УДК 93/94
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ ДАГЕСТАНА (ПО СТРАНИЦАМ НЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ 1920-1941 ГОДОВ)
Муцалханов М.С., Шугаибов И.Ш.
Статья посвящена изучению истории становления и развития трудовой общеобразовательной школы Дагестана в межвоенный период (1920-1941) на основе публикаций журналов непедагогического направления. Проведенный анализ показал, что материалы указанного типа печати оказали значительное позитивное воздействие на деятельность властных структур республики при решении задач строительства основ и дальнейшего совершенствования работы единой трудовой общеобразовательной политехнической школы Дагестана исследуемого периода.
Ключевые слова: единая трудовая общеобразовательная школа Дагестана, межвоенные годы, непедагогическая журнальная периодика.
HISTORY OF THE FORMATION OF LABOUR SCHOOL DAGHESTAN (NON-TEACHING PAGES MAGAZINE PERIODICALS 1920-1941 YEARS)
Mucalhanov M.S., Shugaibov I.Sh.
The article is devoted to the study of the history and development of labor secondary schools in Dagestan in the interwar period (1920-1941), Based on the direction of non-teaching publications magazines. The analysis showed that the materials of this type printing had a significant positive impact on the activities of the power structures of the republic with the tasks of building the foundations and further development of the unified labor secondary polytechnic school of Dagestan study period. Keywords: single labor secondary school in Dagestan, interwar years, non-teaching magazine periodicals.
Традицию отражать на своих страницах проблемы школьного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки молодежи к труду и жизни в условиях нового строя заложил журнал «Танг Чолпан» (Утренняя звезда), издававшейся группой прогрессивной молодежи Дагестана с 1917 по август 1918 года [1, л.14].
Журнал издавался на кумыкском языке на аджаме - письменности, созданной на основе арабской графики. Издание ставило перед собой задачу - публиковать материалы о школах и их проблемах, постановке преподавания в них, и оно осталось верной своему обещанию до последнего выпуска[2].
С мая 1918 г журнал возглавил филолог по образованию А.С. Шемшединов[3], что способствовало усилению внимания в материалах издания к проблемам просвещения населения и молодежи.
После окончательной победы советской власти (апрель 1920 г.) в Дагестане традицию «Танг Чолпана» в вопросах отражения на своих страницах проблем школьного образования продолжили начавшие издаваться в республике разной направленности и содержания журналы.
Авторы данной статьи предлагают вниманию читателя анализ отражения школьной жизни на страницах непедагогической журнальной периодики Дагестана межвоенного периода. При этом следует отметить, что раскрытие проблемы в полном объеме сопряжено с определенными трудностями и,
прежде всего, плохой сохранностью источников рассматриваемой проблемы. В книгохранилищах и фондах архивов Дагестана и страны сохранились далеко не все номера издававшихся в республике указанного направления журналов - «Звезда», «Плановое хозяйство Дагестана», «Страна гор», «Штурм», «Юность гор».
Первым по счету периодическим изданием советского времени истории Дагестана, который обратился к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения в единой трудовой общеобразовательной школе, стал журнал обкома комсомола республики «Юные борцы» [4].
По данным справочной литературы, первый и единственный номер этого журнала вышел в тогдашней столице Дагестана г Темир-Хан-Шура (ныне - г. Буйнакск) 1 мая 1921 г - в день открытия I съезда комсомола Дагестана [5, а149]. Выпуск издания осуществила группа энтузиастов во главе с лидером молодежи Дагестана Тату Булач.
Относительно нашей темы, журнал представляет интерес в том смысле, что на его страницах была опубликована статья о трудовом воспитании молодежи, но ни его содержание, ни характер самой публикации и другие данные, которые могли бы удовлетворить интерес к проблеме исследователей и любознательных читателей, остаются пока неизвестными.
К сожалению, как установили исследователи истории молодежной печати Дагестана 20-х годов прошлого столетия, этот журнал не найден ни в архивах, ни в библиотеках
республики и страны [6, с.76].
Общие сведения о выпуске журнала и его содержании можно почерпнуть из воспоминаний Т.О. Булач [7, с.47] и С.И. Эпштейна, принимавших непосредственное участие в осуществлении этого издания.
