Научная статья на тему 'История становления и развития среднего профессионального образования для машиностроительной отрасли'

История становления и развития среднего профессионального образования для машиностроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / TRAINING OF PROFESSIONAL PERSONNEL / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова О.В., Пьянов А.Е.

Введение. Советский период стал временем становления и развития среднего профессионального образования. В Кузбассе появилось несколько образовательных учреждений, которые стали ведущими в подготовке специалистов для машиностроительной промышленности одной из ключевых отраслей нашего региона. Методология. Цель данной работы изучение истории среднего профессионального образования в Кемеровской области в 1940-1980-е гг. Результаты исследования носят междисциплинарный характер, сочетая в себе исторический, социально-экономический и педагогический характер. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы (архивные документы Государственного архива Кемеровской области). Результаты. Авторы выявили достижения и недостатки деятельности образовательных учреждений за 40 лет существования (40-80-е гг. ХХ в.). Заключение. Авторы акцентируют внимание на том, что, несмотря на невысокое материально-техническое обеспечение учреждений среднего профессионального образования и нехватку штатных преподавателей, было подготовлено большое число специалистов для машиностроительной отрасли страны, которые способствовали ее укреплению и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова О.В., Пьянов А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR THE ENGINEERING INDUSTRY

Introduction. The Soviet period was the time of formation and development of secondary vocational education. In Kuzbass there were several educational institutions that have become leading in the training of specialists for the engineering industry one of the key sectors of our region. Methodology. The purpose of this work is to study the history of secondary vocational education in the Kemerovo region in the 1940s 1980s. The Results of the study are interdisciplinary, combining historical, socio-economic and pedagogical character. The source base of the study was unpublished documents (archival documents of the state archive of the Kemerovo region). Results. The authors identified the achievements and disadvantages of educational institutions for 40 years of existence (40-80 ies of XX century). Conclusion. The authors draw attention to the fact that, despite the low material and technical support of secondary vocational education institutions and the shortage of full-time teachers, a large number of specialists were trained for the machine-building industry of the country, which contributed to its strengthening and development.

Текст научной работы на тему «История становления и развития среднего профессионального образования для машиностроительной отрасли»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 377:621(571.17) О. В. Бирюкова, А. Е. Пьянов

O. Biryukova, A. Pyanov

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR THE ENGINEERING INDUSTRY

Введение. Советский период стал временем становления и развития среднего профессионального образования. В Кузбассе появилось несколько образовательных учреждений, которые стали ведущими в подготовке специалистов для машиностроительной промышленности — одной из ключевых отраслей нашего региона.

Методология. Цель данной работы — изучение истории среднего профессионального образования в Кемеровской области в 1940-1980-е гг. Результаты исследования носят междисциплинарный характер, сочетая в себе исторический, социально-экономический и педагогический характер. Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы (архивные документы Государственного архива Кемеровской области).

Результаты. Авторы выявили достижения и недостатки деятельности образовательных учреждений за 40 лет существования (40-80-е гг. ХХ в.).

Заключение. Авторы акцентируют внимание на том, что, несмотря на невысокое материально-техническое обеспечение учреждений среднего профессионального образования и нехватку штатных преподавателей, было подготовлено большое число специалистов для машиностроительной отрасли страны, которые способствовали ее укреплению и развитию.

Introduction. The Soviet period was the time of formation and development of secondary vocational education. In Kuzbass there were several educational institutions that have become leading in the training of specialists for the engineering industry — one of the key sectors of our region.

Methodology. The purpose of this work is to study the history of secondary vocational education in the Kemerovo region in the 1940s — 1980s. The Results of the study are interdisciplinary, combining historical, socio-economic and pedagogical character. The source base of the study was unpublished documents (archival documents of the state archive of the Kemerovo region).

Results. The authors identified the achievements and disadvantages of educational institutions for 40 years of existence (40-80 — ies of XX century).

Conclusion. The authors draw attention to the fact that, despite the low material and technical support of secondary vocational education institutions and the shortage of full-time teachers, a large

number of specialists were trained for the machine-building industry of the country, which contributed to its strengthening and development.

