СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 159.9
КОНЦЕПЦИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ В РАБОТАХ БРИТАНСКИХ УЧЕНЫХ КОНЦА XIX ВЕКА
Д.В. ЖАРОВА*, Е.А. ШЕСТАКОВА
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,
Нижний Новгород
Стремление выявить и понять закономерности детского развития побудили ученых обратиться к анализу детской игры. В конце XIX столетия психологами были предприняты попытки научного осмысления этой стороны детской жизни, выявлены факторы, определяющие формы и периоды игры, собран фактический материал, показывающий тесную связь игры со всем ходом психического и физического развития ребенка. Вопросы детской и педагогической психологии занимали центральное место в научном творчестве Вильяма Б. Друммонда и Джеймса Сел-ли, жизнь и научная деятельность которых дают нам возможность говорить о них как об ученых, внесших большой вклад в развитие различных отраслей психологической науки.
Ключевые слова: детская психология, педагогическая психология, ребенок, развитие, игра, социализация.
Интерес к психологии детской игры возник задолго до появления первых научных теорий. Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» указывает, что начало разработки теории игры связано с именами таких мыслителей XIX столетия, как Ф. Шиллер, В. Вундт, Г. Спенсер. На наш взгляд, данный список был бы не полным без упоминания профессора психологии Лондонского университета Джеймса Селли и шотландского психолога Вильяма Б. Друммонда. Нам представляется важным и целесообразным раскрыть идеи британских ученых по проблеме детской игры в связи с тем, что их взгляды нашли широкое применение и отклик как в зарубежной, так и в отечественной науке (о чем и упоминает Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры»).
Работы Дж. Селли «Педагогическая психология» (1894), «Очерки по психоло-
© Жарова Д.В., Шестакова Е.А., 2016.
* Для корреспонденции:
Жарова Дарья Викторовна канд. психол. наук
доцент кафедры социальной и организационной психологии НГПУ им. К. Минина E-mail: zharodar@yandex.ru
гии детства» (1895) и В.Б. Друммонда «Введение в изучение ребенка» (1910), «Дитя, его природа и воспитание» (1902) имели большое значение для развития педологии, детской психологии и педагогической психологии. Круг научных интересов британских ученых был удивительно широк и разнообразен: от проблем детской и педагогической психологии до вопросов, касавшихся эстетики и искусства. Для нас наибольший интерес представляет та часть научной деятельности, в которой психологи затронули такой немаловажный аспект детской жизни, как игра, описали ее особенности, выделили формы и периоды игры [3, с. 107].
Несмотря на то, что у истоков основных концепций игровой деятельности ребенка стояли, главным образом, немецкие ученые, многие их идеи были развиты и дополнены британскими психологами. В частности, биологическая концепция детской игры, разработанная К. Гроосом и В. Штерном, согласно которой игровая деятельность ребенка выполняет биологически важную функцию, то есть игра способствует упражнению тех способностей
Теоретическая и экспериментальная психология • 2016 • Т. 9 • № 2 • С. 103-106 103
ребенка, без развития которых станет невозможной будущая деятельность, нашла свое отражением в работах В.Б. Друммон-да. Сущность игровой деятельности В.Б. Друммонд определял, исходя из доминирующего инстинкта. По мнению ученого, основу игры ребенка составляют следующие инстинкты: инстинкт движения и действия (реализуется в предметных играх), инстинкт творчества (прослеживается в творческих играх через рисование, лепку), инстинкт пытливости (связан с изучением функций предметов в процессе игры), подражательный инстинкт (выражается через воспроизведение звуков, жестов, движений в процессе принятия и воспроизведения игровой роли), соревновательный инстинкт (находит свое выражение в играх-соревнованиях) и социальный инстинкт (ролевые игры в профессии, семейные игры в дочки-матери) [1, с. 69]. Разумеется, с точки зрения современной психолого-педагогической науки, назвать «инстинктом творчества» рисование и лепку, а «инстинктом пытливости» задаваемые ребенком вопросы взрослому было бы ошибочно. Но важно отметить, что в работах В.Б. Друммонда отстаивалась мысль о том, что игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и являются первой попыткой его социализации.
