Научная статья на тему 'Информационная война: к генезису термина'

Информационная война: к генезису термина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6077
1248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная война / информационная операция / киберпространство / пропаганда / психологическая война / психологическое воздействие / управление массовым сознанием. / information warfare / information operation / cyberspace / propaganda / psychological war / psychological impact / effecting mass consciousness

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барабаш Виктор Владимирович, Котеленец Елена Анатольевна, Лаврентьева Мария Юрьевна

В статье анализируется происхождение, развитие и применение в международном медийном пространстве термина «информационная война». Раскрываются взаимосвязи современных технологий информационной войны с формами и методами военной и политической пропаганды различных государств с XIX века. Исследуется медийное пространство в различные исторические периоды в странах с разными режимами власти и применяемые концепции при управлении массовым сознанием. Рассмотрены первопричины формирования концепции информационных войн, их применение в международном медийном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION WARFARE: STUDYING THE GENESIS OF THE TERMINOLOGY

The article studies the genesis, evolution and practice of the term “Information Warfare” in the global media field. The major purpose of the research is the theoretical substantiation of the theories and explanations referred to information technology impact on mass consciousness. The author used works by Chinese, Western European, American, Russian researches, the original military and political documents of the USA, Great Britain, and Russia. The study revealed the relationship of contemporary information warfare with the forms and methods of military and political indoctrination of different states, setting up from the 19th century. The major approach used to compose the article was the terminological study of the media field in different historical eras in societies with particular power patterns and theories practiced for the control of mass consciousness. The article examines the root origins of the theory of information warfare and its treatment in the global media field. The terminological analysis allows determining the relationship of indoctrination, psychological warfare, information warfare, and media space over the recent hundred years. New approaches and interpretations contribute to the understanding of information technology’s impact on mass consciousness.

Текст научной работы на тему «Информационная война: к генезису термина»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

В. В. Барабаш

Российский университет дружбы народов, Москва

Е. А. Котеленец

Российский университет дружбы народов, Москва

М. Ю. Лаврентьева Российский университет дружбы народов, Москва

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: К ГЕНЕЗИСУ ТЕРМИНА

В статье анализируется происхождение, развитие и применение в международном медийном пространстве термина «информационная война». Раскрываются взаимосвязи современных технологий информационной войны с формами и методами военной и политической пропаганды различных государств с XIXвека. Исследуется медийное пространство в различные исторические периоды в странах с разными режимами власти и применяемые концепции при управлении массовым сознанием. Рассмотрены первопричины формирования концепции информационных войн, их применение в международном медийном пространстве.

Ключевые слова: информационная война, информационная операция, киберпространство, пропаганда, психологическая война, психологическое воздействие, управление массовым сознанием.

Введение

Термин «информационная война» вошел в научный и международный медийный оборот лишь в последней четверти XX века, хотя предшествовавший ему термин «пропаганда» стал широко употребляться, начиная с периода Первой мировой войны [1. С. 9]. Следует отметить, что законодателями мод в разработке пропагандистских и информационных концепций в военный период стали английские исследователи, которые обратились к этой теме в годы Первой мировой войны [35]. Именно страны Антанты, в первую очередь Великобритания и Франция, сумели придать пропаганде, направленной на противника, невиданные ранее масштабы: в период 19141918 годов на германские позиции и города было сброшено около 30 миллионов листовок, газет и брошюр [3. С. 47]. С ускоренным развитием технических возможностей и коммуникационных технологий появляются новые теории информационной войны. Исследователи методов информационного противостояния отмечают, что в их основе лежат неоднократно апробированные военно-политическими элитами в течение многих веков формы управления массовым сознанием, которые в первой половине ХХ века получили название «психологической войны».

Историография вопроса

Основополагающей и самой первой работой по исследуемой теме стала книга американского политолога и психолога Пола Лайнбарджера «Психологическая война: теория и практика обработки массового сознания», в которой автор обобщил опыт своей работы в пропагандистских учреждениях США, занятых ведением психологических войн. В первом издании книги, вышедшем в 1948 году, автор исследует формы и методы психологической войны в период двух мировых войн 1914-1918 годов и 1939-1945 годов. Второе издание 1954 года было дополнено анализом пропагандистских кампаний во время войны в Корее 1950-1953 годов [30].

Обращает на себя внимание то, что в работе «Психологическая война: теория и практика обработки массового сознания» П. Лайнбарджер анализирует методы обработки массового сознания противника на различных исторических примерах - от войн в Древней Греции до междоусобиц в Древнем Китае, от военных конфликтов в средневековой Европе до эпохальных завоеваний Чингисхана, от гражданских протестов Английской революции до антимонархических восстаний Французской революции.

УДК 32.019.51

DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10310

Необходимо особо отметить, что в своей работе автор использовал сотни подлинных документов (в том числе секретных) из архивов спецслужб, министерств обороны, различных правительственных структур и подразделений США и Великобритании, к которым он имел доступ в годы своей военной службы. Среди них, в частности, были: выпуски Бюллетеней Центральной разведывательной службы Тихоокеанского командования вооруженными силами США (ВМФ США, 1944-1945) «Психологическая война». Часть 1, Часть 2; доклады и донесения Отдела психологической войны Главного командования союзных экспедиционных сил; стенограммы заседаний лондонского Комитета по координации политической войны и многие другие [36; 37; 38], Секретный доклад Комитета по координации политической войны, Лондон, 1942 год [46].

В предисловии к первому изданию П. Лайнбарджер писал: «Я обсуждал психологическую войну с самыми разными людьми - от Мао Цзэдуна в Яньане и посла Джозефа Дэвиса в Вашингтоне до ефрейтора инженерных войск в Новой Зеландии и уборщика в американском штабе в Чунцине. Я учился у всех этих людей и попытался сделать эту книгу отражением коллективного опыта. К счастью, материал, с которым я работал, не защищен авторским правом; к сожалению, я не могу назвать авторов большинства идей и комментариев. Но, может, это и к лучшему - не все люди, возможно, захотели бы, чтобы я раскрыл их авторство <...> Я многим также обязан офицерам Генерального штаба министерства обороны, которые посвятили меня в подробности психологической войны. Обстоятельства для США сложились очень удачно -этой работой в штабе руководили умные, сознательные и одаренные люди, и мне очень повезло, что я служил под их начальством с 1942 по 1947 год.» [33. С. 9]. Таким образом, автор утверждал, что практически все методы, формы и технологии психологической войны в США разрабатывались коллективами военнослужащих и ученых, имевших специализированную подготовку в области человеческой психологии, политической психологии, прикладной психолингвистики, психологии пропаганды и массовых коммуникаций.

