Научная статья на тему 'А. П. Пинкевич как организатор высшего педагогического образования в России'

А. П. Пинкевич как организатор высшего педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. ПИНКЕВИЧ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ / ALBERT P. PINKEVICH / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / LINKING THEORY WITH PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубицкая Елена Александровна

Статья посвящена деятельности А.П. Пинкевича как ученого-педагога, теоретика и практика, организатора педагогического образования. Особое внимание уделено его работе во 2-м МГУ, которая совпала по времени с периодом становления и развития отечественной педагогики и явилась плодотворным этапом в творческом и профессиональном становлении А.П. Пинкевича как педагога, практическом воплощении его идей в области подготовки педагогических и научных кадров в системе высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Albert P. Pinkevich as the organizer of higher pedagogical education in Russia

The article is devoted to the activities of Albert P. Pinkevich as a scientist-teacher, theorist and practitioner, and organizer of pedagogical education. Special attention is paid to his work at the 2nd Moscow State University, which coincided with the period of formation and development of national pedagogy and was a fruitful stage in the creative and professional development of Albert P. Pinkevich as a teacher, as well as the practical implementation of his ideas in the field of training of pedagogical and scientific personnel in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «А. П. Пинкевич как организатор высшего педагогического образования в России»

The main object of analysis in the article is the concept of "emotional culture", which allows teachers to regulate the emotional sphere of their personality and the personality of a student, and also to carry out their professional activities successfully. The emotional culture of a teacher of a foreign language, presented as a complex phenomenon, integrating emotional and emotive competencies, is based on the knowledge of emotions, their understanding and the ability to control them, as well as the possession not only of techniques of self-regulation and emotional states, skills of competent, conflict-free communication in educational environment and in the conditions of intercultural communication, but also professional and communicative skills, the implementation of which contributes to the formation in schoolchildren the ability to perceive and understand the emotional image of the world of the speaker of a target language, having a national-cultural identity, to understand and express emotions in the target language.

Key words: foreign language teacher, emotional culture of a teacher, knowledge of emotions, emotive competence, emotional competence

Bartosh Dana K. - Dr. Pedagogy Hab.; chief research employee at the Laboratory for the Research of the Educational Policy of the Strategic Development Department, Moscow City University; professor at the Department of Lingvodidactics of Institute of Linguistics and Cross-Cultural Communication, Moscow Region State University

Galskova Natalia D. - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Lingvodidactics of Institute of Linguistics and Cross-Cultural Communication, Moscow Region State University

D.K. Bartosh, N.D. Galskova

The role of emotional culture in the professional activities

of a foreign language teacher |

о

CO

± о

s

го

ч: vo

ш о

Е.А. Дубицкая

А.П. Пинкевич как организатор высшего педагогического образования в России

Статья посвящена деятельности А.П. Пинкевича как ученого-педагога, теоретика и практика, организатора педагогического образования. Особое внимание уделено его работе во 2-м МГУ, которая совпала по времени с периодом

1 ы х становления и развития отечественной педагогики и явилась плодотворным

4- го

2 " о этапом в творческом и профессиональном становлении А.П. Пинкевича как

го ^

5 ш & педагога, практическом воплощении его идей в области подготовки педаго-

1= с о ,

к к о гических и научных кадров в системе высшего педагогического образования. ^ о Ключевые слова: А.П. Пинкевич, высшее педагогическое образование, под° ^ готовка научно-педагогических кадров, организация учебного процесса, связь теории с практикой.

Среди тех, кто внес существенный вклад в развитие отечественной педагогики и школы, с полным основанием можно назвать имя Альберта Петровича Пинкевича (1883/84-1937). Выдающийся ученый и организатор народного образования, он в годы культа личности подвергался жесточайшей критике, доходившей до полного отрицания позитивного значения его теоретической и практической деятельности, а в 1937 г. был незаконно репрессирован и 25 декабря по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелян. В результате несправедливых оценок творчества А.П. Пинкевича его труды стали замалчиваться, долгие годы имя крупного советского ученого оставалось не известным широкой педагогической общественности, и лишь в последнее время пробуждается интерес к его творческому наследию.