Ключевые слова: подготовка профессиональных кадров, материально-техническая база, учебный процесс, состав преподавателей.

Keywords: training of professional personnel, material and technical base, educational process, teaching staff.

Введение

Сегодня, как и семьдесят лет назад, перед системой среднего профессионального образования остро стоят задачи подготовки профессиональных кадров для экономики страны и Кузбасса. Для того чтобы избежать ошибок реформирования системы среднего профессионального образования в области, следует обратиться к советскому опыту. В данной статье рассматриваются создание, становление и развитие учебных заведений, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих для машиностроительной отрасли.

Методология

Традиционно работы, посвященные развитию системы образования, рассматривают общие проблемы и тенденции развития системы, в то же время региональному компоненту уделяется незначительное внимание. Между тем именно на примере отдельных образовательных учреждений можно проследить за процессами, общими или особенными для всей страны в целом. Цель данной работы — изучение истории среднего профессионального образования в Кемеровской области в 1940-1980-е гг.

На основе проблемно-хронологического и историко-сравнительного методов была выделена взаимосвязь материально-технического обеспечения средних профессиональных учебных заведений Кузбасса, готовящих специалистов для машиностроительной отрасли, и штатного состава преподавателей с количеством и качеством студентов данных учебных заведений.

Источниковую базу исследования составили неопубликованные документы Государственного архива Кемеровской области, которые позволили решить поставленные в исследовании задачи.

Результаты

Начавшаяся Великая Отечественная война принесла кардинальные изменения в экономику страны и жизнь советских людей. В стране начинается массовая эвакуация предприятий на восток, значительная часть мужского населения страны уходит солдатами на фронт. В этих условиях особое значение приобретает создание и эффективное функционирование новых образовательных учреждений на востоке СССР, готовивших специалистов для создаваемой в Сибири промышленной базы страны [1]. В частности, для машиностроительной и оборонной отраслей в Кузбассе было создано несколько образовательных учреждений, таких как Юргинский механический и Прокопьевский электромашиностроительный техникумы.

8 сентября 1942 г. приказом Народного комиссара СССР за №-325 был основан Юргинский механический техникум Министерства вооружения [2]. На базе эвакуированного в 1943 г. из Харькова электромеханического завода был открыт филиал Свердловского электромеханического техникума [3].

Материально-техническая база Юргинского механического техникума первоначально была на достаточно низком уровне. Образовательное учреждение занимало шесть помещений, из которых четыре — барачного типа и два двухэтажных каменных здания [4]. В зданиях находились кабинеты директора и заместителя директора по АХЧ, бухгалтерия, партбюро и комитет ВЛКСМ, кабинет преподавателей, физкультурный зал, библиотека, материальная кладовая, столовая, две мастерских, пять лабораторий, 11 учебных кабинетов и четыре общежития для учащихся, преподавателей и работников техникума [4, с. 2-3]. Не менее сложным оказалось обеспечение кадрами создаваемого образовательного учреждения. Из 23 преподавателей 11 работали по совместительству, являясь в то же время работниками промышленных предприятий города. Даже при таком большом числе совместителей нагрузка на одного преподавателя была запредельной — более 1 700 часов [5].

Прокопьевский электромашиностроительный техникум находился в еще более худших материально-бытовых условиях. Он располагался на территории завода и не имел отдельной площади,

что значительно затрудняло образовательный процесс [6].

В первые послевоенные годы в работе учебных заведений произошли коренные изменения. Материально-техническая база техникумов значительно улучшилась. Юргинский механический техникум в 1951 г получил новое двухэтажное здание. Еще одно благоустроенное здание техникума было переоборудовано и передано учебному заведению в 1952 г В нем располагались лаборатории и мастерские, а также кабинет проектирования, актовый зал и комната под общественные мероприятия [7]. Прокопьевскому электромашиностроительному техникуму также была выделена отдельная территория.

