Научная статья на тему 'История развития психологического знания'

История развития психологического знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3600
735
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПСИХИКА / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHODIAGNOSTIC METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (СТРУКТУРАЛИЗМ / HISTORY OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE (STRUCTURALISM / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / FUNCTIONALISM / БИХЕВИОРИЗМ / BEHAVIORISM / ПСИХОАНАЛИЗ / PSYCHOANALYSIS / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / COGNITIVE PSYCHOLOGY / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ) / HUMANISTIC PSYCHOLOGY) / MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна

В статье проанализирована история развития психологического знания: определен категориальный аппарат психологии как науки в широком смысле, исследовано место психологии в системе научного знания, представлены методы психологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of psychological knowledge

In article history of development of psychological knowledge is analysed: the categorial device of psychology as sciences in a broad sense is defined, the place of psychology in the system of scientific knowledge is explored, methods of a psychological research are presented.

Текст научной работы на тему «История развития психологического знания»

ПСИХОЛОГИЯ

Psychology

УДК 159.9.07

© Кундозерова Л. И., 2018 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В статье проанализирована история развития психологического знания: определен категориальный аппарат психологии как науки в широком смысле, исследовано место психологии в системе научного знания, представлены методы психологического исследования.

Ключевые слова: психология, психика, психодиагностические методы научного исследования, история развития психологического знания (структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология).

© Kundozerova L. I., 2018 HISTORY OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE

In article history of development of psychological knowledge is analysed: the categorial device of psychology as sciences in a broad sense is defined, the place of psychology in the system of scientific knowledge is explored, methods of a psychological research are presented.

Keywords: psychology, mentality, psychodiagnostic methods of scientific research, history of development of psychological knowledge (structuralism, functionalism, behaviorism, psychoanalysis, cognitive psychology, humanistic psychology).

В настоящее время психология (от др. греч. — душа; Хоуо^ — знание) определяется как:

- «наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» [5, С. 274];

- область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

- «определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)» [12, С. 10].

Объектом психологии как науки в широком смысле является человек.

Объектом психологии выступает психика человека, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической

реальности.

Психика — это

- «системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморе-

гуляции на этой основе своего поведения и деятельности» [5, с. 265];

- «общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений» [6, с. 34].

Рис. 1. Предмет психологии

В результате предметом психологии как науки ученые определили:

- «закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, [7, С. 6]);

- «факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу

действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер» [10, С.7]; конкретные факты психической жизни и психические явления.

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии учеными рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др. (рис. 1)

Рис. 2. Основные этапы становления и развития психологической науки

Нами систематизированы основные этапы возникновения и развития психологии как науки и представлены материалы исследования на диаграмме Ганта, отражающей основные этапы становления и развития психологической науки (рис. 2).

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 — 370 до н. э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 — 348 до н. э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 — 322 до н. э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 — 1037), Леонардо да Винчи (1452 — 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организ-

ма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания — психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени» (XVII — XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 — 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677), Джон Локк (1632 — 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т. д.

Начало третьего этапа — становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 — 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете.

Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 -1927) — основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления

связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 — 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам

структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX — началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпси-хология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 — 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 — 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 — 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление, основанное американским психологом Джоном Уот-соном (1878 — 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 — 1939) и получила дальнейшее развитие в работах

Альфреда Адлера (1870 — 1937), Эриха Фромма (1900 — 1980), Эрика Эриксона (1902 — 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.

Представители данного направления — Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 — 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 — 1987), Абрахам Маслоу (1908 — 1970), Гордон Олпорт (1897 — 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии — психоанализа и бихевиоризма.

Психология в системе научного знания взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, при-

кладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.

На рисунке 3 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

Логопедия Социология

Рис. 3. Место психологии в системе наук

Непосредственной целью психологических теоретических и прикладных исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Психические явления — субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Ученые выделяют четыре группы психических явле-

ний: процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс — акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое отражение — процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность.

(поведенческие) отношения

Рис. 4. Разновидности психических процессов

Психическое состояние (англ. mental state) — «внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени» [11, С. 92].

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На Рис.4 представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.

Рис. 5. Разновидности психических состояний

Психические свойства — «индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром» [11, с. 92]. Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования — результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас» современной психологической науки.

Получать точные и достоверные знания о психических явлениях, с помощью которых строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики позволяют методы научного исследования в психологии.

