Научная статья на тему 'К вопросу о реализации образовательных профессиональных программ высшего медицинского образования'

К вопросу о реализации образовательных профессиональных программ высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАТУРА / ОРДИНАТУРА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВРАЧ-СПЕЦИАЛИСТ / ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION / INTERNSHIP / PRACTICAL PREPARATION / DOCTOR / PRIMARY LINK OF HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баннова Елена Серафимовна, Васильев Игорь Валерьевич, Лутковская Наталья Александровна

Статья посвящена проблеме реформирования высшего медицинского образования в части изменения системы послевузовского образования в связи с отменой интернатуры. Как известно, эти изменения вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В статье анализируются результаты опроса, проведённого среди студентов лечебного и педиатрического факультетов НГМУ, а также будущих абитуриентов по отношению к предстоящим переменам. Поскольку окончательное решение этого вопроса ещё не закреплено нормативными документами, полученные результаты могут представлять интерес для соответствующих органов управления здравоохранением. Кроме этого, в статье содержится экскурс в историю вопроса послевузовского медицинского образования. Материалами исследования послужили результаты анкетирования с помощью «Google Forms», основные нормативно-правовые акты по данному вопросу, материалы научных конференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баннова Елена Серафимовна, Васильев Игорь Валерьевич, Лутковская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS OF THE HIGHER MEDICAL EDUCATION

Article is devoted to the problem of reforming of the higher medical education regarding change of postgraduate educational system seeing cancellation of internship. As it is known these changes caused ambiguous reaction in society. Results of survey conducted among students of medical and pediatric faculties of NSMU, and also prospective applicants relative to the forthcoming changes are analyzed in the article. As the final decision of this question hasn’t been fixed by normative documents yet, the received results can be of interest to appropriate authorities of health care management. Besides, this article contains digression to the historical background of postgraduate medical education. Materials of research were results of questioning by means of «Google Forms», main normative legal acts on the matter, materials of scientific conferences.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации образовательных профессиональных программ высшего медицинского образования»

№ Спецвыпуск - 2016 г.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 61:378

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. С. Баннова, И. В. Васильев, Н. А. Лутковская

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Статья посвящена проблеме реформирования высшего медицинского образования в части изменения системы послевузовского образования в связи с отменой интернатуры. Как известно, эти изменения вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В статье анализируются результаты опроса, проведённого среди студентов лечебного и педиатрического факультетов НГМУ, а также будущих абитуриентов по отношению к предстоящим переменам. Поскольку окончательное решение этого вопроса ещё не закреплено нормативными документами, полученные результаты могут представлять интерес для соответствующих органов управления здравоохранением. Кроме этого, в статье содержится экскурс в историю вопроса послевузовского медицинского образования. Материалами исследования послужили результаты анкетирования с помощью «Google Forms», основные нормативно-правовые акты по данному вопросу, материалы научных конференций.

Ключевые слова: послевузовское медицинское образование, интернатура, ординатура, практическая подготовка, врач-специалист,первичное звено здравоохранения.

Баннова Елена Серафимовна — старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: lenasb@ngs.ru

Васильев Игорь Валерьевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail vaigor@mail.ru

Лутковская Наталья Александровна — студент 4-го курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: capitalin@mail.ru

Согласно ст. 108 п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 год «Об образовании» прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года. В связи с этим возникают вопросы, а что будет вместо интернатуры, что изменится в системе послевузовского медицинского образования?

В обширном и пространном документе под названием «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.», размещённом на сайте Министерства здравоохранения РФ, указано, что, получив высшее медицинское образование, специалист должен будет отработать в первичном звене 3 года. Далее, при условии окончания ординатуры, он может продолжать профессиональную деятельность в качестве врача-специалиста. Однако данный документ не является нормативным правовым актом, и вопросы остаются без ответа.

Пока нет точного представления о том, как новый порядок послевузовского медицинского образования будет работать, и какие перспективы он открывает выпускникам медицинских университетов и факультетов. В среде медицинской общественности сформировалось определенное мнение по отношению к этим переменам. Целью данного исследования было выяснить отношение студентов и будущих абитуриентов медицинского университета к предстоящим изменениям в системе высшего медицинского образования с точки зрения её перспектив и сохранения престижности профессии врача.

Изучение мнений по данному вопросу было проведено с помощью анкетирования «Google Forms», как наиболее простого и удобного способа подачи материала и оперативности обработки информации. В анкетировании принимали участие студенты лечебного и педиатрического факультетов НГМУ, а также будущие абитуриенты, всего 150 человек. Студенты лечебного факультетов составили 42 %, педиатрического факультета — 44 %, будущие абитуриенты — 14 % общего числа опрошенных.

