Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ 2-М МГУ)'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ 2-М МГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ВЫСШЕЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубицкая Елена Александровна, Сахарова Татьяна Николаевна

Статья посвящена истории становления и развития психолого-педагогического образования в нашей стране. Дана краткая справка об открытии и деятельности первого в стране педагогического факультета в системе высшего образования; раскрыты основные принципы организации учебного процесса, прослежена преемственность дидактических идей в области подготовки психолого-педагогических и научных кадров в системе университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION AND VECTORS OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION (ON THE 100TH ANNIVERSARY OF THE OPENING OF THE PEDAGOGICAL FACULTY AT THE 2ND MOSCOW STATE UNIVERSITY)

The history of the formation and vectors of the development of psychological and pedagogical education (on the 100th anniversary of the opening of the Pedagogical Faculty at the 2nd Moscow State University) The article is devoted to the history of the formation and development of psychological and pedagogical education in Russia. The article provides brief information about the opening and operation of the country's first pedagogical faculty in the higher education system. The basic principles of the organization of the educational process are revealed, the continuity of didactic ideas in the field of training of psychological, pedagogical and scientific personnel in the university education system is traced.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 100-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ 2-М МГУ)»

Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-9-23

Е.А. Дубицкая, Т.Н. Сахарова

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

История становления и векторы развития

психолого-педагогического образования (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ)

Статья посвящена истории становления и развития психолого-педагогического образования в нашей стране. Дана краткая справка об открытии и деятельности первого в стране педагогического факультета в системе высшего образования; раскрыты основные принципы организации учебного процесса, прослежена преемственность дидактических идей в области подготовки психолого-педагогических и научных кадров в системе университетского образования.

Ключевые слова: педагогический факультет, высшее психолого-педагогическое образование, профессиональная подготовка педагогов-психологов

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Дубицкая Е.А., Сахарова Т.Н. История становления и векторы развития психолого-педагогического образования (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ) // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 9-23. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-3-9-23

© Дубицкая Е.А., Сахарова Т.Н., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-9-23

E.A. Dubitskaya, T.N. Sakharova

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

The history of the formation and vectors of the development of psychological and pedagogical education (on the 100th anniversary of the opening of the Pedagogical Faculty at the 2nd Moscow State University)

The article is devoted to the history of the formation and development of psychological and pedagogical education in Russia. The article provides brief information about the opening and operation of the country's first pedagogical faculty in the higher education system. The basic principles of the organization of the educational process are revealed, the continuity of didactic ideas in the field of training of psychological, pedagogical and scientific personnel in the university education system is traced. Key words: Pedagogical Department, higher psychological and pedagogical education, professional training of scientific and pedagogical personnel

CITATION: Dubitskaya E.A., Sakharova T.N. The history of the formation and vectors of the development of psychological and pedagogical education (on the 100th anniversary of the opening of the Pedagogical Faculty at the 2nd Moscow State University). Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3. Pp. 9-23. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-9-23

В 2021 г. исполняется 100 лет со дня основания педагогического факультета при 2-м Московском государственном университете (2-й МГУ). Этот факультет положил начало развитию психолого-педагогического образования в нашей стране и явился «стартовой площадкой» для Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина

° к

° ™ X I_ го ^

го ^ i d Ф го

а 1= й

С О Km с^ х го

ГО Q. О.

Зою Ü5 (з ° О х х

(с 1990 г. - Московский педагогический государственный университет). 17 октября 1921 г. считают днем своего рождения сразу несколько подразделений университета - Институт педагогики и психологии, Факультет дошкольной педагогики и психологии и Институт детства, в состав которого входят дефектологический факультет и факультет начального образования. Именно в этот день состоялось торжественное открытие педагогического факультета во Втором МГУ, который ведет свою историю от Московских высших женских курсов (МВЖК), начавших свою деятельность в 1872 г. по инициативе В.И. Герье [4, с. 94].

