Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДО 2016 ГОДА'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДО 2016 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / развитие образования / государство / реформы / ВУЗы / Болонская система / ступенчатое образование / higher education / education development / state / reforms / universities / Bologna system / step-by-step education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родостовцев Илья Владимирович

Данная статья посвящена анализу ключевых этапов развития высшего образования в России после распада СССР. В работе рассматриваются факторы, повлиявшие на трансформацию системы, от политических и экономических перемен до социальных и культурных влияний. Автор исследует основные реформы высшего образования, проведенные в 90-е годы и в 2000-х годах, с акцентом на их влияние на структуру, содержание и финансирование образовательных программ. В статье анализируются изменения в роли государства и частного сектора в образовании, а также влияние глобализации и международных стандартов. Особое внимание уделяется процессам, повлиявшим на доступность высшего образования, качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда. Статья освещает основные проблемы, с которыми столкнулась система высшего образования в России в этот период, и анализирует перспективы ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN MODERN RUSSIA UNTIL 2016

This article is devoted to the analysis of the key stages of the development of higher education in Russia after the collapse of the USSR. The paper examines the factors that influenced the transformation of the system, from political and economic changes to social and cultural influences. The author examines the main reforms of higher education carried out in the 90s and in the 2000s, with an emphasis on their impact on the structure, content and financing of educational programs. The article analyzes the changes in the role of the state and the private sector in education, as well as the impact of globalization and international standards. Special attention is paid to the processes that have influenced the availability of higher education, the quality of training of specialists and their demand in the labor market. The article highlights the main problems faced by the higher education system in Russia during this period and analyzes the prospects for its further development.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДО 2016 ГОДА»

УДК 378.1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДО 2016 ГОДА

Родостовцев И.В.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

Данная статья посвящена анализу ключевых этапов развития высшего образования в России после распада СССР. В работе рассматриваются факторы, повлиявшие на трансформацию системы, от политических и экономических перемен до социальных и культурных влияний. Автор исследует основные реформы высшего образования, проведенные в 90-е годы и в 2000-х годах, с акцентом на их влияние на структуру, содержание и финансирование образовательных программ. В статье анализируются изменения в роли государства и частного сектора в образовании, а также влияние глобализации и международных стандартов. Особое внимание уделяется процессам, повлиявшим на доступность высшего образования, качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда. Статья освещает основные проблемы, с которыми столкнулась система высшего образования в России в этот период, и анализирует перспективы ее дальнейшего развития. Ключевые слова: высшее образование, развитие образования, государство, реформы, ВУЗы, Болонская система, ступенчатое образование

DOI 10.22281/2542-169 7-2024-03-03-54-59

Начало реформ в системе высшего образования в современной России напрямую связано с развалом Советского Союза. В 1990-е годы в российском образовании происходили два основных разнонаправленных, противостоящих и даже противоборствующих процесса. Один - внешний по отношению к системе образования, подталкивающий ее к обвалу: инвестиционный кризис, снижение уровня финансирования образования, ее материально-технического, ресурсного обеспечения и т.д. Другой -внутренний, препятствующий этому обвалу: саморазвитие образовательной системы, рост ее внутреннего потенциала, интенсивное развитие сферы образовательных услуг. Спасала систему образования именно вторая тенденция, связанная с поистине героическим, самоотверженным трудом большинства педагогов [1, с. 1].

