Научная статья на тему 'История Веры Бахаи в Бурятии'

История Веры Бахаи в Бурятии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА БАХАЙ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (НРД) / THE BAHAI FAITH / NONTRADITIONAL RELIGION / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

Автор рассматривает возникновение и распространение религии Бахай, деятельность ее последователей на современном этапе в России и Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Bahai faith in Buryatia

The author considers the question of the beginning and dissemination of the Bahai religion. The author also defines its place and role in the life of modern Buryat society.

Текст научной работы на тему «История Веры Бахаи в Бурятии»

сификация во многом отражает существующую ныне ситуацию в бурятском шаманизме. Дальнейшее изучение бурятского шаманизма будет вносить в данную классификацию свои изменения и коррективы.

Литература

1. Закон «О религиозной деятельности на территории РБ» от 23. 12. 1997. № 610-1 // Бурятия. - 1997. - 10 июля.

2. Дарханова А.И. Полевой дневник: Ольхонский, Ба-яндаевский районы Иркутской области. - 2006 а.

3. Дарханова А.И. Полевой дневник по Баяндаевско-му району. - 2006 б.

4. Дарханова А.И. Полевой дневник: Баяндаевский, Аларский, Ольхонский районы. - 2007.

5. Дарханова А.И. Полевой дневник. Усть-Ордынский, 2008.

6. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: История,

структура и социальные функции. - Новосибирск, 1987.

7. Болхосоев С.Б. Шаманская наследственность «удха» у западных бурят (эхирит-булагатов): дис. ... канд. ист. наук: - Улан-Удэ, 2003.

8. Манжигеев И.А Бурятские шаманистические и до-шаманистические термины. - М., 1978.

9. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. -М., 1991.

10. Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). - М.; Улан-Удэ, 1998. - Вып.

3.

11. Шагланова О.А. Шаманизм у бурят Тункинской долины (2 пол. Х1Х-ХХ вв.): дис. ... канд. ист. наук.

- М., 2003.

Дарханова Аюна Ильинична - аспирант кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Darhanova Ayuna Il’inichna - post-graduate of department of general history of Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 298 (571.54) С.З. Ахмадулина

ИСТОРИЯ ВЕРЫ БАХАИ В БУРЯТИИ

Автор рассматривает возникновение и распространение религии Бахаи, деятельность ее последователей на современном этапе в России и Бурятии.

Ключевые слова: вера Бахаи, нетрадиционные религии, новые религиозные движения (НРД).

S.Z. Akhmadulina HISTORY OF THE BAHAI FAITH IN BURYATIA

The author considers the question of the beginning and dissemination of the Bahai religion. The author also defines its place and role in the life of modern Buryat society.

Key words: the Bahai faith, nontraditional religion, new religious movements.

«Вера Бахаи» - религия последователей Ба-хауллы. В переводе с арабского это имя означает «Слава Господа». Последователи Бахауллы называют себя бахаи.

Эта одна из новых религий зародилась в 1844 г. в Ширазе (Персия), когда молодой иранский торговец Сейид Али Мухаммад наименовал себя принятым у мусульман титулом «Баб» («Врата Бога»). Он написал сочинение «Каюм уль-Асма», текст которого стал основой вероучения новой религии. Баб провозгласил себя носителем самостоятельного Откровения Божьего и провозвестником другого, более значительного, чем он сам, Посланника. Баб видоизменил законы и обряды ислама, касающиеся молитв, поста, брака, развода и наследования.

Бахаулла («Слава Господа») - титул, который упоминается Бабом. Человек, принявший его при своем рождении, был наречен именем Мирза Хусейн Али (1817-1892 гг.). Бахаулла признается Пророком, продолжающим ряд посланников Бога (Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Христос, Мухаммед и Баб), и вместе с тем «Обетованным всех религий».

