90-ЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УДК 94(571.54)
© Е.Е. Тармаханов, Г.Л. Санжиев, К.Б.-М. Митупов, Е.Н. Палхаева К 90-летию образования республики
В статье рассмотрен процесс создания Бурят-Монгольской автономной республики, показаны принципы федеративных отношений между центром и республикой и разграничение полномочий между ними.
Ключевые слова: национальное движение, национальная политика, автономная область, автономная республика.
E.E. Tarmakhanov, G.L .Sanzhiev, K.B.-M. Mitupov, E.N. Palkhaeva To the 90-th anniversary of formation of the republic
In the article the process of establishing the Buryat-Mongolian autonomous republic has been considered, the principles of federal relations between the center and the republic and separation of powers between them have been shown.
Keywords', national movement, national policy, autonomous region, autonomous republic.
В 2013 г. Республика Бурятия отмечает 90-летний юбилей.
Советское правительство, предоставив народам право решать свою судьбу и избирать форму национального самоопределения, проводило политику объединения народов и создания федерации советских республик. На III Всероссийском съезде Советов (январь 1918 г.) была утверждена «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа». По итогам национально-государственного строительства декларация провозгласила: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [1,с. 64].
Новое советское государство строилось по этническому принципу. Большевики твердо и неуклонно проводили линию на создание национальной государственности народов, хотя отдельные ученые и публицисты оценивали эту политику как ошибочную и опасную для интересов России.
Несмотря на сложности гражданской войны, бурятское национальное движение продолжало выдвигать требование о создании автономии бурят. 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) по проекту В.И. Ленина приняло решение о предоставлении автономии бурятам и калмыкам. Политбюро ЦК РКП(б) поручило Народному комиссариату иностранных дел вести переговоры с правительством ДВР о предоставлении бурятам автономии. Днем раньше В.И. Лениным была принята делегация Бакинского съезда народов, в составе которой
находились представители бурят Э.-Д. Ринчино и Агван Доржиев, которые, безусловно, оказали влияние на принятие этого постановления. Доклад Э.Д. Ринчино произвел неизгладимое впечатление на В.И. Ленина, что и было фактически отражено в его статье.
В апреле 1921 г. в составе Дальневосточной республики была образована Бурят-Монгольская автономная область. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР приняло основной закон - Конституцию, в которой эта автономия была законодательно оформлена. Вся территория, населенная бурят-монгольским народом, выделялась в особую автономную область, в которую вошли четыре аймака: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский с бурятским населением в 108,8 тыс. чел. Аймаки делились на хошуны, а те в свою очередь на сомоны. При организации области насчитывалось 23 хошуна и 230 сомонов.
7 июня 1921 г. на коллегии Наркомнаца РСФСР был принято решение «Об автономии бурят-монгольского народа», которое гласило: «а) принципиально признать необходимым выделение бурят-монгольского народа, входящего в состав РСФСР, в автономную область.
б) составить проект декрета об автономной области и внести его на утверждение в СНК и Президиум ВЦИК» [1, с. 78].
1 сентября 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление, в котором признал необходимым выделить территорию с бурятским населением в пределах РСФСР в автономную область.
Учредительный съезд бурят Восточной Сибири, состоявшийся с 28 октября по 5 ноября
1921 г., с большим энтузиазмом и одобрением встретил постановление об образовании автономной области.
После проведения подготовительной работы и согласования проекта автообласти с Сибирским и Иркутским ревкомами вопрос был вынесен на рассмотрение ВЦИК и СНК РСФСР. 9 января 1922 г. ВЦИК принял постановление: «Образовать автономную Монголо-Бурятскую область в границах, определенных соглашением между Сибревкомом и представителями бурят-монгольской народности» [1, с. 84]. В нее вошли 5 аймаков: Аларский, Бохане кий, Эхирит-
Булагатский, Селенгинский и Тункинский. Область была образована на принципах советской автономии путем обеспечения территориальной и экономической целостности. Она включала села и деревни с русским населением, исторически связанные с бурятскими улусами. Все население области составляло 185,2 тыс. чел. (30%), в том числе бурятское - 129 тыс. (70%). Вне пределов области остались бурятские улусы с 18-тысячным населением, вошедшие в состав русских уездов Иркутской губернии [1, с. 96].
Образование национальной республики необходимо рассматривать как длительный и противоречивый исторический процесс, включающий ряд последовательных и взаимообусловленных политических событий начала XX в.
