Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ МУЗЫКИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ  '

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ МУЗЫКИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
История музыки и культуры / музыкальная информатика / теория музыки в нотных редакторах / музыкально-компьютерные программы / работа со звуком за компьютером / музыкально-компьютерные технологии. / History of music and culture / music informatics / music theory in music editors / music and computer programs / working with sound at a computer / music and computer technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космовская М. Л.

В статье раскрывается история становления и развития одного из направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий [1] – создание системы подготовки студентов факультета искусств к цифровизации образовательного процесса и их активной самостоятельной работе с музыкальным компьютером, начиная с азов – к нотной, звукои видеозаписи, созданию собственных фонограмм и сочинений, к компоновке самостоятельных учебных видеороликов для уроков музыки в школе. Особо выделяется значение для становления этой работы в КГУ многолетнего сотрудничества с И. Б. Горбуновой и особенно с Ю. Н. Рагсом в поздний период его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Космовская М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY, THEORY AND PRACTICE OF MASTERING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES FUTURE TEACHERS AND MUSIC TEACHERS AT KURSK STATE UNIVERSITY

The article reveals the history of the formation and development of one of the activities of the research laboratory of music and computer technologies [1] – the creation of a system for preparing students of the Faculty of Arts for the digitalization of the educational process and their active independent work with a music computer, starting with the basics – to music, sound and video recording, creating their own phonograms and compositions, to the layout of independent educational videos for music lessons at school. The importance of long-term cooperation with I. B. Gorbunova and especially with Yu. N. Rags in the late period of his activity is highlighted for the formation of this work at KSU.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ МУЗЫКИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ »

УДК 93/94+908+371+78

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ МУЗЫКИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ1

© 2023 М. Л. Космовская

доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий, профессор кафедры музыкального образования и исполнительства

e-mail: svirel11 @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается история становления и развития одного из направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий [1] - создание системы подготовки студентов факультета искусств к цифровизации образовательного процесса и их активной самостоятельной работе с музыкальным компьютером, начиная с азов - к нотной, звуко- и видеозаписи, созданию собственных фонограмм и сочинений, к компоновке самостоятельных учебных видеороликов для уроков музыки в школе. Особо выделяется значение для становления этой работы в КГУ многолетнего сотрудничества с И. Б. Горбуновой и особенно с Ю. Н. Рагсом в поздний период его деятельности.

Ключевые слова: история музыки и культуры, музыкальная информатика, теория музыки в нотных редакторах, музыкально-компьютерные программы, работа со звуком за компьютером, музыкально-компьютерные технологии.

HISTORY, THEORY AND PRACTICE OF MASTERING MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES FUTURE TEACHERS AND MUSIC TEACHERS AT KURSK STATE UNIVERSITY

© 2023 M. L. Kosmovskaya

Doctor of Artscience, Professor, Chief Researcher of the Research Laboratory of Music and Computer Technologies e-mail: KosmosvskayaML @ outlook. com

Kursk State University

The article reveals the history of the formation and development of one of the activities of the research laboratory of music and computer technologies [1] - the creation of a system for preparing students of the Faculty of Arts for the digitalization of the educational process and their active independent work with a music computer, starting with the basics - to music, sound and

1 Статья является продолжением научного обобщения, начатого в статье С. А. Боженова об основных направлениях деятельности НИЛ МКТ КГУ, представляя этапы становления программно-методического обеспечения музыкально-компьютерных дисциплин учебных планов факультета искусств о чем говорилось так: «История самого процесса весьма интересна и показательна, поэтому станет темой отдельной статьи историко-педагогической направленности» [1].

video recording, creating their own phonograms and compositions, to the layout of independent educational videos for music lessons at school. The importance of long-term cooperation with I. B. Gorbunova and especially with Yu. N. Rags in the late period of his activity is highlighted for the formation of this work at KSU.

Keywords: history of music and culture, music informatics, music theory in music editors, music and computer programs, working with sound at a computer, music and computer technologies.

