Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИРАКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИРАКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с расстройствами аутистического спектра / инклюзивное образование детей с РАС в Ираке / специфика оказания коррекционной помощи детям с РАС в Ираке / children with autism spectrum disorders / inclusive education of children with ASD in Iraq / special features of providing rehabilitative assistance to children with ASD in Iraq

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамзах Ася Саллал Хамзах

В статье рассматриваются организационные особенности практик инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Ираке. Автор рассматривает в качестве перспективной и признанной во всем мире модели организации образования для детей с РАС ресурсные классы. В тексте описано общее состояние инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в Ираке, а также отражена специфика условий, необходимых для успешного обучения детей с РАС. Представлены основные требования, предъявляемые на государственном уровне к организации инклюзивного образования в Ираке. Описаны этапы, которые ребенок с РАС проходит перед зачислением в инклюзивный класс. Автор кратко раскрывает проблемы кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса для детей с РАС в Ираке. Организация инклюзивного образования детей с РАС представлена с опорой на принципы комплексного сопровождения, всесторонней адаптации и реабилитации. Особый акцент автор делает на специфике оказания коррекционной помощи детям с РАС в Ираке, которая может быть реализована не только в образовательных организациях, но также на базе учреждений здравоохранения, социальной защиты, в общественных фондах и некоммерческих организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамзах Ася Саллал Хамзах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of organizing inclusive education practices for children with autism spectrum disorders (ASD) in Iraq. The author considers resource classes as a promising and globally recognized model of education for children with ASD. The article describes the general state of inclusive education for persons with disabilities in Iraq, as well as the specific conditions required for teaching children with ASD successfully. The main state level requirements for organizing inclusive education in Iraq are presented. The stages necessary for a child with ASD to pass before enrolling in an inclusive class are described. The author briefly reveals the problems of staffing, software, financial and methodical support of an inclusive educational process for children with ASD in Iraq. The organization of inclusive education for children with ASD is based on the principles of integrated support, comprehensive adaptation and rehabilitation. The author emphasizes special features of providing rehabilitative assistance to children with ASD in Iraq, which can be implemented not only in educational organizations, but also in healthcare and social institutions, public funds and non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИРАКЕ»

организационной культуры делают ее одним из основных факторов устойчивого развития организации, что не может не привлекать внимания руководителей, кадровых и иных служб.

Литература:

1. Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов. - М.: Университет «Синергия», 2017. - 829 с.

2. Алиева, P.P. Компоненты сформированности организационной культуры школьного учреждения / P.P. Алиева // Вестник Московского института государственного управления и права. -2015. -№11. - С. 123-127

3. Алипханова, Ф.Н. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры / Ф.Н. Алипханова, P.P. Алиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. -2014.-№1.-С. 113-117

4. Блинов, А.О. Теория организации и организационное поведение (теория и практика): учебное пособие / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. - М.: КНОРУС, 2016. - 284 с.

5. Орехов, С.А. Корпоративное управление: учебник для академического бакалавриата / С.А. Орехов [и др.]; под общ. ред. С.А. Орехова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 312 с.

6. Пак, В.Д., Основные типологии организационной культуры / В.Д. Пак, Н.И. Нужина // Международный научно-исследовательский журнал. -2014. -№ 8-3 (27). - 51 с.

7. Шеметова, Н.К. Использование модели компетенций как метод принятия управленческих решений в сфере управления персоналом / Н.К. Шеметова//ЭГО. - 2015. - № 1(1).-С. 13-17

Педагогика

УДК 376, 37.014.1

магистрант, соискатель Хамзах Ася Саллал Хамзах

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИРАКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются организационные особенности практик инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Ираке. Автор рассматривает в качестве перспективной и признанной во всем мире модели организации образования для детей с РАС ресурсные классы. В тексте описано общее состояние инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в Ираке, а также отражена специфика условий, необходимых для успешного обучения детей с РАС. Представлены основные требования, предъявляемые на государственном уровне к организации инклюзивного образования в Ираке. Описаны этапы, которые ребенок с РАС проходит перед зачислением в инклюзивный класс. Автор кратко раскрывает проблемы кадрового, материально-технического и программно-методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса для детей с РАС в Ираке. Организация инклюзивного образования детей с РАС представлена с опорой на принципы комплексного сопровождения, всесторонней адаптации и реабилитации. Особый акцент автор делает на специфике оказания коррекционной помощи детям с РАС в Ираке, которая может быть реализована не только в образовательных организациях, но также на базе учреждений здравоохранения, социальной защиты, в общественных фондах и некоммерческих организациях.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, инклюзивное образование детей с РАС в Ираке, специфика оказания коррекционной помощи детям с РАС в Ираке.