Небывалый спад отечественного производства, экономическая нестабильность в стране в начале 90-х годов, привели к тому, что большинство выпускников вузов тех лет столкнулись с реальными трудностями в трудоустройстве и вынуждены были искать альтернативные способы получения доходов. Молодежь быстро поняла, что на данном этапе во главу угла ставятся: блат, связи, а отнюдь не образование, которое у тебя за плечами. Это не могло не сказаться на снижении численности выпускников школ, стремящихся получить высшее образование. А, если нет спроса, то у высшей школы оставалась одна надежда на государственную или муниципальную поддержку. Но контроль государства за институтами и университетами в это время был минимален, не до образования было государству, когда страна разваливалась на глазах. Зарплаты в государственных вузах не выплачивались по полгода, преподаватели вынуждены были искать подработки, многие эмигрировали в другие страны, а некоторые и вовсе бросали свое ремесло и уходили в коммерческие структуры, где зарплаты были на порядок выше. А, если учесть, что образование эти учителя и преподаватели получали еще в Советском Союзе, когда качество образования было на высоком уровне, то можно понять, как много потеряла наша наука и образование, не сохранив действительно ценные кадры. Сейчас уже можно точно сказать, что одним из главных факторов, который нанес непоправимый вред качеству нашего образования, был финансовый вопрос. Массовые ориентиры на западные ценности и погоня за «золотым тельцом» снизило качество высшего образования и, как следствие, привело к тому, что действительно ценных специалистов в любой специальности, можно было по пальцам пересчитать. Находясь на грани выживания, ВУЗы вынуждены были искать любые способы, чтобы находится на плаву.

DOAJ

Огромную роль в это непростое время имел закон РФ «Об образовании», который был принят 10.07.1992г. Его можно охарактеризовать, как «развязывание рук» органам местного самоуправления городских округов. Им представилась возможность создавать, ликвидировать, упразднять муниципальные ВУЗы, а также давало право вести самостоятельную хозяйственную деятельность. В секторе высшего образования была внедрена система, при которой в государственных вузах государство обеспечивает бюджетные студенческие места, а вузы могут «добирать» студентов на платные места. Большая часть внебюджетного контингента была ориентирована на популярные программы и направления, например на экономику, менеджмент, информационные технологии и право. Правительство предприняло несколько попыток сдерживания и регулирования роста предложения, включая ограничительные квоты на платные места в государственных вузах в 1996 году, но позже квота была отменена.[3. с. 24] Финансовый сектор в РФ в перестроечное время был очень истощен, что не могло не сказаться на количестве бюджетных мест в высших учебных заведениях, а теперь вузы могли самостоятельно на платной основе, на специальности, которые пользовались большим спросом, зачислить дополнительное число студентов. Поэтому, даже сейчас, по прошествии стольких лет, рынок труда перенасыщен выпускниками юридических, экономических факультетов.

К середине 90-х годов, когда в России доля частного бизнеса резко возросла, спрос на высшее образование стал меняться в положительную сторону. Руководители коммерческих структур, при принятии на работу сотрудников, отдавали предпочтение тем, кто имел специальную подготовку и образование. В связи с этим все большее число людей считало высшее образование гарантом для профессионального роста. Теперь не только выпускники 11 классов массово старались получить диплом о высшем образовании, а даже люди средних лет, которые еще буквально лет десять назад об этом даже не задумывались. Поэтому, появившаяся возможность получить высшее образование на платной основе, вызвала настоящий «бум» в Российском обществе. Получив такую востребованность, возник рост образовательных услуг, но не всегда качественный. В это же время стали открываться негосударственные высшие учебные заведения. Дипломы, выданные такими организациями, до сих пор вызывают вопросы и споры, хотя, когда в 1996 году на федеральном уровне полностью узаконили частные вузы, расчет был сделан на то, что они создадут конкуренцию в системе высшего образования. Были организации, которые выдавали документы не того образца, который существовал на тот момент, были случаи, что за определенную плату, просто выдавался диплом, без прохождения обучения, сейчас его называют «полученным в переходе». Некоторые организации не имели даже своего здания, преподаватели были наняты со стороны. Какое образование можно было получить в таких условиях? Но не во всех вузах было все так плохо. Например, Московский финансово-промышленный университет «Синергия» - российское частное высшее учебное заведение, основанное в 1995 году в Москве, автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» основана в 1991 году, международный институт Дизайна и Сервиса-это частный образовательный комплекс, основанный в 1992 году и т. д, пользуются огромный спросом, а диплом считается одним из лучших в России. Например, в «Синергии» не смотря на то, что -это частная организация, есть даже бюджетные места, так как вуз показывает высокий уровень образования, а такие показатели не могут остаться не замеченными государством. Таким образом мы можем сказать, что негосударственные учебные заведения - это коммерческий проект, который организован частными лицами, основанный не только для обучения студентов, но и для получения прибыли.