«История очищает путь человечеству и его культурной деятельности. Она наказывает все мелочное, завистливое, ничтожное, она возвеличивает все крупное, строгое, славное; она устанавливает авторитеты» [15: стб. 4], - писал в 1901 г. Н. Ф. Финдейзен (1894-1928), призывая своих коллег-историков и музыкальных критиков собирать факты музыкальной культуры для их последующего объективного анализа и оценки. Это была установка, которая в начале ХХ в. закладывала методологическую основу музыкознанию как науке, поскольку формулировала ведущий принцип первого этапа научной работы историков музыкального искусства.

Каждое значительное явление в жизни социума требует именно такого подхода. Осознание новых принципов работы в эпоху цифровизации, фиксация фактов вхождения в процесс освоения новых форм и методов, программного обеспечения и конкретной практической работы видится сегодня не просто актуальной, но и злободневной задачей, поскольку простая констатация фактов деятельности кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства (далее - кафедры музыки2) и научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (далее - НИЛ МКТ), выстроенных в хронологическом порядке, отражает происходящие в регионе процессы по разработке и внедрению в практику образовательной деятельности возможностей, предоставляемых новой эрой развития науки и техники. Особенно это значимо для профессии музыканта, поскольку термин «музыкальный компьютер», предложенный в начале ХХ в. И. Б. Горбуновой - одной из первых создателей учебно-методической лаборатории МКТ в России (РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге), и устанавливающий вектор работы в этом направлении, дает основу для осознания, что рубеж тысячелетий - это исторический и решительный вызов в работе педагогов-музыкантов. С включением новых знаний, умений и владений в учебный процесс системы высшего музыкального образования

"3 4

учителей музыки3, дирижеров академического хора4 и исполнителей-инструменталистов5 - трех основных направлений, по которым ведется подготовка бакалавров в Курском государственном университете, студенты должны стать педагогами нового уровня: не для простого разговора с обучающимися о жизни посредством музыки, а для того, чтобы каждый урок стал мощным стимулом в постижению таинств музыкального искусства и практической работы в сфере звука.

Со дня начала своей деятельности в 1998 г. кафедра методики преподавания музыки

и изобразительного искусства дважды меняла свое название: с сентября 2017 г. называлась кафедрой музыкального искусства и образования, с осени 2018 - кафедрой музыкального образования и исполнительства. Общее в названии кафедры - музыка, что и позволяет так называть ее далее, не прибегая к аббревиатуре. Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленности (профиля) Музыка.

Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование, направленности (профиля) Дирижирование академическим хором.

Подготовка в бакалавриате ведется по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, направленности (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах.

3

Изложение фактов в хронологическом порядке видится необходимым не только для возможной последующей оценки полученных результатов, но и для преодоления наметившихся негативных явлений в учебно-педагогической подготовке музыкантов с поиском выхода из складывающейся ситуации сокращения и даже полной ликвидации музыкально-компьютерных дисциплин из учебных планов, по которым они обучаются сегодня.

Концептуальные основы внедрения компьютерных технологий в научно-практическую работу формировались постепенно, и революционное их значение было осознано в процессе исследовательской работы по разработке и подготовке к изданию рукописей отечественных музыкантов.

1990-е годы6, особенно их вторая половина, тревожили недостатком собственного образования в сфере компьютеризации и постоянно ставили новые задачи в освоении, как теперь понимаешь, элементарных базовых программ, открывая горизонты и даруя возможность осуществления самых дерзких замыслов. К примеру, идея издания воспоминаний Н. Ф. Финдейзена, которая родилась еще в 1980-е гг. и состояла первоначально в переписывании его рукописи своей рукой, затем распечаткой текста на машинке и осознанием, что это - колоссальный труд, который будет длиться годами и даже десятилетиями.

