УДК 93/94+908+371+78
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ МУЗЫКИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ1
© 2023 М. Л. Космовская
доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий, профессор кафедры музыкального образования и исполнительства
e-mail: svirel11 @ yandex. ru
Курский государственный университет
В статье раскрывается история становления и развития одного из направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий [1] - создание системы подготовки студентов факультета искусств к цифровизации образовательного процесса и их активной самостоятельной работе с музыкальным компьютером, начиная с азов - к нотной, звуко- и видеозаписи, созданию собственных фонограмм и сочинений, к компоновке самостоятельных учебных видеороликов для уроков музыки в школе. Особо выделяется значение для становления этой работы в КГУ многолетнего сотрудничества с И. Б. Горбуновой и особенно с Ю. Н. Рагсом в поздний период его деятельности.
Ключевые слова: история музыки и культуры, музыкальная информатика, теория музыки в нотных редакторах, музыкально-компьютерные программы, работа со звуком за компьютером, музыкально-компьютерные технологии.
HISTORY, THEORY AND PRACTICE OF MASTERING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES FUTURE TEACHERS AND MUSIC TEACHERS AT KURSK STATE UNIVERSITY
© 2023 M. L. Kosmovskaya
Doctor of Artscience, Professor, Chief Researcher of the Research Laboratory of Music and Computer Technologies e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com
Kursk State University
The article reveals the history of the formation and development of one of the activities of the research laboratory of music and computer technologies [1] - the creation of a system for preparing students of the Faculty of Arts for the digitalization of the educational process and their active independent work with a music computer, starting with the basics - to music, sound and
1 Статья является продолжением научного обобщения, начатого в статье С. А. Боженова об основных направлениях деятельности НИЛ МКТ КГУ, представляя этапы становления программно-методического обеспечения музыкально-компьютерных дисциплин учебных планов факультета искусств о чем говорилось так: «История самого процесса весьма интересна и показательна, поэтому станет темой отдельной статьи историко-педагогической направленности» [1].
video recording, creating their own phonograms and compositions, to the layout of independent educational videos for music lessons at school. The importance of long-term cooperation with I. B. Gorbunova and especially with Yu. N. Rags in the late period of his activity is highlighted for the formation of this work at KSU.
Keywords: history of music and culture, music informatics, music theory in music editors, music and computer programs, working with sound at a computer, music and computer technologies.
«История очищает путь человечеству и его культурной деятельности. Она наказывает все мелочное, завистливое, ничтожное, она возвеличивает все крупное, строгое, славное; она устанавливает авторитеты» [15: стб. 4], - писал в 1901 г. Н. Ф. Финдейзен (1894-1928), призывая своих коллег-историков и музыкальных критиков собирать факты музыкальной культуры для их последующего объективного анализа и оценки. Это была установка, которая в начале ХХ в. закладывала методологическую основу музыкознанию как науке, поскольку формулировала ведущий принцип первого этапа научной работы историков музыкального искусства.
Каждое значительное явление в жизни социума требует именно такого подхода. Осознание новых принципов работы в эпоху цифровизации, фиксация фактов вхождения в процесс освоения новых форм и методов, программного обеспечения и конкретной практической работы видится сегодня не просто актуальной, но и злободневной задачей, поскольку простая констатация фактов деятельности кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства (далее - кафедры музыки2) и научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (далее - НИЛ МКТ), выстроенных в хронологическом порядке, отражает происходящие в регионе процессы по разработке и внедрению в практику образовательной деятельности возможностей, предоставляемых новой эрой развития науки и техники. Особенно это значимо для профессии музыканта, поскольку термин «музыкальный компьютер», предложенный в начале ХХ в. И. Б. Горбуновой - одной из первых создателей учебно-методической лаборатории МКТ в России (РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге), и устанавливающий вектор работы в этом направлении, дает основу для осознания, что рубеж тысячелетий - это исторический и решительный вызов в работе педагогов-музыкантов. С включением новых знаний, умений и владений в учебный процесс системы высшего музыкального образования
"3 4
учителей музыки3, дирижеров академического хора4 и исполнителей-инструменталистов5 - трех основных направлений, по которым ведется подготовка бакалавров в Курском государственном университете, студенты должны стать педагогами нового уровня: не для простого разговора с обучающимися о жизни посредством музыки, а для того, чтобы каждый урок стал мощным стимулом в постижению таинств музыкального искусства и практической работы в сфере звука.
