DOI 10.23859/2587-8344-2017-1-2-2 УДК 99(47).084.8
Михаил Васильевич Стрелец
Доктор исторических наук, профессор Брестский государственный технический университет
Брест, Беларусь [email protected]
Германский региональный политик Пауль Хирш на крутых поворотах истории
Аннотация. Пауль Хирш появился на свет, когда Бисмарк стремился «железом и кровью» объединить Германию. В эпоху кайзеровской Германии он смог получить высшее образование, добиться солидного профилирования в области журналистики, проявить активную деятельность в Социал-демократической партии Германии, сделать успешную карьеру городского советника в Шарлоттенбурге и Берлине. Звездный час для Хирша как политика и государственного деятеля наступил после Ноябрьской революции 1918 года в Германии. Будучи главой высшего органа исполнительной власти в Пруссии, в переломный для Отечества период, он стремился к решению сложных задач. Но 30 января 1933 года в Германии грянул «политический Чернобыль». Пришедшие в этот день к власти национал-социалисты сделали все, чтобы германские евреи оказались на обочине общества. Еврей Пауль Хирш сполна испытает подобную судьбу. Он семь лет проживет в насквозь расистском «Третьем рейхе» и уйдет в мир иной, будучи обремененным неимоверными материальными трудностями. В предложенной статье детально показано, как каждая из четырех обозначенных эпох германской истории отразилась на судьбе Пауля Хирша.
Ключевые слова: бургомистр, Германия, городской советник, депутат, еврей, журналистика, ландтаг, Пауль Хирш, премьер-министр, Пруссия, Социал-демократическая партия Германии
Введение
В исторической германистике явно не хватает работ с исследованием жизни и деятельности представителей еврейского сегмента германской региональной политической элиты. В настоящей статье впервые на научной основе предпринята попытка системной реконструкции политической биографии одного из таких представителей - Пауля Хирша. Его политическая карьера вместила в себя четыре эпохи немецкой истории и связана с ключевым германским регионом -
Пруссией. Хирш был здесь и главой высшего органа исполнительной власти, и парламентарием земельного уровня, и городским советником, и вице-бургомистром, бургомистром и активным деятелем земельной организации СДПГ. В советской и постсоветской историографии политическая биография Пауля Хирша специально не исследовалась. Что мы имеем здесь на сегодняшний день? Белорусский ученый О.Г. Субботин несколько раз упоминает о П. Хирше, анализируя прусско-германский дуализм в период существования первой германской республики1. Есть упоминания о П. Хирше в диссертационной работе известного российского историка-германиста Т.В. Евдокимовой два упоминания . Первое - при освещении отношения властей Германии и Пруссии к Капповскому путчу. Второе - выражено в следующем оригинальном тезисе: «Прусское правительство социал-демократа П. Хирша сделало дальнейшее существование Пруссии зависимым от других земель» . Поверхностной, по сути, чисто информационной получилась статья о Хирше в русскоязычной Циклопе-дии. К тому же в ней есть выражения, вызывающие вопросы. Например, насколько корректно называть Хирша «мэром Дортмунда»4. Он был бургомистром Дортмунда. В германской историографии сведений о Хирше больше. Отметим статью Ренате Карновски. Использование городского архива города Дортмунда позволило ей детально осветить деятельность Хирша на посту бургомистра этого города5. Далее следует назвать статью Клауса Малетке. Научную ценность в ней представляет освещение деятельности Хирша в прусском земельном парламенте6. Есть еще статья о Хирше в немецкой Википедии. Она также информационная, но получилась лучше, чем в русскоязычной Циклопе-дии . И это, пожалуй, все, что есть в историографии.
Автор настоящей статьи предлагает свою версию политической биографии Пауля Хирша, прекрасно понимая, что расставить все точки над «1» ему вряд ли
1 Субботин О.Г. Трансформация веймарской модели федерализма в Германии (ноябрь 1918 - февраль 1934 г.): дис. ... д-ра ист. наук. Минск, 2015. С. 70-76.
2 Евдокимова Т.В. Трансформация правящей политической элиты Веймарской Германии (на примере рейхсканцлеров и состава их кабинетов.): дис. ... д-ра ист. наук. Волгоград, 2012.
3 Евдокимова Т.В. Указ. соч. C. 116.
4 Пауль Хирш // Циклопедия. URL: сус1о,шк1ог§/,шк1Шауль_Хирш. Дата обращения: 31.01. 2017.
5 Karnowsky R. Paul Hirsch in Biographien bedeutender Dortmunder, Menschen in, aus und für Dortmund, herausgegeben von Hans Bohrmann, Verlag des Historischen Vereins Dortmund, 1994. S. 41-43.
6 Malettke K. Hirsch Paul // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 9, Duncker & Humblot, Berlin, 1972. S. 76-78.
7 Paul Hirsch // Wikipedia. 2017. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Paul_Hirsch. Date of access: 08.02.2017.
удастся. Некоторые сюжетные линии его биографии еще ждут своего исследователя.
На сегодняшний день в западной исторической науке интерес к политикам не «первого ряда» невысок. Биографический жанр, когда личность ставилась в центр исторического процесса, переживает, похоже, не лучшие времена. Доминируют разноплановые исследовательские проекты с размытыми мировоззренческими направлениями, что можно объяснить наследием «постмодернизма». Автор, осознавая всю сложность исследования, использовал как общенаучные, так и специальные исторические методы. Апробированный теоретико-методологический инструментарий помог скрупулезно изучить обширный круг источников, в центре которого находились публикации Пауля Хирша . В них содержатся его концептуальные подходы к важнейшим проблемам, его выступления на различных уровнях. Активно использованы стенографические отчеты о заседаниях прусского ландтага9. Привлекалась справочная
8 Hiersch P. Aufgaben der deutschen Gemeindepolitik nach dem Kriege. Verlag für Sozialwissenschaften. Berlin, 1917. 172 s.; Hiersch P. Das kommunale Wahlrecht (mit Hugo Lindemann), Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1905. 117 s.; Hiersch P. Das Kommunalprogramm der Sozialdemokratie Preußens. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1911. 111 s.; Hiersch P. Der preußische Landtag. Handbuch für Sozialdemokratische Landtagswähler. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1913. 112 s.; Hiersch P. Der Weg der Sozialdemokratie zur Macht in Preußen. Stolberg Verlag, Berlin, 1929. 276 s.; Hiersch P. Die Knebelung der Arbeiterklasse durch die preußische Junkerpartei. Berlin, 1899. 141 s.; Hiersch P. Die Sozialdemokratie im Wahlkreise Teltow-Beskow-Storkow-Charlottenburg, 5. Aufl; Berlin, 1913. 111 s.; Hiersch P. Die soziale Gesetzgebung im 19. Jahrhundert. Berlin, 1902. 104 s.; Hiersch P. Die Verfassung des Freistaates PreuBen vom 30.11.1920. Berlin, 1921. 109 s.; Hiersch P. Gemeindepolitik. Erläuterungen zum Görlitzer Programm. Dietz Nachf., Berlin, 1922. 100 s.; Hiersch P. Gemeindesozialismus. Eine Kursusdisposition. Berlin, 1924. 111 s.; Hiersch P. Gesetz über die Bildung einer neuen Stadtgemeinde Berlin. Vom 27. April 1920. Mit Einleitung und Erläuterungen. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1920. 127 s.; Hirsch P. GroB-Dortmund // Die Heimat. Monatsschrift fiir Land, Kunst und Volk in Westfalen und am Niederrhein, Zeitschrift des Westfalischen Heimatbundes. 10. Jg, Juni 1928. S. 162, ff. 13; Hirsch P. Jastrow als Politiker // Sozial- politische Studien, Festgabe ftir Ignaz Jastrow zum 70. Geburtstag, hrsg. von Carl Clodius, Berlin, 1929. S. 65-76; Hiersch P. Kampf gegen die Arbeiterkoalitionen. Berlin, 1899. 141 s.; Hiersch P. Kommentar zu den kommunalpolitischen Richtlinien der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands. Berlin, 1929. 145 s.; Hiersch P. Kommunale Kriegsfursorge. Berlin, 1916. 154 s.; Hiersch P. Kommunale Wohnungspolitik. Berlin, 1906. 124 s.; Hiersch P. Sozial-demokratische Gemeindepolitik. Berlin, 1905. 232 s.; Hiersch P. Sozialismus ist Arbeit. An die deutschen Arbeiter. Ein Aufruf der Regierung (mit Otto Braun und Emil Barth). Berlin, 1919. 184 s.; Hiersch P. Unter dem elendsten alter Wahlsysteme. Berlin, 1906. 129 s.; Hirsch P. Verbrechen und Prostitution als soziale Krankheitserscheinungen. Berlin, 1897. 200 s.; Hirsch P. Was bedeutet der Weg zum Sozialismus? Berlin, 1919. 123 s.; Hiersch P. 25 Jahre sozialdemokratischer Arbeit in der Gemeinde. Berlin, 1908. 212 s.
