ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 1920-1990-е ГОДЫ (по материалам государственных хранилищ)
THE HISTORY OF STATE AUTHORITY DEVELOPMENT IN THE BURYAT REPUBLIC IN 1920TH-1990TH (Based on State Archive Documents)
Е. Т. Протасов
Статья посвящена анализу документального комплекса, освещающего историю формирования и становления номенклатурных кадров и государственных структур в Республике Бурятия. Особое внимание уделено видовой классификации архивных документов, хранящихся в государственных хранилищах Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края.
Ключевые слова: Российская Федерация, субъекты РФ, Бурят-Монгольская АССР, законодательная, представительная власть, народное представительство, Бурревком, Бурисполком, Народный Хурал.
Преобразование системы законодательной (представительной) власти в РФ и ее субъектах требует научного объяснения этого процесса на основе исторического анализа прошлого опыта ранее существовавших форм народного представительства. В связи с этим изучение исторического опыта становления и развития органов государственной власти Республики Бурятия (далее - РБ) и в период существования единой республики не вызывает сомнения.
Первым научным опытом обобщения и анализа работы государственного аппарата нового типа стали небольшие исследования [1-3]. Статьи содержали ряд актуальных для того времени оценок и выводов о специфике государственного строительства в Бурятии. В 1960-1970-е гг. в сибирской историко-партийной историографии формируется направление, целью изучения которого является кадровая политика КПСС. В его рамках подготовлен и защищен ряд кандидатских диссертаций, в том числе по проблемам подбора и расстановки кадров [4-5]. Только в начале 1990-х гг. появляется значительное число работ по истории государственного строительства Бурятии, авторы которых пытаются проанализировать процесс создания госаппарата БМАССР с учетом новых подходов [6-10]. В этот период происходит переосмысление ранее известных событий. В частности, В. В. Бабаков [11-12] приходит к заключению, что территориальное объединение областей Бурятии негативно сказалось на хозяйственном механизме, административном устройстве и системе управления Бурятии, так как буряты не составляли большинства и не занимали сплошной территории. Вместе с тем за 1917-1919 гг., несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию в регионе, была фактически соз-
E. T. Protasov
The article is devoted to analysis of documents that transmit the history of nomenclative personnel and government institution formation and development in the Republic of Buryatia. Special attention is given to a specific classification of archive documents stored at the state archives of Irkutsk region, the Republic of Buryatia, Zabaikalskiy krai.
Keywords: the Russian Federation, constituent territories of the Russian Federation, the Buryat-Mongol Autonomus Soviet Socialist Republic, legislative and executive branch, people's government, Burayt Revolutional Committee, Buryat executive committee, People's Khural.
дана и успешно развивалась система национальных органов самоуправления бурятского народа.
Особенности функционирования политической элиты Бурятии в контексте исторического развития бурятского народа рассмотрены в работе А. А. Елаева [13]. Новый подход к вопросам государственного строительства в Бурятии представлен им в монографии 1994 г., где анализируется роль различных факторов в процессе государственного строительства. Наряду с современным видением проблем исторического развития бурятского народа, автором подробно рассматриваются вопросы развития системы представительных органов власти в республике. А. А. Елаев подвергает сомнению решающую роль партийной организации на начальном этапе в создании государственного аппарата, так как, по его мнению, в этот период парторганизация сама находилась в стадии становления [14-15].
Исследование президентской системы в РБ проведено в диссертации О. Н. Каткова [16]. Автор достаточно подробно и обстоятельно описал компании по избранию высшего должностного лица республики 1994 и 1998 гг., реконструировал психологическую, экономическую и политическую атмосферу выборов, изучил деятельность периодической печати и возникшие конфликтные ситуации по спорным вопросам. Наряду с анализом причин выбора президентской модели политического режима в республике, автор продемонстрировал эволюцию президентской власти в Бурятии 1990-х гг. и представил взаимоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти в Бурятии в изучаемый период.