26 января 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет о ликвидации безграмотности, которая царила в дореволюционной России. Накануне Октябрьской революции 1917 г. население страны составляло 91 миллион человек, число неграмотных среди них достигало 78%. Причем, под грамотностью подразумевалось только умение читать. Естественно, для преодоления безграмотности понадобилась расширенная сеть начальных и средних школ, что, однако, тормозилось нехваткой учителей-профессионалов. В 1919-1920 гг. Россия имела лишь 108 тыс. учителей, из них с высшим образованием - 3,5 тыс. человек, что составляло всего 3% [1, с. 77].

В 1920 г. остро встал вопрос о необходимости профессиональной подготовки учителей. В декабре этого года на совещании по народному образованию принимается решение о создании педагогических факультетов в системе университетского образования. Первым среди них стал педагогический факультет при 2-м МГУ. В пользу такого решения выступает наличие достаточной учебно-материальной базы и профессиональных кадров, которые готовили учителей еще на МВЖК [3, с. 9]. Однако в связи с тем, что в дореволюционной России не было системы высшего педагогического образования, большинство кафедр пришлось создавать впервые, прежде всего по гуманитарным и педагогическим специальностям. Сложно было и с приглашением преподавательских кадров, особенно профессоров.

Деканом первого педагогического факультета становится Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Он начинал свой профессиональный путь с учительства: был народным учителем на Алтае. К.Н. Корнилов искренне поддерживал идеи Великой Октябрьской соци- 2 I алистической революции. Возглавив педагогический факультет и став р Р заведующим кафедрой психологии, он с первых дней работы активно

го ^ £ ^ т

включился в педагогическую, научную и общественную жизнь. 1= к °

СК X си го о. с^ Зою

которых были три совершенно уникальных для университетского обра- Ь °

Изначально педагогический факультет имел семь отделений, среди торых были три совершенно уникальных для университетского образования - дошкольное, школьное и педологическое. К.Н. Корнилов

и его соратники понимали всю важность и необходимость получения высшего педагогического образования для тех, кто будет работать с учениками разных возрастных групп [3, с. 9].

Педологическое отделение факультета было инновационным для системы высшего педагогического образования и готовило «как работников в области изучения ребенка, так и консультантов-педологов при опытных детских учреждениях, а главным образом преподавателей педагогических и педологических дисциплин (теория и практика трудовой школы и дошкольного воспитания, история педагогических учений, теория воспитания и образования, педагогическая психология, экспериментальная педагогика и т.п.) в педагогических техникумах» [5, с. 9].

Таким образом, претворялась в жизнь идея подготовки всех педагогов через высшую педагогическую школу. «Система подготовки педагога должна быть единообразной, безотносительно к тому, какую ступень школы будет обслуживать этот педагог. Учитель школы первой ступени, как и педагог, обслуживающий дошкольный детский возраст, должен быть в достаточной мере вооружен общенаучными и специальными знаниями и обладать всей той подготовкой, которая требуется от современного педагога-общественника» [6, с. 6-7].

Константин Николаевич обладал блестящими способностями организатора. Ему удалось создать известную научную школу, пригласив на кафедру психологии величайших отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). До конца своей жизни К.Н. Корнилов возглавлял созданную им кафедру, привлекая к работе молодых и талантливых специалистов.

Становление педагогического факультета проходило в сложных условиях. Только что закончилась гражданская война, в стране царили голод, разруха, безграмотность и беспризорность.

Правление 2-го МГУ во главе с тогдашним ректором С.С. Намёткиным на первых порах не поддерживало просьбы и предложения нового факультета. Трудности экономического характера, вызванные общим положением в стране, также отражались на состоянии работы факультета. В год его открытия он не получил мест в общежитии для студен-го * тов и всего лишь 10% принятых были обеспечены стипендией. Не было ^ ° к учебных кабинетов, лабораторий, базовых вспомогательных учрежде-го § ^ ний для организации производственной практики, не хватало учебников с ^ о и научной литературы.

