Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Московское общество распространения коммерческого образования / торговые классы / предпринимательское сословие / торгово-промышленные предприниматели / общественные организации / Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education / trade classes / entrepreneurial class / trade and industrial entrepreneurs / public organisations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколов Михаил Владимирович

В статье дана краткая история образования Московского общества распространения коммерческого образования (МОРКО), рассмотрена его деятельность по организации и развитию сети торговых (бухгалтерских) классов для торгово-промышленных служащих – первой ступени будущей многоуровневой системы коммерческого образования Москвы. Рассматривается место и роль предпринимательского сословия в процессе формирования и развития общества. Освещаются направления социокультурной активности, характеризуется практическая деятельность делового сообщества страны, способствовавшая распространению коммерческих знаний. Приводится обширный фактический материал о структуре управления МОРКО, его составе, источниках финансирования, организационной деятельности по созданию материально-технической базы первых коммерческих учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CREATION AND THE BEGINNING OF ACTIVITY OF MOSCOW SOCIETY FOR THE DISSEMINATION OF COMMERCIAL EDUCATION (THE END OF XIX-BEGINNING OF XX CENTURY)

The article covers a brief history of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education and its activity on the organisation and development of a network of trade (accounting) classes for commercial and industrial employees and teenagers the first stage of the future multilevel system of commercial education in Moscow. The place and role of the entrepreneurial class in the process of its formation and development are considered. The directions of their socio-cultural activity are highlighted, their practical activities contributing to the dissemination of commercial knowledge are characterised. The article provides extensive factual material on the management structure of MORCO, its composition, sources of funding, organisational activities to create the material and technical base of the first commercial educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)»

References and Sources

1. Korelin A.P. Problemy mestnogo upravleniya v Rossii na rubezhe XIX - XX vv. // Istoriya i istoriki: istoriograficheskij vestnik / Institut rossijskoj istorii RAN. - M.: Nauka, 2006. - 363 s.

2. Svod zakonov Rossijskoj imperii. T. IX. Svod zakonov o sostoyaniyah. - Izdanie 1899. - Kn. 1.

3. Smirnov R.A. Social'nyj oblik yaroslavskogo dvoryanstva v konce XIX - nachale XX v. - Yaroslavl': Izdatel'skij dom YaGTU, 2016. - 224 s.

4. Gosudarstvennyj arhiv Yaroslavskoj oblasti (GAYaO). F. 73. Kancelyariya yaroslavskogo gubernatora. Op. 1. D. 7541. Delo o dvoryanskih vyborah.

5. GAYaO. F. 214. Yaroslavskij gubernskij predvoditel' dvoryanstva. Op. 1. D. 1003. Perepiska po organizacii s"ezda upolnomochennyh ob"edinennyh dvoryanskih obshchestv.

6. GAYaO. F. 714. Musiny-Pushkiny grafy, potomstvennye dvoryane, pomeshchiki. Op. 1. D. 203. Pis'mo I. Kurakina.

7. Gurko V.I. Cherty i siluety proshlogo. Pravitel'stvo i obshchestvennost' v carstvovanie Nikolaya II v izobrazhenii sovremennika. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2000. - 810 s.

8. GAYaO. F. 214. Yaroslavskij gubernskij predvoditel' dvoryanstva. Op. 1. D. 204. Zhurnaly ocherednogo gubernskogo dvoryanskogo sobraniya.

9. Proekt pravil Yaroslavskogo dvoryanskogo kluba. - Yaroslavl': Tipografiya gubernskoj zemskoj upravy, 1882. - 22 s.

10. GAYaO. F. 214. Yaroslavskij gubernskij predvoditel' dvoryanstva. - Op. 1. - D. 155. Delo o vremennom zakrytii dvoryanskogo kluba.

11. Rasschitano po: GAYaO. F. 73. Kancelyariya yaroslavskogo gubernatora. Op. 9. D. 329. Spiski glasnyh uezdnyh zemskih sobranij s ukazaniem prinadlezhnosti k politicheskim partiyam.