Прежде чем говорить о результатах проведённого исследования, следует остановиться на самом понятии «интернатура» и её отличии от «ординатуры». Интернатура и ординатура представляют формы первичной послевузовской подготовки выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов. При этом интернатура направлена, в первую очередь, на практическую подготовку, а ординатура в большей степени на теоретическую подготовку к врачебной деятельности по оказанию квалифицированной медицинской деятельности в рамках определённой специальности.

Впервые интернатура и ординатура появились на медицинском факультете Императорского Московского университета в середине XIX века. Профессора А. И. Овер и А. И. Поль, представляющие соответственно факультетскую терапевтическую клинику и госпитальную хирургическую клинику, направили «Рапорт» с предложением об организации на медицинском факультете Московского университета интернатуры. Для этого предлагалось шесть лучших студентов последнего курса назначить помощниками ассистентов и адъюнктов госпитальных клиник.

В частности в «Рапорте» говорилось: «При клинике должны находиться постоянно шесть студентов по одному при каждом адъюнкте или ассистенте, они могут называться

клиническими студентами (internes). Имея жительство в больничном здании, они несколько раз в день должны навещать больных тех ассистентов, при палатах коего они находятся. При таких и подобных случаях они несравненно скорее знакомятся со всеми практическими предметами и потому много выигрывают по сравнению с приходящими студентами. Польза эта так очевидна, что каждый молодой человек будет стараться поступить на эти места. Не имея возможности предоставить эту выгоду всем, весьма желательно, чтобы ей воспользовались хотя некоторые».

К сожалению, это предложение принято не было, но двухгодичную конкурсную ассистентуру (прообраз сегодняшней ординатуры) удалось организовать. «Рапорт» был подан в марте 1843 года, что считается датой рождения клинической ординатуры.

Одногодичная специализация (интернатура) выпускников лечебных и педиатрических факультетов была учреждена Постановлением Совмина СССР от 10 февраля 1967 года № 130 «Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов». В рамках сложившейся ещё в СССР многоуровневой системы послевузовского образования интернатура представляла собой обязательный одногодичный этап обучения, дающий право на занятие соответствующей должности в учреждениях здравоохранения.

В настоящее время ситуация меняется, и занятие соответствующей врачебной должности возможно уже после получения диплома о высшем медицинском образовании. Почему же отпала необходимость в интернатуре? Интернатура при ее возникновении рассматривалась именно как форма подготовки врача у постели больного. Но после её передачи в учреждения высшего образования интернатура фактически превратилась в седьмой, еще один год теоретического обучения в университете, тем самым утратив, по существу, своё предназначение.

Отмена интернатуры и предлагаемая вышеуказанной стратегией развития здравоохранения модель будущего послевузовского образования вызвали бурную и неоднозначную реакцию медицинской общественности (рис. 1). В интернете появилась даже петиция, направленная министру здравоохранения Российской Федерации В. И. Скворцовой под названием «Не позволяйте чиновникам силой загнать выпускников медвузов в поликлиники!».

Положительно

Отрицательно

Затрудняюсь б отьете

Рис. 1. Результаты опроса по поводу отношения студентов НГМУ к предстоящим изменениям в системе послевузовского образования

Как показали результаты проведённого исследования, студенты оказались не безучастны к данной проблеме. Как и ожидалось, большинство (86 %) высказались против идеи трехлетней отработки в первичном звене здравоохранения, 10 % отнеслись к данной идее положительно, 4 % затруднились в ответе. Среди причин столь негативной оценки 53 % опрошенных указали ограничение свободы выбора специальности, что может быть расценено как «покушение» на конституционные права. Студентов также беспокоит длительность обучения и, немаловажно, отдалённость перспективы самостоятельного

** 10% ITI

финансового обеспечения, что создаст сложности в создании семьи (рис. 2).

4% ■ Ограничение сиобоцы иыборд

Страх самскггонтельнос™ с

23% ■ Разочарование о профессии

Рис. 2. Результаты опроса студентов НГМУ по поводу причин негативного отношения к предстоящим изменениям в системе послевузовского образования

Одним из факторов, отпугивающих студентов и абитуриентов, является страх распределения по области. Высказывались опасения разочарования в профессии и неготовности идти сразу на место врача без поддержки более опытного специалиста. Однако, даже те, кто отнесся отрицательно к перспективе «отработки», отмечают и её плюсы: приобретение практического опыта, гарантию трудоустройства, получение дополнительного времени для выбора специальности.

