Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРИЕМА ПОДАЧИ СОПЕРНИКА В ВОЛЕЙБОЛЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРИЕМА ПОДАЧИ СОПЕРНИКА В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLLEYBALL / PLAYERS / SERVICE RETURN / CRITERIA / TYPES / ВОЛЕЙБОЛ / ИГРОКИ / ПРИЁМ ПОДАЧИ / КРИТЕРИИ / РАЗНОВИДНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина Н.А., Николаев П.П., Богомолова Л.А., Губа В.П.

Цель исследования - совершенствование методики педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов. Методика и организация исследования. При проведении исследования использовались: 1) метод теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, 2) метод педагогических наблюдений. Результаты исследования и выводы. В статье представлена классификация разновидностей приёма подачи соперника в волейболе. Рассмотрены позитивный, удовлетворительный и неудовлетворительный приёмы подачи. Дана их краткая характеристика. Апробация описанной в статье классификации качества приема подачи соперника была произведена во время игр чемпионата России среди мужских команд Суперлиги в сезоне 2018-2019 гг. Всего методом видеозаписи было зафиксировано 36 волейбольных встреч. Классификация разновидностей приёма подачи соперника позволяет эффективно проводить педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью, своевременно выявлять встречающиеся у волейболистов ошибки при выполнении тактико-технических действий на приёме подачи, вносить соответствующие коррективы и восполнять отстающие стороны подготовленности спортсменов. Результаты апробации данной классификации в практике педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью подтвердили несоответствующие модельным характеристикам игроков высокого класса значения эффективности приема подачи в условиях соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курочкина Н.А., Николаев П.П., Богомолова Л.А., Губа В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INTERPRETATION OF QUALITY ASSESSMENT OF OPPONENT'S SERVICE RETURN IN VOLLEYBALL

Objective of the study was to improve the methodology of pedagogical observations of competitive activity in volleyball. Methods and structure of the study. For the study purposes, the following methods were applied: 1) theoretical analysis and synthesis of specialized literature, 2) pedagogical observations. Results of the study and conclusions. The article presents the classification of the opponent's service returns in volleyball. We analyzed the positive, satisfactory and unsatisfactory service returns and gave their brief description. The presented classification of the opponent's service returns was tested during the Russian Super League Championship among men in the 2018-2019 season. A total of 36 volleyball games were analyzed based on the video recordings. The opponent’s service return classification made it possible to conduct effective pedagogical observations of the volleyball players' competitive activity, duly identify errors in the execution of tactical and technical actions, make appropriate adjustments and make up for the lagging physical qualities of the athletes. The results of the tests conducted during the pedagogical observations of competitive activity confirmed that the service return effectiveness during competitions did not correspond to the model characteristics of top-class volleyball players.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРИЕМА ПОДАЧИ СОПЕРНИКА В ВОЛЕЙБОЛЕ»

современная интерпретация оценки качества приема подачи соперника в волейболе

УДК/UDC 796.325

Поступила в редакцию 10.03.2020 г.

Информация для связи с автором: kuichkina@mail.ru

Н.А. Курочкина1 Доцент П.П. Николаев5 Л.А. Богомолова2

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа3, 4 'Дипломатическая академия МИД РФ, Москва

2Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара 3Смоленский государственный университет, Смоленск

4Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи

и туризма (ГЦОЛИФК), Москва 5Самарский государственный экономический университет, Самара

MODERN INTERPRETATION OF QUALITY ASSESSMENT OF OPPONENT'S SERVICE RETURN IN VOLLEYBALL

Senior teacher N.A. Kurochkina1

Associate professor P.P. Nikolaev5 Senior teacher L.A. Bogomolova2

Dr. Hab., Professor V.P. Guba3-4

1 Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow 2Samara State Social and Pedagogical University, Samara 3Smolensk State University, Smolensk

4Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism (SCOLIPE), Moscow 5Samara State University of Economics, Samara

Аннотация

Цель исследования - совершенствование методики педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов. Методика и организация исследования. При проведении исследования использовались: 1) метод теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, 2) метод педагогических наблюдений. Результаты исследования и выводы. В статье представлена классификация разновидностей приёма подачи соперника в волейболе. Рассмотрены позитивный, удовлетворительный и неудовлетворительный приёмы подачи. Дана их краткая характеристика. Апробация описанной в статье классификации качества приема подачи соперника была произведена во время игр чемпионата России среди мужских команд Суперлиги в сезоне 2018-2019 гг. Всего методом видеозаписи было зафиксировано 36 волейбольных встреч. Классификация разновидностей приёма подачи соперника позволяет эффективно проводить педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью, своевременно выявлять встречающиеся у волейболистов ошибки при выполнении тактико-технических действий на приёме подачи, вносить соответствующие коррективы и восполнять отстающие стороны подготовленности спортсменов. Результаты апробации данной классификации в практике педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью подтвердили несоответствующие модельным характеристикам игроков высокого класса значения эффективности приема подачи в условиях соревнований.

