УДК 340
Мищенко О.А.
студент кафедры СОТ Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет) (Россия, г. Челябинск)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению исторического развития защиты прав потребителей, как института гражданского права потребителей в России и за рубежом.
Ключевые слова: потребитель, продавец, защита прав потребителей, правовое регулирование, государство, гражданское право.
Защита потребительских прав является практикой защиты от недобросовестных действий предпринимателей и обычно устанавливается государственными законами. Основной целью данных законов выступает выявление и предотвращение мошенничества либо выявление недобросовестных поступков предпринимателей и компаний, направленных на получение недобросовестной выгоды или устранении последствий уже совершенных преступлений. Законодательство также может быть дополнительным средством защиты населения, которое помогает раскрывать информацию о продукте или производстве, допуская, что это крайне важно для потребителей продукции. Например, правительство требует, чтобы промышленные предприятия предоставляли подробную информацию о своих продуктах, особенно если есть риск для безопасности здоровья граждан,
например, при реализации продуктов питания, детских игрушек или автомобилей.
Распространение идей по защите потребительских прав, создание потребительских организаций, ориентированных на потребителей, делают возможным осуществлять покупателю лучший выбор на рынке всевозможных продуктов. Наиболее известными организациями, содействующими защите покупателей, являются организации, как например Федеральная торговая комиссия (США), частные деловые организации, такие как Better Business Byuro (США, Канада, Англия) и другие организации, которые защищают права пользователей, а также НПО, занимающиеся защитой права потребителей, такие как Агентство защиты потребителей (США) и надзорные общества [4].
Потребитель приобретает товары и услуги, для личного использования, а не для их перепродажи или использования в производственном процессе. Интересы потребителей могут рассматриваться по экономическим показателям, но вопросы конкуренции обычно прописаны в законодательстве, а защита прав потребителей может распространяться через негосударственные организации и лица, являющиеся частными потребительскими организациями.
Исторически одной из самых ранних форм торговли во многих ранних цивилизованных государствах был уличный рынок или базар, они были известны в Древнем Китае, Вавилоне, Греции и Египте, Римской империи и т. д. Интересы покупателей и продавцов уже регулировались условиями свободной торговли между ними и охватывали широкий круг интересов. Помимо того, что торговля на народном рынке всегда находилась под контролем муниципальных властей, в некоторых странах была введена особая должность, так называемый «рыночный инспектор», функция которого заключалась в надзоре за выполнением рыночных правил, осуществление наказаний за нарушения при недобросовестной торговли и поощрение честной торговли. Интересен тот факт, что в Древнем Китае эту выборную должность занимал философ Конфуций [6].
Обычно для всех коммерческих отношений характерно неравноправное положение участников, продавцы обычно имеют преимущество перед покупателями. Государство всегда пыталось урегулировать отношения между гражданами, гарантировать их права и декриминализовать правовые последствия. Даже в древности многие основные государственные законы включали прототипы известных нам современных законов о защите покупателей. Одними из самых древних, историки открыли законы Хаммурапи, царя древнего Вавилона, правившего в 18 веке до нашей эры, сегодня они признаны юристами важными древними нормативными документами, устанавливающими экономические законы, затрагивающие интересы вавилонского народа. Эти законы регулировали денежные отношения, качество продаваемых вещей и услуг, цены на продукты, а также определяли ответственность за нарушения.
Интересен опыт Римской империи VI в. н. э., где юрисдикция регулировала права потребителей и владельцев вещей, при их нарушении. В Римской империи были прописаны нормы о потребительском праве. Поэтому продавец предоставлял покупателю гарантию того, что никто другой не востребует вещь, или не вернет вещь его реальному владельцу, а продавец должен предупредить о возможном скрытом дефекте купленной вещи, который на момент первого осмотра не был обнаружен. Таким образом, можно заметить, что уже в древности римское право уделяло большое значение добросовестности продавца в отношениях с покупателем [7].
