Научная статья на тему 'Архивные источники по истории становления государственного аппарата Бурятии в 1920-е - 1990-е гг'

Архивные источники по истории становления государственного аппарата Бурятии в 1920-е - 1990-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / БУРРЕВКОМ / БУРИСПОЛКОМ / НАРОДНЫЙ ХУРАЛ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНОВИДНОСТЕЙ / ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ / ГАРБ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ) / PEOPLE'S REPRESENTATIVES / PEOPLE'S KHURAL / SARB (STATE ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA) / BURYAT-MONGOLIAN ASSR / BURYAT REVOLUTION COMMITTEE / BURYAT EXECUTIVE COMMITTEE / WRITTEN SOURCES / CHARACTERISTIC OF VARIETIES / SPECIFIC STRUCTURE OF DOCUMENTAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Протасов Евгений Тарасович

Статья посвящена выявлению и анализу документального комплекса письменных источников, освещающих историю формирования и становления номенклатурных кадров и государственных структур в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archival sources on the history of formation of the state staff in Buryatiya in 1920-1990

The article is devoted to reveling and analysis of documentary complex of written sources illustrating history of formation and development of nomenclature workers and governmental institutions of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Архивные источники по истории становления государственного аппарата Бурятии в 1920-е - 1990-е гг»

УДК 930.25(571.54)

© Е. Т. Протасов

Архивные источники по истории становления государственного аппарата Бурятии

в 1920-е - 1990-е гг.

Статья посвящена выявлению и анализу документального комплекса письменных источников, освещающих историю формирования и становления номенклатурных кадров и государственных структур в Республике Бурятия.

Ключевые слова: Бурят-Монгольская АССР, народное представительство, Бурревком, Бурисполком, Народный Хурал, письменные источники, характеристика разновидностей, видовая структура документальных комплексов, ГАРБ (Государственный архив Республики Бурятия).

E.T. Protasov

Archival sources on the history of formation of the state staff in Buryatiya

in 1920-1990

The article is devoted to reveling and analysis of documentary complex of written sources illustrating history of formation and development of nomenclature workers and governmental institutions of the Republic of Buryatia..

Keywords: Buryat-Mongolian ASSR, people's representatives, Buryat Revolution Committee, Buryat Executive Committee, People's Khural, written sources, characteristic of varieties, specific structure of documental complexes, SARB (State Archive of the Republic of Buryatia).

Преобразование системы законодательной (представительной) власти в Российской Федерации и ее субъектах требует научного объяснения на основе исторического анализа прошлого опыта ранее существовавших форм народного представительства. В связи с этим изучение исторического опыта становления и развития органов государственной власти Республики Бурятия в период существования единой республики не вызывает сомнения.

Первым научным опытом обобщения и анализа работы государственного аппарата нового типа стали небольшие исследования [14]. Статьи содержали ряд актуальных для того времени оценок и выводов о специфике государственного строительства в Бурятии. В 1960-1970-е гг. в сибирской историко-партийной историографии формируется направление, целью изучения которого является кадровая политика КПСС. Только в начале 1990-х гг. появляется значительное число работ по истории государственного строительства Бурятии, авторы которых пытаются проанализировать процесс создания госаппарата БМАССР с учетом новых подходов [15]. В этот период происходит переосмысление ранее известных событий. В частности, В.В. Бабаков [1] приходит к заключению, что территориальное объединение областей Бурятии - закономерный и логичный шаг - негативно сказалось на хозяйственном механизме, административном устройстве и системе управления Бурятии, так как буряты не составляли большинства и не занимали сплошной территории. Вместе с

тем за 1917-1919 гг., несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию в регионе, была фактически создана и успешно развивалась система национальных органов самоуправления бурятского народа.

Особенности функционирования политической элиты Бурятии в контексте исторического развития бурятского народа рассмотрены в работе А. А. Елаева [10], где анализируется роль различных факторов в процессе государственного строительства. Наряду с современным видением проблем исторического развития бурятского народа автором подробно рассматриваются вопросы развития системы представительных органов власти в республике. Автор подвергает сомнению решающую роль партийной организации на начальном этапе в создании государственного аппарата, так как, по его мнению, в этот период парторганизация сама находилась в стадии становления [11].

