Научная статья на тему 'Источники и литература по истории становления государственного аппарата республики Бурятии и ее политической элиты'

Источники и литература по истории становления государственного аппарата республики Бурятии и ее политической элиты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ АССР / BURYAT-MONGOLIAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / LEGISLATIVE POWER / РЕВКОМ / REVOLUTIONARY COMMITTEE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ВЛАСТИ / STATE APPARATUS / НАРОДНЫЙ ХУРАЛ / PEOPLE''S KHURAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Протасов Евгений Тарасович

Анализируется документальный комплекс, освещающий историю формирования и становления номенклатурных кадров и государственных структур в Республике Бурятии. Для полноценного осмысления и совершенствования путей государственного строительства необходимо учитывать исторический опыт становления и развития органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления. Получению определенных результатов способствует использование проблемного и сравнительного методов исследования. Особое внимание уделено видовой классификации архивных документов, хранящихся в государственных хранилищах Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND LITERATURE ON FORMATION HISTORY OF BURYAT REPUBLIC STATE APPARATUS AND POLITICAL ELITE

The article analyzes a documentary complex covering the formation history of nomenclature personnel and government institutions in the Republic of Buryatia. Complete understanding and improvement of government organization methods require the consideration of the historical experience of formation and development of public authorities of different levels and local authorities. Problem and comparative research methods contribute to the obtaining of certain results. Particular attention is paid to the specific classification of archival documents that are stored in public archives of the Irkutsk region, the Republic of Buryatia and Trans-Baikal region.

Текст научной работы на тему «Источники и литература по истории становления государственного аппарата республики Бурятии и ее политической элиты»

Библиографический список

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской 5. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 324. области (ГАНИИО). Ф. Р-2786, Оп. 2. Д. 274. 6. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 301.

2. ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 126. Д. 46. 7. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 300.

3. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 291. 8. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 310.

4. ГАНИИО. Ф. Р-2786. Оп. 2. Д. 289.

УДК 328(571.54)

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИИ И ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

Л

© Е.Т. Протасов1

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 670024, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8.

Анализируется документальный комплекс, освещающий историю формирования и становления номенклатурных кадров и государственных структур в Республике Бурятии. Для полноценного осмысления и совершенствования путей государственного строительства необходимо учитывать исторический опыт становления и развития органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления. Получению определенных результатов способствует использование проблемного и сравнительного методов исследования. Особое внимание уделено видовой классификации архивных документов, хранящихся в государственных хранилищах Иркутской области, Республики Бурятии, Забайкальского края. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: Бурят-Монгольская АССР; законодательная власть; ревком; государственный аппарат власти; Народный Хурал.

SOURCES AND LITERATURE ON FORMATION HISTORY OF BURYAT REPUBLIC STATE APPARATUS AND POLITICAL ELITE E.T. Protasov

V.R. Filippov Buryat State Agricultural Academy, 8 Pushkin St., Ulan-Ude, 670024, Russia.

The article analyzes a documentary complex covering the formation history of nomenclature personnel and government institutions in the Republic of Buryatia. Complete understanding and improvement of government organization methods require the consideration of the historical experience of formation and development of public authorities of different levels and local authorities. Problem and comparative research methods contribute to the obtaining of certain results. Particular attention is paid to the specific classification of archival documents that are stored in public archives of the Irkutsk region, the Republic of Buryatia and Trans-Baikal region. 14 sources.

Key words: Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic; legislative power; Revolutionary Committee; state apparatus; People's Khural.

Для современного понимания проблем правового регулирования федеративных отношений в России, государственного строительства необходимо учитывать исторический опыт становления и развития единой системы конституционного законодательства страны. Объективно требуется комплексный анализ тенденций развития и повышения эффективности функционирования государственного управления, в том числе на региональном уровне. При этом частные проблемы нельзя отделять от общих и обязательно нужно видеть изменения не только отдельных управленческих механизмов, но и государственного аппарата в целом.

Цели и задачи исследования определены актуальностью темы, степенью ее изученности и заклю-

чаются в том, чтобы проанализировать и переосмыслить этапы создания и становления политической элиты и государственного аппарата власти в Бурятии, а также выявить их роль и значение в общей системе государственных органов в процессе развития республики с помощью проблемного и сравнительного методов.

