Научная статья на тему 'История становления чрезвычайного законодательства Германии в 19веке'

История становления чрезвычайного законодательства Германии в 19веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КАБИНЕТНАЯ ЮСТИЦИЯ. ПРУССКАЯ ХАРТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ 1871Г. / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПРОТИВ СОЦИАЛИСТОВ / МАЛОЕ ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / CABINET JUSTICE. PRUSSIAN CHARTER / THE CONSTITUTION 1871. / THE STATE OF SIEGE / ANTI-SOCIALIST LAW / THE SMALL THE STATE OF SIEGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов С. И.

В статье рассматриваются основные этапы становления чрезвычайного законодательства в германских землях в период 19 столетия. Даётся характеристика нормативноправовых актов. регламентировавших порядок введения и применения данного режима как в отдельных немецких землях,. так и на всей территории Германской империи в целом. Отдельное внимание уделяется вопросам применения армии для поддержания общественного порядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FORMATION OF EMERGENCY LEGISLATION IN GERMANY in 19th CENTURY

The paper examines the main stages of the emergency legislation in the German lands during the 19th century. Describes the regulations. regulating the procedure for the introduction and use of this mode in the individual German lands. and on the whole territory of the German Empire as a whole. Special attention is paid to the use of the army to maintain public order

Текст научной работы на тему «История становления чрезвычайного законодательства Германии в 19веке»

УДК

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ В

19ВЕКЕ.

С.И. Денисов

В статье рассматриваются основные этапы становления чрезвычайного законодательства в германских землях в период 19 столетия. Даётся характеристика нормативно- правовых актов. регламентировавших порядок введения и применения данного режима как в отдельных немецких землях,. так и на всей территории Германской империи в целом. Отдельное внимание уделяется вопросам применения армии для поддержания общественного порядка.

Ключевые слова: Осадное положение, кабинетная юстиция. Прусская хартия, конституция 1871г., исключительный закон против социалистов, малое осадное положение

Становление чрезвычайного законодательства в Г ермании происходит уже в первой четверти 19 века. В 1821 г. в кабинетном ордере прусского короля Фридриха Вильгельма III. закреплялась норма в соответствии с которой король оставлял за собой право вмешиваться в расследование уголовного дела, влиять на вынесение приговора. Глава государства оставлял за собой право учреждать собственные органы, которые находились в полной зависимости от него. Подобное осуществление судопроизводства при непосредственном вмешательстве монарха Ф. Меринг и назвал «скверной кабинетной юстицией».[1,с.48] На практике это выразилось в создании судов, создаваемых как для осуждения отдельных лиц, так и группы лиц. Примером тому явилась Берлинская судебная палата, созданная в 1833г. для рассмотрения дела о штурме Франкфуртской гауптвахты группой студентов поляков-эмигрантов, пытавшихся провозгласить Всегерманскую республику и созданная в1835г. «Специальная судебная палата для рассмотрения дел о преступлениях против «конституции и публичного порядка и спокойствия» [ 1, с.48]

В 30е годы в немецких землях принимаются ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок введения военного положения как особого правового режима,. позволяющего нормализовать чрезвычайную обстановку, выходящую из-под контроля органов государственной власти и ставящую под угрозу жизнь и безопасность жителей.

Случаи и способы использование армейских частей определяются для всех союзных государств , кроме Баварии, прусскими законами 17 августа 1835 г. и 20 марта 1837 г. . Во всех этих законах содержатся положения в соответствии с которыми войска призываются в особых обстоятельствах, при которых власть полиции бессильна, и исполняют свое дело в качестве абсолюно самостоятельного государственного органа со своим особым кругом полномочий.. Чрезвычайно характерной для Пруссии чертой является определение закона, которое гласит, что военный начальник имеет право сам приступить к усмирению народного волнения, если по искреннему своему убеждению и правильному пониманию долга службы он находит, что гражданская власть слишком медлит принять надлежащая меры .[2,с.74]..Здесь же определяются основания применения оружия, меры предупредительного характера и длительность использования военной силы.

