Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАРАТЭ КАК БОЕВОГО ИСКУССТВА'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАРАТЭ КАК БОЕВОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВОЕ ИСКУССТВО / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ШАОЛИНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шихшабеков Ш.Ю., Куршалиев А.Г.

В статье сделан экскурс в историю возникновения и развития каратэ как древнего вида боевого единоборства, системы физического и духовного совершенствования человека и сложного психофизического комплекса, не расшифрованного до конца до сих пор. А также просматриваются причины возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE ORIGIN AND STAGES OF DEVELOPMENT OF KARATE AS A MARTIAL ART

The article presents an excursus to the genesis and development of karate as an ancient type of martial arts, a system of a person’s physical and spiritual improvement and a complicated psychophysical complex, which has not been interpreted yet. The authors also consider the origin and stages of development of karate as a martial art.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАРАТЭ КАК БОЕВОГО ИСКУССТВА»

УДК: 371

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАРАТЭ КАК БОЕВОГО ИСКУССТВА

Шихшабеков Ш.Ю., Куршалиев А.Г.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала

Аннотация: В статье сделан экскурс в историю возникновения и развития каратэ как древнего вида боевого единоборства, системы физического и духовного совершенствования человека и сложного психофизического комплекса, не расшифрованного до конца до сих пор. А также просматриваются причины возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства.

Ключевые слова: Боевое искусство. Система физического и духовного совершенствования. Психофизический комплекс. Шаолинь.

THE HISTORY OF THE ORIGIN AND STAGES OF DEVELOPMENT OF KARATE AS A MARTIAL ART

Shikhshabekov Sh. Yu., Kurshaliev A. G.

Dagestan State University, Makhachkala

Abstract: The article presents an excursus to the genesis and development of karate as an ancient type of martial arts, a system of a person's physical and spiritual improvement and a complicated psychophysical complex, which has not been interpreted yet. The authors also consider the origin and stages of development of karate as a martial art.

Key words: martial art; system of physical and spiritual improvement; psychophys-ical complex; Shaolin.

Родиной каратэ обычно считают Японию. Однако это не совсем так. Каратэ появилось не как новое искусство борьбы, а всего лишь как новое название, данное в начале XX века в Японии этому давно известному в странах Азии древнему виду боевого единоборства. Каратэ, кун-фу, кэмпо - всё это различные имена единой по существу системы физического и духовного совершенствования, сложного и до сих пор не до конца расшифрованного психофизиологического комплекса.

/—i U U и и

Согласно некоторым источникам, в начале нашей эры знаменитый китайский хирург Хуо То (190-265 гг.) разработал оригинальную систему физических упражнений для снятия нервного напряжения. Большинство этих упражнений представляло собой имитацию определённых движений тигра, обезьяны, оленя, цапли и т.д. Система Хуо То оказалась пригодной и для самообороны. Но наиболее достоверную версию создания ранней системы борьбы без оружия выдвигает предание о Бодхидхарме.

Известный в Японии под именем Бодай-дарума или Дарума Тайси, индийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай во времена правления династии Лян (502-556 гг.) с целью распространения буддизма. Путешествие по кишащим дикими зверями и разбойниками местностям, труднопроходимым даже в наше дни, требовало от человека максимального напряжения физических и моральных сил. Видимо, итоги паломничества нашли отражение в дальнейшей деятельности Бодхидхармы. По прибытии в Китай он обосновался в одном из монастырей, известном под названием Шаолинь на горе Су в провинции Хунан. В монастыре Бодхидхарма установил жесткую дисциплину, традиции которой в дальнейшем были продолжены преемниками патриарха. Наряду с изучением буддийских догматов Бодхидхарма провозгласил путём к внутреннему самосовершенствованию всестороннее физическое развитие. В обязанность монаха вменялось изучение самых изощрённых приёмов самообороны. Монастырь стал как бы творческой лабораторией по разработке методов борьбы без оружия. Слава о воинских искусствах монахов Шаолиня гремела по всему Китаю.

