Научная статья на тему 'Развитие и распространение каратэ-до на Окинаве и в Японии'

Развитие и распространение каратэ-до на Окинаве и в Японии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
74
Поделиться
Ключевые слова
КАРАТЭ-ДО / ОКИНАВА / РУДИМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ РУКОПАШНОГО БОЯ / СИСТЕМА ОКИНАВА-ТЭ (ОКИНАВСКАЯ РУКА) / ГИТИН ФУНАКОСИ "ОТЕЦ" СОВРЕМЕННОГО КАРАТЭ-ДО / OKINAWA-TE SYSTEM (OKINAWA HAND) / GICHIN FUNAKOSHI "FATHER" OF MODERN KARATE / KARATE-DO / OKINAWA / RUDIMENTARY FORMS OF CLOSE FIGHT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

Статья освещает историю возникновения и развития рукопашного боя каратэ-до на Окинаве и распространение его в Японии. Подробно рассматривается подвижническая деятельность «отца» современного каратэ-до Гитина Фунакоси.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Козлов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT AND EXPANSION OF KARATE ON OKINAWA AND JAPAN

The article enlights the history of development of close fight karate on Okinawa and expansion in Japan. The self-sacrificing activity of father of modern karate Gichin Funakoshi is scrutinized.

Текст научной работы на тему «Развитие и распространение каратэ-до на Окинаве и в Японии»

УДК 9(510)+796.8

РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАРАТЭ-ДО НА ОКИНАВЕ И В ЯПОНИИ

© Александр Михайлович Козлов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры,

e-mail: sport_tsu@tsu.tmb.ru

Статья освещает историю возникновения и развития рукопашного боя - каратэ-до на Окинаве и распространение его в Японии. Подробно рассматривается подвижническая деятельность «отца» современного каратэ-до - Гитина Фунакоси.

Ключевые слова: каратэ-до; Окинава; рудиментарные формы рукопашного боя; система окинава-тэ (окинавская рука); Гитин Фунакоси - «отец» современного каратэ-до.

Современное японское каратэ-до, завоевавшее во второй половине ХХ в. весь мир и объявленное «неотъемлемой собственностью страны Восходящего солнца», в действительности пришло с Окинавы - крупнейшего острова архипелага Рюкю (Ликейские острова), который состоит из нескольких групп небольших островов, где наиболее значимыми являются: Сакисима, Токара, Амами и Окинава, простирающиеся в Юго-западном направлении от самого южного острова Кюсю Японского архипелага к Тайваню, отделяющие побережье континентального Китая от Тихого океана и образующие ВосточноКитайское море. Остров Окинава (Веревка, извивающаяся в море) - самый крупный из них. Береговая линия сильно изрезана, и вокруг множество мелких островов. Расстояние до Китая по прямой составляет немногим более 600 км, до острова Кюсю примерно

500 км, а до Тайваня около 550. Северная Окинава покрыта лесами и слабо населена, в то время как на юге сконцентрирована большая часть населения и в начале ХХ в. численность составляла порядка 120 тыс. человек. Этнически население родственно японцам, но говорит на местном диалекте. Наиболее крупные населенные пункты сосредоточены в южной части острова. Это города Наха, Сюри и Томари1. Самый большой город-порт и столица - Наха. Южная Окинава последние годы переживает большой экономический подъем: там расположено несколько мегаполисов, одним из которых является город Наха, продолжающий быстро расти. Район Большая Наха в настоящее время включает в свои пределы ранее самостоятельные города Сюри и Томари.

1 Города Наха, Сюри и Томари находились на расстоянии не более 8 км друг от друга.

