тифа в возрасте 47 лет. Пост ректора Таврического университета перешёл к академику В.И. Вернадскому (1863-1945); это произошло за полтора месяца до прихода в Крым большевиков и начала «красного террора».
Гельвиг прожил недолгую, но яркую жизнь и оставил после себя огромное научное наследство, актуальность которого сохраняется и сегодня. Это касается его курса по истории анатомии человека, карты-атласа по анатомии мышечной системы человека и других его работ. Библиография трудов Гельвига насчитывает 12 книг и брошюр медицинского характера. Кроме того, он был автором ярких публичных лекций и статей («Педагогика Лесгафта и Пирогова», «Биологические основы прогресса», «Наше время в свете исторического процесса», «Памяти П.Ф. Лесгафта», «П.Ф. Лесгафт как человек науки» и др.).
Литература
1. Крымский архив: Ист-краеведческий и лит.-философский журнал. 2000. № 6. 459 с.: ил., портр.
2. Маркевич А.И. Краткий исторический очерк возникновения Таврического университета // Известия Таврического университета. - Симферополь, 1919. Кн. 1. С. 1142.
3. Филимонов С. Неизвестная статья о первом ректоре Таврического университета [Гельвиг Р.И. (1873-1920)] // Таврический университет, 2002. Сент.(.№ 6). С. 6.
4. Ульянкина Т.И. К вопросу о раннем периоде деятельности Таврического университета в Симферополе (1917-1921) // История медицины, 2014. №2 2(2). С. 102-111.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
АЗ Фаюршин
Резюме: научно-исследовательская работа в Башкирском государственном медицинском институте началась после его открытия в 1932 г., в годы Великой Отечественной войны проводились научно-практические конференции, была открыта аспирантура.
Ключевые слова: Башкирский государственный медицинский институт (БГМУ), научно-исследовательская работа, аспирантура.
ГБУЗ Республиканская клиническая больница им. Г.Г. Куватова
Фаюршин Альфир Забирович - к.м.н., зам. гл. врача; falfir@yandex.ru
К началу Великой Отечественной войны Башкирский государственный медицинский институт (БГМИ) обладал достаточно развитой материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом высокого профессионального уровня. БГМИ под руководством директора доцента Г.А Пандикова перестроил свою работу с учётом военных нужд, обеспечив решение оборонных задач, бесперебойную подготовку врачей и практическую помощь органам здравоохранения. В институте продолжалась научная работа. Изменилось направление исследований кафедр - почти вся тематика стала военной или оборонной, по ней работали фактически все хирургические и терапевтические кафедры, клиники нервных, глазных и ЛОР-болезней, ряд теоретических кафедр (биологии, биохимии, гистологии, нормальной и патологической физиологии и др.). В госпиталях, институтах, лабораториях изучали характер военно-травматических повреждений, изыскивались новые, более совершенные методы их лечения, реабилитации раненых и больных. Этой основной задаче послужили работы и изыскания клиницистов и теоретиков не только БМИ, но и эвакуированного в конце октября 1941 года в г. Уфу и размещённого в главном корпусе (ул. Фрунзе, 47) 1-ого Московского медицинского института (со студентами и преподавателями в общей сложности до 600 человек).
В 1944 г. БГМИ было предоставлено право подготовки научных кадров в аспирантуре и приёма к защите кандидатских диссертаций. Первыми аспирантами института были Д.Н. Лазарева (фармакология - руководитель проф. И.А. Лерман), З.Т. Валеева (физиология - руководитель проф. С.С. Серебреников) и М.Г. Ибрагимова (патологическая анатомия - руководитель проф. В.А. Жухин). За годы войны было защищено 14 докторских и 35 кандидатских диссертаций, в которых центральное место занимала оборонная тематика, специфика хирургической и терапевтической патологии и её коррекция в условиях военного времени, также продолжались исследования в области фундаментальных наук. Из сохранившихся в базе данных библиотеки БГМУ диссертаций удалось проанализировать 5 научных исследований, авторами которых были: З.Ш. За-гидуллин «О некоторых гемодинамических показателях при крупозной пневмонии», К.Е. Фурман «Кислотность желудочного сока и хлориды крови при желудочно-кишечных заболеваниях», Чурбанов Н.Н. «Изменение слизистой оболочки желудка в зависимости от физиологических и патологических раздражителей», И.С. Садовников «Жёлтые клетки», В.М. Альтшулер «К вопросу о субарахноидальных геморрагиях».
Большой вклад в развитие медицинской науки и практического здравоохранения наряду с учёными Башкирского медицинского института внесли и сотрудники Академии медицинских наук в связи с нахождением её в 1941-1943 гг. в Уфе. В частности,
академик А.А. Богомолец, который занимался разработкой методов лечения переломов с помощью цитотоксической сыворотки.
Литература
1. Сборник научных трудов Башкирского государственного медицинского института имени XV-летия ВЛКСМ. - Уфа, 1943. - Т. V.
2. Сборник научных трудов Башкирского государственного медицинского института имени XV-летия ВЛКСМ. - Уфа, 1944. - T.VI.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНАТУРЫ В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
Н.Е. Хильмончик*
Резюме: Статья посвящена вопросам истории интернатуры в СССР, показана этапность её развития, раскрыты задачи интернатуры.
Ключевые слова: интернатура, врач-интерн, медицинский вуз, министерство здравоохранения.
Об интернатуре впервые заговорили на медицинском факультете Императорского Московского университета в середине XIX века. Профессора А.И. Овер и А.И. Поль направили «Рапорт» с предложением об организации в Московском университете интернатуры. Предлагалось 6 лучших студентов последнего курса назначить помощниками ассистентов и адъюнктов госпитальных клиник. «При клинике, - говорилось в «Рапорте», - должны находиться постоянно 6 студентов по одному при каждом адъюнкте или ассистенте, они могут называться Клиническими студентами (Internes). Имея жительство в больничном здании, они несколько раз в день должны навещать больных тех ассистентов, при палатах коего они находятся... При таких и подобных случаях они несравненно скорее знакомятся со всеми практическими предметами и потому много выигрывают по сравнению с приходящими студентами. Польза эта так очевидна, что каждый молодой человек будет стараться поступить на эти места»». К сожалению, это предложение А.И. Овера и А.И. Поля принято не было, но 2-годичную конкурсную ассистентуру (фактический прообраз сегодняшней ординатуры) удалось организовать. «Рапорт» был подан в марте 1843 г. время отсчёта рождения клинической ординатуры.
*
Гродненский государственный медицинский университет
Хильмончик Наталья Евгеньевна - доцент кафедры, chilmonczyk@mail.ru