Революционные события привели к отмене кабинетной юстиции. В постановлении «О некоторых основных принципах будущей Прусской: конституции» от 6 апреля 1848 г. отмечается , что расследование и рассмотрение всех дел о государственных преступлениях в будущем должно проводиться обычными судами и установление на основании чрезвычайных законов особой подсудности не допускается. [3]

В ст. 7 Прусской конституции от 5 декабря 1848 г. прямо указывалось на недопустимость существования в будущем чрезвычайных судов и комиссий. Франкфуртское национальное собрание как общегерманский парламент в принятой 28 марта 1849 г. конституции также запретило кабинетную юстицию. «Судебная власть, — устанавливала ст. 175 конституции, — осуществляется независимым судом. Кабинетная и министерская юстиции запрещаются. Никто не может быть изъят из ведения законного судьи. Чрезвычайные суды не допускаются».[4]

В дальнейшем. на уровне основного закона государства вводится ограничение на издание чрезвычайных законов. Конституционная хартия Пруссии 31 января 1850 г. в ст. 63 указывались основания допускающие возможность принятия таких правовых актов: «когда того требуют сохранение общественной безопасности или устранение необычного бедствия и палаты не заседают». Однако эти законы должны не противоречить конституции и быть представлены на одобрение палат в их ближайшую же сессию.[5]

Характерным примером такого законодательства являлся прусский закон от 4 июня 1851 года

об осадном (военном) положении ( Gesetz uber den Belagerungszusland, v. 4 Juni 1851).[6]

Осадное положение в Германии, согласно с постановлениями закона 1851 г., может быть объявлено, во 1-х, если, в случае войны, какой-либо местности угрожает или если в ней уже произошло вторжение, и во 2-х, в случае восстания, явно угрожающего общественной безопасности. Решение вопроса о наличности условий, требующих или позволяющих произвести объявление осадного положения, принадлежит исключительно императору.

Объявление совершается посредством издания императорского указа, который подписывается имперским канцлером. Указ публикуется в официальном органе и, сверх того, о нем ставятся в известность все те местности, которые объявляются на осадном положении, путем публичного прочтения указа, сопровождаемого барабанным боем и трубными звуками, ирасклейки его в общественных местах и напечатания в газетах(§3.). Длительность введения данного режима в законе чётко не регламентируется.

Объявление военного положения влечет за собой следующие последствия: Вся

исполнительная власть в пределах объявленной на военном положении территории переходить в руки военного начальства.(§4) ужесточается вплоть до смертной казни, наказание за ряд тяжких преступлений. В пределах, объявленных на военном положении, областей могут быть учреждены военные суды. Юрисдикции военных судов подлежать все важнейшие преступления, совершаемые после введения этого положения в пределах, объявленных на военном положении, областей . Обжалование приговоров военных судов не допускалось, однако осуждение к смертной казни подлежало утверждению вышестоящим командованием в Германии.

Статьи конституции, гарантирующие личные и политические права жителей, регулирующие употребление вооруженной силы, - с введением осадного положения, могут быть приостановлены распоряжением военных властей. Преступные деяния определенной категории, предусмотренные §§ 8 и 9 закона, могут быть передаваемы на рассмотрение учреждаемых военных судов. [7]

4) При объявлении военного положения могут быть отменены имперские законы о неприкосновенности личности и жилищ, о свободе печати, собраний и союзов и о невмешательстве военной силы в обычную жизнь населения. В указе о введении военного положения должно быть точно указано, какие из этих законов в данном случае отменяются, в случае же отмены их специальным указом, оповещение об этом жителей должно быть исполнено таким же способом, как и извещение о введении военных судов.

Снятие осадного положения в Германии осуществляется на основании императорского указа. Вслед за ним деятельность военных судов прекращается, и подлежащие их ведению дела передаются обыкновенным судам.. Действие данного закона распространялось на всю территорию немецких земель за исключением Баварии, где действовал похожий закон .принятый в мае 1851г.

После завершения объединения Германии в имперской конституции нашли отражение вопросы применения вооруженных сил внутри страны. В конституции Германской империи 16 апреля 1871 г. в статье 66-й все правители союзных государств имеют право употреблять для полицейских целей не только их собственные вооруженные силы, но и все другие войсковые соединения имперской армии, которые дислоцируются в их областях. Право объявления чрезвычайного (военного) положения принадлежит не законодательному собранию, a императору. По статье 68 имперской конституции, император может, в случае, если что-либо угрожает общественному спокойствию в пределах союза, объявить в военном или осадном положении (в германском праве эти понятия имели равное значение) любую часть его территории. [8. с.573]

«Малым Осадным положением» назывались в Германии исключительные законы против социал-демократии, действовавшие с конца 1878 г. по сентябрь 1890 г. В 1878 г. на жизнь императора Вильгельма I было произведено два покушения. После второго покушения законопроект Бисмарка был поддержан значительным большинством, хотя и как исключительная мера. Имперский закон „Об общеопасных устремлениях социал-демократии" был принят 21 октября 1878 года.

