Научная статья на тему 'Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века)'

Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1562
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / детская психология / развитие детской психологии / развитие детской психологии в германии / экспериментальная психология / немецкая детская психология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омельчанко Е. В.

В статье рассматривается история возникновения и развития в Германии одной из основных отраслей психологической науки детской психологии, представлен целостный обзор ее состояния в конце XIX начале XX столетия. Раскрываются объективные предпосылки, способствующие появлению немецкой детской психологии как самостоятельной области психологической науки, показывается, что ее развитие обуславливается как рядом объективных фактов (в том числе и логикой становления экспериментальной психологии и педагогики), так и особенностями социальной ситуации развития психологической науки в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the history of origination and development of one of the main branches of psychology in Germany child psychology. It contains its comprehensive overview as of the end of the 19* century -beginning of the 20*' century. The article reveals the objective prerequisites that contributed to establishing of the German child psychology as an independent branch of psychology. The author shows that development of the child psychology is determined by a series of objective facts (including development logics of experimental psychology and pedagogy) as well as peculiarities of social environment during the development of psychology in Germany.

Текст научной работы на тему «Становление детской психологии в Германии (конец XIX начало XX века)»

Е. В. Омельчанко

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГЕРМАНИИ (конец XIX - начало XX века)

Работа представлена кафедрой психологии Коломенского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор психологических наук,

профессор Т. Д. Марцинковская

В статье рассматривается история возникновения и развития в Германии одной из основных отраслей психологической науки — детской психологии, представлен целостный обзор ее состояния в конце XIX — начале XX столетня. Раскрываются объективные предпосылки, способствующие появлению немецкой детской психологин как самостоятельной области психологической науки, показывается, что ее развитие обуславливается как рядом объективных фактов (в том числе и логикой становления экспериментальной психологии и педагогики), так и особенностями социальной ситуации развития психологической науки в Германии.

The article covers the history of origination and development of one of the main branches of psychology in Germany — child psychology. It contains its comprehensive overview as of the end of the 19* century -beginning of the 20*' century. The article reveals the objective prerequisites that contributed to establishing of the German child psychology as an independent branch of psychology. The author shows that development of the child psychology is determined by a series of objective facts (including development logics of experimental psychology and pedagogy) as well as peculiarities of social environment during the development of psychology in Germany.

Основателем детской психологии в Германии принято считать немецкого врача Т. Тидемана, издавшего еще в 1787 г. сочинение «Наблюдение над развитием душевных способностей у детей», посвященное изучению душевной жизни своего сына в течение двух лет. Т. Тидеман - один из первых, кто попытался объективно изучить законы развития ребенка путем непосредственного наблюдения. Его работа привлекла

на некоторое время внимание других ученых к вопросам детской психологии. При всем том исследование Т. Тидемана непосредственно продолжателей не имело: дело ограничивалось все больше отдельными попытками, направленными к тому, чтобы на опытной почве получить материал для более точного познания детской души. С другой стороны, это сочинение, по остроумному выражению Н. Е. Румянцева,

Становление детской психол* века)

«было первой ласточкой, которая не сделала весны»1, оставшись почти незамеченным. На протяжении целого столетия труд Т. Тидемана остается совершенно одиноким, за ним не последовало ни одной работы, продолжавшей начатое им дело познания психической личности ребенка. Итак, научное изучение детства, начавшееся в конце XVIII в. - снова пропадает. Педагогическая мысль работала в это время очень интенсивно, но для этого периода характерно больше изучение детского организма, детских болезней. Активно развивалась детская психопатология. В то же время для развития психологии детства наступил перерыв до середины XIX в. Так как история изучения детства в это время еще была мало исследована - достаточно сказать, что о книге Т. Тидемана впервые вспомнили лишь во второй половине XIX в., именно тогда ее автор нашел себе многочисленных последователей.

Несмотря на общее осознание необходимости изучения детей и особенно их духовного мира, до самого последнего времени не существовало систематического, планомерного изучения детской природы. Появившись, она как-то удивительно долго не получала широкого распространения в Германии и развивалась довольно медленно. Впрочем, то же самое наблюдалось и в других странах Англии, Франции, Америке, России, которые мало-помалу стали принимать участие в исследованиях, касающихся изучения природы детей.

То обстоятельство, что психология детства в первое время развивалась крайне медленно, в Германии можно объяснить разными причинами. Как отмечал один из русских психологов А. П. Нечаев, «Несомненно, интерес к изучению детства должен был развиться в человечестве одним из последних уже по одному тому, что только с постепенным развитием культуры научаются люди все больше и больше заглядывать вперед и думать о тех поколениях, которые придут к ним на смену. Изучение детства, как основа научно поставленного воспитания, должно было начаться довольно поздно в человеческом роде потому, что серьезные интересы к вопросам воспитания стали пробуждаться в нем далеко не из первых»2.