Со дня начала своей деятельности в 1998 г. кафедра методики преподавания музыки
и изобразительного искусства дважды меняла свое название: с сентября 2017 г. называлась кафедрой музыкального искусства и образования, с осени 2018 - кафедрой музыкального образования и исполнительства. Общее в названии кафедры - музыка, что и позволяет так называть ее далее, не прибегая к аббревиатуре. Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленности (профиля) Музыка.
Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование, направленности (профиля) Дирижирование академическим хором.
Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, направленности (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах.
3
Изложение фактов в хронологическом порядке видится необходимым не только для возможной последующей оценки полученных результатов, но и для преодоления наметившихся негативных явлений в учебно-педагогической подготовке музыкантов с поиском выхода из складывающейся ситуации сокращения и даже полной ликвидации музыкально-компьютерных дисциплин из учебных планов, по которым они обучаются сегодня.
Концептуальные основы внедрения компьютерных технологий в научно-практическую работу формировались постепенно, и революционное их значение было осознано в процессе исследовательской работы по разработке и подготовке к изданию рукописей отечественных музыкантов.
1990-е годы6, особенно их вторая половина, тревожили недостатком собственного образования в сфере компьютеризации и постоянно ставили новые задачи в освоении, как теперь понимаешь, элементарных базовых программ, открывая горизонты и даруя возможность осуществления самых дерзких замыслов. К примеру, идея издания воспоминаний Н. Ф. Финдейзена, которая родилась еще в 1980-е гг. и состояла первоначально в переписывании его рукописи своей рукой, затем распечаткой текста на машинке и осознанием, что это - колоссальный труд, который будет длиться годами и даже десятилетиями.
Появление первого ноутбука в личном пользовании в середине 1990-х гг. высветило новые горизонты в этой работе, несмотря на то что память этого компьютера не удерживала более 20 страниц текста, причем они не сохранялись и приходилось набирать заново... Но это было уже преодолимо, поскольку распечатка - правка - распечатка давали удобочитаемый рабочий вариант, с которым и дальше можно было работать - анализировать, комментировать, делать выводы. Восемь лет труда увенчались изданием этой книги в 2004 г. [14], а далее - по уже наработанной методике стали выходить в свет и его «бытовые» дневники [13: 2004, 2010, 2013, 2016, 2021, шестой том завершен в январе 2022 г. и в ближайшее время планируется его издание для завершения этой части работы по финдейзеновскому архиву], охватившие период с 1892 по 1928 г. - уже более объемные и основательные. Начало этой работы выработало убежденность: новые технические возможности по работе с текстом и нотами должны быть доступны и освоены студентами.
Именно поэтому с 1999 г. начала создаваться первая в нашем вузе программа по компьютеризации музыкального образования, которая в 2002 г. была опубликована под названием «Музыкальная информатика» [3]. Сегодня уже трудно представить, что все это делалось без Интернета в нашем сегодняшнем его состоянии. А вот электронная почта уже работала, и это выстраивало новый уровень взаимоотношений с коллегами.
Значительную поддержку в стремлении к компьютеризации и преодолению определенной косности и педагогов и студентов к освоению МКТ в начале ХХ1 в. оказал Александр Николаевич Малюков - доктор педагогических наук, профессор МИГУ, который был в первые годы становления высшего педагогического образования в КГУ председателем государственной экзаменационной комиссии у музыкантов. Его уверенность в будущности начатых разработок по освоению музыкальных возможностей компьютера давала силы в работе.
Существенным импульсом в плане компьютеризации учебного процесса стало сотрудничество с Александром Васильевичем Дерягиным (1941-2020) - физиком-
6 После защиты кандидатской диссертации, которая состоялась 28 мая 1990 года: Космовская М. Л. Н.Ф. Финдейзен и его роль в истории русской музыкальной критики / Космовская Марина Львовна: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1990. 230 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25298703 (дата обращения: 25.07.2022).
ядерщиком, доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом РАН, ставшим первым главой администрации Калужской области, ко времени нашего знакомства в 2001 г. возглавлявший созданный им в 1997 г. «Калужский научный центр», действовавший под девизом «Невозможное делаем сразу, чудо требует некоторой подготовки». Конференции, заседания, обсуждения под его руководством превращались в концентрированное поле генерации идей, неожиданных предложений и прозрений. Одной из таковых стало предложение написать гимн Российского гуманитарного научного фонда, что и было осуществлено в Курске к 10-летию РГНФ -в 2004 г., с музыкой Владимира Николаевича Шевцова (инструментальный вариант для синтезатора был сделан Алексеем Андреевичем Шатырко, 1948-2008) и словами калужской поэтессы Елены Костюк. В 2006 г. Гимн на этот же текст прозвучал в музыкальном воплощении Евгения Дмитриевича Легостаева (1948-2018) [2].
