Научная статья на тему 'История возникновения и развития инфографики'

История возникновения и развития инфографики Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
4347
1167
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВИДЫ ИНФОГРАФИКИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНФОГРАФИКА

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Фролова М. А.

Исследуется проблема определения понятия «инфографика», изучается история ее развития. Выделены периоды становления инфографики. Дано ее современное толкование, раскрываются области применения.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития инфографики»

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ - „■■■' В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 004.9

М.А. Фролова

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОГРАФИКИ

Исследуется проблема определения понятия «инфографика», изучается история ее развития. Выделены периоды становления инфографики. Дано ее современное толкование, раскрываются области применения.

Ключевые слова: инфографика, виды инфографики, визуализация информации, интерактивная и динамическая визуализации, интеллектуальная интерактивная инфографика.

В эпоху бурного развития информационных технологий, стремительного роста объема информации необходимы поиски эффективных способов ее обработки и представления. Проблема понимания и анализа потоков информации - неотъемлемый компонент повседневной жизнедеятельности человека. Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения, адекватные содержанию информации языки и формы представления.

Реклама, Интернет, компьютерные технологии, СМИ формируют у человека новые способы восприятия информации, в котором основное место уделяется визуальным образам. Появляется потребность в новых методах визуализации потоков информации. Одним из таких методов является инфографика.

Инфографика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение - греч. ypa9iKÔç — письменный, от урафю — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний; фактически способ передачи информации с помощью рисунка. Исследованию проблем инфографики (ее возникновения, становления, современного состояния и тенденций развития) посвящены работы Е.А. Барановой, Г.А. Никуловой, Т.В. Соловьева и др.

В настоящее время понятие «инфографика» обретает новое содержание.

Т.В. Соловьева и ряд других авторов определяют инфографику как визуальное представление цифровой, графической и вербальной информации.

С.В. Селеменов рассматривает инфографику как некую наглядную конструкцию (НК): «НК - графический результат обработки большого количества сведений, подаваемый в электронной форме» [6, с. 35].

© Фролова М.А. • 2014

По мнению Г.А. Никуловой, « ... инфографика - особая категория изображений, в которых плотность концентрации коммуникативных возможностей выше, чем у прочих» [5, с. 373].

Поскольку инфографика в современном обществе чаще используется в СМИ, рекламе и бизнесе, то иногда она понимается как искусство создания рекламы.

Анализ определений понятия «инфографика» позволяет сделать вывод, что его однозначного толкования пока нет.

Для того, чтобы понять суть и функции современной инфографики, разобраться в ее видовом разнообразии необходимо обратиться к истории возникновения и развития этой технологии предъявления информации.

По мнению американского профессора психологии Майкла Френдли, инфографика зародилась в XII столетии с появлением различных диаграмм [10]. Е.А. Баранова связывает зарождение инфографики с появлением британской газеты Daily Courant (1702 г) [1]. Итальянский профессор инфографики Альберто Каиро считает, что инфографика появилась в 1982 г. с выходом газеты «USA Today» [8], с чем соглашаются его последователи. Однако, как пишет Г.А. Никулова, если исходить из сути значения понятия «ин-фографика», то можно сказать, что самая первая инфографика возникла с появлением наскальных рисунков [5]. Но всякий ли рисунок, хранящий в себе информацию, можно назвать инфографикой?

Историю развития инфографики можно представить, как ряд относительно самостоятельных этапов, на каждом из которых мы сталкиваемся с ее новыми элементами: от примитивных рисунков, воспроизводящих быт древних людей, первых географических карт, до современных видов цифровой инфографики, насыщенной значительными объемами информации, «упакованной» в небольшом виртуальном «рабочем окне» весьма разнообразными способами.

Праинфографика - 33 тыс. лет до н.э.

Прародителем или зародышем инфографики можно считать наскальные рисунки и надписи людей эпохи палеолита (рис. 1), когда человек, Homo Sapiens, впервые начал передавать своим потомкам знания об укладе жизни народа и способах охоты. Важно отметить, что эти изображения являлись лишь фрагментами реальной, а иногда и воображаемой действительности.

