Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / наука / история возникновения / развитие / проблемы / psychology / science / history of origin / development / problems

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ханевская Галина Валентиновна, Топорищев Михаил Сергеевич

Статья посвящена истории возникновения психологии. Развитие можно отследить по определенным этапам, которые освещены в статье. Также можно отследить как определённые факторы и идеи, сформировали психологию как самостоятельную науку. Психология как самостоятельная наука возникла в конце XIX начале XX века. Важным этапом стала учебная работа Вильгельма Вундта, который в 1879 году открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Вундт считается основателем научной психологии. К концу первой половины XX века психология стала изучать различные аспекты человеческой психики, включая восприятие, мышление, эмоции, поведение и развитие личности. В этот период развились различные школы и методы психологического исследования, такие как поведенческая психология, когнитивная психология и гештальт-подход. Сегодня психология является многообразной наукой, изучающей различные аспекты человеческой психики и поведения, а также разрабатывает методы диагностики и лечения психических расстройств. В статье рассмотрена история возникновения психологии в России, а также её проблемы психологии в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of psychology. The development can be tracked by certain stages, which are covered in the article. It is also possible to trace how certain factors and ideas have shaped psychology as an independent science. Psychology as an independent science emerged in the late XIX early XX century. An important stage was the academic work of Wilhelm Wundt, who in 1879 opened the first laboratory of experimental psychology at the University of Leipzig. Wundt is considered the founder of scientific psychology. By the end of the first half of the XX century, psychology began to study various aspects of the human psyche, including perception, thinking, emotions, behavior and personality development. During this period, various schools and methods of psychological research developed, such as behavioral psychology, cognitive psychology and the Gestalt approach. Today psychology is a diverse science that studies various aspects of the human psyche and behavior, and also develops methods for the diagnosis and treatment of mental disorders. The article examines the history of the emergence of psychology in Russia, as well as its problems of psychology in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ»

4. Хамзах, А.С.Х. Программы и услуги, предоставляемые детям с аутизмом в Республике Ирак / А.С.Х. Хамзах // Трансформация образовательного пространства для устойчивого будущего: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Университета управления «ТИСБИ» и 30-летию программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН (29 сентября - 1 октября 2022 г.). - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2022. - С. 281-285

5. Хамзах, А.С.Х. Стандарты деятельности специального педагога при работе с детьми-аутистами в Республике Ирак / А.С.Х. Хамзах // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции. Липецк, 20 октября 2022 года. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 98-101

Педагогика

УДК 159

доцент Ханевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Топорищев Михаил Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Аннотация. Статья посвящена истории возникновения психологии. Развитие можно отследить по определенным этапам, которые освещены в статье. Также можно отследить как определённые факторы и идеи, сформировали психологию как самостоятельную науку. Психология как самостоятельная наука возникла в конце XIX - начале XX века. Важным этапом стала учебная работа Вильгельма Вундта, который в 1879 году открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Вундт считается основателем научной психологии. К концу первой половины XX века психология стала изучать различные аспекты человеческой психики, включая восприятие, мышление, эмоции, поведение и развитие личности. В этот период развились различные школы и методы психологического исследования, такие как поведенческая психология, когнитивная психология и гештальт-подход. Сегодня психология является многообразной наукой, изучающей различные аспекты человеческой психики и поведения, а также разрабатывает методы диагностики и лечения психических расстройств. В статье рассмотрена история возникновения психологии в России, а также её проблемы психологии в современной России.

Ключевые слова: психология, наука, история возникновения, развитие, проблемы.

Annotation. The article is devoted to the history of psychology. The development can be tracked by certainstages, which are covered in the article. It is alsopossible to trace how certainfactors and ideashaveshapedpsychologyas an independentscience. Psychologyas an independentscienceemerged in the late XIX - early XX century. An importantstagewas the academicwork of Wilhelm Wundt, who in 1879 opened the first laboratory of experimentalpsychology at the University of Leipzig. Wundt is considered the founder of scientificpsychology. By the end of the first half of the XX century, psychologybegan to studyvariousaspects of the humanpsyche, includingperception, thinking, emotions, behavior and personalitydevelopment. During this period, various schools and methods of psychological research developed, suchasbehavioralpsychology, cognitivepsychology and the Gestaltapproach. Todaypsychology is a diversescience that studiesvariousaspects of the humanpsyche and behavior, and alsodevelopsmethods for the diagnosis and treatment of mentaldisorders. The articleexamines the history of the emergence of psychology in Russia, as well asitsproblems of psychology in modern Russia.

