Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ В КАМНЕ: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА КОНЦА XVLIL -НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ Г. ВОЛЬСКА)'

ИСТОРИЯ В КАМНЕ: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА КОНЦА XVLIL -НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ Г. ВОЛЬСКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОРОДА / КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канавина Н.В., Шалаева С.С., Шалаева Н.В., Пряхина Т.М.

Индивидуализацию и неповторимое своеобразие любому населенному пункту придаёт архитектура прошлых веков. Она отражает ментальные элементы целой эпохи и аккумулирует в себе культурные коды и тексты. Небольшие провинциальные города, не имеющие тенденций урбанистического роста, сохранили в своем пространстве архитектурные памятники, в которых отражена история не только отдельного населенного пункта, но и всей страны. В статье рассмотрено архитектурное своеобразие небольшого городка Саратовской губернии - Вольска. Целью работы является выделение типологических признаков русской городской провинциальной архитектуры, анализ городского пространства Вольска в контексте его историко-архитектурного наследия. Методика и новизна исследования представлены структурным и системным анализом композиционных, художественных характеристик и специфических особенностей архитектуры, созданной в конце XVIII - начале XX вв. Именно в этот период проявляется индивидуальность и своеобразие русской провинциальной архитектуры и определяется собственный путь её развития. Представлено обоснование новых подходов к изучению архитектуры в провинциальном городе в аспекте региональной стратификации социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Канавина Н.В., Шалаева С.С., Шалаева Н.В., Пряхина Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY IN STONE: THE PROVINCIAL TOWN' CULTURAL SPACE OF THE LATE XVIII - EARLY XX CENT.. (ON THE EXAMPLE OF THE VOLSK CITY ARCHITECTURE)

The paper examines the history of the city of Volsk in the Saratov region as an object of tourism. The objects of the historical and cultural heritage of the city that have survived to the present day are identified and examined. The substantiation of new approaches to the study of architecture in a provincial city in the aspect of regional stratification of socio-cultural space is presented. The architecture of past centuries lends individuality and a unique identity to any settlement. It reflects the mental elements of an entire era and accumulates cultural codes and texts. Small provincial towns without urban growth tendencies have preserved architectural monuments that reflect the history not only of a particular locality, but of the whole country. The paper examines the architectural uniqueness of a small town in Saratov Province, Volsk. The aim of the work is to highlight the typological features of Russian provincial urban architecture, to analyze the urban space of Volsk city in the context of its historical-architectural heritage. The methodology and novelty of the research is represented by a structural and systematic analysis of the compositional, artistic characteristics and specific features of the architecture created in the late XVIII - early XX centuries. It is during this period that the individuality and uniqueness of Russian provincial architecture emerges and its own path of development is defined. The paper presents the rationale for new approaches to the study of the provincial city architecture in the aspect of regional stratification of the socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ В КАМНЕ: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА КОНЦА XVLIL -НАЧАЛА XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ Г. ВОЛЬСКА)»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 47-53. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 11. P. 47-53.

Научная статья

УДК 94(47)"17/19"+930.85

https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.8

История в камне: культурное пространство провинциального города конца XVIII - начала XX вв. (на примере архитектуры г. Вольска)

Наталья Васильевна Канавина1, Светлана Станиславовна Шалаева2, Надежда Владимировна Шалаева3, Татьяна Михайловна Пряхина4

1Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, Саратов, Россия, kanavina@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8596-0067

23Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Саратов, Россия 2clar13@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7351-8551 3shalaevanv@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0001-8536-4564 4Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, PryahinaTM@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9291-9644

Аннотация. Индивидуализацию и неповторимое своеобразие любому населенному пункту придаёт архитектура прошлых веков. Она отражает ментальные элементы целой эпохи и аккумулирует в себе культурные коды и тексты. Небольшие провинциальные города, не имеющие тенденций урбанистического роста, сохранили в своем пространстве архитектурные памятники, в которых отражена история не только отдельного населенного пункта, но и всей страны. В статье рассмотрено архитектурное своеобразие небольшого городка Саратовской губернии - Вольска. Целью работы является выделение типологических признаков русской городской провинциальной архитектуры, анализ городского пространства Вольска в контексте его историко-архитектурного наследия. Методика и новизна исследования представлены структурным и системным анализом композиционных, художественных характеристик и специфических особенностей архитектуры, созданной в конце XVIII - начале XX вв. Именно в этот период проявляется индивидуальность и своеобразие русской провинциальной архитектуры и определяется собственный путь её развития. Представлено обоснование новых подходов к изучению архитектуры в провинциальном городе в аспекте региональной стратификации социокультурного пространства.

