Научная статья на тему 'История становления японской фотографии в ХIX веке'

История становления японской фотографии в ХIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
фотография / ХIX век / Япония / Феличе Беато / Барон Раймунд фон Стиллфрид / Симоока Рэндзё / Уэно Хикома / Утида Куити / фотостудии / период Мэйдзи / искусство / photography / 19th century / Japan / Felice Beato / Baron Raimund von Stillfried / Simoka Renjo / Ueno Hikoma / Utida Kuiti / photo studios / Meiji period / art

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кинжаева Эльвира Абдулхамидовна

Статья посвящена ранней истории японской фотографии в XIX веке. Целью работы является изучение ранней истории развития фотографии и фотографического дела в Японии. В процессе выполнения исследования особое внимание было уделено изучению истории появления первых фотоаппаратов и фотографии, ознакомлению с работами и деятельностью первых западных фотографов, побывавших в Японии и работами японских пионеров, детальному анализу основных принципов работы первых фотостудий. В результате аналитического исследования была исследованы истоки появления первой камеры в Японии, определена значимость отдельных личностей в истории фотографии данной страны и выявлены особенности развития фотодела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF JAPANESE PHOTOGRAPHY IN THE XIX CENTURY

The article is devoted to the early history of Japanese photography in the 19th century. The aim of the work is to study the early history of the development of photography and photographic business in Japan. In the course of the research, special attention was paid to studying the history of the first cameras and photographs, getting acquainted with the works and activities of the first Western photographers who visited Japan and the works of Japanese pioneers, a detailed analysis of the basic principles of the first photo studios. As a result of an analytical study, the origins of the appearance of the first camera in Japan were investigated, the significance of individuals in the history of photography in this country was determined, and the features of the development of photo business were revealed.

Текст научной работы на тему «История становления японской фотографии в ХIX веке»

STUD NET

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ФОТОГРАФИИ В ХК ВЕКЕ

THE HISTORY OF THE FORMATION OF JAPANESE PHOTOGRAPHY IN

THE XIX CENTURY

УДК-7.072

Кинжаева Эльвира Абдулхамидовна, Студет, Дальневосточный Федеральный университет, Россия, г. Владивосток Kinzhaeva Elvira Abdulhamidovna, elvira.kinzhaeva@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена ранней истории японской фотографии в XIX веке. Целью работы является изучение ранней истории развития фотографии и фотографического дела в Японии. В процессе выполнения исследования особое внимание было уделено изучению истории появления первых фотоаппаратов и фотографии, ознакомлению с работами и деятельностью первых западных фотографов, побывавших в Японии и работами японских пионеров, детальному анализу основных принципов работы первых фотостудий. В результате аналитического исследования была исследованы истоки появления первой камеры в Японии, определена значимость отдельных личностей в истории фотографии данной страны и выявлены особенности развития фотодела.

Abstract

The article is devoted to the early history of Japanese photography in the 19th century. The aim of the work is to study the early history of the development of photography and photographic business in Japan. In the course of the research, special attention was paid to studying the history of the first cameras and photographs, getting acquainted with the works and activities of the first Western photographers who visited Japan and the works of Japanese pioneers, a detailed analysis of the basic principles of the first photo studios. As a result of an analytical study, the origins of the appearance of the first camera in Japan were investigated, the significance of individuals in the history of photography in this country was determined, and the features of the development of photo business were revealed. Ключевые слова: фотография, ХК век, Япония, Феличе Беато, Барон Раймунд фон Стиллфрид, Симоока Рэндзё, Уэно Хикома, Утида Куити , фотостудии, период Мэйдзи, искусство

Keywords: photography, 19th century, Japan, Felice Beato, Baron Raimund von Stillfried, Simoka Renjo, Ueno Hikoma, Utida Kuiti, photo studios, Meiji period, art

В наши дни Япония является крупным производителем и экспортером различной фототехники, таких брендов как Panasonic, Sony, Fujifilm, Minolta, Canon, Nikon и так далее. Страна стала монополистом в данной сфере, продукция японских компаний еще с середины ХХ века обрела популярность по всему миру.

Однако что привело к тому, что Япония стала лидером в производстве и продаже фотоаппаратов? Ответы уходят далеко в историю и чтобы понять это в будущем, на данный момент нам бы хотелось обратиться к истокам появления фотографии в Японии.

