Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ ИРАКА И РОССИИ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ ИРАКА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с расстройствами аутистического спектра / нормативно-правовое регулирование образования детей с РАС / нормативно-правовое поле Ирака и России / children with ASD / legal regulation of education of children with ASD / regulatory and legal framework of Iraq and Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамзах Ася Саллал Хамзах

Статья посвящена рассмотрению организационных особенностей инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормативно-правовых документов Ирака и России. Автор кратко раскрывает положения основных документов, регулирующих сферу инклюзивного образования детей с РАС в Ираке и России. В контексте рассмотрения положений основных нормативно-правовых документов делается вывод о сходстве и отличиях в организации инклюзивного образования детей с аутизмом в обеих странах. Автор ссылается на актуальные документы России и Ирака. Тезисно раскрыты положения Национальной стратегии образования инвалидов в Ираке на 20142024 годы. Кратко проанализированы специальные стандарты аккредитации программ и услуг для аутистов в Республике Ирак. Описаны критерии аккредитации диагностических центров, оказывающих образовательные и социальные услуги лицам с расстройствами аутистического спектра, в Ираке. Российские нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивное образование детей с аутистическими нарушениями, представлены в рамках рассмотрения их федерального, регионального и локального значения. Среди российских документов особое внимание уделено ключевым положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и приложениям ФГОС НОО ОВЗ, касающихся организации образования детей с расстройствами аутистического спектра. Делается общий вывод об особенностях характера нормативно-правового регулирования инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в Ираке и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамзах Ася Саллал Хамзах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to consideration of organizational characteristics of inclusive education for children with ASD in the context of legal and regulatory documents in Iraq and Russia. Considering the main aspects of legal and regulatory documents it is possible to make a conclusion about similarities and differences in organization of inclusive education for children on the autistic spectrum in both countries. The authors refer to the up-to-date documents of Russia and Iraq. The main aspect of The National educational strategy for disabled people in Iraq 2014-2024 are presented. The specific standards of programs and services for people with ASD accreditation are briefly introduced. The criteria for the accreditation of diagnostic centers, providing educational and social services for people with ASD in Iraq are described. The Russian legal documents, regulating inclusive education of children with autistic disorder are introduced within their federal, regional and local significance. Among the Russian documents special attention is given to the key aspects of the Federal Law “About education in the Russian Federation” and the appendixes of FES PE WHL relating to organization of education of children with ASD. A general conclusion is made about the characteristics of legal regulation of inclusive education for children with ASD in Iraq and Russia.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ ИРАКА И РОССИИ»

7. Каратаева, Т.А. Формирование гражданской идентичности старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Каратаева Татьяна Алексеевна. - Оренбург, 2018. - 24 с.

8. Министерство Просвещения РФ: Федеральный проект «Патриотическое воспитание»: сайт. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 30.07.2023)

9. Николаева, A.A. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи: автореферат дис. ... канд. пед. наук.: 22.00.04 / Николаева Алла Алексеевна. - Тула, 2010.-23 с.

10. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года: сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/17118. (дата обращения: 25.07.2023)

11. Программа «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин» СШ №28 имени A.A. Суркова г. Рыбинск Ярославской области: сайт. - URL: http://sch28.rybadm.ru/pl06aal.html (дата обращения 30.07.2023)

12. Создание условий для развития системы поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи в Курской области: сайт. - URL: https://infourok.ru/sozdanie-uslovij-dlya-razvitiya-sistemy-podderzhki-obshestvennyh-iniciativ-i-proektov-napravlennyh-na-grazhdanskoe-i-patriotiche-6265751.html. (дата обращения: 30.07.2023)

13. Сухоленцева, E.H. Еражданское воспитание детей в общественных объединениях / E.H. Сухоленцева // Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики. Сборник материалов. -М., 2019. - 164 с.