CK X си ГО О.

ijoio

jd Ь ° на обучение около 300 студентов, которые активно включились в про-

Несмотря на все сложности, уже в первый год факультет принял а обучение ок цесс обучения.

Первый в стране педагогический факультет поставил перед собой цель - разработка и реализация подготовки педагога к решению новых профессиональных задач. Сам К.Н. Корнилов видел цель профессиональной подготовки в том, чтобы вооружить будущих учителей знаниями и умениями ориентироваться в общественно-политической жизни страны, уметь грамотно отстаивать свою позицию. По мнению ученого, для учителя советской школы требовалось не только организовать педагогический процесс, но и сделать его максимально приближенным к трудовой деятельности человека. Константин Николаевич указывал на то, что подготовка учителей должна быть максимально ориентированной на связь теории с практикой. По мнению первого декана педагогического факультета, перед университетом стоит еще одна задача: «дать углубленное знакомство с экономикой и техникой современного производства, учитель должен быть индустриалистом в широком смысле этого слова и организатором трудовой школы на индустриальной основе» [5, с. 6-7].

«Учитель в советской школе должен уметь дать такие знания, которые позволили бы выпускнику найти себе применение в любой сфере на благо народного хозяйства. Чтобы учитель смог решить эту задачу, ему самому необходимо серьезное образование. Поэтому основой профессиональной подготовки учителя должна быть его всесторонняя научная и теоретическая подготовка» [Там же, с. 6].

Уже в тот период руководители педагогического факультета понимали важность теоретической, профессиональной и общественной подготовки учителя. Весь процесс профессионально-педагогической подготовки был направлен на формирование «высококвалифицированного, теоретически и практически образованного педагога, владеющего научными методами в сфере его специальности...» [Там же]. И до сих пор в своей учебной деятельности МПГУ руководствуется именно этой установкой. Всесторонние широкие знания крайне важны для учителя, и только на общеобразовательной базе должен складываться его педагогический потенциал.

Именно фундаментальное университетское образование, основанное на развитии науки, по мнению К.Н. Корнилова, позволяло подготовить ™ | учителя для новой школы. Учитель не просто должен передавать зна- ^ о к

2 го 5

ния, он должен воспитывать и организовывать жизнь учащихся. го ^ ^

Весьма новаторской для начала 20-х годов прошлого века становится с ^ о идея К.Н. Корнилова о том, что «педагог должен овладеть той педагоги- Ц ческой техникой, которая даст ему возможность и уменье методически «э Б ° организовать педагогический процесс в его целом» [5, с. 7].

Константин Николаевич был убежден в том, что современный учитель обязан быть образованным человеком, постоянно развиваться и расширять свой кругозор. Очень важным было сформировать у будущего учителя потребность в постоянном образовании и самообразовании.

Первые учебные планы педагогического факультета были рассчитаны на 4-летнее обучение и включали в себя две части: общая (сюда входили общеобразовательные, общественно-политические и педагогические дисциплины) и специальная (научные дисциплины и методика их преподавания в соответствии с профилем того или иного отделения).

Первому декану педфака удалось собрать вокруг себя коллектив единомышленников. По словам К.Н. Корнилова, этот коллектив представлял собой «армию наиквалифицированнейших людей, которая в своем единстве способна просто совершать чудеса» [5, с. 12].

В разные годы на «педагогическом факультете работали такие известные ученые и педагоги, как Д.И. Азбукин, П.О. Афанасьев, П.П. Блон-ский, Н.И. Иорданский, А.Г. Калашников, В.П. Кащенко, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, Ф.А. Рау, Н.Г. Тарасов, Н.В. Чехов, С.Т. Шацкий и другие» [3, с. 12].

Одной из особенностей организации обучения на педагогическом факультете была деятельность научно-исследовательских групп студентов. Организация системы деятельности студенческих научных кружков способствовала вовлечению большого количества студентов в научную деятельность.