9 Stenographische Berich-te des PreuBischen Hauses der Abgeordneten, 21. Legislaturperiode. 1908/9, Berlin, 1909. Stenographische Berichte uber die Ver-handlungen des PreuBischen Hauses der Ab-geordneten ab 21. Legislaturperiode, 1908/9. Berlin, 1909. S. 89 ff.
литература10. Ее можно градировать на хроники, биографические сведения, статистические подборки.
Биография Хирша рассматривается на фоне общественно-политических процессов в Германии первой трети двадцатого века11. Подобный подход, как нам представляется, необходим, чтобы осветить и понять особенности государственной и политической деятельности Пауля Хирша.
Основная часть
Пауль Хирш родился 17 ноября 1868 года в Пренцлау в семье торговца Натана Хирша. Он появился на свет, когда Бисмарк стремился «железом и кровью» объединить Германию. Хотя семья переехала в Берлин, когда Пауль был совсем ребенком, продолжали существовать многообразные, прежде всего, родственные, связи с Пренцлау, так что позднее дочери Пауля Хирша чувствовали себя здесь родными и спустя многие годы могли вспомнить о «невероятной красоты городе с великолепными окрестностями». Жена Пауля Хирша, Люция Якоби, происходила из Пазевалька, ее сестра Сельма была замужем за весьма авторитетным в Пренцлау врачом, санитарным советником доктором Вальдемаром Эрлихом. Брат сестер Якоби, Людвиг, также жил там, и дядя и двоюродный брат Пауля были интендантами экспедиционной фирмы Юлиуса Якоби.
10 Angress Werner T., Juden im politischen Leben der Revolutionszeit // Werner E, Mosse (Hg.) Deutsches Judentum in Krieg und Revolution 1916-1923. Tubingen, 1971. S. 196-239. Braun L. Memoiren einer Sozialistin. Berlin, 1956, Bd. lll, 128 s.; Brockhaus Handbuch des Wissens in vier Banden. Leipzig, 1921. S. 87. ff. 2.; Erdmann K.D. Die Geschichte der Weimarer Republik als Problem der Wissen-schaft // Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte 3. 1955. S. 1-19.
Hamburger E. Juden im offentlichen Leben Deutschlands. Regierungsmitglieder Ernest, Beamte und Parlamentarier in der monarchistischen Zeit 1848-1918. Tubingen, 1968. 435 s. Lexikon deutsch-jüdischer Autoren. Band 11. Saur, München, 2002. S. 393-397. Osterroth F. Biographisches Lexikon des Sozialismus. Bd. I: Verstorbene Personlichkeiten. Hannover, 1960. S. 11 f.; Osterroth F., Schuster D. Chronik der deutschen Sozialdemokratie. Bd. I. Hannover, 1963. S. 112; Schröder Wilhelm Heinz: Sozialdemokratische Parlamentarier in den deutschen Reichs- und Landtagen 1867-1933. Biographien, Chronik und Wahldokumentation. Ein Handbuch. Düsseldorf, 1995.458 s.
11 Erger J. Der Kapp-Luttwitz-Putsch. Ein Beitrag zur deutschen Innenpolitik 1919/20. Hrsg. von der Kommission fur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien. Dusseldorf, 1967. 454 s.; Fischart J. (d.i. Erich Dombrowski) Das alte und das neue System. Neue Folge: Die Männer der Ubergangszeit. Berlin, 1920. 346 s.; Hannover Heinrich und Elisabeth, Politische Justiz 1918-1955. Hamburg, 1966. S. 243. Herlemann Beatrix, Kommunalpolitik der KPD im Ruhrgebiet 1924-1933. Wuppertal, 1977. 134 s.; Luntowski Gustav, Kleine Geschichte des Rates der Stadt Dortmund. Dortmund, 1970, 165 s.; Wittmaye L. Die Weimarer Reichsverfassung. Neudr. der Ausgabe Tübingen 1922. Aalen, 1974. 478 s.; Zaske E. Der föderative Gedanke in der Weimarer Reichsverfassung und deren Revision nach föderalistischen Gesichtspunkten. Jena, 1925. 78 s.; Zorn Ph. Die deutsche Reichsverfassung. 2. Aufl. Leipzig, 1913. 128 s.
Так что также неудивительно, что Пауль Хирш, будучи премьер-министром Пруссии, проявлял живой интерес к местным политическим отношениям и с ссылкой на то, что Пренцлау его родной город и его родной округ оказывал влияние на назначение руководителя окружного управления.
В Берлине Пауль Хирш сначала посещал частную школу, а затем в 18791888 гг. гимназию «У серого монастыря», знаменитую старинную школу учености, в которой учились такие деятели, как Шадов, Шинкель, Ян и Бисмарк.
Мать, вдова с многими детьми, не хотела, чтобы сын здесь оставался до получения среднего образования, но директор ее уговорил. Его главный аргумент был таков: у парня светлая голова, из него будет толк12.
После получения в 1888 году среднего образования Пауль Хирш учился в Берлинском университете. Несколько семестров он изучал медицину. Но затем переметнулся на политическую экономию и именно по ней получил диплом. Так как он от матери не получал денег, на свое содержание пришлось зарабатывать самому. Очень помогли работа стенографом в ландтаге и писательская деятельность. Он писал учебники по стенографии и статьи в специализированные стенографические журналы, а с 1896/97 гг. работы по криминологическим проблемам. В своей первой книге «Преступления и проституция как проявления социальных болезней» он полемизирует с тезисом о «врожденных преступниках» и доказывает с помощью статистического и научного материала, практических примеров, которые он наблюдал в зале суда, значение экономических, семейных и школьных отношений для возникновения и развития криминального поведения или проституции. В этом первом обширном сочинении Пауля Хирша прослеживались большая человеческая и социальная чувствительность и ярко выраженное отстаивание справедливости, которые вызывались глубокой нищетой широких слоев населения. Только для уточнения того, какой масштаб приобрела нужда лишь в одном Берлине: здесь в 1894 году были обречены по причине нищеты 8622 мужчин и по причине бездомности 2711 мужчин. 9251 нищих и 8072 бездомных подверглись полицейскому аресту. Число про-
13
ституток было трудно подсчитать, оно составляло много тысяч . Ужасающей была убогость жилья, о которой Хирш писал в нескольких работах, которая убедительно показана в картинах художника Хайнриха Цилеса14.