14. Травников, E.H. Образовательная практика в системе педагогической деятельности / E.H. Травников // Научно-практический журнал «Еуманизация образования» № 3/2009. - URL: file:///C:/Users/alek-/Downloads/obrazovatelnaya-praktika-v-sisteme-pedagogicheskoy-deyatelnosti.pdf (дата обращения: 23.07.2023)

Педагогика

УДК 376, 37.014.1

соискатель Хамзах Ася Саллал Хамзах

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ ИРАКА И РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению организационных особенностей инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормативно-правовых документов Ирака и России. Автор кратко раскрывает положения основных документов, регулирующих сферу инклюзивного образования детей с РАС в Ираке и России. В контексте рассмотрения положений основных нормативно-правовых документов делается вывод о сходстве и отличиях в организации инклюзивного образования детей с аутизмом в обеих странах. Автор ссылается на актуальные документы России и Ирака. Тезисно раскрыты положения Национальной стратегии образования инвалидов в Ираке на 20142024 годы. Кратко проанализированы специальные стандарты аккредитации программ и услуг для аутистов в Республике Ирак. Описаны критерии аккредитации диагностических центров, оказывающих образовательные и социальные услуги лицам с расстройствами аутистического спектра, в Ираке. Российские нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивное образование детей с аутистическими нарушениями, представлены в рамках рассмотрения их федерального, регионального и локального значения. Среди российских документов особое внимание уделено ключевым положениям Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и приложениям ФЕОС НОО ОВЗ, касающихся организации образования детей с расстройствами аутистического спектра. Делается общий вывод об особенностях характера нормативно-правового регулирования инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в Ираке и России.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, нормативно-правовое регулирование образования детей с РАС, нормативно-правовое поле Ирака и России.

Annotation. The article is devoted to consideration of organizational characteristics of inclusive education for children with ASD in the context of legal and regulatory documents in Iraq and Russia. Considering the main aspects of legal and regulatory documents it is possible to make a conclusion about similarities and differences in organization of inclusive education for children on the autistic spectrum in both countries. The authors refer to the up-to-date documents of Russia and Iraq. The main aspect of The National educational strategy for disabled people in Iraq 2014-2024 are presented. The specific standards of programs and services for people with ASD accreditation are briefly introduced. The criteria for the accreditation of diagnostic centers, providing educational and social services for people with ASD in Iraq are described. The Russian legal documents, regulating inclusive education of children with autistic disorder are introduced within their federal, regional and local significance. Among the Russian documents special attention is given to the key aspects of the Federal Law "About education in the Russian Federation" and the appendixes of FES PE WHL relating to organization of education of children with ASD. A general conclusion is made about the characteristics of legal regulation of inclusive education for children with ASD in Iraq and Russia.

Key words: children with ASD, legal regulation of education of children with ASD, regulatory and legal framework of Iraq and Russia.

Введение. На сегодняшний день во всем мире наблюдается динамичный рост популяции детей с расстройствами аутистического спектра. Современные исследования детской популяции, анализирующие распространенность расстройств аутистического спектра среди детского населения планеты, а также данные Всемирной организации здравоохранения показывают, что в настоящее время в среднем каждый 160 ребенок в мире имеет подобное расстройство. При этом важно обратить внимание на тот факт, что речь идет только о выявленных и официально зафиксированных случаях аутистических нарушений у детей. Практически во всех странах мира существуют программы помощи и поддержки людям с инвалидностью в целом и с расстройствами аутистического спектра, в частности. Европейские страны и США также реализуют программы раннего выявления аутистических расстройств и поддержки семей детей с аутизмом, предлагают разные программы сопровождения и коррекции в период получения образования, а также практики сопровождаемого проживания для людей с нарушениями аутистического спектра. В Ираке и в России в настоящее время также активно развивается практика инклюзивного образования лиц с разными типами нарушений развития, в том числе с РАС.

Совершенствуется существующая нормативная база и разрабатываются новые нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в системе инклюзивного образования. Цель представленного исследования заключается в рассмотрении организационных особенностей инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в контексте положений актуальных нормативно-правовых документов Ирака и России.

Изложение основного материала статьи. Развитие практики инклюзивного образования в целом и инклюзивных практик образования детей с РАС, в частности, в России и Ираке обусловлено существующими нормативно-правовыми ориентирами, сложившимися на данный момент в обеих странах.