Ключевые слова: история города, каменное строительство, архитектура, историко-культурное наследие, культурный код

Для цитирования: Канавина Н.В., Шалаева С.С., Шалаева Н.В., Пряхина Т.М. История в камне: культурное пространство провинциального города конца XVIII - начала XX вв. (на примере архитектуры г. Вольска) // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 47-53. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.8.

Original article

History in stone: the provincial town' cultural space of the late XVIII - early XX cent. (on the example of the Volsk city architecture)

Natalia V. Kanavina1, Svetlana S. Shalaeva2, Nadezhda V. Shalaeva3, Tatiana M. Pryakhina4

''Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarin, Saratov, Russia,

kanavina@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-8596-0067

23Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia

2clar13@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7351-8551

3 shalaevanv@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0001-8536-4564

4Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia,

PryahinaTM@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9291-9644

Abstract. The paper examines the history of the city of Volsk in the Saratov region as an object of tourism. The objects of the historical and cultural heritage of the city that have survived to the present day are identified and examined. The substantiation of new approaches to the study of architecture in a provincial city in the aspect of regional stratification of socio-cultural space is presented. The architecture of past centuries lends individuality and a unique identity to any settlement. It reflects the mental elements of an entire era and accumulates cultural codes and texts. Small provincial towns without urban growth tendencies have preserved architectural monuments that reflect the history not only of a particular locality, but of the whole country. The paper examines the architectural

© Канавина Н.В., Шалаева С.С., Шалаева Н.В., Пряхина Т.М., 2021

uniqueness of a small town in Saratov Province, Volsk. The aim of the work is to highlight the typological features of Russian provincial urban architecture, to analyze the urban space of Volsk city in the context of its historical-architectural heritage. The methodology and novelty of the research is represented by a structural and systematic analysis of the compositional, artistic characteristics and specific features of the architecture created in the late XVIII - early XX centuries. It is during this period that the individuality and uniqueness of Russian provincial architecture emerges and its own path of development is defined. The paper presents the rationale for new approaches to the study of the provincial city architecture in the aspect of regional stratification of the socio-cultural space.

Keywords: city history, stone building, architecture, historical and cultural heritage, cultural code

For citation: Kanavina, N.V., Shalaeva, S.S., Shalaeva, N.V., Pryakhina, T.M. (2021) History in stone: the provincial town' cultural space of the late XVIII - early XX cent. (on the example of the Volsk city architecture). Society: Philosophy, History, Culture. (11), 47-53. Available from: doi:10.24158/fik.2021.11.8 (In Russian).

Потенциал любого города в условиях его историко-культурных трансформаций фиксируется в камне и воплощается в архитектурной среде, сохраняя память об ушедшей эпохе. Современная урбанизации и рост мегаполисов, утилитарность города приводят к растворению архитектурных памятников в новом городском социокультурном пространстве, утрате их визуальной актуальности. Сегодня мы наблюдаем развитие типовых застроек - городские кварталы похожи друг на друга, как близнецы. Индивидуализацию и неповторимое своеобразие любому городу придает именно архитектура прошлого. В этом смысле небольшие провинциальные города, характеризующиеся плавным течением жизни, отсутствием урбанистической гонки, смогли сохранить в своем пространстве архитектурные памятники, в которых аккумулирована история всего государства. Таким уникальным городом Саратовского Поволжья является г. Вольск - старейший населенный пункт губернии.