Он с этими проблемами дискутировал не только теоретически в книгах, но и на практике. «Готовность к социальной помощи была его неизменным кредо и
12 Hirsch P. Was bedeutet der Weg zum Sozialismus? Berlin, 1919. S. 13-43.
13 Hirsch P. Verbrechen und Prostitution als soziale Krankheitserscheinungen. Berlin, 1897. S. 65, 69, 76, 98.
14 Hiersch P. Das Kommunalprogramm der Sozialdemokratie Preußens. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1911. S. 56-98.
он также привлекал к готовности помочь свою семью»15, - вспоминала его дочь. Не только сам Хирш долгие годы был занят заботой о благотворительности, но также его жена и дочери. Жена и дочери работали на общественных началах либо в качестве основного занятия по уходу за молодежью. Можно, пожалуй, с основанием предполагать, что одним из мотивов для вступления в СДПГ, которое Хирш осуществил в 1890-х гг., была сильная чувствительность к социальным болячкам. Его деятельность в качестве стенографа ландтага сыграла свою роль. Он смог непосредственно и интенсивно наблюдать прусскую политику и оттачивать свое политическое сознание, что его, возможно, привело к решению самому быть активным в СДПГ16.
Следует также упомянуть, что Хирш играл видную роль в студенческом движении 1890-х гг. и находился под влиянием Христофа Моритца фон Эгиди и Георга фон Пицики, от которых исходили культурно-критические течения. Эти течения прочно вошли в мировоззрение Хирша. К сожалению, оба мыслителя сегодня полностью забыты, хотя, прежде всего, сочинения Эгиди были тогда широко распространены. Благодаря публицистическому творчеству и организациям, таким как «Германское общество этической культуры», они стремились к обновлению религиозных и моральных ценностей и оказывали также
17
влияние на движение за мир .
Хирш сам свидетельствует, что он в 1890-е гг. принадлежал к кружку Лео Аронса, в котором собирались для непринужденных дискуссий по политическим вопросам рабочие, торговцы, студенты высших учебных заведений. Лео Аронс был видным физиком, известным также по его собственным изобретениям. За свои симпатии к СДПГ ученый имел серьезные неприятности. На основании специально принятого закона прусское правительство в 1900 году лишает его квалификации приват-доцента. И это при том, что университет предлагал назначить его профессором, принимая во внимание его неоспоримые научные заслуги. В кружке Аронса Хирш познакомился также с социальным политиком и приват-доцентом политической экономии Игнацем Ястровым. Политически Ястров стоял скорее ближе к либералам. Его программа, которая, прежде всего, включала борьбу за всеобщее избирательное право и за социальные реформы, была охарактеризована им как «социал-либеральная». Хирш позднее писал, что он воспринял в кружке Аронса и особенно от Ястрова многие инициативы, которые были важны для него в работе в прусском парламенте и в деятельности на посту премьер-министра. Фактически основные линии политики Хирша бы-
15 Hamburger E. Juden im öffentlichen Leben Deutschlands. Regierungsmitglieder Ernest, Beamte und Parlamentarier in der monarchistischen Zeit 1848-1918. Tubingen, 1968. S. 123.
16 Там же.
17 Wegscheider H. Weite Welt im engen Spiegel. Erinnerungen. Geleitwort und Anmer-kungen von Susanne Suhr. Berlin, 1953. S. 345-367.
ли также основными линиями политики Ястрова: борьба за избирательную реформу и за социальную реформу18.
Но что также могло быть для Хирша мотивом для вступления в СДПГ, так это слишком большое личное мужество, так как легализация СДПГ в 1890 году еще ни в коем случае не означала, что она отныне была принята политически и социально. Она была сильно поражена и оклеветана. Тот, кто ее признавал, становился вместе с тем вне буржуазного общества.
Пауль Хирш как журналист и писатель был, по крайней мере, в меньшей степени зависим от внешнего давления. Хотя этот человек позднее оставил свою писательскую деятельность в отличие от политической, он определенную часть своей жизни все еще теоретически разрабатывал и представлял проблемы практической политики в многочисленных статьях и книгах. На сегодняшний день известны лишь 7 самостоятельных названий соответствующих книг, которые написал или издал Хирш.
Важнейшая веха в политической карьере Хирша отмечена 1900 годом, когда он стал городским советником в Шарлоттенбурге. Тогда это был самостоятельный город и существенно больший, чем нынешний городской район Берлина Шарлоттенбург. Наряду с весьма эффективной деятельностью в качестве депутата прусского земельного парламента в 1908-1932 гг. Хирш проявил себя как выдающийся специалист в области коммунальной политики. Четверть века (в 1900-1921 гг. в качестве городского советника и в 1921-1925 гг. в качестве заместителя бургомистра Шарлоттенбурга) он посвятил себя коммунальной политике в Берлине и был инициатором коммунальной реорганизации и создания Большого Берлина. Свою политическую карьеру он потом закончил в 19251932 гг. как бургомистр города Дортмунд, и здесь он вновь провел административно-территориальную реформу. При этом Хирш писал и издавал основополагающие труды на предмет социал-демократической работы в общине и постоянно сотрудничал в коммунально-политических специализированных журналах19. Ко времени, когда Пауль Хирш вступил в СДПГ, ее положение в земле и общинах определялось, прежде всего, дискриминационными конструкциями избирательного права, которые препятствовали участию в политическом волеизъявлении неимущих слоев населения. Еще Бисмарк говорил: «В Пруссии самая убогая из всех избирательных систем»20. Это было трехклассное избирательное право. Вес голосов напрямую зависел от налоговых поступлений. К чему это вело? Например, на выборах в ландтаг 1903 года социал-демократы набрали 311.000 голосов, но не получили ни одного мандата. И это в то время,
18 Hiersch P. Jastrow als Politiker // Sozial-politische Studien, Festgabe ftir Ignaz Jastrow zum 70. Geburtstag. Berlin, 1929. S. 65-76.
19 Hiersch P. Gemeindesozialismus. Eine Kursusdisposition. Berlin, 1924. 111 s.
20 Hiersch P. Unter dem elendsten alter Wahlsysteme. Berlin, 1906. S. 78.
когда консерваторы, получив только на 13.000 голосов больше, то есть 324.000 голосов, гарантировали себе 143 мандата. Не удивительно, что при такой избирательной системе на выборы шло менее четверти имевших право голоса. В связи с такой ситуацией СДПГ на своем Кельнском съезде решила не участвовать в выборах в прусский ландтаг, все члены партии должны были оставаться вне выборов21.
В кружке Аронса это решение вызвало жесткие дискуссии. Аронс был за участие в выборах. Хирш разделял его мнение. Позднее он так аргументировал свою позицию в «Руководстве по участию социал-демократов в выборах в ландтаг»: «Пруссия стала для социал-демократов прямо-таки чужой землей, и
никто не приветствовал пролетарское неучастие так, как господствующая реак-
22
ция» . На парламентской трибуне он заявил, что социал-демократия недооценила возможности прусского ландтага и что для пробуждения масс в целях преодоления политической отсталости Пруссии нет лучшего средства, чем участие в выборах. С такими взглядами Хирш оказался в полной изоляции в берлинской парторганизации. Так продолжалось до тех пор, пока на съезде СДПГ в Майнце в 1900 году не было принято решение об обязательном участии в выборах во все ландтаги. Правда, надежды Хирша на «непредвиденные возможности» трехклассного избирательного права при высокой явке избирателей в долгосрочной перспективе оправдались только частично.