Достаточно большое внимание проблемам строительства трудовой школы Дагестана уделял один из первенцев периодики советской власти -республиканский литературно-художественный журнал «В горах Дагестана»[8]. Согласно данным справочника «Печать Дагестана», журнал издавался в 1922-1923 г в г Буйнакске. Свет увидели всего 7 выпусков, из которых сохранился только первый номер. В завершение информации о данном издании отметим, что составителями справочника «Печать Дагестана», журнал ошибочно указан как литературно-педагогический [5, с. 129].
Как показывают материалы
сохранившегося, как было указано, первого номера журнала за 1922 г. издание уделяло большое внимание вопросам становления трудовой школы республики. Здесь опубликованы статьи зам НКП Дагестана А. Ефременко «Новый экономический курс и просвещение» [8, с. 1-3] и «Текущие задачи Наркомпроса Д.С.С.Р» [8, с.7-9], в которых дана оценка состоянию строительства трудовой школы республики, вскрыты причины, из-за которых не удается выполнить задачи по созданию нового типа общеобразовательных учебных заведений.
Одним из важнейших тормозов на пути строительства трудовой школы автор называет «с одной стороны полное обнищание государства, как следствие длительной, разрушительной войны, с другой стороны, новый экономический курс, где нет ничего "дарственного и бесплатного"». Получилось несоответствие желаний, нужд, запросов в области просвещения и имеющихся в государстве средств и культурных сил. В качестве выхода из создавшейся ситуации автор предлагает строить новую школу не на условиях новой экономической политики, а «в связи с ней» [8, с.2].
Как видно из названия, во второй статье этого автора говорится задачах первоочередной важности, без решения которых невозможно строительство основ и дальнейшее развитие трудовой школы Дагестана. Среди острых проблем текущего момента в развитии школьного образования республики автор называет подготовку учителя-национала, подготовку и издание учебников на местных языках, создание материальной базы и другие.
В статье говорится о первых успехах в выполнении указанных выше задач строительства трудовой школы Дагестана. Особенно заметными оказались успехи в области подготовки квалифицированных кадров для общеобразовательной системы республики. В Махачкале для всех 300 учителей-националов действовали 4-месячные педагогические курсы. Такие же курсы, но с охватом 100 учителей аварцев, кумыков и русских функционировали в г. Буйнакск и на 60 человек - в г. Дербент для учителей на тюркском языке.
При отборе курсантов комиссии придерживались жестких правил. Это привело к тому, что часть вызванных учителей, как несоответствующих назначению не были допущены к занятиям. Несмотря на нехватку учителей, такая процедура была проведена также в школах с уже работающими педагогами.
К началу 1922-23 учебного года ожидалось поступление в общеобразовательные трудовые школы Дагестана значительного количества учителей, прошедших указанные педкурсы. В их числе были 15 учительниц-националок с педкурсов Буйнакска и это стало важным фактором на пути становления и дальнейшего развитии трудовой школы республики.
Вслед за окончанием курсов и на основе их опыта, материалов и проделанной работы, Наркомпрос Дагестана готовился открыть педтехникум для подготовки учителя-национала. На момент опубликования статьи в указанном направлении проводились подготовительные работы. Соответствующие сметы и мотивированные доклады были внесены на рассмотрение высших органов Дагреспублики и Наркомпроса РСФСР
Среди других успехов начального этапа строительства трудовой школы в статье названа подготовка и издание букварей и пособий на национальных языках. В связи с принятием положения о трехлетней сельской школе на родном языке, Наркомпрос Дагестана приступил к изданию учебников на языках народов республики. И к началу 1922 из печати вышли «Буквари» на аварском, даргинском и кумыкском, работа В. Ермолова «Трудовая школа» на кумыкском, «Кавказский пленник» Л. Толстого на аварском и кумыкском, а также другие учебники и пособия на языках народов республики.
Находились в печати «Букварь» на лакском языке, работа Генко «Пособие по истории культуры для учителей Дагестана».
Учительствовавший в школах Дагестана с начала ХХ в. и опытный педагог, который внес весомый вклад в становление и развитие трудовой школы республики, А.П. Скрабе[9] подготовил к печати «Учебник природоведения». Книга была издана на 4 дагестанских языках и тиражом 2 тыс. экземпляров.
Кроме того, на аварский и кумыкский языки были переведены литературные произведения отечественных авторов (Мамина-Сибиряка, Немировича-Данченко, Гаршина).