Annotation. The article discusses the features of organizing inclusive education practices for children with autism spectrum disorders (ASD) in Iraq. The author considers resource classes as a promising and globally recognized model of education for children with ASD. The article describes the general state of inclusive education for persons with disabilities in Iraq, as well as the specific conditions required for teaching children with ASD successfully. The main state level requirements for organizing inclusive education in Iraq are presented. The stages necessary for a child with ASD to pass before enrolling in an inclusive class are described. The author briefly reveals the problems of staffing, software, financial and methodical support of an inclusive educational process for children with ASD in Iraq. The organization of inclusive education for children with ASD is based on the principles of integrated support, comprehensive adaptation and rehabilitation. The author emphasizes special features of providing rehabilitative assistance to children with ASD in Iraq, which can be implemented not only in educational organizations, but also in healthcare and social institutions, public funds and non-profit organizations.

Key words: children with autism spectrum disorders, inclusive education of children with ASD in Iraq, special features of providing rehabilitative assistance to children with ASD in Iraq.

Введение. В настоящее время организация инклюзивного образования детей с РАС является актуальной проблемой для многих стран мира, в том числе и для Ирака. Образование детей данной категории требует создания особых организационных условий, которые будут учитывать их особые потребности. Во многих странах мира разработаны и успешно апробированы различные организационно-методические модели образования детей с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Признание во всем мире и в России получила модель «ресурсный класс», учитывающая специфику адаптации и социализации детей с РАС в условиях инклюзии [1; 2; 3]. Для ее реализации необходимы особые организационные, средовые и кадровые условия. Ключевой для данной модели является фигура специалиста, владеющего методами прикладного анализа поведения, который выступает в качестве ведущей методологической стратегии. Модель «ресурсный класс» успешно апробирована во всем мире и доказала свою эффективность в работе с детьми с аутизмом и другими ментальными расстройствами. При этом адаптируются учебные материалы, пространство класса, школы и других важных для ребенка с РАС локаций, действия учителя и всех сотрудников школы. Ресурсный класс - это пространство, в котором ребенок может снять эмоциональное и сенсорное напряжение, а также получить коррекционную помощь специалистов. Тем не менее, несмотря на значительные успехи данной организационной модели инклюзивного образования для детей с РАС, возникает ряд трудностей полноценной реализации в Республике Ирак, которые обусловлены спецификой нормативно-правовых, социокультурных и других нюансов. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение актуального состояния образования детей с РАС в Ираке и раскрытие организационные особенностей инклюзивных образовательных практикдля детей данной категории в стране.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что образование лиц с особыми потребностями стало реальностью для образования Республики Ирак не так давно. Как и во всем мире, научные основы совместного образования детей с особенностями развития и детей с нормативным развитием были заложены в Республике Ирак во второй половине прошлого века. Сейчас дети с особенностями могут обучаться, как в специализированных школах и центрах, так и в обычных школах, где учатся дети с нормативным развитием. Республика Ирак - одна из первых стран арабского мира, где образование людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальными нарушениями, стало поддерживаться на государственном уровне.

Инклюзивные школы, в которых обучаются дети с РАС, должны решать несколько важных задач, связанных с обеспечением комфортного пребывания аутичных детей в среде нормативных сверстников, адаптацией программ и методов обучения, согласованностью действий всего педагогического персонала школы, задействованного в образовательном процессе для детей с РАС, сопровождением семьи аутичного ребенка в целом и его родителей, в частности, организацией просветительской работы для других всех нормативно развивающихся учеников и их семей по объяснению особенностей детей с РАС и правил взаимодействия с ними.

