ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 1
Е.Б. Роева
(мл. науч. сотрудник Лаборатории истории диаспор исторического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова)*
В.В. Карапетян
(канд. технич. наук, докторант кафедры истории стран ближнего зарубежья
исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)**
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СВ. ЕКАТЕРИНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЕЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЕ (к 200-летию рода Лазаревых)
Статья посвящена 200-летию рода Лазаревых, в частности, деятельности Ивана Лазаревича Лазарева — яркого представителя армянской диаспоры России, построившего армянские церкви в Москве и в Санкт-Петербурге в XVIII в. Особое внимание авторы уделяют вопросу возвращения церкви Св. Екатерины в пользование армянской общины Санкт-Петербурга в начале 1990-х гг., отмечая, что это религиозное сооружение сегодня, как и столетия назад, является местом притяжения для проживающих в городе армян. В статье впервые вводятся в научный оборот документы армянской общины Санкт-Петербурга, ранее не публиковавшиеся.
Ключевые слова: Лазаревы, диаспора, армяно-российские отношения, Армянская Апостольская Церковь, армянская община Санкт-Петербурга, церковь Св. Екатерины.
This article is dedicated to 200th anniversary of the Lazarev family and particularly to Ivan Lazarevich Lazarev's, who initiated the construction of Armenian churches in Moscow and St. Petersburg in the 18th century. Authors pay special attention to the process of return of St. Katherine Church to Armenian community of St. Petersburg at the early 1990th, noting that this religious building today is the place of attraction for Armenians of the city as it was centuries ago. Documents of Armenian community of St Petersburg are introduced for the first time in this article.
Key words: the Lazarevs, diaspora, Armenian-Russian relations, Armenian
Apostolic Church, Armenian community of St. Petersburg, St. Katherine church.
* * *
В настоящее время усиливается интерес к изучению роли диаспор, в том числе в связи с их растущим влиянием на развитие отношений «материнского»1 государства и страны проживания.
* Роева Екатерина Борисовна, тел.: 8-917-529-08-90; e-mail: plu2310@yandex.ru
** Карапетян Ваграм Вардкесович, тел.: 8-903-792-13-73; e-mail: vagram71@mail.ru 1 Солопова О.В. Вклад общественных организаций и научных центров в формирование единого гуманитарного пространства России и Беларуси в рамках Союзного государства (на примере деятельности Научно-исследовательского Центра
На сегодняшний день количество национальных диаспор быстро увеличивается, поскольку расширение масштабов международной миграции идет параллельно с формированием этнических общин, землячеств и т.д.
Сегодня в некоторых случаях диаспоры оказывают существенное влияние на внутреннюю ситуацию и внешнюю политику страны своего проживания, а также страны проживания этноса, способствуют развитию транснациональных связей, действуют в качестве медиатора между исторической родиной и принимающим обществом.
Следует отметить, что такие явления характерны и для диаспор прошлого. Показательным примером является история и деятельность армянской диаспоры России.
С конца XVII в. поток мигрантов-армян в Россию усиливается. Причинами этого стали характерные для Ирана того времени (под властью которого находилась часть Армении) междоусобицы, рост политического, религиозного и налогового гнета на все слои армянского населения. В результате переориентации армянского торгового капитала и укрепления его связей с русским государством уже к середине XVIII в., Москва становится центром притяжения знатных и состоятельных армянских родов.
Именно здесь, в Мясницкой части Белого города, поселился в 1758 г. основатель армянского дворянского рода в России Лазарь Назарович Лазарев (1700—1782) вместе с женой и сыновьями — Иваном, Миной, Христофором, Екимом и дочерью Анной2.
Лазарь Назарович, обладая огромными средствами, начал в России с основания шелковых мануфактур, снабжавших царский двор шелковыми тканями.
В 1760-х гг. один из сыновей Лазаря Назаровича — Иван (Ова-нес) Лазаревич (1735—1801) оставляет семью в Москве и переезжает в столицу — Санкт-Петербург. Здесь он довольно быстро делает успешную придворную карьеру, становится придворным ювелиром обрастая связями в правительственных кругах. Рост его влияния был связан, в том числе, и с тем фактом, что он ссужал большие суммы многим российским государственным деятелям, но не только.
В последней трети XVIII в. Иван Лазаревич выполнял сложные и ответственные поручения дипломатического характера. Его советы не раз влияли на определение основных векторов развития
истории диаспор истфака МГУ имени М.В. Ломоносова) // Развитие единого культурного пространства Беларуси и России — важнейшее направление сотрудничества в рамках Союзного государства. 37-й действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. М., 2014. С. 195.
2 Оганесян А.Ж. Россия и армяне. Уроки истории и реалии. Ереван, 2009. С. 48.