Тема психологической войны привлекала в послевоенное время десятки исследователей из разных стран. Большинство работ посвящено анализу различных операций стран антигитлеровской коалиции против гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны: Эллик Хоу «Игра в черную. Британские подрывные операции против Германии во время Второй мировой войны» [27]; Эван Батлер «Агент-любитель: история «черной» пропаганды во время Второй мировой войны» [23]; Эдвард Бем «По ту сторону вражеских окопов»: пропаганда союзников в годы Второй мировой войны» [22]; Майкл Бальфур «Пропаганда во время войны. Организации, политика и общество в Великобритании и Германии» [21]; Аллан Винклер «Политика пропаганды: Управление военной информации в 1942-1945 годы» [52]; Джон Тейлор «Засекреченные сестры из Блетчли-парка: психологическая война во Второй мировой войне» [42].

Некоторые работы освещают общие и частные концепции пропагандистских и психологических войн: среди них, например, Георгий Почепцов «Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований» [13]; Филипп Тейлор «Боеприпасы разума: военная пропаганда от древнего мира до ядерного века» [43]; Макдональд Скот «Пропаганда и информационная война в XXI веке: подделанные фото и операции, сеющие ложь» [31].

Гораздо меньшее число исследователей анализирует отдельные информационные операции в ходе различных военных и политических конфликтов. Среди таких работ, например, «Война и средства массовой информации: сила пропаганды и убеждения во время войны в Персидском заливе» Филиппа Тейлора [44]; «Лунные деревни: психологические операции в Южном Афганистане» Мервина Робертса [40].

История возникновения концепции «информационная война»

Современная концепция информационных войн (в предыдущей терминологической трактовке «психологических войн»), активно использующаяся в западно-европейских исследованиях и практике, основана на трудах и практическом опыте китайских военных и политических деятелей, в частности, выдающегося полководца и государственного деятеля Сунь-цзы, жившего в VI веке до н.э. в древнекитайском царстве Ци.

В течение многих веков «Искусство войны» Сунь-цзы оставалось важнейшим военно-научным трактатом в странах Азии. Китайские, японские, корейские полководцы в обязательном порядке

изучали этот труд. Многие из стратегий Сунь-цзы сыграли важную роль в военной истории Японии начиная с VIII века [32].

Сунь-цзы одним из первых обобщил опыт информационного (психологического) воздействия на противника: «Одержать сотню побед в сражениях - это не предел искусства. Покорить противника без сражения - вот венец искусства» [15. С. 8-9].

Сунь-цзы в данном случае подразумевал именно операции, связанные с использованием специальной информации участниками военных действий: «Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти» [15. С. 38-39].

«Искусство войны» Сунь-цзы, содержащее технологии военных стратегий и тактик, за последнее тысячелетие было переведено с древнекитайского языка на 29 основных языков мира. Необходимо отметить, что переводы трактата быстро появлялись в тех странах, которые были вовлечены в активные военные действия. Первым таким переводом стал японский, сделанный в XII веке.

В начале XVIII века трактат был переведен на маньчжурский и монгольский языки. Именно с маньчжурского языка французские иезуиты-миссионеры, проповедовавшие в Китае, сделали первый сокращенный перевод на европейский язык - французский, который вышел в свет в Париже в 1772 году.

Первые качественные переводы на английский и немецкий языки были сделаны практически одновременно в 1910 году. За последние сто лет только на английском языке вышло 17 оригинальных переводов в различных редакциях. На русский язык трактат впервые перевел и прокомментировал академик Н. И. Конрад в 1940-е годы, который писал: «И в XIX и XX веках как в Китае, так и в Японии Сунь-цзы изучается специалистами военного дела наравне со старыми классиками военной научно-теоретической мысли других народов. Изучение трактата Сунь-цзы всегда составляло в этих странах необходимый элемент высшего военного образования» [15. С 73].

Известно, что Мао Цзэдун в период освободительной борьбы китайского народа против японских оккупантов в 1930-40-е годы активно и успешно использовал идеи трактата Сунь-цзы в своих теоретических работах «Стратегические проблемы китайской революционной войны» (1936), «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков» (1938), «О затяжной войне» (1938) [8; 9; 10].

Концепциям Сунь-цзы в настоящее время посвящены сотни работ современных исследователей, которые вызывают продолжительные научные дискуссии во многих странах мира. Так, только в ведущем военном издательстве Университета национальной обороны (США) за последние несколько лет вышло более 40 публикаций, в которых цитируется «Искусство войны» Сунь-цзы [50]. Одним из последних подобных примеров является статья полковника Дж. Троксела «Геоэкономика», опубликованная в феврале 2018 года в ведущем военном американском журнале «Милитери ревью» [33. С. 4-19].

В настоящее время трактат «Искусство войны» входит в обязательную учебную программу многих военных высших учебных заведений в странах Америки, Европы и Азии [45]. Например, в Командно-штабном колледже сухопутных войск армии США (г. Карлайл, штат Пенсильвания) в обязательной программе «Военная стратегия» изучению трактата Сунь-цзы отведено 4 академических часа с обязательным использованием восьми учебных пособий [49]. Этот элитный военный вуз был основан в 1901 году, и в настоящее время он является одним из ведущих в системе Министерства обороны США. Его заканчивали старшие офицеры в звании от полковника до генерал-лейтенанта, в последующем командовавшие армиями и фронтами во время крупнейших военных кампаний ХХ века [51]. В элитном Военно-морском командно-

штабном колледже (г. Ньюпорт, Род-Айленд) изучению трактата Сунь-цзы отведено 6 лекций [50]. Один из самых известных современных специалистов по военно-стратегическому наследию Древнего Китая профессор Эндрю Уилсон (США) читает свой курс об «Искусстве войны» Сунь-цзы в 7 военных вузах США, его приглашали с лекциями о стратегии Сунь-цзы в военные вузы более чем 20 стран мира [48].

Особое внимание при изучении трактата Сунь-цзы в специальных курсах уделяется методам информационного воздействия на противника, то есть тому, что в середине ХХ веке получило название «психологической войны».

Отметим, что и в сочинениях западно-европейских полководцев и военных теоретиков К. фон Клаузевица (Пруссия), Ж. Жоффра (Франция), русских - А. Суворова, М. Кутузова, П. Румянцева, П. Нахимова (Российская империя) - содержится немало оригинальных мыслей об ослаблении духовного потенциала противника в войне. Многие из них отмечали, что духовное оружие, не уничтожая противника физически, может сделать его слабым и нерешительным [4. С. 486]. Однако эти идеи не получили развития при разработке военно-пропагандистских концепций в последующее время.