Мощным стимулом к работе по внедрению в учебный процесс факультета искусств (2003-2018) стремительно развивающихся музыкально-компьютерных технологий стала международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование - 2004». Расширение круга коллег-единомышленников, заинтересованных в формировании новой системы работы, и начало творческого сотрудничества с лидерами движения по освоению МКТ - очень значимый результат декабрьских встреч в Санкт-Петербурге, и сегодня ежегодно подводящих итоги работы в этом направлении.
Для развития МКТ в Курске два имени следует выделить особо - это Ирина Борисовна Горбунова, доктор пед. наук, профессор, организатор и руководитель учебно-методической лаборатории музыкально-компьютерных технологий РГПУ им. А. И. Герцена, чье заинтересованное участие, продолжающееся и сегодня, дало импульс к выстраиванию единой системы работы в КГУ.
Особо значимым для создания комплекса учебных программ по музыкально-компьютерной подготовке студентов в последующие годы стало сотрудничество с Юрием Николаевичем Рагсом (1926-2012). Музыковед, пианист, педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского с большим интересом и энтузиазмом воспринял курские предложения и с большой заинтересованностью поддерживал наши начинания, а порой давал и критическую оценку складывавшейся системы для ее оперативной корректировки.
Как аспирант Н. А. Гарбузова (1880-1955), Ю. Н. Рагс продолжал развитие идей первого своего научного руководителя [7], создателя акустической лаборатории в консерватории, стремясь к объединению музыкантов-педагогов всех учебных заведений, для чего в начале XXI в. им был создан электронный ресурс «Трибуна педагога-музыканта» [8]. На сайте УМЛ МКТ И. Б. Горбуновой дается краткая и емкая характеристика его деятельности: «Юрий Николаевич Рагс заложил фундамент для развития ряда новых направлений, активно развивающихся в наши дни, - музыкальная информатика, звукорежиссура, метамузыкознание, музыкально-компьютерные технологии» [9]. Будучи научным руководителем Вычислительного центра консерватории, научным руководителем методологического семинара «Акустические среды», он активно включался и в нашу работу своими оценками и советами.
Обстоятельная рецензия Юрия Николаевича на программу курса «Музыкальная информатика» обусловила факты последующего развития системы работы по ликвидации у музыкантов региона элементарной профессиональной компьютерной безграмотности.
В Пояснительной записке к программе «Музыкальная информатика» 2002 г., которая создавалась как профессиональная адаптация дисциплины федерального
компонента Государственного стандарта «Математика и информатика», введенной во всех вузах в начале века для начального освоения студентами персонального компьютера, отмечалось: «В настоящее время еще не многие школы в состоянии обеспечить музыкальный кабинет компьютерным оборудованием, необходимым для успешной работы учителя в предлагаемых программой направлениях. Минует 5-10 лет, и каждый учитель музыки должен будет уметь написать фонограмму, скомпоновать оркестрово-хоровой аккомпанемент для выступления своих учеников, набрать и распечатать хоровые партии, подготовить наглядные пособия для своего урока и т. п. В начальном курсе знакомства с персональным компьютером "Информатика и математика" Государственный стандарт образования предлагает освоение "стандартного программного обеспечения профессиональной деятельности". Однако в процессе первоначального обучения явно недостаточно отводится времени на знакомство с музыкальными программами, которых в настоящее время насчитывается уже более тысячи. ... С появлением компьютера в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. И еще одно: теперь каждый учитель музыки может сам готовить ноты к изданию. Современные программы позволяют набирать и печатать любые сочинения. Надо только правильно подобрать программу» [3; с. 124].
То есть целью дисциплины ставилось общее знакомство будущих учителей музыки с возможностями компьютера применительно к их специальности. Цель масштабная, особенно если учесть количество отводимого на ее реализацию времени: по учебному плану, к примеру, в 2001/2002 уч. г. было отведено всего 18 часов: 4 лекции и 14 практических занятий
Ценя каждое указание наставника, приведем отзыв Юрия Николаевича полностью: без купюр и редакторских правок.
