Section 1. Conflictology
Medovkina Lina Yuryevna, Donetsk National University, Historic faculty PhD, Associate Professor, Associate Professor of international
relations and foreign policy E-mail: [email protected]
History of the information wars
Abstract: the article describes the creation, change, characteristics of the information wars' implementation at different times. It was found that the theories of information and psychological warfare were developed already during and after the First World War. The main feature of the information war of different eras was the propaganda which had been carried out for the idea of national state.
Keywords: information war, leaflets, war, propaganda, psychological warfare.
Медовкина Лина Юрьевна Донецкий национальный университет Исторический факультет к. и.н., доцент, доцент кафедры международных отношений и внешней политики E-mail: [email protected]
История возникновения информационных войн
Аннотация: В статье рассмотрены возникновения, изменения, особенности осуществления информационных воин разными государствами в разные эпохи. Установлено, что теории информационной и психологической войны стали разрабатываться уже во время и после Первой мировой войны. Главной особенностью информационной войны разных эпох являлась осуществляемая пропаганда за национальные идеи государства.
Ключевые слова: информационная война, листовки, война, пропаганда, психологическая война.
Мировое информационное пространство в XXI веке заполнено информационными войнами. С каждым годом их количество растет и уже термин «информационная война» воспринимается без удивления и становится обычным явлением во время как внутригосударственного, так и международных конфликтов. Многие предполагают, что информационные войны пришли к нам только в ХХ веке, вместе с эрой технологий, но это не так.
Один из первых случаев применения информационно-психологического влияния относится ещё к V веке до н. э., когда персидский царь Ксеркс I, пытаясь устрашить эллинов, распространял слухи о гигантских размерах своей армии [1, с. 21-29].
Упоминание об информационных войнах, встречается у Сунь Цзы в «Трактате о военном
искусстве». Как свидетельствуют исследования зарубежных ученных, этот трактат был написан полководцем и стратегом в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.). В трактате выделяется один из важных методов психологического влияния во время войны, а именно дезинформация, обман. Он писал: «Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься...» [6, с. 53].
Нельзя оставить без внимания и важный памятник права стран Древнего Востока — свод древнеиндийских законов Ману. Их составление относят ко II в. до н. э. — I в. н. э. Согласно этим Законам Ману, войска противника следует поощрять к мятежу, внося раскол в ряды тех, кто
к этому склонен. Этим принципом пользовались многие стратеги античности, средневековья и нового времени [1, с. 21-29].
Так в итальянских и австрийских компаниях в 1804-1807 гг. Наполеон Бонапарт умело использовал газеты и корреспондентов нейтральных государств (Швейцария, Англия) для распространения дезинформации про расположения собственных войск.
В XX веке информационные войны стали частью военной политики государств [2, с. 59-78]. Например, в Первую мировую войну в Великобритании было создано так называемое Бюро военной пропаганды (1914 г.), которое позже переименовано в Управление военной информации. Во Франции при втором отделе генерального штаба министерства обороны был создан отдел Службы военной пропаганды (1915 г.). Оба учреждения занимались распространением пропаганды среди военных и гражданских лиц других государств. В 1917 г. США создали психологическую секцию при разведслужбе штаба экспедиционных войск. Основными средствами ведения информационной войны в то время были листовки, открытки, газеты; в качестве технических средств русской армией использовались громкоговорители [2, с. 120].
Сразу после Первой мировой войны вырос интерес к этому явлению. Во многих государствах мира стали появляться работы по психологическим методам ведения войны. Английский исследователь психологической войны П. Г. Уорбертон писал: «В современное время основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий — это лишь одно из средств для достижения этой цели» [8, с. 132-133].
Таким образом, теория информационной и психологической войны стала разрабатываться уже во время и после Первой мировой войны. До Второй мировой войны существовала активная пропаганда режимов: в Германии 19331941 гг. — нацистская пропаганда, в СССР — коммунистическая и антикапиталистическая,
в США и Великобритании — капиталистическая и антикоммунистическая. Во время Великой Отечественной войны акценты быстро сдвинулись в сторону антинацистской пропаганды [2, с. 201214].
В это время уже функционировали органы государственной пропаганды [5, с. 520]. В СССР это были Бюро военно-политической пропаганды и 7-е управление ГлавПУР РККА. В нацистской Германии работали Министерство народного просвещения и пропаганды и Верховное главнокомандование Вермахта. Свои органы пропаганды существовали в США и Великобритании. Во время войны применяемые методы психологического воздействия часто имели высокую эффективность. Несмотря на развитие информационных технологий в то время, по-прежнему больше всего пропаганды существовало в виде листовок и плакатов. Активно применялось также радиовещание на языке противника [4, с. 69-84].
После Второй мировой войны теория психологической войны обогатилась. На фоне противоборства СССР и США во время Холодной войны, а также в локальных войнах, происходивших в это время, информационные войны стали приобретать новые очертания. Так, в 1950 году в США создано Управление психологической войны, которое вело пропагандистскую войну (в том числе при помощи так называемых «агитационных снарядов») во время Корейской войны [6, с. 149-151]. В свою очередь, пропагандистские органы Корейской народной армии и Народно-освободительной армии Китая при поддержке аппарата пропаганды Вооружённых сил СССР производили масштабное психологическое воздействие на военных Южной Кореи и США, причём более успешное [6, с. 98-109].