В отечественном востоковедении вопросами, касательно японской фотографии почти никто не занимался. Однако в зарубежной же историографии на эту тему написано несколько книг. За основу данной работы была взята книга: The History of Japanese Photography, автором которой является Анна Такер. Это единственное на данный момент исследование, касающееся полной истории развития японской фотографии, охватывающее хронологию: от периода появления первых фотографий до развития этого вида искусства в качестве отдельного жанра в наши дни (от периода Мэйдзи до периода Хэйсэй).

Так же в работе были использованы труды исследователя Терри Беннетт: "Early Japanese Images" (1996) и "Photography in Japan 1853-1912" (2006) В обеих книгах автор обращает внимание на деятельность зарубежных фотографов, привезших с собой в Японию первые фотоаппараты и сделавшие первые снимки. Кроме того, автор не обходит стороной биографии и работы японских пионеров.

До сих пор точно неизвестно, когда была создана первая камера. Тем не менее, «днем рождения» фотографии принято считать 1839 год, когда на одном из заседаний Парижской академии наук было объявлено об изобретении Луи Дагером фотографического процесса - дагерротипии и дагерротипной камеры [1, c. 13-14]. Камера вскоре прославилась на весь мир и стала пользоваться колоссальным спросом на рынке среди покупателей.

По мнению исследователя японской фотографии Анны Такер, фотография получила мировую известность всего за десяток лет, тем не менее, прошло около ста лет, прежде чем учёные стали проявлять интерес, начали писать историю фото и оценивать труды многих дилетантов и профессионалов. По ее мнению, именно подход к столетию фотокамеры побудил историков как минимум в пяти странах изучить корни и эволюцию данного изобретения, однако они сфокусировались лишь на истории США и

стран Европы [11, с. 2]. Поэтому смело можно утверждать, что история фотографии в Азии практически не изучена.

Когда же она появилась в Японии? Ответить на этот вопрос точно нельзя. И этому есть ряд объективных причин. Но прежде чем говорить о причинах, нам хотелось бы отметить, что первая камера была привезена голландцами в Нагасаки еще в 1645 году. Однако она не использовалась по своему прямому назначению. Она называлась камерой-обскура (яп: донкуру каамуру) , её кадры находились в перевёрнутом положении, и не могли быть закреплены на каком-либо материале [3, а 41]. Поэтому, можно сказать, что для фотографов она не приносила никакой пользы. Тем не менее, она стала «матерью» будущего фотоаппарата.

Говоря о причинах, почему нельзя понять, когда точно фотография появилась в стране Восходящего Солнца следует понять, каково было положение государства на период начала XIX века. Из курса истории Японии нам известно, что на момент создания Дагером первого фотоаппарата (то есть на 30-ые годы XIX века), Япония являлась географически отдаленным государством, где политика Сёгуната, направленная на закрытость и самоизоляцию страны (яп: сакоку) препятствовала внедрению любых инноваций со стороны Запада. Единственный эффективный контакт Японии с «внешним миром» был через крошечный торговый порт в Дэсима, -искусственно построенном острове в заливе Нагасаки.

Тем не менее, в 1855 году по просьбе Сёгуната, голландцами была основана военно-морская академия в Нагасаки, поэтому они получили возможность выходить за пределы Дэсимы. А после июля 1859 года было разрешено свободно жить и торговать в договорных портах Нагасаки, Йокогама и Хакодатэ [4, а 31]. Данные реформы способствовали мощному толчку импорта из границы, поэтому именно в это время первый фотоаппарат был завезен в Японию.

Есть множество версий и фактов, связанных с появлением фотографии в Японии, выдвигаемые искусствоведами Анной Такер и Терри Беннетт, а так же некоторыми японскими исследователями. Нам бы хотелось остановиться на наиболее популярных историях.