Несмотря на значительный корпус научной литературы, отражающей различные аспекты государственного аппарата власти как на общероссийском, так и региональ-
ном уровнях, следует сделать вывод о том, что в рамках проблемного поля в бурятской историографии на редкость мало работ, объектом исследования которых был бы комплекс вопросов, связанных с формированием номенклатуры государственного аппарата власти в Бурятии. Историография конкретных аспектов данной темы остается крайне узкой.
Становление государственного аппарата власти требует более углубленного изучения на всем протяжении его работы, с выявлением специфики каждого хронологического периода. Для воссоздания целостной картины формирования и дальнейшего функционирования государственного аппарата и номенклатурных кадров в РБ, на наш взгляд, важным является весь совокупный ряд документальных материалов, изучение которых требует взвешенного и непредвзятого подхода.
Источниковая база рассматриваемого периода обширна, представлена корпусом опубликованных и неопубликованных материалов. Приступая к характеристике выделенных разновидностей источников, следует отметить, что ни одна из групп не может рассматриваться как самодостаточная основа. Их использование следует проводить комплексно, с учетом постоянных сопоставлений и взаимопроверок.
Основными фондохранилищами архивных комплексов источников заявленной темы стали: Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИО), Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Большая часть материалов по истории формирования и функционирования высшего законодательного органа РБ отложились в фонде Президиума Верховного Совета Республики Бурятия, который насчитывает 7332 ед. хр., хронологически охватывает период с 1923-1994 гг.
Основу документального наследия фонда составили проекты законов, Конституций СССР, РСФСР, Бурятской АССР и документы по их обсуждению [17]. Помимо вышеперечисленного, в фонде отложились: постановления Президиума ВЦИК, СНК РСФСР, Верховного Совета СССР по образованию БМАССР, переименованиям республики, границам и территориям республики, образованию аймаков и сельсоветов, административному Кодексу БМАССР, подготовке и проведению выборов народных депутатов [18].
С 1994 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти РБ становится Народный Хурал (далее - НХ) РБ, который был образован на первой сессии Хурала 19 июля 1994 г. Он завершил полномочия бывшего Верховного Совета и деятельность Президиума Верховного Совета РБ, стал правопреемником Верховного Совета РБ. Возглавляется НХ Председателем и Советом НХ. Основная часть документов о деятельности аппарата НХ РБ отложена в Фонде Р-2024, состоящем из 749 ед. хранения и охватывающем период за 1994-2002 гг.
В сфере интересов нашего исследования оказались следующие документы законодательного характера: законы, постановления НХ первого созыва, протоколы заседаний
Совета НХ, распоряжения председателя НХ, стенографические отчеты сессий НХ, протоколы заседаний комитетов, протоколы и рекомендации парламентских слушаний, планы работы комитетов, переписка с комитетами Государственной Думы и Советом Федерации, Федеральным Собранием, переписка с Аппаратом Президента и Правительства РБ, письма, заявления, обращения и жалобы граждан, документы (акты, отчеты, справки) о проверке учреждений и организаций Счетной палаты, сметы расходов и штатное расписание, годовые бухгалтерские отчеты [19].
Для реконструкции внутриноменклатурных отношений органов государственной власти привлекают внимание исследователей документы фондов Бурят-Монгольского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР. Бурят-Монгольское представительство при Президиуме ВЦИК РСФСР являлось представительным органом БМАССР при ВЦИК РСФСР в г. Москве и было образованно 1 января 1923 г. В состав созданного аппарата вошли: политическое представительство: представитель и зам. представителя. В структуру также вошли следующие отделы: административный, промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, строительства, народного образования, торговый, финансовый, бюджетный, транспорта и связи, труда и соцобеспечения.
Главными функциями созданного представительного органа являлось: исполнение заданий Бурревко-ма, Бурисполкома, решение вопросов наркоматов; участие в заседаниях, совещаниях по бурят-монгольским вопросам; согласование вопросов с заинтересованными ведомствами, возбуждение ходатайств перед центральными органами.
Состав документов фонда представляют: проекты постановлений, приказы, распоряжения, обращения, циркуляции, правила, положения об исследовании автономных республик, земельных границах г. Верхнеудинска, протоколы совещаний при отделе национальностей, общих собраний представительства о штатах учреждений, предприятий, обслуживании национальных меньшинств, развитии кустарной промышленности БМАССР и др. Всего фонд насчитывает 437 архивных дел и охватывает период с 1923 по 1932 г.
