Научная статья на тему 'История стрельбы из лука как средства физической культуры тувинцев'

История стрельбы из лука как средства физической культуры тувинцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2412
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТ / ТРАДИЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ИГРЫ / СОСТЯЗАНИЯ / РИТУАЛЫ / ЗАБАВЫ / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / НАКОНЕЧНИК / ЧЕХОЛ СААДАК / И СУМКА КОЛЧАН / МИШЕНЬ -ПАЙ / SLIP COVER SААDАK / COMPONENT / TRADITIONAL PHYSICAL CULTURE / ETHNIC AND CULTURAL TRADITION / GAMES / COMPETITIONS / RITUALS / PASTIME / ROCK PAINTINGS / ARROWHEAD / AND BAG QUIVER / TARGETPAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Мендот Инга Эрес-ооловна, Ондар Оргелээр Чувурекович

Развитие перспективных направлений дальнейшего совершенствования традиционных национальных видов спорта, в т. ч. стрельбы из лука, заключается в повышении эффективности процесса физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Мендот Инга Эрес-ооловна, Ондар Оргелээр Чувурекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ARCHERY AS MEANS OF PHYSICAL CULTURE OF TUVANIANS

The development ofperspective directions of further improvement of traditional national kinds of sports archery is concluded in increasing of efficiency of the process ofphysical culture.

Текст научной работы на тему «История стрельбы из лука как средства физической культуры тувинцев»

Галимов Геннадий Яковлевич; доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета; тел.: 8 (3012)216989

Струганое Сергей Михайлович; кандидат педагогических наук; доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 10.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University: ph.: 8 (3012)216989.

Struganov Sergey Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical training, East-Siberian Institute of the Russian Interior Ministry.

УДК 799.322

© А.В. Гаськов, И.Э. Мендот, О.Ч. Ондар

ИСТОРИЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ

Развитие перспективных направлений дальнейшего совершенствования традиционных национальных видов спорта, в т. ч. стрельбы из лука, заключается в повышении эффективности процесса физической культуры.

Ключевые слова: компонент, традиционная физическая культура, этнокультурная традиция, игры, состязания, ритуалы, забавы, наскальные изображения, наконечник, чехол - саадак, и сумка - колчан, мишень -пай.

A.V. Gaskov, I.E. Mendot, O.Ch. Ondar

HISTORY OF ARCHERY AS MEANS OF PHYSICAL CULTURE OF TUVANIANS

The development ofperspective directions of further improvement of traditional national kinds of sports - archery is concluded in increasing of efficiency of the process ofphysical culture.

Keywords: component, traditional physical culture, ethnic and cultural tradition, games, competitions, rituals, pastime, rock paintings, arrowhead, slip cover - saadak, and bag - quiver, target- pai.

Физическая культура как неотъемлемая часть всей системы культуры находится с ней в диалектическом единстве. В свою очередь, народная физическая культура, с одной стороны, является частью всей народной культуры, а с другой -частью системы физической культуры. Исходя из концепции В.И. Столярова и В.С. Цукермана, к традиционной физической культуре следует относить все виды непосредственной, непрофессиональной деятельности людей, имеющей цель

- физическое, психологическое, эстетическое и нравственное воздействие на человека для подготовки его к труду, военному делу, для приспособления к естественной среде, укрепления здоровья, развлечений и т.д. В результате такой деятельности у каждого народа рождались многочисленные физические упражнения - игры, состязания, ритуалы, забавы, складывалась своя самобытная система физического воспитания (Б.Д. Санданов, 1993).

Одной из форм внеучебной деятельности сохранения и развития традиционных видов спорта является стрельба из лука с целью патриотического воспитания молодого поколения, укрепления дружбы, в интересах добра и справедливо-

сти, для развития нравственных чувств и физических способностей детей.

Сложившаяся ситуация в стране в области массовой физической культуры и спорта свидетельствует о том, что в современных условиях функционирования общеобразовательных учреждений (особенно в национальных республиках) национальные формы и средства стимулирования двигательной активности детей и школьников не достигают желаемых результатов.

Еще в народных сказках, легендах, преданиях стрельба из лука, наряду с борьбой, конными скачками, шахматами, выступает как состязательное средство. Очень часто сказочные герои-соперники «выясняют свои отношения» с помощью меткой стрельбы из лука. И это описывается очень красочно, живописно, захватывающе. Стрельба из лука - не только вид состязаний, она очень долго имела практическое значение в жизни, в быту тувинцев, т.к. лук являлся основным средством на охоте. Тува, как известно, край охотничий. Так было вплоть до конца XIX в. Как вид спорта стрельба из лука зародилась в 60-е годы XX в.