Имея выгодное географическое положение и находясь на пересечении торговых путей, Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и страны «Восходящего солнца». Маленькое островное государство постоянно подвергалось политическому и военному давлению своих более могущественных соседей. Так, в 1372 г. жители Окинавы вынуждены были признать вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. После этого на острове появились колонии китайских гражданских и военных миссий близ крупнейших городов Наха, Сюри и Томари. Поэтому именно там зародились и формировались основные стилеобразующие ветви окинавского боевого искусства. Именно там, правда в разное время, передавали местному населению традиции континентального кэмпо плеяда блестящих мастеров у-шу - военные атташе Асон, Иваа, Вайсиндзан; китайский посланник Гун Сян-цзюнь (Косокун); мастера Ананку, Чин-то, Сайфа, Сайунтин и ряд других.

К XIV в. остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три королевства постоянно враждовавшие между собой: Хокудзан «Северная гора» (на севере), Тюдзан «Срединная гора» (в центре) и Надзан «Южная гора» (на юге). В 1429 г. правитель Тюдзан Се Хаси объединил все три царства и сделал столицей город Сюри, ликвидировал феодальную раздробленность, собрав всех феодальных князей (андзи) в Сюри, и пригласил известных ученых и политиков трех царств в столицу, сформировал централизованное государство, базировавшееся на принципах конфуцианства и буддизма, ввел запрет на владение личным оружием для простолюдинов. Это государство, известное как Королевство Рюкю, росло и процветало благодаря доходной торговле с Китаем (в основном через порт Фучжоу, провинция Фуцзянь), Японией, Кореей, Малайзией, Вьетнамом, Индонезией, Лаосом, Бирмой и др. (В XV-XVI вв. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах). И надо признать, что арсенал кэмпо пополнялся элементами боевых техник этих стран. Правда, большая часть приемов кулачного боя никогда не выходила за рамки обычной уличной драки - достаточно

популярного развлечения в шумных портах Окинавы.

В этой связи следует также отметить, что реликтовые структуры состязательной борьбы, такие как тэгуми, несколько похожей на современное сумо, существовали на Окинаве давно и практиковались в народе достаточно широко. Первые документальные факты, свидетельствующие об этом, относятся к VIII в., но совершенно очевидно, что существовавшие тогда виды рукопашного боя не имели концептуального законченного характера и не представляли собой сформировавшуюся систему.

Другая особенность развития боевого искусства Окинавы заключалась в следующем. Немало беженцев из Китая, Японии и Кореи искали на островах Рюкю спасения от политических репрессий. Так, в XII в. остатки разгромленных самурайских дружин Тай-ра, разбитых в последнем сражении при Донноура (современные Симоносеки) победоносными войсками Минамото, устремились на юг, многие переправились на Окинаву и, таким образом, внесли вклад в создание окинавского каратэ, эволюционизировавшего на протяжении столетий. Волны эмиграции из Китая, особенно после падения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских у-шу (традиционные воинские искусства Китая), вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного рукопашного боя, китайские стили цюань-шу (искусство кулачного боя) и японские бу-дзюцу (воинские искусства средневековой Японии) формировали специфическую систему - окинава-тэ (окинавская рука).

Начало XVII в. принесло народу Окинавы суровые испытания. В 1606 г. властитель феодального поместья острова Южный Кюсю княжества Сацума, самого воинственного во всей Японии, Симадзу Иэхиса начал подготовку к вторжению на Окинаву. Узнав о готовящемся нападении, правитель Рюкю Се Нэй обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли специалисты по военному делу, военные советники и мастера у-шу для обучения населения. Ничем другим клонящаяся к закату минская династия помочь не могла, т. к. ее раздирали внутренние противоречия и внешние враги. В 1609 г. три тысячи самураев на ста кораб-

лях высадились на остров. Безоружные жители практически не сопротивлялись, а небольшой гарнизон защитников города Наха под предводительством самого монарха вынужден был капитулировать. Окинава превратилась в протекторат Японской империи. И хотя Королевство Рюкю сохранило относительную политическую независимость, это небольшое государство медленно истощалось под двойным гнетом непрерывной дани китайскому двору, и экономически оно находилось в полной зависимости от сюзеренов Сацумы. Население было обложено непомерными налогами и подвергалось жестокой дискриминации.

