Activities of Dagestan authorities to provide schools teachers of labor: experience and problems of the Soviet period Mutsalhanov M. (Russian Federation) Деятельность органов власти Дагестана по обеспечению школ учителями труда: опыт и проблемы советского периода Муцалханов М. С. (Российская Федерация)
Муцалханов Мавлетхан Солтаналиевич /Mutsalhanov Mavlethan - кандидат исторических наук,
доцент, кафедра истории,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Аннотация: в статье анализируется деятельность властных структур Дагестана по подготовке, расстановке и повышению педагогического мастерства учителей трудового обучения общеобразовательной школы республики за годы советской власти. При рассмотрении вопросов и проблем внимание обращено на недостатки и упущения в работе органов власти республики по формированию педагогов для школ с инженерной подготовкой.
Abstract: the article analyzes the activity of power structures in Dagestan for the preparation, placement and promotion of pedagogical skill labor training teachers of secondary schools of the republic during the Soviet era. When considering problems we drew attention to the shortcomings and omissions in the work of the body - new republic's authorities on the formation of teachers for schools with engineering training.
Ключевые слова: Дагестан, советский период, общеобразовательная школа, подготовка и расстановка учителей трудового обучения.
Keywords: Dagestan, the Soviet period, secondary school, training and placement of labor training teachers.
Одним из важнейших условий выполнения любой задачи является наличие квалифицированных кадров.
Объявление молодой советской республикой новую общеобразовательную школу трудовой и политехнической предусматривало необходимость проявления заботы о подготовке квалифицированных учителей, в том числе преподавателей трудового обучения.
В Дагестане, в одном из национальных окраин России, выполнение этой задачи было сопряжено с особенностями школьного строительства в республике. Подавляющее большинство общеобразовательных школ Дагестана в середине 30-х годов ХХ в. оставались начального типа, для которых не предусматривалась специальная подготовка учителей труда. Для незначительного числа школ среднего и старшего звена педагоги-трудовики готовились на различных по сроку обучения курсах.
Вопрос с обеспечением школ подготовленными учителями трудового обучения к началу второй половины 1930-х годов принял острый характер также по всей стране и Российской Федерации. Именно отсутствие наряду с материальной базой квалифицированных учителей стало поводом, хоть и формальным, как полагают исследователи, при аннулировании приказом Наркомпроса РСФСР 4 марта 1937 г. трудового обучения как учебного предмета в общеобразовательной школе[1]. Документ предусматривал отмену необходимости в подготовке педагогов указанной специальности.
Попытку организовать выпуск в своих учебных заведениях квалифицированных учителей трудового обучения руководство Дагестана предприняло в начале 60-х годов прошлого столетия.
Побудительным мотивом этому стало принятие 24 декабря 1958 г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»[2].
По указанию Дагобкома КПСС, 30 мая 1962 г. Министерством просвещения республики был представлен в Совет Министров ДАССР проект постановления «О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ» [2, л.243-244].
Документ предусматривал обращение в Совет народного хозяйства Дагестана о производстве отбора на предприятиях республики специалистов и направления в 1962 г. на работу в общеобразовательные школы в качестве преподавателей труда. Активное участие в этом процессе должны были принять местные органы народного образования.
Управление профтехобразования при Совете Министров ДАССР обязывалось организовать при средних учебных заведениях подготовку учителей труда для 5-8 классов общеобразовательных школ, имея в виду обеспечить в 1966-1970 годах ежегодный выпуск специалистов указанной категории в количестве 150 человек.
Все заинтересованные органы республики согласились с положениями предложенного проекта Совета Министров ДАССР. Исключение составило мнение руководства Совнархоза республики, которое в ответе от 9 июня 1962 г. на запрос Совмина Дагестана высказало мнение об отсутствии необходимости в принятии Правительством республики специального решения по предложенному вопросу. Высший хозяйственный орган республики указал на то, что не возражает направлению в школы необходимого числа производственников в качестве учителей трудового обучения без организации их обучения в учебных заведениях.
О дальнейшей работе властных структур Дагестана по подготовке квалифицированных учителей трудового обучения среднего и высшего звена можно узнать из публикаций последних лет исследователей Дагестана [4]. Активность части из них отмечена в историографических работах отечественных ученых, написанных на общероссийском материале [5].