Наскальные изображения - это древнейший, интереснейший вид изобразительного искусства. Они отражают мировоззрение древнего человека, его духовный и материальный мир, взаимосвязь с окружающим миром, и представляют собой научную, историческую и этнокультурную ценность.

Большую работу по сбору и изучению наскальных изображений Тувы проделал А.Г. Грач. В 1953 и 1955 гг. он собрал большое число летописей в южных, западных и частично в центральных районах, где были сосредоточены богатые комплексы этих памятников (М.Х. Ман-най-оол, 1970).

Среди наскальных рисунков Тувы УИ-1 вв. до н.э. в большинстве случаев встречаются различные изображения диких животных. Кроме отдельных рисунков диких домашних животных, имеются целые бытовые сцены из жизни, а также культово-магические композиции. Особенно интересны сцены облавной и одиночной охоты на оленей, горных козлов и т.п., на которых люди всегда изображены несколько примитивнее и схематичнее, чем животные, причем конные или пешие охотники обычно были вооружены луками и стрелами.

Множество изображений лучников зафиксировано в Саянском каньоне Енисея московским археологом М.А. Дэвлет. Лучники изображаются в определенной позе: туловище - в фас, ноги

- в профиль. В вытянутой перед туловищем руке они держат лук, другая рука согнута в локте, касается предмета, висящего у бедра, возможно, сумки или кожаного сосуда (вторая половина нач. I тысячелетия до н.э.) (И.У. Самбу, 2004; В.К. Даржа, 2009).

Интересные композиции с участием лучников обнаружены в местечке Чайлаг-Хем (Чеди-Хольский кожуун), в Овюрском, Бай-Тайгинском кожуунах. Много петроглифов с изображением лучников выбито в композициях с разнообразными зверями, много сцен охоты (В.К. Даржа, 2009).

Лук у древних жителей тувинской земли появился, по свидетельству археологов, в эпоху неолита и в бронзовом веке. Во время раскопок многослойной стоянки Тора-Даш, расположенной в Чаа-Хольском районе, на правом берегу Енисея в 5 км, ниже устья р. Хемчик, петербургский археолог В.А. Семенов обнаружил наконечники стрел и их обломки. Они были изготовлены из мелких кремниевых и кварцитовых от-щепов. Все наконечники имеют выемку в основании глубиной от 0,1 -0,2 см до 0,5 см. Нако-

нечники имеют треугольную симметричную форму, вытянутые пропорции. Помимо мелких наконечников стрел найдены более крупные сломанные наконечники с округлым основанием и верхняя часть острия крупного наконечника. Трудно описать первый лук. Можно предположить, что это был прут из веток или гибкого корня, концы которого соединяли тетива из растительного волокна, кожи или жилы. Сложный лук, как правило, превосходил простой по долговечности, прочности и дальности полета стрелы. Тетиву древние охотники делали из шелковых нитей, «кишечной струны», сухожилий, скрученных ремешков сыромятной кожи и других материалов.

В зале особого хранения Национального музея в отдельной витрине собраны наконечники стрел, украшения лука, детали горита-футляра, в котором хранились лук со стрелами. Эти предметы вооружения также необычны, как и все, что связано с курганом Аржаан-2 и несут в себе немало тайн, вводящих в загадочный мир скифов.

В современном спорте представители бурятских и тувинских школ по стрельбе из лука добиваются выдающихся успехов. В этом аспекте вопрос дальнейшего прогресса российского спорта является весьма важным, поскольку Россия - евроазиатская страна, и в ее пределах наиболее многогранно и полно реализуется процесс взаимообогащения культур Востока и Запада.

В настоящее время одной из проблем этого вида спорта является недостаточное финансирование, спортсмены не имеют возможности выезжать на соревнования различных уровней, не могут набираться соревновательного опыта. Это связано и с падением популярности спорта, и резким, в десятки раз, снижением числа занимающихся, и с сокращением финансирования, что затрудняет приобретение лучшего снаряжения и приводит к техническому отставанию, нет научных трудов и методических пособий. Стрельба из лука в Республике Тыва не имеет массовости, которую мы наблюдаем в соседних регионах, таких как Бурятия, Читинская область, считающихся лидерами в данном виде спорта в России.