А.П. Пинкевич родился 5 января 1884 г. в Башкирии, куда его отец -поляк, дворянин - был сослан за участие в польском освободительном движении. Закончив Уфимскую гимназию с серебряной медалью, А.П. Пинкевич стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Казанского университета, который в 1909 г. блестяще окончил с дипломом 1 степени.

С 1909 по 1917 гг. прошел путь от наставника естествознания, физики и сельского хозяйства в учительской семинарии и кадетском корпусе г. Вольска до преподавателя естествознания и методики естествознания в петроградских учебных заведениях - знаменитом Тенишевском училище, Петроградской учительской школе и на Высших педагогических курсах Фребелевского общества.

А.П. Пинкевич был хорошо известен как среди учительства, так и в научных кругах. В кадетских корпусах, высших начальных училищах, учительских институтах и семинариях охотно использовались учебные пособия, написанные им по минералогии, химии, геологии и естествоведению. Большую популярность снискала его обобщающая монография «Методика начального курса естествознания», выдержавшая 9 переизданий. Кроме того, А.П. Пинкевич всегда был среди инициаторов съездов по естествознанию, вокруг него объединялось все прогрессивное учительство. Он разрабатывал основы исследовательского метода

ее m

в естествознании для проведения практических и лабораторных занятий. Е Педагогическая общественность знала А.П. Пинкевича как блестящего § ® лектора многочисленных летних учительских курсов, в работе которых g ° он принимал активное участие в 1914 г. В этот период А.П. Пинкевич | i проявил живой интерес к проблемам народного просвещения, о чем 2 g

iE О

свидетельствуют его статьи на педагогические темы в литературно-пу- о pg блицистическом журнале «Летопись» и участие во всевозможных педа- S о гогических съездах и конференциях. с

На педагогическом поприще дореволюционной России А.П. Пинке-вичу довелось встретиться с цветом петроградской науки - Н.М. Кни-повичем, возгавлявшим Педагогический совет Фребелевского общества, крупными прогрессивными методистами К.П. Ягодовским и С.П. Арха-новым, преподававшими методику естествознания на Фребелевских курсах и в Тенишевском техническом училище, Е.Н. Медынским, читавшим школоведение на педагогических курсах. Такое окружение не могло не повлиять на формирование научных интересов и педагогических взглядов А.П. Пинкевича.

Февральскую революцию 1917 г. А.П. Пинкевич воспринял с энтузиазмом. С 1917 по 1920 гг. он состоял в рядах «Объединенной РСДРП (меньшевиков)», хотя последние 2 года активного участия в ее деятельности и не принимал. С весны 1917 г. вплоть до закрытия газеты был активным корреспондентом горьковской «Новой жизни». Зимой 1917 г. был образован Государственный комитет по народному образованию, товарищем председателя которого был избран А.П. Пинкевич, он же возглавлял комиссию по учительским семинариям. Госкомитет объединил таких известных педагогов России, как В.П. Вахтеров, В.А. Десницкий, С.Ф. Знаменский, Н.И. Иорданский, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др.

В том же году А.П. Пинкевич был избран членом Петроградской Думы и Управы, где А.В. Луначарский выполнял обязанности товарища городского головы и руководил культурно-просветительской секцией. Став наркомом просвещения, А.В. Луначарский, оценив научную компетентность, профессиональные качества и широкую популярность А.П. Пинкевича в учительских кругах, предложил ему возглавить Совет экспертов при Наркомпросе.

С первых дней советской власти А.П. Пинкевич без всяких колебаний встал на сторону революционных преобразований общества, всю свою энергию сосредоточил на преобразовательной деятельности в области высшего педагогического образования.

А.П. Пинкевич был не только педагогом-теоретиком, но и педагогом-практиком, сыгравшим видную роль в подготовке новых педагогических кадров. По его инициативе при поддержке А.В. Луначарского

ra s к

|il в 1918 г. был открыт Петроградский педагогический институт (ныне

^ 4- го

2 2g РГПУ им. А.И. Герцена), ректором которого он был на протяжении

ГО го

5 ш g ряда лет. В 1921-1922 гг. ученый отправляется в Екатеринбург с зада-

re g о нием Наркомпроса организовать еще одно высшее учебное заведение -

о о ^ Уральский университет.