В России инклюзивное образование регулируется документами всех уровней (от федерального до локального). Согласно Конституции РФ, образование - основной приоритет государства. Данное положение также отражено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет право детей с особенностями развития, в том числе с РАС, получать образование вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками, и гарантирует обязательства государства по созданию специальных условий для таких особенных учеников. Российская нормативно-правовая база, ориентированная на создание и обеспечение условий для инклюзивного образования детей с РАС, включает различные стратегии, государственные программы, концепции развития образования, межведомственные комплексные планы, касающиеся всех уровней образования, в том числе профессионального и высшего. Важнейшим документом, направленным на обеспечение не только образовательной, но и социальной инклюзии лиц с расстройствами аутистического спектра, является государственная программа «Доступная среда», реализация которой позволяет создавать условия для обучения детей с особенностями развития, в том числе с аутистическими нарушениями, преимущественно по месту жительства. Важнейшими документами для успешного развития практики инклюзивного образования детей с РАС в России являются федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования [3]. Все они включают, как минимум положения, касающиеся особенностей реализации образовательных программ для лиц с ОВЗ, а некоторые из них, в частности, ФГОС НОО ОВЗ содержит подробные рекомендации по организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра. На сегодняшний день основные положения, касающиеся обучения детей с РАС в образовательных организациях, также зафиксированы в федеральных адаптированных образовательных программах на уровне общего образования [4].

В целом изменения, происходящие в российской системе образования с 2013 года, позволяют сделать вывод о том, что практика социальной и образовательной инклюзии лиц с особенностями здоровья, в том числе с РАС, в Российской Федерации находится в стадии активной реализации.

В отношении Республики Ирак отметим, что исследования в сфере образования и психологии, посвященные инклюзивной тематике, появились в стране относительно недавно и раскрывают особые образовательные потребности лиц не только с различными сенсорными, двигательными, когнитивными или поведенческими нарушениями, но и обращаются к проблемам организации образовательного процесса для детей с повышенными потребностями, требующими особого внимания и опеки со стороны педагогов. Выделяются среди работ, посвященных тематике инклюзии, исследования, ориентированные на проблематику сопровождения и поддержки детей с аутистическими нарушениями.

В Республике Ирак так же, как и в России, право на образование является конституционной гарантией. Конституция Республики Ирак 2005 года определяет обеспечение каждого человека на образование как обязанность государства. При этом обязательным для всех граждан является начальное образование [6]. Остальные уровни образования гражданин страны может, ориентируясь на свои возможности и желания. В то же время в государственных документах Ирака указывается, что каждый человек до 18 лет имеет право бесплатно получать образование. Важнейшей государственной задачей является создание условий для получения образования всеми гражданами, что требует совершенствования инфраструктуры образовательных учреждений. Особое внимание уделяется образованию детей с инвалидностью и девочек, права которых в настоящее время все еще не обеспечиваются в полном объеме в силу различных обстоятельств. Программы развития образования и научные исследования в данной сфере финансируются государством в приоритетном порядке.

Образовательная система Ирака гармонично встроена в традиционную систему социальных отношений, базирующуюся на религиозности и патриархальном укладе общества. В довоенное время система образования Ирака считалась одной из лучших на Ближнем Востоке [7]. В настоящее время, несмотря на сохраняющуюся традиционность, в иракском образовании прослеживаются тенденции к обновлению и трансформации, что обусловлено объективными обстоятельствами жизни страны в целом. Долговременные военные действия негативным образом сказываются на традиционном семейном укладе, поскольку многие семьи в период войны были фактически оторваны друг от друга, люди были вынуждены менять место жительства и условия жизни в целом. Пострадала в военный период и инфраструктура образовательных учреждений, одна часть из которых были разрушены, другая при сохранении самих учебных заведений не в состоянии гарантировать учащимся безопасность пребывания на территории. Данное обстоятельство также актуализировало потребность в новом подходе к организации образования в целом и способствовало продвижению тенденций информатизации и цифровизации образовательного процесса. Период пандемии также способствовал дальнейшему укреплению вышеназванных тенденций. В сложившихся обстоятельствах роли учителя, как источника знания, и ученика, как его получателя, преобразуются. Учитель теперь уже не является единственным источником учебной информации, он должен постоянно совершенствоваться, узнавать новое, чтобы быть интересным своим ученикам, которые теперь тоже становятся активными субъектами образования, могут сами находить и использовать различную информацию. Сегодня задача учителя не столько передать готовую информацию, сколько научить детей работать с возрастающими информационными потоками. Поиск, обработка и осмысление учебной информации зависят не только от внешних условий, которые предлагает система образования, но и во многом определяется индивидуальными особенностями ученика, в том числе его физическими и психическими характеристиками. Возрастает потребность, с одной стороны, в индивидуализации процесса обучения в широком смысле этого слова, с другой стороны, актуализируется необходимость объединения и включения (инклюзии) учеников с разными потребностями в общий образовательный процесс.