Итоги выборов в ландтаг для СДПГ в плане полученных мандатов были таковы: 1908 год - 7 мандатов, 1913 год - 10 мандатов. Это, конечно, позитивный факт. Но, с другой стороны, здесь отчетливо прослеживались границы предложенной Хиршем стратегии, так как СДПГ получила только эти немногие мандаты, хотя она с 23,87 % голосов стала сильнейшей партией Пруссии. Напротив, Центр с 19,91 % голосов получил 104 мандата, и консерваторы с всего лишь 14,15 % голосов даже 152 мандата. Нужно еще отметить, что благодаря парламентской борьбе невозможно было ликвидировать трехклассную избирательную систему. Она оставалась - и это кажется удивительным по современным меркам - в силе до октября 1918 года и исчезла лишь вследствие военного поражения Германии, причем подавляющее большинство депутатов прусского
23
ландтага до самого последнего момента противились какой-либо реформе .
Фракция социал-демократов продемонстрировала потрясающую активность. Она откликалась на все обсуждаемые в ландтаге вопросы. Членам фракции пришлось действовать в условиях открытой враждебности со стороны аб-
21 Там же.
22 Hiersch P. Der preußische Landtag. Handbuch für Sozialdemokratische Landtagswähler. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1913. S. 78.
23 Hiersch P. Der Weg der Sozialdemokratie zur Macht in Preußen. Stolberg Verlag, Berlin, 1929. S. 167-168.
^МЭТОДА
__| Ргоушае
солютного большинства депутатов, создававших для них большие препятствия. Фракция социал-демократов стойко переносила эти трудности.
С 1911 года Пауль Хирш был председателем фракции, так как он был «самым умным и самым спокойным», «самым благоразумным и самым хладнокровным», и поэтому стал «признанным лидером» группы. Конечно, можно сказать, что Хирш знал парламентскую деятельность благодаря своей профессиональной работе, и уже только поэтому никто иной не мог быть предложен. К этому следует добавить блестящие качества интегратора, которые надо было постоянно проявлять для поддержания равновесия, для оперативного урегулирования споров между правым и левым течениями во фракции. Особенно в первые военные годы Пауль Хирш стремился воспрепятствовать расколу группы, угроза которого возникла из-за вопроса о германских военных целях. Достижение Хиршем мучительных компромиссов трактовалось некоторыми товарищами как проявление слабости, нерешительности. Наконец, стало больше невозможным наводить мосты между противоположными позициями, например, между такими политическими деятелями, как Карл Либкнехт и Отто Браун. Между этими позициями образовались непреодолимые политические рвы. Пауль Хирш признал, наконец, свою принадлежность к правому крылу фракции после того, как убедился, что именно это крыло придерживается правильных взглядов по вопросам, связанным с оценкой военных целей Германии и ее готовности к миру. Вместе с тем произошел раскол. Левые социал-демократы образовали свою собственную фракцию, причем большая их часть с течением времени поменяла партийность, вступив в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ).
Хиршу как лидеру группы большинства в СДПГ неизбежно выпадала руководящая роль в прусской политике, когда СДПГ благодаря Ноябрьской революции 1918 года пришла к власти. Он был, конечно, исключительно скромным, не стремился быть на переднем плане, занимать высокие должности. В воспоминаниях Хирша об этих событиях отчетливо прослеживается политическое мировоззрение этого человека: «Взятие на себя правительственной ответственности социал-демократами произошло 12 ноября 1918 года в 11 часов утра. Мы - кроме меня Хайнрих Штребель, Ойген Эрнст, Адольф Хоффманн и Отто Браун - заявили вице-президенту государственного министерства по поручению исполнительного комитета Совета рабочих и солдат, что мы уполномочены взять на себя государственное управление в Пруссии и не встретили никакого сопротивления. Господин доктор Фридберг признал, что фактическая власть находится в руках Исполкома совета, и он вынужден с этим считаться. Он посчитал деятельность на своем посту оконченной и ушел с государственной
24
службы» . В воспоминаниях Хирша ничего не сказано о напряжении и беспокойстве ноябрьских дней, скорее чувствовалось удовлетворение от того, что «передача политической власти» происходила в спокойствии и порядке. Хирш был уже 9 ноября уполномочен Эбертом и прусским министром внутренних дел поддерживать «спокойствие и порядок» в Большом Берлине - необычное «революционное» поручение. По образцу Совета Народных Уполномоченных прусское революционное правительство возглавлялось тремя представителями от НСДПГ и тремя представителями от СДПГ. Пауль Хирш до 25 марта 1919 года руководил одновременно с государственным министерством (как премьер-министр) и министерством внутренних дел. Нужно особо отметить, что внутренние противоречия между обоими политическими направлениями в рабочем движении были слишком велики для того, чтобы правительство продержалось длительный срок. По версии Хирша главное расхождение было таким. СДПГ большинства считала, что политическое переустройство Пруссии следует по существу оговорить во время работы законодательного собрания. Независимцы были за немедленные политические и экономические преобразования, не дожидаясь созыва законодательного собрания25.
Как могут быть ныне описаны основные линии политики Хирша как прусского премьер-министра? Прежде всего, у него было стремление, как можно скорее заложить конституционную основу под качественно новые реалии, создать предпосылки для созыва законодательного земельного собрания, чьей задачей будет «создать из обломков старой юнкерской Пруссии новую народную Пруссию» и «дать этой Пруссии прочную государственную реформу». Итак, Хирш строго мыслил фундаментальными государственно-правовыми категориями и выразительно связывал свое политическое поведение с принципами самоопределения и обеспечения свободы.
Многие годы в своей прежней жизни он боролся за демократическое избирательное право. Сейчас, когда оно было достигнуто, он был готов непременно защищать беспрепятственное выражение народного волеизъявления посредством выборов, но также противостоять нападкам радикальных групп в собственных или близко стоящих рядах. После того, как в рейхе в 1912 году, в Пруссии в 1913 году были, наконец, избраны представители партии, руководство СДПГ большинства не хотело осуществлять фундаментальные изменения без предшествующей легитимации благодаря воле избирателей. Для своей цели - максимально способствовать абсолютно свободному волеизъявлению избирателей -СДПГ была даже готова отказаться от такого преимущества текущего момента,
24 Werner Angress T. Juden im politischen Leben der Revolutionszeit // Werner E. Mosse (Hg.), Deutsches Judentum in Krieg und Revolution 1916-1923. Tubingen, 1971. S. 196-197.
25 Osterroth F. Biographisches Lexikon des Sozialismus. Bd. I: Verstorbene Personlichkeiten. Hannover, 1960. S. 11 f.
которое давало ей революционное движение при проведении таких мероприятий. Социал-демократическое руководство чувствовало себя скорее в роли «конкурсного управляющего» старой системы, который оставляет в стороне свои политические представления о целях, пока не отдаст свой мандат в руки законного представительства народа.
В соответствии с этими принципами в первую очередь проводились мероприятия, которые делали возможным политическое волеизъявление с преодолением пережитков прошлого. Уже в конце декабря 1918 года вышло распоряжение о выборах в прусское законодательное собрание. Оно было избрано 26 января 1919 года, т.е. через неделю после выборов в Учредительное Национальное Собрание. Точно так же были распущены общинные и районные органы, которые не были сформированы на основании свободных выборов и стали возможны их новые выборы по демократическому избирательному праву. Распоряжения о конфискации семейных владений, отмене введенных перед 9 ноября 1918 года дисциплинарных взысканий и возможности отправлять во временную отставку политически ангажированных государственных служащих дополнили работу правительства.
Глава правительства приветствовал депутатов прусского земельного законодательного собрания следующими восторженными словами: «Старая Пруссия ушла навсегда. Повстает новая Пруссия ... и никакая сила в мире не будет в состоянии уничтожить великие демократические завоевания революции. Вам предстоит грандиозная задача построить новую Пруссию. Задачи Пруссии еще не решены. В прежнее время был силой скован рейх. Он должен служить духом свободы, порядка и труда германской нации и ее будущему мирному величию. Старая Пруссия мертва, да здравствует новая Пруссия!"26.