Однако даже такая площадь не позволяла выполнять подготовку профессиональных кадров в полном объеме. По-прежнему не хватало места для размещения лабораторий и мастерских. Например, в Прокопьевском электромашиностроительном техникуме не было актового и читального залов, столовой, учебные занятия приходилось проводить в две смены [8].

Кроме того, техникумам не хватало места для размещения студентов. В Юргинском механическом техникуме на одного учащегося приходилось около четырех метров жилой площади [2, с. 4]. Прокопьевский электромашиностроительный техникум вообще не имел общежития.

Тем не менее учебные заведения старались наладить приемлемые бытовые условия для своих учащихся. В частности, в Юргинском механическом техникуме в каждом общежитии была столовая и буфет, была оборудована кухня с установленным «Титаном», где не питающиеся в столовой учащиеся могли приготовить себе пищу. В одном из общежитий имелось помещение, приспособленное для стирки белья.

Также в техникуме были созданы условия для занятий физической культурой: имелись тир и спортивные площадки (волейбольная, баскетбольная, гимнастическая и теннисная) [9].

Еще одним активным направлением деятельности коллектива работников техникумов стало улучшение оснащенности кабинетов, лабораторий и мастерских. Здесь педагогическим работникам удалось добиться хороших результатов. Силами педагогов и учащихся были изготовлены плакаты, макеты и наглядные пособия, дооснащены некоторые мастерские, регулярно пополнялись необходимыми материалами лаборатории. Все это позволило улучшить качество преподавания. Мастерские учебных заведений пополнились заказами от других организаций.

Постепенно увеличился и штат преподавателей. Так, в Юргинском механическом техникуме к 1952 г. численный состав преподавателей вырос до 37 человек, что позволило снизить общую учебную нагрузку на каждого из них до 1500 часов. В то же время существенной проблемой оставалась нехватка профессиональных преподавателей. Это вынуждало руководство прибегать к услугам преподавателей-совместителей из числа инженеров, технологов заводов города Юрги. Общее число совместителей составило 18 человек, или 49 % от общего числа преподавателей [7, с. 12]. Серьезной проблемой становится текучесть кадров среди совместителей. В Прокопьевском электромашиностроительном техникуме кадровая проблема стояла наиболее остро. Отсутствие в достаточном количестве необходимых для учащихся площадей не позволяла иметь штатных преподавателей по некоторым основным предметам.

Изменения общественно-политической жизни страны во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. коснулись и системы образования, в том числе подготовки профессиональных кадров для промышленности. Кроме двух существующих учебных заведений для отраслей машиностроения, был открыт еще один техникум — Беловский вечерний электромеханический техникум. Техникум готовил специалистов по четырем направлениям: «Обработка металлов резанием», «Производство радиоизоляционных материалов и радиодеталей», «Металлургия тяжелых цветных металлов», «Подземная разработка угольных месторождений» [10].

Перед системой профобразования остро стояла проблема увеличения площади существующих учебных заведений. В частности, в 1955 г. первым заместителем Министра оборонной промышленности была поставлена задача расширения учебной базы Юргинского механического техникума и принято решение о необходимости строительства нового здания техникума в 1957 г. [11 ]. В 1956 г. техникуму были высланы типовые проекты, финансовые расчеты, и была уже сделана привязка к местности, но в связи с перестройкой Управления промышленностью в 1957 г. строительство не началось [11].

По решению исполнительного комитета Юргинского городского Совета депутатов трудящихся от 13 апреля 1960 г. № 128 был отведен земельный участок размером 3,4 га и выдан на него земельный паспорт в квартале № 11. Кемеровский совнархоз распоряжением от 12 января

1960 г. № 41-р наметил строительство нового корпуса техникума в 1961/62 уч. г [11]. В 1961 г Кемеровский филиал ГПИ «Кузбассгорпроект» составил сметно-финансовый расчет и проект застройки Юргинского механического техникума. Однако данное распоряжение Совнархоза осталось невыполненным [11, с. 10]. Основной причиной по-прежнему оставалось отсутствие должного финансирования.