Краткий отзыв на программу «Музыкальная информатика» М. Л. Космовской для студентов по специальности 030700 - музыкальное образование
К сожалению, я плохо знаю специфику работы музыкантов в педагогическом вузе, поэтому мои соображения носят условный характер.
Программа весьма нужная. Основные направления обозначены четко. На мой взгляд, ряд положений требует доработки. Ниже следуют замечания.
Утверждение учебной программы в музыкальных вузах происходит в УМО - Учебно-методическом объединении; только УМО ставит гриф. Проректор, тем более декан может только рекомендовать.
Там, где у Вас написано на титульном листе «Отделение дневного обучения», следует дать номер специальности. Таким образом, я полагаю, что эта программа - не для всех вузов, а только для вашего.
У нас музыкальная информатика - самостоятельный предмет, а не продолжение чего-то.
У Вас четко показано, что должен уметь, знать студент (написать фонограмму и проч.) Для музыкальных вузов «скомпоновать» аккомпанемент звучит непонятно; никто из композиторов не отделяет аккомпанемент от других элементов целого. Что такое «наглядные пособия» применительно к живой музыке, неясно (хотя догадаться не трудно).
Очень хороша формулировка: «Государственный стандарт образования предлагает освоение "стандартного программного обеспечения профессиональной
деятельности"»; мне такой не хватает (я сейчас завершаю работу над аналогичной программой в Московской консерватории).
Утверждение, что «любой человек может воспроизводить на нем (на компьютере, разумеется) звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии» нельзя принять, так как для этого требуются многие знания из теории и истории музыкального искусства и, обязательно, высокая культура специальной композиторской деятельности.
Очень ценно положение об использовании компьютера «применительно к их специальности».
В задачах Вы говорите о «музыкально-информационной сфере». Предполагается, что такая сфера уже известна. Интуитивно известна, конечно. Но ее признаки никто еще не перечислял, характеристики, свойства отсутствуют. Может быть, я ошибаюсь; прошу прощения.
«Простейшие аранжировки» - степень простоты не ясна.
Музыковедам мы даем солидную подготовку при работе в Word^. «Распознавание текста» (если речь идет о нотных текстах) - хороших программ пока еще нет существует. Для меня пока еще все не просто.
«Оптимальный объем знаний для знакомства...» - очень важная задача для исследователя-педагога. На эту тему хорошо бы кого-нибудь подвинуть.
«Дистанционное музыкальное образование» - без повседневной работы с наставником ничего не получится. Так можно только изучать теорию и историю музыки. А как же учиться играть на инструментах, петь, петь в хоре, сочинять и прочее?
Описания «специальных нотных редакторов» нужно унифицировать.
От Encore, Score и Sibelius^ мы отказались. Работаем только в Finale; сейчас у нас идет Finale - 2004.
Что такое «из 64 нотных линеек»? Может быть, нужно написать не линеек, а треков или партий?
К Cakewalk Pro Audio. Cakewalk Overture хорошо бы добавить Cubase.
В абзаце, начинающемся со слов: «Работа в одной из программ (по выбору педагога) и освоение основных параметров нотной графики. Нотный стан. Ключи ...)» впервые пошла конкретика. Мы такую конкретику ценим высоко. Но ее нужно еще расширить, так как многое не охвачено.
Про Тематический план я ничего не могу сказать, так как у нас другие задачи и план другой.
Литературу следует расширить.
Уважаемая, дорогая Марина Львовна! Вы проделали колоссальную работу. А я позволил себе ее покритиковать. Можете выбросить эту критику.
Ваш Ю. Р.
Июнь 2006 года
Вновь и вновь обращаясь на протяжении последующих лет к этому отзыву, все больше понимаешь его значение для дальнейших шагов по выработке системы педагогической работы по передаче знаний студентам по музыкально-компьютерным технологиям.
Если посмотреть Тематический план [3, с. 131], то мы увидим масштабность предложенных в 2002 г. материалов, уже с позиций стремительного развития технологий:
№ Наименование разделов и тем Всего в труд В том числе аудиторных Самостоят. раб. студ.