Во времена правления династии Сун (960-1279 гг.) знаменитый полководец Юэ Фей составил для своих войск пособие, в котором обобщались приёмы принципиально новой школы, известной ныне как «Обрушивающаяся рука Юэ» (Юэ сань ноу) и послужившей базой для многих более поздних школ и направлений. В разработке приёмов своей школы Юэ Фей стремился применить не только достижения Шаолиня, но и знакомые каждому солдату навыки обращения с копьём и мечом. Он сделал упор на рубящие и колющие удары руками, не требующие от исполнителя особо изощрённой техники. Юэ Фей впервые стал широко применять удары ребром ладони типа «рука-меч» и собранными вместе пальцами типа «рука-копьё».

В эпоху Сун борьба без оружия стала чрезвычайно популярной в Китае. Но хотя она и стала поистине золотым веком в истории борьбы без оружия в Китае, однако все ее достижения оставались достоянием лишь посвященных монахов и узкого круга военной аристократии. На протяжении веков разработанная в лоне трёх школ система держалась в строгом секрете. И только после завоевания Китая маньчжурами произошло её рассекречивание. Маньчжуры разрушили, и сожгли монастырь Шаолинь, в котором нашли приют приверженцы свергнутой династии Мин. Однако многим монахам удалось спастись и бежать в Южный Китай, где они построили новый монастырь Шаолинь в провинции Фукиэн.

Южный Шаолинь стал со временем знаменитой школой по подготовке мастеров бороться без оружия. Полный курс обучения был рассчитан на 10-12 лет. По истечении этого срока обучаемый сдавал экзамены по истории и теории искусства и выступал в состязании против нескольких партнёров. Успешно выдержавший эти экзамены допускался к последнему, самому жестокому испытанию. Оно заключалось в том, что экзаменующийся должен был пройти через залу башни, специально оборудованную 108 механическими аппаратами, обрушивающими на испытуемого град ударов палками, копьями, ножами и т.п. Характер действий аппаратов зависел от тяжести тела экзаменуемого и ширины его шага по половицам, служащим своего рода пусковыми механизмами. Сконструированы аппараты были

так, что даже их создатель не знал, как они поведут себя в следующий момент. У выхода из залы находился раскалённый металлический шар весом около 200 кг. Испытуемый должен был откатить его голыми руками и плечами, после чего на его теле оставались выжженными изображения дракона и тигра.

Выпускники монастырской школы боевого мастерства покидали её стены и направлялись в различные районы страны задачей создавать школы кэмпо и готовить народ к восстанию против чужеземной династии. И хотя впоследствии маньчжуры разрушили Южный Шаолинь и убили большинство его обитателей, однако к тому времени искусство кэмпо перестало быть привилегией буддийских монахов и правящей элиты. Оно стало достоянием широкого круга почитателей из всех слоёв китайского населения, вышло за рамки сословных барьеров и став действительно общедоступным и всенародным.

К этому времени, китайское искусство борьбы без оружия перешагнуло границы страны. За её пределами все три школы стали известны под общим названием кэмпо. Раньше всех с ним познакомились японцы, а также жители острова Окинава. Коренное население острова развило китайское искусство кэмпо до такой степени, что руки и ноги становились подобны саблям, а различные соединения обычных деревяшек (нунчаку и тунфа) в умелых руках крушили железные панцири. Новая система получила название окинава тэ (окинавский кулачный бой). После появления у японцев огнестрельного оружия интерес окинава-тэ стал угасать.

Второе рождение окинава-тэ произошло в начале XX века. В 1917 г. японское братство мастеров воинских искусств, известное под названием «Будо-кай», заинтересовалось искусством мастеров с Окинавы и обратилось к ним с просьбой прислать лучшего бойца этого вида в Японию для показательных боёв с мастерами джиу-джитсу.

К этому времени на Окинаве работало несколько школ с обучением на японском языке. Преподавателем в одной из них, известной под названием «Сёто Гак-ко», был некто Гитин Фунакоси (1869-1957 гг.). Прекрасный специалист японского языка, он был известен и как замечательный мастер окинава-тэ.