А.П. Пинкеквич вел большую общественную и общественно-педагогическую деятельность. Он был заместителем А.М. Горького по высшим учебным педагогическим заведениям в Комиссии по улучшению быта ученых, приняв на себя функции ее руководителя после отъезда писателя за границу (1920-1923 гг.).

В начале 1924 г. А.П. Пинкевич переезжает в Москву и становится профессором Второго Московского государственного университета, а в марте того же года ему поручается заведывание кафедрой школьной педагогики. Обладая незаурядными организаторскими способностями, А.П. Пинкевич быстро завоевывает авторитет в коллективе преподавателей педагогического факультета и через месяц становится его деканом. (Напомним, что Второй Московский государственный университет был создан на базе Московских высших женских курсов в 1918 г. и функционировал до 1930 г., а затем преобразован в ряд высших учебных заведений, в т.ч. в Московский государственный педагогический институт (ныне Московский педагогический государственный университет).)

Именно со 2-м МГУ связан самый насыщенный и продуктивный этап в творческом и профессиональном становлении А.П. Пинкевича как педагога, практическом воплощении его идей в области подготовки педагогических и научных кадров в системе высшего педагогического образования.

Возглавивший в 1924 г. педфак профессор О.Л. Бем писал: «Педагогический факультет собрал в своих стенах крупнейшие силы Москвы и имеет все основания к тому, чтобы на базе университета широко развернуть научно-исследовательскую работу как в области тех наук, которые представлены учебным планом по развитым специальностям (физика, химия, литература, биология и пр.), так, в особенности, в области научной педагогики и педологии» [цит. по: 4, с. 72].

В ноябре 1924 г. Главное управление профессионального образования (центральный орган управления профессиональным образованием в РСФСР в 1920-1930 гг., учреждено в составе Наркомпроса РСФСР 29 января 1920 г.) рекомендует избрать А.П. Пинкевича на должность ректора 2-го МГУ. При этом ученому дается следующая характеристика (приводится полностью): «Профессор А.П. Пинкевич с первых же дней Великого Октября принял самое активное участие в революционном

СС ГО

строительстве рабоче-крестьянской страны в рядах коммунистическо- | го авангарда, исполняя целый ряд ответственных поручений. В строго § ® коммунистической линии и революционно-марксистской идеологии он 5 ° оформил и укрепил научно-педагогическое движение. На своих плечах | 1 вынес организацию Уральского университета, реорганизацию педагоги- | <§ ческого вуза в Ленинграде и, наконец, у всех на глазах удачно провел о § соединение ряда московских вузов в единый 2-й государственный уни- 5 ю верситет, в пределах которого создал агропедфак, отвечающий самым с последним запросам нашей страны. Наряду с этим проф. Пинкевич ведет большую преобразовательную методическую работу в Главпрофобре и ГУСе, а также находит время издавать ряд ценных пособий по марксистской педагогике» [2, с. 158]. (Поясним: ГУС (Государственный ученый совет) - руководящий научно-методический орган Наркомпро-са РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Организован и возглавлялся М.Н. Покровским, после его смерти ликвидирован).

Вскоре А.П. Пинкевич был единогласно избран ректором 2-го МГУ. Привлечение А.П. Пинкевича к руководству университетом во многом способствовало совершенствованию педагогической работы факультета. Ее преображение можно правомерно связать с организационно-практической и научно-теоретической деятельностью ректора.

Последовательно осуществляя идею «педагогизации» университетского образования, А.П. Пинкевич при поддержке профессуры университета провел тщательный пересмотр содержания учебных планов с целью расширения дисциплин психолого-педагогического цикла. Важным достижением была продуманная, научно разработанная система овладения студентами знаниями по педагогике, психологии и педологии, представлявшая собой стройное расположение предметов учебного плана как совокупности компонентов, усложняющихся от курса к курсу. Предпочтение отдавалось широкому общепедагогическому образованию при его четкой профессиональной направленности.

Вся учебная деятельность университета преследовала цель расширения диапазона педагогических знаний и обучения студентов применению их в школе. Для этого педагогами университета при ведущей роли А.П. Пинкевича была разработана система практической подготовки студентов, занимавшая важное место в профессиональном становлении специалиста.