Первым научным опытом обобщения и анализа государственного устройства, работы государственного аппарата нового типа стали небольшие исследования в 50-х гг. прошлого столетия [1]. Статьи содержали ряд актуальных для того времени оценок и выводов о специфике государственного строительства в Бурятии. В 1960-1970-е годы формируется направление, целью изучения которого является кадровая по-

1 Протасов Евгений Тарасович, кандидат исторических наук, и.о. доцента кафедры государственного и муниципального управления, тел.: 89021602310, e-mail: [email protected]

Protasov Evgeny, Candidate of History, Acting Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, tel.: 89021602310, e-mail: [email protected]

литика КПСС. В его рамках подготовлен и защищен ряд кандидатских диссертаций, в том числе по проблемам подбора и расстановки кадров, становления региональной элиты [2]. Только в начале 1990-х годов появляется значительное число работ по истории государственного строительства Бурятии, авторы которых пытаются проанализировать процесс создания госаппарата БМАССР с учетом новых подходов [3]. В этот период происходит переосмысление ранее известных событий. В частности, В.В. Бабаков [4] приходит к заключению, что территориальное объединение областей Бурятии - закономерный и логичный шаг, но негативно сказавшийся на хозяйственном механизме, административном устройстве и системе управления Бурятии, так как буряты не составляли в них большинства и не занимали сплошной территории. Вместе с тем, за 1917 - 1919 годы, несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию, в регионе была фактически создана и успешно развивалась система национальных органов самоуправления бурятского народа.

Особенности функционирования политической элиты Бурятии в контексте исторического развития бурятского народа рассмотрены в работе А.А. Елаева [5]. Новый подход к вопросам государственного строительства в республике представлен Александром Афанасьевичем в монографии 1994 г., где анализируется роль различных факторов в процессе государственного строительства. Наряду с современным видением проблем исторического развития бурятского народа, автором подробно рассматриваются вопросы развития системы представительных органов власти в республике. А.А. Елаев подвергает сомнению решающую роль партийной организации на начальном этапе в создании государственного аппарата, так как, по его мнению, в этот период парторганизация сама находилась в стадии становления [6].

Исследование президентской системы в Республике Бурятии проведено в диссертации О.Н. Каткова [7]. Автор, с анализом причин выбора президентской модели политического режима, достаточно подробно и обстоятельно описал кампании по избранию высшего должностного лица республики в 1994 и 1998 гг., реконструировал психологическую, экономическую и политическую атмосферу выборов, изучил деятельность периодической печати и возникшие конфликтные ситуации по спорным вопросам.

Формирование государственного аппарата власти требует более углубленного изучения на всем протяжении его работы с выявлением специфики каждого хронологического периода. Для воссоздания целостной картины формирования и дальнейшего функционирования государственного аппарата и номенклатурных кадров в Республике Бурятии, на наш взгляд, важным является весь совокупный ряд документальных материалов, изучение которых требует взвешенного и непредвзятого подхода.

База источников рассматриваемого периода обширна, представлена корпусом опубликованных и неопубликованных материалов. Приступая к характеристике выделенных разновидностей источников, следу-

ет отметить, что ни одна из групп не может рассматриваться как самодостаточная основа.

Основными фондохранилищами архивных комплексов источников заявленной темы стали Государственный архив Республики Бурятии (ГАРБ), Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИО), Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Большая часть материалов по истории формирования и функционирования высшего законодательного органа Республики Бурятии отложились в фонде Президиума Верховного Совета Республики Бурятии, который насчитывает 7332 единиц хранения, хронологически охватывает период с 1923 по 1994 годы [8].

Основу документального наследия фонда составили проекты законов, Конституций СССР, РСФСР, Бурятской АССР и документы по их обсуждению. Помимо вышеперечисленного, в фонде собраны постановления Президиума ВЦИК, СНК РСФСР, Верховного Совета СССР по образованию БМАССР, переименованиям республики, изменениям административно-территориального устройства региона, подготовке и проведению выборов депутатов различных уровней.

