумываясь о каких-либо серьезных последствиях. Можно добавить, что значительная часть молодежи участием в мон-страции выражает свою гражданскую позицию в юмористической форме. Как считают некоторые из респондентов, городские уличные акции типа монстра-ций позволяют снять социальную напряженность в обществе, поэтому люди и соглашаются на участие в данном мероприятии, потому что оно волей-неволей заставляет их отдохнуть и отвлечься от текущих серых будней.

Однако теперь стоит иная задача: выяснить, как молодежь трансформирует свои ценности сквозь призму медиапространства посредством участия в мероприятиях типа монстраций. Это будет задача нашего дальнейшего исследования.

Источники

Бузин В.Н. (2012). Социальное управление российским медиапространством. Системно-деятельностный подход: монография/ В.Н.Бузин. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

Ефанова Е.В., Матюсова А.И. (2018). Монстрация как форма общественно-политической активности современной молодёжи // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). №2.

Кириллина Н.В. (2018). Право на город: репрезентация и воспроизведение данных в городской информационной среде // Коммуникология. Том 6. №2. С.116-123.

Ланге О. (1969). Целое и развитие в свете кибернетики / О. Ланге // Исследования по общей теории систем. М. С. 181-251.

Лефевр В.А. (1973). Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. М.: Советское радио.

Матюсова А.И. (2017). История возникновения российских монстраций // Russian political science. С. 87-93.

Парсонс Т. (2000). О структуре социального действия динамика / Т. Парсонс. М.: Академический проект.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

Шарков Ф.И. (2017). Конвергенция элементов политического медиапространства//Полис. Политические исследования. 2017. №3. С. 135-143. DOI: 10.17976/jpps/2017.03.09. Aoki P.M., et al. (2006). Media Spaces in the Mobile World, CSCW.

Beirne G., et al. (1994). Issues in Deploying the Technology for a Media Space Field Study, University of Toronto.

DeFleur M., Ball-Rokeach S. (1982). Theories of Mass Communication. Longman Publishing Group.

Mantei M., et al. (1991). Experiences in the Use of a Media Space, University of Toronto, Ontario. Harrison S., ed. (2009). Media Space: 20+ Years of Mediated Life. London, Springer. Stults R. (1986). Media Spaces (Technical report). Xerox PARC.

William Buxton (2005). Space-Function Integration and Ubiquitous Media, Toronto, Canada.

■ ■ ■ Structuring Values within the System-Activity Approach to the Analysis of Media Space

Buzin V.N, Matusova A.I.

The Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Abstract. The paper represents some issues related to the formation values of young people through the prism of media structures, in particular the media space, which is a system that arises in the process of communicative interaction of different social institutions. The authors prove that such youth actions as monstration allow people to integrate into the social environment or, on the contrary, contribute to the process of disintegration.

Keywords: media, values, revolution, youth, communication, institutes

For citation: Buzin V.N., Matusova A.I. Structuring Values within the System-Activity Approach to the Analysis of Media Space. Communicology(Russia). 2019. Vol. 7. No.1. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-15-20.

Inf. about the authors: Buzin Valery Nikolaevich, Cand. Sc. (Soc.), adviser to the Minister of Health, the actual state adviser of the Russian Federation of the 3rd class; Matyusova Anastasia Igorevna, specialist of the department of public health and communications, Ministry of Health of the Russian Federation. Address: 127994, Russia, Moscow, Rakhmanovsky per., 3. E-mails: matyusovaai@rosminzdrav.ru, buzinvn@rosminzdrav.ru.

Received: 12.01.2019. Accepted: 16.03.2019.

References

Aoki P.M., et al. (2006). Media Spaces in the Mobile World, CSCW.

Beirne G., et al. (1994). Issues in Deploying the Technology for a Media Space Field Study, University of Toronto.

Buzin V.N. (2012). Social management of the Russian media space. System-activity approach: monograph. M.: UNITY-DANA (In Rus.).

DeFleur M., Ball-Rokeach S. (1982). Theories of Mass Communication. Longman Publishing Group.

Efanova E.V., Matyusova A.I (2018). Monstration as a form of social and political activity of modern youth. Bulletin of the Moscow state regional University (el. journal). No.2 (In Rus.).

Harrison S., ed. (2009). Media Space: 20+ Years of Mediated Life. London: Springer.

Kirillina N.V. (2018). The Enjoyment of Right to the City: data representation and rendering in urban information environment. Communicology (Russia). Vol.6. No.2. P. 116-123.

Lange O. (1969). Whole and development in the light of Cybernetics / O. Lange. In: Research on the General theory of systems. Moscow (In Rus.).

Lefebvre V. (1973). Conflicting structures / V.A. Lefebvre (transl.). M.: Soviet radio (In Rus.).

Mantei M., et al. (1991). Experiences in the Use of a Media Space, University of Toronto, Ontario.

Matyusova A.I. (2017). The history of the Russian Monstration. Russian political science. P. 87-93 (In Rus.).

Parsons T. (2000). On the structure of social action dynamics / T. Parsons. M.: Academic project (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of political media. Polis. Political research. No. 5. P. 97-107 (In Rus.).

Sharkov F.I. (2017). The convergence of the elements of political media. Polis. Political research. No. 3. P. 135-143. DOI: 10.17976/jpps/2017.03.09 (In Rus.).

Stults R. (1986). Media Spaces (Technical report). Xerox PARC.

William Buxton (2005). Space-Function Integration and Ubiquitous Media, Toronto, Canada.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.