Посланец Окинавы изумил мастеров «Будокай». Он легко побеждал самых сильных своих противников, демонстрируя отточенную технику и эффективные приёмы. Некоторые из показанных им бросков, такие как «утимата» и «осотога-ри», впоследствии вошли в технику дзюдо. По возвращении на Окинаву Фунакоси стал президентом созданного на острове по японскому образцу братства мастеров воинских искусств «Окинава Себукай», немало сделав на этом посту для популяризации окинава-тэ. В 1922 г. Фунакоси вместе с другим мастером этого вида Кен-ва Мабуни был приглашен Министерством образования для показательных выступлений в крупнейших городах Японии. Выступления имели громадный успех. Фунакоси первым понял, какие возможности открываются перед окинава-тэ в Японии. Он решил остаться здесь для преподавания нового искусства и вскоре основал школу, которую назвал «Сёто-кан», в память о школе на Окинаве.

Новые ученики Фунакоси не желали мириться с названием «окинава-тэ», напоминающим им о чужеродном происхождении искусства. Для его обозначения

японцы охотнее пользовались названием «каратэ-джютсу» (искусство пустой руки). Учитывая настроения своих учеников, Фунакоси в 1929 г. ввёл для окинава-тэ новое название «каратэ» (пустая рука). Это название привилось не сразу. Лишь после выхода в 1935 г. составленного Фунакоси учебно-методического пособия под названием «Каратэ-до Кёхан», новый термин утвердился окончательно.

Новый вид спортивного единоборства получил в Японии широкое распространение и в первую очередь среди учащейся молодёжи. Уже к 1940 г. в стране не было ни одного крупного университета без клуба каратэ. В 1948 г. в Японии была создана федерация каратэ, главным наставником которой стал Фунакоси. Однако до начала 1960-х годов деятельность ассоциации была малозаметна. До 1957 г. не было проведено ни одного соревнования, что объясняется наличием в каратэ целого ряда различных школ и стилей. Сам Фунакоси разработал стиль, который по названию его школы известен как Сётокан. Будучи главным наставником федерации, Фунакоси стремился утвердить свой стиль в качестве единственного. Однако помимо Сётокан в каратэ существует ещё 15 стилей, из которых наиболее известны Годзюрю, Вадарю и Киокушинкай.

Отличительным знаком школ Годзюрю является сжатый кулак, смоделированный с руки основателя этого стиля Тедзюн Мияги. Сила его пальцев была столь велика, что он мог проткнуть ими бок быка. Мияги долго жил в Китае и был хорошо знаком с китайскими разновидностями каратэ. В своей практике Мияги соединил резкость окинава-тэ с мягкостью китайских школ. В 1930 г. Мияги приехал в Японию с Окинавы и создал свою школу, менее всего отличающуюся от классического окинава-тэ. Стиль Вадарю был создан учеником Фунакоси, врачем лечебной физкультуры по профессии Хиропори Оцуки. Сначала хорошо изучив стиль Сётокан, Оцуки обогатил его приёмами джиу-джитсу и других смежных видом самообороны. Стиль киокушинкай, или Ол-стиль был создан в сравнительно недавнее время крупным мастером каратэ Оямой. Хорошо освоивший корейское кэмпо, дзюдо и другие виды единоборств, Ояма сделал попытку объединить наиболее результативные элементы этих видов в рамках одной системы.

И всё-таки различия между стилями каратэ в достаточной степени условны. Поскольку каратэ - это буквально то, что содержится в его названии (бой голыми руками), оно требует, чтобы всё тело было эффективным оружием. Конечные задачи единоборства и возможности человеческого тела определяют и необходимый для достижения цели арсенал приёмов. Различия между стилями, скорее всего сводятся к удельному весу тех или иных приёмов в технике различных стилей и в методике тренировок. Тенденция развития характеризуется сближением стилей и выработкой единого универсального каратэ. Отмеченная тенденция позволила в 1964 г. объединить все школы и стили каратэ в Японии в рамках федерации «Все-японский союз карате-до».

