Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
572
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ИГРА / ПРАВИЛА / ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / СУДЬЯ / ТРЕНЕР / VOLLEYBALL / GAME / RULES / EMERGENCE HISTORY / JUDGE / TRAINER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воронов Н.А., Якунин Н.И.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития волейбола, его становления как игры. Начало первых официальных соревнований и изменения правил в процессе развития игры. Рассматриваются и вопросы технической подготовленности игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISTORY OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF PLAYING VOLLEYBALL

In article questions of formation and development of volleyball, his formation as games are considered. Beginning of the first official competitions and change of rules in development of a game. Also questions of technical readiness of players are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ»

УДК 612.176

ВороновН.А., к.биол.н. доцент, старший преподаватель кафедра физической подготовки

Якунин Н.И. преподаватель кафедра физической подготовки Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Министерства обороны Российской Федерации

Россия, г. Ярославль ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы становления и развития волейбола, его становления как игры. Начало первых официальных соревнований и изменения правил в процессе развития игры. Рассматриваются и вопросы технической подготовленности игроков.

Ключевые слова: волейбол, игра, правила, история возникновения, судья, тренер.

Voronov N.A., Candidate of Biology, associate professor senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of

the Russian Federation Russia, Yaroslavl Yakunin N.I.

teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of

the Russian Federation Russia, Yaroslavl

ISTORY OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF PLAYING

VOLLEYBALL

Summary:

In article questions of formation and development of volleyball, his formation as games are considered. Beginning of the first official competitions and change of rules in development of a game. Also questions of technical readiness of players are considered.

Keywords: volleyball, game, rules, emergence history, judge, trainer.

Одной из наиболее популярных распространенных игр в мире на сегодняшний день является волейбол. Широкое распространение волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Также плюсом волейбол является соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех

возрастов.

С момента изобретения и до настоящего времени волейбол переживает бурное развитие выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола.

При этом необходимо отметить, что игра в волейбол в настоящее время носит не только чисто спортивный характер, сейчас происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Официально считается, что датой «рождения» волейбола является 1895 год. Он зародился в США. Изобретателем игры в волейбол считается Вильям Морган - преподаватель физкультуры Гелиокского колледжа (штат Массачусетс, США). Это официальная версия, хотя есть и другие. Так некоторые считают, что волейбол - изобретение американца Халстеда из Спрингфилда, который в 1866 году начал пропагандировать игру в «летающий мяч», названную им волейболом.

В соответствии с некоторыми источниками игры, похожие на современный волейбол были в Древнем Риме еще в 3 веке до нашей эры. Также одним из «прадедов» волейбола являлся «фаустбол». На площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников.

Что касается России, то здесь волейбол широко распространили после революции 1917 года.

Первые соревнования Всесоюзного уровня прошли в 1928 году в Москве в рамках программы 1 Всесоюзной спартакиады. В этом турнире принимали участие команды со всей страны. Однако, несмотря на популярность волейбола в стране, и целый ряд новшеств, которые привезли на этот чемпионат команды, спортивное мастерство волейболистов находилось ещё на низком уровне.

В дальнейшем развитие волейбола в связи с начавшейся Великой отечественной войной затормозилось

Первый международный успех ждал советских волейболистов в 1947 году. Участвуя в соревнованиях на международном фестивале демократической молодёжи в Праге, наши волейболисты заняли первое место. В этом же году создаётся Международная федерация волейбола (ФИВБ). После этой победы сборная СССР по волейболу стала участником почти всех проходивших международных соревнований.

Успех советских волейболистов был развит на первом Чемпионате миры 1949 года, где наша команда заняла первое место. Наши сборные команды мужчин и женщин побеждают и в первенстве Европы. Свои чемпионские титулы они подтверждают и в последующие два года. Летом 1952 года первенство мира проводилось в Москве. Советские волейболисты и волейболистки в этих соревнованиях стали сильнейшими в мире.

И уже в 1964 году волейбол занял своё место в программе Олимпийских игр, что значительно повысило рейтинг волейбола в связи с чем повысились и критерии оценки волейболистов.

Существуют определенные стандарты площадок для игры в волейбол: длина площадки должна составлять 18 метров, ширина - 9 метров. Данная площадка делится пополам сеткой, образовывая 2 стороны, размером 9 х 9 метров каждая. Высота сетки зависит от пола и возраста игроков, так у женщин сетка висит ниже, чем у мужчин. В игре участвуют 12 игроков (по 6 игроков с каждой стороны). Игра ведётся мячом, выбор которого зависит от множества факторов: официальные или неофициальные соревнования, в зале или на открытом воздухе и т.д.

Основной смысл игры достаточно прост, волейболист не должен допустить падение мяча на своей площадке, при этом он должен пытаться совершать действия, направленные на падение мяча на площадку команды соперника. Действия играющих, ограниченные правилами, выполняются игровыми приёмами: подачей, передачей, нападающих ударом и блокированием.

