Научная статья на тему 'История становления и перспективы развития института судебных приставов в России'

История становления и перспективы развития института судебных приставов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1343
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / ФССП / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BAILIFFS / ENFORCEMENT PROCEEDINGS / BAILIFF PERFORMER / ENFORCEMENT DOCUMENTS / LAWMAN / FEDERAL BAILIFFS SERVICE OF RUSSIA / COMPULSORY EXECUTION / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Першонкова Марина Сергеевна, Хвалыгина Наталия Лазаревна

Данная статья посвящена исследованию истории становления и перспективам развития института судебных приставов в России. Главной задачей судебных приставов на всех этапах развития данной службы являлось и является в данный момент своевременное исполнение решений суда и актов иных органов. Автором статьи выявлены некоторые проблемы, возникающие в сфере исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц судебными приставами-исполнителями. В статье делается вывод о том, что проблема неисполнения решений судов в последние годы стоит достаточно остро, что подрывает доверие граждан ко всей судебной и правоохранительной системе в целом. Поэтому, на наш взгляд, для разрешения данной проблемы необходимо дополнительно ввести институт негосударственных судебных исполнителей, поскольку это могло бы существенно снизить нагрузку на государственные исполнительные органы и повысить качество исполнения судебных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the formation and development prospects of the institution of bailiffs in Russia

This article is devoted to the study of the history of the formation and prospects for the development of the institution of bailiffs in Russia. The main task of bailiffs at all stages of the development of this service has always included the timely execution of court decisions and acts of other bodies. The authors of the article revealed some problems arising in the sphere of execution of judicial acts, as well as acts of other bodies and officials by bailiffs. The article concludes that the problem of non-execution of court decisions in recent years is quite topical, which undermines citizens' confidence in the entire judicial and law enforcement system on the whole. Therefore, in our opinion, to resolve this problem, it is necessary to introduce the institution of non-state judicial executors, since this could significantly reduce the burden on state executive bodies and improve the quality of execution of judicial acts.

Текст научной работы на тему «История становления и перспективы развития института судебных приставов в России»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-196-198 УДК 347.96

Першонкова Марина Сергеевна

Костромской государственный университет marinakos1@rambler.ru

Хвалыгина Наталия Лазаревна

Костромской государственный университет natalikos2011@yandex.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В РОССИИ

Данная статья посвящена исследованию истории становления и перспективам развития института судебных приставов в России. Главной задачей судебных приставов на всех этапах развития данной службы являлось и является в данный момент своевременное исполнение решений суда и актов иных органов. Автором статьи выявлены некоторые проблемы, возникающие в сфере исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц судебными приставами-исполнителями. В статье делается вывод о том, что проблема неисполнения решений судов в последние годы стоит достаточно остро, что подрывает доверие граждан ко всей судебной и правоохранительной системе в целом. Поэтому, на наш взгляд, для разрешения данной проблемы необходимо дополнительно ввести институт негосударственных судебных исполнителей, поскольку это могло бы существенно снизить нагрузку на государственные исполнительные органы и повысить качество исполнения судебных актов.

Ключевые слова: судебные приставы, исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, исполнительные документы, судебные исполнители, ФССП, принудительное исполнение, законодательство.

Л ля восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц во всех странах создаются специальные орга-службы, поскольку добиться массового добровольного исполнения судебных постановлений и актов иных органов без применения мер принуждения не удавалось ещё ни одному государству. В России таким государственным органом является Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

Со времен античности возникали споры по имущественным вопросам, и уже в те времена люди столкнулись с проблемой исполнения судебных решений. Судья поручал кредитору проведение своего расследования в отношении должника. На должника не только возлагалась выплата штрафа кредитору, но и накладывалось взыскание на имущество, а в некоторых случаях к должникам применялись ещё и телесные наказания.

В дореволюционном периоде ученые выделяют три этапа развития института судебных исполнителей:

- первый этап приходится на конец IX в. и 1-ю половину XIV в. (зарождение института судебных исполнителей);

- второй этап начинается со 2-й половины XIV в. и длится по XVII в. (унификация судебных исполнителей);

- третий этап приходится на период правления Петра I (1698-1725 гг.).