В ответ крестьяне начали объединяться в тайные общества и создавать союзы обороны (по типу китайских тайных обществ), убивать сборщиков налогов и громить небольшие самурайские конвои. В свою очередь японский наместник в 1609 г. ужесточил запрет на личное владение оружием и тренировочные занятия по системе окинава-тэ. По всей Окинаве была проведена катана-гари (охота за мечами) и начался длительный период подпольного развития боевого искусства. Жители острова и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали смертной казни. В сложившихся обстоятельствах развитие искусства окинава-тэ шло «рука об руку» с освоением малого и подручного оружия (ко-будо). Лишенные традиционного вооружения крестьяне разрабатывали способы, превращающие обычные сельскохозяйственные орудия, такие как нунтяку (вариант китайского цепа), сай (культовый трезубец), тонфа (рычаг для вращения мельничных жерновов), рокусяку-бо (разновидность окинавского посоха), кама (серп) и т. д., в смертоносное оружие, которого со временем было канонизировано, техника которого чрезвычайно разнообразна, обросла немыслимыми методическими предписаниями и включает многие сотни приемов, собранных в десятки формальных упражнений (ката). Базовая техника владения всеми видами подручного оружия была теснейшим образом связана с элементами тэ - стойками, перемещениями, ударами и блоками.

Однако широко расхожая легенда о крестьянах Окинавы, создавших каратэ якобы для защиты себя от набегов жестоких самураев Сацумы и способных тренированной

рукой пробить стальной панцирь или расколоть самурайский шлем, по мнению серьезных историковедов, экспертов и аналитиков, вряд ли имеет место и в своем основании реальные факты. Вина за распространение подобных цветистых, романтических мифов ложится на самих окинавцев, в период всеобщей милитаризации Японии предвидевших ту роль, которую каратэ могло сыграть в военной подготовке и быстро осознавших его коммерческую ценность в послевоенные годы.

Первые документальные сведения о появлении термина «тодэ», или «тотэ», по оки-навски тути (континентальная рука, китайская рука), обозначающего боевое искусство Окинавы, однозначно указывающего на его китайские корни, зарегистрированы в XVII столетии. Создание тодэ явилось результатом продолжающегося тесного слияния техники цюань-шу и окинава-тэ. Одним словом, тодэ формировалось на острове, благодаря окинавцам, изучавшим цюань-шу в Китае и китайцам, которые преподавали его на Окинаве. Достаточно подробные хронографические данные об островном боевом искусстве датируются серединой XVIII столетия, когда накал антияпонской борьбы в провинции заметно снизился и наметился переход к мирному сближению двух культур.

В этом контексте необходимо отметить следующее: до последней четверти XIX столетия, по утверждению компетентных исследователей, круг людей, серьезно изучавших боевое искусство рукопашного боя, был ограничен исключительно семействами высших классов общества и даже после этого периода незначительное число простых людей могли и желали осваивать его, отчасти потому, что сохранялась секретность и древний указ продолжал действовать в сознании людей. Поэтому правдоподобным, но не бесспорным, является положение о том, что значительный вклад в создание боевого искусства Окинавы в том виде, в котором оно известно сейчас, внесли представители семейств андзи (феодальных князей) из города Сюри и сословий сидзоку (мелкопоместное дворянство) в городах Наха и Томари, жители которых называли его соответственно Сюри-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. В этот период на Окинаве выделялись две большие школы боевых искусств - Сюри-тэ и Наха-тэ. Сюри-

тэ и Томари-тэ были во многом схожи, идентичны. Считалось, что они имеют непосредственное отношение к двум магистральным -Сюри-тэ-вай-цзя, внешнему «жесткому»

Шаолинь-пай, и Наха-тэ-нэй-цзя, внутреннему «мягкому» Удан-пай, - направлениям китайского цюань-шу. Основание направления Удан-Серэй-рю «просветленный дух, просвещенный дух» приписывается Чжан Сань-фэну, а направления Серин-рю (японское прочтение китайских иероглифов, которыми пишется название монастыря Шаолинь) -самому благословенному Бодхидхарме - основоположнику дзэн-буддизма. Но сразу следует оговориться, что эти две школы в островном боевом искусстве можно выделить весьма условно, т. к. обе в значительной мере тяготели к скоростно-силовой манере направления Шаолинь-пай.