12. Rasschitano po: GAYaO. - F. 906. Yaroslavskoe gubernskoe zhandarmskoe upravlenie. - Op. 4. - D. 1064. Spiski glasnyh uezdnyh zemskih sobranij Yaroslavskoj gubernii.

13. Blosfel'dt G. Rossijskoe dvoryanstvo. Uzakoneniya i raz"yasneniya. 1901 - 1910. - Dopolnenie № 2 k Sborniku zakonov o rossijskom dvoryanstve. - SPb.: Tipografiya t-va «Obshchestvennaya Pol'za», 1910. - 60 s.

14. GAYaO. F. 73. Kancelyariya yaroslavskogo gubernatora. Op. 1. D. 7289A. Delo o vyborah v uezdnye predvoditeli dvoryanstva.

СМИРНОВ РУСЛАН АЛЕКСЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Ярославский государственный технический университет ([email protected]).

SMIRNOV, RUSLAN А. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Yaroslavl State Technical University ([email protected]).

УДК 94(47).083:369.71 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-70-77

СОКОЛОВ М.В.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)

Ключевые слова: Московское общество распространения коммерческого образования, торговые классы, предпринимательское сословие, торгово-промышленные предприниматели, общественные организации

В статье дана краткая история образования Московского общества распространения коммерческого образования (МОРКО), рассмотрена его деятельность по организации и развитию сети торговых (бухгалтерских) классов для торгово-промышленных служащих - первой ступени будущей многоуровневой системы коммерческого образования Москвы. Рассматривается место и роль предпринимательского сословия в процессе формирования и развития общества. Освещаются направления социокультурной активности, характеризуется практическая деятельность делового сообщества страны, способствовавшая распространению коммерческих знаний. Приводится обширный фактический материал о структуре управления МОРКО, его составе, источниках финансирования, организационной деятельности по созданию материально-технической базы первых коммерческих учебных заведений.

SOKOLOV, M.V.

HISTORY OF CREATION AND THE BEGINNING OF ACTIVITY OF MOSCOW SOCIETY FOR THE DISSEMINATION OF COMMERCIAL EDUCATION (THE END OF XIX-BEGINNING OF XX CENTURY)

Key words: Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education, trade classes, entrepreneurial class, trade and industrial entrepreneurs, public organisations.

The article covers a brief history of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education and its activity on the organisation and development of a network of trade (accounting) classes for commercial and industrial employees and teenagers - the first stage of the future multilevel system of commercial education in Moscow. The place and role of the entrepreneurial class in the process of its formation and development are considered. The directions of their socio-cultural activity are highlighted, their practical activities contributing to the dissemination of commercial knowledge are characterised. The article provides extensive factual material on the management structure of MORCO, its composition, sources of funding, organisational activities to create the material and technical base of the first commercial educational institutions.

Во второй половине 90-х годов XIX века - в период бурного торгово-промышленного роста и финансовой стабилизации, активного развития частного сектора - в России был осуществлён мощный рывок в сфере коммерческого образования. Огромный вклад в процесс формирования и развития данного сектора народного образования внёс реформатор Сергей Юльевич Витте, занявший пост министра финансов в 1892 году. При поддержке императора Николая II он последовательно воплощал идеи создания эффективной образовательной системы, которая была, по его мнению, была необходима для экономического прогресса страны.

Особенностью формирования системы профессионального образования в России в конце XIX - начале XX вв. являлось активное участие в ее создании широкой общественности. Это было связано не только с бурным развитием промышленности и подъемом деловой активности, но и с ростом национального самосознания предпринимательского сословия. Купцы и промышленники проявляли все больший интерес к российскому образованию, рассматривая его в том числе как объект благотворительности, что способствовало осуществлению их потребности в социально-политической самореализации в жестких рамках самодержавной государственной системы. Вопросы формирования и развития системы коммерческого образования находились на пересечении их личных и деловых интересов. Следуя примеру дворянства и правящей элиты, стремясь дать качественное образование своим детям, обеспечить квалифицированными кадрами свои предприятия, торгово-промышленные предприниматели внесли значительный вклад в дело развития российских образовательных учреждений, в целом, и коммерческих образовательных учреждений - в частности.