Как выглядели общественные преобразования, которые социал-демократия постоянно прокламировала и которые ожидали от нее ее сторонники?
Почитаем, например, воззвание прусского правительства от 13 ноября 1919 года. Слова «революция» там не встретишь. Слово «социализм» встречается только один раз и это в связи, которая не имеет ничего общего с отношениями собственности. Правда, присутствовало требование об «обобществлении подходящих для этого крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий», но оно было сформулировано туманно и не имело реальной значимости.
Эту программу едва ли можно считать социалистической. Требования направлены преимущественно на создание политической демократии, реформы в образовательной сфере и подобные мероприятия и не на преобразования эко-
26 Hiersch P. Der Weg der Sozialdemokratie zur Macht in Preußen. Stolberg Verlag, Berlin, 1929. S. 214.
номики. Удивительно уже то, что «независимые» официально разделяли эту программу, в которой однозначно доминировали позиции СДПГ большинства.
Вскоре в 1921 году увидела свет работа Пауля Хирша о политических целях его партии. Здесь политик и государственный деятель делает различие между ежедневной борьбой за улучшение положения рабочего класса с помощью законодательства и конечной целью: преодолением классовых противоречий путем ликвидации классов.
Конечно, пока он не видит иной возможности, чем удовлетворять злободневные требования. Хирш в своих политических речах и заявлениях все еще указывает на катастрофическое продовольственное положение, нужду масс, прежде всего в городах и на срочную необходимость восстановить экономику. Исходя из своего глубокого ощущения социальной ответственности, он хотел избавить народ от продолжения его страданий, и это стремление определяло политику, прежде всего, также обработку монархически настроенных служащих.
Но с другой стороны, отказ от каких-либо мероприятий по социализации в высокоиндустриальных центрах на западе Пруссии или от земельной реформы на сильно насыщенных крупными землевладениями частях восточной Пруссии необязательно улучшал экономические предпосылки. По крайней мере в рейнско-вестфальском индустриальном регионе разочарование рабочего класса отсутствием социализации шахт, а также дальнейшим политическим развитием вообще привело к стачкам или пассивному отречению, и часть рабочего класса отчуждалась от социал-демократии и республики.
Другое решение этого вопроса исключалось для Хирша не только его пониманием конституции и легитимации. Профсоюзы, имперский конгресс советов, Совет Народных Уполномоченных пока отказывались от социализации, которая могла быть только единой для рейха. Наконец, это едва ли было возможно осуществить внешнеполитически, прежде всего, из-за мощного французского сопротивления. К этому надо добавить и то, что показал исход выборов в Национальное собрание и в прусское земельное собрание. Соответствующий вывод выглядит так: требования о социализации не находят поддержки большинства, так как СДПГ и НСДПГ в Пруссии с 36,3 и 7,4 % голосов оставались в меньшинстве, т.е. противники социализации имели однозначно меньшинство. Как видим, мотивированный государственно-политически отказ от социализации представлялся правильным также из властно-политических оснований, так как такое фундаментальной значимости мероприятие невозможно было проводить без поддержки большинства27.
27 Osterroth F. Biographisches Lexikon des Sozialismus. Bd. I: Verstorbene Persönlichkeiten, Hannover, 1960. S. 11.
Политику Хирша можно оценить в смысле упомянутого выше определения Ястрова как социал-либеральную. Либеральную за непременное уважение конституционности и правовой государственности и социальную за сильное подчеркивание компонентов государственной благотворительности, как они проявились в плане по введению в региональную властную структуру министерства общественного вспомоществования, в принятии законов об охране труда, в совершенствовании жилищной и поселенческих сфер, школьной сферы и многих других, в которых благодаря малым шагам должно было улучшиться положение слоя, чувствующего ущербность своих интересов. Эта политика формировалась на широком консенсусе и - что было необходимо вследствие слабости левых - на компромиссе с буржуазными партиями. Это был путь, по которому социал-демократия Запада должна была пойти после Второй мировой войны.
Преследуемая Хиршем цель - повышение жизненного уровня материально нуждавшихся классов, а не только рабочего класса, - была достигнута частично в условиях, когда в земле царили «порядок и безопасность». Хирш поэтому видел большую опасность, которая исходила от крайних левых, которые хотели и «дальше заниматься революцией». Для него эти силы были «насильственно действующим преступным меньшинством, полностью неспособным в реально-политическом смысле», которое со своей концепцией всеобщей политической стачки ввергало нацию в хаос. Хирш видел «историческую миссию» своей партии в том, чтобы это предотвратить. Должна была неукоснительно соблюдаться принятая благодаря революции конституция. Чтобы это обеспечить, Хирш опирался на прочный авторитет своего правительства и был готов при этом брать в расчет риски. Когда президент берлинской полиции, член НСДПГ Эмиль Эйх-горн после выхода членов НСДПГ из прусского правительства больше не признавал прусское министерство внутренних дел законно действующим органом,
Хирш распорядился уволить Эйхгорна и вызвал берлинские уличные бои в ян-
28
варе 1919 года .
Можно ли было, наконец, избежать гражданской войны, и какие принципиальные альтернативы германской и прусской политики тогда существовали, -это вопрос, который дискутируется учеными-германистами до настоящего времени. Длительное время в историографии господствовал тезис о том, что в революции 1918/1919 гг. существовала ясная альтернатива: социальная революция в союзе со стремившимися к пролетарской диктатуре силами или парламентская республика в союзе с консервативными силами, такими как старый офицерский корпус. Со временем этот тезис существенно модифицировался, но он соответствовал тогдашней точке зрения Хирша и всего руководства СДПГ в
28 RosenbergA. Geschichte der Weimarer Republik. Frankfurt, 1961. 16. Aufl. 1974. S.9.
32 Журнал региональной истории 2017 • Т. 1 • № 2 http://hpchsu.ru
рейхе и в Пруссии. Хирш видел социал-демократию в функции исполнителя жесткой, но неизбежной исторической необходимости. Он свидетельствовал, что прусскому правительству трудно далось то, что оно вынуждено было от-
29
клонить требования рабочих по зарплате «с учетом всего государства» . Политик и государственный деятель признавал: «Мы осознавали, что ярость обманувшихся в своих надеждах масс с двойной и тройной силой направлялась против их братьев по классу. Но ни угрозы, ни поругания не могли и не должны были удержать нас от того, чтобы выполнять наш долг. Нам не была свойственна любая любовь к благосклонности масс»30. Последнее предложение не содержит «презрения» к массам, но содержит идеалистическое, строго объективное понимание собственной политической роли Паулем Хиршем.
Густав Носке позднее «с удовлетворением» вспоминал, что Хирш был его соратником, который не поддавался истерическому мягкосердечию некоторых людей и мужественно участвовал в том, чтобы по возможности полнее восстановить порядок в Пруссии и в рейхе. И все же те факты, которыми располагает автор настоящей статьи, наводят на следующую мысль: Хирш, пожалуй, оценивал события того времени несколько иначе, чем Носке. В военной поддержке правительства кайзеровскими офицерами он разглядел «трагедию», в случае с Эйхгорном и январскими боями «катастрофу». Он говорил о том, что социал-демократия должна была нести ответственность за то, чтобы Германия оставалась единым рейхом. Для подъема германской экономики и благополучия германского народа реакция объединится против социал-демократии и нанесет ей поражение.