Во второй половине XVIII столетия мастер Сакугава (1733-1815 гг.) из Аката, живший долгое время в Китае и изучавший там цюань-шу Шаолиня, вернувшись на родину, основал в городе Сюри школу тодэ, которую назвал «Каратэ-но Сакугава». Это был первый случай употребления в обозначении боевого искусства Окинавы иероглифа «кара» в широком значении «Китай эпохи правления династии Тан», «Великий Китай» или сокращенно «китайский», применительно к искусству рукопашного боя - «китайская рука». Его ученик, преемник и легендарная личность Сокон Мацумура (1792-1869 гг.), служивший учителем боевых искусств при дворе и главным телохранителем целого поколения правителей Окинавы, в молодости был направлен в Китай со специальным заданием оттачивать мастерство в кэмпо. По возвращении он открыл в городе Сюри школу под названием «Сериндзи-рю гококу-ан каратэ» (Каратэ школы Шаолиня для защиты Отечества). В дальнейшем она именовалась кратко Серин-рю и является основным стволом древа окинавских стилей и школ, возникших в последствии. Ее характеризовали жесткость и сила, в классической старошао-линьской манере.

Позднее, в 1887-1889 гг., в связи с тем, что большинство видов боевых искусств Окинавы, изначально взявших установку на военно-прикладные цели, а не на постижение идеальной вселенской гармонии и прозрение философских истин, девизом которых явля-

лась простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техник, можно с известной долей допуска чисто условно отнести к стилям Сюри-тэ, Наха-тэ или Томари-тэ, школам Серин-рю или Серэй-рю, было принято использовать термин каратэ как более унифицированный, более емкий и более употребительный. В этой связи необходимо подчеркнуть, что до окончания XIX столетия в центральной Японии понятия не имели о каратэ, ибо оно зародилось в провинции, а ранняя история Рюкю имеет мало общего с историей метрополии.

Последние годы XIX столетия занятия воинскими искусствами на Окинаве постепенно становились все более открытыми. Так, в 1892 г. Ясуцунэ (Анко) Итосу (1831— 1916 гг.) - ученик Сокона Мацумуры, реформатор староокинавского стиля Сюри-тэ, подвергнув значительной переработке целый ряд ката, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и спортивно-оздоровительный, что делает его по общему признанию основателем «современного каратэ-до», с группой своих воспитанников провели демонстрацию каратэ для уполномоченного члена специальной комиссии по вопросам образования префектуры Кагосима Синтаро Огавы, который в последствии рекомендовал в порядке эксперимента его преподавание в Первой средней школе Окинавы и Школе подготовки кандидатов в офицеры. В апреле 1901 г. Итосу ввел каратэ в качестве предмета по общефизической подготовке в учебную программу начальной школы города Сюри-Дзиндзе. В 1905 г. он преподавал каратэ в Префектурном педагогическом колледже и Префектурном колледже Дайити.

После введения каратэ в учебную программу ряда учебных заведений Окинавы, Гитин Фунакоси (Томинакоси) (1868-1957 гг.) -«отец современного каратэ-до», ученик выдающихся мастеров, таких как Я. Одзато, Я. Итосу, С. Мацумура, К. Хигасионна (Хи-гаонна), Т. Киндзе и др., в 1902 г. (в ту пору школьный учитель японского языка) провел показательные выступления своих учеников перед посетившим их школу Синтаро Ога-вой. Демонстрация каратэ произвела большое впечатление на проверяющего. По итогам отчета С. Огавы Министерство образования Японии приняло решение включить

