Научная статья на тему 'Законные интересы лиц, осужденных к лишению свободы: вопросы сущности и определения правовой категории'

Законные интересы лиц, осужденных к лишению свободы: вопросы сущности и определения правовой категории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3742
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEGITIMATE INTERESTS / CITIZENS' APPEALS / CORRECTIONAL SYSTEM / FEDERAL PENAL SERVICE / CONVICT / LEGAL STATUS OF CONVICTS / CORRECTION / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушаков Роман Вадимович

В статье исследуются вопросы сущности и определения законных интересов осужденных, в общих чертах обозначены проблемы, касающиеся рассматриваемой категории. Также в работе приведены позиции ученых в отношении доктринального определения законных интересов осужденных, проведен их анализ, и высказана оригинальная точка зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMATE INTERESTS OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: QUESTION THE MEANING AND DETERMINATION OF THE LEGAL CATEGORIES

The article explores the issues of essence and determining legitimate interests of convicts, in general termsmarked the problems related to this category. Besides the doctrinal definition of legitimate interests of convicts, the analysis, of legitimate interests of convicts are given in this article.

Текст научной работы на тему «Законные интересы лиц, осужденных к лишению свободы: вопросы сущности и определения правовой категории»

УДК 343.81 ББК67.409

© 2016 г. Р. В. Ушаков,

адъюнкт Академии ФСИН России.

E-mail: ushakovrv@list.ru

ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ВОПРОСЫ СУЩНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ

В статье исследуются вопросы сущности и определения законных интересов осужденных, в общих чертах обозначены проблемы, касающиеся рассматриваемой категории. Также в работе приведены позиции ученых в отношении доктринального определения законных интересов осужденных, проведен их анализ, и высказана оригинальная точка зрения.

Ключевые слова: законные интересы, обращения граждан, уголовно-исполнительная система, Федеральная служба исполнения наказаний, осужденный, правовое положение, исправление.

R. V. Ushakov - an Adjunct, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia.

LEGITIMATE INTERESTS OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: QUESTION

THE MEANING AND DETERMINATION OFTHE LEGAL CATEGORIES

The article explores the issues of essence and determining legitimate interests of convicts, in general terms-marked the problems related to this category. Besides the doctrinal definition of legitimate interests of convicts, the analysis, of legitimate interests of convicts are given in this article.

Key words: legitimate interests, citizens' appeals, correctional system, Federal Penal Service, convict, legal status of convicts, correction.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее УИК РФ), как и в других законодательных актах Российской Федерации, категория «законный интерес» только лишь упоминается, и ни один нормативный акт не раскрывает сути и содержания данного элемента. Помимо этого, следует отметить, что в УИК РФ закрепляются основные права и обязанности осужденных (ст. 11 и ст. 12), но не закреплен перечень их законных интересов. Фактически, юридические нормы, отражающие законные интересы осужденных, присутствуют в УИК, но они не упорядочены, и, чаще всего, ассоциируются у правоприменителя с такой категорией, как «субъективное право».

Помимо отсутствия четкого законодательного закрепления и раскрытия содержания законных интересов, следует отметить, что в науке уголовно-исполнительного права в настоящее время также нет единого подхода к пониманию рассматриваемой категории. По нашему мнению, именно данные обстоятельства являются причиной возникновения большинства проблемных вопросов, связанных с реализацией и защитой законных интересов, в том числе лиц, осужденных к лишению свободы.

Глава 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации впервые за всю историю отечественного пенитенциарного законодательства закрепила в себе широкий спектр положений, касающихся правового статуса осужденных. Именно в ст. 10 УИК законодатель, определяя принцип уважения и охраны

прав, свобод и законных интересов, закрепил последние в качестве одного из основных элементов правового положения осужденных.