С 1994 г. высшим представительным и законодательным органом государственной власти становится Народный Хурал Республики Бурятии, который был образован на первой сессии Хурала 19 июля 1994 года. Он завершил полномочия бывшего Верховного Совета и деятельность Президиума Верховного Совета Республики Бурятии, стал правопреемником Верховного Совета республики. Основная часть документов о деятельности аппарата Народного Хурала РБ отложена в фонде Р-2024, состоящем из 749 единиц хранения и охватывающем период за 1994-2008 годы.

В сфере интересов исследования оказались следующие документы законодательного характера: законы; постановления Народного Хурала; протоколы заседаний Совета НХ; распоряжения Председателя НХ; стенографические отчеты сессий НХ; протоколы заседаний комитетов; протоколы и рекомендации парламентских слушаний; планы работы комитетов; переписка с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Аппаратом Президента и Правительства республики; письма, заявления, обращения и жалобы граждан; документы (акты, отчеты, справки) о проверке учреждений и организаций Счетной палатой; сметы расходов и штатные расписания; годовые бухгалтерские отчеты [9].

Для реконструкции внутриноменклатурных отношений органов государственной власти привлекают внимание исследователей документы фондов Бурят-Монгольского представительства при Президиуме ВЦИК РСФСР. Оно являлось представительным органом БМАССР при ВЦИК РСФСР в г. Москве и было образовано 1 января 1923 года. В структуру, кроме собственно представителя, входили следующие отделы: административный, промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, строительства, народного образования, торговый, финансовый, бюджетный, транспорта и связи, труда и соцобеспечения.

Основными функциями созданного представительного органа являлось исполнение заданий Бур-ревкома, Бурисполкома, согласование возникающих вопросов с заинтересованными ведомствами, возбуждение ходатайств перед центральными органами.

Состав документов фонда представляют проекты постановлений, приказы, распоряжения, обращения, циркуляции, правила, положения об исследовании автономных республик, земельных границах г. Верх-неудинска, протоколы совещаний при отделе национальностей, общих собраний представительства о штатах учреждений, предприятий, обслуживании национальных меньшинств, развитии кустарной промышленности БМАССР и другие. Всего фонд насчитывает 437 архивных дел и охватывает период с 1923 по 1932 годы.

Еще одним важным для нашего исследования источником явился фонд Р-283 «Бурятское представительство в г. Иркутске (Бурпредставительство)».

Для рассмотрения вопроса становления государственного аппарата в БМАССР привлекались следующие виды документов: постановления, приказы, распоряжения, обращения, циркуляры, инструкции, положения, протоколы заседаний, планы, а также доклады об организации аппарата, работе подчиненных ему районов, отдельных учреждений, список сотрудников представительств [10].

Важное значение для характеристики механизма управления, применявшегося для решения дел, связанных с компетенцией отделов аппарата государственных структур республики, имеет использование огромного массива распорядительной и организационно-распорядительной документации делопроизводственных документов, находящихся в Государственном архиве Республики Бурятии. С точки зрения формы, характера и происхождения, в делопроизводственной документации для нашего исследования значительны две из них - распорядительная и организационно-распорядительная.

В ходе исследования для характеристики условий функционирования кадров партийного аппарата использовались постановления ЦИК и СНК БМАССР 1920-1930 годов, отчеты народных комиссариатов, материалы переписки с комиссариатами о реорганизации аппарата, протоколы заседания коллегии комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции. Все указанные документы отложились в фонде Совета Министров Бурятской АССР [11].

Процесс формирования профессионального облика партийного аппарата можно проследить на основе протоколов заседаний Президиума ВЦИК, ЦИК БМАССР, сессий ЦИК Бурятской АССР, аймисполко-мов 1920-1930 гг., документов выдвижений и регистрации кандидатов в депутаты в местные и союзные органы. Стенограммы сессий Верховного Совета БМАССР, планы работы Президиума Верховного Совета и его отделов, отчеты правительства, бюджеты республики позволяют выявить взаимодействие руководителей различных уровней в экономической области. Данный тип архивных источников сосредоточен в материалах фонда Президиума Верховного Совета

Бурятской АССР [12]. Также наибольший интерес для представленной темы имеют архивные документы указанного фонда о мероприятиях по всенародному обсуждению проектов конституций, отчетно-выборным кампаниям, чистке советского аппарата, борьбе с социальными болезнями, соблюдению социалистической законности, охране общественного порядка.