Так, в июле 1853 года американский командор Пэрри прибыл в Японию для того, чтобы заключить торговый союз, а в случае, если японцы не пойдут на уступки - заставить их силой. Известно, что среди экипажа находился фотограф, дагерротипист и художник Элифалет Браун, который за время двухлетней экспедиции, сумел сделать свыше 400 снимков. К сожалению, сохранилось всего пять изображений - литографических отпечатков ручной

работы (напечатанных фотографий поверх плоских камней, на которых сделаны рисунки).[6] Работа «Проходя Рубикон» по первому впечатлению скорее кажется нам картиной, однако на самом деле она является «отпечатанной фото-картиной»

Рисунок 1. «Проходя Рубикон» автор Элифалет Браун

Другим раннее сохранившимся дагерротипом является изображение, выполненное Александром Фёдоровичем Можайским в ходе русской экспедиции к берегам Японии. А.Ф. Можайский выполнил несколько кадров, среди которых есть портретный снимок представителя японской делегации -Кавадзи Тосиакира на переговорах с графом Евфимией Васильевичем Путятиным по заключению первого договора о дружбе и торговле с Японией (Симодский трактат 1855 г.) [3, а45]. Поэтому можно сделать вывод, что данный снимок, наряду с работами Элифалета Брауна, является одним из самых ранних фото изображений.

Первый, настоящий фотоаппарат, позволявший получить снимки, был привезен в Нагасаки торговцем Уэно Тосинодзё (отцом одного из пионеров японской фотографии - Уэно Хикома) и продан крупному даймё Симадзу Нариакира примерно в 1848 году. [11, а 17] Возможно, этот момент необходимо считать «отправной точкой» в истории японской фотографии, положившей начало знакомству японцами с данным открытием.

Что же представляли из себя первые фотоаппараты? Исследователь японской фотографии Терри Беннетт в своей книге «Фотография в Японии 1853-1912» отмечает, что типичная камера того времени представляла из себя некую тяжелую деревянную коробку с хрупкой стеклянной линзой. Нетронутая стеклянная пластинка должна была быть равномерно покрыта раствором коллодия , а далее ее светочувствительность должна была быть повышена в темной комнате при помощи нитрата серебра. Затем эту пластинку осторожно вставляли в камеру , крышку объектива фотоаппарата снимали для того , чтобы выставить в поле зрения объектива пластинку. Затем можно было совершить фотоснимок, а после заменить крышку объектива,

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2020

снять стеклянную пластинку и унести её в тёмную комнату для проявления. Цель этого процесса заключалась в «зафиксировании изображения на пластине», которое позже станет стеклянным негативом [5, а 24] Но, кроме того, что необходимо было аккуратно выполнять весь этот трудоемкий процесс, так же нужно было и уметь соотносить различные химикаты в правильных пропорциях, использовать различные линзы, стеклянные пластины и так далее. Именно поэтому фотография медленно развивалась в Японии и первые эксперименты Симадзу Нариакира и его подопечных не увенчались успехом.

Согласно статье «Ранняя история Японской фотографии», автором которой является Одзава Такэси, только в 1857 году японцам удалось выполнить первый фотокадр. Некий Итики Сиро сделал снимок Симадзу Нариакира, который сохранился до наших дней и находится сейчас в музее семьи Симадзу в Кагосиме [4, а 32].

Рисунок 2. Портрет даймё Симудзу Нариакира - первая фотография,

выполненная японцем

Что касается профессиональных фотографов, то одним из самых первых успешных западных фотожурналистов в Японии стал Феличе (или Феликс) Беато. В Йокогаму он прибыл примерно в 1861 году уже будучи опытным, известным во всем мире фотографом и вскоре открыл свою фотостудию [4, а 37-38]. Его журналистский стиль очевиден во многих его ранних портретных работах. Ярким примером являются снимки боев за Симоносеки в 1864 году. Беато выполнил первые документальные снимки прямо с места сражения.

Но помимо документальной съемки Феличе Беато занимался также пейзажной фотографией. В его видах можно заметить «японский дух», на фотографиях заметно влияние традиционной гравюры на дереве, известной как укиё-э.

Наибольший же вклад фотограф сделал в развитие жанра портрета. На фотографиях Феличе Беато присутствуют люди из различных социальных

слоев: самураи, гейши, крестьяне, аристократы, буддийские монахи и т.д. Благодаря его работе мы можем понять как выглядели японцы до периода реставрации Мэйдзи , каков был образ жизни конкретных прослоек общества, какова была мода и так далее. Кроме того, удивительной особенностью его портретных снимков является то, что они почти все подвержены колоризации. Каждая фотография была тщательно выкрашена вручную.