Методика — конкретная «реализация», процедура, с помощью которой можно диагностировать (оценить) конкретное психическое явление.

Рассмотрим методы психологических научных исследований (рис. 6).

Типологизация

Рис. 6. Классификация методов психологических исследований

Сравнительное психологическое исследование — исследование, направленное на выявление сходств / различий в выраженности изучаемого психического явления у различных людей (групп) путем единовременного сравнения.

Лонгитюдное психологическое исследование — длительное «наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.

В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.

Эмпирические методы психологических исследований.

Наблюдение (англ. observation) — описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучении в определённых условиях.

Рис. 7. Классификация видов наблюдения

Самонаблюдение или интроспекция (англ. introspection) — наблюдение субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Метод эксперимента (англ. experimental method) — метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность участников эксперимента (испытуемых). Применение метода эксперимента целесообразно, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

Гипотеза (от др.-греч. unoGeaiç — предположение) — предлагаемое объяснение изучаемого явления, принимаемое за основу дальнейших исследований и подлежащее проверке; в процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.

Переменная (англ. variable) — атрибут (характеристика, фактор) исследуемого объекта, который может принимать различные значения из допустимого

диапазона. Выделяют независимые, зависимые и дополнительные (внешние) переменные.

Независимые переменные (англ. independent variables) — переменные, выбранные в качестве исходных данных / причин.

Зависимые переменные (англ. dependent variables) — переменные, представляющие проверяемые результаты / эффекты.

В ходе экспериментального исследования изучается влияние изменения значений независимых переменных на значения зависимых переменных.

Внешние, дополнительные переменные (англ. other variables) — независимые или зависимые переменные, которые не находятся в фокусе экспериментального исследования, поэтому им придают постоянные значения или отслеживают для минимизации влияния этих переменных на результаты исследования.

Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент (англ. natural experiment) — эмпирическое исследование, в котором экспериментальные условия определяются природными или другими факторами, лежащими вне контроля экспериментатора.

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment) — исследование, осуществляемое в искусственно созданных условиях (оборудованных лабораториях), обеспечивающих максимальный контроль над независимыми, зависимыми и внешними переменными.

Психодиагностические методы

(англ. methods for psychodiagnostics) — методы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей человека и факторов, лежащих в основе его поведения.

Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные (тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики) и малоформализованные (наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности).

Тест — «стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выражен-

Рис. 8 Виды психодиагностических методов

ности психических свойств или состоя-

ний у индивида при решении практических задач» [2, с. 546].

Личностные тесты

Рис. 9. Классификация психологических тестов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ процессов и продуктов деятельности — метод выявления специфических особенностей деятельности человека, включенных в нее психических процессов, а также психического склада личности на основе изучения продуктов труда, являющихся результатами этой деятельности (изобретений, книг, писем и т. п.).

Моделирование — метод исследования психических закономерностей посредством построения моделей психических явлений и изучения их функционирования.

Качественные и количественные (математико-статистические) методы

психологического исследования. Математические методы используются при обработке сложных тестов, методик с многократными способами вычисления.

Генетический метод — способ изучения психических явлений посредством анализа процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Генетический метод — это метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления (онтогенез) и изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании (филогенез).

применяются для обработки результатов

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — 3-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 282 с.

2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 666 с.

3. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики : курс лекций / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. — 3-е изд., стереотип. — Киев: МАУП, 2002. — 168 с.

4. Введение в психологию : учебник для университетов / Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит [и др.]; под общ. ред. В. П. Зинченко [и др.]; пер. с англ. Н. Ю. Спомиор, А. И. Назаров. — 12-е изд. — М.: Тривола, 1999. — 729 с.

5. Краткий психологический словарь / [Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

6. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учеб., 2008. — 379 с.

7. Петровский, А. В. Психология : учебник для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 500 с.

8. Петровский, А. В. Теоретическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Academia, 2001. — 496 с.

9. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / отв. ред. А. Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1986. — 254 с.

10. Психология и педагогика : учеб. пособие: в 3 ч. — Ч. 1. Психология личности / под общ. ред. О. А. Истоминой, В. В. Павловского — Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. — 347 с.

11. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2009. — 652 с.

12. Реан, А. А. Психология и педагогика : учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордов-ская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.

13. Щербатых, Ю. В. Общая психология. — Москва [и др.]: Питер, 2010. — 272 с.

Сведения об авторе

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: kun-dozerova@gmail.com

Information about the author

Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.