Интерес к истории провинциальных городов возник еще в 1960-е гг. благодаря школе «Анналов»1. Для ученых этого направления было характерно стремление к анализу микропроцессов, которые позволяют изучать прошлое на ментальном уровне. Архитектура в этом отношении -идеальный материал для исследований, так как, по сути, это запечатленная в камне история, отражающая ментальные элементы разных эпох. По мнению Ю.М. Лотмана, архитектура способна аккумулировать в себе культурные коды и тексты, «принадлежащие разным языкам и разным уровням» (Лотман, 1984: 35), имеющие свое семантико-семиотическое значение. Прочтение этих культурных кодов позволяет исследователям проанализировать историю города не только в линейном времени, но и в его нелинейности - как отражение эмоционального воздействия человека на городское пространство.

В современной историографии к проблемам культурного пространства города обращается много исследователей. Так, например, Э.В. Баркова считает, что культурное пространство - это результат деятельности человека в пространстве города (Баркова, 2001). Е.В. Листвина рассматривает его как многослойное явление, выполняющее определенные функции (Листвина, 2020). Городское пространство, его структура и специфика представлены в трудах Е.С. Лузиной (1987), В.А. Осятинского (1965), М.С. Шелехиной (2017).

В понятие культурного пространства мы вкладываем смысл, предложенный Н.В. Шалаевой, и понимаем его как «ограниченную во времени и географическом пространстве территорию, имеющую структурно-организованную систему социального, культурного, психоэмоционального бытия человека, выраженного в культурных кодах и отраженного в памятниках культуры» (Шалаева, 2021).

В отечественной историографии благодаря развитию интеллектуальной и новой локальной истории на рубеже XX-XXI вв. появляется много работ, в которых авторы исследуют историю небольших городов или отдельных регионов. Эта тенденция способствовала развитию региона-листики как направления в историографии и нашла выражение в исследованиях Л.Д. Злоказова, В.Д. Семенова (2000), Н.В. Канавиной (2016), В.Н. Козлякова, А.А. Севастьяновой (1998), А.С. Ступиной (2007), А.С. Майоровой (2015) и других историков.

Целью данной работы является социокультурный анализ городского пространства Вольска в контексте историко-архитектурного наследия, направленный на определение характерных особенностей формирования градостроительной культуры и их исторической ценности для развития культурно-исторического туризма.

Методика исследования базируется на структурном и системном анализе композиционных, архитектурно-художественных характеристик и специфических особенностей архитектуры, созданной в период с конца XVIII до начала XX вв., а также на ретроспективном анализе историко-культурных комплексов города Вольска.

1 Блок М. Апология истории или ремесло историка / пер. Е.М. Лысенко. М., 1986. 254 с. ; Бродель Ф. Что такое Франция : в 2 кн. / пер. с фр. В. Мильчиной, С. Зенкина. М., 1994. Кн. 1: Пространство и история. 406 с. ; Дюби Ж. Европа в Средние века / пер. с фр. В. Колесникова. Смоленск, 1994. 316 с. ; Февр Л. Бои за историю / пер. А.А. Бобовича, М.А. Бобовича, Ю.Н. Стефанова. М., 1990. 629 с.

Историко-архитектурное наследие провинциального города Вольска Саратовской губернии конца XVIII-XIX вв. состоит из многочисленных, но разрозненных памятников архитектуры. Населенный пункт включен в туристические путеводители региона как один из объектов, рекомендованных для посещения с целью «знакомства с достопримечательностями, отражающими историю человечества» (Харитон, 2017: 169). По нашему мнению, культурный туризм - гораздо более широкое понятие. Он предполагает проникновение и определенную включённость путешественников в историю места посещения посредством знакомства с его географическим пространством, бытом и культурной средой населения.

Вольск, живописно раскинувшейся на берегу Волги, - город с более чем трехсотлетней историей. Он был основан в 1690 г. как село Малыково, которым владела сначала Церковь, а затем - светлейший князь А.Д. Меньшиков. В 1780 г. с подачи В.А. Злобина - доверенного лица кн. А.А. Вяземского и при содействии самого князя село становится уездным городом Волгском (Вольском) учрежденной Саратовской губернии.

