УДК 343.8
ББК 67.409.01(4Бел) К38
N.V. KIYKO
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CATEGORY «LEGITIMATE INTERESTS OF PRISONERS»
Annotation: in the article the author studies the issues of formation and development of the category «legitimate interests of prisoners» from the beginning of XX century to collapse of the USSR. Key words: legal status, rights, duties, legitimate interests, interests protected by law, Corrective Labour Code,
a convicted person, imprisonment.
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КИЙКО,
адъюнкт
(Академия МВД Республики Беларусь) E-mail: avant_n@mail .ru.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАТЕГОРИИ «ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»
Аннотация: статья посвящена исследованию проблемы становления и развития категории «законные интересы
осужденных к лишению свободы» в период с начала XX века до распада СССР. Ключевые слова: правовое положение, права, обязанности, законные интересы, охраняемые законом интересы, исправительно-трудовой кодекс, осужденный, лишение свободы.
В настоящее время, к большому сожалению, приходится констатировать, что в юридической науке так и не сложилось единого подхода к пониманию законных интересов осужденных к лишению свободы. На наш взгляд, такое положение дел обусловлено тем, что на протяжении длительного времени ведущие ученые-пенитен-циаристы в исследованиях в структуру правового статуса лиц, отбывающих уголовные наказания, традиционно включали только два элемента: права и обязанности.
В частности, Ю.М. Ткачевский отмечал, что правовое положение осужденных слагается из обязанностей и прав граждан, с ограничениями, предусмотренными законодательством1. Эту позицию разделял и Н.А. Стручков, который полагал, что «.. .правовое положение осужденногохарактеризу-ется совокупностью субъективных обязанностей, возложенных на него, и прав, которыми он обладает во время отбывания наказания»2. Аналогичного подходапридерживался и М.П. Мелентьев3. Тем самым изучению законных интересов осужденных должного внимания не уделялось. Вместе с тем, как показала практика, такие интересы фактически представляли собой важный элемент правового положения находящихся в изоляции от общества лиц, а их реализация и защита выступали существенным стимулом исправления осужденных. На это указывали в работах А.Е. Наташев4, А.С. Мих-
лин5, В.И. Селиверстов6. С учетом этого необходимость разработки единой концепции законных интересов осужденных к лишению свободы приобрела особую актуальность. Одним из направлений решения этого вопроса может рассматриваться разработка общепринятого понимания сущности и содержания законных интересов осужденных к лишению свободы с позиции уголовно-исполнительного права. Это без обращения к истории формирования и развития изучаемого юридического феномена не представляется возможным.
Первое упоминание термина «законный интерес» в тексте правового акта мы находим в Своде основных государственных законов Российской империи7. В гл. 1 этого акта, посвященной сущности верховной самодержавной власти, было отмечено, что «Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния... а также дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права». Соответственно уже в начале XX века, несмотря на то что действовавшее в то время законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний не раскрывало содержания правового положения осужденных, фактически на уровне закона было закреплено наличие в структуре их
правового положения не только прав, но и законных интересов.
Хотя термин «законные интересы» получил свое закрепление не только в Конституциях СССР 1936 г., 1977 г., но и в ряде других нормативных правовых актов, в исправительно-трудовом за-конодательствеон не упоминается. Вместе с тем анализ текстов действовавших в то время законодательных актов в сфере исполнения наказания выявил, что законные интересы у осужденных все же были, хотя таковыми и не назывались.
В соответствии с Временной инструкцией «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового»8, утвержденной Постановлением Народного комиссариата юстиции РСФСР (НКЮ) от 23 июля 1918 г., осужденному к лишению свободы на срок не свыше одного года мог быть разрешен отпуск в случае смерти отца, матери, супруга или ребенка, иного близкого родственника, или по иному серьезному поводу, на время не свыше двух недель под поручительство или без такового по представлению заведующего местом заключения9. Законным интересом осужденного являлась также возможность его досрочного освобождения от наказания, предусмотренная Постановлением НКЮ «О досрочном освобождении» от 25 ноября 1918 г. 10 В принятом в дальнейшем Положении об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920 г.11 в качестве законного интереса осужденного рассматривалось изменение его правового статуса посредством перевода в разряд, позволяющий обладать повышенной нормой отправляемых писем, свиданий, получаемых передач, суммой денег, расходуемых на собственные нужды (§ 53-56 Положения).