В основе работы с детьми с РАС в Ираке лежат принципы, в основе которых лежат положения реабилитационной психологии. Им предоставляются различные виды помощи и сопровождения, который подбираются в соответствии с их актуальным состоянием и особыми потребностями. Все учреждения, которые посещает ребенок с РАС включены в обеспечение функционирования комплексной реабилитации, которая должна эффективно реализовываться как в условиях специализированного центра, так и в пространстве школы. Реабилитационная помощь включает коррекционные занятия со специалистами психологического, дефектологического и медицинского профилей. Оказанием помощи занимаются частные специалисты и государственные службы. Независимо от того, какой финансовый вариант реабилитационной помощи выбирают родители ребенка с РАС, он обязательно вписывается в текущий рутинный порядок ежедневной деятельности ребенка. Реабилитация проходит без отрыва ребенка от основного образовательного процесса, что позволяет гарантировать его конституционные права на образование.

Арабские исследователи отмечают, что организация инклюзивного образования для детей с РАС является довольно сложной задачей, решение которой происходит в настоящее время на государственном уровне. Эффективность инклюзивного образования детей с РАС зависит от выполнения следующих условий:

1. Обязательное определение специфики особых образовательных потребностей до момента начала обучения ребенка с РАС в школе. Несмотря на то, что дети с РАС имеют один общий диагноз объективное их состояние может кардинально отличаться. Одним детям с РАС потребуется минимальная адаптация учебного процесса, другим будет необходимо привлечение большого количества специалистов, которые смогут реализовать стратегию комплексной реабилитации. Также анализ специфических потребностей детей с РАС позволяет сделать прогноз адаптации в сообществе сверстников и создать необходимые условия до момента начала обучения. Включение детей с РАС в среду нормативных сверстников всегда должно начинаться с детальной медицинской и психолого-педагогической диагностики, что позволит им лучше адаптироваться в инклюзивной среде, а педагогам разобраться в тонкостях организации образовательного процесса. Своевременное и качественное определение особых потребностей ребенка с РАС позволяет его семье правильно выбрать подходящую школу, заранее подготовить ребенка к ее посещению, наладить связи с администрацией и учителями, выбрать специализированные программы и услуги [4].

2. Качественная подготовка персонала инклюзивной школы к работе с детьми с РАС. Важнейшим показателем успешности инклюзивных образовательных практик для детей с РАС является согласованность позиции педагогов и администрации образовательного учреждения, поскольку именно администрация создает условия для дополнительного обучения сотрудников. Своевременная содержательная и методическая подготовка педагогов к работе с детьми с РАС в условиях инклюзии позволяет снизить тревогу педагогов об успехе инклюзивного образования данной категории детей. Деятельность педагогов, задействованных в обучении детей с РАС, регламентируется в Республике Ирак специальными стандартами, которые регулируют их деятельность во всех учреждениях, где обучаются дети с аутизмом [5]. Специальные стандарты касаются организации деятельности узких специалистов и учителей, которые организуют образовательный процесс для детей с аутизмом в условиях инклюзии. При этом узкие специалисты отвечают за качество индивидуальных занятий, а учителя за качество преподавания и достаточную адаптацию процесса обучения по основным школьным дисциплинам.

3. Разработка специальных учебных планов и адаптация образовательных программ, учитывающих особые потребности детей с РАС. В таких программах присутствует не только академический компонент, но и направленность на овладение социально-бытовыми навыками и жизненными компетенциями. При обучении ребенка с РАС в условиях инклюзии план обучения предполагает не только индивидуальное сопровождение и коррекционные занятия, но и пребывание ребенка в классе вместе с нормативно развивающимся сверстниками. Освоение учебного плана регулярно оценивается и анализируется, что позволяет своевременно его корректировать с учетом актуального состояния ребенка с РАС. При необходимости учебный план дополняется мероприятиями, направленными на формирование и поддержку адаптивного поведения школьников с РАС.

4. Комплексная и объективная оценка возможностей школы в реализации инклюзивного образования детей с РАС. К сожалению, пока еще не все школы Ирака готовы к тому, чтобы обеспечить инклюзивное образование детям с аутизмом на должном уровне. Школа, в которой может инклюзивно обучаться ребенок с РАС, должна соответствовать нескольким параметрам: находиться рядом с одним из специализированных центров, работающих с детьми с РАС; иметь методически подготовленных к инклюзивным практикам педагогов и мотивированную к инклюзивной практике администрацию; быть обеспеченной материально-техническими и методическими ресурсами, необходимыми для качественного обучения детей с РАС; быть готовой к организации и проведению просветительской работы с нормативно развивающимися учениками и их родителями, направленной на формирование позитивного образа социальной и образовательной инклюзии детей с РАС.