Игра в зависимости от уровня и пола команд может идти до двух побед или до 3 побед. Если игра идет до двух побед то два первые сета играют до 25 очков, а третий (если предыдущие сеты не определят победителя) - до 15, если до трех побед, то первые четыре сета идут до 25 очков, а пятый - до 15. После окончания сета команды меняются площадками.

Необходимо также поговорить о том как располагаются игроки на площадке. На передней и на задней линии располагаются по три игрока. При это вместе они должны контролировать всё, что происходит на площадке. При это в зависимости от местонахождения игрока на него возлагаются определенные функции, на передней линии игрок должен участвовать в приёме и в передачах мяча, ставить блок, атаковать и страховать свои зоны, на задней линии волейболисты в основном участвуют в приёме и подают, они даже имеют право атаковать не переходя при этом переднюю линию.

Игра начинается с подачи мяча одной из команд. В начале игры проводится жеребьёвка. Причем капитан команды, выигравший жребий, получает право на выбор площадки или на первую подачу.

После того как все игроки заняли свои места на площадке, судья подаёт счисток о начале игры. После свистка у подающего есть 5 секунд на подачу мяча. В случае выигранного очка, игрок, совершавший до этого подачу, подаёт еще раз и делает это до момента, пока его команда не допустит ошибку и не отдаст очко сопернику. Если это произошло, то мяч передается сопернику. В этом случае команда, отыгравшая подачу, производит переход игроков из зоны в зону по часовой стрелке.

Команда, которая принимает мяч от соперника может совершить не более 3 касаний при этом один и тот же игрок не может касаться мяча 2 раза подряд. Одновременное касание мяча двумя игроками расценивается, как 2 касания. Если мяч задерживается над сеткой между руками игроков разных

команд, то игра останавливается. Мяч считается спорным и не засчитывается никому, команда, совершавшая подачу должна повторно ввести мяч в игру

Существует множество ошибок из-за которых команда может потерять право на подачу, к самым распространенным случаям относится:

- падение мяча на своей площадке;

- совершение одной командой более трех касаний;

- задержка мяча;

- касание игроком верхнего троса сетки;

- совершение одним игроком двух и более касаний подряд и др.

Теперь поговорим о том, что является окончанием партии. По

правилам окончанием партии является достижение одной из команд отметки в 25 набранных очков, при этом у команд соперника должно быть минимум на 2 очка меньше (если игра состоит из 5 сетов, то последний сет играют до 15 очков). Если счет под занавес партии составляет, например, 24:24, то игра продолжается, пока одна из команд не добьется преимущества в 2 очка (30:28; 29:27 и т.д.)

Каждая команда может воспользоваться двумя тайм аутами по 30 секунд в каждом сете. При этом в сете составы команд также могут претерпевать изменения - в каждом сете команда может заменить игроков до 6 раз.

Все игроки должны иметь идентичную форму, которая включает в себя майку, шорты. Спортивная обувь может быть разная, но она не должна иметь каблуков. По своему желанию игрок может использовать во время игры защиту. При этом серьёзное внимание уделяется безопасности спортсменов, поэтому все вещи, которые в процессе игры могут привести к травме запрещены. Для идентификации игроков на майки наносят номера, при этом в одной команде номера на майках не должны повторяться.

Во время проведения игры к судье может обращаться только капитан команды, обычный игрок такого права не имеет, и, если это случается, то рассматривается как нарушение правил.

В волейболе важно правильно определять траекторию и скорость полёта мяча и способность подстраиваться под мяч, т.е. занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Одно из главных значений имеют скорость принятия решений и сила в определенных сочетаниях игроков на площадке. Правильное сочетание игроков на площадке может дать синергию при которой каждый игрок будет выкладываться на максимуме своих возможностей.

Одной из отличительных черт волейбола является - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Хороший игрок должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее правильном

действии и эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Одним из основных элементов влияющих на ход игры и мастерство игрока являются стойки и перемещения.

Если разбирать нападение, то тут существует одна единственная стойка, так называемая «основная», главными чертами этой стойки являются ноги, расположенные на ширине плеч, согнутые в коленях, туловище, расположенное в вертикальном положении и согнутые в локтях перед грудью руки.

Любому игроку во время игры приходится довольно много перемещаться. Игроки перемещаются по площадке шагом или бегом в зависимости от игровой ситуации. От скорости перемещения во многом зависят результаты игры, так как переместиться в нужное место для принятия стойки - первостепенная задача игроков.

В волейболе при выполнении атакующих ударов применяются различные прыжки. Толчок может быть как обоими ногами, так и одной ногой, как с места, так и с разбега. При этом правильность выполнения приёма зависит от того как своевременно игрок переместится на необходимую позицию и примет правильную стойку.

