Научная статья на тему 'Деятельность японского правительства по преобразованию княжества Рюкю в префектуру Окинава в 70-х гг. Xix в'

Деятельность японского правительства по преобразованию княжества Рюкю в префектуру Окинава в 70-х гг. Xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
512
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РЮКЮ / РЮКЮ-СЁБУН / ПРЕФЕКТУРА ОКИНАВА / МАЦУДА МИТИЮКИ / КОРОЛЬ СЁ ТАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пустовойт Евгений Валерьевич

В статье показаны основные моменты деятельности центрального японского правительства по преобразованию королевства Рюкю, а позднее княжества Рюкю в префектуру Окинаву в 70-х гг. XIX в. Поэтапные действия Японии позволили ей с минимальными затратами присоединить к своей территории центральную и южную части островов Рюкю. Неспособность рюкюского правительства противостоять Японии в военном и экономическом плане обернулись для последнего юридической ликвидацией маленького островного королевства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность японского правительства по преобразованию княжества Рюкю в префектуру Окинава в 70-х гг. Xix в»

УДК 952.023

Пустовойт Е.В.

Деятельность японского правительства по преобразованию княжества Рюкю в префектуру Окинава в 70-х гг. XIX в.

Japanese central government activities for Ryukyu Clan reorganization into the Okinawa prefecture in 70-s of XIX century

В статье показаны основные моменты деятельности центрального японского правительства по преобразованию королевства Рюкю, а позднее княжества Рюкю в префектуру Окинаву в 70-х гг. XIX в. Поэтапные действия Японии позволили ей с минимальными затратами присоединить к своей территории центральную и южную части островов Рюкю. Неспособность рюкюского правительства противостоять Японии в военном и экономическом плане обернулись для последнего юридической ликвидацией маленького островного королевства.

Ключевые слова: история Рюкю, рюкю-сёбун, префектура Окинава, Мацуда Митиюки, король Сё Тай.

' ♦

The paper shows the highlights of Japanese central government activities for Ryukyu Kingdome, and later Ryukyu Clan reorganization into the Okinawa prefecture in 70-s of XIX century. By stage-by-stage methods Japan managed to annex Central and Southern parts of Ryukyu Islands to its territory by least costs. The Ryukyuan government had no military and economical powers to oppose to Japan, and it became a juridical liquidation of a small island kingdom.

Key words: history of Ryukyu, ryukyu-shobun, Okinawa Prefecture, Matsuda Michiyuki, Sho Tai King.

Отечественные историки уделяют мало внимания изучению королевства Рюкю (японская префектура Окинава). Нет практически ни одной специальной работы, которая была бы посвящена древней, средневековой и новой истории Окинавы. В основном, внимание отечественных исследователей привлекают современные политические проблемы этой префектуры, связанные, главным образом, с присутствием американских военных баз на её территории. А ведь, могло случиться так, что Окинава не стала бы территорией Японии. Тем более, того, на протяжении длительного времени она в большей степени тяготела к Китаю. Да и сейчас не все окинавцы считают себя японцами, четко выделяя свой язык, историю и культуру. Как же Японии удалось присоединить архипелаг к себе? Какие мероприятия проводились в этом плане? Почему Китай, который долгое время считал королевство Рюкю своим вассалом, позволил Японии достаточно быстро включить архипелаг в состав империи. Ответу на эти вопросы и посвящена данная статья.

После реставрация императорской власти в 1868 г. Япония взяла активный курс на модернизацию страны. Реформированию подверглись практически все сферы жизни страны: государственное управление, политическая, экономическая, социальная и другие системы. Также кардинальные изменения произошли и в административно-территориальном устройстве Японии. Так, в 1871 г. впервые была введена новая территориальная система фу-хан-кэн, то есть были образованы префектуры фу (столичные) и кэн, при сохранении дореформенных княжеств хан [1, с. 41]. Затем последовал императорский указ об окончательном упразднении княжеств. В соответствие с этим указом в Японии было создано более 300 префектур, в том числе столичные фу — Токио, Киото и Осака. К ноябрю 1871 г. число префектур было сокращено до 75, а в 1888 г. - до 46. [1, с. 41].