Результаты Корейской войны были критически переосмыслены в США, и уже в 1955 году принято новое положения «Ведение психологической войны», в котором подчёркивалось: «Психологическая война включает мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на сознание, чувства и действия противника. Они проводятся командованием в сочетании с боевыми операциями в целях подрыва морального духа противни-
Бес^оп 1. СопАю!о1оду
ка в соответствии с политикой, провозглашённой руководящими инстанциями». Управление психологической войны было переименовано в Управление специальных методов войны, назначение которого обосновал генерал У Троскел: «Специальные методы войны — это соединение приемов, форм и методов психологической войны с другими средствами, направленными на подрыв противника изнутри. Они расширяют поле боя и превращаются из временно действующего тактического средства ограниченного воздействия в мощное стратегическое оружие, имеющее большие потенциальные возможности» [6, с. 151-152].
Органы пропаганды США применяли новые наработки во время войны во Вьетнаме [4, с. 145147]. Помимо жестоких чисток американскими войсками вьетнамских деревень и городов, они активно внедряли технологии внушения страха у населения и военных, используя все знания о культуре и суевериях вьетнамцев. Информационно-психологическая обработка деморализовала армию противника и предшествовала физическому уничтожению. Во время этой войны были первые попытки использовать телевидение в качестве средства распространения пропаганды, также предпринимались попытки создания компьютерных баз данных для накопления и обработки информации и информационную систему РЛМБ [2, с. 319-331]. Поражение США во Вьетнамской войне способствовало очередному пересмотру тактики и стратегии ведения информационно-психологической войны [8, с. 137-138].
Война в Афганистане 1979-1989 гг. стала ещё одной возможностью для США применить свои технологии, однако американские агенты не принимали масштабного участия в военных действиях, а исподтишка спонсировали моджахедов, давая им оружие и натравливая на советских военных, распространяя вымышленные слухи об их преступлениях против афганских детей. Советская пропаганда в Афганистане была намного «гуманнее» и предполагала распространение политических анекдотов об оппозиционных лидерах. Основная же тактика советских войск сводилась
к материальной поддержке афганцев для предотвращения диверсий и для их расположения. Оказывалась медицинская помощь, практиковалась бесплатная раздача керосина [6, с. 301-304].
Во время войны в Персидском заливе в 1991 г. в Эр-Рияде коалицией многонациональных сил была создана специальная рабочая группа, которая отвечала за проведение «психологических операций». Особенно эффективными методами ведения войны стали листовки и радиовещание. По итогам войны признано, что иракская армия была почти полностью деморализована, даже не принимая участия в боях [3, с. 35-41].
Информационная война в XX веке часто сопровождала реальные военные конфликты, являясь их составной частью. В XXI веке уже можно говорить об «информационном противостоянии», являющемся частью политического противостояния как в мирное время, так и на фоне войны.
Анализируя изложенное, отметим, что в соответствии с историческими данными, первое упоминание об информационной войне относится еще к V в. до н. э. Со временем, происходила трансформация информационных войн, но главной их целью войны оставалось показать преимущество армии, государства благодаря пропаганде. Следует отметить, что в XX веке информационные войны стали частью военной политики государств. История показывает, что основными средствами ведения этих войн были листовки, открытки, газеты; в качестве технических средств русской армией — громкоговорители, т. е. всем знакомые СМИ в современном мире. Развиваться информационные войны начинали еще в древности, затем стали востребованы и необходимы во время проведения военных действий, так теория информационной войны стала разрабатываться уже во время и после Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны уже функционировали органы государственной пропаганды. В данный момент, из-за сложившейся ситуации на мировой арене, меняются методы и средства ведения информационной войны и с каждым годом они выходят на более высокий уровень.
Список литературы:
1. Волковский Н. Л. История информационных войн: т. 1 (с древнейших времён по XIX век)/под ред. И. Петрова. - СПб.: Полигон, 2003. - 502 с.
2. Волковский Н. Л. История информационных войн: т. 2 (XX век)/Под ред. И. Петрова. - СПб.: Полигон, 2003. - 736 с.
3. Галин Л., Соколов А., Новичков Н. ВВС США в войне в Персидском заливе//Зарубежное военное обозрение - 1992. - № 9.- С. 35-41.
4. Гордиенко А. Н. Войны второй половины XX века. - Мн.: Литература, 1998. - 544 с.
5. Зульцман Р. Пропаганда как оружие в войне//Итоги второй мировой войны. Сборник статей/пер. с нем. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957. - С. 516-545.
6. Колесов Э. Е. Информационная война в военных конфликтах второй половины 20 столетия: исторический аспект. - К.: Национальная академия обороны Украины, 2007.
7. Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве/перевод и исследование Н. И. Конрада. - М.-Л.: Изд-во АН, 1950.
8. Фролов Д. Б. Информационная война: эволюция форм, средств и методов//Социология власти. -М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2005. - № 5. - С. 137-138.