Рис. 1. Пещера Ласко, Дордонь, Франция [3]

Серия рисунков, найденная в пещерах Франции, может рассказать ее посетителям многое: об образе жителей того времени, их знаниях и представлениях об окружающем мире. Французский археолог Анри Эдуар Проспер Брейль, который впервые изучал пещеры Ласко, анализируя рисунки и их расположения, предположил, что уже в эпоху палеолита люди могли использовать лестницы и леса. А в 2000 году впервые появилась гипотеза, что найденные наскальные рисунки в действительности изображают части ночного неба [4].

Первые карты - 3-1 тыс. до н.э.

Древние жители нашей планеты изучали Землю во всех ее направлениях. Для обозначения мест, в которых они побывали, и их особенностей создавались карты. Единственной дошедшей до нас картой, датируемой VIII - VII вв. до н.э., является выполненная на глиняной табличке Вавилонская карта мира (рис. 2). На этой карте можно видеть Вавилон и государства, граничащие с ним, горы и реки.

Рис. 2. Вавилонская карта мира (VIII - VII века до н. э.)

По значимости и информативности к самым первым картам относят карту мира, выполненную Птолемеем во II веке до н.э., с помощью которой Колумб пытался добраться до Индии.

Работы Леонардо да Винчи - 1495 г.

Родоначальником объясняющей графики считают Леонардо да Винчи. Он был первый, кто попробовал объяснить сложное, скрытое и тайное понятными образами, кто сопровождал рисунки текстами, поясняющими принцип работы того или иного механизма. До наших дней дошло множество разработок этого художника и ученого, например, инструкция по сборке и эксплуатации машины горизонтального вращения (1495 г.) (рис.

3).

а б

Рис. 3. Машина горизонтального вращения: Лежащий "ОКЫТТОТТЕЯО" а - рисунок собранной модели, б - схема сборки модели

Одномерная инфографика - 1532 г.

Одной из самых универсальных визуальных систем записи и воспроизведения количественных данных является система Кипу (quipu), созданная инками в 1532 г. (рис. 4). Это своеобразная письменность, представляющая собой сложные сплетения и узелки из веревок, сделанных из шерсти. С помощью таких кипу производился статистический учет и централизованное управление. Для передачи какой-либо информации веревки или отдельные узлы окрашивались в разные цвета, таким способом разрешались религиозные, экономические и другие вопросы. Систему Кипу считают началом развития одномерной инфографики.

Рис. 4. Кипу инков Ранние карты и диаграммы Средних веков

Хотя первые карты использовались еще в VII веке до нашей эры, относительно массовое изготовление географических карт активно началось в середине XIV века в

эпоху Великих географических открытий Этот период можно назвать эрой двухмерной информационной графики. Появился первый глобус (рис. 5), были составлены первые атласы мира.

Рис. 5. Глобус Мартина Бехайма (1492) [2, с. 20]

Инфографика 1600-1699 гг.

В XVII в. после великих географических открытий начинают активно использоваться не только карты, но и средства навигации. Возникают важные научные проблемы, связанные с измерением времени, расстояния и пространства. Этот период характеризуется появлением координатных систем, зарождается аналитическая геометрия. Развивается теория вероятности, появляются различные экономические теории и теории о качестве жизни, зарождается демографическая статистика.

С 1630 г. начинает использоваться новый прием визуализации данных, проиллюстрированный Кристофером Шайнером, так называемые «маленькие множества», в основе которого лежит многократное повторение одного или нескольких элементов, что позволяет наблюдать динамику возникновения и развития каких-либо событий или данных (рис. 6).

Новые графические формы и вспомогательная инфографика - 1700-1799 гг.

В этот период начинают появляться тематические карты. Это карты океанов и геологических разломов, экономические карты. Карты становятся информационно более содержательными: появляются изолинии и контуры (рис. 7). Разнообразие экономических и политических событий определяет необходимость поиска и применения новых

форм визуализации, в частности, абстрактных. Появляются хронологические карты или таймлайны (ленты времени). В виде таймлайнов создают биографии знаменитых людей, одна из первых таких лент принадлежала Джозефу Пристли.