Маленькое островное королевство Рюкю, которое находилось на самом юге Японии, в 70-х гг. XIX в. было присоединено к территории Японии и вошло в единую административно-территориальную систему Японии, став 47 префектурой, каковой и остается и по сей день. Процесс преобразования королевства Рюкю в префектуру Окинава условно можно разделить на три этапа с момента объявления королевства княжеством (кланом) Рюкю и до непосредственного образования префектуры Окинава. Первый этап — 1872-1874 гг., который характеризуется деятельностью Отделения МИД Японии на Рюкю. Второй этап (18741879 гг.) — открытие Отделение МВД Японии и передачи ему всех полномочий от Отделения МИДа после тайваньского инцидента1.

На третьем заключительном, этапе правительством предпринимаются конкретные меры по образованию префектуры Окинава и ее администрации под руководством специального чиновника МВД Мацуда Митиюки.

14 сентября 1872 г. королевство Рюкю, ставшее в 1609 г. вассалом южного японского клана Сацума, послало миссию в Японию в связи с образованием нового правительства Мэйдзи. В ходе визита рюкюским послам был вручен императорский указ, согласно которому Рюкю объявлялось княжеством (кланом), а король назначался его главой княжества с предоставлением аристократического титула. Кроме этого, вся деятельность княжества Рюкю подпадала под юрисдикцию Министерства иностранных дел Японии в лице его Отделения на Рюкю.

Японское правительство через своих уполномоченных лиц в Отделении провело ряд следующих мер. Во-первых, центральное правительство Японии приказало вывесить государственные флаги в госучреждениях островов Кумэ, Мияко, Исигаки, Ириомотэ, Ёнагуни, подчеркивая тем самым, что острова Рюкю является территорией Японии. Во-вторых, клану Рюкю предписывалось применять на своей территории уголовное законодательство Японии. Кроме того, все решения по смертным приговорам, принятые местными властями, необходимо было согласовывать с Министерством юстиции Японии. В-третьих, управлению княжеством Рюкю было приказано предоставить договора, которые королевство Рюкю заключило с западными странами. Изначально княжество отказалось выполнить это требование, но под давлением центрального правительства это было исполнено. В-четвертых, при назначении на должности регента и сансикан (министр в правительстве Рюкю) княжеству необходимо было получить одобрение кандидатур и разрешение на их назначение от центрального правительства. Впервые это положение

1 В декабре 1871 г. транспортное судно с острова Мияко, перевозившие в Наха собранные налоги, потерпело крушение у берегов Тайваня. Большая часть экипажа была убита местными жителями. Это послужило предлогом для японского правительства предъявить свои требования цинскому правительству Китая.

было применено при вступлении в должность сансикан Ёнабару уэката в июле 1877 г.

Кроме вышеперечисленных мер в обязанности отделения МИД входило пересылка княжеству Рюкю правительственных предписаний и распоряжений. По словам Каварада Морихару (чиновника Отделения МВД Японии в княжестве Рюкю) полномочия сводились "к функциям и обязанностям посольств и консульств за границей" [5, с. 66].

12 июля 1874 г. управление делами княжества Рюкю перешло от Министерства иностранных дел к Министерству внутренних дел Японии. Возможной причиной передачи полномочий одного ведомству другому послужил инцидент на Тайване. В декабре 1874 г. после завершения переговоров в Пекине по тайваньскому инциденту министр внутренних дел Окубо Тосимити представил Сандзё Санэтоми, члену государственного совета Дайдзёкан, доклад "Прошение о мерах по преобразованию княжества Рюкю". [3, с. 250]

В этом докладе Окубо предлагал признать острова Рюкю территорией Японии, мотивируя это тем, что неопределенность с юридическим статусом княжества дает основания иностранным государствам не считать эти острова территорией Японии в дальнейшем. Действительно, юридический статус Рюкю не был точно определен: его можно было трактовать по-разному — являются ли эти острова территорией Китая, Японии, или другого государства, или они обладают собственной независимостью.

Здесь необходимо отметить один немаловажный момент. В японской исторической литературе для обозначения мер японского правительства по присоединению Рюкю к Японии используют термин "рюкю-сёбун", который можно перевести, как "ликвидация Рюкю", "аннексия Рюкю" и др. Однако "ликвидации" или "аннексии" Рюкю в прямом смысле этого слова не происходило. Под термином "рюкю-сёбун" необходимо понимать процесс юридического преобразования королевства (княжества) Рюкю в префектуру Окинаву со всеми вытекающими из этого последствиями. Безусловно, что в ходе преобразования были упрощены и ликвидированы некоторые институты королевской административной, законодательной и судебной систем. Однако полного уничтожения или ликвидации Рюкю, как своеобразного культурно-исторического самобытного региона, не произошло. Кроме этого, среди окинавских историков используется специальный термин для обозначения "реорганизации Рюкю и образования префектуры" - хайрютикэн по аналогии с японским термином хайхантикэн ("реорганизация феодальных княжеств и образование префектур") [4, с. 46].