В этом же номере указанного журнала опубликована еще одна статья, имеющая непосредственное отношение к проблеме становления и развития трудовой школы Дагестана. Речь идет о статье Н. Калашникова «Что же дальше?» [8, с.3-4].
Анализируя итоги полуторагодового развития школы Дагестана в условиях советской власти, автор материала не без основания, как нам представляется, говорить о фактическом «провале строительства единой трудовой школы» в республике. Анализируя причины неудач в осуществлении курса на единую трудовую школу, Калашников делает вывод о том, что «корень зла» в этом вопросе кроется в попытке решать задачи в области просвещения «мерками периода "военного коммунизма"».
Авторы статьи полагают, что именно в новой обстановке, сложившейся в республике к началу первой половины ХХ в., подходит время, когда можно перейти от лозунгов к действительному проведению в жизнь единой трудовой школы. Для этого, прежде всего, необходимо научить и учащихся и, главным образом, учителей продуктивно и систематически работать в учебное время и при организации внеклассной общественно-полезной работы с детьми, а также вести самый строгий учет работы, как учащихся, так и преподавателей.
Определенное внимание проблеме трудовой подготовки школьников Дагестана в изучаемый период уделял выпускавшийся в Дагестане в течение недолгого времени журнал «Штурм»[10]. Издание призвано было отражать ход выполнения задач культсанштурма в республике. Среди материалов, опубликованных на страницах некоторых номеров этого журнала, имеются и те, что непосредственно относятся к проблемам подготовки школьной молодежи к трудовой самостоятельной жизни.
В рассматриваемом плане интерес представляют иллюстративного характера материалы, опубликованные в первом номере журнала «Штурм» (1933). Это два снимка,
сделанные фотокорреспондентом Р. Чутуевым и помещенных под названиями «Урок» [10, с.29] и «Пионеры-энтузиасты культпохода в горах» [10, с.56].
Первый документ относится к серии открыток, выпускавшихся Культштабом и Наркомпросом Дагестана в 30-е годы прошлого столетия в период культсанштурма. Это фотография нескольких взрослых женщин-горянок, занятых ликвидацией своей неграмотности. Непосредственное отношение к рассматриваемой нами проблеме имеют слова, сопровождающие фотодокумент. В нем сказано, что культсанштурм дошел в Дагестане и до таких «таежных аулов, как Гочоб, Килятль, Чарода и др.11, где недавно еще не было даже школ» и сыграл свою положительную роль в развитии культуры и просвещения населения горных районов республики.
Из сказанных слов вытекает, что в указанных и, вероятно, других населенных пунктах этого и других районов горного Дагестана в рассматриваемое время были созданы общеобразовательные трудовые школы, имевшие первостепенное значение для обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки юношей и девушек к труду и жизни.
На втором фотодокументе изображены трое пионеров-школьников (один мальчик и двое девочек), которые в торжественной обстановке (с пионерским барабаном и другими атрибутами) идут проводить со взрослыми работу по ликвидации их неграмотности и другие мероприятия (текст к фото не комментирует этот момент) культурного и просветительского характера. Этот материал, собранный в Лакском районе Дагестана, относится к сфере организации внеклассной общественно-полезной деятельности учащихся как формы вовлечения подрастающего поколения к трудовым процессам, а, стало быть, и подготовки юношей и девушек к труду и жизни.
В общественно-полезной деятельности школьников Дагестана межвоенного периода особо следует выделить участие молодежи в сборе и сохранении произведений фольклора народов республики, хотя подобного рода примеров, зарегистрированных документально, не так много. Об одном таком случае написал известный специалист по дагестанскому фольклору А. Назаревич в своей статье, помещенной на страницах журнала «Страна гор» и посвященной изучению кумыкской поэзии11. По мнению ученого, народному
сказителю Дагестана Аяу Акавову из села Костек Хасавюртовского района сказку о славном храбреце (улане) рассказал ученик местной школы по имени Насрутдин[12, с. 65].
Среди других журналов Дагестана непедагогического направления с публикациями на школьную тему следует назвать издание Госплана республики «Плановое хозяйство Дагестана», выходившееся в свет ежемесячно с 1927 г. по середину 1930 г.[5, с.139].