Тем не менее руководство Совнархоза старалось улучшить материальное обеспечение техникумов. В частности, в 1957/58 уч. г. в общежития для юношей и девушек Юргинского механического техникума были проведены водопровод с холодной и горячей водой, канализация, а также оборудованы туалеты [12]. Учащиеся получали необходимый инвентарь, снабжались учебной и методической литературой, имели возможность проходить практику на базе учебного заведения. В 1959/60 уч. г. было открыто заочное отделение [13].

Увеличились учебные площади также в Беловском электромеханическом техникуме. Учебное учреждение дополнительно открыло отделение в с. Бабанаково, на территории горно-механической школы треста «Беловуголь», которое к 1964 г. достигло 160 кв. м [14].

Все это позволило добиваться повышения успеваемости в средних профессиональных заведениях.

В начале 1960-х улучшается ситуация с объемом учебой нагрузки преподавателя на одну ставку. Эта нагрузка сокращается в среднем до 1070-1100 часов в год. С одной стороны, это освобождает время преподавателей для качественной подготовки к занятиям и внеурочной работы с учащимися, с другой — для руководства техникумов создает серьезные проблемы по поиску специалистов на вакантные ставки. Повсеместно, по всем учебным учреждениям, увеличивается число совместителей. Такое большое число совместителей среди педагогов учреждений рождало множество проблем.

Во-первых, возникали вопросы к качеству преподавания данных педагогов. Являясь хорошими специалистами-производственниками, они не были профессиональными педагогами и часто не могли передать имеющиеся практические знания ученикам техникума. Для повышения уровня их педагогической квалификации в 1960-е гг. начинает проводиться их педагогическое обучение, например методические совещания.

Во-вторых, совместители из-за полной занятости на основной работе на производстве достаточно часто срывали занятия, например из-за срочных командировок.

В-третьих, наблюдалась большая текучесть совместителей из числа работников предприятий, что делало процесс их профессиональной подготовки как преподавателей техникумов затруднительным и малоэффективным.

Однако обойтись без таких специалистов было невозможно, в городах существовала нехватка преподавателей по специальным дисциплинам. В этих условиях руководство было вынуждено адаптировать расписание занятий к рабочему времени совместителей и ставить занятия по специальным дисциплинам на вечернее время, как в Юргинском механическом или Прокопьевском электромашиностроительном техникумах. В результате ученики первой смены приходили на занятия по дисциплинам специализации вечером [15]. Беловский электромеханический техникум был вынужден рассредоточивать учащихся на всю неделю. Например, один курс занимается в понедельник, вторник, четверг и пятницу, а другой — во вторник, среду, пятницу и субботу [16]. Занятия в группах проводятся на первых трех курсах три раза в неделю до 23 часов.

Серьезные изменения в материально-технической базе техникумов произошли в годы IX пятилетки (1971-1975 гг.). Основными задачами пятилетки стали: повышение материального и культурного уровней советских людей, усовершенствование размещения производительных сил страны, управления и планирования на основе высоких темпов развития социалистического производства; повышение эффективности, научно-технический прогресс и рост производительности труда.

В рамках решения поставленных пятилеткой задач в 1973/74 уч. г. в дополнение к уже имеющимся средним специальным учебным заведениям машиностроительной отрасли был открыт Юргинский станкоинструментальный техникум [17]. В 1972/73 уч. г. Юргинский машиностроительный завод увеличил общую площадь Юргинского механического техникума за счет пристройки к учебному корпусу площадью 242 кв. м [18]. Это позволило расширить учебные аудитории и открыть некоторые лаборатории, которых ранее не было в техникуме. Беловский электромеханический техникум также получил дополнительное помещение для организации недостающих лабораторий и кабинетов [19].

Принятых государством мер по улучшению материально-бытовой базы учебных заведений тем не менее было недостаточно. Не хватало многих лабораторий и кабинетов по спецдисциплинам. Достаточно сложно было сформировать расписание. В некоторых учебных заведениях полностью отсутствовала или имела маленькую площадь библиотека. Как результат — был несколько снижен процент успеваемости по всем направлениям подготовки специалистов [20].