Здесь явно проступает в качестве основной пессимистическая, критическая нотка в размышлениях Хирша. Он также дает соответствующую оценку сил политических правых в Германии. Из этого можно сделать вывод, что революционные правительства в рейхе и в Пруссии стремились как можно оперативнее позаботиться о том, чтобы гарантировать демократические завоевания и ограничить власть монархических сил. Многократно критиковалось главное упущение и Совета Народных Уполномоченных, и правительства Хирша. Смысл этого упущения таков: не удалось заложить солидный базис под парламентскую демократию посредством политического контроля или последовательной кадровой политики в рейхсвере, юстиции, управлении, социализации тяжелой промышленности и аграрной реформы на германском Востоке. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов то обстоятельство, что Хирш переоценил чувство долга и лояльность со стороны старых государственных служащих. К тому же
29 Erdmann K.D. Die Geschichte der Weimarer Republik als Problem der Wissenschaft // Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte 3. 1955. S. 4.
30 Там же. S. 6.
сложная государственная машина должна была продолжать работать. Этого невозможно было достичь при моментальном освобождении от старых кадров госслужащих, на стороне которых были и опыт, и компетентность. На деле абсолютное большинство данных лиц мыслило категориями ушедшей эпохи31.
Следует назвать также некоторые важные проблемы, которые Хиршу пришлось решать на посту прусского премьер-министра. Во-первых, Версальский договор, в котором для Хирша и других членов его правительства не давалось никаких уступок. Ведь Пруссия была по этому договору наиболее ущемлена из всех германских земель. Он казался Хиршу невыполнимым, премьер-министр также чувствовал себя в своем восприятии справедливости и в своем национальном чувстве сильно ущемленным. Хирш считал, что подписан мир не с позиции согласия и справедливости, что враг навязал мир с позиции силы, который вынудил германский народ подписать себе смертельный приговор. Он предсказывал, что из-за такого договора не будет спокойствия, прольются реки крови и слез. Итак, Хирш думал однозначно национально, но не националистически. Он не находил также понимания со сторонниками подписания Версальского договора. Но одновременно у него был «прусский» мыслительный прообраз, не в смысле «Пруссии прошлого», а в смысле «свободного государства» Пруссии. Политик и государственный деятель решительно противостоял попыткам раскалывать Пруссию или поделить ее на части, как это предлагал «отец Веймарской конституции» Хуго Пройс. Планы Пройса соответствовали традиционному требованию социал-демократии об упразднении отдельных германских государств и создании единой республики. В первые дни революции влиятельные органы - Исполком имперского Совета и Совет Народных Уполномоченных - явно не решались дать однозначный ответ на следующий вопрос: нужно ли устанавливать суверенитет, верховенство прусского правительства и тем самым предрешать существование Пруссии как самостоятельного государства? Поэтому правительство Хирша было образовано на 3 дня позже, чем новое имперское правительство, т.е. 12 ноября 1918 года32.
Реакция Хирша на намерение переустройства рейха была тактически искусной: в соответствии с социал-демократической традицией он сразу же заявил о принципиальной готовности преобразовать Пруссию в полностью демократическую часть единой народной республики. С другой стороны, он настойчиво предостерег от негативных последствий раздробления Пруссии на недееспособные и безжизненные карликовые образования. Трудно оценивать, в какой мере вхождение в единую народную республику вообще мыслилось как
31 RosenbergA. Geschichte der Weimarer Republik. Frankfurt, 1961. 16. Aufl. 1974. S. 57.
32 Там же. S. 202-203.
реальная альтернатива, так как Хирш смог сделать эту уступку безопасной. Дело в том, он связал ее с условием, что к этому будут в равной степени готовы южногерманские государства, что, как известно, не имело места. «В то время как Пруссия, вступившая на путь бескомпромиссной борьбы с монархическим наследием Гогенцоллернов, идентифицировала себя с оплотом демократии и национального единства, политическая элита Баварии открыто симпатизирова-
33
ла монархистским идеям и энергично защищала региональные интересы» .
В борьбе за единство прусского государства правительство противостояло сепаратистским движениям. Они были радикальными на границах земли в Рейнской области, Северной Марке, Верхней Силезии. «Умеренные формы сепаратизм приобрел в Восточно-прусской провинции, которая с подачи обер-президента А. Виннига (СДПГ) добивалась финансово-экономических и торговых преференций, «исключительной» административной автономии и легализации отрядов самообороны»34. Правительство преследовало цель обеспечить территориальную целостность прусского государства и предотвратить его дробление. То, что это в некоторых областях не удалось, не его вина, а следствие Версальского договора, против которого оно так упорно боролось.
В качестве министра внутренних дел буквально через пару дней после занятия этой должности глава правительства выступил с инициативой объединения с Берлином всех прилегавших к нему городов и общин с целью создания Большого Берлина. Цель была достигнута, и Хирш вошел в историю как «отец Большого Берлина».
Путч монархически настроенных сил во главе с Каппом и Лютвицем в марте 1920 года стоил Хиршу и многим другим членам прусского правительства их должности, таким как министр внутренних дел Хайне и министр финансов Зю-декум. Базис социал-демократической партии упрекал их в слишком больших встречных шагах по отношению к путчистам. Хирша упрекали в том, что его правительство вело переговоры с путчистами. Хирш это решительно отвергал. Конечно, были контакты, но не переговоры между путчистами и вице-канцлером Шиффером, представлявшим Немецкую демократическую партию. Было также подключение к этим контактам и правительства Хирша. Мотивы со стороны правительства Хирша были таковы: избежать совершенно ненужного кровопролития, опасных последствий распространения или продолжения всеобщей стачки, а именно: колоссального экономического ущерба и, прежде всего, радикализации рабочих. Хирш пытался добиться отставки Каппа и в вопросе об амнистии участников был готов к встречному движению, но не более того. Наконец, будучи верными исторической правде, мы не должны замалчивать
33 Субботин О.Г. Указ.соч. С. 70.
34 Там же. С. 71.
тот факт, что именно Хирш срочно посоветовал правительству Бауэра и рейхс-
35
президенту Эберту остаться в Берлине и не бежать перед путчем .
После отставки с поста премьер-министра Хирш еще почти год поработал государственным секретарем в министерстве благотворительности и потом вернулся к коммунальной политике в качестве заместителя бургомистра Шар-лоттенбурга. Следует также упомянуть, что отставленные члены правительства отказывались от своей пенсии.
Преемник Хирша на посту премьер-министра - Отто Браун, - ранее занимавший пост министра сельского хозяйства. Он перенял в своем правительственном заявлении программу своего предшественника и заверил, что будет со всей силой проводить ее в жизнь. Это доказывает, что проблемы правительства Хирша вытекали не из собственной концептуальной слабости, а объективно обосновывались в ситуации.
Завершающий этап политической карьеры Пауля Хирша имел в качестве своей содержательной стороны семилетнюю деятельность в качестве бургомистра Дортмунда. Не испытывая острой конкуренции, он был приглашен на эту должность как известный специалист по коммунальной политике и, конечно, с учетом опыта по созданию Большого Берлина. Можно однозначно утверждать, что для него было нелегким шагом направляться в незнакомый город, который, прежде всего, вследствие оккупации Рура вынужден был бороться с тяжелейшими социальными проблемами. Например, безработица вплотную приблизилась к 90 %. 22 июля 1925 года Хирш был избран бургомистром. За него подали свои голоса СДПГ, НДП, КПГ и Партия жертв войны. В то время как КПГ только соглашалась на сложный компромисс, так как она - по ее собственному заявлению - должна была доказать рабочим, что социал-демократ не мог быть представителем рабочих. Партия жертв войны голосовала принципиально, горячо поддерживая соответствующую кандидатуру, потому что Хирш как вице-бургомистр Шарлоттенбурга постоянно проявлял большую заботу об инвалидах войны. Объединенные правые партии и Центр, напротив, выдвинули возражения против избрания Хирша, так как, по их мнению, напряженное финансовое положение города не позволяет иметь еще одного получающего жалованье члена магистрата, а Хирш как депутат ландтага должен будет слишком много времени проводить в Берлине.
