ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Плотникова Т. В.*
Магистрант [email protected]
'Казанский инновационный университета им. В. Г. Тимирясова, Казань, Россия
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению возникновения и развития страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России. Проведен анализ исторических аспектов в целом организации страхового дела, а также страхования автогражданской ответственности в дореволюционной России, а также в советский и постсоветский период. В статье приводятся статистические данные за последние два года.
Ключевые слова:
страхование, договор страхования, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
УДК 347.45/.47
Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10000
Для цитирования: Плотникова Т. В. История становления и развития законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности транспортных средств / Т. В. Плотникова // Контентус. - 2020. - № 6. - С. 34 - 39.
На сегодняшний день страхование ответственности владельцев транспортных средств является одним из самых распространенных видов страхования гражданской ответственности. В Российской Федерации данное страхование получило активное лишь в начале 21 века. Этому поспособствовало, прежде всего, увеличение количества автомобильного транспорта, автомобильного движения и как следствие рост дорожно-транспортных происшествий. Во многих европейских странах (Германия, Дания, Франция, Великобритания и др.) страхование автогражданской ответственности уже давно является обязатель-
ным. Во многих странах этот вопрос был урегулирован в первой половине 20 века.
При рассмотрении данного вопроса нельзя не затронуть исторические аспекты организации страхового дела в дореволюционной России.
Возникновение, развитие страхования в Российской империи осуществлялось с определенными особенностями. Лишь после отмены крепостного права следует отметить стремительное развитие страхования в России, поскольку произошел рост промышленности и увеличение свободных капиталов на экономическом пространстве. Именно это поспособствовало появлению большого количества страховых компаний.
Происходит демонополизация страхования. Если в 1850-х годах было всего 5 акционерных обществ, то к началу 1890-ых уже 15. [7, с. 37].
Одним из важнейших нормативно-правовых актов в исследуемой теме стал документ «Общие условия страхования убытков от гражданской ответственности перед третьими лицами», утвержденный МВД 11 октября 1913 года [5, с. 156].
В этом документе нашло закрепление положение о том, что стороны договора имели право предусмотреть в нем страхование убытков от гражданской ответственности страхователя перед третьими лицами, возникшей по любым причинам. [6, с. 67].
Исторический анализ финансово-правового регулирования страхования свидетельствует о том, что к 1917 году в дореволюционной России сформировалась как система добровольного, так и обязательного государственного страхования. [8, с. 25].
После 1917 г. в связи со сменой общественно-экономической формации Советское государство поэтапно осуществлять политику национализации страхового дела [9, с. 155]. В марте 1918 г. Совнаркомом РСФСР был принят первый декрет «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». [7, с. 37]
В целом, надо отметить, что в СССР практически не было норм, регулирующих вопросы страхования гражданской ответственности.
Во второй половине 20 века произошли кардинальные изменения, которые в т.ч. затронули и страховые правоотношения. В частности, произошла демонополизация страхования, стали появляться частные страховые компании. Один из первых нормативных актов, принятый в этой сфере это Постановление СМ СССР от 16 августа 1990 г. №850 «О мерах по демонополизации народного хозяйства». С этого времени на страховом рынке стали появляться не только государственные, но част-
Плотникова Т.В. История становления и развития законодательства об обязательном ...
ные страховые общества. Они также могли получать лицензии на различные виды страхования.
Вступление в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее ОСАГО) и Правил ОСАГО является ключевым моментом в регулировании правоотношений страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В соответствии с данным законом это страхование стало обязательным.