В конце XVII-XIX вв. это типичный уездный городок, крупнейший в Саратовском Поволжье, что во многом определило его культурно-историческую традицию. Облик Вольска формировали российские зодчие, оставившие своим потомкам удивительные по красоте и гармонии купеческие дома и гостиные дворы. Уникальность городка, по мнению местных краеведов, заключается в его архитектурном сходстве с Петербургом начала XIX в. Сегодня более 40 историко-архитектурных памятников Вольска имеют статус федерального культурного наследия и включены в список исторических поселений России, рекомендованных для международного туризма.

Отправной точкой создания культурного и историко-архитектурного облика города стал пожар в 1792 г., после которого Вольск был фактически построен заново. По плану города улицы должны были располагаться перпендикулярно и параллельно Волге, что было продиктовано естественным рельефом местности. Строительство развернулось по всем канонам архитектуры того времени. Господствовавший в России стиль классицизма определил внешний облик Вольска первой половины XIX в. и был представлен в архитектуре как частных домов купцов А.П. Са-пожникова, Н.С. Менькова, П.К. Брусянцева, особняка А.А. Брюханова, так и общественных построек (гостиный двор, собор Иоанна Предтечи). Трудность реализации проектов строительства зданий по индивидуальным заказам заключалась в том, что они обязательно должны были получить личное одобрение государя. Такое разрешение было проще получить, если строительство велось по альбому. Образцом для архитектурных решений и идей в Вольске стал альбом «Собрания фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи»1. В разработке большинства проектов приняли участие архитекторы «культурных столиц» - Москвы и Петербурга. Общее решение фасадов зданий Вольска, построенных в стиле русского классицизма, рисунки декоративных деталей подтверждают мысль о том, что всё это заимствовано из петербургской архитектуры XIX в.

Для многих уездных городов того времени при учреждении губернии составлялся «регулярный прожектированный план» застройки, ориентированный на будущее. Уездные власти Вольска смогли его реализовать даже в большей мере, чем в Саратове, что позволило возникнуть идее о перенесении центра губернии в Вольск.

Реализация плана застройки подтверждается документально. В июне 1810 г. губернатор Панчулидзев отдал распоряжение городскому главе Вольска: «...Дабы не оставить построения дома вольской почтовой конторы. я предписал вольскому городничему, дабы он обще с градскою думою распорядился, чтобы место сие ... в течение одного месяца непременно было очищено, о чем градской думе даю знать для должного исполнения»2. На что из Вольска незамедлительно ответили: «.Для вышеозначенного построения флигелей вольской почтовой конторы место . ныне начинает очищаться, и задержки в построении на том месте никакой быть не может. А с левой стороны находится корпус присутственных мест, из коего еще судебные места по случаю не отыскания для оных обывательских удобных квартир не перевезены. Квартиры подыскиваются. И как скоро найдены будут, оное место будет очищено, о чем Вашему превосходительству рапортом донесено будет»3. Как видно из переписки, городничий не откладывал «в долгий ящик» распоряжения губернатора, и в городе своевременно началось строительство новых каменных зданий.

В реализации плана застройки активное и решающее участие приняло и вольское купечество. В начале XIX в. представители этого социального класса составляли более четверти населения, активно скупали земли с крестьянами, открывали винокуренные заводы, строили мельницы и великолепные частные дома.

1 Собрания фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи 1809-1812 года : в 5 частях. СПб., 1812. 287 с.

2 «Каменный» расцвет города Вольска и история сел Вольского уезда (начало XIX в. - конец XIX в.) : научный сборник архивных документов / авт.-сост. Л.С. Гущихина ; ред. М.В. Булычев. Саратов, 2012. С. 130.

3 Там же. С. 131.

Купцы Сапожниковы до конца XIX в. считались одними из богатейших в России. С 1820-х гг. семья почти постоянно проживала в Астрахани, однако до 1870-х гг. имела в Вольске главную контору и недвижимость: каменные и деревянные жилые дома, торговые и промышленные сооружения, четыре фруктовых сада. П.С. Сапожников дважды был городским главой Вольска - в 18121815 и 1824-1827 гг. Сын разбойника-пугачёвца сколотил своё состояние на винных откупах и рыбных промыслах. Его роскошный особняк - один из старейших домов на Соборной площади - великолепный образец русского ампира начала XIX в. (Морозова, 2015).