Анализ идей британских ученых позволяет заключить, что особое внимание в своих работах они уделяли не только изучению самого процесса игры, выделению видов и периодов игры, но и подчеркивали особую значимость детских игр, как для психического развития ребенка, так и для процесса социализации. Рассматривая значение игры в контексте детской и педагогической психологии, В.Б. Друммонд и Дж. Сел-ли указывали на необходимость изучения данной стороны детской жизни в процессе профессиональной подготовки педагогов и психологов. Период научного творчества Дж. Селли и В.Б. Друммонда совпал со временем становления английской педагогической системы, когда начальное образование
стремительно двигалось вперед, а широкой сети педагогических колледжей и опытных центров, готовивших учителей для начальных школ, требовались учебные пособия по детской, возрастной и педагогической психологии. Идеи ученых имели огромное значение в деле популяризации психолого-педагогического знания [3, с. 111].
Уже в конце XIX века при описании детской игры психологи обращали внимание на работу детского воображения и фантазии. Как писал Дж. Селли: «....'Фантазия может исходить из окружающей действительности: ребенок видит, например, песок, камешки и раковины и говорит: «Давайте играть в лавочку». Но это только побочное условие. Источник игры заключается в стремлении осуществить привлекательную мысль: отсюда близкое родство игры с искусством вообще. Какое-нибудь представление является господствующей силой, оно в данное время настоящая idée fixe, и все должно приспособиться к нему. Так как представление должно быть как-нибудь выражено внешним образом, то оно сталкивается с окружающей действительностью. И здесь ребенок находится в своей сфере.» [6, с. 97].
Дж. Селли дает подробный анализ ролевой игры как ведущей в дошкольном возрасте, в которой наиболее полно прослеживается проявление детского воображения и фантазии. По мнению В.Т. Кудрявцева, положение о связи игры - ведущей деятельности в дошкольном возрасте - с развитием воображения - центральным психическим новообразованием этого возраста - после работ Л.С. Выготского является неоспоримым и принятым подавляющим большинством ученых [4, с. 20]. Вся сущность детской игры в этом возрасте заключается в исполнении взятой на себя роли и ее реализации в типичных для других людей действиях и отношениях в контексте игровых условий: «Здесь мы встречаемся с тем, что составляет, может быть, самую интересную черту детской игры, - с превращением самых ничтожных и малообещающих вещей в настоящие живые существа» [6, с. 47, 51]. Принятие на себя
Концепции детской игры в работах британских ученых конца XIX века
игровой роли способствует полному преобразованию действий и поступков ребенка, а также его отношений с действительностью.
Дж. Селли считал, что в большинстве игр, изобретаемых детьми для самих себя, содержится подражание действиям старших в их реальной обстановке, а также поступкам вымышленных героев. По мере развития ребенка развивается и характер его игры, которая становится более сознательной, носит волевой характер и изменяется благодаря участию разума. В развитии игры у детей Дж. Селли выделил два главных периода:
- Период игр в одиночку, наблюдаемый в самые ранние годы.
- Период совместных, общественных игр, характерных для представителей данного социума и народа. Участие ребенка в таких играх способствует подчинению своего «я» задачам группы, формирует готовность и желание достигать общих целей. По мнению Дж. Селли, данные игры следовало бы включить в программу школьного воспитания.
В отличие от Дж. Селли, В.Б. Друммонд разделил игровую деятельность ребенка на 3 периода по ее содержанию:
- Первый период характеризуется стремлением ребенка подчинить своей воле двигательные способности посредством таких игр, как лепка, строительство, двигательные игры. Данный период длится до 6-7-летнего возраста ребенка.
- Второй период связан с появлением совместных, групповых игр, которые носят общественный характер и требуют участия других детей (длится до 12 лет).
- В третий период (с 12 лет) игры ребенка приобретают социальный характер, идет усвоение социальных ролей.
В.Б. Друммонд утверждал, что игра служит подготовкой к жизни, способствует адаптации к изменяющимся условиям, позволяет моделировать семейные, бытовые, общественные и другие ситуации и отношения к окружающей действительности. Опыт игры дает возможность индивидуальному развитию ребенка с минималь-
ным риском ошибок, которые могут быть плачевными, когда игра уступает место реальности: «игра... это обучение серьезному делу жизни» [2, с. 247-249].
Анализ работ Г. Спенсера свидетельствует о том, что ученый не занимался специально изучением детской игры. Однако рассматривал игру как активность, вызванную излишней («избыточной») энергией: избыточные силы ребенка, не реализованные в какой-либо деятельности, находят свое отражение в игре. Свой взгляд на значение детской игры Г. Спенсер отразил в следующем положении: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни» [8, с. 117]. Эта точка зрения полностью противоречит мнению В.Б. Друммонда и Дж. Селли, утверждавших, что игра служит мощным инструментом социализации ребенка.