Еще одним важным для нашего исследования источником явился Фонд «Бурятского представительства в г. Иркутск (Бурпредставительство)» (Ф. Р-283). Представительство было образовано 1 сентября 1923 г. и проработало до августа 1925 г. Созданная структура являлась представительным органом западных районов БМАССР (Аларского, Боханского, Эхирит-Булагатского, Тункинско-го) и ячеек наркоматов Бурятской Республики и подчинялось Ревкому БМАССР. В составе представительства находилось 10 чел.: полномочный представитель, его заместитель, назначенный Ревкомом БМАССР; технические сотрудники. Отделы представительства были сформированы следующим образом: уполномоченный отдел Бурнар-комторга; сессия Бурглавсуда; нотариальная контора; уполномоченный отдел Бурнаркомзема; сельскохозяйственный склад; уполномоченный отдел Бурнаркоздрава; отделение Буркоопсоюза.
Основной функцией Бурятского представительства в г. Иркутске являлась защита интересов и прав Бурятской республики в целом и отдельных ее граждан в частности; исполнение распоряжений Ревкома БМАССР; контроль за деятельностью отдельных учреждений Бурятской республики в г. Иркутске; информирование и инструктаж аймачных учреждений; оказание содействия отдельным гражданам Бурреспублики, обращающихся за помощью (юридической помощью, прием жалоб). Бурпредстави-тельство в г. Иркутске как самостоятельная организация было ликвидировано в конце августа 1925 г. Для рассмотрения вопроса становления государственного аппарата в БМ АССР нами привлекались следующие виды документов: постановления, приказы, распоряжения, обращения, циркуляры, инструкции, положения, протоколы заседаний, планы, а также доклады об организации аппарата, о работе подчиненных ему районов, отдельных учреждений, список сотрудников Представительства [20].
Особое место в группе документов законодательного характера имеют нормативно-правовые акты. Материалы данной подгруппы позволили изучить особенности нормативно-правового регулирования всех элементов законодательного процесса в республиках, исследовать взаимодействие законодательного органа республики с центром, а так же проанализировать практику реализации права законодательной инициативы республик в Государственной Думе РФ.
Важное значение для характеристики механизма управления, применявшегося для решения дел, связанных с компетенцией отделов аппарата государственных структур республики, имеет использование огромного массива распорядительной и организационно-распорядительной документации делопроизводственных документов находящихся в Государственном архиве РБ. С точки зрения формы, характера и происхождения в делопроизводственной документации для нашего исследования были значительны две из них - распорядительная и орга-ни зационно-распорядительная документация.
В ходе исследования для характеристики условий функционирования кадров партийного аппарата использовались: постановления ЦИК и СНК БМАССР 1923 г., отчеты наркомиссариатов, материалы переписки с наркомиссариатами о реорганизации аппарата в 1930 г, протоколы заседания коллегии НК РКП от 30.4.1927 г., постановления ЦИК и СНК БМАССР за 1932 г. [21]. Все указанные документы отложились в фонде Совета Министров Бурятской АССР [22].
Процесс формирования профессионального облика партийного аппарата можно проследить на основе протоколов заседаний Президиума ВЦИК, ЦИК БМАССР, сессий ЦИК Бурятской АССР, аймисполкомов, выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты в местные и союзные органы [23]. Стенограммы сессий Верховного Совета БМАССР, отчет правительства БМАССР на IV съезде Советов (1934 г.), бюджеты республики, планы работы Президиума и его отделов, позволяют выявить взаимодействие руководителей в экономической области. Данный тип архивных источни-
ков сосредоточен в материалах фонда Президиума Верховного Совета Бурятской АССР [24]. Также большой интерес представляют архивные документы указанного фонда о мероприятиях по всенародному обсуждению проектов конституций, отчетно-выборным кампаниям, коренизации и чистке советского аппарата, борьбе с социальными болезнями, соблюдению социалистической законности, охране общественного порядка [25].