Степень мастерства в школах каратэ определяется цветом пояса занимающегося. Нормативные требования в различных школах неодинаковы и зачастую определяются степенью мастерства самого наставника. Однако во всех школах каратэ занимающиеся условно разделены на категории «кю» и «дан», что означает соответственно «младшие братья» и «старшие братья» и которые в свою очередь

и т-ч и _

подразделяются на ряд степеней. В категории «кю» восемь таких степеней и идут они в обратной последовательности, а в категории «дан» десять степеней и их отсчет начинается с первого.

Белый пояс является отличительным цветом трёх низших степеней «кю». Следующие за ними две степени «кю» получают право на ношение зелёного пояса. Присуждение обучающемуся зелёного пояса означает начало нового этапа в процессе освоения им искусства каратэ. Считается, что обладатель зелёного пояса освоил фундаментальную технику, в состоянии контролировать силу своего удара и может быть допущен к учебным боям. коричневый пояс символизирует бойцовскую зрелость обучающегося. Этот цвет пояса могут носить три высшие степени «кю».

В некоторых школах низшие ступени «кю» могут иметь свои цвета пояса. Например, в школе «кенпо» низшие три степени «кю» обозначаются соответственно снизу вверх белым, оранжевым и фиолетовым, а следующие две - голубым и зелёным поясами. В других школах вместо оранжевого и фиолетового употребляются близкие им по цвету желтый и оранжевый пояса. Однако общим для всех школ каратэ является выделение в соответствии с задачами обучения белого, зелёного и коричневого цветов в качестве базисных поясов. Период прохождения всех степеней «кю» занимает, как правило, не менее двух лет.

Первая степень категории «дан» обозначается как «сё-дан», а вторая - «ни-дан». В некоторых школах каратэ существует переходная между степенями «дан» ступень, которая называется «хо». Например, «ранг-нидан-хо» обозначает, что обладатель этого ранга приближается к степени «нидан». Вторая степень «дан» служит как бы первым качественным скачком в категории «дан». Считается, что обладатель этой степени освоил всю известную технику спортивного каратэ и следующим этапом в его подготовке становится её отработка, а также освоение прикладного каратэ. Достижение этой степени занимает, как правило, не менее четырёх лет и не менее шести лет интенсивных занятий требуется для получения почетного ранга «сандан». Обладатель этой третьей по счету степени носит ещё звание «дай-сем-пай», или «первый среди старших братьев», и от него требуется владение всей техникой каратэ, блестящее исполнение не менее четырнадцати кат и выигрыш первого или второго места на соревнованиях национального или международного класса. Обладатели первых трёх степеней категории «дан» имеют право на ношение черного пояса.

Обладатели четвертой и пятой степеней «дан» составляют группу «рэнси» (тренер-наставник), или мастеров. Каратэ становится их профессией, смыслом всей жизни. Начиная занятия каратэ подростками, этого рубежа они достигают, как правило, в возрасте около 30 лет. «Рэнси» получают право на обращение «сэнсэй» со стороны обучающихся. Отличительной особенностью их черных поясов является то, что у «четвертого дана» красная полоса идёт поверху, а у «пятого дана» снизу пояса.

Следующие три степени категории «дан» составляют группы «кёси» (премудрый наставник), или мастеров высшей квалификации. Только выдающийся вклад в каратэ даёт право на присвоение этих степеней. Особенностью их черных поясов является красная полоса, идущая через центр пояса.

И, наконец, последнюю группу составляют мастера «девятого и десятого данов». Только они имеют право на ношение красного пояса. В настоящее время в мире таких мастеров не более двенадцати. Все они вместе с другими мастерами воинских искусств являются членами братства «Будокан», штаб-квартира которого находится в Токио. Каждый вид воинского искусства (каратэ, айкидо и т.д.) представлен одним мастером «десятого дана», который называется «дзю-дан» или «сэйко-сихан». Долгое время представителем секции каратэ в «Будокан» являлся «сэйко-сихан» (заслуженный мастер) Гоген Ямагути, известный тем, что является, пожалуй, единственным человеком на земле, сумевшим без оружия одержать победу в схватке с тигром.