Сама атмосфера, царившая в университете, способствовала развитию у студентов интереса к науке. «Студенты принимали участие в еженедельных научных конференциях, слушали доклады ведущих профессоров - П.П. Блонского, А.Б. Залкинда, К.Н. Корнилова; становились участниками научных диспутов между К.Н. Корниловым и его учителем Г.И. Челпановым» [Там же, с. 13]. Тем самым, студенты получали возможность окунуться в мир научных дискуссий, познакомиться с противоположными научными идеями, принять участие в увлекательных спорах. Все это не могло оставить их равнодушными.

В марте 1924 г. заведующим кафедрой школьной педагогики назначается Альбер Петрович Пинкевич (1883/84-1939). Он пользовался боль-1 х шим авторитетом среди преподавателей и студентов и уже через месяц был избран деканом педфака. А.П. Пинкевич обладал незаурядными организаторскими способностями, и в ноябре 1924 г. коллектив 2-го МГУ

° к

° ™ X |_ ГО ^

го ^ 1 с! ф го

1= к ° избирает его на должность ректора. При нем в 1926 г. создается Научно

К X ста ГО О. О. ^ОЮ

Ь ° стью которого становится разработка научных проблем педагогического

исследовательский институт педагогики (НИИП), основной деятельностью которого становится разработка научных проблем педагогическо образования и подготовки научно-педагогических кадров [3, с. 13-14].

В НИИП велась масштабная подготовка аспирантов по педагогике и педологии. «Из числа 102 аспирантов, работающих при педагогических факультетах, институтах и исследовательских педагогических учреждениях по педагогике и педологии, при нашем институте готовится 64. Совершенно очевидно, что мы имеем все возможности для создания целой школы советских педагогов-теоретиков, школы, которую мы должны создать возможно скорее и возможно лучше», - отмечал А.П. Пинкевич [7, с. 11].

Успехи педфака по подготовке учителей и научно-педагогических кадров позволили завоевать заслуженный авторитет в университете и стать центром педагогического образования в нашей стране.

В 1929 г. в стране начинается масштабная реорганизация вузов. Выходит приказ Наркомпроса РСФСР «О реорганизации 2-го Московского государственного университета». Согласно данному приказу, университет был разделен на три самостоятельных института. На базе медицинского и факультета тонкой химии были созданы 2-й Московский медицинский институт (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова) и Московский химико-технологический институт (ныне Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева). А самый крупный к тому времени педагогический факультет был преобразован в Московский педагогический институт (МПИ) [3, с. 15].

В 1930-1931 учебном году в состав института входили 13 отделений, среди которых были организационно-методическое (педагогическое), дошкольное, дефектологическое, педологическое, социально-правовая охрана несовершеннолетних (СПОН).

Важной вехой в истории МГПИ стал переход к факультетской структуре института, проведенный с 1 сентября 1934 г. В соответствии с приказом наркома просвещения от 19 августа 1934 г. были образованы 7 факультетов, в числе которых дефектологический с секциями сурдо-и «олигофренопедагогики и педагогический со специальностями школьная педагогика, дошкольная педагогика, педология и внешкольная работа с детьми» [6, с. 22].

Кафедрами руководили известные ученые: на дефектологическом факультете - профессора Д.И. Азбукин (олигофренопедагоги- 2 I ка), Ф.А. Рау (сурдопедагогика) и В.А. Гандер (тифлопедагогика), ¡5 Р ^ а на педагогическом - профессора И.Ф. Свадковский (педагогика), ^ К.Н. Корнилов (психология) и М.П. Феофанов (педология), а также с ^ ° доценты Л.В. Занков (педология трудного детства), А.М. Гельмонт Ц Щ. (внешкольная педагогика) и Ф.С. Левин-Щирина (дошкольная педаго- Б °

гика) [3, с. 15].