каратэ в программу физподготовки всех школ Окинавы. Вслед за принятием решения о включении каратэ в школьную программу им начали интересоваться многие люди не только в средних, начальных школах, молодежных организациях, но и люди из военного ведомства и Военно-морских сил. Начиная с 1906 г., Г. Фунакоси собрал группу единомышленников и вместе с другими ведущими мастерами активно участвовал в публичных показательных выступлениях, популяризируя и распространяя это «утонченное искусство самообороны» на Окинаве. А с 1912 г. инициативное ядро в составе Г. Фунакоси, К. Мабуни, Т. Кяму, С. Гусукума, Т. Киян, Х. Исикава, Т. Мотобу, М. Яхику, Т. Току-мура и других приступили к систематическим демонстрациям каратэ на острове.

К 1917 г. многие в Японии уже были наслышаны о чудесах каратэ, Министерство образования пригласило Г. Фунакоси провести демонстрацию окинавского искусства самообороны в Бутокудэн, крупнейшем зале боевых искусств в Киото. Это выступление считается первой официальной демонстрацией каратэ вне Окинавы. Однако, несмотря на полный успех этого мероприятия, каратэ не сразу получило признание в метрополии. Долгие годы острова Рюкю были вассальным государством, и представители основной части Японии, в особенности столицы, относились к жителям и достижениям Окинавы как к чему-то второсортному. Окинавцы говорили на грубом малопонятном диалекте и казались безнадежно отстало-провинциальными. Поэтому было трудно убедить общественное мнение Японии в том, что искусство провинции может обладать реальными ценностями, особенно искусство, которое является производным от китайского кулачного боя. Японская самурайская культура всегда ориентировалась на владение оружием, а рукопашный бой считался уделом простолюдинов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лишь после того, как в мае 1921 г. кронпринц, будущий император Хирохито, путешествуя на эскадренном миноносце, перед своим визитом в Европу сделал остановку на Окинаве и стал свидетелем специальной демонстрации ката, тамэси-вари и кумитэ, проведенной группой Фунакоси в Большом зале замка Сюри. Принц был поражен увиденным. Только после этого Министерство об-

разования Японии, проводя весной 1922 г. в Токио 1-ю Национальную спортивную выставку, в которую входили и демонстрация будо (комплекс воинских искусств в современной Японии), прислало приглашение в ведомство образования Окинавы. Представлять искусство самообороны было доверено Г. Фунакоси, и хотя он не являлся сильнейшим и самым техничным из мастеров Окинавы, но был прекрасным оратором, блестящим общественным деятелем, интеллигентом и интеллектуалом - все говорило в его пользу. Фунакоси тщательно готовился к этому событию, свидетелем которого должны были стать представители элиты Японского эстеблишмента. Его динамичные показательные выступления, содержательные, хорошо продуманные лекции, дополненные богатым иллюстративным материалом, произвели большое впечатление на широкую общественность.

Сразу по окончании Национальной спортивной выставки основатель и президент Ко-докан-дзюдо доктор Дзигоро Кано обратился к Фунакоси с просьбой выступить перед членами Кодокана, прочитать лекции об искусстве каратэ и продемонстрировать несколько ката. Своим партнером Фунакоси выбрал студента с Окинавы Синкина Гиму, который в это время учился в университете Токе Сека Дайгаку. Гима был первоклассным карате-кой. Г. Фунакоси предложил вниманию собравшихся ката Канку-дай (Кусянку-дай), его ассистент - Найханти, а затем - кумитэ. Увиденное впечатлило Д. Кано, и он просил Фунакоси остаться у него и преподать несколько уроков. Фунакоси провел краткий обучающий курс базовой техники каратэ: прямые удары руками, основные блоки. Удары из раздела рубящих. Удар тыльной стороной кулака и некоторые другие элементы, которые Кано ввел в продвинутые ката дзюдо и предложил Фунакоси возглавить «Отделение Каратэ» в Кодокане. Фунакоси вынужден был отказаться, т. к. понимал, что в подобном случае искусство каратэ будет поглощено огромным институтом Кодокан-дзюдо и превратится лишь в его побочную ветвь, но он навсегда остался благодарен Кано за добрую поддержку и участие.