Key words: psychology, science, history of origin, development, problems.

Введение. Психология как наука возникла в конце XIX - начале XX века. Однако, интерес к изучению ментальных явлений и поведения человека существует с глубокой древности. В античности и средневековье философы задавались вопросами о природе разума, восприятии, памяти и другими психологическими темами [8, С. 26]. Одним из ключевых моментов в истории возникновения психологии было основание первой лаборатории психологии в Лейпцигском университете Вильгельмом Вундтом в 1879 году [1, С. 89]. Вундт стал основоположником структурализма, который сосредоточивался на разложении сознания на элементы и их взаимосвязи [8, С. 125]. В частности, вундтовская лаборатория сосредоточилась на изучении восприятия, внимания, памяти и ощущений. Однако, вундтовское направление, хотя и оказало большое влияние на развитие психологии, было критиковано за свою академическую и экспериментальную ориентацию. С другой стороны, в США развивалась американская психология, представленная функционалистами, такими как Уильям Джемс и Джон Дьюи. Они подчеркивали значение функций психологических процессов, а не только их структуры. Постепенно, различные школы психологии - структурализм, функционализм, психоанализ, поведенческая психология и другие - взаимодействовали и влияли друг на друга [7, С. 206]. В результате, психология стала разнообразной дисциплиной, охватывающей широкий спектр исследуемых областей и подходов.

Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку можно проследить на протяжении истории развития науки в целом. Это процесс, который занимал много времени и включал в себя несколько основных этапов.

• Первый этап - преднаучный. В этот период исследования психических явлений осуществлялись главным образом философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Они пытались объяснить природу человеческой психики с помощью философских концепций и абстрактных понятий.

• Второй этап - физиологический. В это время были заложены основы для понимания психических процессов через их связь с физиологией мозга. Ученые, такие как Гулль, Мюллер и другие, исследовали строение мозга и его связь с психическими процессами. Они предполагали, что все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

• Третий этап - экспериментальный. В это время было проведено множество экспериментальных исследований, которые стали основой для развития психологии как самостоятельной науки. Ученые, такие как Вундт, Титченер, Джеймс и другие, разработали концепцию экспериментального анализа психических явлений и создали первые психологические лаборатории.

• Четвертый этап - формирование самостоятельной науки. В конце XIX - начале XX века психология стала признаваться как самостоятельная наука со своими методами и принципами. Были разработаны различные школы и направления в психологии, такие как структурализм, функционализм, поведенческая психология и другие [5, С. 8].

Таким образом, развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку было длительным и постепенным процессом, включающим несколько этапов. Это включало в себя разработку философских идей, изучение физиологии мозга и проведение экспериментальных исследований. В результате этих усилий психология выросла в отдельную научную дисциплину со своими методами и принципами.

Изложение основного материала статьи. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса, который был характерен для 60-х годов XIX века до 10-х годов XX века, происходило постепенно и связано с множеством факторов [3].

Одним из первых важных шагов в развитии психологии как самостоятельной науки стало выделение ее объекта изучения - психических явлений и процессов. До этого времени психология рассматривалась как часть философии или медицины. Например, в конце XIX века в России впервые были созданы кафедры психологии отдельными университетами [9].

Еще одним фактором, способствовавшим выделению психологии в самостоятельную науку, был рост интереса к изучению человеческой психики и появление новых методов исследования. Развитие физиологии и психиатрии позволило проводить более точные эксперименты и измерения психических процессов. Также важную роль сыграло развитие психологической школы и различные направления в психологии. Например, структурализм, функционализм и психоанализбыли важными теоретическими исследованиями, которые помогли определить основные принципы и методы психологического исследования. Однако к концу XIX века и началу XX века возникли противоречия и споры между различными школами психологии. Это привело к периоду открытого кризиса, когда авторитет психологии как науки был подорван. Особенно важным событием был спор между структурализмом и функционализмом, который дал возможность возникновению новых направлений в психологии. Одним из новых и важных направлений стала гештальт-психология, развивавшаяся в Германии. Ее представители считали, что психологические явления следует изучать в их целостности, и не разбивая на составляющие элементы. Возникновение гештальт-психологии и других новых направлений открыло новые перспективы и подстегнуло развитие психологии. Таким образом, выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса было результатом нескольких факторов, включая выделение объекта и методов исследования, развитие психологической школы и появление новых направлений.