Уже в 30-е гг. XIX в. Сапожниковыми на северном углу Базарной площади было возведено ещё одно красивое и величественное здание в стиле позднего классицизма. Два уличных фасада здания были украшены портиками с четырьмя и шестью коринфскими колоннами, которые как бы связывали архитектурный ансамбль площади с застройкой главной улицы. Фигурная графика листьев аканта и венков колонн на фоне гладких стен, прорезанных тремя ярусами простых прямоугольных окон, оттеняла строгий лик постройки.

К 1859 г. в Вольске насчитывалось уже 160 каменных зданий - больше, чем во всех уездных городах Саратовского наместничества вместе. Богатство города демонстрируют особняки-дворцы, выстроенные по проектам известных архитекторов, богатый декор фасадов, лепные и жестяные вазы на крышах.

Следуя градостроительной традиции классицизма, в Вольске часто применяли приём закрепления угла квартала. Как правило, выбирались наиболее важные, ответственные, видимые перекрестки - над взвозами, у площадей. Угловые здания не только «работали» на композицию определенного квартала, но и служили дальними ориентирами для жителей, что требовало их тщательного проектирования. Таковым являлся и трехэтажный симметричный дом на восточном углу Базарной площади - дом В.М. Мясникова - племянника вольского «именитого гражданина» В.А. Злобина. Два его фасада с портиками соединены угловой ротондой, что придаёт зданию торжественность, величественность и античную стройность. В 1840-е гг. по заказу В.М. Мясникова архитектор Г.В. Петров составил проект обновленного здания для общественных целей. Его собственником стал город, поэтому сначала в здании располагался магистрат, затем сиротский и словесный суды. С 1866 г. сюда переехала мещанская (городская) управа. С 1919 г. здание перешло в ведение Вольского художественно-исторического музея, сегодня в нем располагается отдел истории краеведческого музея.

Отдельного внимания заслуживает Гостиный двор В.А. Злобина, являющийся визитной карточкой города. Возведение его было определено «Жалованной грамотой городам 1785 г.», согласно которой «...мещанам отдавалось на волю в городе иметь или строить или чинить для хранения или продажи товаров гостиный двор, или же иметь по домам лавки и амбары для продажи и поклажи товаров. Стараться о приращении городских доходов на пользу города»1. В ней также прописывались принципы его расположения и рекомендации по источнику финансирования: «... на всю площадь, по краям которой оставляя между им и обывательскими домами одни улицы, ... и чтобы тот гостиный двор был общественным для городских доходов, и выстроить из добровольной общественной суммы»2.

Уникальный по архитектуре двухэтажный Гостиный ряд (двор) В.А. Злобина выходил главным фасадом на Торговую площадь. Его парадная колоннада протянулась на целый квартал. Ни один уездный город Поволжья не имел торгового здания с галереей на втором этаже, что свидетельствует об исключительности архитектуры Вольска.

Центр города представлен двух-, трехэтажными домами с каменными воротами, мансардами, уютными дворами. Часть архитектурных памятников Вольска - объектов культурного наследия начала XIX в., сохранившихся до наших дней, расположена на Троицкой (Соборной) площади. Это дома городского главы Н. Струкова (с 1860-х гг. - С.Г. Мельникова) и И.И. Матвеева (Брюха-нова). Дома похожи друг на друга по композиционному приёму и детальной проработке. Оба здания - типичный пример классицизма начала XIX в. с его характерными признаками: высокий этаж на сводчатом полуподвале, мезонин, портик на главном фасаде. Оба дома располагаются друг против друга и разделены улицей, повторяя ритм фасадов; угол их разворота обозначал направление движения по Саратовской улице. Дома олицетворяли выездные ворота из центра Вольска.