20 ноября 1922 г. президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б), рассмотрев вопрос объединения автономных областей в единую автономную республику, принял решение:
«1) принципиально высказаться за объединение двух автономных областей;
2) предложить коммунистической фракции Бурят-Монгольского ревкома начать
подготовительную работу к объединению ...» [2, л. 9-12].
4 декабря 1922 г. президиум сформулировал главные тезисы докладной записки в ЦК РКП(б), в которой всесторонне обосновывалась необходимость объединения Бурят-
Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в единую Бурят-Монгольскую АССР [3, л.
4].
Почти одновременно этот вопрос был поставлен Бурят-Монгольским ревкомом автономной области ДВР. 23 декабря 1922 г. участники расширенного совещания Бурят-Монгольского ревкома высказались за объединение областей в единую автономную
республику с центром в Верхнеудинске. На заседании ревкома были сформулированы конкретные предложения, касающиеся
формирования территории будущей автономной республики и определения ее границ. Участники заседания приняли постановление, в одном из пунктов которого говорилось: «а) возбудить перед надлежащими властями ходатайство о соединении обеих Буравтообластей с образованием Бурят-Монгольской республики с центром в г. Верхнеудинске...» [4, л. 4].
Идея объединения автономных областей вызвала категорические возражения
Дальневосточного и Сибирского бюро ЦК РКП(б), выступавших против объединения автономных областей в Бурят-Монгольскую республику. Несмотря на позицию региональных партийных органов, лидеры бурятских коммунистов М.Н. Ербанов, М.И. Амагаев, В.И. Трубачеев, И.С. Архинчеев, А.А. Маркизов и др. убедили высшее руководство РСФСР в необходимости создания единой республики [5, л. 59].
Важную роль в положительном решении вопроса об объединении автономных областей сыграла позиция Наркомнаца РСФСР, который поддержал инициативу бурятских коммунистов. 20 декабря 1922 г. Малая коллегия Наркомнаца на основании ходатайств партийных органов Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока постановила: «Признать целесообразным объединение двух автономных областей при наличии согласия с мест. Вопросы территориальные и о формах объединения разработать комиссии в составе тт. Клингера, Павловича, Архинчеева и Ербанова при участии представителей Сибревкома и Дальревкома» [6, с. 417].
В январе 1923 г. комиссия Наркомнаца, созданная для изучения соответствующих документов и состояния дел на местах, пришла к заключению: «Признать целесообразным и
необходимым объединение Бурят-Монгольских областей РСФСР и бывшей ДВР в одну административную единицу с одним центром... ».
Инициаторами объединения до мая 1923 г. была проведена большая работа по согласованию этого вопроса в различных инстанциях и государственных органах. За объединение Бу-рят-Монгольских автономных областей РСФСР и Дальнего Востока последовательно высказались Оргбюро ЦК РКП(б), Наркомнац, Нарко-миндел, а затем и президиум ВЦИК. В условиях централизованной системы управления решение вышестоящих органов оказалось определяющим.
30 мая 1923 г. президиум ВЦИК РСФСР, рассмотрев вопрос объединения Бурят-Монгольских автономных областей, принял постановление: «1) объединить в одну Бурят-Монгольскую Социалистическую Советскую Республику автономные области бурят-монгол Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске...» [7, с. 103-104].
13 июня 1923 г. решение о создании Бурят-Монгольской АССР было детализировано в постановлении президиума ВЦИК:
«1. Считать административным центром Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол город Верхнеудинск.
2. Поручить специальной комиссии... определить точные границы образуемой республики бурят-монгол и представить проект этих границ на утверждение ВЦИК не позже 1 августа 1923 г.
3. Положить в основу работы, означенной в предыдущей статье, комиссии, проект границ, выработанный облисполкомом и областным ревкомом Бурят-Монгольских автономных областей.
4. Впредь до созыва I съезда Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монгол представить революционному комитету Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол, образуемому ВЦИК и непосредственно с ним связанному.
5. Возложить на ревком Автономной
Социалистической Советской Республики бурят-монгол обязанность приступить к
организации центральных органов управления республики и созвать I съезд Советов Автономной Социалистической Советской Республики бурят-монгол.
6. Поручить комиссии в составе тт.
Сапронова, Белобородова, Клингера, Серафимова выработать проект положения по
Автономной Социалистической Советской Республике бурят-монгол как составной части
РСФСР в соответствии с постановлением ВЦИК
30 мая сего года и с настоящим постановлением и представить этот проект на утверждение Президиума ВЦИК» [8, с. 52].