Специальным посланником МВД Японии по проведению рюкю-сёбун был назначен Мацуда Митиюки. 14 июля 1875 г. он прибыл в замок Сюри и передал высшему руководству княжества Рюкю требования правительства Японии. Они состояли в следующем: 1. приостановка отправки дани в Китай и миссий по случаю восшествия на престол нового императора Поднебесной; 2. приостановка принятия китайских миссий саппо по случаю смены главы княжества; 3. использование японского летосчисления от эры Мэйдзи (до этого королевство Рюкю использовало два официальных летоисчисления: японское и китайское); 4. отправка в столицу трех ответственных лиц для изучения судебно-правовой системы Японии; 5. реформирование клановой системы Рюкю; 6. отправка в Токио 10 человек для изучения новой ситуации в Японии; 7. ликвидация Рюкюкан (Представительство королевства Рюкю в Китае) в китайской провинции Фучжоу; 8. отправка главы княжества Сё Тай в столицу; 9. учреждение гарнизона [3, с. 251] .

Помимо этого, Мацуда потребовал введения на территории кня-

жества японского законодательства. После оглашения всех требований высшее руководство княжества отказалось от разрыва отношений с Китаем, использования японского летоисчисления и реформирования государственной системы княжества, но согласилось провести некоторые изменения во внутренней политики.

Следующей мерой по подчинению Рюкю явилась реформа судебной системы княжества. Так, 13 сентября 1875 г. Отделение МВД на Рюкю направило прошение в МВД Японии с просьбой расширить полномочия Отделения. А 15 мая 1876 г. министр внутренних дел Окубо направил члену государственного совета Японии Сандзё Санэтоми представление "В отношение суда по уголовным и гражданским делам, возникающие между жителями княжества Рюкю и жителями Японии, проживающие на Рюкю", в котором предлагалось предоставить Отделению МВД все судебные и полицейские полномочия. [2, с. 257]. 17 мая правительство Японии утвердило это предложение и предоставило Отделению МВД на Рюкю все судебные и полицейские полномочия, касающиеся японцев. На должность судьи на Рюкю был назначен Кинаси Сэйитиро.

26 июля 1876 г. он был назначен главой Отделения МВД на Рюкю. В его распоряжении находился гарнизон сухопутных войск. Штат Отделения возрос до 43 человека за исключением обслуживающего персонала [5, с. 71]. На действия японского правительства по усилению полномочий Отделения руководство княжества выразило решительный протест и потребовало вернуть Рюкю право самому рассматривать гражданские и уголовные дела местных жителей. Однако правительство Японии отказало.

Рюкюское правительство не в состоянии было противостоять действиям, которые японцы проводили в княжестве. Скорее всего, руководство Рюкю предполагало, что данные японские меры будут носить временный и необязательный характер для их страны. Предполагаемая опора на Китай и на особые вассальные отношения со своим сюзереном убеждали рюкюсцев, что при необходимости последний сможет защитить Рюкю, военным или дипломатическим путем поможет отстоять самостоятельность Рюкю. Но Китай не имел возможности противостоять Японии в этом вопросе.

В ноябре 1878 г. Мацуда Митиюки, ставший к этому времени главным секретарем Министерства внутренних дел, по приказу министра внутренних дел Ито Хиробуми составил и внес на рассмотрение "План реорганизации княжества Рюкю", предусматривавший преобразование княжества Рюкю и образование префектуры Окинава. Этот план был утвержден правительством 27 декабря 1878 г.

11 марта 1879 г. в МВД Японии поступил императорский указ о образовании префектуры Окинава и назначении на должность исполняющего обязанности губернатора Кинаси Сэйитиро [2, с. 257]. По приказу Мацуда этот приказ разослали по всем районам уже бывшего княжества Рюкю. С целью сохранения существующей административной системы внутреннего управления княжеством Рюкю 28 марта всем чиновникам в городах Сюри, Наха, Кумэ-мура, Томари и остальных районах-магири было приказано не оставлять должностей и заниматься своими прямыми обязанностями, как и ранее.