Период 1924-1930 гг. был очень насыщенным и плодотворным в жизни А.П. Пинкевича. Являясь ректором крупнейшего учебного заведения, он успешно исполнял обязанности помощника начальника Главпрофобра и заведующего отделом вузов, вел большую творческую

га ^ к

работу как член Государственного Ученого Совета, где трудился рядом

2 2о с Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, М.Н. Покровским, О.Ю. Шмитдом.

га ^ го

5 си & А.П. Пинкевич возглавлял подсекцию по педагогическому образованию,

^ ^ о „ г

к ^ о в задачу которой входило составление и утверждение учебных планов

^ о ^ и программ по педагогике и методикам для педагогических учебных заведений, создание методической литературы для учительства.

Коллектив педагогического факультета под руководством А.П. Пин-кевича активно разрабатывал учебные планы и программы, добиваясь оптимального сочетания общенаучной, специальной и психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Для повышения активности студентов в процессе обучения, развития их самостоятельности было увеличено число практических и лабораторных занятий, большое внимание уделялось семинарам.

В 1924-1926 гг. в целях лучшей профессионально-педагогической подготовки студентов на педагогическом факультете 2-го МГУ был организован ряд методических кафедр по математике, русскому языку, естествознанию, обществоведению, физике, иностранным языкам и др. Значительно расширилась и сеть учебных кабинетов и лабораторий. Это было сделано в условиях, когда многие ученые выступали против профессионально-педагогический направленности университетского образования и утверждали, что главное - это знать предмет, который предстоит учителю преподавать, а все остальное придет с опытом.

В 1927/28 учебном году Главпрофобр разработал даже проект ликвидации кафедр частных методик на педагогических факультетах университетов. В письме, адресованном научно-педагогической секции ГУСа, А.П. Пинкевич категорически возражал против этого проекта. «Уничтожение методических кафедр, - писал он, - означает депедагогизацию педагогических факультетов. Методики являются специальными дисциплинами педагогических факультетов и, как таковые, должны быть поставлены в достаточной степени высоко. Отведение им подчиненной роли приведет к падению этих дисциплин и падению интереса студенчества к методической работе» [3, с. 414]. Письмо было рассмотрено на заседании секции в Наркомпросе, и методические кафедры были сохранены, в чем была явная заслуга ученого.

По предложению А.П. Пинкевича на педагогическом факультете 2-го МГУ была организована специальная методическая комиссия при деканате, в которую вошли преподаватели-методисты, руководители школьной практики и представители студенчества. Комиссия занималась разработкой Положения о практике, составлением плана занятий студентов в школе, организацией базы практики, проведением учебно-методических конференций и т.п.

ее го

В 1927 г. Научно-педагогическая секция ГУСа, в которую входил | ^ А.П. Пинкевич,

рассмотрела и утвердила специальные типовые планы о Главпрофобра для педагогических учебных заведений, характерной осо- 5 ° бенностью которых было некоторое сокращение многопредметности, ^ 1

направленность на больший универсализм подготовки учителей, уси- 2 <§

[Ео

ление педагогической подготовки, устранялись некоторые недостатки, о рд связанные с излишним практицизмом. Разрозненные педагогические чю дисциплины объединялись в один предмет - педагогику, что позволяло с обеспечить целостность педагогической науки, исключить дублирование в ее преподавании и т.п.

Преподавание педагогических дисциплин на педагогическом факультете вели Н.Н. Иорданский, А.Г. Калашников, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, Н.В. Чехов, С.Т. Шацкий.

При чтении годичного пропедевтического курса «Введение в педагогику» А.П. Пинкевич знакомил студентов с методологическими основами современной педагогики, раскрывал сущность основных педагогических понятий. В лекциях затрагивались роль учителя в трудовой школе, методы педагогики и ее связи с другими науками, давалась информация о работе учреждений социального воспитания, профессионального образования и др. Курс служил подготовке студентов к последующему восприятию знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, способствовал формированию их профессионально-педагогической направленности. В 1925 г. А.П. Пинкевичем было опубликовано учебное пособие «Введение в педагогику», выдержавшее четыре издания и ставшее одним из первых руководств по педагогике для высших педагогических учебных заведений страны.