Органом исполнительной власти, обеспечивающим конституционные полномочия Президента и Правительства РБ, с 19 июля 1994 г являлся Аппарат Президента и Правительства РБ, а с 25 февраля 1997 г. - Администрация Президента и Правительства РБ. В ходе нашего исследования приоритетное значение в изучении стиля и методов управленческой деятельности приобрело изучение формирования и функционирования указанной структуры. Солидный пласт архивных документов данного ведомства представлен в Фонде Р-2028, состоящем из 1461 единицы хранения, и охватывающем период с 1994 по 2003 г. Значительный объем фонда занимают интересующие нас архивные материалы комитета государственной службы и кадровой политики; комитета по работе с территориям, комитета по вопросам межнациональной политики; государственно-правового управления; контрольного управления; управления делами Правительства РБ [26].
Для оценки масштабов проводимых реформ в воссоздании новой структуры власти привлекались Законы правительства ДВР. Документы данного фонда отложились в Государственном архиве Забайкальского края Фонд Р-25. Забайкальское областное управление. Источ-никовый комплекс данной группы представлен делопроизводственной документацией: положения, постановления, приказы областного управления, протоколы пленарных заседаний Забайкальского областного управления 1921-1922 гг. [27]. Региональная специфика формирования номенклатурных кадров отложилась в документах Революционного комитета Дальневосточного края. Фонд Р-27. Это протоколы заседаний Бурят-Монгольского областного ревкома и Хоринского аймачного ревкома, циркуляры отдела, информационная сводка о состоянии аппарата власти БМАССР за 4 квартал 1923 г. [28].
Весьма ценную информацию о сложных событиях становления нового аппарата власти отражают документы Революционного комитета Забайкальской губернии. Фонд. Р-33, Агинского аймачного революционного комитета, 1920-1923 гг. Фонд Р-232. Это такие организационно-распорядительные документы, как протоколы заседаний Забайкальского губревкома о создании органов местной власти в Забайкальской губернии в 1922-1923 гг., приказы об образовании Читинского уездревкома и формировании его штатов за 1922-1923 гг. , сводки об организации сельских, волостных, уездных избирательных комиссий, о результатах выборов в Советы Забайкальской губернии 1923 г. А также материалы выборов в Советы Забайкальской губернии за 1923 г., постановления хошунных и со-монных ревкомов, информационные сводки о работе органов власти: отделов станичного ревкома за 1923 г. [29].
Обширный корпус документов по исследуемой проблеме сосредоточен в Государственном архиве Иркутской области Ф. Р-600, Восточно-Сибирский Крайисполком. Группа делопроизводственных документов представлена материалами о проведении перевыборов в Советы по Восточно-Сибирскому краю, актами обследования райисполкомов и сельсоветов Восточно-Сибирского края. Организационная разновидность представленной группой источников показана докладами о состоянии кадров районных и поселковых исполкомов, информационными сводками об оргмассовой работе горсоветов в ВосточноСибирском крае, положениями о структуре низовых органов советской власти, материалами о проведении отчетно-довыборной кампании и др. [30].
При рассмотрении формирования и функционирования стиля управленческой деятельности номенклатурных кадров большой интерес представляют документы Фонда Р-16 «Иркутского окружного комитета (окружком) ВКП(б)». В состав анализа вошли следующие документы: информационные сводки обзоры Сибиркома ВКП(б) о политическом состоянии края, инструктивные письма, отчеты РК ВКП(б) о проведении пропагандисткой работы, планы проведения агитационных кампаний в деревне. Информационные и политические обзоры строились по проблемно-тематическому признаку. На основе сводок с мест о политическом и экономическом положении готовились ежемесячные обзоры политического состояния СССР.