Одним из волейбольных технических приёмов являются передачи. Они определяют развитие будущей атаки. Существует огромное количество способов выполнения передач, одни передачи могут выполняться сверху, другие снизу. Подача может быть выполнена как двумя руками, так и одной. Чтобы правильно выполнить передачу игрок должен уметь правильно подстраиваться под мяч и незамедлительно принимать правильную стойку.

Существует множество разновидностей передач. В первую очередь вид передачи зависит от удара, который предстоит выполнить. Выделяют два параметра по которым различаются передачи это высота и расстояние. По расстоянию выделяют короткие передачи и длинные передачи, а по высоте -низкие, средней высоты, высокие передачи. При выполнении передач игрок должен следить за тем, чтобы линия плеч была перпендикулярна направлению, в котором выполняется передача. Это увеличивает точность передачи.

Верхняя передача выполняется не только стоя, но и в прыжке. Передача в прыжке используется очень часто, несмотря на то что технически она сложнее стандартной подачи, так как выполняется без опоры.

В игру мяч вводится при помощи выполнения подачи. Однако подачу не следует рассматривать исключительно как только способ введения мяча в игру, в настоящее время это один из способов нападения. Сильные подачи достаточно трудны для приёма, что позволяет зарабатывать на таких подачах очки. Различают несколько разновидностей подач в зависимости от расположения руки и направления удара выделяют: нижнюю прямую, верхнюю прямую, нижнюю боковую и верхнюю боковую.

Волейбольные правила закрепляют определенные требования к выполнению подач: подающий игрок должен встать с мячом за пределами площадки на месте подачи, после чего подбрасывает мяч и совершает удар одной рукой с целью переправить мяч через сетку на сторону противника.

Рассмотрим 5 главных правил, которые необходимы для хорошей подачи:

а. Правильно занятое исходное положение

б. Вертикальный выброс мяча

в. Удар совершается по нижней части мяча с определенной силой

г. Удар производится твердой кистью, в противном случае может быть повреждение.

д. После совершения удара по мячу рука продолжает движение в направлении подачи.

Одним из самых сложных элементов волейбола является нападающий удар, именно он призван в большей степени определить победу одной из команд. При этом нападающий удар сочетает в себе несколько элементов: разбег, прыжок и непосредственно удар по мячу. При этом высокое значение имеет взаимодействие нападающего игрока и его партнера, который выполняет передачу, они должны чувствовать ход игры и уметь быстро определять стратегию на розыгрыш.

Игрок, совершающий удар, должен стремиться ударить по мячу в высшей точке его полёта, так называемой «мертвой точке». В данной точке волейболист должен совершать удар по мячу независимо от характера подачи. При этом для более эффективного удара мяч должен быть впереди игрока.

Основным приёмом защиты является блок. Техника блока достаточно проста и понятна: игроку необходимо совершить прыжок и вынести руки над верхним тросом сетки. Но не стоит забывать и про технику перемещения игрока к месту постановки блока.

Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.

На основании изложенного можно сделать вывод, что волейбол, развивая такие качества как реакция, сила, выносливость, является не только чисто спортивной игрой, но и распространен как способ проведения досуга и восстановления сил. Всё это в совокупности с простотой правил, и необходимостью наличия лишь минимального оборудования делает волейбол одним из самых популярных видов спорта. А его командный характер позволяет развивает сплоченность и взаимодействие между людьми. Сейчас волейбол распространён не только в городах, но и в более мелких населенных пунктах (деревнях, селах). На его основе появились

такие виды спорта как пляжный волейбол, Сепактрау (волейбол в который играют ногами). Дальнейшее развитие волейбола приведёт к укреплению здоровья нации и привитию здорового образа жизни с самого детства.

Использованные источники:

1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений / А.Г.Айриянц.- М.: Академия, 2006. - 325 с.

2. Феномен социализации студента в образовательном процессе физического развития / Н.А. Воронов, И.П. Гладких, А.В. Люсин // В сборнике: Образование и педагогические науки в XXI веке Сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 162-165.

3. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.

4. Физическая культура. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 с.

УДК 612.176

ВороновН.А., кбиол.н. доцент, старший преподаватель кафедра физической подготовки Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Министерства обороны Российской Федерации

Россия, г. Ярославль ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

ОБЩЕСТВА

Аннотация:

В данной работе рассматриваются вопросы о необходимости занятий спортом для поддержания организма в здоровом состоянии, о необходимости занятий физической культурой для поддержания здорового образа жизни.

Ключевые слова: физическая культура, общество, способности, образ жизни, человек.

Voronov N.A., Candidate of Biology, associate professor senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of

the Russian Federation Russia, Yaroslavl PHYSICAL CULTURE AS COMPONENT OF CULTURE OF

SOCIETY

Summary:

In this work questions of need of sports activities for maintenance of an organism in a healthy state, about need of occupations by physical culture for maintenance of a healthy lifestyle are considered.

Keywords: physical culture, society, abilities, way of life, person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.