Согласно статистическим данным, в 2015 году в Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поступило 38 508 обращений граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей (за аналогичный период прошлого года (далее АППГ) - 29 695, + 29 %, впервые за 10 лет). Основной тематикой таких письменных обращений являлись просьбы и ходатайства осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников:

1 ) о переводах для отбывания наказания в исправительные учреждения ближе к месту жительства - 8 349 (22 % от всех поступивших за 2015 год);

2) о переводах в другие исправительные учреждения в целях обеспечения личной безопасности осужденных - 1 363 (АППГ -859, увеличение на 58 %);

3) по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, установления или восстановления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья - 10 205 (26 % от всех поступивших, АППГ - 7 129, увеличение на 43 %);

4) об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы и помиловании -2 800 (АППГ - 1 153, увеличение на 41 %). [1]

Из анализа статистики следует, что около 80 % всех рассматриваемых обращений приходится на лиц, осужденных к лишению

свободы. При этом стоит отметить, что тематика подавляющего количества обращений связана именно с вопросами реализации законных интересов обратившихся лиц, что, в свою очередь, подтверждает наличие ряда проблемных вопросов, возникающих в связи с реализацией данного института.

Изучению законных интересов как элемента правового статуса осужденных в разное время уделяли внимание А. И. Зубков, Ю. А. Кашуба, М. П. Мелентьев, Г. Л. Минаков, В. И. Селиверстов, Н. А. Стручков, В. А. Уткин, И. В. Шма-ров и другие ученые-пенитенциаристы. На уровне диссертационных исследований вопросами как законных интересов осужденных, так и их правового положения в целом занимались Е. А. Коробова (2005), М. В. Щербакова (2007), В. А. Горбунов (2007), Т. А. Коржикова (2010), Р. В. Комбаров (2014), Н. В. Кийко (2014) и другие. В настоящее время существует ряд отличных друг от друга позиций, касающихся разъяснения дефиниции рассматриваемой категории.

Так, В. И. Селиверстов под законными интересами осужденных понимает закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления к обладанию какими-либо благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки поведения осужденных во время отбывания уголовного наказания [2, с. 97]. Безусловно, цитируемое определение можно выделить, как одно из наиболее удачных и точно отражающих сущность и содержание законных интересов, но не единственное, заслуживающее внимания.

С позиции Г. Л. Минакова, законные интересы осужденных - это выраженные в правовых нормах и гарантированные в определенной степени стремления осужденных к пользованию благами, удовлетворение которых зависит от усмотрения администрации исправительного учреждения либо других государственных органов [3, с. 12]. Определив должностное усмотрение как категорию, противостоящую законным интересам, позицию этого ученого подверг критике В. И. Селиверстов, справедливо указывающий на то, что любое усмотрение, в том числе и должностное, охватывается таким элементом правового статуса, как субъективное право, а, следовательно, именно оно и корреспондирует законным интересам.

Схожей позиции придерживается и Ю. А. Кашуба, определяя законные интересы осужденных как отраженные в нормах права и имеющие определенную гарантированность стремления к пользованию благами, удовлетворение которых зависит от усмотрения администрации ИУ, а также других органов [4, с. 28].

По мнению И. В. Шмарова, законные ин-

тересы осужденных - это стремление к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки их поведения во время отбывания наказания [4, с. 96]. Данное определение в наиболее общих чертах отражает сущность законных интересов, но не раскрывает некоторые важные моменты, такие как законодательное закрепление, субъект оценки и др.

Необходимо заметить, что все рассмотренные определения законных интересов осужденных даны в определенный временной промежуток начала 90-х годов - в то время, когда представления о рассматриваемой категории только зарождались и начинали развиваться. При этом работа, проводимая учеными, чьи позиции были нами рассмотрены, основывалась на положениях исправительно-трудового законодательства, в частности ИТК РСФСР 1970 года, которое действовало до принятия УИК РФ.

Дефиниции законных интересов осужденных, сформулированные с учетом современного состояния науки уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительного законодательства, даны в некоторых недавних диссертационных исследованиях ученых, занимающихся данной проблемой. Так, Н. В. Кийко понимает под законными интересами осужденных к лишению свободы - закрепленные в нормах законодательства и в определенной степени гарантированные положительные стремления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на получение предусмотренных законодательством конкретных благ, удовлетворение которых осуществляется по усмотрению компетентных должностных лиц в результате объективной оценки их поведения [5, с. 69]. Безусловно, данная трактовка дает емкое и содержательное определение законных интересов, но, в то же время, некоторые моменты на наш взгляд, представляются спорными.