Если проводить параллель развития Европейского и Древнерусского права истории этого времени, то можно говорить о первых положениях непосредственной защиты покупателей Древней Руси, которые сформировались при появлении большого издания Русской Правды (VI-XП вв.). Издание можно назвать древнейшим русским правовым кодексом и главным источником правовых, социальных и экономических отношений Киевской Руси. В частности, он регулировал способы защиты прав потребителей, при продаже некоторых
товаров. Например, в случае продажи некачественного товара стороны должны были вернуть друг другу товар и уплаченные деньги, соответственно продавец нес ответственность за то, что у него не было недостатка в его товаре. Также было установлено, что покупатель похищенного должен вернуть его законному владельцу, при этом он вправе потребовать от недобросовестного продавца возмещения его убытков. Например, по статье «О лошадях» разрешалось вернуть купленную лошадь продавцу, если лошадь имела какие-либо скрытые дефекты или болезни. Таким образом можно обнаружить некоторое сходство в развитии Европейского и Древнерусского права того периода.
Позже, в периоды XII-ХIV вв. немецкое феодальное право также установило ответственность за незаконные действия купцов. Права покупателя были закреплены в Земском законе, старейшем юридическом документе Германии, составленном судьей Эйком фон Репковым в 1221-1225 гг. В третьем абзаце второй книги есть правило, что за незаконный вес или качество, то есть за мошенническую торговлю, в случае обнаружения, виновный в преступлении должен быть арестован и заключен в тюрьму. Это был первый результат защиты прав покупателей в судебном порядке, в то время отсутствовала регламентированная правовая база, суды руководствовались исключительно внутренними нравственными убеждениями и ранее сложившейся деловой практикой. С течением времени создание конкретной нормативно-правовой базы становится все более востребованным, поскольку товарно-денежные отношения развиваются стремительно, и обнаруживается все больше случаев, требующих активного вмешательства государственного органа.
К источникам правового регулирования потребительских отношений Древней Руси того же периода можно отнести Псковскую Судную грамоту, принятую в 1397 году, окончательный вариант документа был завершен в 1467 году. Псковский судебный устав состоял из 120 статей и регламентировал, в частности, гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере коммерческой деятельности в связи с тем фактом, что население северо-
западной России принимало активное участие в коммерческой и промышленной деятельности, включая международную торговлю. Были случаи, когда сделка была расторгнута, если вещь была продана со скрытыми дефектами, в этом случае она возвращалась продавцу, а деньги возвращались покупателю. Поэтому в эпоху древнерусского государства возникли первые на Руси случаи правового регулирования потребительских отношений, гарантирующие право на качество приобретаемых вещей, работ или услуг, что говорит также о своевременном и постепенном развитии правового механизма защиты потребителей, как в западных и европейских государствах [5].
В периоды XVI-XVIII вв. отношения в сфере потребления товаров и услуг начинают активно развиваться и усложняться, чему способствует период Великих географических открытий, а затем активное развитие промышленности. В 1775 году в Массачусетсе, Соединенные Штаты Америки, было организовано первое движение протеста покупателей, по причине того, что продавцы из различных торговых точек продавали населению испорченные продукты. По решению суда эти продавцы были привлечены к позорному столбу. Известен случай, когда в 1852 году нью-йоркский суд постановил, что производитель, который по небрежности неверно маркировал лекарство с экстрактом белладонны, вместо этого наклеил на флакон этикетку «Экстракт ромашки», его оштрафовали и заставили выплатить компенсацию, хотя у производителя даже не было договорных отношений с заказчиками.