Таким образом, постановление ВЦИК об объединении Бурят-Монгольских автономных областей явилось правовым актом, юридически закрепившим образование Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики и позволило начать практическое
осуществление объединения двух автономных областей в единую республику.
Основную практическую работу по организации республики взял на себя революционный комитет БМАССР, одобренный ЦК ВКП(б) и утвержденный 1 августа 1923 г. президиумом ВЦИК.
Революционный комитет БМАССР был создан на правах ЦИК БМАССР, а его президиум - на правах президиума ЦИК. в состав ревкома Бурят-Монгольской АССР вошли М.Н. Ербанов - председатель, М.И. Амагаев - зам. председателя, В.И. Трубачеев, М.Д. Берман, Б.Б. Барадин - члены, И.А. Ильин и С.З. Зобдоев - кандидаты в члены ревкома [8, с. 52].
31 июля 1923 г. Ревком принял первое постановление, в котором было заявлено: «На основании постановлений ВЦИК от 30 мая и 13 июня 1923 г. Революционный комитет Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Советской Республики впредь до созыва I съезда Советов автономной социалистической республики с 1 августа сего года принимает на себя всю полноту власти в объединенных автономных областях бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока» [9, л. 69].
Бурревком постановлением от 31 июля 1923 г. распустил Бурисполком автономной области Сибири и Бурревком автономной области Дальнего Востока. Аймачные исполкомы и аймачные ревкомы бывших областей переходили в подчинение Бурревкому и наркоматам республики. Все прежде принятые постановления Сибирского и Дальневосточного
революционных комитетов, а также органов автономных областей оставались в силе на территории Бурят-Монгольской АССР до пересмотра их Бурревкомом и отмены центральными органами по ходатайству последних.
1 августа 1923 г. Бурревком опубликовал свое обращение к населению, в котором изложил свою оценку факту образования республики и роли высших партийных и советских органов страны в этом деле, а также цели и задачи БМАССР в решении вопросов внутренней и внешней политики. В нем говорилось также о том, что территория автономных областей пересматривается, уничтожается чересполосица, создается экономически мощная административная единица. Революционный комитет республики выражал уверенность в том, что дружеское и братское сотрудничество скотовода-бурята и земледельца-великоросса
должно явиться важнейшим моментом в жизни республики.
В обращении подчеркивалось, что создание Бурят-Монгольской республики не является отделением ее от РСФСР и СССР, и, в частности, указывалось на то, что «трудящиеся массы молодой республики твердо знают, что дальнейшее процветание и даже существование самой Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Республики находится в тесной зависимости от судьбы трудящихся масс Советской Федерации. Поэтому трудящиеся массы Бурреспублики должны самым тесным образом связаться с рабоче-крестьянской массой и правительством РСФСР в деле восстановления и укрепления своего хозяйства и защиты своих классовых интересов» [10, с. 171].
Как указывают официальные источники того времени, «...бурятское население отнеслось к образованию Бурреспублики вполне
сочувственно. Русское население встретило объявление Бурреспублики сознательно, выразив полное сочувствие претворению в жизнь великого лозунга Советской власти: «Самоопределение национальных меньшинств». На всех сельских собраниях выносились резолюции, приветствовавшие Бурревком» [11, с. 36].
Благоприятная политическая ситуация во многом была связана с экономическими мерами Советского государства, отвечавшими интересам широких масс населения. Введение новой системы единого сельскохозяйственного налога, а также оказанные крестьянству семенная и продовольственная ссуды способствовали укреплению их симпатий к Советской власти.
Сложность создания единой
унифицированной системы управления республикой заключалась в том, что органы управления и аппараты бывших автономных областей различались своей структурой и уровнем квалификации кадров. В бывшей автономной области РСФСР органы управления строились на советских принципах и за годы существования приобрели соответствующий опыт работы, развитую организационную структуру. Их повседневная деятельность строго регламентировалась нормами и директивами вышестоящих инстанций. В бывшей Прибайкальской губернии Советская власть просуществовала всего несколько месяцев, поэтому органы государственного управления бывшей автономной области ДВР имели иную основу, и это сказалось на особенностях
своеобразного государственного устройства Дальневосточной республики.
12 сентября 1923 г. специальным декретом ВЦИК было утверждено положение о государственном устройстве Бурят-
Монгольской АССР, которое явилось первым законодательным актом, определившим и закрепившим правовой статус новой республики в качестве автономной единицы. В соответствии с этим декретом БМАССР становилась федеративной частью РСФСР с административным центром в городе Верхнеудинске (ныне -Улан-Удэ) [12, л. 70]. Это положение на переходный период временно заменило конституцию республики, регулирующее наряду с Конституциями СССР и РСФСР деятельность органов власти и управления на территории республики [13, с. 188].