всего лекц практ
Введение. Музыка и компьютер 6 2 1 1 4
1 Программы нотной записи 14 6 1 5 8
2 Музыкальная аранжировка и композиция на компьютере 16 8 1 7 8
Заключение 4 2 1 1 2
ИТОГО: 40 18 4 14 22
Программа должна была решать следующие задачи:
- исследовать возможности компьютера в музыкально-информационной сфере: концерт за компьютером и его перезапись для педагогической работы; электронные методические пособия для освоения музыкальной грамоты; история музыки и компьютерные технологии;
- познакомить с программами, обеспечивающими нотную запись;
- проанализировать 2-3 программных пакета, предлагаемых разработчиками и получивших наибольшее признание музыкантов-практиков (Finale, Sibelius, Encore, Score for Dos, Cakewalk Pro Audio и др., на выбор педагога);
- научить студентов делать простейшие аранжировки» [3, с. 124-125].
Осознавая сложность работы, в программе выделяли два фактора, от которых
зависела интенсивность освоения дисциплины «Музыкальная информатика» в конкретных учебных группах, а также глубина и охват материалов:
- во-первых, специализация в среднем звене. Например, музыковедов, как правило, больше интересовали проблемы набора нот и подготовки нотных текстов к публикации; исполнителей - переведение нот в электронный вид и распознавание текста для последующего создания собственных редакторских обработок; композиторов - создание MIDI-студии и работа над собственными сочинениями.
- во-вторых, личные пристрастия начинающего музыканта и возможности дальнейшей профессиональной деятельности.
То есть программа, создаваемая для формирования у студентов импульса к дальнейшей самостоятельной работе по огромной и существенной отрасли деятельности музыканта, как шаг к особой профессиональной специализации, предусматривала разноуровневый индивидуальный подход в работе.
Для самооценки студентам предлагалось быть готовыми к двум формам контроля (приведем их полностью как показатель охвата проблематики).
• Во-первых, к ответам на вопросы:
1. Музыка на ПК. Общая характеристика.
2. Концерты в Интернете и возможности их перенесения на урок музыки.
3. Характеристика электронных методических пособий для освоения музыкальной грамоты.
4. Возможности компьютера в помощь изучающим музыкальную литературу и историю музыки.
5. Системы записи на CD.
6. Требования к компьютерному обеспечению для качественного звучания музыки.
7. История тиражирования нот и нотных издательств.
8. Компьютер и ноты. Графика в Paint.
9. Общая характеристика специальных нотных редакторов
10. Профессиональные возможности программы Encore.
11. Характеристика двух-трех музыкальных программ по нотной графике.
12. Основы композиции и виртуальная студия Cakewalk Pro Audio 8.5 или 9.
13. Программные приложения: Cakewalk Guitar Studio, Cakewalk Overture, Cakewalk In Concert, Cakewalk Audio FX.
14. Возможности midi-клавиатуры и компьютера.
15. Раскрытие процесса работы по перезаписи музыкальных сочинений с разных носителей на компакт-диски.
16. Проблемы и перспективы развития музыкально-информационных систем.
• Во-вторых, к выполнению практической работы за компьютером по двум направлениям:
1. Набрать нотный текст.
2. Написать (аранжировать) музыкальный период (8-16 тактов) с заданными характеристиками (в стиле, жанре, размере, характере и т. п.)
Перечень вопросов показывает, насколько прав был Ю. Н. Рагс в своей критике.
Однако до 2008 г. студенты - будущие учителя музыки - получали информацию по музыкально-компьютерным технологиям в Курском государственном университете именно по этой программе.
Существенным качественным скачком в работе по освоению МКТ стало учреждение научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий [5; 6] и приход в университет Сергея Александровича Боженова на должность заведующего НИЛ МКТ, который сразу включился как в педагогическую, так и в методическую работу, и за последующие 10 лет сложилась концепция и система подготовки студентов, как мы понимаем теперь, к новой, цифровой эпохе.
Программа по «Музыкальной информатике» для совершенствования работы стала как бы первоначальным конспектом, поскольку введение новых курсов в той или иной мере стало толкованием уже включенных в нее множественных проблем «музыкального компьютера».
Замечание Ю. Н. Рагса о необходимости основательной музыкальной подготовки для результативного постижения МКТ привело к созданию программы дисциплины «Теория музыки в нотных редакторах». Как известно, первоначальный этап освоения теории музыки каждый обучающийся осваивает в процессе приобщения к элементарной музыкальной грамоте: как на уроках музыки в системе общего образования, так и на занятиях по сольфеджио в учреждениях дополнительного образования. Следующий уровень освоения теории музыки - это обязательный курс в музыкальных колледжах. Логично в новую цифровую эпоху было выведение в высшей школе этой дисциплины на новый уровень освоения - повторения азов теории уже применительно к их проработке за компьютером, то есть в процессе компьютерного набора.