В самом начале, центральное правительство Японии утвердило первоочередной курс внутренней политики на Окинаве для первых губернаторов. Согласно этому курсу от губернаторов не требовалось скорейшего проведения реформ по аналогии с центральной Японией. Главное для них было не разрушить земельную систему, торговлю, местные обычаи и традиции населения Рюкю. В дальнейшем такая политика привела к катастрофическим последствиям на Окинаве: экономической дегра-

дации населения, массовой миграции за пределы префектуры Окинавы, продовольственному кризису, сохранению полуфеодальной земельной системы на отдельных островах Сакисима. В результате нежелания властей Японии во второй половины XIX века проводить качественные преобразования там, префектура Окинава осталась самым малоразвитым и экономическим отсталым районом Японии на несколько десятилетий.

Четвертого апреля 1879 г. правительство Японии официально сообщило о преобразовании княжества Рюкю в новую префектуру Окинава. С этого момента королевство Рюкю (с 1872 г. — княжество, клан) юридически прекратило свое существование. В это же день Мацуда приступил к формированию административной системы префектуры: созданию департаментов, отделов и должностей.

После отъезда Мацуда Митиюки 21 июня было ликвидировано Отделение Министерства внутренних дел Японии, а управление префектурой было возложено на первого губернатора Набэсима Наоёси, который прибыл на Окинаву еще 18 мая.

Таким образом, существовавшее на протяжении 500 лет королевство Рюкю окончательно потеряло свою независимость и вошло в состав Японии. Поэтапные действия японского правительства позволили ему с минимальными затратами расширить свою территорию. С какой же целью Япония в эпоху правительства Мэйдзи решилась на такой шаг? Скорее всего, здесь четко прослеживается политика Японии по экспансии и расширению своей территории, стремление стать сильной азиатской державой. Двусторонние договоры между Рюкю и западными странами делали островное королевство удобным опорным пунктов для размещения военных баз и флота других стран, что, в первую очередь, могло угрожать безопасности Японии.

Несмотря на давние вассальные связи Рюкю и Китая, первые шаги японского правительства по образованию не вызвали резкой критики и протеста со стороны Поднебесной, что позволило Японии считать свои действия правомочными. Переговорный процесс по статусу Рюкю между Китаем и Японией, проходивший уже после образования префектуры Окинава, показал, что решение проблем бывшего островного королевства не входило в повестку дня политической элиты Китая, сконцентрировавшейся на политике "самоусиления" и решения своих территориальных и внутренних проблем (проблема Илийского края и другие).

Но для рюкюсцев вассальные отношения с Китаем стали традицией, обычаем, от которого они не могли отказаться. Они рассматривали их не просто как символическое подношение дани и получение инвеституры для нового короля, в Китае они видели своего защитника, покровителя и учителя. Тем сильнее было их разочарование позицией Китая. Не имея достаточной военной и экономической сил, рюкюсцы ничего не могли противопоставить экспансионистской политике Японии.

Консервативно настроенная группа рюкюсцев была уверена в получении военной помощи и поддержки из Китая, для чего многие рюкюские высшие аристократы тайно эмигрировали в Китай за поддержкой. Либерально настроенная группа рюкюсцев признавала свою неспособность отстоять независимость и надеялась на улучшение своего социально-экономического положения. Но ни та, ни другая группы не получили ожидаемого.

Таким образом, отсутствие политической воли у тогдашних лидеров королевства; раскол на две группы — сторонников искать помощи у Китая и сторонников подчиниться давлению Японии; пассивная позиция Китая, занятого своими внутренними проблемами, и не желающего обострять отношения с Японией, привели к тому, что архипелаг Рюкю стал частью Японии, хотя определенная часть населения в глубине души до

сих пор не согласна с этим.

С образованием префектуры Окинава началась новая история островов Рюкю (Амами, Окинавы и Сакисима), дальнейшую судьбу которых решало уже центральное правительство Японии.

Литература

1. История Японии. 1868-1998 гг. / под ред. А. Жукова. Т.2, — М.: Наука, 1999. 703 с.

2. Иноуэ Хидэо. Окинава си гайрон = Очерки по истории Окинавы. Наха: Иноуэ Хидэо, 1972. 281с. Яп.яз.

3. Киндзё Сэйтоку. Рюкю сёбун рон = Преобразование Рюкю. Наха: Окинава таймс, 1980. 350 с. Яп.яз.

4. Окинава кэн но хякунэн: кэнмин хякунэн си = Сто лет префектуре Окинава: столетняя история жителей префектуры. Токио: Ямакава сюппанся, 2005. 278 с. Яп.яз.

5. Синрюкюси. Киндай, гэндай хэн = Новая история Рюкю. Новейшее время и современность. Наха: Рюкюсимпося, 1993. 398 с. Яп.яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.