Дефектологический факультет готовил специалистов трех профилей: тифлопедагогов, сурдопедагогов и олигофренопедагогов. Выпускники получали квалификацию инструкторов, методистов и логопедов. В связи с ростом числа вспомогательных школ существовала большая потребность в педагогах-дефектологах, поэтому были значительно увеличены нормы приема на дефектологический факультет. Преподавателями на дефектологическом факультете были такие известные ученые и организаторы образования, как С.С. Ляпидевский и Х.С. Замский.

На педагогическом факультете активно велась работа по подготовке преподавателей педагогики, педологии, истории педагогики для педагогических техникумов и вспомогательных школ.

Именно здесь работали такие ученые с мировыми именами, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Г.И. Россолимо и многие другие. Их идеи продвигали развитие педагогической и психологической науки в нашей стране.

До 1936 г. на педагогическом факультете работало педологическое отделение. После выхода 4 июля 1936 г. «постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов", данное отделение было закрыто, а студентов перевели на соответствующие курсы школьной и дошкольной специальности» [3, с. 16]. Таким образом, педагогический факультет с 1938 г. имел в своем составе два отделения - школьное и дошкольное.

Школьное отделение готовило учителей школы I ступени, а также квалифицированных специалистов по психолого-педагогическим дисциплинам для средних педагогических учебных заведений, педагогических курсов.

На дошкольном отделении педагогического факультета велась подготовка будущих воспитателей и заведующих детскими садами, методистов, а также инспекторов для системы народного образования. Довоенный период развития педагогического факультета связан с такими именами известных ученых и руководителей образования, как «К.Н. Корнилов, первый вице-президент Академии педагогических наук РСФСР; И.А. Каиров, в послевоенные годы министр просвещения

2 I РСФСР, а также президент АПН РСФСР; А.П. Пинкевич, длительное

¡5 iE g время возглавлявший кафедру педагогики института и одновременно

S § S работавший в Наркомпросе и Всесоюзном комитете по делам высшей

Ф [Z ^

i= о; ° школы; Е.Н. Медынский и И.Ф. Свадковский, авторы многих трудов

К X си ~ ~

ГО О.

Зою

ю Ь о дефектолог Д.И. Азбукин; крупные специалисты по дошкольному вос-

по вопросам педагогики и истории педагогики; известный ученый-дефектолог Д.И. Азбукин; крупные специалисты по дошкольног питанию Е.А. Флерина и А.В. Суровцева, и др.» [Там же, с. 18].

В октябре 1943 г. в стране была учреждена Академия педагогических наук РСФСР. Профессора педагогического факультета - И.А. Каиров, К.Н. Корнилов, А.С. Барков, Е.Н. Медынский и А.М. Панкратова -стали ее действительными членами, а профессора И.Ф. Свадковский и В.В. Голубков были избраны членами-корреспондентами [6, с. 29].

В середине 1960-х гг. под руководством декана педагогического факультета Н.Н. Светловского открывается отделение педагогики и психологии, которое возобновляет подготовку преподавателей педагогики и психологии для педагогических училищ.

В 1985 г. педагогический факультет был преобразован в факультет педагогики и психологии. Деканом факультета становится выпускник педфака 1952 г., доктор педагогических наук, профессор Виталий Александрович Сластёнин (1930-2010). Он сумел превратить не самый авангардный к тому времени факультет в экспериментальную площадку, о которой заговорили не только в нашей стране, но и за рубежом. Факультет педагогики и психологии - в сущности, авторский факультет В.А. Сластёнина, его научная школа, из которой вышла не одна «звезда» современной российской педагогики и психологии [2, с. 11].

Факультет педагогики и психологии становится флагманом российского психолого-педагогического образования. Именно здесь открываются новые специальности и направления подготовки, реализуется обучение по новым экспериментальным учебным планам.

Особой вехой в истории развития факультета педагогики и психологии становится подготовка в 1980-1990-х гг. преподавателей педагогики и психологии для республик Советского Союза. Это была целевая подготовка специалистов, которая осуществлялась по планам-заказам регионов [Там же].