Новый этап правового регулирования законных интересов осужденных начался с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.12(ИТК РСФСР). Отдельных специальных норм, определявших правовое положение лиц, отбывающих наказания, в нем также не было. Вместе с тем, как нам представляется, у осужденных фактически были законные интересы. К их числу мы можем отнести:
- зачет двух дней работ за три дня срока лишения свободы при условии особо продуктивного труда осужденных и приобретения ими профессиональных знаний и трудовых навыков (ст. 52);
- увеличение норм питания работающим осужденным в соответствии с количеством затрачиваемой ими энергии (ст. 75);
- возможность перевода осужденных из одного разряда в другой (ст. 100);
- предоставление свиданий сверх установленной нормы в исключительных случаях (ст. 136);
- изменение вида исправительного учреждения путем перевода осужденных в переходные исправительно-трудовые дома (ст. 156);
- возможность краткосрочных отпусков с выездом за пределы исправительно-трудовых домов (ст. 159).
Принятый в 1926 г. ИТК БССР в вопросах регламентации законных интересов в полной мере воспроизвел нормы ИТК РСФСР 1924 г.
7 апреля 1930 г. СНК СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых лагерях13, в котором также был закреплен ряд законных интересов осужденных. К их числу относились:
- возможность приема в лагеря женщин с детьми в возрасте до 2 лет, а также оставление детей старше этого возраста при родителях впредь до передачи их лицам, которых последние укажут, или до помещения их в детский дом (ст. 11);
- установление различных льгот в зависимости от отнесения осужденных к тому или иному виду режима: первоначальный, облегченный и льготный (ст. 16);
- закрепление определенной системы стимулов в отношении лиц, которые усердным отношением к труду и хорошим поведением проявят признаки исправления (ст. 23);
- возможность применения в отношении осужденных, пользовавшихся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживших исправление, условно-досрочного освобождения с поселением в районе лагеря по месту отбывания наказания на неотбытый срок заключения или без поселения.
В 1933 г. Постановлением ВЦИК и СНК был принят новый ИТК РСФСР14. Среди нововведений в сфере законных интересов осужденных следует отметить предоставление в исключительных случаях краткосрочных отпусков с выездом из мест лишения свободы до 15 дней с зачетом их в срок наказания. В период важных сельскохозяйственных работ колхозникам и единоличникам могли предоставляться отпуска до трех месяцев.
Утвержденная 2 августа 1939 г. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР15 закрепляла, хотя и формально, широкий перечень законных интересов лиц, отбывающих наказания. К их числу относились:
- возможность бесконвойного передвижения за пределами охраняемой территории лагеря;
- получение лучшими производственниками дополнительных свиданий до 1 раза в 3 месяца;
- досрочная отмена или снятие наложенного ранее взыскания, если работа заключенного на производстве, его поведение в быту и дисциплинированность свидетельствуют о его исправлении;
- возбуждение в отношении отдельных, особо отличившихся осужденных ходатайств об условно-досрочном освобождении;
- досрочный перевод осужденных из штрафного изолятора на общелагерный режим при условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду.
Вместе с тем в реальной жизни указанные законные интересы носили в большинстве своем декларативный характер и на практике так и не были реализованы. Таким образом, в начале 1930-х годов возник, а в дальнейшем увеличился разрыв между официальным советским исправительно-трудовым законодательством и реальной карательно-исполнительной практикой, что представляло собой широкий простор для административного произвола.
С середины 1950-х годов начинается процесс восстановления законности при исполнении уголовных наказаний. 17 августа 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР был утвержден Указ «О порядке замены тюремного заключения лишением свободы». Содержащиеся в нем положения, выступая в форме законных интересов осужденных, предусматривали возможность замены тюремного заключения на лишение свободы с отбыванием его в исправительно-трудовых колониях в отношении лиц, находящихся по приговору суда в тюрьме и проявивших примерное поведение по отбытии не менее одной трети назначенного наказания в пределах оставшегося срока.
Н. А. Стручков отмечал, что дальнейшие преобразования на уровне закона в систематизированном виде в начале были закреплены в Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а затем в ИТК РСФСР 1970 г.16
Необходимо отметить, в ст. 8 анализируемого акта впервые раскрывалось содержание правового положения осужденных. Вместе с тем, как и в предшествующихкодексах, указывалось на наличие у осужденных только обязанностей и прав. Однако, несмотря на то что законные интересы осужденных нигде не упоминались, последние фактически имели место и были закреплены в соответствующих статьях. К их числу относились:
1) изменение условий содержания во время отбывания наказания в лучшую сторону (ст. 21). Они могли меняться как в пределах одного исправительно-трудового учреждения, так и путем перевода в другие исправительно-трудовые колонии,
2) посещение родственниками осужденного по месту отбывания наказания в случае тяжкой болезни, ставящей в опасность его жизнь (ст. 26),
3) получение разрешения на передвижение без конвоя или сопровождения, изменявшее правовое положение осужденных и степень применяемых правоограничений (ст. 31);
4) проживание осужденных женщин вне колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком двухлетнего возраста (ст. 33);
5) предоставление дополнительных свиданий; получение посылок или передач, разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни (ст. 51);
6) оставление в воспитательно-трудовых колониях осужденных, достигших совершеннолетия (ст. 78);
7) замена наказания более мягким наказанием и условно-досрочное освобождение как высшие формы поощрения осужденных, доказавших свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду и обучению (ст. 99);
8) освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших хронической душевной или иной тяжкой болезнью, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания (ст. 100).