Незаменимыми для выявления региональных особенностей управленческой компетенции органов власти явились: Фонд Р-123 Восточно-Сибирский краевой комитет ВКП(б). Особой информационной ценностью обладают материалы такие как протоколы заседаний бюро и секретариата Крайкома ВКП(б), докладные записки секретаря Крайкома в ЦК ВКП(б) о состоянии сельского хозяйства и парторганизации в крае. Материалы о работе краевой и районных партийных организаций, списки ответственных работников краевой и районных парторганизаций. Материалы о перевыборах руководящих органов партийных, советских, профсоюзных организаций и др. Списки председателей райисполкомов 1930-1931 гг. Переписка с районными и городскими организациями по оргвопросам 1930 г. Списки ответственных работников окружных, партийных, советских и профсоюзных организаций, оставленные па работе в крае после ликвидации округов 1930-1931 гг., директивы, информация и сводки Крайкома о состоянии, подготовке и расстановке партийных и советских кадров 1931 г. [31].
Проанализировав группу делопроизводственных документов трех региональных архивов, можно утверждать, что в них входят не только материалы о формировании и функционировании управленческих кадров изучаемого региона, но и многочисленные учетные документы отраслевых министерств и учреждений. Реконструировать внутригрупповые взаимоотношения номенклатурные работников в значительной мере помогли протоколы и стенограммы собраний коммунистов первичных организаций аппаратов крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов. Несмотря на частичную
сохранность и нерегулярность оформления, их содержание позволяет определить характер политических настроений, причины конфликтов в аппаратной среде.
Таким образом, наиболее информативным видом источников выбранной темы, является делопроизводственная документация, позволяющая увидеть нюансы реализации кадровой политики в центре и на местах. Делопроизводственная документация может быть отнесена к массовым источникам, что позволяет применять для исследования количественные методы с целью выявления тенденций комплектования государственного аппарата в условиях трансформации политической системы общества.
Таким образом, анализ документальных комплексов, хранящихся в государственных хранилищах Байкальского региона позволил нам подробно проследить историю становления номенклатурных и государственных кадров в сложнейший период преобразования региона. Разбор делопроизводственной документации фондов дал возможность рассмотреть организационное обеспечение деятельности конституционных полномочий Президента и Правительства РБ. Проследить процесс взаимодействия с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления РБ. Анализ информации о выполнении указов, постановлений, распоряжений Президента и Правительства РБ способствовал выявлению региональных особенностей в деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте РБ. Работа с протоколами заседаний и совещаний правовых комиссий позволила нам охарактеризовать реализацию права законодательной инициативы и проследить изменения в организации информационного и правового обеспечения института президентства республики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самойлович П. А. Бурят-Монгольская АССР // Под ред. С.Б. Диманштейна. М., 1933.
2. Кудрявцев Ф. А., Гирченко В. П. От свержения царизма к автономной Бурят-Монгольской АССР // От царской колонии до советской республики / под ред. М. А. Гудошникова, А. И. Убугунэ. Иркутск, 1933.
3. Помус М. И. Бурят-Монгольская АССР. М., 1937.
4. Сордохонов Н. Д. Деятельность Бурятской партийной организации по подбору, расстановке и воспитанию руководящих партийных кадров в период между XXIII и XXIV съездами КПСС: ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1974.
5. Бартуков В. П. Деятельность партийных организаций национальных районов Восточной Сибири по подбору, расстановке и воспитанию руководящих партийных кадров (1970-1980): ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1988.
6. Санжиев Г. Л. Образование и развитие Республики, ее значение // Республике Бурятия - 70 лет. Улан-Удэ, 1993.
7. Санжиев Г. Л. Государственно-правовое положение бурятского народа (в историческом аспекте) // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. Улан-Удэ, 1996.
8. Демидов В. А. Бурятия: от степных дум к автономии / отв. ред. М. Н. Колоткин. Новосибирск, 2001.
9. Елаев А. А. Бурятия: путь к автономии и государственности. М., 1994.
10. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа / отв.ред. Л. М. Дамешек. М., 1995.
11. Бабаков В. В. Проблемы национально-государственного строительства в Бурятии (1917-1923) // Историческое, культурное и природное наследие: Состояние, проблемы, трансляция. Вып.1. Улан-Удэ, 1996.
12. Бабаков В. В. Проблемы национально-государственного строительства в Бурятии в 19171919 гг. Улан-Удэ: Издат. полиграф. компл. ВСГАКИ, 2012. 147 с.
13. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. Улан-Удэ, 2007.
14. Елаев А. А. Бурятия: путь к автономии и государственности. М., 1994.
15. Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000.
16. Катков О. Н. Формирование президентской власти в Республике Бурятия: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ: Изд. Бурят. гос. ун-та, 1999. 180 с.
17. ГАРБ Ф. Р-475. Оп. 1. ДД. 2, 4, 53, 55, 65, 67, 68.
18. ГАРБ Ф. Р-475. Оп.1. ДД. 94, 100, 318, 338, 379, 390, 475, 477, 487, 496.
19. ГАРБ Ф. Р-2042. Оп.1. ДД.4,12,39,108, 134, 189, 235, 295, 332. Оп 1-а. ДД. 381, 408, 432, 490, 513, 522, 590, 616, 675.
20. ГАРБ Ф. 1980. Оп.1. ДД. 6, 13, 15, 83, 90.
21. ГАРБ Ф. Р-248. Оп.2. ДД. 32, 66.
22. ГАРБ Ф. Р-248. Оп.1. ДД. 234, 235, 437, 694, 841.
23. ГАРБ Ф. Р-475.Оп.1. ДД 600, 601, 604, 929, 940, 940а, 984, 985.
24. ГАРБ Ф. Р-475.Оп.1. ДД 1046, 1056, 1117. Оп.2. ДД. 10, 23, 35, 18, 75, 77.
25. ГАРБ Ф.Р-475.Оп.6. ДД. 6, 2, 3, 7.
26. ГАРБ Ф. Р-2028. Оп. 1. ДД. 6, 11, 12, 20, 21, 26, 28, 29, 57, 73, 169, 346. Оп. 1-а ДД. 366, 507, 545, 672, 673, 831, 832, 957, 958, 1456, 1460, 1723, 1724, 1959, 1960. Оп. 1-б ДД. 965, 971, 987, 1121, 1150, 1158, 1159, 1271, 1281, 1282, 1451, 1452.
27. ГАЗК Ф. Р-25. Оп.1. ДД. 1, 3, 12, 18.
28. ГАЗК Ф. Р-27. Оп.1. ДД. 11, 13, 32, 61, 107, 136, 156, 167.
29. ГАЗК Ф. 232. Оп .1. ДД. 31, 37, 38, 42, 47, 48, 54.
30. ГАИО Ф. Р-600. Оп. 1. ДД. 75, 145, 171, 187, 229, 658, 669, 716, 717, 914, 918, 922, 923, 922, 1009, 1144, 1167. Оп.2. ДД. 351, 366, 386, 411, 418.
31. ГАНИИО Ф. Р-123. Оп 1. ДД. 16, 59, 274, 314, 315, 388, 421, 433, 456, 461, 472, 478, 479, 486, 529, 544. Оп.2. ДД. 10, 20, 27, 35, 210. Оп. 3. ДД.
К ВОПРОСУ О РОЛИ БОРЬБЫ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА ЗА ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ВАХШСКОЙ ДОЛИНЫ В 1930-е ГОДЫ
THE ROLE OF THE TAJIK PEOPLE IN DEVELOPMENT OF VIRGIN LANDS OF VAKHSH VALLEY IN 1930th
А. Ш. Комили, Д. Х. Алимов
Автор статьи исследует проблемы, связанные со строительством Вахшской оросительной системы. Отмечается, что этот строительство была одним из факторов развитие Вахшской долины. В данной статье автор, опирается на письменных и устных источников. Пытается всестороннее осветить основные моменты данного времени.
Ключевые слова: таджикский народ, ирригация, мелиорация, Вахшская оросительная система, тонковолокнистый хлопок.
A. Sh. Komili, D. Kh. Alimov
Тhe authors explore the problems associated with the construction of the Vakhsh irrigation system. They note that this construction was a factor in the development of the Vakhsh Valley. In this article, the authors, on the base of written and oral sources try to fully illuminate the main features of that time.
Keywords: the Tajik people, irrigation, land reclamation, irrigation system, Vakhsh, Pima cotton.