Примерно в это время в России, за время своего правления Петр I принял самое большое количество документов и указов среди царей, направленных на защиту потребителей. В то время, были изданы многочисленные указы о продаже продуктов питания по воскресеньям в столице. В указе от 18 сентября 1713 г. Сенат писал: «В рядах мясников нельзя бить и продавать животное, которое еще живое, а если оно больное, то нельзя продавать его. В 1716 г. был утвержден «Статут о военном имуществе», который устанавливал наказание с мерою и условностью: "товарище возвратить, пеню трижды уплатить и тело
наказать". Примером защиты права потребителя на информацию об изготовителе товара можно считать внедрение торговой марки, упоминание, что в русском законодательстве относится к 1744 году. По предложению Мануфактурной коллегии издан правительственный указ обязательное маркирование всех российских товаров специальными марками, чтобы их можно было отличить друг от друга. Позже в 1830 г., Россия приняла закон о товарном клейме, предписывающий владельцам фабрик иметь сильные опознавательные знаки производителями и их товарами, гарантируя тем самым покупку товаров у конкретного производителя. Была предусмотрена уголовная ответственность за подделку товарных знаков третьих лиц [6].
В начале ХХ века защита потребителей вышла на качественно новый уровень, в этот период появился термин «потребитель», а потребительское право стало представлять собой сложную структуру множества специальных гражданско-правовых, норм, регулирующих защиту моральных, материальных и иных интересов гражданского населения. В 30-х годах 20 века в государствах Западной Европы стали открываться «союзы покупателей», ставшие прототипом современного общества потребления, главной задачей таких организаций до сих пор остается: общественное влияние на производителей продуктов. Эти союзы впервые приступили к составлению списков добросовестных предпринимателей, отвечающих требованиям подлинности продуктов для покупателей. Присоединение к этим спискам было стимулом для предпринимателей, поскольку нахождение в списке было желанным и почетным званием, создавало положительный имидж и, как следствие, помогало торговцам оставаться прибыльными и успешными.
В середине 20 века давления общественного движения уже стало недостаточно, возникла потребность создать четкие механизмы правовой защиты покупателей. Выступление Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе Соединенных Штатов была главной предпосылкой для этого решения. В своей речи Кеннеди призвал бизнес и правительство взять ответственность за создание и внедрение
правовой базы защиты потребителей США. В результате были сформированы четыре базовых принципа, которые стали базисом для дальнейшего развития правового законодательства этой сферы. На этих базисах основывались и другие международные норм, включая Конституцию РФ и Всеобщую декларацию прав человека [4].
Эти принципы включают: право на безопасность, право быть услышанным, право получать и раскрывать информацию о продукте и информировать покупателя, право на компенсацию при ущербе. Законодатели объединили в одном акте все нормативные акты, регулирующие отношения между потребителями и производителями, повысив эффективность управления судебной и государственной властью. Все принятые правовые акты, были кодифицированы в сфере защиты прав покупателей.
Помимо США, в те же годы многие европейские государства тоже разработали и ввели свои законодательные проекты по защите потребителей. Несколько лет назад в Англии было принято одновременно несколько законов о защите покупателей. Закон о правах собственности был принят в 1968 г., а Закон о добросовестной торговле - в 1973 г. Закон о правах потребителей был принят в 1987 г. Аналогичный указ был издан во Французской Республике 28 декабря 1973 г. и используется до сих пор. В скандинавских странах законы о защите покупателей были приняты в 1970-е годы: Норвегия 1972 г., Дания 1975 г., Финляндия 1975 г. Основной целью этих законов является решение вопроса защиты граждан от недобросовестной торговли и предпринимательства. Статус одной из самых передовых законодательных структур в сфере предпринимательства и торговли на сегодняшний день занимают законы Бразилии и Франции, которые приняли кодексы о правах покупателей и производителей [9].
В 1970-х годах, по инициативе Европейской комиссии, был создан специальный Консультативный комитет, куда потребители могли обращаться со своими проблемами. В 1980-х годах в Европе был опубликован Протокол о
защите потребителей. Оно базировалось на ранее сформированных в США базовых принципах и дополнялось: правом на выполнение основных требований, правом на получение качественного продукта.
В СССР в ХХ веке, нормы защиты прав покупателей были недостаточно разработаны, по сравнению с Европейским и Американским законодательством, в основном они входили в гражданское законодательство, все отраслевые нормы кодировались отдельно, в результате чего правовое положение потребителей позднее претерпело существенные изменения.