Основой вероучения Бахаи является провозглашение всеобщего братства и равенства, непротивление злу и прощение неправедных поступков друг другу и человеку со стороны Бога, объединение всех людей планеты во всемирное сообщество. Среди принципов, необходимых для достижения объединения людей в одну семью и

построения мирного общества, бахаизм выделяет следующее: отказ от каких бы то ни было предрассудков; обеспечение полного равенства прав мужчин и женщин; осознание единства и относительного характера религиозной истины; устранение крайних проявлений бедности и богатства; обеспечение всеобщего образования; обязанность каждого самостоятельно искать истину; создание всемирной федерации; признание того, что истинная религия находится в гармонии с рассудком и научным поиском.

В России Вера Бахаи начала распространяться с конца XIX века (Баку, Ереван, Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Тифлис, Самарканд). Сами бахаи называют свою религию мировой, которая насчитывает более 6 миллионов последователей в 232 странах мира, принадлежащих к 2112 нациям и народностям [1].

Бахаизм - относительно новое религиозное течение - подчеркивает свою связь с исламом, но предпочитает видеть в себе не мусульманскую секту, а самостоятельную религию, хотя лежащие в его основании догматические положения имеют большое сходство с положениями ислама. Однако некоторые зарубежные исследователи, несмотря на зарождение Веры Бахаи в Иране, мусульманской стране, считают ее отличной от ислама в той степени, в какой христианство отличается от иудаизма [2, 3].

Россия сыграла судьбоносную роль в историческом развитии Веры Бахаи в мире. Так, в 1889 г. российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры Бахаи как самостоятельной религии и выступил в защиту ее последователей. В свою очередь, русский язык стал первым европейским языком, на который были переведены Священные Писания Веры Бахаи, в том числе Китаб-и-Агдас - главная книга Откровения Бахауллы. Соответственно и первая за пределами Ирана община Бахаи появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в начале 80-х гг. XIX века. Именно здесь в начале ХХ века был построен и первый в мире храм Бахаи.

Новая религия быстро «укоренилась» на российской почве, что было обусловлено двумя факторами. С одной стороны, на российской территории нашли прибежище бахаи, покинувшие Персию, их усилиями были созданы первые общины, с другой - распространению идей новой религии способствовал интерес к ней русских востоковедов и литераторов. Верой Бахаи интересовались И.С. Тургенев [3, 259-260] и Л.Н. Толстой. В письме И.А. Гриневской Л.Н. Толстой отметил.

что «учения бабидов,. поскольку они придерживаются принципиальных фундаментальных идей братства, равенства и любви, имеют огромное будущее» [4, 207].

В СССР общины Бахаи существовали до 1938 г. и возродились в 1990-е гг. Это стало временем появления первых Бахаи в нашей республике. Официальная регистрация в Бурятии общины Веры Бахаи произошла в январе 1993 г. Община интернациональна по своему составу, в ней можно встретить русских, бурят, татар, украинцев и др. Значительная часть последователей имеет высшее образование, главным образом студенчество и интеллигенция.

Община Бахаи представляет собой религиозную организацию, в которой отсутствует состав священнослужителей, управляется советом верующих. Основная цель - построение новой цивилизации, основанной на духовных принципах, достижение всеобщего мира и единства человечества. Бахаи Бурятии в составе всероссийской общины входят в Международное сообщество Бахаи.

По данным исследователя новых религий М.А. Савиновой, на территории республики в конце 1990-х гг. проживало около 270-280 адептов рассматриваемого религиозного движения в двенадцати населенных пунктах: Улан-Удэ, Селенгинске, Кабанске, Кяхте, Гусиноозерске, Заиграево, Бабушкине, Северобайкальске, Каменске, Таксимо, Нижнеангарске, Танхое. При этом самые многочисленные общины находятся в Улан-Удэ - 200, в Кяхте - 29 и Селенгинске - 28. В остальных поселениях количество верующих колеблется в пределах 2-7 человек: Заиграево - 7, Северобайкальске - 4, Бабушкине - три, в Гуси-ноозерске, Каменске, Нижнеангарске, Танхое, Ка-банске, Таксимо - по 2 человека [5, 123].