Ключевые слова: волейбол, игроки, приём подачи, критерии, разновидности.

Annotation

Objective of the study was to improve the methodology of pedagogical observations of competitive activity in volleyball.

Methods and structure of the study. For the study purposes, the following methods were applied: 1) theoretical analysis and synthesis of specialized literature, 2) pedagogical observations.

Results of the study and conclusions. The article presents the classification of the opponent's service returns in volleyball. We analyzed the positive, satisfactory and unsatisfactory service returns and gave their brief description. The presented classification of the opponent's service returns was tested during the Russian Super League Championship among men in the 2018-2019 season. A total of 36 volleyball games were analyzed based on the video recordings. The opponent's service return classification made it possible to conduct effective pedagogical observations of the volleyball players' competitive activity, duly identify errors in the execution of tactical and technical actions, make appropriate adjustments and make up for the lagging physical qualities of the athletes. The results of the tests conducted during the pedagogical observations of competitive activity confirmed that the service return effectiveness during competitions did not correspond to the model characteristics of top-class volleyball players.

Keywords: volleyball, players, service return, criteria, types.

Введение. Трудно переоценить значимость педагогических наблюдений при проведении исследовательской работы в сфере волейбола [1]. В игровой деятельности волейболистов все компоненты игровой деятельности (технические, физические, психологические и другие) тесно взаимосвязаны и проблемы в одном из видов подготовленности оказывают существенное, а нередко и решающее влияние на исход волейбольного матча

[2]. Не является исключением и такой тактико-технический элемент волейбола, как приём мяча с подачи соперника [3]. Ситуации, в которых эффективность выполнения волейболистом подачи, значительно превосходит результативность её приёма, характерны для команд различной квалификации [4]. Вследствие этого теряется зрелищность и привлекательность игрового процесса - высокоэмоциональная игра в «летающий» мяч превра-

щается в скучное противоборство волейболистов, выполняющих подачу. В дополнение к вышеизложенному следует отметить низкие, несоответствующие модельным характеристикам показатели качества приёма подачи высококвалифицированными волейболистами в условиях соревновательной деятельности [3]. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проведенного исследования.

Цель исследования - совершенствование методики педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов.

Результаты исследования и их обсуждение. В практическом волейболе по качеству приёма подачи соперника все приёмы мяча с подачи подразделяются на три категории: позитивный, удовлетворительный и неудовлетворительный. В свою очередь, каждая из категорий подразделяется на два вида: позитивный - на идеальный и хороший; удовлетворительный - на приём низкого качества и приём предельно допустимого качества; неудовлетворительный - на приём мяча на сторону соперника и проигрыш очка на приёме подачи.

Представим краткую характеристику каждой из разновидностей приёма подачи соперника.

Идеальный (отличный) приём подачи оценивается по следующим параметрам:

1) мяч направляется принимающим подачу волейболистом точно на связующего игрока (между зонами 2 и 3, не далее 1 м от сетки);

2) траектория полёта мяча не должна превышать 6 м над сеткой;

3) имеется возможность выполнения нападающего удара связующим игроком;

4) имеется возможность реализации командой всех запланированных командой тактических комбинаций.

Под хорошим приёмом подачи соперника понимается прием со следующими характеристиками:

1) «доводка» мяча осуществляется в зону выхода связующего игрока (между зонами 2 и 3; не далее 3 м от сетки);

2) траектория полёта мяча не должна быть ниже 2 м над сеткой;

3) траектория полёта мяча не должна перекрывать траекторию перемещения нападающего игрока первого темпа;

4) имеется возможность реализации большинства запланированных тактических комбинаций.

Для приёма подачи низкого качества характерны:

1) «доводка» мяча принимающим волейболистом на расстоянии 4-6 м от сетки;

2) траектория полёта мяча ниже 1 м над сеткой;

3) связующий игрок способен выполнить верхнюю передачу для нападающего удара;

4) невозможность взаимодействия связующего игрока с нападающим игроком первого темпа.