русской политики на Востоке и решения важнейших задач стоящих перед государством в этом регионе. Иван Лазарев был в дружеских отношениях с великим русским полководцем А. В. Суворовым и известным деятелем екатерининского времени князем Г.А. Потемкиным. Считается, что не без его влияния Суворов выразил свое благосклонное отношение к идее восстановления армянского государства и недвусмысленно говорил о том, что Россия намерена сделать серьезные шаги в этом направлении.
Хорошо разбираясь в делах торговых, в экономике и финансах, Лазарев стал одним из богатейших людей в России. Будучи, по свидетельствам современников, человеком высоких нравственных правил, Иван Лазаревич Лазарев уделял большое внимание благотворительности. На его средства были построены школы, больницы, пополнялись фонды библиотек. Однако, при всех финансовых и придворных успехах Иван Лазаревич никогда не забывал своих корней.
Важной составляющей энергичной подвижнической деятельности И.Л. Лазарева оставалась забота о своих соплеменниках. Переселение в Россию десятков тысяч армян, их обустройство, создание условий для распространения среди переселенцев идей просвещения и достижений европейской культуры в значительной мере проводились по его инициативе и под его руководством. Иван Лазаревич умел найти баланс между решением общероссийских задач и удовлетворением нужд и чаяний простых армян России того времени. Благодаря его деятельности армянская диаспора нашла приют в российском государстве, благодатную среду для разнообразной деятельности.
Проекты воссоздания армянского национального государства деятели армянского освободительного движения готовили еще с начала XVIII в. Среди участников движения были и представители семьи Лазаревых.
Вместе с Иосифом Аргутинским-Долгоруким, видным деятелем армянского национально-освободительного движения, Иван Лазаревич подготовил «Записку» о целесообразности заселения армянами юга России (недавно присоединенных территорий Северного Кавказа и Крыма) и в 1790 г. через князя Потемкина подал ее Екатерине. Данный документ раскрывает Лазарева как мыслителя государственного масштаба. Политические цели, которые преследовала эта «записка», говоря языком современности, были рассчитаны на долгосрочную перспективу. Переселение армян способствовало бы развитию южных рубежей Российской империи, а безопасность переселенцев была бы обеспечена русским оружием.
Проект был в основном одобрен и поддержан правительством. Так на южных границах России возник ряд новых армянских поселений — Григориополь и Новый Нахичевань.
Совместно с Аргутинским Лазарев разрабатывал проекты воссоздания армянского государства, под протекторатом России, во главе с монархом — представителем либо армянской, либо русской знати3. Упоминалось даже имя князя Потемкина как предполагаемого «армянского царя». Интересы внешней политики России и лидеров армянского национально-освободительного движения совпадали, поэтому царское правительство длительное время поддерживало и охотно прибегало к услугам семьи Лазаревых как выразителей этих идей, пользующихся наибольшим авторитетом в обществе, в реализации своей восточной политики.
Представители рода Лазаревых в XVIII в. прекрасно отдавали себе отчет в том, что главную объединяющую роль для армян всего мира много веков играла Армянская Апостольская церковь.
Энергичная деятельность Ивана Лазаревича на экономическом поприще и его связи с влиятельными государственными деятелями Российской империи позволили ему в 1770 г. добиться высочайшего указа о разрешении строительства в Москве и Петербурге армянских церквей.
В 1779 г. в современном Армянском переулке, в центре Москвы, его отец, Лазарь Назарович, приобрел участок земли, а сам он построил армянскую церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Потомки рода Лазаревых обновляли и украшали церковь, но до наших дней она не сохранилась: была снесена в 1930 г.
Строительство армянской церкви в Петербурге в последней четверти XVIII в. также было связано с семейством Лазаревых.
Первое прошение о возведении в столице империи армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 г., но было отклонено властями. Только 25 сентября 1725 г. столичная армянская община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 г. Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти императрицы Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с Манифестом, изданным в июле 1763 г., о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися
3 Дилоян В.А. Из истории общественно-политической деятельности Лазаревых (вторая половина XVIII века). Ереван, 1966. С. 259.
в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.
22 мая 1770 г. по челобитной главы армянской общины Ивана Лазарева (Ованес Лазарян) «с прочими армянами», последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...»4.