Органом исполнительной власти, обеспечивающим конституционные полномочия Президента и Правительства Республики Бурятии с 19 июля 1994 г., являлся Аппарат Президента и Правительства Республики Бурятии. В ходе исследования приоритетное значение в изучении стиля и методов управленческой деятельности приобрело изучение формирования и функционирования указанной структуры. Солидный пласт архивных документов данного ведомства представлен в фонде Р-2028, состоящем из 1461 единиц хранения и охватывающем период с 1994 по 2008 годы. Значительный объем фонда занимают интересующие нас архивные материалы комитетов: государственной службы и кадровой политики; по работе с территориями; по вопросам межнациональной политики; государственно-правового и контрольного управлений, управления делами [13].

Для оценки масштабов проводимых реформ в воссоздании новой структуры власти привлекались законы правительства Дальневосточной республики. Документы данного фонда отложились в Государственном архиве Забайкальского края. Они представлены делопроизводственной документацией Забайкальского областного управления [14]. Региональная специфика формирования номенклатурных кадров отложилась в соответствующих документах региона. Это протоколы заседаний областного ревкома и Хо-ринского аймачного ревкома, циркуляры отделов, информационная сводка о состоянии аппарата власти БМАССР.

Весьма ценную информацию о сложных событиях становления нового аппарата власти отражают документы ревкома Забайкальской губернии (фонд Р-33), Агинского аймачного ревкома (фонд Р-232). Это такие организационно-распорядительные документы, как: протоколы заседаний Забайкальского губревкома о создании органов местной власти в Забайкальской губернии в 1920-х годах; приказы об образовании Читинского уездревкома и формировании его штатов; сводки об организации сельских, волостных, уездных избирательных комиссий; о результатах выборов в Советы Забайкальской губернии; материалах выборов в Советы Забайкальской губернии; постановления хошунных и сомонных ревкомов; информационные сводки о работе органов власти.

Обширный корпус документов по исследуемой проблеме сосредоточен в Государственном архиве Иркутской области (фонд Р-600, «Восточно-Сибирский крайисполком»). Это материалы о проведении перевыборов в Советы по Восточно-Сибирскому краю, акты обследования райисполкомов и сельсоветов. Организационная разновидность источников представлена докладами о состоянии кадров районных и поселковых исполкомов, сводками об оргмассовой рабо-

те горсоветов в Восточно-Сибирском крае, положениями о структуре низовых органов советской власти, материалами о проведении отчетно-довыборных кампаний [15].

При рассмотрении формирования и функционирования стиля управленческой деятельности номенклатурных кадров большой интерес вызывают документы фонда Р-16 «Иркутский окружной комитет (окружком) ВКП(б)». В состав анализа вошли: информационные сводки, обзоры Сибиркома ВКП(б) о политическом состоянии края, инструктивные письма, отчеты РК ВКП(б) о проведении пропагандистской работы, планы проведения агитационных кампаний в деревне. При этом информационные и политические обзоры строились по проблемно-тематическому признаку.

Незаменимыми для выявления региональных со-бенностей управленческой компетенции органов власти явился фонд Р-123 «Восточно-Сибирский краевой комитет ВКП(б)». Особой информационной ценностью обладают протоколы заседаний бюро и секретариата крайкома, докладные записки секретаря крайкома в ЦК ВКП(б) о состоянии сельского хозяйства, материалы о работе краевой и районных партийных организаций, списки ответственных работников краевой и районных парторганизаций, материалы о перевыборах руководящих партийных, советских, профсоюзных органов и другие. Большой интерес представляют собой материалы о социально-экономическом развитии региона, подготовке и расстановке партийных и советских кадров в 1930-х годах, переписка с районными и городскими организациями по организационным вопросам, а также директивы и сводки крайкома.

Проанализировав группу делопроизводственных документов трех архивов, можно утверждать, что в них входят не только материалы о формировании и функционировании управленческих кадров изучаемого региона, но и многочисленные учетные документы

отраслевых министерств и учреждений. Реконструировать внутригрупповые взаимоотношения номенклатурных работников в значительной мере помогли протоколы и стенограммы собраний коммунистов первичных организаций аппаратов крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов партии. Несмотря на частичную сохранность и нерегулярность оформления, их содержание позволяет определить характер политических настроений, причины конфликтов в аппаратной среде. Наиболее информативным видом источников выбранной темы является делопроизводственная документация, позволяющая увидеть нюансы реализации кадровой политики в центре и на местах.