Сфера гражданских правоотношений регулировалась в соответствии с нормами ГК РФ 1922 г. и нормами Конституции РФ 1961 г., а потому нормами ГК РФ 1961 г. РСФСР. 1964 г., в том числе ст. 246 ГК РСФСР 1964 года. Статьи 364 ГК «Права продавца при реализации ненадлежащего продукта», «Права заказчика при нарушении договора с подрядчиком» Советского государства ставила все новые и новые проблемы правового регулирования в области защиты прав покупателей. Что стало основой для разработки нового Закона СССР «О качестве продукции и защите потребителей», инициировавший пересмотр механизмов защиты гражданских прав. Это требовалось потому, что в прежнем гражданском законодательстве не было возможностей и инструментов для полноценного регулирования защиты собственности и правозащитных отношений. Законопроект был практически завершен и готов к принятию, но в связи с распадом СССР так и не вступил в силу и за прошедшие годы, до принятия нового закона взаимодействия в этой сфере между участниками СНГ складывались естественным образом [5].
7 февраля 1992 года в Российской Федерации, наконец, был принят Закон «О защите прав потребителей», в интересах россиян как покупателей и, гарантирующий их права, на национальном и на международном уровне. Документ стал первым правовым актом, обеспечившим права в области приобретения качественных вещей, гарантирующих здоровье и безопасность жизнедеятельности. Он стал регулировать отношения между пользователями,
клиентами, производителями, поставщиками и управляющими. Закон установил обязательное соблюдение критериев качества производимых продуктов или услуг, которые обязаны быть пригодными для здоровья и жизни покупателей.
В самых последних случаях и судебных прецедентов по проблемам защиты покупателей в странах Европы, помимо положительных показателей выявлены и отрицательные. Страны ЕС страдают от массового распространения вещей из некачественного сырья: число жертв некачественных продуктов составляет 4-5млн. человек в год, в США около 9 млн. человек. В Северной Америке специальные отделы постоянно ведут разъяснительную работу по защите потребителей, полностью реализуя свои обязанности по юрисдикциям.
15 марта в мире традиционно отмечают «Всемирный день защиты прав покупателей». Праздник отмечается с 1983 г., с обращения Кеннеди перед Конгрессом США, в честь 4-х основных свобод покупателя. В России он отмечается сравнительно недавно. В 1989 г. была создана Федерация профсоюзов, куда вошли такие органы, как Минздрав, Росстандарт и Антимонопольный комитет. Покупатели продуктов и услуг теперь могут подать в эти органы жалобу и отстаивать свою правоту [8].
Можно сделать вывод, что на разработку законодательства, защищающего права покупателей, ушло много лет. В начале 20 века потребительские лиги покупателей были моделями движения частного потребления, созданного потребительским обществом для установления норм потребительской культуры, с целью влияния на потребителей и продавцов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гражданский Кодекс РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ-Часть 2 (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей" // "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие, «Юстицинформ», 2009.
Жовницкая О.В., Барашян Л.Р., Актуальные проблемы защиты прав потребителей, II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2010г.
Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом// «Вестник Астраханского государственного технического университета», N 3 2005г.
Смирных А.Г., Защита интересов добросовестного приобретателя "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.
Тельгарин Р., "О свободе заключения договора присоединения. Анализ зарубежного и российского законодательства" // "Российская юстиция", 1997, N 1.
Усов Г.В. Правовое регулирование и защита интеллектуальной собственности во Франции [Текст] / Г.В. Усов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, N 3 (27), 2014г.
Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. «Защита прав потребителей». Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.
Mishchenko O.A.
Student of
South Ural State University (National Research University) (Russia, Chelyabinsk)
HISTORY OF FORMATION & DEVELOPMENT OF INSTITUTE FOR CONSUMER RIGHTS PROTECTION IN RUSSIA & ABROAD
Abstract: this article is devoted to the consideration of the historical development of consumer protection as an institution of consumer civil law in Russia and abroad.
Keywords: consumer, seller, consumer rights protection, legal regulation, state, civil law.