5. Организация подготовки семей аутичных детей к инклюзивному образованию. Очень важно, чтобы родители детей с РАС осознавали собственную роль в организации обучения и в целом в обеспечении возможного качества жизни для своих детей. Многие родители уверены, что для получения качественного образования дети должны обучаться в частных школах или специализированных центрах, при этом недостаточно осведомлены о возможностях государственной системы образования. Поэтому перед инклюзивной школой стоит задача изменить мнение родителей о возможностях и ресурсах инклюзивного образования детей с РАС.

6. Специальная работа по подготовке всех учеников школы к инклюзивному образованию. Для того, чтобы инклюзия была успешной, все ее участники должны осознавать, какие именно изменения произойдут в школьной системе. Для нормативно развивающихся учеников проводятся специальные уроки, направленные на объяснение концепции инклюзии. На таких уроках дети могут задать волнующие их вопросы, обсудить с педагогами свои опасения и проблемы. Обучение в условиях инклюзии предполагает, что нормативно развивающиеся дети будут помогать своим одноклассникам с

особенностями развития, поэтому им важно разобраться как именно они могут оказывать помощь, чтобы не испугать ребенка с РАС и не навредить ему. Дети с РАС также проходят этап предварительной подготовки к обучению в школе, чтобы приспособиться к новым условиям, лучше ориентироваться в пространстве класса и школьных локациях, погрузиться в режимные моменты, а также освоить актуальные средства школьной коммуникации (сайт школы, социальные сети класса и т.п.).

7. Ответственный подход к выбору детей с РАС, потенциально готовых к обучению в условиях инклюзии. Безусловно, дети с РАС очень разные. Одни могут довольно быстро адаптироваться в среде сверстникам, другим это дается с трудом в силу большого количества сопутствующих нарушений. Особенности коммуникации также могут создавать трудности при взаимодействии с нормативно развивающимися сверстниками. При наличии речевой коммуникации дети с РАС адаптируются в условиях инклюзии быстрее и легче, недостаточное владение речью и необходимость использования дополнительных альтернативных средств коммуникации делает процесс адаптации ребенка в детском сообществе более долгим, поскольку детям с нормативным развитием нужно также понимать альтернативную коммуникацию, а на это требуется время. В целом для того, чтобы ребенок с РАС мог обучаться в условиях инклюзивной школы в Ираке необходимо соблюдать следующие условия: он должен быть одного возраста с детьми класса, в который поступает, владеть навыками самообслуживания, проживать в непосредственной близости от школы или иметь возможность перемещаться на безопасном транспорте в школу и из школы, по итогам диагностики демонстрировать достаточный потенциал для обучения по адаптированной школьной программе, уметь обучаться в условиях больших учебных групп с условием предоставления адаптированных учебных материалов. Еще одним важным условием для обучения ребенка с РАС в условиях инклюзии является отсутствие множественных сопутствующих нарушений развития, что может существенно осложнить процесс инклюзивного образования.

Образовательный план, разработанный Департаментом специального образования Ирака, включает несколько шагов, которые необходимо соблюдать при организации инклюзивного образования детей с РАС:

Шаг 1 - диагностика и планирование, в рамках которого разрабатываются программы инклюзивного образования для общеобразовательных государственных школ, происходят проверки соответствия качестве образовательного процессе целям инклюзии и выбор лучших школ-кандидатов для получения финансирования в следующем учебном году, официальное оповещение родителей детей с РАС о переводе их детей на инклюзивное обучение, оценка потребностей в специализированном транспорте и других специальных ресурсах, необходимых для организации обучения детей с особенностями развития, зачисление детей в школы до начала учебного года, официальное уведомление школ о включении их в реализацию инклюзивных образовательных программ.