В связи с завершением работы Комиссии ВЦИК по установлению границ республики возникла необходимость скорейшего решения вопроса о Прибайкальской губернии. 1 октября 1923 г. постановлением ВЦИК Прибайкальская губерния была упразднена. На основании этого постановления Прибайкальский губернский исполком объявил 21 октября 1923 г. о включении ее территории в состав Бурят-Монгольской АССР. Вся полнота власти на территории губернии была передана революционному комитету БМАССР.
Предварительные итоги своей работы административно-организационная комиссия подвела на своем заседании 5 сентября 1923 г., на котором было решено образовать на территории республики девять аймаков из 95 хошунов с населением 435 454 чел., в т. ч. 24 3391 бурят, 192 063 русских. План
административного деления республики после его обсуждения был утвержден Бурятским ревкомом и одобрен центром.
В результате введения нового административно-территориального деления были упразднены Селенгинский и Чикойский аймаки, а также Баргузинский уезд, вошедший в состав Баргузинского аймака. В процессе нового административно-территориального деления в республике было создано 9 (вместо 12) аймаков (уездов) и 62 хошуна (волости) вместо 88.
К 1923 г. территория Бурят-Монгольской республики составляла 338 140 квадратных
верст, численность населения - 450 675 чел. Численность бурятского населения составила 220 422 чел., или 49% общего числа жителей республики. На территории БМАССР насчитывалось 2 349 населенных пунктов, в т.ч.
3 города: Верхнеудинск, Троицкосавск и
Баргузин.
С созданием республики начался процесс формирования системы государственных институтов.
Правовой основой для формирования системы органов государственной власти республики являлась Конституция РСФСР 1918 г. и положение о государственном устройстве БМАССР 1923 г.
Конституция РСФСР, принятая на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., законодательно закрепила основные принципы построения Советского федеративного государства. Ст. 10 Основного закона гласила: «Российская Республика есть свободное
социалистическое общество всех трудящихся России, вся власть в котором принадлежит трудящимся, объединенным в городские и сельские Советы».
На основании ст. 11 раздела 2 Конституции РСФСР Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы, основываясь на принципах федерации, входят в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Именно на таких условиях БМАССР входила в состав РСФСР.
Так было завершено становление национальной государственности бурятского народа.
Литература
1. Палхаева Е.Н. Трансформация государственности бурят в XX - начале XXI в. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. -296 с.
2. Государственный архив Российской Федерации (далее-ГАРФ). Ф. 1318. Оп. 1. Д. 63.
3. Государственный архив Республики Бурятия (далее - ГАРБ) Ф. 2. Оп. 1. Д. 99.
4. ГАРФ. Ф. 5677. Оп. 4. Д. 309.
5. ГАРБ. Ф. l.On. 2. Д. 378.
6. Шулунов Н.Д. Становление советской национальной государственности в Бурятии (1919-1923 годы). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. -492 с.
7. Санжиев Г.Л. В.И. Ленин и национально-государственное развитие в Сибири (1917-1937 гг.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. - 176 с.
8. БМАССР. Очерки и отчеты. 1923-1924. - Верхнеудинск: Издание Госплана БМАССР, 1925. - С. 52.
9. ГАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 43.
Ю.Елаев A.A. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. - М.: Изд-во Рос. акад. госслужбы, 2000. -349 с.
11. Конституционные акты РСФСР (1918-1937): сб. документов / ред. А.Я. Вышинского; Академия наук СССР, Институт права. -М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940. - 300 с.
12. ГАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 43. Л. 70.
13. Второй съезд Советов Бурят-Монгольской АССР. - Верхнеудинск, 1925. - С. 188.
Тармаханов Ефрем Егорович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Санжиев Гармажап Лудупович, доктор исторических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Митупое Константин Бато-Мункич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Палхаева Елизавета Николаевна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Бурятский государственный университет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Tarmakhanov Efrem Egorovich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Sanzhiev Garmazhap Ludupovich, doctor of historical sciences, professor, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Mitupov Konstantin Bato-Munkich, doctor of historical sciences, professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Palkhaeva Elizaveta Nikolaevna, doctor of historical sciences, associate professor, department of homeland history, Buryat State University. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a.