Денежная составляющая при разумном подходе, давала положительный результат: закупалась техника, современная мебель, строились бассейны, стадионы, библиотеки пополнялись новой современной литературой. Финансовая мотивация преподавателей приносила свои ощутимые плоды в качество образования. Коммерческие вузы имели не редко спонсоров, которые предоставляли возможность особо одаренным студентам проходить обучение за границей. Но какое бы ты не получил образование в России, диплом

DOAJ

какого вуза не был у тебя в руках, он не имел никакого статуса для прохождения стажировки, или продолжения обучения в Европе или США. С этой проблемой столкнулись множество других стран, требовалась модернизация в системе высшего образования, с целью создания единого европейского пространства.

Так, в 1999 году была подписана Болонская декларация, которая объединила сначала только 29 стран и сформировала основные принципы этой системы.

В начале 2000-х годов в системе российского образования происходит постепенный переход на новую систему оценки качества общего образования, основанной на ЕГЭ. Он представляет собой единый стандартизированный экзамен по отдельным предметам, который сдают абсолютно все выпускники школ, и на его основе происходит поступление в Вузы. Первые эксперименты по введению ЕГЭ в отдельных регионах России начались в 2001 году. В 2001 году всего 50 государственных вузов начали принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ (при этом внутренние экзамены также сохранялись в вузах). В период с 2001 по 2008 год ежегодно увеличивалось число регионов - участников эксперимента и университетов, принимающих студентов по результатам ЕГЭ. В этот период регионы самостоятельно устанавливали конкретный перечень предметов, по которым проводился ЕГЭ. С 2009 года данный экзамен был введен как обязательный на территории всей страны. [3. с. 25] Данный вид оценивания освоения программы среднего общего образования в России действует и по сей день.

С сентября 2003 года высшее образование в Российской Федерации претерпело кардинальные изменения, взяв курс на построение Болонской общеобразовательной системы. Болонская система основывалась на ступенчатом образовании. Практика подготовки специалистов на уровне высшего образования должна была вытесниться двухуровневой системой - бакалавриатом и магистратурой. Первая ступень образования -бакалавриат, на ней студент получает широкую специализацию, обучение длится 4 года. Вторая ступень - магистратура - более узкая специализация - это, может быть, как продолжением направления бакалавриата, а также можно выбрать, не только другую -смежную специализацию, а даже поступить в другой вуз, что сейчас не редкость, т.к. по многим специальностям очень мало бюджетных мест, а порой они и вовсе отсутствуют. А получить платно образование в России может позволить себе далеко не каждый. Практически по любой специальности оплата составляет более 100 тысяч за год. Так что, если сравнивать с временами СССР, то высшее образование в современной России можно назвать роскошью.