Труды психологов имели огромное значение для становления и развития педагогической психологии не только за рубежом, но и в России и сохраняют актуальное значение и для современной педагогической и детской психологии. Хотя их вклад в науку достаточно велик, нам только остается сожалеть о том, что сегодня их психологическое наследие остается практически не изученным и мало известно большинству психологов.
Литература
1. Друммонд В. Дитя, его природа и воспитание. - СПб.: Издательское Т-во «XX век», 1902. - 252 с.
2. Друммонд В. Введение в изучение ребенка. - М., 1910. - 385 с.
3. Жарова Д.В. Уильям Болдуин Друммонд: забытые имена в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. -2014. - Т. 7. - № 4. - С. 107-111.
4. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статут детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. -№ 3.- С. 17-33.
5. Селли Д. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. (The Teacher's Handbook of Psychology). Пер. с англ. М.Ш. / Под ред. Л.Е. Оболенского. -СПб., 1897. - 351 с.
6. Селли Д. Очерки по психологии детства. Пер. с англ. А. Громбаха. - М.: Издание К.И. Тихомирова, 1901. - 301 с.
7. Селли Д. Педагогическая психология. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Громбаха. - М.: 1912. - 624 с.
8. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. - СПб., изд. Лазаревой М.А., тип. Тиханова, 1898. - 232 с.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
10. Hearnshaw L.S. A short History of British Psychology 1840-1940. - New York, 1964. -331 p.
11. Leahey Th.Y. A History of Psychology: main currents in psychological thought. -Englewood, 1980.
References
1. Drummond V. Ditya, yego priroda i vospitani-ye. St-Petersburg: Izdatel'skoye T-vo «XX vek» 1902: 252 (in Russian).
2. Drummond V. Vvedeniye v izucheniye reben-ka. Moscow 1910: 385 (in Russian).
3. Zharova DV. Uil'yam Bolduin Drummond: zabytyye imena v psikhologii. Teoreticheska-ya i eksperimental'naya psikhologiya 2014; 7(4):107-111 (in Russian).
4. Kudryavtsev VT. Kul'turno-istoricheskiy statut detstva: eskiz novogo ponimaniya. Psik-hologicheskiy zhurnal 1998; 19(3):17-33 (in Russian).
5. Selli D. Osnovy obshchedostupnoy psikhologii i yeye primeneniya k vospitaniyu. (The Teacher's Handbook of Psychology). Per. s angl. MSh. Pod red. LYe Obolenskogo. St-Pe-tersburg 1897: 351 (in Russian).
6. Selli D. Ocherki po psikhologii detstva. Per. s angl. A Grombakha. Izdaniye KI Tikhomiro-va. Moscow 1901: 301 (in Russian).
7. Selli D. Pedagogicheskaya psikhologiya. Per. s angl. Pod red. AA Grombakha. Moscow 1912: 624 (in Russian).
8. Spenser G. Vospitaniye umstvennoye, nrav-stvennoye i fizicheskoye. St-Petersburg, izd. Lazarevoy MA, tip. Tikhanova 1898: 232 (in Russian).
9. El'konin DB. Psikhologiya igry. Moscow: Ped-agogika, 1978: 304 (in Russian).
10. Hearnshaw LS. A short History of British Psychology 1840-1940. New York 1964: 331.
11. Leahey ThY. A History of Psychology: main currents in psychological thought. Englewood 1980.
CONCEPT OF CHILDREN'S PLAY IN THE WORK OF BRITISH SCIENTISTS OF THE LATE XIX CENTURY
D.V. ZHAROVA, E.A. SHESTAKOVA K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
The desire to identify and understand the child development mechanisms have prompted scientists to turn to the analysis of child play. At the end of the XIX century, psychologists have attempted to understand this aspect of a child's life, reveal the factors that determine the form and periods of play, collected factual material showing a close relationship of play with mental and physical child development. The issues of child and educational psychology are central to the scientific work of William Baldwin Drummond and James Sully, whose life and scientific activity enables us to speak of them as scientists who made a great contribution to the development of various branches of psychological science.
Keywords: child psychology, educational psychology, child development, play, socialization.
Address:
Daria V. Zharova
Ph.D. Associate Professor, Department of Social and Organizational Psychology, K. Minin NSPU
E-mail: zharodar@yandex.ru