К истории термина «психологическая война»

В начале ХХ века на театрах военных действий, например, второй англо-бурской войны 1899-1902 годов, филиппино-американской войны 1899-1902 годов, русско-японской войны 1904-1905 годов применялись зачаточные методы пропаганды, но уже во время Первой мировой войны 1914-1918 годов в медийный обиход прочно вошел и сам термин «пропаганда» и основные пропагандистские технологии.

Согласно одному из определений, «пропаганда - это высказывания или действия индивидуумов или групп, созданных для того, чтобы с определенной целью влиять на мнения или действия других индивидуумов или групп». Однако подобное определение представляется слишком общим. Ведь любой производитель информации стремится повлиять на позицию индивидуумов и групп. Более корректно называть пропагандой определенным образом препарированную информацию, нацеленную на создание у индивидуумов и групп определенной позиции и линии поведения по отношению к тем или иным событиям.

Понятие «информационная война» подразумевает воздействие не только на собственное население, но имеет два дополнительных значения:

1. Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных США и Великобритании. Перевод этого термина («information and psychological warfare») с английского языка обычно звучит как «информационная, психологическая война». Используется также термин «психологическая война», означающий психологическое воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей.

2. Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Исходя из исторического опыта, первое из определений чаще всего применяется в мирное время и предполагает, что между государствами идет только «холодная», но не горячая война. Второе же определение относится к действиям, предпринимаемым в ходе реальной войны. Тогда используются все средства для дезинформации и морального разложения как войск, так и гражданского населения противника.

Считается, что в медийный оборот термин и идея «психологической войны» были введены в 1920 году британским военным теоретиком и историком Дж. Фуллером [24. С. 18].

В своей книге «Танки в великой войне 1914-1918 годов» он писал: «Теперь мы стоим на пороге новой эпохи в истории мира войны, основанной на бензине, как естественного последствия промышленности, основанной на применении пара. Что мы достигли последней ступени эволюционной лестницы войны - маловероятно, так как механическое и химическое оружие может исчезнуть и на смену ему могут прийти другие - еще более ужасные. Электричество еще

слабо затронуто и ничего нет невозможного в том, что механическая война будет заменена другой войной, беспроволочной природы и не только вещи, но и человеческое тело будет управляться «флюидом», которого мы даже еще не понимаем. Внушение воли одного человека другому может в свою очередь привести к чисто психологической войне, при которой даже не будет употребляться оружие» [20. С. 262].

Некоторые исследователи полагают, что не существует прямой связи между идеей Дж. Фуллера и концепцией «психологической войны», которую американские военные стали активно внедрять в свои стратегические и тактические планы накануне Второй мировой войны. Самое раннее зафиксированное использование термина «психологическая война» в США произошло через несколько месяцев после начала Второй мировой войны, в январе 1940 года, когда в популярном американском журнале «Current History and Forum» появилась статья анонимного автора под названием «Психологическая война и как ее вести» [39. С. 52-53]. Публикация статьи в ведущем национальном журнале, который специализировался на материалах о текущей международной политике, свидетельствовало о том, что американские военные практически приступили к реализации своих планов по развертыванию психологической войны против нацистской Германии.

Первое использование термина «психологические операции» произошло в начале 1945 года, когда капитан ВМС США (позднее адмирал) Эллис Захариас использовал это понятие при разработке операции, призванной ускорить капитуляцию Японии: «Все психологические операции будут координироваться как во времени, так и в направлениях, чтобы повысить эффективность основной операции» [53. С. 345].

Что же касается окончательного закрепления термина «психологический» в военных структурах США и Великобритании, то оно произошло 14 февраля 1944 года, когда главнокомандующий объединенными силами союзников в Европе генерал Д. Эйзенхауэр создал при своем штабе подразделение, которое было названо Управление по вопросам печати и психологической войны. Его возглавил американский бригадный генерал Роберт Макклюр - опытнейший специалист в области военной пропаганды [12. С. 89].

История возникновения и развития термина «информационная война»

Впервые термин «информационная война» был использован в 1976 году американским ученым-физиком венгерского происхождения доктором Томасом Роной в отчете, который он подготовил для компании «Boeing», где работал на одном из предприятий в Сиэтле. Отчет был сделан по заказу Министерства обороны США и представлен 1 июля 1976 года под названием «Системы вооружения и информационная война» [41]. Т. Рона указал, что информационная (имеющая отношение к киберпространству) инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время она становится и уязвимой целью как в военное, так и в мирное время.

Этот отчет и можно считать первой публикацией, где используется термин «информационная война», но в понятии противостояния в киберпространстве, а не на медийном поле [26. С. 97].

Публикация отчета Т. Рона, который позже стал советником по науке в администрации Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего дала старт активному использованию этого научного термина сначала в американских, а затем во многих мировых средствах массовой информации. Сам Томас Рона внес существенный вклад в развитие концепции «информационной войны», войны внутри или посредством киберпространства, консультируя различные военно-промышленные компании.

В дальнейшем данный термин начал активно использоваться после проведения операции «Буря в пустыне» в Ираке (январь-февраль 1991 года), где США и их союзники впервые использовали новые информационные технологии для ведения боевых действий. В частности, в качестве средств связи между войсками коалиции широко использовались спутниковые системы, применялись новейшие типы высокоточного оружия, которые управлялись компьютерными программами.

Перед началом боевых действий против Ирака в 1991 году при штабе командования многонациональных сил было создано подразделение, отвечавшее за все психологические операции, проводимые в интересах многонациональных сил. Эффективным средством психологического воздействия являлась радиопропаганда. Для повышения ее эффективности

среди иракцев были распространены 150 тысяч радиоприемников с фиксированными частотами, принимавшие только радиопередачи, транслируемые коалицией. Над территорией Ирака авиация многонациональных сил сбросила более 30 миллионов экземпляров пропагандистских листовок с текстами, обличающими режим Саддама Хуссейна. Позже 70 % военнопленных армии Ирака подтвердили, что именно листовки побудили их сдаться в плен [17. С. 12-17]. Сочетание различных форм пропаганды с непрерывными бомбардировками значительно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой сдаче в плен во время наземного наступления многонациональных сил.

Успехи войск коалиции в операции «Буря в пустыне» убедили американских военачальников в эффективности симбиоза войны в кибернетическом пространстве и информационной войны. В этой связи термин «информационная война» впервые был официально введен в документальный оборот директивой TS 3600.1 Министерства обороны США от 21 декабря 1992 года. Директива с грифом «совершенно секретно», подписанная заместителем министра обороны США Д. Этвудом, была разослана адресатам в количестве 69 экземпляров. В течение последующих лет, в частности, в 1993, 1994, 1995, 1996 годах различные структуры Министерства обороны США делали попытки в различных документах развить концепцию «информационной войны», но в силу высокой засекреченности темы этого не удалось сделать [28].