Исследование формирования аппарата президентской власти в Республике Бурятия проведено в работе О.Н. Каткова [12]. Автор достаточно подробно и обстоятельно описал компании по избранию высшего должностного лица республики 1994 и 1998 гг., реконструировал психологическую, экономическую и политическую атмосферу выборов. Наряду с анализом причин выбора президентской модели политического режима в республике автор продемонстрировал эволюцию президентской власти в Бурятии 1990-х гг. и представил взаимоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти в

Бурятии в изучаемый период.

Несмотря на значительный корпус научной литературы, отражающей различные аспекты становления государственного аппарата власти, как на общероссийском, так и региональном уровнях, следует сделать вывод о том, что в бурятской историографии на редкость мало работ, объектом исследования которых был комплекс вопросов, связанных с историей формирования и становления государственного аппарата власти в Бурятии. Историография конкретных аспектов данной темы остается крайне узкой.

На основе вышеизложенного считаем, что история становления государственных структур и номенклатурных кадров аппарата власти в Республике Бурятия требует более углубленного изучения. Для воссоздания целостной картины формирования и дальнейшего функционирования государственного аппарата и номенклатурных кадров, на наш взгляд, важным является изучение всего совокупного ряда документальных материалов, постижение которых требует взвешенного и непредвзятого подхода. Источ-никовая база рассматриваемого периода обширна, представлена корпусом опубликованных и неопубликованных материалов. Приступая к характеристике выделенных разновидностей источников, следует отметить, что ни одна из групп не может рассматриваться как самодостаточная основа. Их использование следует проводить комплексно, с учетом постоянных сопоставлений и взаимопроверок.

Основным фондохранилищем архивного комплекса источников заявленной темы стал Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Большая часть материалов по истории формирования и функционирования высшего законодательного органа Республики Бурятия отложилась в фонде Президиума Верховного Совета Республики Бурятия1, который насчитывает 7332 ед. хр., хронологически охватывает период за 1923-1994 гг.

Основу документального наследия фонда составили проекты законов, Конституций СССР, РСФСР, Бурятской АССР и документы по их обсуждению [3. Д. 2, 4, 53, 55, 65, 67, 68]. Помимо вышеперечисленного в фонде отложились постановления Президиума ВЦИК, СНК РСФСР, Верховного Совета СССР по образованию БМАССР, переименованиям республики, границам и территориям республики, образованию аймаков и сельсоветов, административному Кодексу БМАССР, подготовке и проведению выборов народных депутатов [3. Д. 94, 100, 318, 338, 379, 390, 475, 477, 487, 496].

C 1994 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Бурятия становится Народный Хурал Республики Бурятия, который был образован на первой сессии Хурала 19 июля 1994 г. Он завершил полномочия бывшего Верховного Совета и деятельность Президиума Верховного Совета Республики Бурятия, стал правопреемником Верховного Совета Республики Бурятия. Возглавляет Народный Хурал Председатель и Совет Народного Хурала. Основная часть документов о деятельности аппарата Народного Хурала РБ отложена в фонде Р-2024, состоящем из 749 ед. хранения и охватывающем период 19942002 гг.

В сфере интересов нашего исследования оказались документы законодательного характера: законы, постановления Народного Хурала первого созыва, протоколы заседаний Совета НХ, распоряжения председателя НХ, стенографические отчеты сессий НХ, протоколы заседаний комитетов, протоколы и рекомендации парламентских слушаний, планы работы комитетов, переписка с комитетами Государственной Думы и Советом Федерации, Федеральным Собранием, переписка с Аппаратом Президента и Правительства РБ, письма, заявления, обращения и жалобы граждан, документы (акты, отчеты, справки) о проверке учреждений и организаций Счетной палаты, сметы расходов и штатное расписание, годовые бухгалтерские отчеты [8. Оп. 1. Д. 4, 12, 39, 108, 134, 189, 235, 295, 332].