Появление первого ноутбука в личном пользовании в середине 1990-х гг. высветило новые горизонты в этой работе, несмотря на то что память этого компьютера не удерживала более 20 страниц текста, причем они не сохранялись и приходилось набирать заново... Но это было уже преодолимо, поскольку распечатка - правка - распечатка давали удобочитаемый рабочий вариант, с которым и дальше можно было работать - анализировать, комментировать, делать выводы. Восемь лет труда увенчались изданием этой книги в 2004 г. [14], а далее - по уже наработанной методике стали выходить в свет и его «бытовые» дневники [13: 2004, 2010, 2013, 2016, 2021, шестой том завершен в январе 2022 г. и в ближайшее время планируется его издание для завершения этой части работы по финдейзеновскому архиву], охватившие период с 1892 по 1928 г. - уже более объемные и основательные. Начало этой работы выработало убежденность: новые технические возможности по работе с текстом и нотами должны быть доступны и освоены студентами.

Именно поэтому с 1999 г. начала создаваться первая в нашем вузе программа по компьютеризации музыкального образования, которая в 2002 г. была опубликована под названием «Музыкальная информатика» [3]. Сегодня уже трудно представить, что все это делалось без Интернета в нашем сегодняшнем его состоянии. А вот электронная почта уже работала, и это выстраивало новый уровень взаимоотношений с коллегами.

Значительную поддержку в стремлении к компьютеризации и преодолению определенной косности и педагогов и студентов к освоению МКТ в начале ХХ1 в. оказал Александр Николаевич Малюков - доктор педагогических наук, профессор МИГУ, который был в первые годы становления высшего педагогического образования в КГУ председателем государственной экзаменационной комиссии у музыкантов. Его уверенность в будущности начатых разработок по освоению музыкальных возможностей компьютера давала силы в работе.

Существенным импульсом в плане компьютеризации учебного процесса стало сотрудничество с Александром Васильевичем Дерягиным (1941-2020) - физиком-

6 После защиты кандидатской диссертации, которая состоялась 28 мая 1990 года: Космовская М. Л. Н.Ф. Финдейзен и его роль в истории русской музыкальной критики / Космовская Марина Львовна: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1990. 230 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25298703 (дата обращения: 25.07.2022).

ядерщиком, доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом РАН, ставшим первым главой администрации Калужской области, ко времени нашего знакомства в 2001 г. возглавлявший созданный им в 1997 г. «Калужский научный центр», действовавший под девизом «Невозможное делаем сразу, чудо требует некоторой подготовки». Конференции, заседания, обсуждения под его руководством превращались в концентрированное поле генерации идей, неожиданных предложений и прозрений. Одной из таковых стало предложение написать гимн Российского гуманитарного научного фонда, что и было осуществлено в Курске к 10-летию РГНФ -в 2004 г., с музыкой Владимира Николаевича Шевцова (инструментальный вариант для синтезатора был сделан Алексеем Андреевичем Шатырко, 1948-2008) и словами калужской поэтессы Елены Костюк. В 2006 г. Гимн на этот же текст прозвучал в музыкальном воплощении Евгения Дмитриевича Легостаева (1948-2018) [2].

Мощным стимулом к работе по внедрению в учебный процесс факультета искусств (2003-2018) стремительно развивающихся музыкально-компьютерных технологий стала международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование - 2004». Расширение круга коллег-единомышленников, заинтересованных в формировании новой системы работы, и начало творческого сотрудничества с лидерами движения по освоению МКТ - очень значимый результат декабрьских встреч в Санкт-Петербурге, и сегодня ежегодно подводящих итоги работы в этом направлении.

Для развития МКТ в Курске два имени следует выделить особо - это Ирина Борисовна Горбунова, доктор пед. наук, профессор, организатор и руководитель учебно-методической лаборатории музыкально-компьютерных технологий РГПУ им. А. И. Герцена, чье заинтересованное участие, продолжающееся и сегодня, дало импульс к выстраиванию единой системы работы в КГУ.

Особо значимым для создания комплекса учебных программ по музыкально-компьютерной подготовке студентов в последующие годы стало сотрудничество с Юрием Николаевичем Рагсом (1926-2012). Музыковед, пианист, педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского с большим интересом и энтузиазмом воспринял курские предложения и с большой заинтересованностью поддерживал наши начинания, а порой давал и критическую оценку складывавшейся системы для ее оперативной корректировки.