Тема «Музыкальная аранжировка и композиция за компьютером» разделилась на два направления: во-первых, по изучению наиболее полезных в работе будущего учителя музыки компьютерных программ - на втором курсе, которая так и называлась «Освоение Музыкально-компьютерных программ»; во-вторых, по профессиональном вхождению в работу со звуком за компьютером для создания собственных аранжировок и композиций под названием «Работа со звуком за компьютером», на третьем курсе.
Завершением освоения музыкального компьютера в процессе получения степени бакалавра стала программа четвертого курса под названием «Музыкально-компьютерные технологии», которая, с учетом долговременных педагогических практик, была практико-ориентированной,
Так сложилась последовательная система дисциплин, охватывающих все четыре курса обучения студентов-бакалавров музыкального профиля педагогического образования, обеспечивавшая, при 2 часах работы с педагогом в неделю, базисные знания для работы педагога-музыканта в цифровую эпоху:
1 курс - «Музыкальная информатика» и «Теория музыки в нотных редакторах».
2 курс - «Освоение музыкально-компьютерных программ».
3 курс - «Работа со звуком за компьютером».
4 курс - «Музыкально-компьютерные технологии».
Комплекс дисциплин создавался вместе с корректировкой учебного плана и учетом потребностей дисциплин профессионального цикла - как педагогических, так и историко-теоретических.
Начало работы со студентами по направлениям подготовки культуры и искусства обусловило лишь содержательную корректировку уже разработанных вышеназванных программ.
В 2008-2018 гг. программы кафедры музыки для цикла МКТ учебных планов создавались старшим преподавателем Сергеем Александровичем Боженовым и доцентом кафедры музыки Юрием Игоревичем Лебединским. Неизменным помощником студентов в освоении МКТ в 2003-2018 гг. был лаборант кафедры, учебный мастер, зав. кабинетом музыкально-компьютерных технологий (должности разных лет) Степан Александрович Ходыревский, который во внеурочное время курировал работу студентов в специально созданном для этой работы кабинете (ауд. 234 новейшего корпуса КГУ) и способствовал освоению обучающимися теоретического материала на практике.
Усилиями этой группы преподавателей сформировался комплекс дисциплин, который давал успешные результаты в работе со студентами; была четко налажена система самоподготовки и самообразования студентов в мкт-сфере, особенно инвалидов по зрению, что, в частности, стало слагаемым успешной аккредитации основных педагогических направлений факультета искусств в составе Курского государственного университета в 2018 г.
Таким образом, в первые десятилетия работы со студентами кафедры музыки Курского государственного университета была выработана последовательная, четкая и логичная система подготовки педагогических кадров в сфере музыкально-компьютерных технологий: от концепции образовательного процесса в новом информационном пространстве о необходимости регулярного и последовательного освоения новаций в сфере МКТ - к первым шагам ее апробации и воплощения; от консультирования и рецензирования у выдающихся деятелей этой сферы (И. Б. Горбуновой и Ю. Н. Рагса) первых опытов - к формированию систематической работы по освоению МКТ и созданию программно-методического обеспечения. Работа эта сложилась, была апробирована и внедрена в педагогический процесс студентов-музыкантов в 1999-2018 гг., причем в последние пять лет анализируемого периода весь комплекс дисциплин работал в полном объеме представленных дисциплин как на очном, так и на заочном отделениях.
Новые учебные планы последующих лет [10-12] показывают, что преемственность в музыкально-компьютерной профессионализации, со стремительно нарастающей потребностью для каждого педагога, постепенно изживается в образовательном процессе музыкантов факультета искусств и арт-педагогики (название факультета с 1 сентября 2018 года). А ведь, к примеру, по ФГОС 3++ по направлениям группы культуры и искусства четко прописано: «ОПК-5. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением
информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [4]. И без комплексного подхода к работе по целому блоку специальных дисциплин сформировать эту общепрофессиональную компетенцию невозможно. Конечно, можно заменить знания, недополученные студентами в годы обучения в вузе, специальными курсами повышения квалификации или переподготовки, но ведь это уже следующая ступень: музыкально-компьютерные технологии сегодня стремительно развиваются, а базовую основу все же музыкальные педагоги должны получать в вузе.