Работы велись по проекту Ю.М. Фельтена. Иван Лазаревич пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена великолепная церковь Святой Екатерины, украсившая центр российской столицы. В 1785 г. И.Л. Лазарев подал прошение на высочайшее имя о строительстве еще одного здания, по соседству. В обращении к Екатерине II он выразил желание внести свою лепту в украшение города: «Пустырь другой половины церковной земли будет безобразием в симметрии великолепной столицы, и ежели приступить к исправлению того безобразия, от чего последовать должно немалое всему проспекту украшение...». В 1794 г. императрица дала разрешение на строительство дома при церкви Св. Екатерины, «выходя из оной по правую руку» (ныне — Невский пр., 40)5. Благодарная община, желая продемонстрировать Ивану Лазареву свою признательность за реализацию этого долгожданного для всех армян Петербурга проекта, разрешила ему на прилегающей к церкви земле построить собственный дом, который с южной стороны совпадал с линией застройки Невского проспекта. Это стало зримым свидетельством колоссального авторитета Лазарева в армянской общине.
Остановимся более подробно на истории церкви Св. Екатерины. Ее освещение во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы, армянским архиепископом Иосифом (Аргутинским), при участии восьми священников и в присутствии князя Г.А. Потемкина-Таврического, состоялось 18 февраля 1780 г. Этот храм стал центром армянской культуры в Петербурге: при нем была открыта типография и национальная школа, действующая и в наши дни.
Авторитет и влияние, которыми пользовалась семья Лазаревых при российском дворе, позволили добиться для армянской общины столицы еще больших привилегий. Через несколько лет после освя-
4 Рафиенко Л. Армянская община России XVIII — начала XX века и роль Лазаревых в ее формировании // Третьи Лазаревские чтения по истории армян России. М., 2009. С. 242.
5 Архимандрит Августин (Никитин). Армянская христианская община в Петербурге // Нева. 2011. № 1.
щения церкви Св. Екатерины согласно указу от 17 ноября 1810 г., имущественные интересы Армянской церкви были ограждены теми же самыми законами, что и имущества Русской Православной церкви. Впоследствии эти права были закреплены и расширены в частности в «Положении» («Своде законов Армянской Церкви») от 11 марта 1836 г., которое было утверждено императором Николаем I.
Кроме вопросов внутрицерковной жизни «Положение» утверждало выборы католикоса всех армян на Национальном церковном соборе, состоявшем из представителей всех епархий Армении и диаспоры. Участники собора выдвигали двух кандидатов, одного из которых и утверждал император. Этот «Свод законов» по сути стал уставом Восточной Армении (входящей в состав Российской Империи), управлявшим армянской церковной жизнью с 1836 по 1917 г. За Армянской церковью закреплялся статус юридического лица и «признавалось право пользоваться, владеть и в особенности распоряжаться своим имуществом»6.
В 1915 г. из ризницы собора Зимнего дворца в церковь Св. Екатерины были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя.
В конце 1920-х гг. храм был закрыт и использовался под склады, конторы, мастерские, с 1944 г. в нем располагались склад декораций и мастерские Театра музыкальной комедии. Все это не только привело к разорению и значительным разрушениям, но также и к тому, что новые поколения жителей города, в том числе и этнические армяне, не знали о конфессиональной принадлежности церкви.
Только в 80-х гг. XX в. открылись новые возможности для развития религиозных общин. С этим периодом связано духовное возрождение и сплочение армянской общины Санкт-Петербурга вокруг Армянской Апостольской Церкви.
В 1988 г. Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I назначил о. Езраса Нерсисяна настоятелем церкви Святого Воскресенья на Смоленском кладбище на Васильевском острове. На прицерковной территории под его руководством были развернуты реставрационные работы, участие в которых на добровольной основе приняли члены армянской общины города, а также иногородние студенты-армяне.
Следующим этапом стала работа по возвращению в лоно армянской Апостольской Церкви здания храма Св. Екатерины.
6 Указ от 11 марта 1836 года Его Императорского Величества Правительствующему Сенату об утверждении Положения «О управление делами Армяно-Григорианской Церкви в России» // http://www.erevangala500.com/?direct=kitab&id=197
Движение за возрождение исторической памяти народа, стихийно сформировавшееся внутри армянской диаспоры, нашло поддержку. Возникло Общество друзей армянской культуры, зарегистрированное при Ленинградском отделении Советского фонда культуры 18 февраля 1989 г. Активисты общества в течение нескольких лет поднимали вопрос о передаче армянского храма на Невском проспекте общине. Здесь предлагалось проводить концерты духовных песнопений, устраивать выставки с участием армянских деятелей культуры Санкт-Петербурга, Армении и гостей из-за рубежа.
В частности, в адрес председателя исполкома Ленинградского горсовета В.А. Ходырева было направлено следующее ходатайство: «Пользуясь конституционным правом свободы совести, исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы (ст. 52) и правом верующих образовывать религиозные объединения (Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 7. с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1975 7. «О религиозных объединениях»), просим Вас рассмотреть и удовлетворить наше заявление — нижеперечисленных и нижеподписавшихся жителей г. Ленинграда — о регистрации нас как учредителей религиозной общины Армянской Апостольской Церкви. Просим предоставить нашей общине здание армянской церкви Святой Екатерины по адресу Невский пр., д. 40/42»7.