С 1927 г. для всех отделений педагогического факультета А.П. Пин-кевич читал курс педагогики. Программа этого курса состояла из двух частей. Первая часть включала вопросы теоретической педагогики в области воспитания, образования и обучения, а также организации народного образования. Вторая часть курса была посвящена истории педагогики. На заседаниях Педагогической предметной комиссии А.П. Пинкевич неоднократно поднимал вопрос о недостаточной исто-рико-педагогической подготовке студентов, что сказывалось на углубленном изучении теории и практики образования.

Ознакомление студентов с богатейшим фактическим материалом А.П. Пинкевич осуществлял в неразрывной связи с современностью: постоянно рекомендовал будущим специалистам обращаться к периодической печати, изданиям, освещавшим взгляды педагогов на проблемы педагогической науки и образовательной практики. Лекции А.П. Пинкевича, богатые содержанием и эмоционально насыщенные,

ra s к

I i 1 всегда пользовались большой популярностью не только у студентов,

^ 4- га

£2 Ё о посещаемость которых была почти стопроцентной, но и у учителей

га го

5 ш g московских школ.

А.П. Пинкевич был сторонником «классических» организационных

Ü о ^ форм проведения занятий. Превосходный лектор, он отстаивал лекцию как один из важнейших методов организации обучения в высшей школе, как наиболее действенное средство воздействия на студентов, призывал к тому, чтобы одновременно с критической оценкой строя учебной жизни старой школы разумно использовать «положительные достижения» прошлого.

Выступая на заседаниях предметной педагогической комиссии педфака с докладом «О формах работы в высших учебных заведениях», А.П. Пинкевич говорил: «Лекцию неправильно, огульно называют пассивным методом обучения - на лекции учащиеся могут активно усваивать материал. Хорошая лекция - это "громкое мышление", сопровождаемое творческим и эмоциональным моментами, которые способствуют усвоению преподаваемого» [2, с. 160].

Но лекции могут быть, отмечал далее А.П. Пинкевич, плохие, которые правильно называют «громкое считывание пособий», без творческих моментов со стороны преподавателя; таких лекций действительно надо всячески избегать. «Хорошая лекция может и должна остаться не только одной из неизбежных, но одной из необходимых форм работы преподавателя со студентами» [Там же].

В то же время А.П. Пинкевич не препятствовал введению на факультете новых, активных методов обучения. Он считал, что совершенствование преподавания должно всемерно способствовать активизации самостоятельной работы студентов. С этой целью А.П. Пинкевичем была создана Комиссия организационной работы по педагогике, в которую также входили А.Г. Калашников, Н.Н. Иорданский и др.

Основными формами учебных занятий на педагогическом факультете были лекционно-лабораторные для младших курсов и семинарские для старших. Кроме того, Главпрофобром при участии А.П. Пинкевича была разработана и предлагалась вузам такая форма проведения занятий, как семинарий повышенного типа, позволявший студентам заняться более глубоким изучением педагогических проблем.

С 1924 г. факультет был теснейшим образом связан с Московским отделом народного образования, совместно с которым организовывал различные курсы для учителей. На курсах вели занятия П.П. Блонский, А.Г. Калашников, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и многие другие.

А.П. Пинкевич был одним из первых популяризаторов в нашей стране зарубежного педагогического опыта. Человек большой культуры,

СС ГО

свободно владеющий несколькими иностранными языками, он внима- | тельно следил за современной ему зарубежной педагогической литерату- § ® рой, много переводил, знакомил учительство нашей страны с теми про- 5 ° цессами в области педагогики, которые происходили в странах Западной | 1 Европы и в Америке. При этом Пинкевич, стремясь подвергнуть зару- | 2 бежный опыт критическому анализу, находил то положительное, ценное, о § что можно было использовать в советской системе просвещения. 5 ю

В то же время А.П. Пинкевич был страстным пропагандистом с достижений советской педагогики. Его имя было хорошо известно за рубежом: ученый неоднократно выезжал в разные страны мира: США, Германию, Францию, Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1926 г. его приглашают на Международную педагогическую конференцию в г. Веймар, в 1928 г. - в г. Лейпциг. В мае 1927 г. Пинкевич выступает в Центральном институте образования и воспитания в г. Берлине с докладом «О системе советской педагогики» [5, с. 12].