Рис. 6. Иллюстрация Кристофера Шайнера (1630 г.) [10, с. 5]

Для этого периода характерно усложнение и расширение способов визуализации данных, применение геометрических форм и появление цвета, что связано с изобретением первых цветных печатающих машин.

Рис. 7. Первый пример наложения данных на географическую карту [10, с.7]

Инфографика начинает проникать в средства массовой информации, и в 1702 г. зарождается вспомогательная инфографика, отцами которой являются: американская газета USA Today, английские газеты - Daily Courant, The Times. Появление этих газет воспринималось читателями неоднозначно: среди публики были консерваторы, которые считали их примером упрощённой и неглубокой журналистики; другие находили их оригинальными и лаконичными. Главное заключалось в том, что издатели стали применять новый подход к подаче информации, а именно ее «уплотнение» за счет использования ярких иллюстраций и лаконичных текстов. Примером такой инфографики можно считать материал о гибели самого известного лайнера «Титаник», опубликованного в номере The Times в 1912 г. (рис. 8). Большую часть страницы занимает фотография самого лайнера, а по кратким словам можно определить происшедшие события.

Постепенно формировались и усложнялись требования к этому подходу по количественным и качественным параметрам. Этот исторический период можно назвать революционным в журналистике и издательском деле.

Рис. 8. Страница из газеты The Times (1912 г.) [13]

Зарождение современной инфографики - 1850 г.

Отцом современной инфографики считается Эдвард Тафти, создавший концепцию развития инфографики и огромную коллекцию ее примеров. Благодаря развитию техники и появлению новых полиграфических технологий становится возможным полное устойчивое формирование основных видов графики. Появляются различные диаграммы (линейные, круговые, столбчатые, сетчатые и др). В 1844 г. столбчатую диаграмму впервые делят на части, таким образом одна диаграмма изображала уже не один, а несколько показателей (рис. 9) .

Рис. 9. Столбиковые диаграммы Майнарда (1844 г.) [10, с. 13]

Смутные годы - 1900-1950 гг.

Этот период можно назвать кризисом инфографики, так как иллюстрации, сделанные рукой, не вызывают достаточного интереса, а в ряде случаев графические методы изображения информации воспринимаются даже негативно.

Возродить интерес к инфографике удалось в 20-30-х гг. XX, благодаря работам философа и визуального аналитика Отто Нейрата [11]. Он визуализировал статистические данные в экономике, наглядно демонстрировал социальное неравенство людей, а также показатели рождаемости и смертности в Германии (рис. 10).

Рис. 10. Иллюстрация рождаемости и смертности в Германии за год [11, с. 87]

Возрождение визуализации информации - 1950-1975 гг.

В этот период выходит много печатных трудов, посвященных визуализации информации - технология становится популярной и востребованной. Возвращается интерес и уважение к графическому изображению информации. Ушедший безвозвратно рисунок начинает заменяться первыми анимированными моделями, появляются прототипы в формате 2D и 3D (рис. 11). По своей сути прототип - это некий шаблон, по которому в дальнейшем будет проектироваться модель того или иного объекта реальности. С помощью таких шаблонов возможно создание как двумерных моделей (в 2D-формате), так и трехмерных (в 3D-формате). При создании таких моделей используется двумерная или трехмерная система координат. Но человеческий мозг работает таким образом, что он способен 2D изображение воспринимать как 3D. Выбор той или иной модели для передачи информации зависит от цели, которую ставит перед собой респондент. При использовании двумерного изображения чаще большую роль играют объекты зарисовки, постановка, стиль и самое главное - история или сюжет. В трехмерных же моделях большую роль играет цвет.

Рис. 11. Советские плакаты 1957—1970 гг. [9]

К XX появляются так называемые биплоты и многомерное шкалирование. Биплот - график, характеризующий два объекта и более по нескольким параметрам.

Интерактивная и динамическая визуализация - 1975-2000 гг.