Как видно из работ ученых по рассматриваемой проблеме, первых профессиональных учителей труда в Дагестане начали готовить Буйнакское (с 1970 г.) и Избербашское педучилища (с 1975 г.).
В системе высшего педагогического образования учителей труда (правда, технического) начал готовить с 1972 г. художественно-графический факультет Дагпединститута. С 1974 г. к подготовке учителей, в т. ч. труда, для начального звена школы приступил факультет начальных классов этого же института. И, наконец, в 1979 г. пединститут Дагестана провел набор студентов на индустриально -педагогический факультет.
Изложенный материал показывает, что система профессиональной подготовки учителей труда была налажена в Дагестане к концу 1970-х гг.
Литература
1. Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 192030-х года. [Электронный ресурс]: Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1. 2011. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Rakunov_Formal_Education/ (дата обращения: 03.03.2016).
2. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. - М.: Изд-во «Изв. Совета депут. труд. СССР», 1959. - 29 с.
3. Центр. госархив Республики Дагестан. Ф.168-р. Оп.45. Д.26. - 271 л.
4. Муцалханов М. С., Мугутдинова Н. Ш. Из истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. // Наука и школа, 2011. №1. С.149-151.
5. Магсумов Т. А. Современное состояние историко-педагогических исследований // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №5(25), 2013. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/viewFile/5201335/ pdf_193 (дата обращения: 01.02.2016).
America and France associated by idea of national freedom Pisarevskaya A. (Russian Federation)
Америка и Франция, связанные идеей национальной свободы Писаревская А. А. (Российская Федерация)
Писаревская Анна Альбертовна /Pisarevskaya Anna - студент, факультет свободных искусств и наук, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Abstract: the article analyzes such concept, as "nationalfreedom", its origin in the USA and France and their interrelation.
Аннотация: в статье анализируется такое понятие, как «национальная свобода», его происхождение в США и Франции и их взаимосвязь.
Keywords: freedom, revolution, symbol, Constitution, idea. Ключевые слова: свобода, революция, символ, конституция, идея.
Freedom.. .what does it mean? Freedom- it is the power to act, speak and think freely which means to have liberty, be allowed unhampered boldness and separation, to be able to speak frankly and to be outspoken. [1]. Freedom is what everybody wants. Freedom is the condition of happiness. Fortunately, human freedom is inalienable right. The right to freedom means that everyone should have the opportunity to perform all acts and to behave within the law without infringing on the rights and freedoms of others. In the French Declaration of the rights of man and citizen 1789 it was noted that freedom is the ability to do whatever does not harm another.
Returning to the modern world, the first thing that comes to the mind of man, associated with freedom, is the Statue of Liberty - one of the most famous sculptures in the USA and in the world, often called "the symbol of new York and the United States", "symbol of freedom and democracy", "Lady Liberty". It is a gift of French citizens to the centenary of the American Revolution. It is followed by France, with its national idea "Liberté, Égalité, Fraternité". Thus, I would highlight two countries that carry the idea of national freedom: the United States of America and the French Republic.
Donated by the people of France as a gift to the American people as a sign of friendship (strengthened during the years of the American revolution in 1884), the statue is considered a symbol of the U.S., symbolizing freedom and opportunities of this country. The formal name of the statue is "Liberty Enlightening the World". It depicts liberty as a woman in graceful, flowing robes, bearing a torch - a symbol of freedom that has the ability to avoid the chains of tyranny (the broken chains lies at her feet). On her head is a crown with seven rays, representing the seven seas and seven continents of the world. In crown there are 25 viewing windows that symbolize the earth's pearl and heavenly rays illuminating the world. In her left hand the woman holds a plate coated with the date of the American Declaration of Independence 4 July 1776.
Sculptor Frederic Auguste Bartholdi was commissioned to create to 1876 the monument to the centenary of the signing of the American Declaration of independence. The creation of the statue was a joint Franco-American project in which the U.S. built the pedestal, and the French made the statue and then collected it in the USA. At the ceremony, President Grover