В настоящее время в Ираке действует Закон об обязательном образовании, который был принят еще в 1976 году. В начале 2000-х годов в Закон были внесены поправки, согласно которым на Министерство образования Республики Ирак возлагается ответственность за создание и обеспечение условий для обучения лиц, имеющих различные нарушения здоровья. На базе обычных школ Ирака создаются специальные классы для детей с ОВЗ, которые являются аналогом коррекционных классов, работающих на базе общеобразовательных школ в России. Для детей с ОВЗ с уровнем развития, наиболее приближенным к нормативному, предлагается обучение в обычных классах со сверстниками. При этом Министерство образования следит за тем, чтобы в школе и классе были созданы все необходимые условия обучения и сопровождения детей с особенностями развития.

Необходимо отметить особенности тендерной составляющей в организации образования для детей с ОВЗ в Ираке. Так, наблюдается очень низкая посещаемость школ девочками, у которых выявлены нарушения психофизического развития. C.B. Деманова связывает данное обстоятельство с опасениями семьи о благополучии девочек, родители опасаются за

здоровье и жизнь детей, которые не могут защитить себя даже на минимальном уровне, их «могут обидеть или похитить» [1, С. 10]. В связи с этим родители, которые могут себе позволить, предпочитают давать образование девочкам с ограниченными возможностями здоровья преимущественно в условиях семьи.

Интерес к проблемам образования лиц с инвалидностью и ОВЗ в Ираке существенно возрастает с начала 90-х гг. прошлого века. Начинается совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на регулирование процесса обучения детей с ментальными, сенсорными и поведенческими нарушениями, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Но если 90-е годы XX века связаны в большей степени с обеспечением социальных гарантий для людей с особенностями здоровья, то с начала 2000-х годов наблюдается институционализация разрозненных практик сопровождения и помощи лицам с аутизмом и другими нарушениями, создаются специальные центры поддержки, финансируемые как на уровне государства, так и в рамках частных и благотворительных инициатив.

К началу 2010-х гг. в Ираке уже был накоплен достаточный практический опыт и выявлены проблемы в организации образования лиц с особенностями развития, решение которых требовало дальнейших изменений в законодательстве страны, в связи с чем в 2013 году был принят «Закон об инвалидах и особых потребностях». Согласно положениям данного закона ключевым гарантом права на получение образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью становится Министерство образования Республики Ирак. Его задачи связаны с созданием условий для получение начального и среднего образования людьми с особенностями развития, надзором за исполнением задач организации обучения и сопровождения людей с ОВЗ на базе конкретных образовательных организаций, подготовкой учебных программ для людей с особыми потребностями, в том числе с ОВЗ, бесплатным предоставлением оборудования, необходимого для качественной организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ на базе общеобразовательных школ, подготовкой педагогических кадров и вспомогательного персонала, необходимого для работы с детьми с ОВЗ с самого раннего возраста. Необходимость качественного решения вышеперечисленных задач актуализировало подготовку специального инструктивного документа, направленного на организацию действий по реализации национального проекта комплексной образовательной интеграции в Ираке.