При приёме подачи соперника предельно допустимого качества отмечаются:

1) далёкая от сетки (далее 6 м) «доводка» мяча принимающим подачу волейболистом;

2) далекая от связующего игрока (далее 5-6 м) «доводка» мяча принимающим подачу волейболистом;

3) «доводка» мяча до связующего игрока по низкой категории (ниже верхнего края сетки);

4) передача для нападающего удара выполняется связующим игроком, как правило, двумя руками снизу;

5) передача для нападающего удара выполняется не связующим игроком, а волейболистом другого амплуа.

Неудовлетворительный прием подачи можно подразделить на плохой прием и ошибку на приеме подачи.

В плохом приеме выделяют два типа приема подачи: плохой с «доигровкой» соперника (потенциально проигрышный)

и плохой с проигрышем очка. В первом случае: 1) мяч направляется принимающим подачу игроком первым касанием на сторону соперника; 2) мяч направляется на сторону соперника в пределах зоны нападения, что позволяет нападающему игроку команды соперника произвести удар по переходящему мячу; 3) мяч направляется на сторону соперника вторым или третьим касанием посредством неагрессивных действий. Плохой прием подачи с проигрышем очка - худшая оценка приема подачи соперника. В данном случае: 1) мяч касается площадки, принимающей подачу команды после подачи, не касаясь рук игрока, принимающего мяч; 2) после касания рук волейболиста, принимающего подачу, мяч покидает пределы игрового поля без возможности второго касания мяча партнером по команде. Плохой прием с проигрышем очка в практике волейбола принято называть «эйсом».

Следует отметить, что представленная классификация разновидностей качества приема подачи соперника ни в коем случае не претендует на абсолютную полноту и многогранность описания тактико-технических действий волейболистов на приеме подачи. Существенное дополнение в трактовку качества приема подачи могут внести исследования следующих аспектов изучаемой проблемы: оценка групповых и командных тактико-технических действий на приеме подачи; оценка качества приема подачи в статике и динамике; балльная оценка качества приема подачи; дифференциация качества приема подачи волейболистами различного игрового амплуа; группирование качества приема подачи в зависимости от способа и места подачи, выполняемой соперником и др.

Вывод. Представленная в статье классификация разновидностей приёма подачи соперника позволяет эффективно проводить педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью, своевременно выявлять встречающиеся у волейболистов ошибки при выполнении тактико-технических действий на приёме подачи, вносить соответствующие коррективы и восполнять отстающие стороны подготовленности спортсменов.

Литература

1. Aшибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Aшибоков // Вестник Ary. - 2006. - № 1 (20). - С. 290-293.

2. Губа В.П. Теоретико-методические аспекты планирования и организации технико-тактической подготовки волейболистов / В.П. Губа, Л.В. Булыкина, НА Курочкина // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сборник матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 2019. - С. 43-46.

3. Николаева И.В. Современное состояние проблемы совершенствования защитных действий в волейболе / И.В. Николаева, Ю.В. Ши-ховцов, Ю.В. Кудинова, Ю.Ю. Карева / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 131. - С. 1366-1370.

4. Паняшин A.A. Временной дефицит - характерная черта защитных действий в современном волейболе / A.A. Паняшин, Ю.В. Шихов-цов, И.В. Николаева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. -№ 1. - С. 88-91.

References

1. Ashibokov M.D. Kriterii otsenki tehniko-takticheskoy podgotovlennosti komand voleybolistov [Criteria for assessing technical and tactical skills of volleyball teams]. Vestnik AGU, 2006, no. 1 (20), pp. 290-293.

2. Guba V.P., Bulyikina L.V., Kurochkina N.A. Teoretiko-metodicheskie aspekty planirovaniya i organizatsii tekhniko-takticheskoy podgotovki voleybolistov [Theoretical and methodological aspects of planning and organizing technical and tactical training of volleyball players]. In-novatsionnye tekhnologii v sisteme sportivnoy podgotovki, massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Innovative technologies in sports training, mass physical education and sport system]. Proc. nat. res.-pract. conf. with international part., 2019. pp. 43-46.

3. Nikolaeva I.V., Shikhovtsov Yu.V., Kudinova Yu.V., Kareva Yu.Yu. Sovre-mennoe sostoyanie problemy sovershenstvovaniya zashchitnykh dey-stviy v voleybole [Current state of problem of improving defense in volleyball]. Concept. 2017. No. 131. pp. 1366-1370.

4. Panyashin A.A, Shikhovtsov Yu.V., Nikolaeva I.V. Vremennoy defitsit -kharakternaya cherta zashchitnykh deystviy v sovremennom voleybole [Temporary deficit as characteristic feature of protective actions in modern volleyball]. OlymPlus. Gumanitarnaya versiya. 2015. No. 1. pp. 88-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.