В 1971 г. был принят ИТК БССР17, который по аналогии с ИТК РСФСР 1970 г. впервые закрепил понятие правового положения осужденного, но без указания на наличие законных интересов. Несмотря на то что термин «законные интересы осужденных» вновь не был законодательно закреплен и не рассматривался как элемент правового положения, ряд институтов (замена наказания более мягким, условно-досрочное освобождение, выезды осужденных за пределы учреждений и т. п.) фактически представлял собой именно законные интересы осужденных, а их реализация, вне всяких сомнений, существенно влияла на достижение целей исправления.
Таким образом, изучение истории становления и развития категории «законные интересы осужденных к лишению свободы» позволяет сделать выводы о том, что и во времена Российской империи, и в период вхождения Бела-
руси в состав СССР таковые интересы как самостоятельный элемент правового положения отбывающих наказания лиц не упоминались, хотя фактически они имели место, так как ряд закрепленных в законодательстве правовых возможностей никак не мог быть представлен в форме их субъективных прав.
Кроме того, отличительная особенность законных интересов осужденных к лишению свободы обусловлена тем, что уголовно-исполнительное право обладает ярко выраженной спецификой по сравнению с иными отраслями права, что выражается как в его методе, так и сфере регулируемых отношений. Общетеоретические характеристики законных интересов, заключаю-
щиеся в том, что это лишь стремление пользоваться определенным благом, которое не противоречит закону; что это простая юридическая дозволенность, которая подразумевает возможность в некоторых случаях обращаться за защитой в компетентные органы, в уголовно-исполнительном праве преломляются по-особенному, существенно видоизменяя свойства, присущие законным интересам в любых других отраслях законодательства Это позволяет с полной уверенностью говорить об исключительном характере проявления законных интересов осужденных к лишению свободы и рассматривать их как один из ключевых элементов правового положения наряду с правами и обязанностями.
Список использованной литературы
1 См.: ТкачевскийЮ.М. Советское исправительно-трудовоеправо. М., 1971. С. 168.
2 СтручковН.А. Курс исправительно-трудовогоправа. Проблемы общей части. М., 1984. С. 23.
3 См.: МелентьевМ.П. Избранные труды. Рязань, 2007. С. 115.
4 См.: НаташевА.Е. Правовое положение осужденных// Проблемы исполнения наказания и перевоспитания осужденных тр. Академии МВД СССР. М., 1984. С. 27-29.
5 См.: Михлин A.C., Стручков Н.А., Икаров И.В. Теоретические проблемы правового регулированияиспол-нения наказаний // Сов. гос-во и право. 1988. N° 4. С. 72.
6 См.: Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания: монография. М., 1992. С. 97.
7 См.: Основные государственныезаконы, высочайше утвержденные 23 апреля 1906 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. СПб., 1909. Т. 26. С. 456.
8 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.
9 См.: Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовомуправу (1917-1959). История законодательства/ сост. П.М. Лосев, Г.И. Рагулин М., 1959. С. 23.
10 См.: Сборник документовпо истории уголовногозаконодательстваСССР и РСФСР (1917-1952 г.). М., 1953. С. 39-40.
11 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1921. № 23-24. Ст. 141.
12 См.: Там же. 1924. № 86. Ст. 870.
13 См.: Собрание законов СССР. 1930. № 22. Ст. 248.
14 См.: Собрание узаконенийРСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.
15 См.: ГАРФ Ф. 9401. Оп. 1 а. Д. 35. Л. 16-28.
16 См.: СтручковН.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудовогозаконодательства учеб. пособие. М., 1972. С. 16.
17 См.: Исправительно-трудовойкодекс БССР // Собр. законов БелорусскойССР, указов Президиума Верховного Совета БелорусскойССР, постановлений Совета министров БелорусскойССР 1971. № 21. Ст. 298.