При том, что Российское высшее образование традиционно было ориентировано именно на специалитет, и при том, что во многих развитых странах также существуют образовательные программы специалитета, значительной, если не подавляющей частью педагогического сообщества, перспективы перехода на двухуровневое высшее образование, были восприняты негативно. [2. с. 289]. Ряд ректоров высказались против такого разделения. Во многом это было связано с тем, что планировалось сокращение вузовских специальностей, а степень бакалавра не давала права поступать в аспирантуру в российском вузе. Для этого необходимо было продолжить образование и перейти на следующую ступень: специалитет или магистратуру, другой причиной называли, что четырехлетнее обучение не дает должных знаний во многих областях науки. При этом подготовка бакалавров и магистров значительно отличается от подготовки специалистов. Фактически бакалавриат представляет собой теоретическую подготовку, а магистратура -специализацию. Специалитет почти со второго курса обучения ориентирован на ту или иную специализацию. [5. с. 247] После долгих обсуждений, медицинские, военные, многие технические вузы сохранили 5-6 летнее непрерывное образование. Поэтому на данный момент в России три ступени высшего образования: бакалавриат, магистратура и специалитет. Болонская система предполагала построение единого европейского пространства для студентов и преподавателей, с целью свободного передвижения и создания конкуренции европейских вузов, создание общей оценки уровня знаний (кредиты-зачетные

DOAJ

единицы). За 180-240 единиц присваивалась степень бакалавра, для получения степени магистра надо было еще заработать 90-120 единиц.

Надо честно признаться, что Россия так полностью и не перешла на Болонскую систему. Если ступенчатую систему удалось внедрить в учебный процесс, то система кредитов у нас не прижилась. Во время активного приспособления нашей высшей школы к мировым стандартам были запущены и реализованы несколько проектов, которые по праву могут считаться прорывом в системе высшего образования. Одним таких является проект по объединению нескольких вузов в единый комплекс - «федеральный университет». Следует подчеркнуть, что создание первых федеральных университетов стало отражением и реализацией национального проекта развития системы высшего образования РФ. Ключевым фактором создания Федерального университета является объединение нескольких действующих региональных вузов, с безусловной интеграцией образованного Федерального университета в экономическую и социальную сферу соответствующего федерального округа. Миссия федеральных университетов - подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов.[4. с. 56] Первыми университетами в рамках данного проекта стали Сибирский федеральный и Южный федеральный университеты. Каждый из них был сформирован путем слияния четырех университетов. При этом каждый университет разработал собственную программу развития, рассчитанную на 10 лет, и получил целевое финансирование из федерального бюджета в размере 5 млрд рублей. В дальнейшем данный проект только расширялся. Другим проектом стало создание национальных исследовательских университетов. В данный момент в России работают 29 национальных исследовательских университетов. Также Президентом России Путиным В.В. была поставлена задача вхождения пяти университетов России в рейтинг 100 лучших на международном уровне. Пока ни один университет не достиг этого показателя, но, благодаря совместному сотрудничеству с зарубежными партнерами, российская наука смогла проявить себя на международном уровне в научных публикациях, разработках и экспериментах.

Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что как бы не старалась Россия, какие бы не задействовала резервы, финансы и кадры, нашей стране, по мнению западных экспертов, всегда чего-то не хватает, чтобы выйти на мировой уровень в системе высшего образования. А, зная современные реалии, нас там никто никогда не ждал. Наверно, поэтому в 20132016гг. наметился постепенный возврат к базовой системе подготовки в высших учебных заведениях, в основе которой лежат интересы национальной экономики, политики, усиление роли государства, воспитание достойного гражданина. Выход России из Болонского соглашения открывает для нашей страны возможность создания собственной уникальной образовательной системы с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также подходов к образованию и подготовке кадров.

Список использованных источников

1. Костюченко И.Ю. Дилемма российского образования в 1990-е годы // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. №32. - С.1-17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dilemma-rossiyskogo-obrazovaniya-v-1990-e-gody (дата обращения: 23.05.2024).

2. Ханьчен Мэй, Хунюнь Чжай Специфика состояния и проблемы образования в России на рубеже 1980-90-х годов // Гуманитарное пространство. 2019. №3. - С.283-290. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sostoyaniya-i-problemy-obrazovaniya-v-rossii-na-rubezhe- 1980-90-h-godov (дата обращения: 25.05.2024).

3. Университеты на перепутье: Высшее образование в России [Текст] / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова и др. ; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы

экономики, 2019. - 318, [2] с. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). - 400 экз. - ISBN 978- 5-7598-2139-7 (в обл.). - ISBN 978-5-7598-2043-7 (e-book).