Студия Феличе Беато продолжала работать вплоть до 1877 года, однако сам фотограф начал отходить от дела намного раньше. Его ученик, австриец Барон Раймунд фон Стиллфрид основал свою студию в 1872 году, а в 1877 году выкупил студию у Феличе Беато вместе с его последними копиями фотографий и негативами.

Стиллфрид, как и в свое время Беато, работал в портретном и пейзажном жанрах. Что касается портрета, то он использовал те же техники, что и его предшественник. Однако, на наш взгляд, «постановочность» кадров и «неестественность» была выражена намного ярче, чем у Беато. И этот довод подтверждается мнению исследователя творчества Стиллфрида - Люком Гартланом, который утверждал, что фотографии Барона были некой «популярной фикцией, эксплуатирующей невежество Запада».

Возьмем, к примеру , «Двух офицеров», которые изображены на обложке книги «Карьера в Японии» На фото присутствуют два воина с традиционными самурайскими прическами. Фотография была сделана в 1875 году, через четыре года после того, как подобная традиционная прическа японского класса самураев была запрещена [10]. Не выглядит это парадоксально? Являются ли действительно люди, изображенные на фотографии - представителями благородного сословия? С высокой вероятностью на фото присутствуют нанятые специально актеры-модели.

Рисунок 3. «Два офицера» автор: Барон Раймунд фон Стиллфрид

Какова же была цель Стиллфрида? Вплоть до 1881 года в Японии он создавал фотографии в качестве сувениров, независимо от того, продавались ли они индивидуально туристам или помещались в переплетенные альбомы, которые он собирал в один том, а затем продавал или выдвигал на выставки. И так делал не только он, а почти все фотографы того времени.

Что касается японских пионеров - смело можно выделить имена двух -Симоока Рэндзё и Уэно Хикома. Кто из них был первее - к сожалению, неизвестно. Однако принято считать , что «отцом японской фотографии» является Симоока Рэндзё . Его коммерческая студия была открыта в 1862 году , в том же году Уэно Хикома открыл собственную мастерскую в Нагасаки.[4, а 47]. Что касается Рэндзё, то, несмотря на его успешную репутацию, очень мало изображений сохранились до наших дней, хотя исследователями в области искусства в последнее время было идентифицировано большее количество фотографий.

Тем не менее, основная трудность для японских пионеров заключалась в поиске преподавателей, обучающих мастерству фотографии. Терри Беннетт отмечает, что японец долгое время получал образование художника в Эдо, где однажды, в доме одного из членов клана Токугава, увидел дагерротип. Очарованный этим снимком он решил заняться фотографией всерьез. Для этого он переехал в префектуру Канагава и устроился на работу чертежника в одно из отделений береговой охраны. Всякий раз, когда случайное

иностранное судно заходило в порт, он пытался что-то узнать о фотографии. Что за любопытный японец! Если бы американец Генри Хэускен не прибыл в Японию в 1856 году в качестве секретаря первого американского консула Таунсенда Харриса, то Симоока, возможно , не узнал бы ничего о фотографии. Хэускен обучил Рэндзё основам и без помощи оборудования описал японцу основные принципы работы камеры, использовав коробку вместо фотоаппарата, кусок стекла вместо линзы и несколько веток вместо штатива.

Напротив, Уэно Хикома повезло гораздо больше. Как уже упоминалось ранее в нашей работе, его отец, Уэно Тосинодзё был торговцем, который продавал различные европейские товары, в том числе и камеры. Однако не отец повлиял на выбор сына заниматься фотографией, а вдохновил его преподаватель химии в военно-морской школе в Нагасаки - голландец Йоханнес Л.К. Помпе ван Меердеворт, который немного знал о фотографии. Уэно Хикома был любопытным учеником, часто экспериментировавшим с различными способами изготовления фотографических химикатов, а так же изготавливал собственные камеры из старых линз телескопов [7, а 1415]. Вскоре Уэно Хикома открыл студию в Нагасаки, а еще через некоторое время в Шанхае и даже во Владивостоке, импортируя туда различные фототовары [11, а 44]. На его счету не только снимки прекрасных пейзажей Нагасаки, но так же портреты таких исторических личностей как Сакамото Рёма, Такасуги Синскаку, Кацу Кайсю и Ито Хиробуми, снимки с боев сражения во время Сацумского восстания. В Нагасаки ему был установлен памятник.