Но, кроме того, была и еще одна серьезная причина, почему «наука о детях» или педология, в Германии начинает формиро-

и в Германии (конец XIX - начало XX

ваться только в XIX в. До конца XVIII в. в науке господствовала концепция (поддержанная еще философскими воззрениями Г. В. Лейбница), что в ребенке уже заключается, в зародышевом состоянии, все то, чем обладает взрослый. Разница между ребенком и взрослым, с этой точки зрения, оказывалась чисто количественной. Следовало только изучить душевный мир взрослого, чтобы затем уже, по аналогии, эксплицировать полученные результаты на душевную жизнь ребенка.

Отсутствие в XVIII-XIX вв. новых исследований в Германии, посвященных изучению детского возраста, подвергалось анализу в историческом обзоре немецкого психолога «Успехи педологии»3 В. Амен-та. Он объясняет произошедшее следующими причинами: «Внимание психологов и педагогов было отвлечено в другую сторону. Психологи так были поглощены разработкой и применением в своей науке нового метода экспериментального исследования, что, естественно, не обращали внимания на молодую, только еще зарождающуюся науку»4.

Говорить о детской психологии как науке, «о пробуждении интереса в Германии к педологическим исследованиям»5, считает Амент, мы можем лишь с 1895 г. Впервые «психология ребенка» поднялась до уровня подлинной науки лишь тогда, когда произошло ее сближение с физиологией и естественно-научными методами индуктивного исследования. Врачи и физиологи обратили свое внимание на жизнь грудного ребенка, на деятельность его органов чувств, характер его движений, стремясь установить закономерность в развитии способностей. Так был собран, наконец, фактический материал, легший в основу детской психологии.

Важное значение в процессе определения детской психологии в Европе несло формирование научной инфраструктуры: основание научных журналов, посвященных вопросам педологии и экспериментальной психологии; возникновение специальных педологических обществ; создание лабораторий экспериментальной педагогической психологии; появление монографий, выяснявших значение современной экспериментальной психологии для педагогического дела. Этот процесс в той или иной мере затронул все страны, от Англии до России.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

В конце Х1Х-начале XX вв. детская психология в Германии начала осознаваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки. Именно тогда появились объективные предпосылки ее формирования: требования педагогической практики; разработка идеи развития в биологии; становление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

1. Требования педагогической практики. Школа И. Ф. Гербарта заложила основу обмена педагогики и психологии опытом, знаниями. Этот обмен приведет в XX в. к успехам как одной, так и другой науки. Со времени И. Ф. Гербарта среди немецких педагогов и психологов все сильнее и сильнее укреплялось убеждение, что в основе теории воспитания и обучения должна лежать психология. Педагогические сочинения И. Ф. Гербарта, стоящие в самой тесной связи с его психологическими воззрениями, произвели сильное впечатление и породили целый ряд последователей.

2. Разработка идеи развития в биологии. Идея постепенного развития во второй половине XIX столетия приобретает массовый характер. Эволюционные теории быстро завоевали все области естествознания и послужили мощным стимулом к развитию биологических наук, не оставив в стороне психологию. С точки зрения эволюционного учения, именно детская психология стала привлекать к себе особенный интерес, позволяя генетически проследить зарождение и эволюцию отдельных «психических свойств» или «душевных способностей» человека. Желание проследить исходные пункты эволюционных процессов естественно приводит ученых к исследованию детства. В то же время эволюционная точка зрения заставляет ученых исследовать первичные ступени процессов развития. Открытия Дарвина и Спенсера идут в этом отношении рука об руку. Не случайным является обращение двух ученых к проблемам детства: один из них оставил ряд ценных наблюдений над развитием своего сына, а второй - трактат о воспитании с горячим призывом к изучению естественнонаучных основ развития человека.

Эволюционный подход отразился и в самой значительной и авторитетной работе известного немецкого физиолога В. Прейе-ра - «Душа ребенка»6. В исследовании прекрасно сочетается тщательность естественника и точность психолога-интерпретатора.

ОБУЧЕНИЯ

Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит основой индивидуальных различий. В. Прей ер рассматривает период от рождения и до трех лет, когда у ребенка сознательная жизнь начинает преобладать над жизнью вегетативной. В книге В. Прейер стремился не только на основе многочисленных примеров из детской жизни разбирать высшие формы умственной деятельности: воображение, отвлеченное мышление, развитие памяти и внимания, воля, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. Эта была первая работа, посвященная изучению развития психики ребенка с психофизиологической точки зрения. Работа Прейера даже оказалась неким «евангелием». Причина этой популярности заключается в том, что в «Душе ребенка» впервые были заложены основы научной методики изучения детства, впервые был дан образец собирания научно пригодного материала. С другой стороны, книга Прейера имела высокую ценность и в том отношении, что она охватила новую область как целое и дала систематический обзор развития всех психических сил ребенка.

3. Становление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

На протяжении длительного времени единственным методом исследования психического развития детей оставались дневниковые наблюдения. Однако биографические и автобиографические описания детства, пользовавшиеся некоторое время большим успехом в XVIII и XIX столетиях, хотя и установили некоторые интересные частности, не могли, в целом, служить надежными руководителями для проникновения в еще неизученную область психологии ребенка. С другой стороны, они имели простое хронологическое описание жизни детей младшего возраста, к тому же почти все авторы свое внимание направляли на изучение детей, почти совсем не интересуясь точным исследованием психических особенностей детей более позднего (школьного) возраста.