Окончательное оформление термина завершается в 1998 году, когда председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Генри Шелтон официально представил «Объединенную доктрину информационных операций» в виде напечатанного 136-страничного доклада. В этой доктрине термин «информационная война» впервые определен как «информационные операции, проводимые в период кризиса или конфликта для достижения или поддержки конкретных целей против конкретного противника или противников» [11; 29].

Обратим внимание, что эпиграфом к первой главе этого коллективного труда американских военных стала цитата из трактата Сунь-цзы»: «Вообще бой с противником начинают фронтальной атакой, а побеждают маневром» [15. С. 48].

На страницах доклада в отдельных боксах постоянно встречаются афоризмы Сунь-цзы: «Война - это путь обмана»; «Если знаешь врага и знаешь себя, проводи хоть сто сражений, и ты будешь непобедим».

Появление этой доктрины связано с необходимостью различать понятия «информационная операция» и «информационная война», которые были сформулированы следующим образом:

Информационная операция - это действия, предпринимаемые с целью затруднить сбор, обработку передачу и хранение информации информационными системами противника при защите собственной информации и информационных систем.

Информационная война - это комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

Рассмотрев определения «родоначальника термина», мы в нашем исследовании хотели бы продемонстрировать на некоторых исторических фактах примеры протоинформационных войн, имеющих отношение к России.

Исторические примеры информационных войн

Для Древней Руси характерным примером пропагандистского воздействия на противника является объявление князем Святославом своих походов. Знаменитое «Иду на Вы!» позволяло одновременно и посеять в противнике страх, и подчеркнуть собственное бесстрашие. Такой метод психологической войны как открытое объявление о намерениях является очень эффектным [6].

История ведения войн, связанных с навязыванием чуждого образа России, берет свое начало примерно с 1514 года, тогда они еще не назывались «информационными войнами», так как история термина моложе самих исторических событий. Но уже с этого времени (то есть почти 500 лет назад) мы можем выделить современные характеристики ведения войн.

К примеру, в 1514 году в ходе русско-литовской войны (1512-1522) Россия в битве под Оршей потерпела серьезное поражение от литовских войск, но это событие никак не повлияло на исход войны. Однако польские дипломаты преподнесли это событие как перелом в борьбе литовско-польского содружества с «еретиками-московитами», Московия представлялась как вражеское варварское государство. Таким образом, поляки использовали прием «выборочное абстрагирование» (когда оценка одной детали трактуется как оценка всего события). Каналы коммуникации - «летучие листки» с информацией о больших потерях московского войска, которые печатались в европейских типографиях [6].

В 1561 году польские авторы использовали прием «параллели», сравнивая спасение Ливонии с избавлением Израиля от египетского фараона (Иван Грозный сравнивался с фараоном, Иродом и т. д.). Именно тогда слово «тиран» стало нарицательным для определения последующих правителей России [7].

Также прием «параллели» использовал курфюрст Саксонии Август I, который сравнивал опасность от русских с опасностью от турок, иллюстрируя заметки с изображением Ивана Грозного в платье турецкого султана и с гаремом из 50 жен [7].

Прием психологического давления применил полководец А. В. Суворов в 1799 году, когда во время Итальянского похода русско-австрийской армии он обратился к гражданскому населению и солдатам области Пьемонт с несколькими прокламациями, в которых призывал сбросить иго французских оккупантов и переходить на сторону русско-австрийских войск. В одной из них 8 мая 1799 году он писал: «Победоносная русско-австрийская армия идет на помощь вашему легитимному государю. Она желает триумфа святой Веры и разгрома аморальности, посеянной французами. Смелые пьемонтцы, поднимайте знамена и вливайтесь в доблестную армию, которой я командую. Суворов».

В результате жители Пьемонта переходили не только поодиночке и группами, но даже сдавались целыми гарнизонами [5. С. 37].

Новая информационная война развернулась в Великобритании против российского императора Павла I, который пошел на антибританский союз с Францией, на что английская пресса возмутилась и использовала прием «вывод без достаточного основания». 27 января 1801 года в английской прессе появилось сообщение, что в Лондон прибыл чиновник, который сообщает о смещении Павла и назначении Регентского совета, возглавляемого Великим князем Александром. Английский политический истэблишмент упорно говорил о том, чего хочет, как об уже случившимся [7].

Одной из самых интереснейших по праву считается психологическая операция в преддверии Отечественной войны 1812 года. Бурное развитие газетного дела в начале XIX века позволило целенаправленно воздействовать на народные массы. Наполеон придавал большое значение газетам. Известно его изречение: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия» [14]. На страницах наполеоновской прессы широко применялись методы замалчивания и дезинформации. Чтобы скрыть свои планы агрессии против России, Наполеон запретил редакторам газет публиковать материалы антироссийской направленности.

Наполеон Бонапарт использовал самые разные приемы и каналы коммуникации. Например, считается, что с помощью французского литератора и историка Шарля-Луи Лезюра он в 1812 году опубликовал книгу «О росте русской державы от ее возникновения до начала XIX века», в которой излагалось сфальсифицированное «Завещание Петра I». Суть «завещания», якобы оставленного российским императором своим престолонаследникам, сводилась к тому, что Россия в дальнейшем будет поддерживать долгосрочный союз с Англией против Польши, Швеции и Германии, чтобы впоследствии завоевать Европу и весь мир [18].

Также Наполеон выделил целевую группу - крестьян, то есть малообразованную аудиторию, которая легко подвержена суггестии. В соответствии с выбором аудитории, был определен и канал коммуникации - слухи. Наполеон пустил слух, что он, потерявшийся сын Екатерины II, идет в Россию вернуть свою законную корону, чтобы затем освободить крестьян [16. С. 278-279].

Крымская война 1853-1856 годов является одним из самых знаменательных периодов информационных войн, потому как зарубежная пресса освещала события в своих публикациях, которые имели антироссийский характер. Например, Синопское сражение, в котором адмирал П. Нахимов 30 ноября 1853 года разгромил турецкий флот, преподносилось как рядовое

сражение, применялся прием обратный «катастрофизации». Во французской прессе при описании битвы использовали слово «un combat», что в переводе на русский язык означает обычное вооруженное столкновение. В британской прессе битву преподнесли как «предательское нападение Нахимова», а ведущая газета «The Times» в выпуске от 12 декабря 1853 году и вовсе окрестила «кровавой бойней, вызывающей ужас» [2. С. 55].