Важную роль в этом процессе сыграло первое в истории России научно-техническое общество - Императорское русское техническое общество (ИРТО) и его Постоянный комитет по техническому образованию, деятельность которого была в основном связана с низшим профессиональным образованием.

В 1894 году в России был принят Закон «О подведомственности вновь открываемых коммерческих училищах Министерству финансов», согласно которому коммерческие учебные заведения перешли из ведения Министерства народного образования к Министерству финансов. Вслед за этим, «Положение о коммерческих учебных заведениях» 1896 года предоставило предпринимателям право учреждать данные учебные заведения. Законом устанавливались также типы коммерческих учебных заведений. К ним относились торговые школы и коммерческие училища, в которых обучение начиналось с детского возраста, а также торговые классы (утренние и вечерние) и курсы коммерческих знаний для взрослых и подростков [1, с. 1]. Финансирование системы коммерческого образование предполагалось производить на основе привлечения средств местных бюджетов, средств общественных организаций - учредителей, пожертвований частных лиц и организаций. Таким образом, большую часть финансового бремени на развитие этого вида образования государство переложило непосредственно на предпринимательское сословие. Положение определяло порядок создания обществ по распространению коммерческого образования, имеющих право учреждать образовательные учреждения, открывать поощрительные фонды, заниматься изданием коммерческой литературы для учащихся. Такая практика была развита в странах Западной Европы, и многое из нее было позаимствовано российскими предпринимателями

В 1895-1896 гг. были образованы Киевское и Санкт-Петербургское общества. В марте 1897 г. по инициативе Министерства финансов аналогичное общество создается также в Москве. Курировал данный вопрос Главный инспектор по учебной части Департамента торговли и мануфактур Семен Степанович Григорьев. Организатором и вдохновителем общества стал Алексей Семёнович Вишняков - известный предприниматель, представитель известного кашинского купеческого рода, совладелец золотоканительной фабрики, руководитель одного из крупнейших банков - Московского купеческого общества взаимного кредита, гласный Московской городской думы. Впоследствии он стал председателем попечительского совета всех учебных заведений общества и лично жертвовал значительные средства на их создание.

За месяц активной работы Вишнякова к деятельности общества были привлечены до сорока учредителей, а также был подготовлен проект Устава Московского общества распространения коммерческого образования (М.О.Р.К.О). В этом ему содействовали Сергей Александрович Булочкин - старшина Московского купеческого сословия, а также Дмитрий Алексеевич Серебряков - член правления Московского купеческого общества взаимного кредита. 4 апреля 1897 года состоялось первое собрание учредителей будущего общества. Они рассмотрели проект Устава и ходатайствовали о его утверждении в Министерстве финансов. Министр финансов Витте, выразив «свое сочувствие этому делу, изъявил принципиально согласие свое утвердить проектированный Устав и поручил от его имени благодарить учредителей» [2, с. 3].

После подачи прошения А.С. Вишняков и Д.А. Серебряков продолжали привлекать в члены общества представителей деловых кругов Москвы, организовывали рассылку писем в различные

компании, лично встречались с московскими промышленниками и купцами. Росло число членов-учредителей, действительных членов, составлявших активное ядро общества и имевших право голосовать на собраниях и занимать должности в организации, а также членов-соревнователей, имеющих совещательный голос на собраниях. В зависимости от членского статуса варьировался размер единовременного и ежегодных взносов.