Однако при всей схожести построек у каждого из зданий, по мнению архитектора С.О. Те-рёхина, был свой образ, своя роль в городе и особенный характер. Да и сами дома, если приглядеться, не такие уж одинаковые. Дом С.Г. Мельникова, глядящий на площадь, смело выступает вперёд: он чуть более представителен, строг, строен. Дом И.М. Матвеева - немного пластичнее,

1 Грамота на права и выгоды городам Российской империи // Российское законодательство X-XX вв. : в 9 т. М., 1987. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. С. 68-129.

2 Там же.

уютнее. В первой половине XIX в. он был перестроен и передан под приют и пансион для девочек. Особняк же купца М.С. Мельникова долгое время оставался бесхозным и постепенно разрушался. В настоящее время усилиями местных властей зданию вернули вторую жизнь и передали детской центральной школе искусств.

Застройка Вольска во второй половине XIX в. была менее пафосной, хотя сами дома стали более комфортными для проживания. В это время в российской архитектуре стал преобладать стиль эклектики - менее строгий и официальный, нежели классицизм, с активным использованием лепных украшений и декора, он был наполнен разнообразием архитектурных решений, зачастую носивших подражательный характер. Зажиточные вольчане, следуя моде, переделывали фасады своих домов, «накладывая» лепнину на строгие линии классицизма.

Во второй половине XIX - начале XX вв. местные власти начали уделять особое внимание благоустройству города. В 1880-1890-х гг. была перестроена северо-западная сторона Соборной площади. Снесены обветшавшие здания начала XIX в. и построены новые, которые своей этажностью и архитектурным решением соответствовали главной площади и собору города. Проведенный в 1870 г. городской водопровод в 1913-1914 гг. был значительно расширен; на улицах города, наряду с бассейнами, появились 14 водоразборных будок с удобными кранами для налива воды в бочки. В это же время велось активное мощение улиц булыжниками, в центре города обустраивались тротуары. Керосиновые фонари были заменены на газовые, а кое-где у парадных подъездов купеческих особняков - и на электрические.

В конце XIX в. возводились новые здания, выполненные из красного кирпича и оштукатуренные. Дома строились в основном не выше двух этажей. Некоторые из них имели парадные ворота, что зависело от финансовой возможности хозяев и местонахождения дома, так как строительство города по-прежнему строго контролировалась местными властями. На некоторых одноэтажных постройках возводились ложные фронтоны, благодаря которым создавалось впечатление наличия второго этажа. На фасадах зданий города появились гипсовые маскароны - особый вид лепнины, выполненной в форме голов фараонов, львов. Крыши одних домов венчались фигурными коробами, навеянные памятью о русских теремах или о европейских средневековых замках. Крыши других - украшались клумбами, рогами изобилия, вазами с фруктами и цветами из просечного железа, что делало их визуально настолько причудливыми, что горожане сравнивали их с висячими садами Семирамиды. Под стать крышам были и нарядно украшенные водосточные трубы, чугунные крыльца. Сейчас железные кружевные украшения присутствуют только на нескольких зданиях в городе.

Несмотря на рост численности населения, развитие торговли и промышленности, Вольск в начале XX в. сохранял черты провинциального города. Каменные здания были только в центре, а вокруг находились улицы с деревянными постройками, выполненными по образу каменных соседей и повторявшие все стили города - от классицизма до модерна.

В это же время, спасаясь от голода, в развивавшийся промышленный город потоком хлынули крестьяне из окрестных сёл и деревень. Занимая улицы, идущие в гору, переселенцы из разных уголков Саратовской губернии копировали внешний вид домов, конструкции и технологии построек прежних мест жительства, что в итоге послужило созданию уникальности архитектурного образа Вольска.

На улицах города можно встретить также здания в стиле модерн, получивший распространение в России на рубеже веков и включавший в себя все: от неоклассики до псевдорусского стиля и индивидуальных шехтелевских архитектурных решений. Наибольший интерес вызывает дом купца Н.С. Менькова, выполненный в псевдорусском стиле. Примечателен также дом городского головы П.К. Брусянцева (1884-1894 гг.), расположенный на центральной площади. Особняк, выстроенный в стиле модерн, хотя и утратил первоначальный стилевой облик (снесена теремная кровля и надстроен третий этаж), в целом сохранил колорит эпохи. В настоящее время здесь располагается городская администрация города. В стиле модерн построено еще одно здание начала XX в. - синематограф «Модерн» (ныне - кинотеатр имени М.С. Урицкого) (Морозова, 2015).