4. Кляритская Ирина Львовна, Гуренко-Вайцман Марина Николаевна, Максимова Елена Владимировна, Мошко Юрий Александрович Федеральные вузы в Российской Федерации: реализация проекта на практике // Крымский терапевтический журнал. 2017. №2 (33). - С.55-63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnye-vuzy-v-rossiyskoy-federatsii-realizatsiya-proekta-na-praktike (дата обращения: 03.06.2024).

5. Положихина М.А. Реформы высшего образования в России и их критика // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2018. №3. - С.243-251. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-i-ih-kritika (дата обращения: 03.06.2024).

Сведения об авторах

Родостовцев Илья Владимирович - аспирант направления подготовки «Региональная и отраслевая экономика» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Адрес: 241036, Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. E-mail: 97riv@list.ru

UDC 378.1

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN

MODERN RUSSIA UNTIL 2016

Rodostovtsev I.V.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

This article is devoted to the analysis of the key stages of the development of higher education in Russia after the collapse of the USSR. The paper examines the factors that influenced the transformation of the system, from political and economic changes to social and cultural influences. The author examines the main reforms of higher education carried out in the 90s and in the 2000s, with an emphasis on their impact on the structure, content and financing of educational programs. The article analyzes the changes in the role of the state and the private sector in education, as well as the impact of globalization and international standards. Special attention is paid to the processes that have influenced the availability of higher education, the quality of training of specialists and their demand in the labor market. The article highlights the main problems faced by the higher education system in Russia during this period and analyzes the prospects for its further development.

Keywords: higher education, education development, state, reforms, universities, Bologna system, step-by-step education

References

1. Kostyuchenko I.Y. The dilemma of Russian education in the 1990s // State administration. Electronic bulletin. 2012. No.32. - pp.1-17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dilemma-rossiyskogo-obrazovaniya-v-1990-e-gody (date of reference: 05/23/2024).

2. Hanchen Mei, Hongyun Zhai The specifics of the state and problems of education in Russia at the turn of the 1980s-90s // Humanitarian space. 2019. No.3. - pp.283-290. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sostoyaniya-i-problemy-obrazovaniya-v-rossii-na-rubezhe- 1980-90-h-godov (date of application: 05/25/2024).

3. Universities at a crossroads: Higher education in Russia [Text] / D. P. Platonova, E. S. Abalmasova, S. K. Bekova, etc. ; edited by D. P. Platonova, Ya. I. Kuzminova, I. D. Frumin; National research. Higher School of Economics, Institute of Education, Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 318, [2] p. - (Russian education: achievements, challenges, prospects / scientific ed. Ya. I. Kuzminov, I. D. Frumin). - 400 copies . - ISBN 978- 57598-2139-7 (in the region). - ISBN 978-5-7598-2043-7 (e-book).

4. Klaritskaya Irina Lvovna, Gurenko-Vaitsman Marina Nikolaevna, Maximova Elena Vladimirovna, Moshko Yuri Alexandrovich Federal universities in the Russian Federation: project implementation in practice // Crimean Therapeutic Journal. 2017. No.2 (33). - pp.55-63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnye-vuzy-v-rossiyskoy-federatsii-realizatsiya-proekta-na-praktike (date of application: 06/03/2024).

5. Polozhikhina M.A. Reforms of higher education in Russia and their criticism // Social and humanitarian sciences: Domestic and foreign literature. Series 2, Economics: An abstract journal. 2018. No.3. - pp.243-251. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-i-ih-kritika (date of application: 06/03/2024).

Author's information

Rodostovtsev Ilya Vladimirovich is a postgraduate student in the field of Regional and Sectoral Economics at the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Address: 14 Bezhitskaya str., Bryansk, 241036. E-mail: 97riv@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.