Так, следует отметить, что многие ученые определяют оценку поведения осужденного как ключевое условие реализации законных интересов. Такая позиция, на наш взгляд, представляется не совсем точной. Во-первых, нельзя ставить реализацию законного интереса осужденного в зависимость исключительно от оценки его поведения, так как помимо последней при реализации законного интереса оценивается множество других обстоятельств (тяжесть совершенного преступления, психологическая характеристика, отношение к совершенному преступлению, отношение к труду и учебе и др.). Во-вторых, помимо оценки в принципе, при решении вопроса о реализации законного интереса

осужденного учитывается, в том числе, наличие технической (экономической) возможности реализации такого интереса, оперативная обстановка и ряд иных факторов.

В связи с невозможностью выделения какого-либо единственного условия реализации законных интересов осужденных, мы полагаем, что такая реализация зависит от оценки и учета определенных способствующих этой реализации обстоятельств. Такие обстоятельства следует разделять на обстоятельства внутреннего характера, напрямую зависящие от стремлений и действий самого осужденного (примерное поведение осужденного, положительные характеризующие материалы, отсутствие исковой задолженности и др.), и внешнего характера - те, которые не зависят от осужденного (наличие экономической или технической возможности учреждения реализовать законный интерес и др.). Соответственно, оценке со стороны компетентных должностных лиц подлежат именно обстоятельства внутреннего характера, а обстоятельства внешнего характера - лишь учитываются.

Таким образом, учитывая рассмотренные нами позиции и приведенные доводы, можно заключить, что законные интересы осужденных - это закрепленные в юридических нормах и выраженные в качестве правовой возможности положительные стремления лиц, отбывающих уголовные наказания, к обладанию конкретными благами, удовлетворение которых осуществляется посредством оценки и учета компетентными органами определенных способствующих данному процессу обстоятельств.

Интерес ведущих ученых-пенитенциаристов к изучению такой категории правового статуса осужденных как законный интерес обусловлен, в первую очередь, ее особой ролью в системе уголовно-исполнительных правоотношений. Соглашаясь с мнением Ю. А. Кашубы, нужно отметить, что значимость категории законных интересов в механизме юридического гарантирования правового статуса осужденных, по сравнению с ее ролью в статусе свободных граждан, существенно возрастает [4, с. 28]. На наш взгляд необходимо выделить ряд факторов, подтверждающих особое место и значимость законных интересов осужденных.

В первую очередь следует сказать, что содержание законных интересов носит побудительный характер и, в силу своих характерных особенностей, выступает в качестве стимула к правопослушному поведению осужденного. Это объясняется тем, что государство, помещая осужденного в условия правоограниче-ний, устанавливает его особый правовой статус. Главной же особенностью такого право-

вого статуса осужденного выступает то, что законодатель наделяет последнего в большей мере не правами, а возможностями поступать тем или иным образом, то есть дает ему определенную свободу выбора поведения. Соответственно, большинство таких возможностей связаны с улучшением условий отбывания наказания, уменьшением объема правоограниче-ний и увеличением содержания некоторых прав, главным образом в количественном отношении (например, право на расходование денежных средств, пользование свиданиями и т. д.). Безусловно, такие возможности, закрепленные в виде юридических норм и охраняемые законом, выступают в качестве действенного правового стимула, вызывающего у осужденного стремление к обладанию определенным благом и побуждающего его к одобряемому правопослушному поведению.

С другой стороны, законные интересы позволяют обеспечить реализацию таких принципов уголовно-исполнительного законодательства, как индивидуализация и дифференциация исполнения наказания. Данные принципы тесно взаимосвязаны и характеризуются установлением для различных категорий осужденных различных условий отбывания наказания, отличающихся объемом и характером карательно-воспитательного воздействия (дифференциация), а также применением средств исправления с учетом вида наказания, характера совершенного преступления, личности и поведения осужденного (индивидуализация) [6, с. 201-202]. При этом объем и содержание средств исправления зависят от результатов исправления осужденного, что оказывает влияние и на изменение условий отбывания наказания. Иными словами, условия в которых окажется осужденный и средства исправления, применяемые к нему, зависят в большей степени от его стремлений к их улучшению. Законные интересы дают возможность объективной оценки администрацией исправительного учреждения его поведения и иных обстоятельств, подлежащих оцениванию (тяжесть совершенного преступления, психологическая характеристика и др.). Фактически механизм реализации фундаментальных принципов уголовно-исполнительного права схож с механизмом реализации законных интересов осужденных [5, с. 93].