Во второй половине XIX века европейские газеты все чаще публиковали статьи, которые носили ярко выраженный антироссийский характер, причем главную скрипку в этом оркестре играла английская пресса.

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов британские газеты сообщали о зверствах русских казаков в Болгарии, которые расправлялись с гражданским населением мусульманского вероисповедания. Так, ведущая британская газета «The Times» в течение июля, августа и сентября 1877 года практически каждый день публиковала большие материалы своих корреспондентов о военных действиях на Балканах. Многие статьи с броскими заголовками «Зверства русских», «Жертвы войны» содержали факты о поддержке русскими войсками восставших болгар-христиан, которые громили мусульманские деревни в районе Тырнова и Казанлыка, что русские казаки сами поджигали эти деревни и издевались над женщинами и детьми. В некоторых статьях приводились доводы свидетелей, что эта информация, скорее всего, не соответствует действительности и что, возможно, это только слухи [47].

Одним из первых примеров открытой информационной войны между СССР и странами Запада стала проблема сотрудничества СССР с нацистской Германией. В январе 1948 года Государственный департамент США опубликовал сборник трофейных документов, озаглавленный «Нацистско-советские отношения, 1939-1941 годы: документы из архива Министерства иностранных дел Германии» [34]. В издании содержались документы, которые американцы нашли в архиве Министерства иностранных дел нацистской Германии: пакт Молотова-Риббентропа, включая секретный протокол о разделе Восточной Европы, Германо-советское хозяйственное соглашение 1939 года, секретные переговоры о присоединении СССР к странам Тройственного пакта - Германии, Италии и Японии.

Через месяц, в конце февраля 1948 года, Советское информационное бюро в качестве ответа опубликовало тиражом 500 тысяч экземпляров 80-страничную брошюру «Фальсификаторы истории. Историческая справка» [19]. Брошюра была выпущена без имени автора, но известно, что И. В. Сталин лично редактировал текст, переписывая целые страницы. Сохранилась также значительная редакционная правка Сталина на типографских гранках готовящегося к выходу издания. В брошюре утверждалось, например, что американские банкиры и промышленники предоставляли кредиты немецкой военной промышленности, что американцы сознательно подталкивали Гитлера «расширять жизненное пространство на Восток». В книге также содержалось утверждение, что во время действия Пакта Молотова-Риббентропа Сталин отклонил предложение Гитлера разделить мир, не упомянув о советских предложениях присоединиться к Тройственному пакту.

В издании критиковались «американские фальсификаторы и их британские и французские соратники», утверждалось, что «еще в далеком 1937 году стало совершенно ясно, что Гитлер вынашивал большую войну при прямом попустительстве Великобритании и Франции». Брошюра утверждала, что целью американских и английских правящих кругов в войне являлось не только ослабление их наиболее опасного конкурента (фашистской Германии), но и ослабление СССР.

В отличие от издания Госдепартамента США, в советском издании не приводилось ни одного документа полностью и лишь несколько - в незначительных выдержках. Недостаточность и слабость аргументации Москва решила компенсировать массированным пропагандистским наступлением на всех континентах, которое подкреплялось щедрым финансированием публикаторской деятельности зарубежных издательств почти в 40 странах мира.

Брошюра была в режиме «молния» переведена на английский, немецкий, французский, китайский, корейский, арабский, персидский, японский и другие языки и выпущена в московском Госиздательстве на иностранных языках в 1948 году совокупным тиражом более 500 000 экземпляров, который по всему миру распространила советская внешнеторговая компания «Международная книга». В том же году брошюра была выпущена в Лондоне издательством «Совьет ньюз» (которое финансировалось Москвой) и тиражом 11 000 экземпляров

распространена в Великобритании [25]. В 1948 году брошюра была также выпущена двумя изданиями в США: в Вашингтоне посольством СССР и в Нью-Йорке Комитетом защиты мира совокупным тиражом 50 000 экземпляров. Финансирование изданий также осуществлялось из Москвы. Чуть позже, во второй половине 1948 года, в Москве вышло издание на языке идиш.

С 1948 по 1952 годы в Восточном Берлине было выпущено три издания брошюры на немецком языке, которые распространялись по всей Германии совокупным тиражом более 2 миллионов экземпляров.

В 1951 и 1952 годы Госполитиздат напечатал дополнительные тиражи на русском языке, общий объем которых составил два миллиона экземпляров. В советской и европейской коммунистической прессе публиковались десятки положительных рецензий на это издание.

Мы приводим анализ некоторых примеров для того, чтобы показать, как основоположники теорий управления массовым сознанием используют аналогичные сравнительно-исторические методы, описывая информационные и психологические войны разных времен и народов. Именно в результате таких исследований появляются новые технологии современных информационных войн.

Заключение

Мы пришли к выводу, что в основе концепций информационной войны лежат старинные, много раз опробованные методы по пропаганде и управлению массовым сознанием. Из-за стремительной глобализации медийного пространства сегодня эти методы приобретают небывалые масштабы. Принципиальная цель любой информационной войны кроется в самом слове «война» - нанесение ущерба объекту или его полное уничтожение.

Мы уже отмечали в разделе Историография вопроса, что современные исследователи концепций информационных войн имели и имеют доступ к оригинальным засекреченным разработкам и источникам по исследуемой теме. На основе изученного материала мы пришли к выводу, что подавляющее количество научных исследований по теме информационных и психологических войн основано на использовании и анализе рабочих документов специальных военных и разведывательных служб США и Великобритании. Эти материалы разработаны в 1930-1940 годы в период их открытой борьбы с тоталитарно-милитаристскими режимами Германии, Италии, СССР, Японии.

Используя концепцию терминологической обусловленности информационной войны, можно сделать выводы о том, что возникновение новых информационных войн возможно предсказать и проанализировать их развитие и результаты.

Подчеркнем также, что еще ни в одном вооруженном конфликте информационная война не являлась главным фактором победы какой-либо из сторон, хотя не исключено, что такое может произойти в будущем. Также надо иметь в виду и то, что обвинения противника в ведении информационной войны традиционно являются частью собственной информационной войны.

Что окажется в этой войне эффективнее - летальное оружие или набор из букв алфавита, приготовленный по специальным рецептам, - об этом будет судить история человеческой цивилизации, в одной из величайших книг которой сказано: «В начале было Слово»...

Список литературы

1. Барабаш В. В., Бордюгов Г. А., Котеленец Е. А. Государственная пропаганда и информационные войны. Москва: Ассоциация исследователей российского общества, 2015. 400 с.

2. Волкова И. В. Антирусская агитация в западноевропейской прессе во время Крымской войны 1853-1856 гг. // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых АмГПГУ. 2014. №1. С. 51-53.