Для реконструкции внутриноменклатурных отношений органов государственной власти привлекают внимание исследователей документы фондов Бурят-Монгольского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР, которое являлось представительным органом БМАССР при ВЦИК РСФСР в г. Москве и было образованно 1 января 1923 г. В структуру нового органа вошли следующие отделы: административный, промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, строительства, народного образования, торговый, финансовый, бюджетный, транспорта и связи, труда и соц-обеспечения. Главными функциями созданного представительного органа являлось исполнение заданий Бурревкома, Бурисполкома, решение вопросов наркоматов; участие в заседаниях, совещаниях по бурят-монгольским вопросам; согласование вопросов с заинтересованными ведомствами, возбуждение ходатайств перед центральными органами. Состав документов фонда представлен в основном делопроизводственными документами организационно-распорядительного

вида: проекты постановлений, приказы, распоряжения, обращения, циркуляции, протоколы совещаний при отделе национальностей, общих собраний представительства о штатах учреждений, предприятий, обслуживании национальных меньшинств, развитии кустарной промышленности БМАССР и др. Всего фонд насчитывает 437 архивных дел и охватывает период с 1923 по 1932 г.

Еще одним важным для нашего исследования источником явился фонд Р-283 «Бурятское представительство в г. Иркутск (Бурпредстави-тельство)». Представительство было образовано 1 сентября 1923 г. и проработало до августа 1925 г. Созданная структура являлась представительным органом западных районов БМАССР (Аларского, Боханского, Эхирит-Булагатского, Тункинского) и ячеек наркоматов Бурятской республики и подчинялась Ревкому БМАССР. В составе представительства находилось 10 чел.: полномочный представитель, его заместитель, назначенный Ревкомом БМАССР; технические сотрудники. Отделы представительства были сформированы следующим образом: уполномоченный отдел Бурнаркомторга, сессия Бурглав-суда, нотариальная контора, уполномоченный отдел Бурнаркомзема и Бурнаркоздрава, отделение Буркоопсоюза. Основные функции Бурятского представительства в г. Иркутск: защита интересов и прав Бурятской республики в целом и отдельных ее граждан в частности; исполнение распоряжений ревкома БМАССР; контроль за деятельностью отдельных учреждений Бурятской республики в г. Иркутске; информирование и инструктаж аймачных учреждений; оказание содействия отдельным гражданам Бурреспубли-ки, обращающихся за помощью (юридическая помощь, прием жалоб). Бурпредставительство в г. Иркутске как самостоятельная организация было ликвидировано в конце августа 1925 г. Для рассмотрения вопроса становления государственного аппарата в БМАССР нами привлекались следующие виды делопроизводственных документов: постановления, приказы, распоряжения, обращения, циркуляры, инструкции, положения, протоколы заседаний, планы, а также доклады об организации аппарата, работе подчиненных ему районов, отдельных учреждений, список сотрудников представительства [6. Д. 6, 13, 15, 83, 90].

Особое место в группе документов законодательного характера имеют нормативно-правовые акты. Материалы данной подгруппы позволили изучить особенности нормативно-правового регулирования всех элементов зако-

нодательного процесса в республиках, исследовать взаимодействие законодательного органа республики с центром, а также проанализировать практику реализации права законодательной инициативы республик в Государственной Думе РФ.

Важное значение для характеристики механизма управления, применявшегося для решения дел, связанных с компетенцией отделов аппарата государственных структур республики, имеет использование огромного массива распорядительной и организационно-распорядительной документации делопроизводственных документов, находящихся в Государственном архиве Республики Бурятия. С точки зрения формы, характера и происхождения в делопроизводственной документации для нашего исследования были значительны две из них - распорядительная и организационно-распорядительная документация.

В ходе исследования для характеристики условий функционирования кадров партийного аппарата использовались постановления ЦИК и СНК БМАССР 1923 г., отчеты наркомисариатов, материалы переписки с наркомисариатами о реорганизации аппарата в 1930 г., протоколы заседания коллегии НК РКП от 30.04.1927 г., постановления ЦИК и СНК БМАССР за 1932 г. Указанные документы отложились в фонде Совета Министров Бурятской АССР [2 . Оп. 1. Д. 234, 235, 437, 694, 841].