Коммунальная территориальная реформа, которую Хирш считал первоочередной задачей, осуществлялась им в теснейшей связке с обер-бургомистром доктором Эрнстом Эйхгоффом. Почему надо было спешить с реформой? Тер-
35 Erger J. Der Kapp-Luttwitz-Putsch. Ein Beitrag zur deutschen Innenpolitik 1919/20. Hrsg. von der Kommission fur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien. Dusseldorf, 1967. S. 347-349.
ритория, которая экономически образовывала единство, не могла политически распадаться на различные районы. К этому следует добавить градостроительную точку зрения, так как благодаря включению сельских общин в состав общины города стали возможны многие перспективные застройки. В 1928 году в городскую общину Дортмунда вошли двадцать две сельские общины, вследствие чего население города выросло с 325.000 до более 500.000, и по площади он стал вторым в Германии .
Как депутат ландтага и бывший премьер-министр Пруссии он использовал свои обширные связи с прусским правительством для решения задач, стоявших перед городским руководством. Жители Дортмунда это знали и позитивно оценивали. Благодаря Хиршу в Дортмунде появились Педагогическая академия, Институт физиологии труда, глазная клиника. Он смог помочь в чрезвычайно сложных ситуациях, когда в годы мирового экономического кризиса было ар-хисложно раздобыть деньги для благотворительности или когда была угроза закрытия театра. Как Второй Бургомистр он был ответственным за все учреждения искусства и науки, библиотеки, театры, транспортное ведомство, ведомство печати, статистическое ведомство и автоматическую телефонную станцию. У сотрудников вызывали восхищение его деловитость, спокойствие, скромность в общении.
Деятельность Хирша в Дортмунде должна была закончиться в ноябре 1933 года по достижению им 65 лет. Но на год раньше, 1 ноября 1932 года он подал заявление на получение пенсии. Главная причина - серьезные проблемы со здоровьем. Вполне возможно, что сказались и набирающий силу национал-социализм, и нарастание антисемитских настроений в обществе37.
30 января 1933 года грянул политический Чернобыль в Германии. К власти пришли зоологические антисемиты во главе с Гитлером. Еврей Хирш сполна ощутил ту драму, которую переживали его соплеменники в условиях господства национал-социалистов. Для них евреи были низшей расой, чье место на обочине общества. 1 августа 1940 года Хирш уйдет из жизни, находясь в поистине катастрофических материальных условиях38.
Выводы
Имя Пауля Хирша занимает чрезвычайно важное место в истории германской региональной политической элиты. Он весьма солидно профилировал себя на крутых поворотах истории. Удивительное политическое чутье, мощный ин-
36 Hirsch P. GroB-Dortmund // Die Heimat. Monatsschrift fiir Land, Kunst und Volk in Westfalen und am Niederrhein, Zeitschrift des Westfalischen Heimatbundes. 10. Jg, Juni 1928. S. 162 ff. 13.
37 Luntowski G. Kleine Geschichte des Rates der Stadt Dortmund. Dortmund, 1970. S. 55.
38 Braun L. Memoiren einer Sozialistin. Berlin, 1956. Bd. lll. S. 89.
теллект, выдающийся ораторский дар, феноменальная работоспособность, постоянное стремление ни на йоту отступать от нравственного измерения политики выдвинули его в число региональных политиков и государственных деятелей, наиболее востребованных германским обществом.
Как первый прусский премьер-министр после Ноябрьской революции 1918 года, он активно участвовал в создании новой Пруссии. Хотя поставленная революционерами высокая цель «превратить Пруссию из самого политически отсталого в самое свободное и самое прогрессивное государство мира» в период его нахождения у власти была осуществлена только частично, и он после 1933 года вынужден был даже переживать, как легко были ликвидированы «великие демократические завоевания революции», которые считал непоколебимыми; нужно все же признать, что его концепция новой «народной Пруссии» была единственным реальным проектом для будущего этого государства. Если бы эти представления о целях были бы тогда осуществлены, это не привело бы к исторической катастрофе, вследствие которой среди прочего было прекращение существования прусского государства.
Список литературы
1. Евдокимова Т.В. Трансформация правящей политической элиты Веймарской Германии (на примере рейхсканцлеров и состава их кабинетов.): дис. ... д-ра ист. наук. Волгоград, 2012. 688 с.
2. Пауль Хирш // Циклопедия. URL: cyclowiki.org/wiki/Пауль_Хирш. Дата обращения: 31.01. 2017.
3. Субботин О.Г. Трансформация веймарской модели федерализма в Германии (ноябрь 1918 - февраль 1934г.): дис. ... д-ра ист. наук. Минск, 2015. 315 с.
4. Angress Werner T. Juden im politischen Leben der Revolutionszeit // Werner E. Mosse (Hg.), Deutsches Judentum in Krieg und Revolution 1916-1923. Tubingen, 1971. S. 196-239.
5. Braun Lilly Memoiren einer Sozialistin. Berlin, 1956. Bd. lll. 128 s.
6. Brockhaus Handbuch des Wissens in vier Banden. Leipzig, 1921. S. 87. F. 2.
7. Erdmann K.D. Die Geschichte der Weimarer Republik als Problem der Wissenschaft // Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte 3. 1955. S. 1-19.
8. Erger J. Der Kapp-Luttwitz-Putsch. Ein Beitrag zur deutschen Innenpolitik 1919/20. Hrsg. von der Kommission fur Geschichte des Parlamentarismus und der politischen Parteien. Dusseldorf, 1967. 454 s.
9. Fischart J. (d.i. Erich Dombrowski) Das alte und das neue System. Neue Folge: Die Мйппег der Ubergangszeit. Berlin, 1920. 346 s.
10. GeiBler Georg uber Herman Nohl // Hans Scheuerl, Klassiker der Padagogik. Bd. 2. Von Karl Marx bis Jean Piaget. Munchen, 1979. 254 s.
11. Geschaftsubersicht des PreuBischen Hauses der Abgeordneten, ab 21. Legislaturperiode, Berlin, 1909. 324 s.
12. Gesetz uber die Bildung einer neuen Stadtgemeinde Berlin vom 27. April 1920, mit Einleitung von Paul Hirsch. Berlin, 1920. 51 s.
13. Gesetze des NS-Staates. zusammengestellt von Uwe Brodersen. mit einer Einleitung von Ingo von MQnch. Bad Homburg v.d.H., Berlin, Zurich, 1968. 345 s.
14. Glaser H. und Putzstuck W. Ein deutsches Bilderbuch, 1870-1918. Die Gesellschaft einer Epoche in alten Photographien. Munchen, 1982. 276 s.
15. Hamburger E. Juden im offentlichen Leben Deutschlands. Regierungsmitglieder Ernest, Beamte und Parlamentarier in der monarchistischen Zeit 1848-1918. Tubingen, 1968. 435 s.
16. Hannover Hein- rich und Elisabeth, Politische Justiz 1918-1955. Hamburg, 1966. S. 243.
17. Herlemann B. Kommunalpolitik der KPD im Ruhrgebiet 1924-1933. Wuppertal, 1977. 134 s.
18. Hiersch P. Aufgaben der deutschen Gemeindepolitik nach dem Kriege. Verlag für Sozialwissenschaften. Berlin, 1917. 172 s.
19. Hiersch P. Das kommunale Wahlrecht (mit Hugo Lindemann), Buchhandlung Vorwärts. Berlin, 1905. 117 s.
20. Hiersch P. Das Kommunalprogramm der Sozialdemokratie Preußens. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1911. 111 s.