Шаг 2-реализация, включающая ряд текущих процедур для открытия специальных образовательных программ на базе государственных школ. В рамках данного этапа работы администрация школы получает полную информацию о детях, которые будут обучаться в инклюзивных классах, в том числе о характере специализированной коррекционной помощи и необходимости дополнительного сопровождения, происходит отбор учителей из числа выпускников отделений специального образования, выделяются средства для оснащения классов необходимым оборудованием и методическими пособиями, которые предоставляются школе до начала учебного года. В школе назначается преподаватель-координатор, ответственный за организацию инклюзивного образования и контактирующий с Департаментом специального образования и специализированными центрами, которые оказывают школе методическую поддержку в рамках реализации инклюзивного образования для детей с РАС. Также в школе формируется комитет по контролю за реализацией инклюзивной программы, в который включен директор школы, научный руководитель, классный руководитель, специальные педагоги и представители родительского сообщества. Планы занятий по инклюзивной программе разрабатываются до начала учебного года. До начала учебного года организуется прием детей с РАС для обучения по инклюзивной программе, после зачисления и начала учебного года проводится наблюдение за периодом адаптации. Данные адаптационного периода анализируются, при необходимости в особых случаях проводятся дополнительные адаптационные мероприятия, в организацию которых включены специальные педагоги.

Шаг 3 - оценка и рефлексия, предполагающая регулярный контроль за реализацией инклюзивных программ общеобразовательных школ со стороны Департамента специального образования. В рамках специальных визитов представителей департамента отслеживается прогресс реализации инклюзивной программы по следующим аспектам: повышение уровня осведомленности педагогов и учеников с нормативным развитием об особенностях детей с РАС, использование потенциала массовых мероприятий и средств массовой информации для организации просветительской работы; участие педагогов в специализированных программах повышения квалификации, специальных научных и методических мероприятиях; качество динамики образовательных результатов детей с РАС в условиях инклюзии; контроль адаптационного периода; регулярное проведение методических собраний с привлечение опытных педагогов специального образования, в том числе работающих в инклюзивных школах; мониторинг мнения учителей об эффективности реализации инклюзивного образования в конце учебного года.

Выводы. Таким образом, организация инклюзивных образовательных практик для детей с РАС в Ираке во многом зависит от качественного объединения формальных и реальных ресурсов, необходимых для качественной образовательной и социальной инклюзии детей данной категории. Ключевым организационным фактором становится готовность администрации и коллектива школы к реализации инклюзивного образования, в том числе способность к профессиональному самосовершенствованию с учетом особых потребностей детей с РАС. Немаловажную роль для качества адаптации детей с РАС в условиях инклюзивного образования играет уровень просветительской работы, которую педагоги организуют с нормативно развивающимися учениками и их родителями по вопросам инклюзии, а также организация адаптационного периода для учеников с аутизмом. В целом необходимы координация и согласованное сотрудничество всей команды педагогов, задействованных в инклюзивном обучении детей с РАС, что позволяет обеспечивать равные образовательные возможности для всех учащихся. Соблюдение всех этих условий позволяет достигать целей образовательной инклюзии детей с РАС и преодолевать негативное отношение к данной образовательной практике среди учителей в государственных школах.

Литература:

1. Мальтинская, H.A. «Ресурсный класс» как перспективная модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра / H.A. Мальтинская // Вестник педагогических инноваций. - 2017. - № 1 (45). -С. 15-20

2. Погонина, О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности / О.Г. Погонина // Аутизм и нарушения развития. -2016. - Т. 14,- № 3. - С. 55-62

3. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / отв. ред. C.B. Алехина; под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с.

4. Хамзах, А.С.Х. Программы и услуги, предоставляемые детям с аутизмом в Республике Ирак / А.С.Х. Хамзах // Трансформация образовательного пространства для устойчивого будущего: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Университета управления «ТИСБИ» и 30-летию программы кафедр ЮНЕСКО/УНИТВИН (29 сентября - 1 октября 2022 г.). - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2022. - С. 281-285

5. Хамзах, А.С.Х. Стандарты деятельности специального педагога при работе с детьми-аутистами в Республике Ирак / А.С.Х. Хамзах // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции. Липецк, 20 октября 2022 года. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 98-101