Троицкую и Соборную площади соединяла главная улица города XIX в. - Революционная (бывшая Московская). Здесь располагались здания городской управы, казначейства и городской библиотеки, многие из которых не сохранились к настоящему моменту или были сильно изменены в результате перестроек. Интересны два здания, выполненные в стиле эклектики и размещенные на противоположных сторонах улицы, - это магазин и дом кондитера И.Е. Кекселя, выходца из немецких колонистов. На нижнем этаже дома располагались цеха по производству колбасных и кондитерских изделий (Морозова, 2015). К сожалению, оба здания частично пострадали в результате ряда перестроек.

Совершенно другими были улицы на окраинах города. Например, улицы Благовещенская (ул. Комсомольская), Миллионная (ул. Дзержинского), Злобинская (ул. Балтицкого) и другие. Там

царила атмосфера спокойного и уютного мещанского быта с прекрасными палисадниками без тротуаров с мощёными булыжниками мостовыми. Маленькие домики с двускатными крышами соседствовали с двухэтажными домами зажиточных мещан с четырехскатными крышами. Последние выделялись богатыми деревянными резными украшениями окон и стен, водосточными трубами, выполненными из просечного железа, интересно оформленными входами в дома. Их внешнее убранство носило подражательный характер оформлению купеческих особняков -так, распространение получили деревянные ворота со скругленными сверху створками, гранёные воротные столбы со шлемовидными навершиями, получившие прозвище самоваров.

Таким образом, своеобразие архитектуры города Вольска, ставшее визитной карточкой города, было выражено в смешении и одновременно красивом сочетании стилей разных эпох, что нашло отражение в творческом воплощении работ именитых и малоизвестных зодчих, в бережном сохранении их наследия. Эти обстоятельства и уникальность географического ландшафта города позволяют воспринимать маленький провинциальный город Вольск Саратовской губернии конца XVIII - начала XX вв. как историю, запечатленную в камне. Включение посещения Вольска в маршрутную карту культурного туризма свидетельствует о значении города в исторической памяти Нижнего Поволжья и ставит его по значимости и ценности культурного наследия на один уровень с малыми древнерусскими городами волжских истоков.

Список источников:

Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы // В диапазоне гуманитарного знания. СПб., 2001. С. 165-182.

Злоказов Л.Д., Семенов В.Д. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000. 605 с.

Канавина Н.В. Помещичьи усадьбы как особо охраняемые территории: проблемы и перспективы // Научные труды Национального парка «Хвалынский» : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2016. С. 14-19.

Козляков В.Н., Севастьянова А.А. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX в. М., 1998. С. 125-202.

Листвина Е.В. Трансформация функций культурного пространства в цифровом обществе // Пространство культурного текста. Саратов, 2020. C. 89-100.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Ученые записки Тартуского университета. 1984. Вып. 664. С. 30-45.

Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. Саратов, 1987. 76 с.

Майорова А.С. Русская культура в Саратовском Поволжье в конце XVIII - первой половине XIX в. Саратов, 2015. 344 с.

Морозова О. Купеческий мир Вольска // Охраняется государством. 2015. № 2. С. 11-17.

Осятинский В.А. Строительство городов на Волге. Саратов, 1965. 191 с.

Ступина А.С. Культурная среда провинциального города (Саратов второй половины XIX - начала XX в. в воспоминаниях современников) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3 (17). С. 190-191.

Харитон В.В. К вопросу определения понятия «культурный туризм» и его классификации на современном этапе развития туризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 28. С. 169-176. https://doi.org/10.17223/22220836/28/16

Шалаева Н.В. Трансформация города в пространственно-временном континууме: социокультурный анализ // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8 (88). С. 111-114. https://doi.Org/10.24158/fik.2021.8.18

Шилехина М.С. Культурное пространство современного города как объект междисциплинарного исследования // Культура и образование. 2017. № 2 (25). С. 39-46.