Период становления психологии как самостоятельной науки был сопряжен с теоретической борьбой между различными подходами и школами мысли. Ниже перечислены некоторые из основных теоретических конфликтов этого периода:

• Структурализм против функционализма: Главные конкурирующие школы в период становления психологии были структурализм и функционализм. Структурализм, представленный прежде всего Вильгельмом Вунтом и Эдвардом Титченером, стремился анализировать психические процессы на более простые составляющие. Функционализм, развитый Джеймсом Ангеллом и Джоном Дьюи, сосредотачивался на исследовании функций, которые выполняют психические процессы в поведении организма.

• Позитивизм против анти позитивизма: В это время активную роль в развитии психологии играли представители позитивизма, такие как Густав Фехнер и Эрнст Мах. Они стремились сделать психологию научной, опираясь на наблюдаемые факты и экспериментальные методы. Однако некоторые ученые, такие как Зигмунд Фрейд и его последователи, критиковали позитивистские принципы и выдвигали антипозитивистские идеи, подчеркивая важность неосознанных и психоаналитических процессов.

• Натурализм против рационализма: В психологии также присутствовало противостояние между подходами, которые обращали большее внимание на биологические и природные факторы в человеческом познании (натурализм), и теми, которые придавали большее значение рационалистическим и культурным аспектам (рационализм). Этот спор можно наблюдать, например, в дебатах между Чарльзом Дарвином и Уильямом Джеймсом.

• В итоге, эти теоретические конфликты способствовали развитию психологии как науки и разнообразию школ мысли в этом поле. Окончательное формирование основных направлений психологии произошло в последующие годы, и их влияние наблюдается до нашего времени.

Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии играет важную роль в понимании человеческого поведения, развитии личности и различных аспектов психического функционирования. Экспериментальная психология основана на проведении контролируемых и повторяемых экспериментов, позволяющих изучать и проверять различные гипотезы и теории. Прикладные области психологии, с другой стороны, фокусируются на применении психологических знаний и методов для решения практических проблем и ситуаций [2, С. 53].

Одной из основных областей экспериментальной психологии является психофизиология. Данная область исследует связь между физиологическими процессами и психическими состояниями, такими как эмоции, восприятие и память. Исследования психофизиологии включают в себя изучение электроэнцефалограммы (ЭЭГ), электромиографии (ЭМГ), электрокардиографии (ЭКГ) и других физиологических показателей.

Когнитивная психология является еще одной важной областью экспериментальной психологии, изучающей познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память и мышление. Эксперименты в данной области помогают раскрыть механизмы этих процессов и разработать новые теории и модели, объясняющие их функционирование.

Прикладные области психологии включают в себя клиническую психологию, основной задачей которой является диагностика и лечение психических расстройств. Клиническая психология применяет психологические методы и техники для помощи пациентам с различными психическими проблемами, такими как депрессия, тревога, расстройства личности и другие. Другой важной областью является организационная психология, которая концентрируется на изучении поведения и мотивации людей в рабочей среде. Организационные психологи работают с организациями и компаниями, чтобы повысить эффективность и удовлетворенность персонала.

Существует также несколько других прикладных областей психологии, таких как спортивная психология, семейная психология, детская психология и др. Каждая из этих областей фокусируется на конкретных аспектах психологии и применении психологических знаний в конкретных ситуациях.

В последние десятилетия прогресс в сфере технологий серьезно повлиял на развитие экспериментальной и прикладных областей психологии.

Возникновение и развитие советской психологии. Советская психология начала свое развитие в 1920-х годах, после Октябрьской революции 1917 года. На протяжении первых лет советской власти психология была признана идеологически опасной и была под запретом. В 1920-х годах ее изучение стало снова допускаться, но сроки и направление исследований были определены влиянием социалистической идеологии. Советская психология в те годы была сосредоточена на изучении труда, организации труда и проблем рабочей психологии [8, С. 342]. Основным предметом изучения стала "психика производственного труда". Психологи исследовали вопросы мотивации труда, взаимоотношений в коллективе, стресса и усталости рабочих. Этот подход был критикован за его экономическую направленность и недостаток внимания к

индивидуальным факторам. В 1930-е годы, в связи с нарастающим политическим контролем идеологии над наукой, советская психология стала преследоваться за "буржуазные уклоны" и была фактически запрещена.