В 1970-е гг. постепенно удалось решить проблему педагогических кадров. Это позволило руководству сосредоточить свое внимание не только на количественных показателях кадрового состава, но и на качественных. Усиливается работа по повышению квалификации преподавательского состава. Преподаватели техникумов регулярно на курсах повышают квалификацию как в Москве, Ленинграде, так и в Новосибирске, Томске, Кемерове [18, с. 12].

Так как в этот период в техникумы региона пришло большое число молодых педагогов, то с целью быстрого становления преподавателей спецдисциплин, имеющих малый опыт преподавания, в учебных заведениях были организованы семинары молодых преподавателей [21].

Заключение

Таким образом, следует отметить ряд особенностей формирования материально-технической базы и кадрового потенциала техникумов отраслей машиностроения. Изначально, созданные в годы войны в срочном порядке Юргинский механический и Прокопьевский электромашиностроительный техникумы не были обеспечены полной материальной базой и кадрами для образовательного процесса. И только колоссальными усилиями педагогов и административного аппарата удалось организовать обучение так необходимых стране специалистов для оборонной и электротехнической промышленности. Окончание войны привело к позитивным сдвигам в развитии материально-технической базы и ситуации с кадрами в техникумах были введены новые аудитории: постепенно стала снижаться учебная нагрузка преподавателей, что позволило им больше времени и внимания уделять подготовке к занятиям. В то же время послевоенные десятилетия выявили в образовательных учреждениях две существенные проблемы. Во-первых, нехватка специализированных помещений ввиду того, что в годы войны техникумы создавались на базе уже существующих помещений, не предназначенных для образовательной деятельности. Во-вторых, ощущалась нехватка штатных преподавателей по специальным, производственным дисциплинам, что во многом объяснялось «кадровым голодом» в небольших по численности населения городах и диспропорциями в заработной плате на заводах и в техникумах.

В период «оттепели» среднему профессиональному образованию была оказана значительная поддержка со стороны государства. Дополнительно открылось новое учебное заведение в г. Белово. Кроме того, существующие техникумы улучшили свою материально-техническую базу. Несколько стабилизировался преподавательский состав. Уменьшилось число преподавателей-совместителей и увеличился штатный состав педагогов.

К началу 1980-х удалось решить вопросы кадрового обеспечения учебного процесса, но вопрос материально-технической базы, прежде всего учебных корпусов, продолжал оставаться острым и требовал своего решения.

Литература

1. История начального и среднего профессионального образования Кузбасса: металлургия и химическая промышленность / А. В. Блинов, А. Н. Ермолаев, А. А. Зеленин, В. А. Овчинников. Кемерово, 2018. 134 с. ; Зеленин А. А., Кочер-гин Д. Г., Овчинников В. А. Начальное и среднее профессиональное образование Кузбасса в 1991-1999 гг. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 194-206.

2. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 11. Л. 3.

3. Среднее профессиональное образование Кузбасса - 75 лет. Кемерово, 2018.

4. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.

5. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-304.Оп. 1. Д. 234. Л. 18.

6. Среднее профессиональное образование Кузбасса - 75 лет. Кемерово, 2018.

7. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 8. Л. 4.

8. ГКУ КО ГАКО. Ф. П-2320. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

9. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 14. Л. 4.

10. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-500. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

11. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 42. Л. 9.

12. ГКУ КО ГАКО.Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 20. Л. 23.

13. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 23. Л. 48.

14. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-500. Оп. 1, Д. 23. Л. 3.

15. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-859. Оп. 1. Д. 26. Л. 8.

16. ГКУ КО ГАКО. Ф. Р-500. Оп. 1. Д. 21. Л. 4.

17. n<y KO rAKO. O. n-2013. On. 1. fl. 1. H. 5.

18. n<y KO rAKO. O. P-859. On. 1. fl. 83. H. 2.