Как аспирант Н. А. Гарбузова (1880-1955), Ю. Н. Рагс продолжал развитие идей первого своего научного руководителя [7], создателя акустической лаборатории в консерватории, стремясь к объединению музыкантов-педагогов всех учебных заведений, для чего в начале XXI в. им был создан электронный ресурс «Трибуна педагога-музыканта» [8]. На сайте УМЛ МКТ И. Б. Горбуновой дается краткая и емкая характеристика его деятельности: «Юрий Николаевич Рагс заложил фундамент для развития ряда новых направлений, активно развивающихся в наши дни, - музыкальная информатика, звукорежиссура, метамузыкознание, музыкально-компьютерные технологии» [9]. Будучи научным руководителем Вычислительного центра консерватории, научным руководителем методологического семинара «Акустические среды», он активно включался и в нашу работу своими оценками и советами.

Обстоятельная рецензия Юрия Николаевича на программу курса «Музыкальная информатика» обусловила факты последующего развития системы работы по ликвидации у музыкантов региона элементарной профессиональной компьютерной безграмотности.

В Пояснительной записке к программе «Музыкальная информатика» 2002 г., которая создавалась как профессиональная адаптация дисциплины федерального

компонента Государственного стандарта «Математика и информатика», введенной во всех вузах в начале века для начального освоения студентами персонального компьютера, отмечалось: «В настоящее время еще не многие школы в состоянии обеспечить музыкальный кабинет компьютерным оборудованием, необходимым для успешной работы учителя в предлагаемых программой направлениях. Минует 5-10 лет, и каждый учитель музыки должен будет уметь написать фонограмму, скомпоновать оркестрово-хоровой аккомпанемент для выступления своих учеников, набрать и распечатать хоровые партии, подготовить наглядные пособия для своего урока и т. п. В начальном курсе знакомства с персональным компьютером "Информатика и математика" Государственный стандарт образования предлагает освоение "стандартного программного обеспечения профессиональной деятельности". Однако в процессе первоначального обучения явно недостаточно отводится времени на знакомство с музыкальными программами, которых в настоящее время насчитывается уже более тысячи. ... С появлением компьютера в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. И еще одно: теперь каждый учитель музыки может сам готовить ноты к изданию. Современные программы позволяют набирать и печатать любые сочинения. Надо только правильно подобрать программу» [3; с. 124].

То есть целью дисциплины ставилось общее знакомство будущих учителей музыки с возможностями компьютера применительно к их специальности. Цель масштабная, особенно если учесть количество отводимого на ее реализацию времени: по учебному плану, к примеру, в 2001/2002 уч. г. было отведено всего 18 часов: 4 лекции и 14 практических занятий

Ценя каждое указание наставника, приведем отзыв Юрия Николаевича полностью: без купюр и редакторских правок.

Краткий отзыв на программу «Музыкальная информатика» М. Л. Космовской для студентов по специальности 030700 - музыкальное образование

К сожалению, я плохо знаю специфику работы музыкантов в педагогическом вузе, поэтому мои соображения носят условный характер.

Программа весьма нужная. Основные направления обозначены четко. На мой взгляд, ряд положений требует доработки. Ниже следуют замечания.

Утверждение учебной программы в музыкальных вузах происходит в УМО - Учебно-методическом объединении; только УМО ставит гриф. Проректор, тем более декан может только рекомендовать.

Там, где у Вас написано на титульном листе «Отделение дневного обучения», следует дать номер специальности. Таким образом, я полагаю, что эта программа - не для всех вузов, а только для вашего.

У нас музыкальная информатика - самостоятельный предмет, а не продолжение чего-то.

У Вас четко показано, что должен уметь, знать студент (написать фонограмму и проч.) Для музыкальных вузов «скомпоновать» аккомпанемент звучит непонятно; никто из композиторов не отделяет аккомпанемент от других элементов целого. Что такое «наглядные пособия» применительно к живой музыке, неясно (хотя догадаться не трудно).

Очень хороша формулировка: «Государственный стандарт образования предлагает освоение "стандартного программного обеспечения профессиональной

деятельности"»; мне такой не хватает (я сейчас завершаю работу над аналогичной программой в Московской консерватории).