Коллектив профессоров и преподавателей педагогического факультета в течение многих лет координировал деятельность почти 50 вузов страны в рамках целевой исследовательской программы «Учитель», что позволило разработать концепцию педагогического образования, которая получила одобрение на Всесоюзном съезде работников народного образования (1988).

Преподаватели факультета принимают активное участие в разработке новых государственных образовательных стандартов высшего образования по психолого-педагогическим специальностям. А в 1996 г. факультет одним из первых в университете начинает подготовку ^ ш

1- о р ^

Ш 1=

в магистратуре. с к °

В 2000-х гг. прошла реорганизация структурных подразделений МПГУ. Ц Щ. Так, в 2014 г. был создан Институт детства, в состав которого вошли Б °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 факультета университета - дефектологический и начального образования.

Концепция деятельности Института детства опирается на исторические традиции, сложившиеся в МПГУ, и ориентирована на современные международные векторы развития системы образования.

Дефектологический факультет Института детства обеспечивает подготовку специальных кадров (педагогов-дефектологов - сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов) в соответствии с актуальными направлениями развития системы образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех возрастных и нозологических групп в различных институциональных условиях. Выпускники деффака работают в системах образования, здравоохранения, социальной защиты.

Помимо этого, факультет разрабатывает и реализует программы подготовки педагогов всех профилей, уровней и форм образования к работе с обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью в условиях инклюзии, семейного воспитания и др., а также включен в развитие открытой безбарьерной университетской среды, в процесс формирования компетентного взаимодействия сотрудников МПГУ со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, инвалидность.

Современная структура факультета начального образования отвечает актуальному пониманию содержания профессиональной деятельности учителя начальных классов как универсального специалиста, обеспечивающего многопредметное и разнонаправленное обучение младшего школьника, его воспитание и развитие, что основывается на фундаментальной психолого-педагогической (кафедра психологии младшего школьника, кафедра теории и практики начального образования), филологической (кафедра начального филологического образования имени М.Р. Львова), математической (кафедра математики и информатики в начальной школе), естественно-научной и культурологической (кафедра исследовательской и творческой деятельности в начальной школе) подготовке.

Перспективными линиями развития факультета начального образования в составе Института детства являются: научно-методическая разработка идеи многообразия пространства современного детства, реали-го * зация современного видения концепции гуманизации педагогической ^ ° к деятельности; развитие системы подготовки педагогов начального обра-го. § зования; при этом начальная школа рассматривается как обязательная, - с о динамично развивающаяся часть целостной системы общего образования и уникальный этап развития ребенка.

к m с^ X го ГО О. О. JOID

jd Ь ° В структуру Института детства входит также кафедра психологиче-

ской антропологии, которая была создана 1 сентября 2014 г. Основная

задача кафедры заключается в осуществлении целостного психолого-педагогического сопровождения подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

Актуальной линией развития кафедры является включение в программу подготовки кадров в области госпитальной педагогики, а также разработка идей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.

В 2020 г. факультет педагогики и психологии был преобразован в Институт педагогики и психологии.

В структуру Института педагогики и психологии вошел Институт высшей школы образования. Директором института в период с 2017 по 2020 гг. был М.А. Гончаров, доктор педагогических наук, профессор, выпускник факультета педагогики и психологии 1995 г. В состав Института входила одна из первых в нашей стране кафедра педагогики, ведущая свое начало от 1918 г., когда во 2-м МГУ был открыт кабинет педагогики. В разные годы заведующими кафедрой педагогики и профессорами были известные ученые и организаторы образования: О.А. Бем, Е.Н. Медынский, И.Т. Огородников, А.П. Пин-кевич, А.И. Пискунов и другие.