В 2013 году были введены стандарты общей аккредитации учреждений и программ для лиц с ограниченными возможностями, а в 2014 году начали действовать специальные стандарты аккредитации для программ, услуг и людей с аутизмом [5]. В настоящее время успешно реализуется план Национальной стратегии в области образования для людей с ограниченными возможностями на 2014-2024 годы, включающий ряд мероприятий по созданию условий для социальной и образовательной инклюзии людей с расстройствами аутистического спектра [2].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в настоящее время обеспечения образовательных услуг для детей с расстройствами аутистического спектра в Ираке характеризуется следующими особенностями:

1) в сфере оказания образовательных услуг, помощи и сопровождения детей с РАС большую роль наряду с государственными учреждениями играют частные и благотворительные организации;

2) образовательные программы и услуги для лиц с инвалидностью в целом, и для детей с расстройствами аутистического спектра, в частности, строго оцениваются в ключе нормативных требований, прописанных на уровне государственных стандартов качества;

3) усилия государства ориентированы на обеспечение качественной диагностики для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе на развитие программ ранней диагностики детей с рисками развития расстройств аутистического спектра.

В целом отношение к инклюзии, как социальной и образовательной практике, в Ираке достаточно положительное. Люди понимают, что инклюзивная образовательная практика меняет отношение обычных детей к детям с особенностями развития. Многие исследования инклюзивного образовательного процесса показывают не только положительную динамику состояния детей с особенностями здоровья, но прогресс в развитии социальных навыков у обычных детей, которые взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями. В системе инклюзивного образования есть возможность наладить взаимодействие с разными людьми.

Таким образом, в Ираке система образовательной интеграции (инклюзии) всех видов является успешной образовательной альтернативой для обеспечения надлежащей естественной среды без искусственной изоляции, посредством которой учащиеся-инвалиды могут общаться со своими сверстниками и более эффективно и гуманно получать новую практику образовательную и социальной жизни. Существующая на сегодняшний день в Ираке нормативно-правовая база обеспечивает эффективное развитие практики инклюзивного образования, что способствует социальной и образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, сделаем несколько важных выводов:

1. Инклюзия как социальная и образовательная практика, ориентированная на потребности лиц с расстройствами аутистического спектра, реализуется в Ираке и России в контексте общих требований документов государственного уровня, в том числе Конституций обеих стран и федеральных законов, которые являются основой для продуктивного преобразования нормативно-правовой базы инклюзивного образования в РФ и Республике Ирак.

2. В настоящее время в России и Ираке разработана достаточная нормативно-правовая база для формирования и функционирования целостной системы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройствами аутистического спектра. Существующая нормативно-правовая база позволяет успешно развивать практику социальной и образовательной инклюзии лиц с аутистическими нарушениями в обеих странах.

3. В России и Ираке реализуется тенденция стандартизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом, и с расстройствами аутистического спектра, в частности. Но если в Ираке стандартизируются преимущественно общие условия реализации инклюзивного образовательного процесса (оказание помощи, проектирование образовательного пространства и т.д.), то в России большое внимание уделяется содержательным моментам организации обучения детей с аутистическими нарушениями, что зафиксировано в соответствующем приложении к ФЕОС НОО ОВЗ.

Литература:

1. Деманова, C.B. Образование в Республике Ирак: правовые и социальные аспекты / C.B. Деманова // Тенденции развития науки и образования. - 2017. - № 29-1. - С. 8-13

2. Министерство образования Ирака. Управление специального образования: сайт. - 2023. - URL: https://www.epedu.gov.iq (дата обращения: 01.07.2023)

3. ФЕОС: сайт. - 2016. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.07.2023)

4. Федеральные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ / Аутизм. Федеральный ресурсный центр: сайт. -2016. - URL: https://autism-frc.ru/work/programs/1548 (дата обращения: 10.07.2023)

5. Хамзах, А.С.Х. Стандарты деятельности специального педагога при работе с детьми-аутистами в Республике Ирак / А.С.Х. Хамзах // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции. Липецк, 20 октября 2022 года. - Липецк: ЛЕПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 98-101

6. Constitution of the Republic of Iraq. The Right to Academic Freedom. - Art. 34. - 2005. - P. 41. - URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Iraq_2005.pdf71ang=ar (дата обращения: 03.10.2022)

7. Report of the United Nations Program in Iraq, Cost and Benefits of Education in Iraq: An Analytical Study on the Education Sector and Strategies for Increasing Benefits from Education. - UNTCEF. - 2017. - 66 p.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

(СКЕТЧНОУТИНГ)