Утверждение, что «любой человек может воспроизводить на нем (на компьютере, разумеется) звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии» нельзя принять, так как для этого требуются многие знания из теории и истории музыкального искусства и, обязательно, высокая культура специальной композиторской деятельности.

Очень ценно положение об использовании компьютера «применительно к их специальности».

В задачах Вы говорите о «музыкально-информационной сфере». Предполагается, что такая сфера уже известна. Интуитивно известна, конечно. Но ее признаки никто еще не перечислял, характеристики, свойства отсутствуют. Может быть, я ошибаюсь; прошу прощения.

«Простейшие аранжировки» - степень простоты не ясна.

Музыковедам мы даем солидную подготовку при работе в Word^. «Распознавание текста» (если речь идет о нотных текстах) - хороших программ пока еще нет существует. Для меня пока еще все не просто.

«Оптимальный объем знаний для знакомства...» - очень важная задача для исследователя-педагога. На эту тему хорошо бы кого-нибудь подвинуть.

«Дистанционное музыкальное образование» - без повседневной работы с наставником ничего не получится. Так можно только изучать теорию и историю музыки. А как же учиться играть на инструментах, петь, петь в хоре, сочинять и прочее?

Описания «специальных нотных редакторов» нужно унифицировать.

От Encore, Score и Sibelius^ мы отказались. Работаем только в Finale; сейчас у нас идет Finale - 2004.

Что такое «из 64 нотных линеек»? Может быть, нужно написать не линеек, а треков или партий?

К Cakewalk Pro Audio. Cakewalk Overture хорошо бы добавить Cubase.

В абзаце, начинающемся со слов: «Работа в одной из программ (по выбору педагога) и освоение основных параметров нотной графики. Нотный стан. Ключи ...)» впервые пошла конкретика. Мы такую конкретику ценим высоко. Но ее нужно еще расширить, так как многое не охвачено.

Про Тематический план я ничего не могу сказать, так как у нас другие задачи и план другой.

Литературу следует расширить.

Уважаемая, дорогая Марина Львовна! Вы проделали колоссальную работу. А я позволил себе ее покритиковать. Можете выбросить эту критику.

Ваш Ю. Р.

Июнь 2006 года

Вновь и вновь обращаясь на протяжении последующих лет к этому отзыву, все больше понимаешь его значение для дальнейших шагов по выработке системы педагогической работы по передаче знаний студентам по музыкально-компьютерным технологиям.

Если посмотреть Тематический план [3, с. 131], то мы увидим масштабность предложенных в 2002 г. материалов, уже с позиций стремительного развития технологий:

№ Наименование разделов и тем Всего в труд В том числе аудиторных Самостоят. раб. студ.

всего лекц практ

Введение. Музыка и компьютер 6 2 1 1 4

1 Программы нотной записи 14 6 1 5 8

2 Музыкальная аранжировка и композиция на компьютере 16 8 1 7 8

Заключение 4 2 1 1 2

ИТОГО: 40 18 4 14 22

Программа должна была решать следующие задачи:

- исследовать возможности компьютера в музыкально-информационной сфере: концерт за компьютером и его перезапись для педагогической работы; электронные методические пособия для освоения музыкальной грамоты; история музыки и компьютерные технологии;

- познакомить с программами, обеспечивающими нотную запись;

- проанализировать 2-3 программных пакета, предлагаемых разработчиками и получивших наибольшее признание музыкантов-практиков (Finale, Sibelius, Encore, Score for Dos, Cakewalk Pro Audio и др., на выбор педагога);

- научить студентов делать простейшие аранжировки» [3, с. 124-125].

Осознавая сложность работы, в программе выделяли два фактора, от которых

зависела интенсивность освоения дисциплины «Музыкальная информатика» в конкретных учебных группах, а также глубина и охват материалов:

- во-первых, специализация в среднем звене. Например, музыковедов, как правило, больше интересовали проблемы набора нот и подготовки нотных текстов к публикации; исполнителей - переведение нот в электронный вид и распознавание текста для последующего создания собственных редакторских обработок; композиторов - создание MIDI-студии и работа над собственными сочинениями.