3. Волкогонов Д. Психологическая война. Москва: Воениздат, 1983. 288 с.

4. Дубровин Н. Отечественная война в письмах современников. (1812-1815 гг.). Спб.: тип. Имп. Акад. наук, 1882. 691 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Каццола П. Русский Пьемонт. Москва: ООО «Старая Басманная», 2013. 330 с.

6. Лагутин М. С. Перманентность антироссийских информационных войн. Причины и методы (XVI-XIX вв.) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https:// www.stience-education.ru/ru/artide/view?id=16601 (дата обращения: 29.04.2019).

7. Мальцев Д. «Черные мифы» о русских царях // Столетие - информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. URL: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/chernyje_ mify_o_russkih_carah_529.htm (дата обращения: 29.04.2019).

8. Мао Цзэ-дун, Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков. Избранные произведения. Том 2. Москва: Издательство иностранной литературы, 1953. 476 с.

9. Мао Цзэ-дун, О затяжной войне. Избранные произведения. Том 2. Москва: Издательство иностранной литературы, 1953. 476 с.

10. Мао Цзэ-дун, Стратегические вопросы революционной войны в Китае. Избранные произведения. Том 1. Москва: Издательство иностранной литературы, 1952. 536 с.

11. Объединённая доктрина информационных операций United States Department of Defense, 1998 // URL: https://pircenter.org/media/content/files/11/13645785400.pdf (дата обращения: 29.04.2019).

12. Погью Ф. С. Верховное командование. Москва.: Воениздат, 1959. 601 с.

13. Почепцов Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. Москва : Рефл-бук, К. : Ваклер, 2000. 576 с.

14. Серов В. В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Москва: Локид-Пресс, 2003. 852 с.

15. Сунь-цзы, У-цзы. Трактаты о военном искусстве. Перевод с китайского предисловие и комментарии Н. И. Конрада. Москва : ACT : Астрель : СПб. : Terra Fantastica, 2011. 606 с.

16. Тарле Е. В. Наполеон. Москва: Воениздат, 1939. 520 с.

17. Токов Е., Касюк А. Психологические операции Вооруженных сил США в войнах и конфликтах ХХ века // Зарубежное военное обозрение, 1997 г. № 6. С. 12-17.

18. Карасюк Д. Поддельное завещание Петра Великого // Дилетант - познавательный исторический проект. URL: https://diletant.media/articles/38034698/ (дата обращения: 29.04.2019).

19. Фальсификаторы истории. Совинформбюро: историческая справка. Москва: ОГИЗ, Госполитиздат, 1948. 79 с.

20. Фуллер Дж. Танки в великой войне 1914-1918 гг. Перевод c английского под редакцией проф. В. Ф. Новицкого. Москва: Высший военный редакционный совет, 1923. 264 с.

21. Balfour Michael. Propaganda in War 1939-1945: Organisations, Policies and Publics in Britain and Germany. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 520 p.

22. Boehm Edward. Behind Enemy Lines: WWII Allied/Axis Propaganda. New York: Wellfleet Press, 1989. 203 p.

23. Butler Ewan. Amateur Agent: A story of 'Black' Propaganda during World War II. George G. Harrap & Co. Ltd., 1963. 240 p.

24. Daugherty William E. Origin of PSYOP Terminology in The Art and Science of Psychological Operations: Case Studies of Military Application, Volume One, US Department ofthe Army, 1976. 18 p.

25. Falsifiers of History. Communique of Soviet Information Bureau. London: Soviet News, 1948. 61 p.

26. Fredericks Brian E. Information Warfare at the Crossroads. Joint Force Quarterly, 1997. Pp. 97-103.

27. Howe Ellic. The Black Game: British Subversive Operations Against the Germans During the Second World War. London: Michael Joseph, 1982. 276 p.

28. Information Warfare. Directive TS 3600.1 // Washington D.C.: U.S. Department of Defense. December 21, 1992. URL: https://archive.org/details/14F0492Doc01DirectiveTS3600.1/page/n1, свободный. (дата обращения: 29.04.2019).

29. Joint Doctrine for Information Operations. Joint Pub 3-13 // United States Department of Defense, 1998. URL: http://www.c4i.org/jp3_13.pdf (дата обращения: 29.04.2019).

30. Linebarger Paul M. A. Psychological Warfare: International Propaganda and Communications, 1948. Revised second edition, Duell, Sloan and Pearce, 1954., 318 p.

31. Macdonald Scot. Propaganda and Information Warfare in the Twenty-First Century. London: Routledge, 2007. 204 p.

32. Masahi Hirato. How to read Sun Tzu (на японском языке). Tokyo, 2009. 204 p.

33. Military Review. Geoeconomics by Col. John F. Troxell // The professional journal of the U.S. Army, 2018. Vol. 98. № 1. Pp. 4-19.

34. Nazi-Soviet Relations, 1939-1941. Documents from the Archives of The German Foreign Office, Department of State, 1948. 368 p.

35. Ponsonby Arthur. Falsehood in War-Time: Propaganda Lies of the First World War. London: George Allen and Unwin,1928. 95 p.

36. Psychological Warfare Division - SHAEF, The: An Account of its Operations in the Western European Campaign, 1944-1945. Anon. U.S. Army, 1945. 48 p.

37. Psychological Warfare PART 1. August 1944. CINCPAC-CINCPOA. U.S. Navy, 1944. 32 p.

38. Psychological Warfare PART 1. December 1944. CINCPAC-CINCPOA. U.S. Navy, 1944. 32 p.

39. Psychological Warfare and How To Wage It, Current History and Forum, LI. January 1940, Pp. 52-53.

40. Roberts M. E. Villages of the Moon: Psychological Operations in Southern Afghanistan. Baltimore, MD: Publish America, 2005. 207 p.

41. Rona Thomas P. Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976. 50 p.

42. Taylor John A. Bletchley Park's Secret Sisters: Psychological Warfare in World War II. The Book Castle, 2005. 160 p.

43. Taylor Philip M. Munitions of the Mind: War propaganda from the ancient world to the nuclear age. Patrick Stephens Ltd, 1990. 352 p.

44. Taylor Philip M. War and the Media: Propaganda and Persuasion in the Gulf War. New York: Manchester University Press, 1998. 368 p.

45. Theory of War and Strategy. Course Directive for Academic Year 1917. Course Director W. T. Johnsen, Ph.D. United States Army War College Department of National Security and Strategy. 24 p.