Сегодня Институт педагогики и психологии готовит специалистов по пяти направлениям подготовки: психология, психолого-педагогическое образование, организация работы с молодежью, социальная работа и педагогическое образование. В системе подготовки представлены все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

С 1 июля 2021 г. в структуре Института функционируют семь кафедр: социальной педагогики и психологии, психологии образования, психологии развития личности, педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, психологии труда и психологического консультирования, педагогики и психологии семейного образования, психологии воспитания и профилактики девиантного поведения; а также лаборатория когнитивной психологии в социальных практиках, научно-образовательный центр «Психологическое сопровождение образования», научно-образовательный центр теории, истории ™ | образования и педагогической компаративистики, Учебно-научный ^ о к центр междисциплинарных проблем образования и когнитивистики. го § ^

На базе Института создана психологическая служба, осуществляю- с ^ о

Современные научные школы под руководством академика РАО, ю Ь ° доктора психологических наук, профессора В.С. Мухиной, академика

щая консультирование студентов всего университета.

К X го го о. о. Зою

РАО, доктора психологических наук, профессора А.А. Реана, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Мудрика широко известны как в России, так и за рубежом. Профессора института, ученики В.А. Сластёнина и А.А. Вербицкого, продолжают развивать идеи своих учителей. Результаты научных исследований активно внедряются в учебный процесс Института.

В настоящий период факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ является самым крупным в России современным научно-педагогическим центром, специализирующимся на подготовке кадров для системы дошкольного образования по всем направлениям деятельности. По программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры обучаются студенты из разных регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. На факультете успешно реализуются направления подготовки по программам бакалавриата - «Педагогическое образование», в том числе, с двумя профилями подготовки, «Психолого-педагогическое образование»; магистратуры - «Психолого-педагогическое образование»; аспирантуры - «Образование и педагогические науки», направленность «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)». Широк спектр программ дополнительного образования.

На факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ работают четыре кафедры: дошкольной педагогики, ведущая свою историю с момента создания дошкольного отделения в структуре Педагогического факультета 2-го МГУ; теории и методики дошкольного образования; эстетического воспитания детей дошкольного возраста; возрастной психологии. Работают общественные научные объединения - лаборатория по изучению феноменов и особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, влияния социальных явлений и кибер-пространства на здоровье, развитие, социализацию, формирование традиционных семейных и культурных ценностей у детей; Школа юного психолога; научно-исследовательские группы.

Факультет имеет представительство в ведущих профессиональных экспертных сообществах России, стран СНГ и Европы, в Экспертном совете по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Координационной группе по вопросам дошколь-2 I ного образования Министерства просвещения РФ, Экспертном совете ¡5 iE g Всероссийской общественной организации «Воспитатели России». g го В рамках научной школы, основанной Е.А. Флериной, изучаются

с ^ ° проблемы дошкольного образования, развиваются направления иссле-

К X си ГО О. О.

Зою

}о Ь ° управления дошкольным образованием, истории дошкольной педагоги-

дований в области подготовки педагогов дошкольного образования, управления дошкольным образованием, ки и практики дошкольного воспитания.

В перспективах развития факультета - реализация новых актуальных модульных и сетевых образовательных программ на основе новейших образовательных, цифровых и информационных технологий, создание федерального образовательного, научно-методического и экспертного центра по дошкольному образованию и др.

Выпускники подразделений МПГУ, ведущих свою историю от педагогического факультета 2-го МГУ, сегодня достойно работают в образовательных учреждениях различного типа и вида, создают авторские учебные заведения, центры и программы, активно продвигают идеи отечественной педагогики, психологии и дефектологии в России и за рубежом. Выпускники Института педагогики и психологии, Института детства, факультета дошкольной педагогики и психологии становятся прекрасными практиками и известными учеными, являются гордостью отечественной науки, многие достойно представляют традиции и инновации российского образования за рубежом.

Библиографический список / References

1. Дубицкая Е.А. Становление и развитие высшего педагогического образования в Москве // Москва в истории России: Учебное пособие / Под ред. Б.В. Леванова. М., 1997. С. 75-79. [Dubitskaya E.A. Formation and development of higher pedagogical education in Moscow. Moskva v istorii Rossii. Textbook. Moscow, 1997. Pp. 75-79.]

