Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
корпорации / корпоративные отношения / корпоративное законодательство / корпоративное право / корпоратизация / акционерная компания / государственное управление / corporations / corporate relations / corporate legislation / corporate law / corporatization / joint-stock company / public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильфанова Р. Р.

Статья посвящена истории формирования корпоративного законодательства в России. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что развитие этой области права в нашей стране относительно имеет недавнюю историю, но в то же время оно достигло высокого уровня. Однако, существующие пробелы в правовом регулировании требуют дальнейшей проработки, особенно в части устранения существующих правовых коллизий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CORPORATE LEGISLATION IN RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the history of the formation of corporate legislation in Russia. As a result of the analysis, it can be concluded that the development of this area of law in our country has a relatively recent history, but at the same time it has reached a high level. However, the existing gaps in legal regulation require further study, especially in terms of eliminating existing legal conflicts.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 341

Гильфанова Р.Р.

магистрант 2 курса Набережночелнинский институт Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: статья посвящена истории формирования корпоративного законодательства в России. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что развитие этой области права в нашей стране относительно имеет недавнюю историю, но в то же время оно достигло высокого уровня. Однако, существующие пробелы в правовом регулировании требуют дальнейшей проработки, особенно в части устранения существующих правовых коллизий.

Ключевые слова: корпорации, корпоративные отношения, корпоративное законодательство, корпоративное право, корпоратизация, акционерная компания, государственное управление.

Постсоветский период всех сфер общественной жизни Российской Федерации характеризуется их стремительным развитием и усложнением. Логической реакцией на этот процесс является реформирование нормативного регулирования изменяющихся общественных отношений и издание новых законов и подзаконных актов. Появляются новые институты и отрасли права, среди которых стоит отметить и корпоративное право.

Прообраз современного корпоративного права появился еще в советский период, а именно с изданием Постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года № 590.

Лишь спустя 16 лет после этого получило новое развитие корпоративное право. А именно, Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 г., которая узаконивала статус корпораций. Но данный документ имел большое количество недоработок и пробелов, в частности, в нем отсутствовала даже дефиниция «корпорация», а также он не раскрывал понятия корпоративного управления, корпоративных правоотношений и пр.

Этот год ознаменовался и тем, что корпоративные правоотношения стали регулироваться непосредственно гражданским законодательством, иначе говоря, стали предметом его регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ закрепил, что в область правового регулирования входят, в том числе, правоотношения, регулирующие участие в корпоративных организациях или управление ими.

Немногим ранее Федеральный закон «О некоммерческих организациях» стал предусматривать, что в качестве российской некоммерческой организации могут быть учреждены госкорпорации.

Конечно, стоит отметить и тот факт, что государственная корпорация и корпорация в рамках гражданского права - это разные институты. Госкорпорация не подчиняется и общим правилам, предусмотренным ГК РФ, у данной правовой конструкции особая цель.

Изменения, которые претерпел ГК РФ в 2014 году, в связи с вступлением в действие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, в значительной мере изменили правовое представление о юридическом лице. Глава 4 ГК РФ была переработана, в результате чего корпорации стали рассматриваться в качестве юридического лица определенного типа, которые по сравнению с унитарными юрлицами характеризуется рядом отличительных черт.

Все эти изменения затронули как ряд специальных норм ГК РФ о юридических лицах, но также была введена дополнительная классификация коммерческих и некоммерческих юрлиц на унитарные и корпоративные.

Примечательно, что до момента законодательного закрепления в России в 2014 г. корпорации, понятие корпорации вовсе отсутствовало в отечественном

законодательстве. Единственное упоминание о корпорации было закреплено только в контексте определения нормативного статуса государственной корпорации в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Кроме данного закона, отдельные положения о корпорациях мы можем встретить в следующий законах: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.

Также, регулирование корпоративных правоотношений в части защиты таких прав в случае их нарушения фиксируется в ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражным судам субъектов Российской Федерации подсудны споры, возникающие в связи с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица.

Затем Правительством Российской Федерации было представлено Распоряжение от 25 июня 2016 года № 135-р. В рамках концепции данного Распоряжения были внесены изменения в Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, порядка регистрации юридических лиц и порядка внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Кроме этого, порядок разрешения споров в данной области был установлен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 27 от 26 июня 2018 г. Так, к примеру, положения данного постановления в последующем были использованы при разрешении вопросов связанных с получением акционеров информации о сделках - так, соглашения, заключаемые между акционерным обществом и иными лицами, приравниваются к документам бухгалтерского учета, следовательно, акционерам, имеющим менее 25% акций общества и миноритарным акционерам, ограничивается доступ к ним.

В силу пандемии коронавируса для регулирования данной ситуации был издан Федеральный закон, устанавливающий особенности корпоративного регулирования в 2020 году и дополнение к нему, а также выпущено Информационное сообщение Банка России «Информация об особенностях регулирования корпоративных отношений в 2020 году».

По нашему мнению, в рамках рассмотрения вопроса о становлении корпоративного законодательства, стоит упомянуть и играющие немаловажную роль в данном процессе акты высших судебных органов, среди которых Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 № 681-О-П, Постановление Пленума Верховного Суда РФ №25, Пленума ВАС РФ №29, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23 июня 2015 г., N° 2 от 04 марта 2021, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 306-ЭС15-17112, Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 01 января 2009 г. и т.д.