Таким образом, анализ документальных комплексов, хранящихся в государственных хранилищах Байкальского региона, позволил подробно проследить историю становления номенклатурных и государственных кадров в сложнейший период преобразования территории. Разбор делопроизводственной документации фондов дал возможность рассмотреть организационное обеспечение деятельности конституционных полномочий Президента и Правительства республики, проследить процесс взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Анализ информации о выполнении указов, постановлений, распоряжений Президента и Правительства РБ способствовал выявлению региональных особенностей в деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте РБ. Работа с протоколами заседаний и совещаний правовых комиссий позволила нам охарактеризовать реализацию права законодательной инициативы и проследить изменения в организации информационного и правового обеспечения института президентства республики.

Статья поступила 8.04.2014 г.

Библиографический список

1. Самойлович П.А. Бурят-Монгольская АССР / под ред. С.Б. Диманштейна. М., 1933. 189 с.; Кудрявцев Ф.А., Гирчен-ко В.П. От свержения царизма к автономной Бурят-Монгольской АССР // От царской колонии до советской республики / под ред. М.А. Гудошникова, А.И. Убугунэ. Иркутск, 1933. 161с.; Помус М.И. Бурят-Монгольская АССР. М., 1937. 184 с.

2. Сордохонов Н.Д. Деятельность Бурятской партийной организации по подбору, расстановке и воспитанию руководящих партийных кадров в период между XXIII и XXIV съездами КПСС: автореф. дис. ... кандидата исторических наук. Иркутск, 1974. 22 с.; Бартуков В.П. Деятельность партийных организаций национальных районов Восточной Сибири по подбору, расстановке и воспитанию руководящих партийных кадров (1970-1980): автореф. дис. ... кандидата исторических наук. Иркутск, 1988. 23 с.

3. Санжиев Г.Л. Образование и развитие Республики, ее значение // Республике Бурятия - 70 лет. Улан-Удэ, 1993. 227 с.; он же. Государственно-правовое положение бурятского народа (в историческом аспекте) // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. Улан-Удэ, 1996; Демидов В.А. Бурятия: от степных дум к автономии / Отв. ред. M.H. Колоткин. Новосибирск, 2001. 156 с.; Елаев А.А. Буря-

тия: путь к автономии и государственности. M., 1994.; История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа / Отв. ред. Л.М. Дамешек. M., 1995. 227 с.

4. Бабаков В.В. Проблемы национально-государственного строительства в Бурятии (1917-1923) // Историческое, культурное и природное наследие: состояние, проблемы, трансляция. Вып. 1. Улан-Удэ, 1996; Бабаков В.В. Нацио-нальнально-государственное строительство в Бурятии в 1917-1919 гг. Улан-Удэ: Издат.-полигр. компл. ВСГАКИ, 2012. 147 с.

5. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. Улан-Удэ, 2007. 376 с.

6. Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. М., 1994; Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. 239 с.

7. Катков О.Н. Формирование президентской власти в Республике Бурятия: дис. ... канд. ист. наук / О.Н. Катков. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. 180 с

8. ГАРБ Ф. Р-2042. Оп. 1. ДД. 4, 12, 39, 108, 134, 189, 235, 295, 332. Оп 1-а. ДД. 381., 408, 432, 490, 513, 522, 590, 616, 675.

9. ГАРБ Ф. Р-1980. Оп. 1. ДД. 6, 13, 15, 83, 90.

10. ГАРБ Ф. Р-248. Оп. 1. ДД. 234, 235, 437, 694, 841.

11. ГАРБ Ф. Р-475. Оп. 1. ДЦ 1046, 1056, 1117. Оп.2.Д.Д. 10, 23, 35, 18, 75, 77.