19. rKy KO rAKO. O. P-500. On. 1. fl. 30. H. 4.

20. rKy KO rAKO. O. n-2320. On. 1. fl. 5. H. 58.

21. rKy KO rAKO. O. n-2013. On. 1. fl. 4. H. 11.

References

1. Blinov A. V., Ermolaev A. N., Zelenin A. A., Ovchinnikov V. A. Istoriya nachal'nogo i srednego pnofessional'nogo obrazovaniya Kuzbassa: metallurgiya i himicheskaya promyshlennost' [History of primary and secondary professional education of the Kuzbass metallurgy and chemical industry]. Kemerovo, 2018, 134 p. (In Russian) ; Zelenin A. A., Kochergin D. G., Ovchinnikov V. A. Nachal'noe i srednee professional'noe obrazovanie Kuzbassa v 1991-1999 gg. [Elementary and secondary vocational education in Kuzbass during the period 1991-1999]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 194-206. (In Russian)

2. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 11. L. 3. (In Russian)

3. Srednee professional'noe obrazovanie Kuzbassa - 75 let [Secondary professional education Kuzbass - 75 years]. Kemerovo, 2018. (In Russian)

4. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 7. L 2. (In Russian)

5. GKU KO GAKO. F. R-304.Op. 1. D. 234. L. 18. (In Russian)

6. Srednee professional'noe obrazovanie Kuzbassa - 75 let [Secondary professional education Kuzbass - 75 years]. Kemerovo, 2018. (In Russian)

7. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 8. L. 4. (In Russian)

8. GKU KO GAKO. F. P-2320. Op. 1. D. 1. L. 3. (In Russian)

9. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 14. L. 4. (In Russian)

10. GKU KO GAKO. F. R-500. Op. 1. D. 1. L. 1. (In Russian)

11. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 42. L. 9. (In Russian)

12. GKU KO GAKO.F. R-859. Op. 1. D. 20. L. 23. (In Russian)

13. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 23. L. 48. (In Russian)

14. GKU KO GAKO. F. R-500. Op. 1. D. 23. L. 3. (In Russian)

15. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 26. L. 8. (In Russian)

16. GKU KO GAKO. F. R-500. Op. 1. D. 21. L. 4. (In Russian)

17. GKU KO GAKO. F. P-2013. Op. 1. D. 1. L. 5. (In Russian)

18. GKU KO GAKO. F. R-859. Op. 1. D. 83. L. 2. (In Russian)

19. GKU KO GAKO. F. R-500. Op. 1. D. 30. L. 4. (In Russian)

20. GKU KO GAKO. F. P-2320. Op. 1. D. 5. L. 58. (In Russian)

21. GKU KO GAKO, F. P-2013. Op. 1. D. 4. L. 11. (In Russian)

УДК/UDC 3771571.51) Н. С. Романова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. Romanova

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

THE EDUCATIONAL MATERIAL BASE OF PROFESSIONAL SCHOOLS OF THE YENISEI PROVINCE IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

Введение. Конец XIX — начало XX в. — это период зарождения профессионального образования в Енисейской губернии. Появляются новые виды профессиональных школ: ремесленная, коммерческая, землемерная, педагогическая и другие.

Методология. Цель настоящей работы — выявить общий ход и специфику формирования профессиональной школы Енисейской губернии в конце XIX—начале XX в. Методы исследования — исто-рико-ретроспективный, историко-реконструктивный, сравнительно-исторический, системно-структурный, анализ, обобщение. Источниковую базу составляют документы Государственного архива Красноярского края, историко-педагогическая литература, монографии, диссертации и статьи.

Результаты исследования заключаются в выявлении основных тенденций развития учебно-материальной базы профессиональных школ (зависимость развития учебно-материальной базы от географических и политических особенностей региона, неравномерный рост финансирования учебных заведений, снижение роли частных инициатив в улучшении материального состояния профессиональной школы и т. д.). Сделан акцент на вкладе государства и частных инициатив региона в развитие профессионального образования Енисейской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.