Что касается фотостудий, то на тот период они являлись своего рода мануфактурами, в которых было задействовано огромное количество сотрудников. Помимо фотографов и их помощников так же были задействованы ремесленники-художники и актеры. Какую же функцию они выполняли?

Художниками были в свою очередь японцы-ремесленники, кто ранее занимался иным ремеслом, например гравюрой по дереву. В ателье же они вручную раскрашивали фотографии. То есть монохромные снимки сначала печатались на альбуминовой бумаге, затем раскрашивались акварельными красками, а после уже печатались на картон. Идея нанесения краски на фото была придумана еще в Европе, и в Японию ее «импортировал» Феличе Беато. Популярность этих раскрашенных вручную изображений была настолько велика, что Беато нанял японских ремесленников для данного дела.

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2020

Рисунок 4. «Три женщины и девочка», автор : Феличе Беато.

А чтобы закончить две или три фотографии приходилось тратить свыше двенадцати часов работы - поэтому такой трудоемкий процесс был по силам не каждому. Позже эта утомительная процедура была преобразована в производственную линию, где несколько колористов работали над определенной областью фотографии: один художник раскрашивал лица, а затем передавал фото другому, который тонировал одежду. И так производительность увеличилась до 20-30 копий в день [8]. Эту технологию переняли и другие японские фотографы и художники, например, Йокояма Мацусабуро, который через некоторое время создал собственную технику масляной живописи на фотографии, при которой «основа фотографии удалялась, а масляная краска наносилась на оставшуюся эмульсию» [2]. Тонирование снимков стирало грань между живописью и фотографией. Народ Японии, живущий в обществе чрезвычайной вежливости и формальности, который рассматривал жизнь как серию церемониальных актов, мало интересовался черно-белыми документальными фотографиями. Однако японцы сразу полюбили эти причудливые разукрашенные снимки. К тому же, эти фотокарточки являлись идеальным сувениром для западных путешественников.

Какую функцию выполняли актеры в студиях? Можно сказать, что они выполняли роли моделей, переодетых в традиционные костюмы гейш или самураев и позировавших перед камерой. Почему нанимали только актеров? Дело в том, что как только фотография появилась в Японии, местные люди начали бояться фотографироваться, предполагая, что появление в кадре приведет к «истощению жизненной энергии, тяжелой болезни или даже самой смерти». Поэтому сохранилось очень мало снимков периода Бакумацу, на

котором изображены реальные гейши или самураи. Сами фотографы , такие как Феличе Беато, Барон Стиллфрид и позже самый известный японский фотограф столетия - Кусакабэ Кимбэй выступали так же в роли «режиссеров-костюмеров». Именно они выбирали костюмы, реквизит; говорили актеру в какой стойке ему лучше стоять, чтобы тот смог отразить свой образ правдоподобнее.

Рисунок 5. «Девушки на фоне рисованного задника» - постановочный кадр, автор: Кусакабэ Кимбэй Японцы сумели преодолеть эту «боязнь фотографии» только по наступлению реставрации Мэйдзи. Так, в ходе Сацумского восстания в 1877 году, многие японские самураи, предвидя возможную смерть на поле битвы, преодолели все свои страхи и решили, что им необходимо оставить хоть какие-либо снимки на память своим семьям[4, а 46]. Кроме того, в 1872 и 1873 годах японский фотограф Утида Куити выполнил снимок самого императора Муцухито (Мэйдзи) И хотя распространение и продажа копий снимков строго запрещалась, их можно было увидеть везде: и в правительственных учреждениях, и в учебных заведениях [9, а 10-11]. Именно с тех пор фотографические портреты массово стали пользоваться популярностью среди местного населения в Японии и количество покровителей фотоателье начало увеличиваться.

Рисунок 6. Император Мэйдзи, 1873 год. автор: Утида Куити Таким образом, можно сделать вывод, что фотография, появившаяся в Японии значительно позднее, чем в других странах, очень быстро стала развиваться. Определенная заслуга принадлежит путешественникам - Брауну и Можайскому, а так же профессиональным фотографам: Феличе Беато, Барону фон Стиллфриду и другим. Однако нельзя преуменьшать роль японских пионеров, которые на начальных этапах развития фотодела, успели внести немалый вклад, в будущем оцененный их потомками. Некоторые из ранних японских фотографов сумели создать собственные техники получения оригинальных снимков, а некоторые делали первые шаги в сооружении будущей японской фототехники. Что касается ателье, хоть и основная цель была заключена в получении коммерческой выгоды с продажи фотокарточек и альбомов иностранным туристам, напротив, для современного поколения японцев и не только, данные снимки представляют собой важное культурное достояние, отображающее последние годы уходящей эпохи Эдо и документирующие события периода реставрации Мэйдзи. Период Бакумацу в истории японской фотографии стал отправной точкой ее развития, а с наступлением периода Мэйдзи японцы преодолели страх портретной съемки и активно стали интересоваться данным изобретением.