В1—1 •• с» и и

Европе первые сведения о каратэ появились еще до второй мировой войны. В 1955 г. благодаря ряду японских фильмов и показательным выступлениям японских мастеров каратэ стало известным во Франции, где получило широкое развитие. Интерес к каратэ был так велик, что в стране была создана федерация каратэ и вольного бокса. Последующее широкое распространение каратэ в ряде европейских стран позволило в 1965 г. создать Европейский союз каратэ. В 1966 г. было проведено первое европейское первенство по каратэ, на котором более успешно выступили команды Франции и Англии. То обстоятельство, что первые японские эксперты по каратэ в европейских странах представляли стили Сётокан и Вадарю, предопределило преимущественное распространение в Европе именно этих стилей. Техническим советником Европейского союза каратэ долгое время был представитель стиля Вадарю японский мастер Хироа Матизуки. Однако за последние годы в европейских странах получили распространение и некоторые другие стили.

В 1969 г. был создан Всемирный союз организаций каратэ. Начиная с 1970 г. по сегодняшний день проведено четыре чемпионата мира по каратэ. Широкий интерес к каратэ и его успехи дают основания руководителям Европейского союза каратэ и Всемирной организации союзов каратэ надеяться на включение этого вида спорта в программу Олимпийских игр.

Литература:

1. Боевые и спортивные единоборства: Справочник/Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн. Харвест, 2003. - 640с.

2. Гвоздев С.А. Айкидо/С.А. Гвоздев. - Минск: Современная школа, 2001. -

256с.

3. Каштанов Н.В. Каноны каратэ: формирование духовности средствами каратэ-до/ Н. Каштанов; худож.-оформ. А. Киричек. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -240с.

4. Масатоши Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 4. Кумитэ 2. - М.: Ладо-мир, ООО «Издательство АСТ», 2000 - 144с.

5. Микрюков В.Ю. Каратэ: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.

6. Петров М. Каратэ для самообороны: Практическое пособие/М. Петров. -Мн.: Книжный дом, 2007. - 384с.

7. Радишевский Е.А. Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев. - «Соврем. слово», 2003. - 416с.

8. Травников А. Техника бросков в системе боевого каратэ и рукопашного боя/ Александр Травников. - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2001. - 192с.

References:

1. Martial and combat sports. Guidebook / Edited by A.E. Taras. - Minsk: Harvest, 2003. - 640 p.

2. Gvozdev S.A. Aikido / S.A. Gvozdev. - Minsk: Modern School, 2001. - 256 p.

3. Kashtanov N.V. Karate canons: developing spirituality through karate-do / N. Kashtanov; illustrated by A. Kirichek. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 240 p.

4. Masatoshi Nakayama. The best karate. Vol. 4. Kumite 2. - M.: Ladomir, LLC "AST Publishing House", 2000. - 144 p.

5. Mikryukov V.Yu. Karate. Textbook for students of higher educational institutions. - M.: Publishing Center "Academy", 2003. - 240 p.

6. Petrov M. Karate for self-defense. Practical guide / M. Petrov. - Minsk: Book House, 2007. - 384 p.

7. Radishevsky E.A. Jiu-jutsu. The samurai's martial art. - "Modern word", 2003. -416 p.

8. Travnikov A. Throwing techniques in the system of combat karate and hand-to-hand combat / Alexander Travnikov. - M.: AST Publishing House, 2001. - 192 p.

УДК: 314.7

УСТАНОВКИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ДАГЕСТАНА К МИГРАНТАМ

Шахбанова М.М.

Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН

Аннотация: Характеристика межнациональной ситуации, установление факторов, порождающих межнациональную напряженность и этноконфликты в современном дагестанском обществе актуализированы и для этого имеется ряд объективных факторов. Основными причинами внутренней миграции в Дагестане являются социально-экономические, неудовлетворенность дагестанцев своим и своей семьи материальным положением, которые в комплексе вынуждают людей переезжать из мест своего прежнего проживания в другие районы и города республики на временное или постоянное проживание. В массовом сознании городского населения Дагестана превалирует позиция, демонстрирующая характерную населению межнациональную толерантность и положительную оценку миграции, несмотря на то, что мигранты очень часто могут быть носителями иной этно-культуры и вероисповедания. Результаты социологического исследования показывают, что и сами мигранты не ориентированы на интеграцию в принимающее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.