11 сентября 1897 года, после предоставления дополнительного списка учредителей, затребованного департаментом торговли и мануфактур, Устав общества был утвержден товарищем министра финансов сенатором Ивашенковым. На момент регистрации количество учредителей составляло 123 человека. Это были купцы, промышленники, банкиры. Ими было собрано учредительских и членских взносов около 85 тысяч рублей. Первое собрание М.О.Р.К.О. состоялось 19 ноября 1897 г., на котором присутствовали 45 учредителей. Эта дата и считалась датой основания общества. С.Ю. Вите был избран Почетным председателем, а директор Департамента торговли и мануфактур В.И. Ковалевский и главный инспектор по учебной части Министерства финансов С.С. Григорьев - Почетными членами общества [2, с. 12]. Помимо этого было решено ввести М.О.Р.К.О. в состав членов банка Московского купеческого общества взаимного кредита с ежегодным членским взносом 1000 рублей и открыть в нем текущий счет общества, избрав ревизионную комиссию в количестве пяти человек на срок до начала 1899 года, а также Комитет общества на срок до 30 апреля 1901 года в количестве 13 человек.

Председателем общества был избран А.С. Вишняков, товарищем председателя - В.С. Булочкин, казначеем - Д.А. Серебряков, секретарем - Николай Гаврилович Никаноров -предприниматель, потомственный почетный гражданин. В состав Комитета М.О.Р.К.О также вошли: Николай Михайлович Горбов - педагог, публицист, переводчик, автор учебников по истории и народному образованию, потомственный почетный гражданин, Николай Иванович Гучков - предприниматель, совладелец торгового дома «Ефим Гучков и сыновья», выборный Московского биржевого общества, гласный Московской городской думы, Сергей Сергеевич Карзинкин - купец 2-й гильдии, меценат, политик, потомственный почетный гражданин, Иван Капитонович Коновалов - представитель известной династии Вичугских фабрикантов, Сергей Иванович Лямин - инженер, гласный московской городской Думы, председатель совета Московского купеческого банка, Карл Карлович Мазинг - ученый и общественный деятель, статский советник Всеволод Саввич Мамонтов - член правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, сын миллионера Саввы Мамонтова, потомственный почетный гражданин, Александр Павлович Осипов - купец (мануфактурный товар), общественный деятель, благотворитель, потомственный почётный гражданин, Василий Иванович Руднев - купец (торговля чаем и колониальным товаром), выборный Московского купеческого сословия, общественный деятель, благотворитель, потомственный почётный гражданин, Николай Сергеевич Третьяков - купец 1-й московской гильдии, художник, сын предпринимателя С.М. Третьякова [6].

В первую очередь Обществом планировалась организация вечерних торговых классов для служащих торгово-промышленных предприятий Москвы, а также подростков и юношей с 12 лет, для чего обществу предстояло решить такие первостепенные задачи как: разработка Устава торговых классов, определение списка учебных дисциплин и программ по ним, поиск помещений для организации учебных заведений, поиск и подготовка преподавателей.

Устав торговых классов обсуждался на нескольких заседаниях Комитета, в том числе при участии С.С. Григорьева. К разработке программ по предметам привлекались профессора, преподаватели разных учебных заведений, специалисты из торговой сферы, имевшие практический опыт. Разработанные программы предавались членом Комитета К.К. Мазингом в Комиссию по техническому образованию Русского технического общества для одобрения, затем программы направлялись в Министерство финансов для утверждения. Количество преподаваемых часов по каждому предмету и плата за каждый курс обучения определялись Попечительским советом и утверждались также Министерством финансов. Согласно Уставу, в торговые классы принимали граждан, имевших свидетельство об окончании начального, церковно-приходского, одноклассного приходского училища, либо успешно сдавшие вступительные экзамены [3, с. 26].

В торговых классах предполагали преподавать следующие дисциплины: бухгалтерия, торговая корреспонденция, «арифметика с коммерческими вычислениями», Закон Божий, русский язык, товароведение, политическая экономия, иностранные языки (французский и немецкий),

каллиграфия, химия, физика, политическая экономия, законоведение, рисование [2, с. 10]. Изучению каждого предмета отводилось не более двух лет. Для поступающих в торговые классы предусматривалась организация подготовительного отделения. Учащимся предоставлялось право выбирать предметы для изучения, желающие имели возможность сдать экзамены по пройденным предметам. Успешно сдавшим экзамены по русскому языку, Закону Божию, коммерческой арифметике предоставлялось право уменьшения срока отбывания воинской повинности как окончившим учебное заведение 3-го разряда, что служило стимулом к получению образования для непривилегированных сословий [3, с. 11].