Таким образом, в последние годы российское корпоративное законодательство было подвергнуто значительным изменениям и доработкам, однако все еще остаются незатронутыми некоторые аспекты, которые требуют дальнейшего развития, т.е. работа в данной сфере еще не окончена, т.к. необходимо привести все нормативные правовые акты, регулирующие корпоративное право, в соответствие с изменениями законодательства, что позволит исключить ошибки при правоприменении данных норм.

Рассмотрение общей характеристики корпораций по российскому законодательству позволяет нам сделать следующие выводы. Изучение понятия корпораций в Российской Федерации привело нас к тому заключению, что оно требует изменения, потому как не соответствует сущности и актуальным признакам, среди которых можно выделить объединение физических и/или юридических лиц, их формализованное участие, наличие к них общей цели, для

достижения которых учреждается корпорация, государственную регистрация в качестве юридического лица, руководство, осуществляемое внутренними органами управления на началах относительной автономии и самоуправления, наличие у корпорации обособленного имущества.

Стоит понимать, что все рассмотренные признаки не могут быть восприняты буквально, и имеют свои оговорки и особенности с учетом особенностей российских корпораций.

Отдельный вопрос, требующий совершенствования действующего корпоративного законодательства, связывается с наличием государственных корпораций. По нашему мнению, с учетом несоответствия рассмотренным признакам, а также того, что такой вид корпораций не удовлетворяет требований, установленных в законе, необходимо обратить свой взор на пример зарубежных законодателей, и вывести государственные корпорации из числа корпораций, обозначив его как отдельный субъект права. При этом российское законодательство на современном этапе ввиду отсутствия необходимой нормативной базы пока не готово для подобного шага.

В связи с многоаспектностью института корпораций, существует множество оснований для классификации. Различают корпорации исходя из порядка распределения ценных бумаг, вида деятельности, формы собственности и т.д. Наиболее распространённой является квалификация на коммерческие, некоммерческие и квазипубличные.

Рассмотрев вопрос о становлении и развитии законодательства о корпорациях, следует отметить, что самое активное развитие корпоративного законодательства пришлось именно на последние два десятилетия.

Наиболее важным источником правового регулирования корпоративных правоотношений является ГК РФ, включающий в свою структуру понятие корпорации, положения о корпоративном договоре и т.д. Кроме этого, отдельные положения о корпорациях содержатся в иных законах (в т.ч. и кодифицированных) и подзаконных нормативных актах Российской Федерации, а также в постановлениях высших органов судебной системы.

Однако, при всем этом многообразии, регулирование корпоративных отношений носит точечный, в некоторых случаях весьма спорный характер, а потому требующий дальнейшего изменения и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 № 95-ФЗ: [в ред. от 22.07.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.;

2. О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: федер. закон от 31 июля 2020 № 297-ФЗ: [в ред. от 30.12.2021] // Российская газета. - 2020. - № 78.;

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 07 апреля 2020 г. № 115-ФЗ: [в ред. от 31.07.2020] // Российская газета. - 2020. - № 78.;

4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: федер. закон от 03 июля 2016 г. № 343-ФЗ // Российская газета. - 2016. - № 149.;

5. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ: [в ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 19. - Ст. 2304.;

6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ: [в ред. от 30.12.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. № 48. - Ст. 4746;

7. Об инвестиционных фондах: федер. закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ: [в ред. от

01.10.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4562.;

8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ: [в ред. от 10.01.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33. - Ст. 3431.;

9. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 02.07.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№ 7. - Ст. 785.;

10. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ: [в ред. от

01.01.2022] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.;

11. Об акционерных обществах»: федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ: [в ред. от 13.07.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. № 1. Ст. 1.;

12. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование корпоративного управления»: распоряжение Правительства от 25 июня 2016 г. № 1315-р [в ред. от 25.1112017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 28. - Ст. 4756.;

13. Информация об особенностях регулирования корпоративных отношений в 2020 году: информационное сообщение Банка России от 13 апреля 2020 г. // Вестник Банка России. -2020. - № 28.;

14. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».;

15. Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах: постановление Совмина СССР от 19 июня 1990 г. № 590. Утратил силу // СП СССР. - 1990. - № 15. - Ст. 82.;

16. По жалобам граждан Ю.Ю. Колодкина и Ю.Н. Шадеева на нарушение их конституционных прав положениями статьи 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» во взаимосвязи с частью 5 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 г. № 681-О-П // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».;

17. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства: постановление Пленума ВС РФ от 04 марта 2021 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2021. - № 5.;

18. Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: постановление Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. № 27 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2018. - № 8.;

19. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - №8.;

20. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВС РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26 марта 2009 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - №6.;

21. О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»: постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19: [в ред. от 16.05.2014] // Вестник ВАС РФ. - 2004. - №1.;

22. О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 09 декабря 1999 г. // Российская газета. - 2000. - № 19.;

23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2020 г. №№ 305-ЭС20-4519 по делу № А40-144859/2019 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».;

24. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 306-ЭС15-17112 по делу № А12-3389/2014 // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».;

25. Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 01 января 2009 г. по делу № А33-9804/08 // [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Gilfanova R.R.

Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CORPORATE LEGISLATION IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article is devoted to the history of the formation of corporate legislation in Russia. As a result of the analysis, it can be concluded that the development of this area of law in our country has a relatively recent history, but at the same time it has reached a high level. However, the existing gaps in legal regulation require further study, especially in terms of eliminating existing legal conflicts.

Keywords: corporations, corporate relations, corporate legislation, corporate law, corporatization, joint-stock company, public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.