Одной из значительных публикаций журнала, где уделено достаточно большое внимание проблемам развития в Дагестане трудовой школы и просвещения в целом является статья Н. Султанова, посвященная анализу бюджета Дагестана на 1926-1927 гг. [13].
В качестве важнейших причин, препятствующих нормальному развитию школьного образования Дагестана автор называет слабое и явно недостаточное финансирование системы просвещения. По части выделения средств для образования из всех источников республика намного отставала по РСФСР. В 1925-26 учебном году, по данным журнала, на одного жителя Дагестана по линии народного образования было потрачено 1 руб. 60 коп., против 2 руб. 06 коп. по стране [13, с.17]. В следующем учебном году указанные траты в республике возросли до 2 руб. 22 коп., но и это было на 1 руб. 46 коп. меньше, чем по Северо -Кавказскому краю.
Интерес представляет материал, приводимый автором статьи по другим национальным республикам страны. Согласно данным журнала, отставая по показателю финансирования образования от
среднероссийских данных, Дагестан опережал такие национальные республики как Татарстан (1 руб. 44 коп.), Башкирия (1 руб. 43 коп) и Казахстан (1 руб. 07 коп).
Однако приведение этих цифр на уровне простой констатации, как факта, в отрыве от учета общего уровня развития образования в перечисленных выше национальных республиках страны, не дает читателю реальной картины проблемы. Если учесть, что Дагестан в первые десятилетия советской власти намного отставал в развитии светского образования среди автономий РСФСР и СССР, то отмеченное в статье небольшое преобладание республики в финансировании просвещения среди других национальных окраин страны было обусловлено необходимостью доведения уровня общего и профессионального образования дагестанского населения до среднероссийского уровня.
Большой интерес в плане изучения проблем строительства трудовой школы республики представляют статьи И.П. Кинсбурга, посвященные итогам Всесоюзной школьной переписи 15 декабря 1927 г. в Дагестане. Это мероприятие, как известно, в масштабе страны проводилось согласно постановлению ЦИК и СНК СССР 10 августа 1927 г.[14].
В первых номерах журнала за 1928 г. Кинсбург дал обзорную статью об указанном мероприятии и почеркнул, что перепись преследовала цель, прежде всего, выяснить состояние материально-технической базы трудовой школы, как одного из важнейших условий и предпосылок обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки юношей и девушек к трудовой самостоятельной жизни [15, с.99].
Анализируя итоги школьной переписи 15 декабря 1927 года, Кинсбург, считает, что сильно мешает полноценному развитию трудовой школы Дагестана географические, этнические и прочие особенности, которые становятся сдерживающими факторами просвещения в целом. Перепись выявила, что процент выполнения такого важного фактора школьного образования, как начальный всеобуч, по районам Дагестана разниться от 7,3 до 82,3 процентов[16, с.39].
О первых успехах в становлении и развитии трудовой школы в упомянутом выше Чародинском районе говорится в материале, опубликованном журналом Северо-Кавказского края «Революция и горец» в 1932 году. В объединенном выпуске этого издания помещена статья журналиста Ф. Перебийноса с названием «Большие победы маленькой Чароды»[17, с.208].
В материале рассказывается о ситуации, связанной с практическим отсутствием материальной базы трудовой школы в селе Хилих Арчинского сельсовета. В школе совершенно не хватало лесоматериала для классных досок, столов и парт. Выход из положения нашли сами учащиеся: они стали приходить в школу с подносами и медными блюдами, которые клали на колени и на них выполняли учебные задания. Вместо скамеек учащиеся сидели на бревнах, заготовленных ими же в лесу, организовывая для этого субботники и воскресники.
Достаточно внимания вопросам трудовой школы республики обращал в своих публикациях журнал Дагобкома ВКП(б) «Звезда». Интерес в плане руководства развитием трудовой школы и разрешения возникающих перед педагогическими
коллективами республики проблем представляет материал, опубликованный журналом в первом и втором объединенном номере за 1933 г. и посвященный задачам парторганизации республики в свете прошедшего в начале 1933 г. IV Пленума Дагобкома ВКП(б)[18]. Высший политический форум республики, рассматривая вопросы культурного строительства, признал, что «Даггиз издает всякую макулатуру, но не издает литературу на родных языках в том количестве, в каком требуется».