В Русской правде есть упоминание о мечниках -вооруженных мечами княжеских слугах, на которых были возложены функции судебных приставов. В их обязанности входило обеспечение явки в судебное заседание сторон, безопасности судей, охрана общественного порядка в зале суда [5, с. 185].

В 1864 году судебные приставы являлись частью структурных подразделений судов, и их дея-

тельность была подконтрольна мировым судьям, окружным судам и мировым съездам [4, с. 62].

К кандидатам на должность судебного пристава предъявлялись определенные требования. Так, иностранцы, лица, не достигшие 21 года, осужденные или состоящие под следствием не могли занять эту должность. Большое внимание уделялось и морально-нравственным качествам кандидата: согласно Уставу, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью» [6, с. 8]. При вступлении в должность судебные приставы принимали присягу и вносили залог, который устанавливался министром юстиции и был неким обеспечением от неправомерных действий пристава.

С началом революции Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 г. № 1 институт судебных приставов был ликвидирован. Функции по принудительному приводу в суд участников процесса и по поддержанию общественного порядка в судебном заседании были возложены на милицию. А для исполнения судебных решений был учрежден институт исполнительных приставов [3, с. 15].

Однако в 1990-х годах в связи с началом развития рыночных отношений, появления частной собственности система исполнительных правоотношений требовала кардинальных изменений. В 1997 году были приняты ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве».

В настоящее время в рассматриваемой сфере существуют некоторые проблемы в связи с многочисленными вопросами, возникающими на почве недостаточной эффективности исполнительного производства, пробельности и разрозненности законодательства, регулирующего его, отсутствия кодифицированного нормативно-правового акта.

196

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Першонкова М.С., Хвалыгина Н.Л., 2019

История становления и перспективы развития института судебных приставов в России

Согласно данным ведомственной статистической отчетности, доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств в 2016 году составила 65,7 %, в 2017 году - 67,2 %, в 2018 году -59,8 %. Так, за 2018 год в работе судебных приставов-исполнителей находилось 87 584 813 исполнительных производств, из них 41 165 966 - по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции и арбитражными судами и 46 418 847 - по исполнительным документам, выданным другими органами. Общее количество оконченных и прекращенных исполнительных производств в 2018 году составило: 52 457 176, из них по исполнительным документам, выданным судами, - 22 997 683 и 29 459 493 - по исполнительным документам, выданным другими органами. Общая сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, составила 10 329 974 613, а сумма по оконченным и прекращенным исполнительным производствам (в том числе и денежные средства, перечисленные должниками добровольно, а также прекращенные исполнительные производства и те исполнительные производства, у которых истек срок давности исполнения) составила 4 363 407 658. Сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, на конец отчетного периода ФССП составила 5 698 477 923.

В целом складывается впечатление, что большая часть задолженности по исполнительным документам фактически взыскивается. Однако обобщенные данные упускают серьезный дисбаланс эффективности исполнения решений в зависимости от категории дел. Основные показатели ведомства достигаются за счет взысканий в пользу бюджета с физических лиц, в особенности по мелким административным штрафам за нарушения правил дорожного движения (доля оконченных фактическим исполнением - 55 %). По исполнительным производствам, где стороны имеют частный интерес (коммерческие организации и обычные граждане), эффективность работы судебных приставов крайне низкая. Например, доля фактического исполнения по кредитной задолженности граждан составляет 10 %, по возмещению ущерба от преступлений - 8 % [1, с. 3].

Таким образом, проанализировав вышеизложенные показатели, мы видим, что система принудительного исполнения работает недостаточно эффективно и данный институт нуждается в преобразованиях.

Правовая природа норм, регулирующих исполнительное производство, носит комплексный характер. Источников исполнительного права достаточно много, и все они имеют различную отраслевую принадлежность, а их изучение и правоприменение представляют сложность как для ученых, так и для работников ФССП [2, с. 16].