References:

Barkova, E. V. (2001) Prostranstvenno-vremennoi kontinuum kak forma tselostnosti kultury: k postanovke problemy [The Space-Time Continuum as a Form of Cultural Integrity: Towards a Problem Statement]. In: V diapazone gumanitarnogo znaniya. Saint-Petersburg, рр. 165-182 (in Russian).

Kanavina, N. V. (2016) Pomeshchich'i usad'by kak osobo okhranyaemye territorii: problemy i perspektivy [Manor Estates as Specially Protected Areas: Problems and Prospects]. In: Nauchnye trudy Natsional'nogo parka «Khvalynskii» : materialy III Vse-rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Saratov, рр. 14-19 (in Russian).

Khariton, V.V. (2017) To the Question of Definition of the Concept of «Cultural Tourism» and its Classification at the Present Stage of Tourism Development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. (28), 169-176. Available from: https://doi.org/10.17223/22220836/28/16 (in Russian).

Kozlyakov, V. N. & Sevast'yanova, A. A. (1998) Kul'turnaya sreda provintsial'nogo goroda [Cultural Environment of a Provincial Town]. In: Ocherki russkoikul'turyXIXv. Moscow, рр. 125-202 (in Russian).

Listvina, E. V. (2020) The Transformation of the Functions of Cultural Spaces in a Digital Society. Prostranstvo kul'turnogo teksta. Saratov, рр. 89-100 (in Russian).

Lotman, Yu. M. (1984) Simvolika Peterburga i problemy semiotiki goroda [The St Petersburg Symbolism and the Problems of the City' Semiotics]. Uchenye zapiski Tartuskogo universiteta. (664), 30-45 (in Russian).

Luzina, E. S. (1987) Po parkam i skveram Saratova [Through Saratov's Parks and Squares]. Saratov. 76 р. (in Russian).

Maiorova, A. S. (2015) Russkaya kul'tura v Saratovskom Povolzh'e v kontse XVIII - pervoi polovine XIX v. [Russian culture in the Saratov Volga region at the late XVIII century - early XIX century.]. Saratov. 344 р. (in Russian).

Morozova, O. (2015) Kupecheskii mir Vol'ska [Merchant World of Volsk]. Okhranyaetsya gosudarstvom. (2), 11-17 (in Russian).

Osyatinskii, V. A. (1965) Stroitel'stvo gorodov na Volge [City building on the Volga]. Saratov. 191 р. (in Russian).

Shalaeva, N. V. (2021) Transformation of the City in the Space-Time Continuum: Socio-Cultural Analysis. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 8 (88), 111-114. Available from: https://doi.org/10.24158/fik.2021.8.18 (in Russian).

Shilekhina, M. S. (2017) Cultural Space of the Modern City as an Object of Interdisciplinary Research. Kul'tura i obra-zovanie. 2 (25), 39-46 (in Russian).

Stupina, A. S. (2007) Ampere-second are Considered. Cultural Environment of City (Saratov Second Half XIX - Beginnings XX Century in Memoirs of Contemporaries). Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universi-teta. 3 (17), 190-191 (in Russian).

Zlokazov, L. D. & Semenov, V. D. (2000) Staryi Ekaterinburg. Gorod glazami ochevidtsev [Old Yekaterinburg. The City through the Eyes of Eyewitnesses]. Yekaterinburg. 605 р. (in Russian).

Информация об авторах Н.В. Канавина - кандидат исторических наук, доцент кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=336736.

С.С. Шалаева - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные науки» Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=476910.

Н.В. Шалаева - доктор исторических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные науки» Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=476908.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.М. Пряхина - доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин школы права Московского городского педагогического университета, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=416300.

Information about the authors N.V. Kanavina - PhD in History, Associate Professor, Department of National History and Culture, Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarin, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=336736.

S.S. Shalaeve - PhD in History, Associate Professor, Department of Social Sciences and Humanities, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=476910.

N.V. Shalaeva - D. Phil. in History, Associate Professor, Department of Social Sciences and Humanities, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=476908.

T.M. Pryakhina - LL.D., Professor, Department of State and Legal Disciplines, School of Law, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=416300.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.