Аннотация. В статье отмечено, что в процессе обучения студентов в вузе необходимо применять инновационные средства и способы развития визуального мышления. Одним из средств дополнения и усилении процесса запоминания, а также анализа информации с помощью простых образов, способствующих эффективному развитию зрительного мышления, является технология скетчноутинга. В статье рассматриваются пути использования скетчноутинга как технологии развития визуального мышления студентов. В исследовании отражены разработанные диагностические средства для определения уровня развития зрительного мышления студентов. На основе анализа результатов диагностических измерений была выявлена положительная динамика уровня развития зрительного мышления студентов, что позволило доказать эффективность применяемых методик, предполагающих использование технологии скетчноутинга.

Ключевые слова: мышление, скетчноутинг, визуализация, творчество, когнитивно-визуальные технологии.

Annotation. The article notes that in the process of teaching students at the university it is necessary to apply innovative means and ways of developing visual thinking. One of the means of supplementing and enhancing the process of memorization, as well as analyzing information using simple images that contribute to the effective development of visual thinking, is sketchnouting technology. The article discusses the ways of using sketchnouting as a technology for developing students' visual thinking. The study reflects the developed diagnostic tools for determining the level of development of visual thinking of students. Based on the analysis of the results of diagnostic measurements, a positive dynamics of the level of development of visual thinking of students was revealed, which made it possible to prove the effectiveness of the applied techniques involving the use of sketchnouting technology.

Key words: thinking, sketchnouting, visualization, creativity, cognitive-visual technologies.

Введение. Форму мышления как способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования можно назвать визуальным мышлением (от лат. - зрительный). Основой такой формы мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов, формируются внешние перцептивные действия, а в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этихдействий [14].

В отечественной науке история изучения визуального мышления реализовывалась по следующим направлениям: изучение психофизических основ восприятия зрительных образов [4]; исследование психологической структуры визуального мышления, определение различных видов визуальных операций [8]; изучение визуального мышления в значении с точки зрения различных областей гуманитарного знания.

В отечественной педагогической психологии проблема развития визуального мышления личности исследовалась с различных позиций. Так, сегодня анализируемый нами в данном исследовании феномен рассматривается в психологии как:

- индикатор развития визуальной культуры [9];

- необходимая составляющая логического и пространственного мышления [8];

-условие построения конструктивного учебного диалога [10];

- особый интегративный вид мышления, базирующийся на творческом воображении и сочетающий в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления [12];

- психологическое условие формирования визуальной культуры личности [11].

Несмотря на наличие многочисленных исследований, посвященных различным аспектам визуального мышления как феномена, констатация недостаточности его развития у современных студентов обосновывает потребность в разработке эффективных методических систем, направленных на повышение уровня развитости данного личностного свойства.

Разработка методических систем, направленных на развитие визуального мышления требует, прежде всего, реализации диагностических операций по выявлению уровня сформированности изучаемого в данном исследовании свойства личности. Так, данное исследование нацелено на изучение теоретических аспектов феномена визуального мышления, подбор объективного диагностического инструментария определения уровня его сформированности у студентов, анализ эффективности разработанного методического подхода развития визуального мышления обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Целесообразность исследования визуального мышления будущего специалиста приобретает важнейшее значение в связи с увеличением объема визуальной информации и овладением способами и средствами работы с ней в информационную эпоху.

Визуальное мышление представляет собой особую форму деятельности человека, сущность которой заключается в оперировании и манипулировании наглядными образами. Результатом данной деятельности является создание новых, часто абстрактных образов, обладающих смысловой нагрузкой и делающих значение (содержание) видимым [121.

Психологи считают, что основной функцией зрительного мышления является его способность согласовывать различные значения образов в целостную, видимую картину. Визуальное мышление также помогает онтологизировать результаты абстрактного вербального мышления так, чтобы абстрактная сущность стала интеллектуально видимой. Использование его для изучения и анализа различных работ может дать новые идеи и более полное понимание в областях [31.

В психологической науке визуальное мышление интерпретируется как особый интегративный вид мышления, который регулирует процесс осуществления связи практики чувственного опыта с абстрактным мышлением [191. В основе анализируемого нами типа мышления - сочетание особенностей воображения, продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.