На сегодняшний день численность улан-удэнской общины не претерпела существенных изменений (ок. 200 чел., из них 40 чел. - актив). Сегодня объединение имеет в собственности одно небольшое помещение в центре города. Здесь проводятся общие собрания, занятия с новичками, решаются текущие вопросы. Учебный центр г. Улан-Удэ координирует работу районных общин. При этом проводятся различные съезды, конференции, семинары. Местные бахаи поддерживают связи с бахаи из Иркутской и Читинской областей, Якутии, координаторами и советниками из Национального дома справедливости. С начала 1990-х гг. в летние месяцы бахаи из разных общин республики принимали участие в работе

национальной летней школы на Байкале.

В некоторых общинах, в частности в Улан-Удэ и Селенгинске, действуют школы или детские классы, которые охватывают детей до 15 лет. Занятия здесь проводятся раз в неделю, обычно на дому или в помещении бахаи. Детей обучают добродетелям и нравственным принципам общечеловеческих ценностей, основным законам вероучения, затрагивают историю развития вероучения, объясняют, что значит быть Бахаи.

Основные формы деятельности общины заключаются в работе по нескольким направлениям:

- антиалкогольная программа («АА» или «12 шагов»). Данная программа координируется психологом, который проводит занятия в группах непосредственно с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, а также с родственниками больных. Последних обучают тому, как вести себя, чтобы по возможности избежать тяжелых последствий, помочь близкому человеку в преодолении его слабости.

- проект поддержки экологического образования в Байкальском регионе, разработан и реализуется с целью решения экологических проблем, а также экологического просвещения населения региона.

- социальный проект (работа с трудными подростками), заключается в деятельности воспитателей общины Бахаи Улан-Удэ (начиная с 1995 года) в детском трудовом лагере «Курба» (Заигра-евский район), где проводили каникулы ребята из малообеспеченных, неблагополучных семей.

Община Бахаи в Бурятии имеет опыт издательской деятельности. Так, например, в Улан-Удэ были опубликованы избранные цитаты из Писаний Бахаи «Розы любви», в которых отражена краткая информация о Вере Бахаи, некоторые принципы учения [6, 31]. Приведем некоторые из них:

- Бог един для всего человечества.

- Человечество едино в своем многообразии.

- Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

- Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете [7, 28-29].

В практике общин Селенгинска и Улан-Удэ был выпуск информационных листков о жизнедеятельности местных организаций, сегодня новости о мире Бахаи можно получить из интернет-источников (например, официальный сайт бахаи в России), газеты «Экспресс Бахаи» и т.д.

Для подробного ознакомления с основами учения в центрах Бахаи располагаются небольшие библиотеки, где взору интересующихся представлена литература как зарубежных, так и отечественных исследователей, отражающих историю развития, историко-культурные особенности деятельности Бахаи по всему миру [8].

В 2010 г. бахаи Бурятии празднуют двадцатилетие своего пребывания в республике. Планируются торжественные мероприятия, собрания, в которых примут участие все Бахаи региона.

Итак, рассмотрев историю становления и развития общин последователей Веры Бахаи на территории Бурятии, можно сделать несколько выводов. Во-первых, появление и распространение Веры Бахаи в Бурятии протекало в русле общероссийской тенденции, заключавшейся в активной проповеднической деятельности пионеров и странствующих учителей из различных стран мира (граждане США, Канады, Германии).

Во-вторых, наибольший интерес к новой религии проявили, прежде всего, интеллигенция и студенчество. До настоящего времени подавляющее число приверженцев веры составляют преподаватели, учителя, врачи, студенты высших учебных заведений. Именно интеллигенции ближе всего по духу идеи бахаи о том, что все религии мира происходят и питаются из одного божественного источника. Привлекает и свобода выхода из религиозной общины, и поднимаемые проблемы гендерного, экологического и социального характера, а также оптимистическая футурология. С другой стороны, включенность студентов и преподавательского актива заключается в изначальном формировании круга общения именно в их среде.