Почувствовав большие потенциальные возможности окинавской системы боя, Фу-накоси решает остаться в столице и целиком

посвятить себя развитию и распространению искусства каратэ. Первые частные уроки Фу-накоси начал давать группе энтузиастов из союза художников клуба Тополя Табата. Он поселился в общежитии Мэйсэй Дзюку в районе Суйдобата Токио, где проживали студенты с Окинавы, и ему разрешили использовать лекционный зал в качестве временного додзе, когда там не читались лекции. Его первыми учениками были студенты с Окинавы, затем проявили интерес студенты и преподаватели университетов Кэйо и Таку-секу. Их примеру последовали молодые люди из университетов Васэда и Хосэй, медицинского колледжа Ниппон, Первой высшей школы, Токийского императорского университета, университета коммерции, сельского хозяйства и др. Количество учеников продолжало неуклонно расти. Фунакоси приглашают давать уроки в военной и морской академиях. А в ряде высших учебных заведениях, таких как Колледж физического воспитания Никайдо, были организованы специальные учебные группы. Все большее число адептов стремилось углубить свое понимание каратэ, освоить технику, отточить мастерство. Огромная популярность каратэ среди студенчества дала этому виду единоборства несравненно больше сторонников в самой Японии, чем на Окинаве. Таким образом, каратэ становилось более и более популярно среди всех слоев общества. Неизбежное свершилось, каратэ уверенно продвигалось к одному из центральных мест в современной культуре будо.

К окончанию 1922 г. Фунакоси публикует свою первую книгу по современному каратэ «Рюкю кэмпо-каратэ» (Кулачные приемы китайской руки на островах Рюкю). Дизайн и иллюстрации контурными изображениями ката были выполнены знаменитым художником, почитателем и адептом каратэ,

учеником Фунакоси Хоаном Косуги. Эта книга пользовалась огромной популярностью и была переиздана четыре года спустя в исправленном и дополненном варианте с измененным названием «Рэнтин госин каратэ-дзюцу» (Обучение и самозащита в искусстве каратэ).

Число приверженцев, желающих изучать искусство самообороны, несмотря ни на что продолжало увеличиваться. В различных университетах открываются клубы каратэ. Первый такой клуб возник при университете Кэйо в 1924 г. Его примеру последовали Та-кусеку, Седай, Васэда, Нихон, Хосэй и много других крупных учебных заведений. Будучи физически не в состоянии лично давать уроки в каждом таком клубе, Фунакоси назначает своих продвинутых учеников проводить занятия вместо себя в университетах, где они учились. Примерно в это же время он вводит систему аттестаций на степени и разряды, сходную с принятой в Кодокан-Дзюдо у Дзи-горо Кано (даны и кю), форму одежды кара-тэ-ги и черные пояса для обладателей ранга дан. Г. Фунакоси заслуженно считается «отцом современного каратэ-до», поскольку он распространил это искусство в столице - Токио, что послужило стимулом продвижения каратэ по всей стране, а затем по планете, написал прекрасные популярные учебники. Под его руководством была усовершенствована и модернизирована техника и терминология, духовная сущность стала определяющей, а само каратэ превратилось в подлинное искусство. Но кроме Фунакоси была еще славная когорта других окинавских мастеров, которые сыграли значительную роль в развитии каратэ-до как в Японии, так и за рубежом.

Поступила в редакцию 7.02.2011 г.

UDC 9(510)+796.8

DEVELOPMENT AND EXPANSION OF KARATE ON OKINAWA AND JAPAN

Aleksander Mikhailovich Kozlov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: sport_tsu@tsu.tmb.ru

The article enlights the history of development of close fight - karate - on Okinawa and expansion in Japan. The self-sacrificing activity of “father” of modern karate - Gichin Funakoshi - is scrutinized.

Key words: karate-do; Okinawa; rudimentary forms of close fight; Okinawa-te system (Okinawa hand); Gichin Funakoshi - “father” of modern karate.