Библиографический список
1. Боженов, С. А. Краткий обзор истории деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий Курского государственного университета в 2008-2018 годы / С. А. Боженов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. -№ 2 (62). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4464/ (дата обращения: 23.07.2022).
2. Легостаев, Е. Д. Гимн РГНФ: новый вариант 2006 года: Ноты / Е. Д. Легостаев // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII Региональной научно-практической конференции РГНФ / общ. ред. Ю. Ф. Мелихова; отв. ред. М. Л. Космовская и В. А. Лаптева. - Курск: Изд. Курск. гос. ун.-та, 2006; фото, аудио и видеоматериалы. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство от 30.10.2006. - С 1111. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 24979818 67230203.pdf ; Видео: 01:09-04:39. -URL: https://youtu.be/Nv9l7b-ljAA (дата обращения: 19.08.2022).
3. Музыкальная информатика: Программа / автор-составитель М. Л. Космовская // Рабочие программы дисциплин музыкально-теоретического цикла: учебно-методический комплекс специальности 030700 - музыкальное образование. Часть 3. - Курск: КГУ, 2002. - С. 122-131.
4. Образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата. Направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. Направленность (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах. - Курск, 2019. - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/OP 53.03.02 Muzykalyno-instrumentalynoe iskusstvo.pdf (дата обращения 23.07.2022)
5. Первая пятилетка Научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий Курского государственного университета // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Гл. ред. М.Л. Космовская. Отв. ред. В. А. Лаптева и Л. А. Ходыревская. -Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2014. - С. 117-137. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24280298;https://www.elibrary.ru/download/elibrary 2428029 8 51736733.pdf (дата обращения: 19.08.2022).
6. Перспективы работы научно-исследовательской лаборатории музыкальных технологий // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII Региональной научно-практической конференции РГНФ: Электронное издание / общ. ред. Ю. Ф. Мелихова. отв. ред. М. Л. Космовская и В. А. Лаптева. - Курск: Изд. Курск. гос. ун.-та, 2006. - С. 15-31. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство 8841 от 31.10.2006 (совм. с В.А. Лаптевой).
7. Рагс, Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Ю. Н. Рагс; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва, 1998. - 78 с.
8. Рагс, Ю. Н. О сайте «Трибуна Музыканта-педагога» / Ю. Н. Рагс // Современное музыкальное образование - 2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург. 26-29 октября 2004 г. / научный редактор И. Б. Горбунова. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - С. 64-67.
9. Рагс Юрий Николаевич // Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория / Руководитель - И. Б. Горбунова. Трибуна педагога-музыканта: Форум. -URL: https://gorbunova.herzen.spb.ru/tribuna/ (дата обращения: 17.08.2022).
10. Учебный план Направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. Направленность (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах. 2020. - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan 530302 Ispolnitelystvo na muzykalynyx i nstrumentax 3++(1).pdf (дата обращения: 23.07.2022).
11. Учебный план по программе бакалавриата. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) Музыка. - 2019. -URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan Muzyka 3plus-plus ofo(2019).pdf (дата обращения: 23.07.2022).
12. Учебный план по программе бакалавриата. Направление подготовки 53.03.05 Дирижирование Направленность (профиль) Дирижирование академическим хором. 2020 - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan 53.03.05 Dirighirovanie akademicheskim xorom 3++(1).pdf (дата обращения: 23.07.2022).
13. Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1915-1920 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М. Л. Космовской. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004 (1892-1901); 2010 (1901-1909); 2013 (1909-1914); 2016 (19151920); 2021 (1920-1924). -
14. Финдейзен Н. Ф. Из моих воспоминаний / Рукописные памятники. Вып. 8. Подготовка текста, вступительная статья и примечания М. Л. Космовской. -Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004. - 352 с.
15. Финдейзен Н. Ф. Русская музыка в XIX в. Вместо предисловия // РМГ. -1901. - №1. - Стб.3-5; - №2. - Стб. 33-42; - №5. - Стб.129-135; - №6. - Стб. 161-165; - №8. - Стб.234-236; - №11. - Стб. 321-326; - №12. - Стб.353-358.7
7 Выходные данные статьи даются полностью, поскольку сегодня «Русская музыкальная газета» за все 25 лет ее издания с 1894 по 1918 г. размещена в открытом доступе на сайте Российской национальной библиотеки «Газеты в сети и все ее». URL: https://nlr.ru/res/inv/ukazat55/record full.php?record ID=123091 (дата обращения: 23.07.2022).