Особое внимание этническому аспекту воспитания уделялось в истории педагогического образования (П.П. Кропоткин, В.А. Сухомлин-ский, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие); в исследованиях в 1960-1990-е гг. - начале XXI в. (Л.Н. Бережно-ва, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Д.Е. Егоров,

А.Э. Измайлов, М.М. Кузьмин, Н.И. Малиновская, И.Л. Набок, Я.И. Ханбиков, В.И. Щеглов). Проблемам изучения регионально-этнических культур России посвящены исследования Н.В. Григорьева, Л.М. Мосоловой, В.В. Селиванова, Л.В. Петрова, В.А. Щученко и других. В этих исследованиях отмечено, что школьный возраст является наиболее благоприятным в осознании этнокультурных традиций (А.П. Валицкая, Н.В. Григорьев, И.Л. Набок, М.Ф. Рудзик, И.Ю. Хи-тарова и др.).

Появление лука и стрелы в Туве как основных орудий охоты способствовало проведению состязаний по стрельбе из лука в мишени на дальность, т. к. древние народы Центральной Азии из поколения в поколение развивали самобытную физическую культуру в виде игры, состязаний и разнообразных физических упражнений, которые являлись средствами народной педагогики (Райков М., 1898).

Стрельба из лука была распространена повсюду, где обитали люди. Однако у каждого народа были свои оригинальные упражнения для тренировки меткого глаза и твердости рук.

По историческим сведениям, первые луки в Туве появились в начале верхнего палеолита (около 35 000-8 000 лет до н. э.).

Спортивная стрельба из лука завоевала прочные позиции во многих странах мира, на всех континентах. Наши предки умело владели луком, добиваясь в стрельбе великолепных результатов. При состязании на скорость лучшие лучники выпускали от 8 до 20 стрел в минуту и считали для себя позором, если хоть одна из них не попала в цель. Поражали лучники и центр мишени на расстоянии до 200 шагов.

В суровых жизненных условиях, в тяжелой борьбе за существование тувинцы осознавали огромное значение развития в человеке большой физической силы и выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, храбрости и мужества, быстроты мышления, выдержки. Поэтому всегда придавалось большое значение воспитанию и развитию физических, психических и моральных качеств человека.

Особой популярностью в тувинском обществе пользовался такой вид трудовой и физической деятельности, как стрельба из лука. Рассмотрим ее подробнее.

Тувинцы, как и другие народы Центральной Азии, практиковали стрельбу из лука с древнейших времен. Стрельбу из лука тувинцы называют адар. Современные тувинцы употребляют октаар в двух значениях «бросать», «метать»,

«кидать» и «заряжать ружье, патроны». Значение выражений соответствует функциональным проявлениям стрел в прямом и переносном смысле.

Известны факты, подтверждающие феноменальные способности в стрельбе из лука кочевников Центральной Азии, в этом искусстве им не было равных.

Об уровне владения оружием тувинцев и точности их стрельбы свидетельствует один из распространенных приемов охоты для добычи в одном месте более двух зверей - шегедей адар -«специально ранить». Суть его заключалась в том, что первым выстрелом в определенное место останавливали зверя, тем самым заставляя его выполнять определенные действия. Например, волку выстрелом перебивали позвоночник в районе крестца. Раненый волк скулил и ползал на одном месте, чем привлекал остальных волков (Потапов Л.П., 1960; Кенин-Лопсан М.Б., 1994; Даржа В.К., 2009).

Факты свидетельствуют о том, что в основе точной стрельбы находился не один, а значительный по объему комплекс факторов и условий, в частности:

- тщательно продуманная конструкция оружейного комплекса, состоящего из лука, нескольких разновидностей стрел и специальных приспособлений для хранения, транспортировки, создающих удобства при использовании - это чехол для лука - саадак, и сумка для хранения стрел - колчан;

- вся традиционная одежда и обувь были ориентированы на создание максимально возможных удобств для стрельбы из лука;

- для точного выстрела была предназначена и вся конская сбруя тувинцев, т.е. конструкция седел, стремян, узд, блях, плети, с помощью которой подгонялся конь - все было направлено на создание условий для точного выстрела из лука;

- на это же была ориентирована и подготовка лошадей. Так, например, гривы коням подстригались только для того, чтобы они не мешали стрельбе из лука.