12. ГАРБ Ф. Р-2028. Оп.1. ДЦ. 6,1 1, 12, 20, 21, 26, 28, 29, 57, 73, 169, 346. Оп.1 -а, ДД. 366, 507, 545, 672, 673, 831, 832, 957, 958, 1456, 1460, 1723, 1724, 1959, 1960. Оп. 1-б ДД. 965,

971, 987, 1121, 1150, 1158, 1159, 1271, 1281, 1282, 1451, 1452.

13. ГАЗК Ф. Р-25. Оп.1. ДД. 1, 3, 12, 18.

14. ГАИО Ф. Р-600. Оп.1. ДД. 75, 171, 187, 229, 658, 669, 716, 717, 914, 918, 922, 1009, 1144, 1167. Оп.2. ДД. 351, 366, 386, 411, 418.

УДК 061.23:359(52)(091)

ЯПОНСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ ЛИГА (KAIGUN KYOKAI) (1917-1945)

© Т.Ю. Софронов1

Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.

Рассматривается история японской военно-морской лиги, работавшей в 1917-1945 гг. Лига являлась довольно значительной (особенно в последние годы) организацией, занимавшейся поддержкой флота и морской политики правительства. Военно-морская лига постепенно превратилась из небольшой общественной организации, со -зданной на волне кампании за новую кораблестроительную программу, в достаточно большую, фактически государственную организацию, являющуюся одним из инструментов официальной пропаганды и отчасти военной подготовки. Поэтому в 1945 году ее деятельность была прекращена. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: японская военно-морская лига; пропаганда; общественная организация; японский флот.

JAPANESE NAVY LEAGUE (KAIGUN KYOKAI) (1917-1945) T.Yu. Sofronov

Irkutsk State University, 2 Karl Marx St., Irkutsk, 664003, Russia.

The article deals with the history of Japanese Navy League in the period of from 1917 to 1945. The League was quite an important organization (especially in its late period), which was strengthening maritime fleet and supporting government naval policy. Naval League progressed from a small non-governmental organization, established during the campaign for a new shipbuilding program, to a large state organization that became one of the tools of official propaganda and partly military training. The last was the reason why its activity was ceased in 1945. 7 sources.

Key words: Japanese Navy League; propaganda; non-governmental organization; Japanese navy.

Рассматривается история японской военно-морской лиги (^дип Куока^, работавшей в 19171945 гг. Ка1дип Куока1 являлась довольно значительной организацией, занимавшейся поддержкой флота и морской политики правительства. Тем не менее, в исследованиях, посвященных политической системе 30-х годов, ей не всегда уделяется достаточно внимания. В некоторых отечественных исследованиях, посвященных японскому милитаризму, лига вообще не упоминается [1, С. 225].

В то же время следует помнить, что в этот период военно-морская сфера всегда рассматривалась как критически значимая для безопасности Японии и обеспечение общественной поддержки действий правительства считалось необходимым. Военно-морской флот признавался одним из наиболее действенных инструментов военного давления на удаленных пространствах и, следовательно, эффективнейшим внешнеполитическим фактором.

Кроме того, флот являлся для Японии тех лет важнейшим социальным институтом. До 1945 г. он был не просто символом мощи государства и его влияния на внешнеполитической арене, но и одним из

зримых воплощений успеха модернизации страны, начатой в эпоху Мэйдзи. Его слава и победы в японо-китайской войне 1894-1895 гг. и особенно в русско-японской войне 1904-1905 гг. олицетворяли успехи страны во внешней политике и промышленности и обеспечили Японии статус великой державы. В свое время создание флота было вызвано опасением перед державами Запада, стремлением преодолеть неравноправное положение Японии и предотвратить поражение в возможной войне.

Цель данной статьи - проследить историю лиги в хронологическом порядке, последовательный рост ее влияния на политику и общество и постепенную эволюцию самой организации. Особое внимание будет уделено 30-м и началу 40-х гг., так как на этот период приходится пик деятельности Ка1дип Куокак

Основными источниками для исследования послужили материалы, собранные американской военно-морской технической миссией в Японии сразу после окончания второй мировой войны. Они включают в себя допросы ряда руководителей общественных организаций, выдержки из официальных документов, статистические материалы. Также использовалась

1Софронов Тимофей Юрьевич, аспирант, тел.: 89500991598, e-mail: [email protected] Sofronov Timofei, Postgraduate, tel.:89500991598, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.