Период работы во 2-м МГУ был очень плодотворным для ученого, характеризовался огромным творческим подъемом. Именно в эти годы выходят в свет около 80 его работ. Это и статьи, и рецензии, и предисловия к различным психолого-педагогическим изданиям. Тогда же Пинкевичем были написаны его книги, которые составили целую эпоху в истории советской педагогической науки. Не вдаваясь в анализ, назовем основные из них: «Педагогика» в 2-х томах, выдержавшая 6 изданий (1924-1930), «Основные проблемы современной школы» (1924), «Естествознание, педагогика и марксизм» (1924), «Введение в педагогику» (1925), «Марксистская педагогическая хрестоматия Х1Х-ХХ вв.» (1926-1928), «Краткий очерк истории педагогики» (1927), «Советская педагогика за десять лет» (1927), «Основы советской педагогики. Рабочая книга для педагогических техникумов» (1929) и др. Все эти работы были в основном положительно оценены учеными того времени и пользовались большой популярностью среди студентов пединститутов и педагогических факультетов университетов, хотя и не были лишены определенных недостатков. Это и понятно: выполнение такой сложной задачи, как создание основ советской педагогики, было нелегким делом. В процессе преподавания А.П. Пинкевич переосмысливал некоторые свои взгляды, и в очередных изданиях отдельные положения им были изменены. Книги Пинкевича по существу явились первыми вузовскими учебными пособиями по педагогике.

Деятельность А.П. Пинкевича во 2-м МГУ совпала по времени с периодом становления и развития отечественной педагогики. Ученые университета под руководством ректора активно включились в работу по принципиальному пересмотру традиционных идей классической

га ^ к

I 1 1 педагогики, по построению научных основ воспитания и образова-

I— Ьт Га

£2 £2 о ния подрастающих поколений, по подготовке научно-педагогических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га ^

кадров.

Трудно переоценить личный вклад А.П. Пинкевича в решение этих

^ о ^ проблем. В составе Комиссии он участвовал в разработке Положения о научно-исследовательских институтах и ассоциациях, как заведующий научным отделом Главнауки оказывал необходимую помощь исследовательским институтам в организации научной работы: разрабатывал Положение «Об институте студентов-выдвиженцев» как резерве научных кадров, участвовал в отборе кандидатов в аспиранты различных исследовательских институтов.

Центром этой работы стал организованный в конце 1926 г. при педагогическом факультете 2-го МГУ Научно-исследовательский институт педагогики (НИИП) [1, с. 14]. По инициативе А.П. Пинкевича были разработаны проект организации, основные направления ее деятельности и структура. В институте разрабатывались проблемы методологии педагогики и дидактики, изучалась социология педагогических явлений, проводилось теоретическое и опытное исследование форм и методов педагогического процесса, истории и современного состояния педагогической науки, реферировалась новая педагогическая литература, велись исследования результатов внедрения программ ГУСа в московских школах.

В целом круг проблем, над которым работал Исследовательский институт научной педагогики, был таков: анализ систем народного образования в связи с экономическими и национальными условиями развития народного хозяйства и культурного строительства; рационализация работы по управлению и руководству делом народного образования; проблема просветительской работы в целом; принцип культурного районирования в связи с единым планом просветительской работы в районе.

Институт объединил всю научную работу кафедр педагогического цикла и методических кафедр. Возникнув как «добровольное общество ученых», которое ставило целью коллективное исследование важнейших проблем марксистской педагогики, НИИП за несколько лет превратился в крупнейшее научно-исследовательское учреждение [7, с. 9].

Характеризуя атмосферу Исследовательского института научной педагогики, А.П. Пинкевич писал: «Единство, безусловно, есть. Но оно не исключает методологических споров и взаимной критики, является условием роста и развития коллективной теоретической мысли» [цит. по: 4, с. 76].

Особого внимания заслуживает деятельность возглавлявшаяся А.П. Пинкевичем Иностранной секции института, изучавшей развитие

ее m

педагогической науки и практики образования за рубежом. А.П. Пин- | ^ кевич неоднократно подчеркивал необходимость

тактов, сотрудники секции принимали участие в приеме иностранных g ° педагогов, она осуществляла обмен печатными трудами с различны- | i ми зарубежными научно-педагогическими учреждениями и педаго- | g гами. Так, велась переписка с Педагогическим институтом Лейпцига, о § Педологическим институтом Дрездена, Национальной воспитательной So ассоциацией в Вашингтоне, Психологической семинарией Гамбурга. с Корреспондентами секции были Д. Дьюи, О. Декроли, В. Килпатрик, М. Монтессори. А.П. Пинкевич вел переписку с видным общественным деятелем Н.А. Рубакиным, работавшим в Лозанне в Институте международной библиографии.