Был период, когда в стране наблюдалось повальное занижение размера страховых выплат. Это происходило по многим причинам. В связи с тем, что существовало большое количество мошеннических схем по получению выплат от страховых компаний, многие страховщики порой находились на грани банкротства и тем самым пытались всячески минимизировать выплаты по ОСАГО. В этой непростой ситуации не каждый страхователь был готов обращаться в суд за защитой своих законных интересов. Поэтому страховщики отдали этот непростой вопрос на откуп судам. И фактически сложилась ситуация, что из 100 человек, недовольных занижением размеров выплаты по ОСАГО в суд обращались лишь 2 - 3 человека. Остальные не отстаивали свои права по разным причинам. Тем не менее, даже этот процент серьезно загружал суды общей юрисдикции, в которых потоком шли дела по факту занижения страховщиками страховых выплат вследствие массового характера, который носили нарушения прав потребителей.
Прошедшие 2013 и 2014 годы в России ознаменовались проведением масштабной реформы страхового законодательства. С 1 октября 2014 года были внесены долгожданные поправки в Закон об ОСАГО. Принципиальную роль в совершенствовании страхового законодательства сыграли Постановления Пленумов ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17, от 27 июня 2013 г. N 20 и от 29 января 2015 г. N 2. В соответствии с названными правоприменительными актами, все виды страхования с участием граждан попадают под действие ФЗ «О защите прав потребителей».
В настоящее время, ввиду своей обязательности, страхование автогражданской ответственности охватил, практически весь парк автотранспортных средств в стране. Так, согласно «Обзору ключевых показателей деятельности страховщиков за 2019 год», опубликованному Центральным Банком РФ по итогам 2019 года количество заключенных договоров по ОСАГО составило - 39 475 010, это меньше на 0, 6 % по сравнению с 2018 годом, т.к. в 2018 году было заключено 39 704 379 [11].
Следует отметить, что в ФЗ «Об ОСАГО» неоднократно вносились многочисленные изменения, которыми законодатель пытался соблюсти баланс прав страховщиков и страхователей.
Важным событием в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности в 2019 году стал первый этап индивидуализации тарифа. Страхователи в целом оказались в выигрышном положении, так как в связи с ростом конкуренции снизилась средняя стоимость полиса. Дальнейшая индивидуализация тарифов в обязательном автостраховании повысит справедливость и стабильность системы ОСАГО в долгосрочной перспективе. Законопослушные водители перестанут доплачивать за тех, кто приносит страховщикам значительные убытки.
Плотникова Т.В. История становления и развития законодательства об обязательном ... Список использованных источников
1. Декрет Совнаркома РСФСР от 23 марта 1918 г. «Об учреждении госконтроля над всеми видами страхования, кроме социального» (утр.силу) // Декреты Советской власти, том II. 1918 г. М., 1959. С.7-11.
2. Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. №850 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (утр.силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. -№30. - Ст.418.
3. Федеральный закон РФ от 25 апреля 2002г. № 40-ФЗ «ОСАГО» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 18. - Ст. 1720
4. Крюков В.П. Очерки по страховому праву. - Саратов: Издательство В.З. Яксанова, 1925. - С.156.
5. Ножкина А.А. К вопросу о видах страхования гражданской ответственности // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - №1. - С.66-76.
6. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - С.37.
7. Файзрахманова Л.М. Финансово-правовые аспекты развития страхования в дореволюционной России // Финансовое право. - 2017. - №4. - С.25.
8. Файзрахманова Л.М. Финансово-правовые особенности организации страхового рынка в СССР // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 7 (110). - С. 155.
9. Официальный сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/collection/collection/file/27614/ review_insure_19q4.pdf (дата обращения 16.05.2020)
THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON COMPULSORY MOTOR VEHICLE LIABILITY INSURANCE
Plotnikova T. B.**
master student [email protected]
** Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML) Kazan, Russia
Abstract:
The article is devoted to the consideration of the emergence and development of civil liability insurance of vehicle owners in Russia. The analysis of historical aspects in the whole organization of insurance business, as well as motor third party liability insurance in pre-revolutionary Russia, as well as in the Soviet and post-Soviet period. The article provides statistics.
Keywords:
insurance, insurance contract, insurer, compulsory liability insurance of vehicle owners.