В продолжение темы профориентации студентов медицинского университета, начатую в рамках конференции-конкурса «Авиценна-2015», участвовавшие в опросе студенты НГМУ ответили на тот же вопрос, что был задан год назад: «Если бы Вы сейчас стояли перед выбором поступать ли в медицинский университет, то...». Результаты в сравнении с прошлым годом представлены на следующем графике (рис. 3). Вывод однозначен, интерес к высшему медицинскому образованию снизился на треть. Конечно, несмотря на происходящие изменения в системе высшего медицинского образования, интерес к профессии врача сохраняется, однако, часть студентов и будущих абитуриентов в силу неясности перспектив высказывают сомнения в правильности своего выбора.

100%

ео% 70% 60% 50% 40* 30% 20% 10% 0%

Рис. 3. Результаты опроса студентов НГМУ по поводу выбора медицинского вуза до и после появления информации об изменениях в системе послевузовского образования

Это не может не настораживать, поскольку в дальнейшем данная ситуация может негативно сказаться не только на развитии системы высшего медицинского образования, но и на вопросах кадрового обеспечения системы здравоохранения в целом. Поэтому хочется надеяться, что соответствующие органы управления образованием

и здравоохранением в ближайшее время внесут ясность в беспокоящие общественность вопросы реализации профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3. - М. : КНОРУС, 2014. - С. 57, 64-66.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3.

- Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. - С. 101-103.

3. Лутковская Н. А. О профессиональной ориентации студентов медицинских вузов / Н. А. Лутковская // Материалы VI Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых «Авиценна-2015», посвященной 80-летию Новосибирского государственного медицинского университета.

- Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2015. - Т. 2. - С. 58-59.

4. История создания клинической ординатуры и интернатуры [Электронный ресурс].

- Режим доступа : (http://www.mma.ru/education/faculties/fppov/otd/ordin/hiss/). - Дата обращения : 10.05.2016.

5. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 «Об утверждении положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных

и педиатрических факультетов медицинских институтов» от 27.03.1967 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : (http://lawrussia.ru/texts/legal_586/doc586a291x909.htm).

- Дата обращения : 10.05.2016.

REVISITING THE IMPLEMENTATION

OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS OF THE HIGHER MEDICAL

EDUCATION

E. S. Bannova, I. V. Vasilyev, N. A. Lutkovskaya

FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)

Article is devoted to the problem of reforming of the higher medical education regarding change of postgraduate educational system seeing cancellation of internship. As it is known these changes caused ambiguous reaction in society. Results of survey conducted among students of medical and pediatric faculties of NSMU, and also prospective applicants relative to the forthcoming changes are analyzed in the article. As the final decision of this question hasn't been fixed by normative documents yet, the received results can be of interest to appropriate authorities of health care management. Besides, this article contains digression to the historical background of postgraduate medical education. Materials of research were results of questioning by means of «Google Forms», main normative legal acts on the matter, materials of scientific conferences.

Keywords: postgraduate medical education, internship, practical preparation, doctor, primary link of health care.

About authors:

Bannova Elena Serafimovna — senior teacher of public health care chair at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: lenasb@ngs.ru

Vasilyev Igor Valeryevich — candidate of medical science, assistant professor of of public health care chair at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: vaigor@mail.ru

Lutkovskaya Natalya Aleksandrovna — forth-year student of pediatric faculty at FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: capitalin@mail.ru

List of the Literature:

1. The federal law «About bases of protection of public health in the Russian Federation» of 21.11.2011 N 323-FZ. — M. : KNORUS, 2014. — P. 57, 64-66.

2. The federal law «Education in the Russian Federation» of 29.12. 2012 N. 273-FZ. — Novosibirsk : Sibmedizdat of NSMU, 2013. — P. 101-103.

3. Lutkovskaya N. A. Vocational guidance of students of medical schools / N. A. Lutkovskaya // Materials VI Russian (total) scientific and practical competition conference of students and young scientists «Avitsenna-2015» devoted to the 80th anniversary of Novosibirsk state medical university. — Novosibirsk : Sibmedizdat of NSMU, 2015. — Vol. 2. — P. 58-59.

4. History of creation of clinical internship and internship [electron resource]. — Access mode

: (http://www.mma.ru/education/faculties/fppov/otd/ordin/hiss/). — Access date : 10.05.2016.

5. The order of the Ministry of Health of the USSR N 240, Minvuz of the USSR N 187

«Adoption of the provision on one-year specialization (internship) of graduates of medical and pediatric faculties of medical institutes» of 27.03.1967 [electron resource]. — Access mode : (http://lawrussia.ru/texts/legal_586/doc586a291x909.htm). — Access date: 10.05.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.