Совместно с Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС, 1925-1958 гг.) секция подготовила к печати Педагогический справочник и сборник «Советская система народного образования». Кроме того, Иностранная секция опубликовала сборник «Зарубежная педагогика», выпускала журнал «Хроника зарубежной педагогики».

Помимо разработки теоретических проблем педагогической науки НИИП активно занимался подготовкой научно-педагогических кадров. Среди аспирантов института было немало ученых, сыгравших позднее заметную роль в развитии педагогической теории: А.Г. Басов, В.А. Вейкшан, А.А. Кондаков, Т.Д. Корнейчик, И.И. Руфин и др.

Содержание подготовки аспирантов определялось изучением дисциплин для научного обоснования избранной отрасли педагогики, а также педолого-педагогического ее обеспечения и освоением иностранного языка. Профессор Н.И. Иорданский, например, вел для аспирантов специальный семинарий «Педагогический цикл в педвузе», на занятиях которого анализировалось состояние содержания и организации методов проведения занятий по педагогике, велись поиски путей оптимизации преподавания, составлялись методические разработки конкретных тем, которые апробировались на занятиях со студентами педагогического факультета. Под руководством профессора А.Г. Калашникова проводился семинарий по социальной педагогике, включавший такие темы, как «Что такое педагогический процесс», «Основы советской дидактики», «Комплексная система преподавания», «Принципы организации общественно-полезного труда в школе» и др.

А.П. Пинкевич писал: «В нашей ответственной и большой работе мы должны помнить, что на долю нашего института пала, помимо разработки исследовательским путем ряда новых проблем, и еще одна важнейшая задача - подготовка ряда новых кадров научных работников. Из числа 102 аспирантов, работающих при педагогических факультетах,

I ^ х институтах и исследовательских педагогических учреждениях по педа-

^ 4- го

£2 ¡2 о гогике и педологии, при нашем институте готовится 64. Совершенно

ГО го

ш си & очевидно, что мы имеем все возможности для создания целой школы

с ^ ю

^ о советских педагогов-теоретиков, школы, которую мы должны создать о ^ возможно скорее и возможно лучше. В этом кровно заинтересовано все педагогическое образование, в этом заинтересованы все мы - работники советской педагогики, с надеждой всматривающиеся в ту смену, которая идет за нами, еще малочисленными деятелями в области теоретической научной советской педагогики» [5, с. 11].

НИИП имел свой печатный орган - сборник «Труды 2-го МГУ. Научная педагогика», ответственным редактором которого являлся А.П. Пинкевич.

В сборнике за 1929 г. был дан обстоятельный обзор всей научно-педагогической деятельности ученых-педагогов. Сборник открывался статьей Пинкевича «Работа института научной педагогики при 2-м МГУ», в которой содержалась оценка развития советской педагогической науки, дан анализ вклада, внесенного сотрудниками НИИПа за два года его существования (1927-1929). В «Трудах...», ставших в наше время библиографической редкостью, обращают на себя внимание интересные изыскания самого А.П. Пинкевича, в частности, осуществленный им сравнительный анализ английского текста резолюции Женевского Конгресса I Интернационала с ее переводами. Ученый обнаружил, что в переводе на немецкий язык К. Каутского «Интернационал и школа» искажены положения Маркса о политехническом образовании. Исследование Пинкевича содержало новаторские суждения автора о политехническом обучении [6, с. 43-50].

Талантливая и энергичная организационно-управленческая деятельность А.П. Пинкевича, его неукротимый характер, постоянный творческий поиск во многом способствовали превращению педагогического факультета 2-го МГУ в один из ведущих научно-педагогических центров новой России.