46. The Meaning, Techniques and Methods of Political Warfare, Political Warfare Executive. London, 1942. 14 p.

47. The Times, Russian Atrocities, War Victims, Terror in Bulgaria. London, 20 July, 23 July, 25 July, 28 July, 30 July, 31 July, 03 August, 04 August, 06 August, 07 August, 08 August, 09 August, 10 August, 22 August, 25 August, 24 September, 1877.

48. United States Naval War College // URL: https://dnnlgwick.blob.core.windows. net/portals/0/FacultyMembers/Wilson,%20Andrew%20R/Andrew%20Roger%20 Wilsoncv417.pdf?sr=b&si=DNNFileManagerPolicy&sig=RED2CNt2XjTd1SZFiYC4XAge ZBmbqMsdtK4iw%2Bmi4sk%3D (дата обращения: 29.04.2019).

49. U.S. Army War College // URL: https://www.armywarcollege.edu (дата обращения: 29.04.2019)

50. U.S. Naval War College // URL: https://usnwc.edu (дата обращения: 29.04.2019)

51. U.S. National Defense University Press // URL: https://search.usa.gov/search?affiliate=ndu_ press&page=4&query=sun+tsu (дата обращения: 29.04.2019).

52. Winkler Allan M. Politics of Propaganda, The Office of War information, 1942-1945. Yale University Press, 1978. 230 p.

53. Zacharias Ellis M., Capt. USN., Secret Missions: The Story of an Intelligence Officer. New York: G. P. Putnam's Sons, 1946. 433 p.

INFORMATION WARFARE: STUDYING THE GENESIS OF THE TERMINOLOGY

Barabash V. V., Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, [email protected] Kotelenets E. A., Peoples'Friendship University of Russia, Moscow, [email protected]

Lavrenteva M. Yu., Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, [email protected]

The article studies the genesis, evolution and practice of the term "Information Warfare" in the global media field. The major purpose of the research is the theoretical substantiation of the theories and explanations referred to information technology impact on mass consciousness.

The author used works by Chinese, Western European, American, Russian researches, the original military and political documents of the USA, Great Britain, and Russia.

The study revealed the relationship of contemporary information warfare with the forms and methods of military and political indoctrination of different states, setting up from the 19 th century. The major approach used to compose the article was the terminological study of the media field in different historical eras in societies with particular power patterns and theories practicedfor the control of mass consciousness.

The article examines the root origins of the theory of information warfare and its treatment in the global media field.

The terminological analysis allows determining the relationship of indoctrination, psychological warfare, information warfare, and media space over the recent hundred years. New approaches and interpretations contribute to the understanding of information technology's impact on mass consciousness.

Key words: information warfare, information operation, cyberspace, propaganda, psychological war, psychological impact, effecting mass consciousness.

References

1. Barabash, V. V., Bordjugov, G. A. & Kotelenec, E. A. (2015). Gosudarstvennaja propaganda i informacionnye vojny. [State Propaganda and Informational Wars]. Moscow, Association of researchers of the Russian society. 400 p.

2. Volkova, I. V. (2014). Antirusskaja agitacija v zapadnoevropejskoj presse vo vremja Krymskoj vojny 1853-1856 gg. [Anti-Russian agitation in the Western European press during the Crimean War, 1853-1856]. Vestnik nauchnogo obshhestva studentov, aspirantov i molodyh uchenyh AmGPGU [Bulletin of the scientific community of students, graduate students and young scientists AMGPGU], 1, pp. 51-53.

3. Volkogonov, D. (1983) Psikhologicheskaya voyna. [The Psychological War]. Moskva, Military Publishing. 288 p.

4. Dubrovin, N. (1882) Otechestvennaya voyna v pis'makh sovremennikov 1812-1815 gg. [Patriotic war in the letters of its contemporaries 1812-1815]. St. Petersburg, Imp. Acad. Sciences. 691 p.

5. Katstsola, P. (2013) Russkiy P'yemont. [Russian Piedmont]. Moscow, Old Basmannaya Publishing. 330 p.

6. Lagutin, M. S. (2014). Permanentnost' antirossiyskikh informatsionnykh voyn. Prichiny i metody XVI-XIX vv. [Permanent anti-Russian information wars. Causes and methods XVI-XIX centuries]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16601, accessed 29.04.2019.

7. Mal'tsev, D. (2012). «Chernyye mify» o russkikh tsaryakh [«Black Myths» about the Russian Tsars]. Stoletiye - informatsionno-analiticheskoye izdaniye fonda istoricheskoyperspektivy [Century -an information-analytical publication of the historical perspective fund]. URL: http://www.stoletie.ru/ territoriya_istorii/chernyje_mify_o_russkih_carah_529.htm, accessed 29.04.2019

8. Mao, TSze-dun. (1953). Voprosy strategiipartizanskoy voynyprotivyaponskikh zakhvatchikov. Izbrannyye proizvedeniya [Questions of the strategy of guerrilla war against the Japanese invaders. Selected Works], Volume 2. Moscow, Foreign Literature Publishing House, 476 p.

9. Mao, TSze-dun. (1953). O zatyazhnoy voyne. Izbrannyye proizvedeniya [On a protracted war. Selected Works], Volume 2. Moscow, Foreign Literature Publishing House. 476 p.

10. Mao, TSze-dun. (1953). Strategicheskiye voprosy revolyutsionnoy voyny v Kitaye. Izbrannyye proizvedeniya [Strategic issues of the revolutionary war in China. Selected Works], Volume 1. Moscow, Foreign Literature Publishing House. 536 p.

11. Ob"yedinennaya doktrina informatsionnykh operatsiy United States Department of Defense (1998). [The Joint Doctrine of Information Operations. United States Department of Defense]. URL: http://www.c4i.org/jp3_13.pdf, accessed 29.04.2019

12. Pog'yu, F. S. (1959). Verkhovnoye komandovaniye [High Command]. Moscow, Military Publishing. 601 p.

13. Pocheptsov, G. (2000). Informatsionnyye voyny. Osnovy voyenno-kommunikativnykh issledovaniy [Information warfare. Fundamentals of military communication research]. Moscow, Refl-beech. 576 p.

14. Serov, V. V. (2003). Entsiklopedicheskiy slovar' krylatykh slov i vyrazheniy [Encyclopedic Dictionary of winged words and expressions]. Moscow, Lokid-Press, p.852.

15. Sun'-tszy, U-tszy. (2011). Traktaty o voyennom iskusstve. Perevod s kitayskogo predisloviye i kommentarii N. I. Konrada [Treatises on the art of war. Translation from Chinese preface and comments N. I. Conrad]. Moscow, AST: Astrel: St. Petersburg: Terra Fantastica. 606 p.