Процесс формирования профессионального облика партийного аппарата можно проследить на основе протоколов заседаний Президиума ВЦИК, ЦИК БМАССР, сессий ЦИК Бурятской АССР, аймисполкомов, выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты в местные и союзные органы [2. Оп. 1. Д. 600, 601, 604, 929, 940, 940а, 984, 985]. Стенограммы сессий Верховного Совета БМАССР, отчет правительства БМАССР на IV съезде Советов (1934), бюджеты республики, планы работы президиума и его отделов позволяют выявить взаимодействие руководителей в экономической области. Данный тип архивных источников сосредоточен в материалах фонда Президиума Верховного Совета Бурятской АССР [4. Д. 10, 23, 35, 18, 75, 77]. Также наибольший интерес для представленной темы представляют архивные документы указанного фонда о мероприятиях по всенародному обсуждению проектов конституций, отчетно-выборным кампаниям, коренизации и чистке советского аппарата, борьбе с социальными болезнями, соблюдению социалистической законности, охране общественного порядка [5. Д. 6, 2, 3, 7].

Органом исполнительной власти, обеспечивающим конституционные полномочия Президента и Правительства Республики Бурятия, с 19 июля 1994 г. являлся Аппарат Президента и Правительства Республики Бурятия, а с 25 февраля 1997 г. - Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия. В ходе нашего исследования приоритетное значение в изучении стиля и методов управленческой деятельности приобрело изучение формирования и функционирования указанной структуры. Солидный пласт архивных документов данного ведомства представлен в Ф.Р-2028, состоящем из 1461 ед. хр. и охватывающем 1994-2003 гг. Значительный объем фонда занимают архивные материалы комитета государственной службы и кадровой политики, комитета по работе с территориям, комитета по вопросам межнациональной политики, государственно-правового управления, контрольного управления, управления делами Правительства РБ [9. Д. 6, 11, 12, 20, 21, 26, 28, 29, 57, 73, 169, 346].

Таким образом, анализ документального

комплекса, хранящегося в ГАРБ, позволил понять и реконструировать специфику становления номенклатурных и государственных кадров в сложнейший период. Разбор делопроизводственной документации фондов дал возможность рассмотреть организационное обеспечение деятельности конституционных полномочий Президента и Правительства РБ. Проследить процесс взаимодействия с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления РБ. Анализ информации о выполнении указов, постановлений, распоряжений Президента и Правительства РБ способствовал выявлению региональных особенностей в деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте РБ. Работа с протоколами заседаний и совещаний правовых комиссий позволила нам охарактеризовать реализацию права законодательной инициативы и проследить изменения в организации информационного и правового обеспечения института президентства республики.

Примечание

1. С декабря 1923-1937 гг. Центральный исполнительный комитет БМАССР (БурЦИК), с 1938-1992 гг. - Президиум Верховного Совета БМАССР (с 1958 г. - Бурятской АССР, с 1990 г. - Бурятской ССР), с 26 марта 1992 г. - 19 июля 1994 г. -Президиум Верховного Совета Республики.

Литература

1. Бабаков В. В. Национально-государственное строительство в Бурятии в 1917-1919 гг. - Улан-Удэ, 2012. - 147 с.

2. ГАРБ. Ф. Р-248. Оп.1.

3. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп.1.

4. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп.2.

5. ГАРБ. Ф. Р-475. Оп.6.

6. ГАРБ. Ф. Р-283. Оп.1.

7. ГАРБ. Ф. 1980. Оп.1.

8. ГАРБ. Ф. Р-2024. Оп.1.

9. ГАРБ. Ф. Р-2028. Оп.1.

10. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. - Улан-Удэ, 2007.

11. Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - М.,1994.

12. Катков О. Н. Формирование президентской власти в Республике Бурятия: дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. - 180 с.

13. Кудрявцев Ф.А., Гирченко В.П. От свержения царизма к автономной Бурят-Монгольской АССР // От царской колонии до советской республики / под ред. М. А. Гудошникова, А.И. Убугунэ. - Иркутск, 1933.

14. Санжиев Г. Л. Образование и развитие Республики, ее значение // Республике Бурятия - 70 лет. - Улан-Удэ, 1993.

15. Сордохонов Н.Д. Деятельность Бурятской партийной организации по подбору, расстановке и воспитанию руководящих партийных кадров в период между XXIII и XXIV съездами КПСС: автореф. дис. кад. ист. наук. - Иркутск, 1974.

Протасов Евгений Тарасович, кандидат исторических наук, доцент Бурятской сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова, e-mail: protasov-evg@mail.ru

Protasov Evgeniy Tarasovich, candidate of historical sciences, associate professor, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, e-mail: protasov-evg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.