Произошедшее в конце 1990-х гг. падение интереса к Вере Бахаи со стороны жителей Бурятии сохраняет определенные позиции и на сегодняшний день. Однако созвучность идей, выдвинутых в вероучении новой религии, духовным потребностям некоторой части населения республики при наличии благоприятных условий вполне может привести к повторному росту интереса к ней. На наш взгляд, Вера Бахаи, в условиях поли-конфессионального и многонационального пространства Бурятии, может способствовать формированию межконфессионального сотрудничества и толерантного, взаимно уважительного отношения среди представителей разных религий.

Литература

1. «Земля - одна страна, и все люди - ее граждане».

Вера Бахаи // Буклет.

2. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. - М., 1990.

- С.3.

3. Аккерман Н., Хассел Г. Вера Бахаи в России. Исторический очерк // Хэтчер У., Мартин Д. Новая мировая религия. - СПб., 1995. - С.259-260.

4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - М., 1992. - Т. 74. - С.207.

5. Савинова М.А. Новые религиозные организации на территории Бурятии (Сознание Кришны и Вера бахаи). - Улан-Удэ, 1999. - С.123-125.

6. Розы любви. Избранное из Писаний Бахаи. - Улан-Удэ, 2008. - 31 с.

7. Там же. - С.28-29.

8. Гувьон К., Жувьон Ф. Садовники Господа. Навстречу 5 миллионам бахаи. - СПб., 1993. - 237 с.; Повествование Набиля в переложении Зины Сарабджи. - СПб., 1994. - 159 с.; Иоаннесян Ю.А. Очерки Веры Баби и Бахаи. Изучение в свете первичных источников. - СПб., 2003. - 223 с.; Его же. Вера Бахаи. - СПб., 2009. - 317 с.

Ахмадулина Светлана Зиннатовна - аспирант кафедры истории Отечества Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

Akhmadulina Svetlana Zinnatovna - post-graduate of department of Native history of Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 006.2 (470+517.3)

А.А. Шестаков

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДРУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И МНР

(ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА)

В статье раскрываются проблемные историографические вопросы деятельности «Обществ советско-монгольской и монголо-советской дружбы», это одна из форм «народной дипломатии» второй половины XX века. Опыт этих и других форм сотрудничества востребован в изменившихся политических отношениях России и Монголии.

Ключевые слова: Советский Союз, Монгольская Народная Республика, приграничное сотрудничество, Общество советско-монгольской дружбы, российская историография.

A.A. Shestakov

SOCIAL-POLITICAL ORGANIZATIONS OF FRIENDSHIP IN THE DEVELOPMENT OF FRONTIER COOPERATION OF THE USSR AND MONGOLIA (HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM)

Historiographical problems of the activity of “Society of the Soviet-Mongolian friendship” as one of the forms of “native diplomacy” of the second half ofXX-th century reveals in the article. Experience of these and other forms of cooperation is demanded in new political relationships of Russia and Mongolia.

Key words: Soviet Union, Mongolian People’s Republic, frontier cooperation, Society of the Soviet-Mongolian friendship, Russian historiography.

Одной из ведущих форм политического, экономического и культурного взаимодействия Советского Союза (СССР) и Монголии второй половины XX в. являлась интернациональная деятельность общественно-политических организаций дружбы и сотрудничества. В рамках деятельности обществ советско-монгольской и монголо-советской дружбы своеобразное развитие в 1950-х - начале 1990-х гг. получили многосторонние связи приграничных административнотерриториальных единиц Советского Союза и Монгольской Народной Республики (МНР).

«Общество советско-монгольской дружбы» (ОСМД - далее общество) было образовано в СССР 14 мая 1958 г. Создание этого общества

было результатом целенаправленной политики Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) по расширению контактов со странами социалистической ориентации и народной демократии. Эта тенденция наиболее четко обозначилась к концу 1950-х гг. В феврале 1958 г. существовавшее ранее Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) было преобразовано в Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), куда входили созданные организации, в том числе и общество советско-монгольской дружбы [1, с. 14-15].

Общество монголо-советской дружбы (ОМСД) в МНР было создано на 11 лет раньше, чем ОСМД, - 22 мая 1947 г., первоначально как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.