Литература

1. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения. / К. Бажак. - М.: АСТб Астрель, 2006. - 159 с.

2. История колоризации фотографий. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.photorepair.ru/istoriya-kolorizatsii-fotografiy (дата обращения: 11.03.2020)

3. Санчирова, К. В. Истоки становления японской фотографии // Японские исследования. - 2018. - №2 - С. 38-53.

4. Bennett, T. Early Japanese Images / T. Bennett. - Singapore: Charles E. Tuttle Company. 1996. - 175 p.

5. Bennett, T. Photography in Japan 1853-1912 / T. Bennett. - Singapore: Tuttle Publishing. 2006. - 323 p.

6. Eliphalet M. Brown Jr. Daguerreotypist and Artist for the Perry Expedition To Japan. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.baxleystamps. com/litho/brown. shtml (дата обращения: 11.03.2020)

7. Encyclopedia of nineteenth century photography.- New York: Routledge, 2008. - 1630 p.

8. Gadd, Richard.W. Photographic views of Meiji: A portrait of Old Japan. [Электронный ресурс]. - URL: http://albumen.conservation-us.org/gallery/gadd/index.html (дата обращения: 11.03.2020)

9. Low M. Japan on Display: Photography and the Emperor / M. Low. - New York: Routledge. 2006. - 216 p.

10. Lucy, A. Baron Raimund von Stillfried: The photographer who invented Japan // Japan Times. [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. j apantimes. co.jp/culture/2016/07/09/books/book-reviews/baron-raimund-von-stillfried-photographer-invented-japan/#.XmYFqSsuf[V (дата обращения: 11.03.2020)

11. Tucker, A. The History of Japanese Photography / A. Tucker, D. F. Hansen, Ryuichi. Kaneko. - Houston: Yale University Press, 2003. - 405 p.

Literature

1. Bazhak, K. History of photography. The appearance of the image. / K. Bazhak. - M.: Astb Astrel, 2006. - 159 p.

2. History of colorization of photos. [Electronic resource]. - URL: http://www.photorepair.ru/istoriya-kolorizatsii-fotografiy (accessed: 11.03.2020)

3. Sanchirov, K. V. the Origins of establishment of Japanese photography // Japanese research. - 2018. - №2-P. 38-53.

4. Bennett, T. Early Japanese Images / T. Bennett. - Singapore: Charles E. Tuttle Company. 1996. - 175 p.

5. Bennett, T. Photography in Japan 1853-1912 / T. Bennett. - Singapore: Tuttle Publishing. 2006. - 323 p.

6. Eliphalet M. Brown Jr. Daguerreotypist and Artist for the Perry Expedition To Japan. [Electronic resource]. - URL: http://www.baxleystamps.com/litho/brown.shtml (accessed: 11.03.2020)

7. Encyclopedia of nineteenth century photography. - New York: Routledge, 2008 - - 1630 p.

8. Gadd, Richard.W. Photographic views of Meiji: A portrait of Old Japan. [Electronic resource]. - URL: http://albumen.conservation-us.org/gallery/gadd/index.html (accessed: 11.03.2020)

9. Low M. Japan on Display: Photography and the Emperor / M. Low - - New York: Routledge. 2006. - 216 p.

10. Lucy, A. Baron Raimund von Stillfried: The photographer who invented Japan // Japan Times. [Electronic resource]. - URL: https: //www.j apantimes.co .j p/culture/2016/07/09/books/book-reviews/baron-raimund-von-stillfried-photographer-invented-japan/#.XmYFqSsufIV (accessed: 11.03.2020)

11. Tucker, A. The History of Japanese Photography / A. Tucker, D. F. Hansen, Ryuichi. Kaneko. - Houston: Yale University Press, 2003. - 405 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.