С определенной долей условности можно сказать, что на подготовку воинов была ориентирована и вся традиционная культура кочевых народов. Например, в прошлом стрельбе из лука обучали всех мальчиков с детских лет. Можно утверждать, что в основе точной стрельбы воинов находилась система воспитания, основанная на приучении стрельбе из лука с детского возраста. Взрослые вначале учили стрелять детей во

вбитый в землю колышек, затем в сусликов, пташек и т.д., делали детям лук и стрелы как игрушку, т.к. иных детских игрушек просто не существовало. Дети сами начинали подражать взрослым, соревноваться в играх между собой в попадании в цель, в охоте на сусликов и мелких птиц и т.д. Это походило на то, как каждый ребенок обучался верховой езде, которой фактически его никто не учил. Вначале катались на баранах и козлах до тех пор, пока взрослые не начинали ругаться и отгонять от животных, затем переходили на телят. В процессе игры моделируются будущие трудовые, учебные, военные, служебные, бытовые, общественные отношения ребенка. Роль игры в физическом развитии детей вообще трудно переоценить. Только посредством двигательных действий развиваются и совершенствуются все основные функции организма человека. А как и когда садились на коня никто не помнил, т.к. это происходило в глубоком детстве и не вызывало эмоций.

Навык стрельбы формировался у будущих воинов и охотников с раннего возраста. В результате практически непрерывно, с трех лет занимаясь стрельбой из лука, охотник доводил до высочайшего уровня мастерство точной стрельбы.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что во время охоты:

- развивались физические и психические качества человека;

- приобретались двигательные умения и навыки при стрельбе, езде на лошади, преодолении водных пространств и т.д.

На луках не существует каких бы то ни было прицельных приспособлений, а особый захват тетивы и ее натяжение до плеча изначально не ориентированы на прицеливание в общепринятом смысле слова. При этом точность выстрела была феноменальной, любой мужчина был способен поразить стрелой белку в голову. Описано много фактов стрельбы, когда стрелки, на скаку выстрелив, два раза попадали стрелой в стрелу и т.д. Если попадание одной стрелой в другую на скаку было, вероятно, результатом особого дара и способностей, которым явно обладали не все, то поражение белки в голову являлось стандартной ситуацией (Ягодин В.В., 1992; Самбу И.У., 2004).

Никаких специальных школ не существовало, не существовало также особых каст и закрытых обществ, вся цивилизация кочевников представляла собой одну большую касту воинов. У

мужчины, плохо владеющего оружием, практически не оставалось шансов на выживание.

Все мужчины Великой Степи прекрасно понимали и правильно оценивали значение лука как одного из самых эффективных видов оружия своего времени. С воином на резвом скакуне, вооруженным луком, достойно, на равных, мог соперничать только воин, сидящий на таком же скакуне и вооруженный аналогичным луком. Сравнения со всеми иными видами ручного холодного оружия и в отсутствии лошадей у противной стороны, при любом количестве воинов, просто некорректны. Один воин, вооруженный луком, был способен сразиться с десятком воинов, вооруженных мечами и копьями, и при этом выйти победителем.

Высокая техника стрельбы и пользования всеми видами оружия во все времена являлась результатом самообучения. Конечно, многое приходило с традициями от старшего поколения, которое, в свою очередь, было кровно заинтересовано в приобретении необходимых навыков каждого члена семьи, но в основе своей главный «образовательный импульс» исходил от каждого мужчины. Все без исключения мужчины были великолепными наездниками, отличными стрелками из лука, прекрасно метали аркан, хорошо ориентировались на местности и были способны стойко переносить любые тяготы жизни.

Выработке навыков точной стрельбы также способствовали соревнования по стрельбе из лука. Смысл соревнования заключается в том, что стрелок должен был «выбить» с линии мишени, представляющие собой клубки, скрученные из ремней. Выигрывал тот, кто выбивал большее количество клубков. Клубков было всегда столько, сколько было участников соревнований, при этом каждому стрелку разрешалось использовать количество стрел, равное количеству клубков или участников соревнований. Ремни в качестве мишеней применялись потому, что стрельбу из лука проводили, как правило, на относительно больших ровных участках местности, где сложно было найти подходящий материал для изготовления мишеней, заметных на расстоянии. К тому же для стрельбы применялась стрела с «тупым» наконечником, который изготавливался из конца рога марала, точно так, как для охоты на белку. При стрельбе такой стрелой в мишень из кожи оставались не поврежденными как мишень, так и сам наконечник. Для того, чтобы выявить победителя, после каждой серии выстрелов увеличивали дистанцию стрельбы.