Вместе с тем, рассматриваемая категория является неотъемлемым элементом осуществления прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний. Стимулирование пра-вопослушного поведения осужденных, а также индивидуализация и дифференциация уголовного наказания являются основными це-

лями прогрессивной системы. Учитывая то, что законные интересы выступают стимулом к правопослушному поведению и способствуют реализации принципов индивидуализации и дифференциации исполнения наказания, следует отметить, что достижение основных целей прогрессивной системы исполнения и отбывания наказаний становится невозможным без реализации осужденными своих законных интересов. Сама суть прогрессивной системы - изменение условий отбывания наказания от более строгих к менее строгим -является охраняемым законом интересом осужденного и выражается посредством реализации осужденным своих законных интересов.

В то же время следует отметить так называемую «экономическую» роль законных интересов в уголовно-исполнительных правоотношениях. Государство не всегда способно материально обеспечить реализацию притязаний осужденного, а вследствие этого не может всегда гарантировать их исполнение. Ввиду невозможности абсолютной гарантирован-ности исполнения таких притязаний, государство вполне логично включает такие притязания в состав законного интереса, а не субъективного права. В качестве законных интере-

Литература

1. Обзор о работе с обращениями граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Федеральной службе исполнения наказаний за 12 месяцев 2015 года. URL: http:// xn-h1 akkl.xn-p1 ai/structure/management/obzor-obrashcheniy-grazhdan/.

2. Селиверстов В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. М., 1992.

3. Минаков Г. Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: учеб. пособие. М., 1993.

4. Кашуба Ю. А. Реализация правового статуса несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Ростов н/Д, 1999.

5. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. И. В. Шмарова. М., 1996.

6. Кийко Н. В. Законные интересы осужденных к лишению свободы: правовое регулирование и практика реализации (на примере Республики Беларусь): дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014.

7. Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1: общая часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2006.

8. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. М., 2012.

сов нередко выражаются субъективные права осужденных, так как в силу слабости гарантий реализации (в основном, материальных) последние не могут реализоваться в полном объеме. В их числе право осужденных на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденного [7, с. 124].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль законных интересов осужденных заключается в следующих основных положениях:

1. Законные интересы стимулируют пра-вопослушное поведение осужденного.

2. Они обеспечивают реализацию принципов индивидуализации и дифференциации исполнения наказания.

3. Категория законных интересов является неотъемлемым элементом прогрессивной системы исполнения и отбывания наказания.

4. В качестве законных интересов закрепляются некоторые правовые возможности, га-рантированность которых государство не может обеспечить.

Bibliography

1. An overview on the work with appeals of citizens, convicts and persons in detention in the Federal Penal Service of Russia for the 12 months of 2015. URL: http://xn-hlakkl.xn-plai/structure/:man-agement/obzor-obrashcheniy-grazhdan/.

2. Seliverstov V. I. Theoretical problems of legal status of people serving sentences. Moscow, 1992.

3. Minakov G. L. The rights and legal interests of people serving the sentence of deprivation of liberty and guarantees of their implementation: tutorial. Moscow, 1993.

4. Kashuba U. A. Implementation of legal status of people serving the sentence of liberty. Rostov-on-Don, 1999.

5. Criminal procedure: textbook / edited by I. V. Shmarov. Moscow, 1996.

6. Kiyko N. V. Legal interests of convicted persons to imprisonment: legal regulation and practice of realization (on the example of the Republic of Belarus): dissertation. Ryazan, 2014.

7. Criminal procedure: textbook: In 2 volumes. General part / edited by U. A. Kalinin. Ryazan, 2006.

8. Criminal Executive law of Russia: textbook / ed. by V. I. Seliverstov. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.