- во-вторых, личные пристрастия начинающего музыканта и возможности дальнейшей профессиональной деятельности.

То есть программа, создаваемая для формирования у студентов импульса к дальнейшей самостоятельной работе по огромной и существенной отрасли деятельности музыканта, как шаг к особой профессиональной специализации, предусматривала разноуровневый индивидуальный подход в работе.

Для самооценки студентам предлагалось быть готовыми к двум формам контроля (приведем их полностью как показатель охвата проблематики).

• Во-первых, к ответам на вопросы:

1. Музыка на ПК. Общая характеристика.

2. Концерты в Интернете и возможности их перенесения на урок музыки.

3. Характеристика электронных методических пособий для освоения музыкальной грамоты.

4. Возможности компьютера в помощь изучающим музыкальную литературу и историю музыки.

5. Системы записи на CD.

6. Требования к компьютерному обеспечению для качественного звучания музыки.

7. История тиражирования нот и нотных издательств.

8. Компьютер и ноты. Графика в Paint.

9. Общая характеристика специальных нотных редакторов

10. Профессиональные возможности программы Encore.

11. Характеристика двух-трех музыкальных программ по нотной графике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Основы композиции и виртуальная студия Cakewalk Pro Audio 8.5 или 9.

13. Программные приложения: Cakewalk Guitar Studio, Cakewalk Overture, Cakewalk In Concert, Cakewalk Audio FX.

14. Возможности midi-клавиатуры и компьютера.

15. Раскрытие процесса работы по перезаписи музыкальных сочинений с разных носителей на компакт-диски.

16. Проблемы и перспективы развития музыкально-информационных систем.

• Во-вторых, к выполнению практической работы за компьютером по двум направлениям:

1. Набрать нотный текст.

2. Написать (аранжировать) музыкальный период (8-16 тактов) с заданными характеристиками (в стиле, жанре, размере, характере и т. п.)

Перечень вопросов показывает, насколько прав был Ю. Н. Рагс в своей критике.

Однако до 2008 г. студенты - будущие учителя музыки - получали информацию по музыкально-компьютерным технологиям в Курском государственном университете именно по этой программе.

Существенным качественным скачком в работе по освоению МКТ стало учреждение научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий [5; 6] и приход в университет Сергея Александровича Боженова на должность заведующего НИЛ МКТ, который сразу включился как в педагогическую, так и в методическую работу, и за последующие 10 лет сложилась концепция и система подготовки студентов, как мы понимаем теперь, к новой, цифровой эпохе.

Программа по «Музыкальной информатике» для совершенствования работы стала как бы первоначальным конспектом, поскольку введение новых курсов в той или иной мере стало толкованием уже включенных в нее множественных проблем «музыкального компьютера».

Замечание Ю. Н. Рагса о необходимости основательной музыкальной подготовки для результативного постижения МКТ привело к созданию программы дисциплины «Теория музыки в нотных редакторах». Как известно, первоначальный этап освоения теории музыки каждый обучающийся осваивает в процессе приобщения к элементарной музыкальной грамоте: как на уроках музыки в системе общего образования, так и на занятиях по сольфеджио в учреждениях дополнительного образования. Следующий уровень освоения теории музыки - это обязательный курс в музыкальных колледжах. Логично в новую цифровую эпоху было выведение в высшей школе этой дисциплины на новый уровень освоения - повторения азов теории уже применительно к их проработке за компьютером, то есть в процессе компьютерного набора.

Тема «Музыкальная аранжировка и композиция за компьютером» разделилась на два направления: во-первых, по изучению наиболее полезных в работе будущего учителя музыки компьютерных программ - на втором курсе, которая так и называлась «Освоение Музыкально-компьютерных программ»; во-вторых, по профессиональном вхождению в работу со звуком за компьютером для создания собственных аранжировок и композиций под названием «Работа со звуком за компьютером», на третьем курсе.