В первой же статье разъяснялось его назначение: "Подлежат запрету общества, имеющие целью ниспровержение существующего государственного или общественного строя посредством социал-демократической или коммунистической деятельности, а также в случаях, когда деятельность во имя ниспровержения проявляется способом, опасным для общественного мира и, в особенности для дружелюбных отношений между классами". Закон давал юридическое основание для правительственных репрессий, которые вскоре и начались — в виде запретов, высылки, тюремного заключения. Репрессии коснулись тысяч людей. Участие в запрещенном обществе наказывалось штрафом в 500 марок или тюремным заключением на срок до трех месяцев. В ст. 3 было записано, что "профсоюзы не воспрещаются, но над ними учреждается чрезвычайный контроль государства".

Закон 21 октября 1878 г. должен был действовать до 31 марта 1881 г., но уже в мае 1880 г. он был продлен до 1 октября 1884г., затем еще до 30 сентября 1890г. После отмены исключительного закона о социалистах действие акта 1851г не прекращалось., более того принимаются акты. предусматривающие введение военного положения в отдельных местностях. В частности для Эльзаса и Лотарингии подобный акт был принят 30мая 1892года .

Таким образом, акты чрезвычайного законодательства Германии, издаваемые на протяжении 19 века, предусматривали предоставление особых полномочий главе государства, Для них характерно ограничение (или аннулирование) гражданских, политических прав и свобод, и расширение функций карательных органов и уголовных санкций. Значительное место уделяется вопросам использования вооруженных сил для поддержания общественного порядка. Возможность вызова вооруженной силы для содействия гражданской власти при подавлении бунтов и беспорядков признается допустимой лишь в самых крайних обстоятельствах. В ряде случаев. предоставляется право определять наличие такого крайнего положения гражданской власти,

The paper examines the main stages of the emergency legislation in the German lands during the 19th century. Describes the regulations. regulating the procedure for the introduction and use of this mode in the individual German lands. and on the whole territory of the German Empire as a whole. Special attention is paid to the use of the army to maintain public order.

The key words: The state of siege, cabinet justice. Prussian Charter, the Constitution 1871., Anti-Socialist Law, the small the state of siege

Cписок литературы

1. Филимонов Б.А. О понятии чрезвычайного суда в германском праве // Вестник МГУ. Серия «Право». 1995№ 3 С. 47—56.

2. Греков. А. Правовое положение армии в государстве. С.-Петербург, 1908 с.67-84

(Электронный ресурс) URL:http://www.voenprav.ru/doc-3810-24.htm, (дата обращения 1.03.2012)

3 ,Verordnung Sr. Majestat des Konigs von PreuBen Friedrich Wilhelm IV. uber einige Grundlagen der kunftigen PreuBischen Verfassung (06.04.1848),//documentArchiv.de [Hrsg.], URL:http://www.documentArchiv.de/nzjh/preussen/1848/preussische-verfassung-grundlagen_vo.html,

Stand: aktuelles Datum., http://www.verfassungen.de/de/preussen/preussen48-index.htm. , (дата обращения

7.03.2012)

4. Verfassungsurkunde fur den preuBischen Staat. vom 5. Dezember 1848//(Электронный ресурс)URL: http://www.verfassungen.de/de/de06-66/verfassung48-i.htm, (дата обращения 9.03.2012)

5. Verfassung des deutschen Reiches vom 28. Marz 1849//(Электронный ресурс)URL: http://www.verfassungen.de/de/de06-66/verfassung48-i.htm, (дата обращения 9.03.2012)

6. Verfassungsurkunde fur den PreuBischen Staat vom 31. Januar 1850 (Электронный ресурс) URL:http://www.verfassungen.de/de/preussen/preussen50-index.htm, (дата обращения 10.03.2012)

7.Gesetz uber den Belagerungszusland, v. 4 Juni 1851 (Электронный ресурс) URL:www.koeblergerhard.de/Fontes/StrafgesetzbuchPreussen1851.pdf. , (дата обращения 10.03.2012)

8. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв. / Под ред. П.Н.Галанзы М.: Издательство Академия Наук СССР,1957.

9.Gesetz gegen die gemeingefahrlichen Bestrebungen der Sozialdemokratie (21.10.1878) //, documentArchiv.de [Hrsg.], URL: http://www.documentArchiv.de/ksr/soz_ges.html, (дата обращения

7.03.2012)

Об авторе

Денисов С. И.- доцент кафедры теории и истории государства и права Брянского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент

HISTORY OF THE FORMATION OF EMERGENCY LEGISLATION IN GERMANY in 19th CENTURY.

SI. DENISOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.