В 1930-е гг. А.П. Пинкевич был личным консультантом наркома просвещения по педагогическим вопросам (1931-1932 гг.), руководил Американским институтом в Москве (1935-1936 гг.). Не оставлял ученый и педагогической деятельности: заведовал кафедрой истории педагогики, читал лекции и руководил работой аспирантов в Центральном научно-исследовательском институте педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения (1933-1935 гг.), возглавлял кафедру педагогики Московского педагогического института (1936-1937 гг.), преподавал в Московском государственном университете и Институте народного хозяйства. В 1935 г. А.П. Пинкевич получил

к

СС ГО

звание доктора педагогических наук и вошел в первый состав Высшей Е аттестационной комиссии. о ®

Основные усилия в 1930-е гг. ученый сосредоточил во Всесоюз- 5 ° ном комитете по высшему техническому образованию (1932-1936 гг.), | 1

являясь членом Президиума, и Всесоюзном комитете по делам выс- * <§

сЕ о

шей школы (1936-1937 гг.). А.П. Пинкевич возглавлял работу Совета о рд по учебной литературе и Высшего учебно-методического совета, где чю руководил научно-методической секцией. с

Жизнь А.П. Пинкевича оборвалась в расцвете творческих сил. Он, как и многие другие видные деятели народного просвещения и педагогики (А. Бубнов, Н. Скрыпник, М. Эпштейн, М. Пистрак, С. Кошелев), оказался жертвой необоснованных репрессий.

Деятельность А.П. Пинкевича как ученого-педагога, теоретика и практика, организатора педагогического образования изучена недостаточно. Между тем, очевидно, что «стирание белых пятен» в истории советской педагогики может явиться источником совершенствования педагогического образования в современных условиях.

Библиографический список

1. Дубицкая Е. Факультет педагогики и психологии МШ У: шаги времени // Развитие личности. 2014. № 3. С. 8-22.

2. Дубицкая Е.А., Савельева О.С., А.П. Пинкевич - ректор Второго Московского государственного университета // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1991. С. 157-162.

3. Королёв Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы. 1921-1931 гг. М., 1961.

4. Педагогический факультет: 1921-2001 / Сластёнин В.А.и др.. М., 2001.

5. Пинкевич А.П. Работа Института научной педагогики при 2-м МГУ // Труды 2-го МГУ. Часть педагогическая. Научная педагогика. Т. 1. М., 1929. С. 3-12.

6. Пинкевич А.П. Маркс о политехнизме в школе // Труды 2-го МГУ. Часть педагогическая. Научная педагогика. Т. 1. М., 1929. С. 43-50.

7. Ротенберг В.А. Кафедры педагогики МГПИ им В.И. Ленина и развитие педагогической науки // Из истории педагогической мысли и школы. М., 1974. С. 3-20.

Дубицкая Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, Московский педагогический государственный университет

E-mail: elena.dubitskaya@mail.ru

E.A. Dubitskaya

§||0 Albert P. Pinkevich as the organizer

of higher pedagogical education in Russia

cc K o

ro ^ ^

3" ^ The article is devoted to the activities of Albert P. Pinkevich as a scientist-

vo ¡2

O u teacher, theorist and practitioner, and organizer of pedagogical education. Special attention is paid to his work at the 2nd Moscow State University, which coincided with the period of formation and development of national pedagogy and was a fruitful stage in the creative and professional development of Albert P. Pinkevich as a teacher, as well as the practical implementation of his ideas in the field of training of pedagogical and scientific personnel in the system of higher education.

Key words: Albert P. Pinkevich, higher pedagogical education, training of scientific and pedagogical personnel, organization of the educational process, linking theory with practice.

Dubitskaya Elena A. - PhD in Pedagogy; professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after V.A. Slastenin, Moscow Pedagogical State University

К.В. Скворцова

Русские школы первой волны эмиграции

Статья описывает историю преподавания русского языка за рубежом детям эмигрантов в период первой волны эмиграции (1917-1940 гг.). Отображены особенности преподавания русского языка в разных странах. Автор показывает особенности функционирования русских школ того времени, определяет основные проблемы, с которыми столкнулись русские школы, философско-педагогическую основу, на которую они опирались, и причины, по которым русские школы перестали функционировать.

Ключевые слова: русская школа за рубежом, первая волна эмиграции, белая эмиграция, эмигрантская школа, дети-билингвы.

Современная русская школа за рубежом - неотъемлемая часть воспитания и поддержания русского языка детей мигрантов. Чтобы понять проблемы, с которыми сталкиваются современные русские школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.