16. Tarle, Ye. V. (1941) Napoleon. [Napoleon]. Moscow, Press, p. 520.

17. Tokov, Ye. & Kasyuk, A. (1997). Psikhologicheskiye operatsii Vooruzhennykh sil SSHA v voynakh i konfliktakh XX veka. [Psychological Operations of the US Armed Forces in the Wars and Conflicts of the Twentieth Century]. Zarubezhnoye voyennoye obozreniye [Foreign Military Review], 6, pp. 12-17.

18. Karasyuk, D. (2017). Poddel'noye zaveshchaniye Petra Velikogo [Fake testament of Peter the Great]. Diletant - poznavatel'nyy istoricheskiy proyekt [Amateur - educational historical project], available at: https://diletant.media/articles/38034698/, accessed 29.04.2019.

19. Fal'sifikatory istorii (1948). [Falsifiers of History]. Moscow, OGIZ, Gospolitizdat. 79 p.

20. Fuller, J. (1923). Tanki v velikoy voyne 1914-1918 gg. Perevod c angliyskogo pod redaktsiyey prof. V. F. Novitskogo [Tanks in the Great War, 1914-1918. Translated from English, edited by prof. V. F. Novitsky]. Moscow, Higher Military Editorial Board. 264 p.

21. Balfour, Michael. (1979). Propaganda in War 1939-1945: Organisations, Policies and Publics in Britain and Germany. London: Routledge & Kegan Paul. 520 p.

22. Boehm, Edward (1989). Behind Enemy Lines: WWII Allied/Axis Propaganda. New York: Wellfleet Press. 203 p.

23. Butler, Ewan (1963). Amateur Agent: A story of 'Black' Propaganda during World War II. George G. Harrap & Co. Ltd. 240 p.

24. Daugherty, William E. (1976). Origin of PSYOP Terminology. The Art and Science of Psychological Operations: Case Studies of Military Application, Volume One, US Department of the Army. 18 p.

25. Falsifiers of History. (1948). Communique of Soviet Information Bureau. London: Soviet News. 61 p.

26. Fredericks, Brian E. (1997). Information Warfare at the Crossroads. Joint Force Quarterly. Pp. 97-103.

27. Howe, Ellic. (1982). The Black Game: British Subversive Operations Against the Germans During the Second World War. London: Michael Joseph. 276 p.

28. Information Warfare. Directive TS 3600.1. (December 21, 1992). Washington D.C.: U.S. Department of Defense. URL: https://archive.org/details/14F0492Doc01DirectiveTS3600.1/page/n1 accessed 29.04.2019

29. Joint Doctrine for Information Operations. Joint Pub 3-13. (1998). United States Department of Defense. URL: http://www.c4i.org/jp3_13.pdf accessed 29.04.2019

30. Linebarger, Paul M. A. (1948). Psychological Warfare: International Propaganda and Communications. ISBN 0-405-04755-X. Revised second edition, Duell, Sloan and Pearce, 1954. 318 p.

31. Macdonald, Scot. (2007). Propaganda and Information Warfare in the Twenty-First Century. London: Routledge. 204 p.

32. Masahi Hirato. (2009). How to read Sun Tzu. Tokyo. 204 p. (in Japan).

33. Military Review. (2018). Geoeconomics by Col. John F. Troxell. The professional journal of the U.S. Army. Vol. 98. No. 1. Pp 4-19.

34. Nazi-Soviet Relations, 1939-1941. (1948). Documents from the Archives of The German Foreign Office, Department of State. 368 p.

35. Ponsonby Arthur. (1928). Falsehood in War-Time: Propaganda Lies of the First World War. London: George Allen and Unwin. 95 p.

36. Psychological Warfare Division - SHAEF, The: An Account of it Operations in the Western European Campaign, 1944-1945. (1945). Anon. U.S. Army. 48 p.

37. Psychological Warfare PART 1. August 1944. CINCPAC-CINCPOA. (1944). U.S. Navy. 32 p.

38. Psychological Warfare PART 1. December 1944. CINCPAC-CINCPOA. (1944). U.S. Navy. 32 p.

39. Psychological Warfare and How To Wage It, Current History and Forum, LI. January 1940, Pp. 52-53.

40. Roberts., M. E. (2005). Villages of the Moon: Psychological Operations in Southern Afghanistan. Baltimore, MD: Publish America. 207 p.

41. Rona, Thomas P. (1976). Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA. 50 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Taylor, John A. (2005). Bletchley Park's Secret Sisters: Psychological Warfare in World War II. The Book Castle. 160 p.

43. Taylor, Philip M. (1990). Munitions of the Mind: War propaganda from the ancient world to the nuclear age. Patrick Stephens Ltd. 352 p.

44. Taylor, Philip M. (1998). War and the Media: Propaganda and Persuasion in the Gulf War. New York: Manchester University Press. 368 p.

45. Theory of War and Strategy. Course Directive for Academic Year 1917. Course Director W. T. Johnsen, Ph.D. United States Army War College Department of National Security and Strategy. 24 p.

46. The Meaning, Techniques and Methods of Political Warfare, Political Warfare Executive, London, 1942. 14 p.

47. The Times, Russian Atrocities, War Victims, Terror in Bulgaria, London, 20 July, 23 July, 25 July, 28 July, 30 July, 31 July, 03 August, 04 August, 06 August, 07 August, 08 August, 09 August, 10 August, 22 August, 25 August, 24 September 1877.

48. United States Naval War College. URL: https://dnnlgwick.blob.core.windows. net/portals/0/FacultyMembers/Wilson, %20Andrew%20R/Andrew%20Roger%20 Wilsoncv417.pdf?sr=b&si=DNNFileManagerPolicy&sig=RED2CNt2XjTd1SZFiYC4X AgeZBmbqMsdtK4iw%2Bmi4sk%3D, accessed 29.04.2019.

49. U.S. Army War College. URL: https://www.armywarcollege.edu, accessed 29.04.2019.

50. U.S. Naval War College. URL: https://usnwc.edu, accessed 29.04.2019.

51. U.S. National Defense University Press. URL: https://search.usa.gov/search?affiliate=ndu_ press&page=4&query=sun+tsu, accessed 29.04.2019.

52. Winkler, Allan M. (1978). Politics of Propaganda, The Office of War information, 1942-1945. Yale University Press. 230 p.

53. Zacharias, Ellis M., Capt. (1978). USN., Secret Missions: The Story of an Intelligence Officer. New York: G. P. Putnam's Sons, 433 p.

Барабаш Виктор Владимирович - доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета, заведующий кафедрой массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов.

[email protected]

Котеленец Елена Анатольевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, факультет гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

[email protected]

Лаврентьева Мария Юрьевна - аспирант кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет Российского университета дружбы народов.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.