Выводы. Современное состояние психологии в России. Современная психология в России прошла через ряд изменений и препятствий за последние десятилетия. После распада Советского Союза в 1991 году психологи столкнулись с новыми вызовами и возможностями. Постсоветский период был связан с экономическим кризисом, социальными изменениями и переходом к рыночной экономике. Постсоветская психология была ориентирована на изучение личности, взаимоотношений и социальных проблем [8, С. 370]. Она активно адаптировалась к новым условиям, включая влияние западной психологии и исследования. Важные направления исследований включают психологию личности, социальную психологию, психологию здоровья и клиническую психологию. Психологическая наука и исследования в России получили признание и развитие. Созданы множество университетских исследовательских центров и лабораторий, а также национальные и региональные психологические ассоциации. Психологические конференции и семинары проводятся регулярно, предоставляя форум для обмена идеями и новыми исследованиями.

• Существуют различные проблемы современной российской психологии, включая: Недостаток финансирования и ресурсов: Многие психологические исследования и программы в России сталкиваются с ограниченным финансированием и доступом к современным технологиям и оборудованию. В результате этого уровень развития психологии в России может быть отставать от других стран.

• Ограничения в области научных исследований: Существуют проблемы с получением разрешений на проведение психологических экспериментов и исследований, особенно в области клинической психологии и психиатрии. Это может затруднять развитие знаний и практического применения психологических методик и терапевтических подходов.

• Отсутствие официальных стандартов и лицензирования: В России отсутствуют универсальные стандарты и требования к психологической практике и образованию. Это может приводить к тому, что в области психологии работают люди с различным уровнем квалификации, что может негативно сказываться на качестве оказываемых услуг.

• Недостаточная осведомленность об области психологии: Существует широко распространенное непонимание и недоверие к психологии, особенно к психотерапии. Это может создавать преграды для людей, которые нуждаются в психологической помощи, и приводить к отказу от поиска подходящей терапевтической поддержки.

• Отсутствие культуры заботы о психическом здоровье: В России существует меньшая осведомленность о психическом здоровье и его поддержке, чем в некоторых других странах. Это может привести к недооценке важности психического здоровья и запаздыванию в развитии психотерапевтических и реабилитационных услуг.

• Отсутствие сотрудничества с другими научными областями: В России существует ограниченное сотрудничество между психологами и представителями других научных областей, таких как нейробиология и социология. Это может препятствовать развитию интегративных и междисциплинарных подходов к изучению человеческого поведения и ментальных процессов [4, С. 149].

Литература:

1. Воробьев, B.C. К 100-летию со дня смерти Вильгельма Вундта (1832-1920) / B.C. Воробьев // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2020. - № 4. - С. 88-94. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/k-100-letiyu-so-dnya-smerti-vilgelma-vundta-1832- 1920/viewer

2. Игнатова, B.B. История психологии: курс лекций / В.В. Игнатов; СибГУ им. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019.-76 с.

3. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней / А.Н. Ждан. - 2004. - 576 с.

4. Карицкий, H.H. Актуальные проблемы истории психологии (по материалам журнала «Методология и история психологии») / H.H. Карицкий // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №1. - С. 148-153. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-istorii-psihologii-po-materialam-zhurnala-metodologiya-i-istoriya-psihologii/viewer

5. Константинов, B.B. История психологии: учебное пособие / В.В. Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007 - 144 с.

6. Леоненко, И.О. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.О. Леоненко / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2013 - 132 с.

7. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. / Т.Д. Марцинковская. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

8. Морозов, С.М. История психологии: учебник / С.М. Морозов. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2019. - 376 с.

9. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. - М., 1996.-416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Современный мир характеризуется динамичностью и быстротой изменений во всех сферах жизни. В связи с этим, высшее образование обязано адаптироваться к новым реалиям и предоставлять студентам возможность приобретения навыков и знаний, необходимых для успешной карьеры и развития личности. Одной из ключевых задач высшей школы является создание методов обучения, которые позволят студентам освоить сложные дисциплины и развить свои способности к самостоятельной работе. Одной из таких методик является применение проектных технологий обучения в вузе. Данное решение дает возможность обучающимся активно принимать участие в образовательном процессе, учиться самостоятельно получать информацию, развивать критическое мышление и коммуникацию. В научной работе мы рассмотрим особенности применения данных технологий обучения в вузе, а также их влияние на эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод обучения, учебный проект, дидактические принципы, исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.