Такой вид соревнований по стрельбе из лука баг адар практически ничем не отличался от игры - соревнования баг кагар «бить ремень».

М. Райков описывает и второй вид соревнований, во время которого лучники соревновались на точность, и прежде всего дальность стрельбы по мишеням, выполненным из больших пластин бересты. Цель в виде щита из бересты была высотой 4 аршина (3 м), шириной 3 аршина (2 м).

Было также соревнование по стрельбе в летающую мишень - пай адар. Мишень называлась пай, она представляла собой устройство размером приблизительно 20-30 см, выполненное из тонкой кожи или бересты таким образом, что подвешенное на длинном тонком шнуре к сетке дерева парило на высоте в воздухе, совершая при этом различные «пируэты». Возможно, этот вид «летающей мишени» был заимствован у монголов, т.к. на монгольском языке мишень -бай. Хотя возможно и наоборот, т.к. монголы -степной народ, предпочитающий жить в равнинной, безлесной местности, у них традиционно мишени представляют скрученные из ремней клубки - сур, разложенные в определенном порядке на земле (Дьяконова В.П., 1975; Даржа В.К., 2009).

Г.Е. Грум-Гржимайло упоминал как «отживающую и элементарную спортивную игру стрельбу из лука» - «Баг-Адары» (стрельба в мишень). Стрельбу из лука он назвал «играющей главную роль» в сойотской игре. Игру «Баг-Адары» (стрельба в мишень), пережив эпоху огнестрельного оружия, дошла до наших дней и пользуется прежней любовью у народа. Игру «Кара адары» (стрельба в мишень) можно использовать на занятиях для развития меткости глаз, точности рук. На определенном расстоянии подвешивают шкуры белых козлов. Стрелой поражают цель. Выигрывает тот, кто поразит грудную часть шкуры. Имеется другой вид этой игры. Здесь мишенью является клубочек из шерсти. На определенном расстоянии ставят клубочек так, чтобы при попадании он откатился. Выигрывает тот, кто набрал большее число попаданий.

Тувинский лук (ча) относится к так называемым композитным, сложносоставным рефлексирующим лукам «центрально-азиатского» типа. Это был лучший лук прошлых тысячелетий, он значительно превосходил своим качеством все известные иные конструкции этого типа оружия. Подобным луком пользовались все евразийские номады. На западе луки турок и калмыков в ос-

нове своей практически не отличались от луков бурят, алтайцев, хакасов или монголов, живущих на востоке континента. Определенную разницу вносили, пожалуй, только находящиеся в распоряжении тех или иных народов материалы, на которых производились отдельные сегменты лука, стрел, и индивидуальный почерк мастеров. Естественно, что бытовали региональные тради-ц ии, индивидуальные производственные приемы, техника украшения и.т.п. особенности, но в основе своей это был лук, который условно можно назвать «луком евразийских номадов» (В.К. Даржай, 2008).

Стрельба из лука в нынешнем виде пришла в Туву в начале 60-х гг. XX в. Летопись сохранила такие имена, как М. Бавуу, В. Косарев, О. Чуду-рук, В. Мананников, А. Кумаяк, О. Лама. Н. Чу-пина и другие, которые участвовали не только в республиканских, но и в зональных соревнованиях Сибири и Дальнего Востока.

В 70-х гг. XX в. тувинская стрельба из лука получила новый качественный скачок в своем развитии. Впервые в истории Тувы мастерами спорта СССР становятся В. Сырат (1977) и Р. Тутатчикова (1980). Начинают работу секции по данному виду спорта.

В.Б. Сырат являлся первым дипломированным тренером по стрельбе из лука. Он закончил факультет физического воспитания Красноярского педагогического института. Долгие годы

В.Б. Сырат работал старшим тренером и подготовил немало мастеров спорта по стрельбе из лука. По его рассказу (газета «Молодежь Тувы» от 15-17 апреля 1983 г.), «... в то далекое время не было даже мишени, щитов, не говоря о профессиональном луке, все делал сам из картона, .стрелы для начинающих были деревянными, а потом уже появились пластиковые луки. Сейчас о них вспоминается только с улыбкой». С назначением В.Б. Сырата на должность старшего тренера по стрельбе из лука спортивный лук по-настоящему получил развитие в современной Туве.

