академик А.А. Богомолец, который занимался разработкой методов лечения переломов с помощью цитотоксической сышоротки.
Литература
1. Сборник научных трудов Башкирского государственного медицинского института имени XV-летия ВЛКСМ. - Уфа, 1943. - Т. V.
2. Сборник научных трудов Башкирского государственного медицинского института имени XV-летия ВЛКСМ. - Уфа, 1944. - T.VI.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНАТУРЫ В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
Н.Е. Хильмончик*
Резюме: Статья посвящена вопросам истории интернатуры в СССР, показана этапность её развития, раскрыты задачи интернатуры.
Ключевые слова: интернатура, врач-интерн, медицинский вуз, министерство здравоохранения.
Об интернатуре впервыю заговорили на медицинском факультете Императорского Московского университета в середине XIX века. Профессора А.И. Овер и А.И. Поль направили «Рапорт» с предложением об организации в Московском университете интернатуры:. Предлагалось 6 лучших студентов последнего курса назначить помощниками ассистентов и адъюнктов госпитальных клиник. «При клинике, - говорилось в «Рапорте», - должны находиться постоянно 6 студентов по одному при каждом адъюнкте или ассистенте, они могут назышаться Клиническими студентами (Internes). Имея жительство в больничном здании, они несколько раз в день должны навещать больных тех ассистентов, при палатах коего они находятся... При таких и подобных случаях они несравненно скорее знакомятся со всеми практическими предметами и потому много вышгрышают по сравнению с приходящими студентами. Польза эта так очевидна, что каждый молодой человек будет стараться поступить на эти места». К сожалению, это предложение А.И. Овера и А.И. Поля принято не было, но 2-годичную конкурсную ассистентуру (фактический прообраз сегодняшней ординатуры) удалось организовать. «Рапорт» быт подан в марте 1843 г. время отсчёта рождения клинической ординатуры!.
*
Гродненский государственный медицинский университет
Хильмончик Наталья Евгеньевна - доцент кафедры, [email protected]
Интернатура - одногодичная специализация - в настоящее время является обязательной формой последипломной подготовки выпускников медицинских вузов, которая в СССР быта утверждена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N° 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», распоряжением Совета Министров СССР от 9 августа 1974 г. № 2052-р на условиях, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1967 г. № 130 «Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры:) вытускников ряда медицинских институтов», по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Первоначально интернатура в СССР быта введена только в чешрёх вузах. А с 1973 года выпускники всех медицинских вузов СССР стали проходить интернатуру. Первы:е специальности, по которым проводилась интернатура - хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, неврология, инфекционные болезни. До введения интернатуры: большая часть вытускников сразу же начинали работать терапевтами, педиатрами, а в силу необходимости хирургами, окулистами, отоларингологами и другими специалистами без предварительной специализации. Во второй половине 20-го столетия интернатура стала большим государственным делом и требовала целенаправленной методической работы: вузов.
Интернатура в Беларуси - продолжение образовательного процесса, первичной специализации, начатой на вытускном курсе медицинского института, медицинского университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утверждённым Министерством здравоохранения Республики Беларусь по 30-ти специальностям. Интернатуру проходят все без исключения вытуск-ники. Основной задачей интернатуры является улучшение практической подготовки выпускников медицинских университетов, повышение профессионального уровня и степени их готовности к самостоятельной врачебной деятельности.
Выпускники медицинских университетов Республики Беларусь проходят интернатуру в соответствии с решением комиссии по персональному распределению на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 «О некоторык вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» в основном в областных и районных учреждениях здравоохранения. Руководство врачами-интернами осуществляют заведующие отделениями учреждений здравоохранения, медицинские вузы являются ответственными за методическую работу, составле-
ние планов и программ интернатуры. Обучение интернов осуществляется по индивидуальному плану, разработанному на основе типовых планов и программ. По окончании срока подготовки в интернатуре врачи сдают экзамен по специальности комиссии в составе профессорско-преподавательского состава медицинского университета. Литература
1. Сайт Первого Московского медицинского государственного университета им. ИМ. Сеченова ttp://www.mma.ru/educatiorl/faculties/fppov/otd/ordin/
2. БМЭ. Издание 3-е. М., 1979. - Т. 9. - С. 284.
3. Петровский Б.В. Задачи совершенствования подготовки медицинских кадров // Советское здравоохранение, 1971. - №2 5. - С. 3.
ОСНОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В ПЕРИОД НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В МЕДИЦИНЕ КОНЦА XVIII В. - 70-Х ГГ. XIX В.
В.В. Чалова, С.Н. Затравкин
Резюме: статья посвящена характеристике оснований медицинской науки в период научной революции в медицине конца ХУШ в. - 70-х гг. XIX в. Ключевые слова: научная революция, медицина.
К началу 70-х гг. 19 века доминирующую роль в системе философских оснований медицины играли идеи механицизма и представления о познании как о наблюдении и экспериментировании с объектами живой природы, которые раскрывают тайны своей жизнедеятельности в здоровом и больном состоянии познающему их разуму. Разум трактовался как дистанцированный от изучаемых объектов, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик самих изучаемых объектов.
Действовавшей картиной исследуемой реальности утверждалось представление о теле человека как о паровой машине, жизнедеятельность которой обеспечивалась постоянным поглощением создаваемых растениями сложных (многоатомных) органических соединений и преобразованием заложенной в них потенциальной энергии в теплоту и механическую работу своих органов (мышц, желёз, нервов). «Атомы, вступающие в организм, большей частью расположены большими массами и затем разбиваются на
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Чалова Влада Владимировна - к.м.н., с.н.с.
Затравкин Сергей Наркизович - д.м.н., проф., зав. отделом, [email protected]