Технологии XX столетия позволили разместить большое число инструментов для визуализации данных на одном носителе - компьютере. Появляются новые инструменты, позволяющие создавать фигуры, любой сложности, как на плоскости, так и в объеме. Такими программами являются Open office, Grapher, Color draw, которые позволяют:

• взаимодействовать с 3D-моделями - выделять, отфильтровывать, увеличивать, поворачивать модели;

• применять новые диаграммы, например с параллельной координацией.

Интеллектуальная интерактивная инфографика

Возможности информационной среды развиваются настолько быстро, что можно предположить зарождение интеллектуальной инфографики, которая сама будет способна изменяться в зависимости от потребностей человека, создавать 3Б-модели (как статические, так и анимированные); управлять процессом изменения объекта в зависимости от внешних заданных условий.

В настоящее время инфографика нашла широкое применение в рекламе, журналистике, медицине, статистической отчетности, картографии и т.д. Современные газеты и журналы для представления важной информации организуют конкурсы по инфографике среди художников и дизайнеров. Примером является газета «Мой район», получившая знак отличия на всемирном конкурсе новостного дизайна (рис. 12).

Рис. 12. Страница из газеты «Мой Район» (2009 г.) [12]

Внедрение инфографики в образовательный процесс, особенно при изучении таких дисциплин, как физика, химия, биология и других, даст возможность их более основательно их осваивать, способствовать сознательному и эффективному запоминанию учебного материала, точнее воспринимать структуру научного знания, расширить эвристические возможности познания, проследить межпредметные связи и «увидеть» проблемы, возникающие на стыке дисциплин, стимулировать познавательный интерес школьников к изучению науки и техники.

Инфографика позволяет быстро охватить большой объем информации, воспроизвести и реконструировать разные процессы и события, изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.

Виртуальная среда за счет ее уникальных свойств (интеллектуальность, мультимедиа, моделинг, интерактивность, коммуникативность, производительность) и богатства инструментария позволит в предметных областях учебного знания создать разнооб-

разные и дидактически эффективные объекты интеллектуальной инфорграфики. Ее применение будет непременно способствовать росту качества образовательных результатов учащихся.

1. Баранова Е.А. Все, что вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте // Электронный научный журнал МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2013. - №4. - С. 8.

2. Берлянт А.М. Глобусы: второе рождение // Природа. - 2007. - № 8. - С. 19-28.

3.История стран, эпох и народов. Наскальные рисунки эпохи палеолита / URL: http://istoria-mira.ru/galerei/naskalnye-risunki-epoxi-paleolita (дата обращения: 10.10.2014)

4. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира // Книга для чтения. Просвещение. - 1971. - 288 с.

5. Никулова Г.А., Подобных А.В. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн // Международный электронный журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13. № 2. - С. 369-387.

6. Селеменов С.В. Школьная инфографика / С.В. Селеменов // общественно-политический и научно-методический журнал «Образование и современная школа». - 2010. - №2. - С.34-42.

7. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах // научно-теоретический и прикладной журнал НГУ им. Ярослава Мудрого «Вестник НовГу». - 2010. - № 57. - С. 76-79.

8. Cairo Alberto. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization (Voices That Matter) // 2012. - 384 p.

9. Design-warez.ru Советские плакаты 1957-1970 гг./ URL: http://www.design-warez.ru/design/kartinki/31487-Sovetskie_plakaty_1957_1970_gg.html (дата обращения: 15.10.2014).

10. Michael Friendly. A Brief History of Data Visualization // Psychology Department and Statistical Consulting Service York University, 2006. - 43 p.

11. Neurath Otto. International picture language. The first rules of isotype. - London. 1936. - 117 p. 12.The Times / URL:

http://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=the%20times%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5% D1%82%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fwww.titanicuniverse.com%2Fwp-

content%2Fuploads%2F2009%2F11%2Ftitanic-newspaper-article-3.jpg&pos=25&uinfo=sw-1252-sh-783-ww-1237-wh-700-pd-1-wp-16x10_1280x800&rpt=simage&_=1414821283011&pin=1 (дата обращения: 15.10.2014). 13.Sostav.ru / URL: http://www.sostav.ru/news/2010/02/26/r2/ (дата обращения: 15.10.2014). 14Tufte E.R. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narrative // CT: Graphics Press. -1997. - 157 р.