21. Hiersch P. Der preußische Landtag. Handbuch für Sozialdemokratische Landtagswähler. Buchhandlung Vorwärts. Berlin, 1913. 112 s.
22. Hiersch P. Der Weg der Sozialdemokratie zur Macht in Preußen. Stolberg Verlag. Berlin, 1929. 276 s.
23. Hiersch P. Die Knebelung der Arbeiterklasse durch die preußische Junkerpartei. Berlin, 1899. 141 s.
24. Hiersch P. Die Sozialdemokratie im Wahlkreise Teltow-Beskow-Storkow-Charlottenburg, 5. Aufl. Berlin, 1913. 111 s.
25. Hiersch P. Die soziale Ge- setzgebung im 19. Jahrhundert. Berlin, 1902. 104 s.
26. Hiersch P. Die Verfassung des Freistaates PreuBen vom 30.11.1920. Berlin, 1921. 109 s.
27. Hiersch P. Gemeindepolitik. Erläuterungen zum Görlitzer Programm. Dietz Nachf., Berlin, 1922. 100 s.
28. Hiersch P. Gemeindesozialismus. Eine Kursusdisposition. Berlin, 1924. 111 s.
29. Hiersch P. Gesetz über die Bildung einer neuen Stadtgemeinde Berlin. Vom 27. April 1920. Mit Einleitung und Erläuterungen. Buchhandlung Vorwärts, Berlin, 1920. 127 s.
30. Hirsch P. GroB-Dortmund // Die Heimat. Monatsschrift fiir Land, Kunst und Volk in Westfalen und am Niederrhein, Zeitschrift des Westfalischen Heimatbundes. 10. Jg, Juni 1928, S. 162. Ff.13.
31. Hirsch P. Jastrow als Politiker // Sozial- politische Studien, Festgabe ftir Ignaz Jastrow zum 70. Geburtstag, hrsg. von Carl Clodius. Berlin, 1929. S. 65-76.
32. Hiersch P. Kampf gegen die Arbeiterkoalitionen. Berlin, 1899. 141 s.
33. Hiersch P. Kommentar zu den kommunalpolitischen Richtlinien der Sozialdemokra-tischen Partei Deutschlands. Berlin, 1929. 145 s.
34. Hiersch P. Kommunale Kriegsfursorge. Berlin, 1916. 154 s.
35. HierschP. Kommunale Wohnungspolitik. Berlin, 1906. 124 s.
36. HierschP. Sozial- demokratische Gemeindepolitik. Berlin, 1905. 232 s.
37. Hiersch P. Sozialismus ist Arbeit. An die deutschen Arbeiter. Ein Aufruf der Regierung (mit Otto Braun und Emil Barth). Berlin, 1919. 184 s.
38. HierschP. Unter dem elendsten alter Wahlsysteme. Berlin, 1906. 129 s.
39. Hirsch P. Verbrechen und Prostitution als soziale Krankheitserscheinungen. Berlin, 1897. 200 s.
40. Hirsch P. Was bedeutet der Weg zum Sozialismus? Berlin, 1919. 123 s.
41. Hiersch P. 25 Jahre sozialdemokratischer Arbeit in der Gemeinde. Berlin, 1908. 212 s.
42. JagterN. Gebietsreform // Rheinisch-Westfalische Zeitung vom 13.8.1925; S. 4.
43. Jastrow I. "Sozialliberal". Ein Weckruf zu den Landtagswahlen. Berlin, 1893. 123 s.
44. Karnowsky R Paul Hirsch in Biographien bedeutender Dortmunder, Menschen in, aus und für Dortmund, herausgegeben von Hans Bohrmann, Verlag des Historischen Vereins Dortmund, 1994. S.41-43.
45. Lexikon deutsch-jüdischer Autoren. Band 11. Saur, München 2002. S. 393-397.
46. Luntowski G. Kleine Geschichte des Rates der Stadt Dortmund. Dortmund, 1970. 165 s.
47. Malettke K. Hirsch, Paul // Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 9, Duncker & Humblot, Berlin, 1972. S. 76-78.
48. Miller Susanne, Ritter Gerhard A. Die Novemberrevolution 1918 im Erleben und Urteil der Zeitgenossen, Beilage 45 zur Wochenzeitung «Das Parlament». Bonn, 1968. 436 s.
49. Neue Deutsche Biographie, hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Bd. 4. Berlin, 1959. S. 76-98.
50. Osterroth F. Biographisches Lexikon des Sozialismus. Bd. I: Verstorbene Personlichkeiten, Hannover, 1960. S. 11 f.
51. Osterroth F., Schuster D. Chronik der deutschen Sozialdemokratie, Bd. I, Hannover 1963. S. 112.
52. Paul Hirsch - Wikipedia. 2017. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Paul_Hirsch. Date of access: 08.02.2017.
53. Rosenberg Arthur. Geschichte der Weimarer Republik, Frankfurt, 1961. 16. Aufl. 1974. 678 s.
54. Stadtverwaltung Dortmund. Zur Frage der An- derung der kommunalen Grenzen im Bezirk Dortmund-Horde (Verfasser: Eichhoff. Hirsch). Dortmund, 1926. 258 s.
55. Schröder Wilhelm Heinz: Sozialdemokratische Parlamentarier in den deutschen Reichsund Landtagen 1867-1933. Biographien, Chronik und Wahldokumentation. Ein Handbuch. Düsseldorf, 1995. 458 s.
56. Steinbach P. Sozialdemokratie und Verfassungsordnung, Zur Ausbildung einer liberaldemokratischen Verfassungskonzep- tion in der Sozialdemokratie seit der Mitte des 19. Jahrhunderts. Opladen, 1983. S. 40 ff.
57. Stenographische Berichte des PreuBischen Hauses der Abgeordneten, 21. Legislaturperiode. 1908/9. Berlin, 1909.
58. Stenographische Berichte uber die Verhandlungen des Preußischen Hauses der Abgeordneten ab 21. Legislaturperiode, 1908/9. Berlin, 1909. S. 89 ff.
59. Uhlitz O. Zur Geschichte des Berliner Bezirksverfassungsrechts. Eine RQckschau unter besonderer Berücksichtigung Charlottenburgs. In: Von der Residenz zur City. 275 Jahre Charlottenburg, hrsg. von Wolfgang Ribbe. Berlin, 1980. S. 318-387.
60. Wachenheim H. Vom GroBburgertum zur Sozialdemokratie. Memoiren einer Reformistin. Berlin 1973. 458 s.
61. Wegscheider H. Weite Welt im engen Spiegel. Erinnerungen. Geleitwort und Anmerkungen von Susanne Suhr. Berlin, 1953. 565 s.
62. Wininger S. GroBe Judische Nationalbiographie. Bd. 3. Cemaufi, 1928.
63. Winkler H.A. Die Sozialdemokratie und die Revolution vom 1918/19, Ein Ruckblick nach sechzig Jahren. Berlin, Bonn, 1979. S. 43 ff.
64. Winterfeldt L. von Geschichte der freien Reichs- und Hansestadt Dortmund, Dortmund, 6. Aufl. 1977. 789 s.
65. Wittmaye L. Die Weimarer Reichsverfassung. Neudr. der Ausgabe Tübingen 1922. Aalen: Scientia, 1974. 478 s.
66. Zaske E. Der föderative Gedanke in der Weimarer Reichsverfassung und deren Revision nach föderalistischen Gesichtspunkten: Univ., Diss. / E. Zaske. Jena, 1925. 78 s.
67. ZornPh. Die deutsche Reichsverfassung. 2. Aufl. Leipzig : Quelle & Meyer, 1913. 128 s.