Первым стартом, в котором спортсмены Тувы проявили свои способности, стала Спартакиада народов Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта в 1976 г. Лучники Тувы выступили неплохо, и после завершения турнира учредители соревнований помогли тувинскому тренеру приобрести двадцать настоящих львовских луков. Первые шаги в стрельбе из лука делали спортсмены общества «Урожай». Возродился лук и в других районах республики, особенно в далеком Тоджинском районе.

В 1977 г. и В.Б. Сырат выполнил норматив мастера спорта СССР.

Сильных лучников подготовили ведущие заслуженные тренеры Евгений и Раиса Тутатчико-вы - чемпионы, выходцы из Тоджинского района, они успешно руководили секцией в Тан-дынском районе. Их дочь Елена в 1985 г. стала серебряным призером на международных юношеских соревнованиях социалистических стран «Дружба». После чемпионата Европы Е. Тутат-чикова участвовала в Играх доброй воли, выиграла Гран-При «Стрелы Петра» в Санкт-Петербурге, набрав 333 очка на дистанции 70 м, в 16 лет она стала чемпионкой Европы (Ла-Тесте, Франция). Елена взяла в руки лук и стрелы, когда ей было три года, а в 13 выполнила норматив кандидата в мастера спорта СССР, в 14

- норматив мастера спорта СССР, в 16 - мастера международного класса. С 1985 г. и по настоящее время - член сборной России по стрельбе из лука, участница XXVI и XXVШ летних Олимпийских игр 1996 г. в г. Атланта (США) и 2004 г. в г. Афины в составе сборной команды России. Трехкратная чемпионка России, пятикратная обладательница кубка России. Приведем некоторые результаты ее выступлений на мировой арене: чемпионка Европы среди молодежи

(Франция, 1985); чемпионка СССР на коротких дистанциях (1986); победитель чемпионата СНГ (1995); чемпионка Европы лично и в команде (Чехия, 1995); серебряный призер Чемпионата Мира в помещении в команде (1995); серебряный призер Гран-При (Швейцария, 1995); IV место Гран-При (Анталия, Турция, 2001); серебряный призер зимних и летних чемпионатов Европы (2002, 2003, 2004) и т.д.

В то же время богатое народное наследие в области физической культуры и спорта некоторых республик и областей России остается пока мало исследованным и невостребованным самим же народом. Примером в этом отношении является Республика Тыва. Национальные виды спорта и подвижные игры тувинского народа еще недостаточно изучены и освещены в литературе. Применение традиционного вида спорта стрельба из лука во внеучебной деятельности практикуется в детско-юношеской спортивной школе в городе, а в сельских местностях не проводятся кружки, секции, просто нет специалистов, хорошего снаряжения и спортивных залов. Даже в городах отсутствуют научнопедагогические пособия, разработанная методика, учебно-методическое обеспечение.

Литература

1. Даржа В.К.Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл, 2009. - 589 с.

2. Ягодин В.В. Народные традиции в физической культуре. - Екатеринбург, 1992. - 147 с.

3. Кенин-Лопсан М.Б. Древние традиции тувинского народа (на тувинском языке). - Кызыл, 1994. -185 с.

4. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. -Кызыл, 2001. - 293 с.

5. Маннай-оол М.Х. История родного края. - Кызыл, 1979. - С. 50-63.

6. Ооржак Х.Д-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995. - 28 с.

7. Самбу И.У., Самбу М.Д. Древнее хозяйство и быт тувинского народа: пособие для учителей. - Кызыл, 2004. - 80 с.

8. Эрын гурбан наадан (Три игры мужей). - Улан-Удэ: Соёл, 1993. - 160 с.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры ТФК БГУ, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected]

Мендот Инга Эрес-ооловна, преподаватель Кызылского педагогического колледжа, г. Кызыл. Тел. 89232624537. E-mail: [email protected]

Ондар Оргелээр Чувурекович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТОФК ТувГУ, г. Кызыл. E-mail: [email protected]

Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: [email protected] Mendot Inga Eres-оо^па, teacher, Kyzyl Pedagogical College, Kyzyl. 89232624537. E-mail: [email protected] Ondar Orgeleer Chuvurekovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of theory and organization of physical culture, Tuva State University, Kyzyl. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.