Вопрос о передаче церкви Св. Екатерины, инициированный армянской общиной, нашел понимание у городских властей. Начальник производственного бюро Управления культуры Горисполкома С.И. Чуруксаев в своем официальном обращении к руководству Министерства культуры Российской Федерации привел разумные доводы в пользу положительного решения этой проблемы. По его мнению, «а. Главк не располагает достаточными средствами, чтобы в ближайшем будущем реставрировать церковь, а армянская община берет на себя все расходы на реставрацию; б. Церковь была построена петербургской армянской общиной и для армянской общины»8.
Ответом на многочисленные обращения армянской общины стало распоряжение заместителя мэра Санкт-Петербурга по вопросам собственности от 18 августа 1992 г.9 Согласно этому доку-
7 Аватамк (Веруем). 1990 [газета без номера]. Из личного архива главного редактора газеты А.Л. Меружаняна.
8 Там же.
9 Распоряжение заместителя мэра Санкт-Петербурга по вопросам собственности от 18 августа 1992 года № 110-рз «О здании церкви Святой Екатерины по Невскому пр., 40—42» // http://www.pravoregiona78.ru/pitertxt1/piter_875.htm
менту, в срок до 1 марта 1993 г. здание церкви должно было быть передано армянской общине на безвозмездной основе на молитвенные цели, а Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом по культуре и туризму было поручено до 1 декабря 1992 г. подобрать помещения для мастерских Государственного театра музыкальной комедии, который раннее располагался в церкви. 14 марта 1993 г. в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.
Положительное решение вопроса о возвращении в пользование армянской общины церкви Св. Екатерины побудило Католикоса всех армян Вазгена I обратиться к мэру Санкт-Петербурга А.А. Собчаку и председателю Городского собрания А.Н. Беляеву с просьбой: «Настоящим письмом хотим надеяться также на Ваше высокое ходатайство в вопросе передачи примыкающих к церкви Св. Екатерины и исторически являющихся неотъемлемой ее частью церковных домов по адресу: Невский проспект, 40-42 армянскому религиозному объединению Санкт-Петербурга, где, как Мы предполагаем, в 2001 году состоятся торжества в связи с 1700-летием принятия нашим народом христианства»10. Малый Совет Санкт-Петербургского Городского совета народных депутатов 9 ноября 1993 г., основываясь на распоряжении Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», а также принимая во внимание обращение Верховного Патриарха Католикоса всех армян Вазгена I, принял решение о передаче Армянскому религиозному объединению церкви Св. Екатерины территории армянского кладбища — здания по набережной реки Смоленки, 29 и 31, и Невскому проспекту, 40-4211. Расходы по реставрации этих объектов, а также по расселению квартир и перебазированию государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, занимающих территории и помещения указанных домов, были возложены на армянскую общину.
Освящение обновленного храма провел 12 июля 2000 г. Патриарх-католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены частицы мощей святого Григория. Так, церковь,
10 Аватамк (Веруем). 1993 [газета без номера]. Из личного архива гл. редактора А.Л. Меружаняна.
11 Решение Малого Совета Санкт-Петербургского Городского Совета народных депутатов от 9 ноября 1993 года № 393 «Об обращении армянского религиозного объединения церкви Святой Екатерины» // http://www.pravoregiona78.ru/pitertxt1/ piter_1601.htm
построенная Иваном Лазаревичем Лазаревым в XVIII в. и ставшая тогда центром армянской общины Петербурга, спустя столетия вновь объединяет вокруг себя живущих в России армян.
Список литературы
1. Архимандрит Августин (Никитин). Армянская христианская община в Петербурге // Нева. 2011. № 1.
2. Дилоян В.А. Из истории общественно-политической деятельности Лазаревых (вторая половина XVIII века). Ереван, 1966.
3. Оганесян А.Ж. Россия и армяне. Уроки истории и реалии. Ереван, 2009.
4. Рафиенко Л. Армянская община России XVIII — начала XX века и роль Лазаревых в ее формировании // Третьи Лазаревские чтения по истории армян России. М., 2009.
5. Солопова О.В. Вклад общественных организаций и научных центров в формирование единого гуманитарного пространства России и Беларуси в рамках Союзного государства (на примере деятельности Научно-исследовательского Центра истории диаспор истфака МГУ имени М.В. Ломоносова) // Развитие единого культурного пространства Беларуси и России — важнейшее направление сотрудничества в рамках Союзного государства. 37-й действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. М., 2014.
Поступила в редакцию 1 марта 2016 г.