Среди наиболее острых причин, мешавших нормальной работе трудовой школы Дагестана и являвшихся «немалым тормозом на пути развертывании культурной революции» в целом, пленум назвал «отжившую систему преподавания в школах, их перегруженность, многоязычие населения республики...».
Ненормальным явлением в школьной жизни республики журнал назвал ситуацию, при которой «в дагестанских школах первой ступени учащиеся должны были учиться дольше, чем в других национальных республиках страны, а в школах второй ступени - 2-3 года».
Не распространяясь особо в комментариях, авторы публикации отметили, что такое положение с обучением и воспитанием подрастающего поколения, связанное с особенностями Дагестана, не ускоряет, а задерживает развитие школьного дела в целом, подготовку кадров, как для самой школы, так и для народного хозяйства.
Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы.
1. Непедагогическая журнальная периодика Дагестана межвоенного периода уделяла вопросам становления и развития единой трудовой школы республики достаточно большое внимание. Об этом говорят опубликованные по данной проблеме материалы журналов, подвергшиеся анализу в данной статье.
2. Публикации изученной нами категории журналов Дагестана содержат много фактологического материала. Высказаны интересные и полезные факты, позволяющие оценить состояние единой трудовой общеобразовательной школы Дагестана в первые два десятилетия её становления.
3. В рассмотренных нами материалах непедагогической журнальной периодики Дагестана 1920-40-х годов практически отсутствует критика имеющихся недостатков и упущений в деятельности властных структур республики по строительству новой школы. Как было показано выше, только журнал Дагобкома
ВКП(б) «Звезда» слегка «пожурил» Даггосиздат за неверный подходы в вопросах обеспечения трудовой школы соответствующей литературой.
В целом непедагогическая журнальная периодика Дагестана межвоенного периода оказала позитивное воздействие на процесс становления и дальнейшего развития в республике единой трудовой
общеобразовательной политехнической школы. Воспитанная этой школой молодежь вскоре встала на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Исторические науки и археология
Список литературы
1. Танг Чолпан // ЦГА РД. Ф.2370. Оп.2. Д.70. Л.1-239. Л.14.
2. Гаджиев А. Славный «Танг Чолпан» // Дружба (г. Хасавюрт). 1970. 25 сентября.
3. Муцалханов М.С. Шемшединов А.С.: штрихи биографии // Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО), 2000. №4. С.41-43.
4. Юные борцы, 1921. №1. Других сведений не сохранилось. Прим. автора.
5. Печать Дагестана: Справочник. Махачкала, 1983. 172 с.
6. Арипов Г. Первые комсомольские: О молодежной печати Дагестана 20-х годов // Советский Дагестан, 1971. №3. С.73-76.
7. Тату Булач. Боролись и не сдавались. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. 72 с.
8. В горах Дагестана, 1922. №1. 64 с.
9. Муцалханов М.С. Вклад А.П. Скрабе в становление и развитие трудовой школы Дагестана (1900-1950 гг.) // Научный альманах, 2016. №2-3. С. 412-415.
10. Штурм. Махачкала, 1933. №1. 64 с.
11. Перечисленные населенные пункты относятся к нынешнему Чародинскому району Республики Дагестан. Прим. автора.
12. Назаревич А. У истоков кумыкской сказки // Страна гор - Махачкала, 1941. №1. С.61-83.
13. Султанов Н. Анализ местного бюджета Дагестана на 1926-27 год // Плановое хозяйство Дагестана (далее - ПХД), 1927. №5. С. 12-22.
14. Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г. В 2 т. М.: Гос. планово-хоз. изд-во, 1930. Т.1. С.39.
15. Кинсбург. И.П. Школьная перепись в ДССР. 1927 г. // ПХД, 1928. №1-2. С. 99101.
16. Кинсбург И.П. Состояние народного образования в ДССР в связи с данными предварительных итогов школьной переписи // ПХД, 1929. №5-6. С.36-43.
17. Перебийнос Ф. Большие победы маленькой Чароды // Революция и горец, 1932. №10-12. 222 с.
18. Задачи парторганизации на новом этапе социалистического строительства // Звезда, 1933. №1-2. С.3-11.
Об авторах
Муцалханов Мавлетхан Солтаналиевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет, mucallhanov@mail. т
Шугаибов Ильмутдин Шугаибович - соискатель, кафедра истории, Дагестанский государственный педагогический университет, [email protected]