С расширением предмета психологических исследований появилась возможность разработки новых, экспериментальных методов, которые можно было применить и для изучения психического развития детей. Поэтому большое значение имело появление в 60-е гг. XIX столетия в Германии экс-

Становление детской психол* века)

периментальной психологии В. Вундта, а также объективных методов исследования памяти, разработанных Г. Эббингаузом.

Очень важно отметить, что В. Вундт сравнительно мало интересовался детской психологией. Отсутствие интереса к детской психологии было с точки зрения Вундта методически обосновано. Исследователь полагал, что попытки внести в психологию ребенка экспериментальные методы исследования могут увенчаться успехом только в применении к детям более старшего возраста, например к школьникам. При изучении детей младшего возраста экспериментальные методы почти неприменимы, и результаты тех опытов, которые предпринимались также и в этом направлении, следует рассматривать как чисто случайные выводы, так как в них слишком много источников для всяких ошибок. Результаты опытов, проведенных с детьми младшего возраста, могут быть случайными. Интерпретация эксперимента слишком зависит от исследователя, его взглядов и потому необъективна. Необъективностью обусловливал В. Вундт невозможность исследования детской психологии.

Чрезвычайно осторожен был Вундт в объяснении явлений детской жизни. Эта осторожность объяснялась тем, что он боялся совершить ошибку, которую допускали многие наблюдатели, объясняющие явления душевной жизни детей субъективно, по аналогии с подобными же явлениями у взрослых, окружающих ребенка. Вундт писал: «...из имеющихся в новейшей литературе весьма подробных и ценных исследований относительно душевной жизни ребенка имеют ценность только благодаря содержащемуся в них фактическому материалу, психологические же выводы их, требуют поправки»7. Во всей массе напечатанного Вундтом в течение его продолжительной научной деятельности можно найти - в его «Очерке психологии» - лишь сравнительно короткий (около 15 стр.) и довольно беглый обзор общего хода «Психического развития ребенка». Все это, по мнению Стенли Холла, свидетельствует о ограниченном знакомстве Вундга с многотомной литературой по психологии ребенка.

С другой стороны, вклад лаборатории Вундта в изучение детской психологии явно превосходил его собственный. «Наука о детях не могла возникнуть до тех пор, пока психология пользовалась исключительно

и в Германии (конец XIX - начало XX

самонаблюдением, так как дети почти не способны к наблюдению за собою. Научное исследование детей сделалось возможным только после того, как развилась

8 тт

экспериментальная психология» , - писал Н. Е. Румянцев. А. А. Никольская подчеркивает ее двоякую положительную роль: «С одной стороны, она явилась школой экспериментального мастерства для многих психологов (не только немецких, но и из других стран, в том числе и из России), а с другой стороны, она вселила уверенность в возможности использования эксперимента в исследованиях по детской психологии, что привело к созданию в конце XIX в. специальных лабораторий и специфической ветви исследований в возрастной психологии, получившей распространение в различных странах»9.

Экспериментальные исследования в области физиологии и общей психологии послужили толчком для использования экспериментальных методов при изучении психики ребенка. Когда психологи научились ценить справедливое значение и границы эксперимента, они стали обращать свое внимание и на психологию детского возраста, применяя и здесь новые методы исследования.

Изучение детей к концу XIX - началу XX столетия сделало громадные успехи. Особенно ценные вклады в науку о детях в Германии сделали такие немецкие ученые, как профессор Э. Мейман, В. Лай, К. Гросс, Р. Гаупп, В. Амент, К. и В. Штерны, Г. Эббингауз и другие собравшие и систематизировавшие большой материал по психологии детей. Эти ученые впоследствии постепенно становятся классическими представителями науки о детях. Сочинения этих авторов переведены на многие языки, а знакомство с ними становится обязательным для каждого, кто серьезно интересуется законами развития растущего человека.

Наш краткий исторический обзор показывает, что наука о детях развивалась преимущественно в Германии. Правда, как и всякая наука, детская психология, интернациональна, но несомненно и то, что нигде не сделано столько для ее усовершенствования, как в Германии. Но заметим, что успехи этой страны не надо переоценивать. Наука о детях еще не вышла в то время на прямую дорогу. Будущее ее было впереди.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Румянцев Н. Е. Педология (наука о детях), ее возникновение, развитие и отношение к педагогике/Н. Е.Румянцев. Спб., 1910. С. 4.

2Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения/А. П. Нечаев. СПб., 1908. С.19.

3Амент В. Успехи педологии за восемь лет (1895-1903) // Педагогическая психология. Кн.1. СПб., 1905. С.59-71.

4 Там же. С. 60.

5 Там же. С. 61.

6 Прейер В. Душа ребенка / В. Прейер/ Пер. с 7-го нем. изд. под ред. В. Ф. Динзе. СПб.,1912.

7 ВундтВ. Очерк психологии [Текст] / В. Вундт/Пер. снем. Г. А. Паперна. СПб., 1897.С.199.

8Румянцев Н. Е. Указ. соч. С. 5.

9 Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России / А. А. Никольская. Дубна, 1995. С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.