Завершением освоения музыкального компьютера в процессе получения степени бакалавра стала программа четвертого курса под названием «Музыкально-компьютерные технологии», которая, с учетом долговременных педагогических практик, была практико-ориентированной,

Так сложилась последовательная система дисциплин, охватывающих все четыре курса обучения студентов-бакалавров музыкального профиля педагогического образования, обеспечивавшая, при 2 часах работы с педагогом в неделю, базисные знания для работы педагога-музыканта в цифровую эпоху:

1 курс - «Музыкальная информатика» и «Теория музыки в нотных редакторах».

2 курс - «Освоение музыкально-компьютерных программ».

3 курс - «Работа со звуком за компьютером».

4 курс - «Музыкально-компьютерные технологии».

Комплекс дисциплин создавался вместе с корректировкой учебного плана и учетом потребностей дисциплин профессионального цикла - как педагогических, так и историко-теоретических.

Начало работы со студентами по направлениям подготовки культуры и искусства обусловило лишь содержательную корректировку уже разработанных вышеназванных программ.

В 2008-2018 гг. программы кафедры музыки для цикла МКТ учебных планов создавались старшим преподавателем Сергеем Александровичем Боженовым и доцентом кафедры музыки Юрием Игоревичем Лебединским. Неизменным помощником студентов в освоении МКТ в 2003-2018 гг. был лаборант кафедры, учебный мастер, зав. кабинетом музыкально-компьютерных технологий (должности разных лет) Степан Александрович Ходыревский, который во внеурочное время курировал работу студентов в специально созданном для этой работы кабинете (ауд. 234 новейшего корпуса КГУ) и способствовал освоению обучающимися теоретического материала на практике.

Усилиями этой группы преподавателей сформировался комплекс дисциплин, который давал успешные результаты в работе со студентами; была четко налажена система самоподготовки и самообразования студентов в мкт-сфере, особенно инвалидов по зрению, что, в частности, стало слагаемым успешной аккредитации основных педагогических направлений факультета искусств в составе Курского государственного университета в 2018 г.

Таким образом, в первые десятилетия работы со студентами кафедры музыки Курского государственного университета была выработана последовательная, четкая и логичная система подготовки педагогических кадров в сфере музыкально-компьютерных технологий: от концепции образовательного процесса в новом информационном пространстве о необходимости регулярного и последовательного освоения новаций в сфере МКТ - к первым шагам ее апробации и воплощения; от консультирования и рецензирования у выдающихся деятелей этой сферы (И. Б. Горбуновой и Ю. Н. Рагса) первых опытов - к формированию систематической работы по освоению МКТ и созданию программно-методического обеспечения. Работа эта сложилась, была апробирована и внедрена в педагогический процесс студентов-музыкантов в 1999-2018 гг., причем в последние пять лет анализируемого периода весь комплекс дисциплин работал в полном объеме представленных дисциплин как на очном, так и на заочном отделениях.

Новые учебные планы последующих лет [10-12] показывают, что преемственность в музыкально-компьютерной профессионализации, со стремительно нарастающей потребностью для каждого педагога, постепенно изживается в образовательном процессе музыкантов факультета искусств и арт-педагогики (название факультета с 1 сентября 2018 года). А ведь, к примеру, по ФГОС 3++ по направлениям группы культуры и искусства четко прописано: «ОПК-5. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением

информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [4]. И без комплексного подхода к работе по целому блоку специальных дисциплин сформировать эту общепрофессиональную компетенцию невозможно. Конечно, можно заменить знания, недополученные студентами в годы обучения в вузе, специальными курсами повышения квалификации или переподготовки, но ведь это уже следующая ступень: музыкально-компьютерные технологии сегодня стремительно развиваются, а базовую основу все же музыкальные педагоги должны получать в вузе.

Библиографический список

1. Боженов, С. А. Краткий обзор истории деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий Курского государственного университета в 2008-2018 годы / С. А. Боженов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. -№ 2 (62). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4464/ (дата обращения: 23.07.2022).

2. Легостаев, Е. Д. Гимн РГНФ: новый вариант 2006 года: Ноты / Е. Д. Легостаев // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII Региональной научно-практической конференции РГНФ / общ. ред. Ю. Ф. Мелихова; отв. ред. М. Л. Космовская и В. А. Лаптева. - Курск: Изд. Курск. гос. ун.-та, 2006; фото, аудио и видеоматериалы. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство от 30.10.2006. - С 1111. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary 24979818 67230203.pdf ; Видео: 01:09-04:39. -URL: https://youtu.be/Nv9l7b-ljAA (дата обращения: 19.08.2022).