Педагогика

УДК 159

доцент Ханевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Топорищев Михаил Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Аннотация. Статья посвящена истории возникновения психологии. Развитие можно отследить по определенным этапам, которые освещены в статье. Также можно отследить как определённые факторы и идеи, сформировали психологию как самостоятельную науку. Психология как самостоятельная наука возникла в конце XIX - начале XX века. Важным этапом стала учебная работа Вильгельма Вундта, который в 1879 году открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Вундт считается основателем научной психологии. К концу первой половины XX века психология стала изучать различные аспекты человеческой психики, включая восприятие, мышление, эмоции, поведение и развитие личности. В этот период развились различные школы и методы психологического исследования, такие как поведенческая психология, когнитивная психология и гештальт-подход. Сегодня психология является многообразной наукой, изучающей различные аспекты человеческой психики и поведения, а также разрабатывает методы диагностики и лечения психических расстройств. В статье рассмотрена история возникновения психологии в России, а также её проблемы психологии в современной России.

Ключевые слова: психология, наука, история возникновения, развитие, проблемы.

Annotation. The article is devoted to the history of psychology. The development can be tracked by certainstages, which are covered in the article. It is alsopossible to trace how certainfactors and ideashaveshapedpsychologyas an independentscience. Psychologyas an independentscienceemerged in the late XIX - early XX century. An importantstagewas the academicwork of Wilhelm Wundt, who in 1879 opened the first laboratory of experimentalpsychology at the University of Leipzig. Wundt is considered the founder of scientificpsychology. By the end of the first half of the XX century, psychologybegan to studyvariousaspects of the humanpsyche, includingperception, thinking, emotions, behavior and personalitydevelopment. During this period, various schools and methods of psychological research developed, suchasbehavioralpsychology, cognitivepsychology and the Gestaltapproach. Todaypsychology is a diversescience that studiesvariousaspects of the humanpsyche and behavior, and alsodevelopsmethods for the diagnosis and treatment of mentaldisorders. The articleexamines the history of the emergence of psychology in Russia, as well asitsproblems of psychology in modern Russia.

Key words: psychology, science, history of origin, development, problems.

Введение. Психология как наука возникла в конце XIX - начале XX века. Однако, интерес к изучению ментальных явлений и поведения человека существует с глубокой древности. В античности и средневековье философы задавались вопросами о природе разума, восприятии, памяти и другими психологическими темами [8, С. 26]. Одним из ключевых моментов в истории возникновения психологии было основание первой лаборатории психологии в Лейпцигском университете Вильгельмом Вундтом в 1879 году [1, С. 89]. Вундт стал основоположником структурализма, который сосредоточивался на разложении сознания на элементы и их взаимосвязи [8, С. 125]. В частности, вундтовская лаборатория сосредоточилась на изучении восприятия, внимания, памяти и ощущений. Однако, вундтовское направление, хотя и оказало большое влияние на развитие психологии, было критиковано за свою академическую и экспериментальную ориентацию. С другой стороны, в США развивалась американская психология, представленная функционалистами, такими как Уильям Джемс и Джон Дьюи. Они подчеркивали значение функций психологических процессов, а не только их структуры. Постепенно, различные школы психологии - структурализм, функционализм, психоанализ, поведенческая психология и другие - взаимодействовали и влияли друг на друга [7, С. 206]. В результате, психология стала разнообразной дисциплиной, охватывающей широкий спектр исследуемых областей и подходов.

Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку можно проследить на протяжении истории развития науки в целом. Это процесс, который занимал много времени и включал в себя несколько основных этапов.

• Первый этап - преднаучный. В этот период исследования психических явлений осуществлялись главным образом философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Они пытались объяснить природу человеческой психики с помощью философских концепций и абстрактных понятий.

• Второй этап - физиологический. В это время были заложены основы для понимания психических процессов через их связь с физиологией мозга. Ученые, такие как Гулль, Мюллер и другие, исследовали строение мозга и его связь с психическими процессами. Они предполагали, что все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

• Третий этап - экспериментальный. В это время было проведено множество экспериментальных исследований, которые стали основой для развития психологии как самостоятельной науки. Ученые, такие как Вундт, Титченер, Джеймс и другие, разработали концепцию экспериментального анализа психических явлений и создали первые психологические лаборатории.

• Четвертый этап - формирование самостоятельной науки. В конце XIX - начале XX века психология стала признаваться как самостоятельная наука со своими методами и принципами. Были разработаны различные школы и направления в психологии, такие как структурализм, функционализм, поведенческая психология и другие [5, С. 8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.