Разрозненность законодательства и отсутствие единого кодифицированного акта сказываются на

эффективности реализации прав и обязанностей субъектов исполнительного производства. Поэтому, на наш взгляд, кодификация законодательства, принятие Исполнительного кодекса РФ смогло бы решить проблемы, сложившиеся в данной отрасли, устранить пробелы законодательства, упорядочить и объединить нормы, регулирующие исполнительное производство, поскольку эффективность принудительного исполнения связана с совершенством юридической техники. Однако до настоящего времени принятие Исполнительного кодекса РФ откладывается на неопределенный срок по различным основаниям.

Если обратиться к зарубежному опыту, то, на наш взгляд, достаточно интересная модель принудительного исполнения судебных актов реализована в Германии, где судебные приставы действуют как негосударственные (частные) лица. А контролируют процесс исполнительных действий органы судебной системы. Для осуществления своих функций судебным приставам необходимо получить от государства лицензию на данный вид деятельности.

В настоящее время в России негосударственных приставов-исполнителей нет. Однако, на наш взгляд, в условиях развитых рыночных отношений, большого количества судебных споров, решений, на ФССП возлагается большая нагрузка, большое количество исполнительных производств. И, на наш взгляд, с целью разгрузки Федеральной службы судебных приставов наряду с государственными судебными приставами-исполнителями следует законодательно закрепить институт частных судебных исполнителей, передав в их компетенцию обязанность по взысканию задолженностей в пользу граждан и негосударственных организаций.

Также, на наш взгляд, для повышения эффективности исполнительного производства следует добавить в законодательство норму о вознаграждении судебного пристава-исполнителя, как это было реализовано в утратившем силу законе об исполнительном производстве 1997 года. В статье 89 данного закона говорилось о том, что судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, по общему правилу получал вознаграждение в размере 5 % от взысканной им суммы или стоимости имущества из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Таким образом, в настоящее время роль судебных приставов-исполнителей приобретает все большее значение, а история показывает, что их деятельность необходима. Для правового государства нужен эффективный аппарат, обеспечивающий исполнение как судебных актов, так и актов иных органов власти. Без эффективного исполнения решений органов государственной власти невозможно восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

197

Библиографический список

1. Бочаров Т., Губа К., Кнорре А. Исполнение судебных решений и организация работы судебных приставов: аналитический отчет. - М., 2017. - С. 3.

2. Васильев-Локосов А.Е. Проблемы кодификации законодательства об исполнительном производстве // Юстиция. - 2018. - № 1. - С. 16.

3. Матюшков А. С. Институт судебных приставов в России // Исполнительное производство. -2009. - № 5. - С. 15.

4. Павлов М.Ю. История становления и развития исполнительного производства в России // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. - 2014. - № 2. - С. 62.

5. Поучение Владимира Мономаха // Русские летописи XI-XVI вв. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора. - 2006. - С. 185.

6. Чеботарева А.А., Алиева О.А. Становление института судебных приставов в России // Исполнительное право. - 2013. - № 1. - С. 7-11.

References

1. Bocharov T., Guba K., Knorre A. Ispolnenie sudebnyh reshenij i organizaciya raboty sudebnyh pristavov: analiticheskij otchet. - M., 2017. - S. 3.

2. Vasil'ev-Lokosov A.E. Problemy kodifikacii zakonodatel'stva ob ispolnitel'nom proizvodstve // YUsticiya. - 2018. - № 1. - S. 16.

3. Matyushkov A.S. Institut sudebnyh pristavov v Rossii // Ispolnitel'noe proizvodstvo. - 2009. - № 5. -S. 15.

4. Pavlov M.YU. Istoriya stanovleniya i razvitiya ispolnitel'nogo proizvodstva v Rossii // Byulleten' Federal'noj sluzhby sudebnyh pristavov. - 2014. -№ 2. - S. 62.

5. Pouchenie Vladimira Monomaha // Russkie letopisi XI-XVI vv. - SPb.: Amfora: TID Amfora. -2006. - S. 185.

6. CHebotareva A.A., Alieva O.A. Stanovlenie instituta sudebnyh pristavov v Rossii // Ispolnitel'noe pravo. - 2013. - № 1. - S. 7-11.

Вестник КГУ № 3. 2019

198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.