2. Дубицкая Е.А. Кузница педагогических кадров (к юбилею факультета педагогики и психологии МПГУ) // Педагогическое образование и наука. 2001. № 4. С. 9-11. [Dubitskaya E.A. Force of pedagogical personnel (to the jubilee of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State University. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2001. No. 4. Pp. 9-1. (In Rus.)]

3. Дубицкая Е.А. Факультет педагогики и психологии МПГУ: шаги времени // Развитие личности. 2014. № 3. С. 8-22. [Dubitskaya E.A. Faculty of Pedagogy and Psychology of MPGU: Time steps. Development of Personality. 2014. No. 3. Pp. 8-22. (in Rus.)]

4. Дубицкая Е.А. Реализация идей А.П. Пинкевича в организационно-педагогической деятельности В.А. Сластёнина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (Новосибирск, 26-27 сентября 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 93-99. [Dubitskaya E.A. Implementation of the ideas of A.P. Pinkevich in the organizational and pedagogical activity of V.A. Slastenin. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchyonnoy pamyati akademika q Ь ° V.A. Slastyonina. Novosibirsk, 2019. Pp. 93-99.] ,

° к

° is X

1_ TO ^

ro ^ i d ш

a i= Й

d О Km

c^ X ro

5. Корнилов К.Н. Речь на торжественном собрании по случаю открытия педагогического факультета 2-го МГУ // Красный педфак: Научно-педагогический журнал Педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. 1923. 4 ноября. С. 5-14. [Kornilov K.N. Speech at the solemn meeting on the occasion of the opening of the pedagogical faculty of the 2nd Moscow State University. Krasnyy pedfak: Nauchno-pedagogicheskiy zhurnal Pedagogicheskogo fakulteta 2-go Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. 1923. November 4. Pp. 5-14. (In Rus.)]

6. Педагогический факультет: 1921-2001 / Сластёнин В.А. и др. М., 2001. [Slastenin V.A. et al. Pedagogicheskiy fakultet: 1921-2001 [Pedagogical Faculty: 1921-2001]. Moscow, 2001.]

7. Пинкевич А.П. Работа института научной педагогики при 2-м МГУ // Труды Второго Московского университета. Часть педагогическая. Научная педагогика. Т. 1. М., 1929. С. 3-11. [Pinkevich A.P. The work of the Institute of Scientific Pedagogy at the 2nd Moscow State University. Trudy Vtorogo Moskovskogo universiteta. Chast pedagogicheskaya. Nauchnaya pedagogika. Vol. 1. Moscow, 1929. Pp. 3-11.]

Статья поступила в редакцию 09.07.2021, принята к публикации 03.08.2021 The article was received on 09.07.2021, accepted for publication 03.08.2021

Сведения об авторах / About the authors

Дубицкая Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Elena A. Dubitskaya - PhD in Pedagogy; professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician of RAO V.A. Slastenin of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: [email protected]

Сахарова Татьяна Николаевна - кандидат психологических наук, доцент; профессор кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Tatyana N. Sakharova - PhD in Psychology; professor at the Department of Psychology of Personality Development of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

° к

° is X

l_ CD ^

ro ^ i

ci Ш CD

a 1= Й

I- о

К СП

к

CD

я Q.a Зою Ü5 ° О x x

Заявленный вклад авторов

Е.А. Дубицкая - планирование исследования, поиск и изучение архивных документов и материалов, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи.

Т.Н. Сахарова - поиск и изучение архивных документов и материалов, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

E.A. Dubitskaya - research planning, search and study of archival documents and materials, their analysis and interpretation, preparation of the text of the article

T.N. Sakharova - search and study of archival documents and materials, their analysis and interpretation, preparation of the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

° к

° ^ x

1_ TO ^

ro ^ Ï cj Ш

a 1= Й

I- о

c^ m

го

го о. о. Зою Ю Ь ° О х х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.