3. Музыкальная информатика: Программа / автор-составитель М. Л. Космовская // Рабочие программы дисциплин музыкально-теоретического цикла: учебно-методический комплекс специальности 030700 - музыкальное образование. Часть 3. - Курск: КГУ, 2002. - С. 122-131.

4. Образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата. Направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. Направленность (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах. - Курск, 2019. - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/OP 53.03.02 Muzykalyno-instrumentalynoe iskusstvo.pdf (дата обращения 23.07.2022)

5. Первая пятилетка Научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий Курского государственного университета // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Гл. ред. М.Л. Космовская. Отв. ред. В. А. Лаптева и Л. А. Ходыревская. -Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2014. - С. 117-137. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24280298;https://www.elibrary.ru/download/elibrary 2428029 8 51736733.pdf (дата обращения: 19.08.2022).

6. Перспективы работы научно-исследовательской лаборатории музыкальных технологий // Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII Региональной научно-практической конференции РГНФ: Электронное издание / общ. ред. Ю. Ф. Мелихова. отв. ред. М. Л. Космовская и В. А. Лаптева. - Курск: Изд. Курск. гос. ун.-та, 2006. - С. 15-31. Гос. регистрация 0320601545, свидетельство 8841 от 31.10.2006 (совм. с В.А. Лаптевой).

7. Рагс, Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Ю. Н. Рагс; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - Москва, 1998. - 78 с.

8. Рагс, Ю. Н. О сайте «Трибуна Музыканта-педагога» / Ю. Н. Рагс // Современное музыкальное образование - 2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург. 26-29 октября 2004 г. / научный редактор И. Б. Горбунова. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - С. 64-67.

9. Рагс Юрий Николаевич // Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория / Руководитель - И. Б. Горбунова. Трибуна педагога-музыканта: Форум. -URL: https://gorbunova.herzen.spb.ru/tribuna/ (дата обращения: 17.08.2022).

10. Учебный план Направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. Направленность (профиль) Исполнительство на музыкальных инструментах. 2020. - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan 530302 Ispolnitelystvo na muzykalynyx i nstrumentax 3++(1).pdf (дата обращения: 23.07.2022).

11. Учебный план по программе бакалавриата. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) Музыка. - 2019. -URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan Muzyka 3plus-plus ofo(2019).pdf (дата обращения: 23.07.2022).

12. Учебный план по программе бакалавриата. Направление подготовки 53.03.05 Дирижирование Направленность (профиль) Дирижирование академическим хором. 2020 - URL: https://www.kursksu.ru/sveden/files/Ucheb plan 53.03.05 Dirighirovanie akademicheskim xorom 3++(1).pdf (дата обращения: 23.07.2022).

13. Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1915-1920 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М. Л. Космовской. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004 (1892-1901); 2010 (1901-1909); 2013 (1909-1914); 2016 (19151920); 2021 (1920-1924). -

14. Финдейзен Н. Ф. Из моих воспоминаний / Рукописные памятники. Вып. 8. Подготовка текста, вступительная статья и примечания М. Л. Космовской. -Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004. - 352 с.

15. Финдейзен Н. Ф. Русская музыка в XIX в. Вместо предисловия // РМГ. -1901. - №1. - Стб.3-5; - №2. - Стб. 33-42; - №5. - Стб.129-135; - №6. - Стб. 161-165; - №8. - Стб.234-236; - №11. - Стб. 321-326; - №12. - Стб.353-358.7

7 Выходные данные статьи даются полностью, поскольку сегодня «Русская музыкальная газета» за все 25 лет ее издания с 1894 по 1918 г. размещена в открытом доступе на сайте Российской национальной библиотеки «Газеты в сети и все ее». URL: https://nlr.ru/res/inv/ukazat55/record full.php?record ID=123091 (дата обращения: 23.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.