Одной из важнейших задач общества по организации торговых классов был поиск помещений. Все потенциальные слушатели были разделены на группы в зависимости от их места жительства по районам г. Москвы, и в этих районах было решено искать помещения. В связи с ограниченностью средств не могло быть и речи о найме помещений и их оборудовании, поэтому было решено искать помещения в зданиях школ и училищ, в которых имелось все необходимое для учебной деятельности. Все помещения для торговых классов в 6 районах Москвы были предоставлены бесплатно, в чем немало содействовали попечитель московского учебного округа, ректор Московского Императорского университета Некрасов Павел Алексеевич, выдавший открытый лист (разрешение) на приискание (подбор) помещений в зданиях Министерства народного просвещения, московский городской голова князь Владимир Михайлович Голицын и его заместитель (товарищ) Лебедев Иван Алексеевич, заведующий городским училищами, признавшие возможность размещения торговых классов в помещениях городских училищ при согласии попечителей этих училищ.

Первыми были предложены помещения одним из самых деятельных членов учредителей К.К. Мазингом. Были предоставлены 4 класса частного реального мужского училища К.К. Мазинга в Ваганьковском переулке, в доме Куманина. Это были центральные курсы, названные Мазинговскими. Расположение курсов в самом центре Москвы недалеко от Кремля было не очень выгодным, слушателям из отдаленных районов приходилось долго добираться. В связи с этим средняя посещаемость занятий составила за 3 месяца 1898 года 74%, отчислено было 23% учащихся. Всего в октябре 1898 года здесь обучалось 385 человек.

Недалеко от Мазинговских курсов расположились Замоскворецкие курсы, здесь были размещены учащиеся, жившие за Москвой рекой. В здании гимназии №6 директором гимназии В.И. Рязанцевым было выделено 4 класса для вечерних занятий. Однако эти помещения не смогли вместить всех желающих, и один курс немецкого языка был переведен в здание Московского учительского института на Большой Полянке. Директор Учительского института О.И. Егоров предложил помещения училища при институте. Эти курсы были названы Серпуховскими.

Расположение Замоскворецких и Серпуховских курсов было более выгодным по сравнению с Мазинговскими, что отразилось на количестве отчислений и посещаемости: за октябрь-декабрь 1898 года с Замоскворецких курсов было отчислено 18%, с Серпуховских отчислений не было; общая посещаемость составила 80%. В октябре количество слушателей составило 431 человек [2, с. 15]. Фидлеровские курсы расположились в новом, только отстроенном здании частного реального лютеранского училища И.И. Фидлера при Реформатской церкви на Чистых прудах в Лобковском переулке б. Владелец здания Иван Иванович Фидлер предложил использовать помещения училища для вечерних торговых классов и сам вступил в число почетных блюстителей МОРКО. Это были самые многочисленные курсы, число слушателей в октябре составило 502 человека. Благодаря удобному расположению доля отчисленных слушателей составила 14%. [2, с.16]. Пятое помещение для вечерних занятий было предоставлено Московским купеческим обществом взаимного кредита. Курсы, названные Ильинскими, расположились в помещении столовой, имевшем отдельный вход. Количество слушателей составляло 142 человека. Посещаемость составила 81%, процент отчислений - 18 [2, с. 18].

Рогожские курсы расположились в здании, занимаемом 1-м Таганским начальным городским училищем на Большой Алексеевской улице. В октябре 1898 года по спискам здесь значилось 182 слушателя, посещаемость составила 79%, отчислено было 25%.

Количество слушателей торговых классов, посещаемость и процент отчислений в октябре-декабре 1898 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество слушателей торговых классов, посещаемость и процент отчислений _в октябре-декабре 1898 г._

Торговые классы Число слушателей % отчисленных % отсутствующих

октябрь Ноябрь Декабрь октябрь ноябрь декабрь октябрь ноябрь декабрь

Фидлеровские 502 466 434 7 7 14 16 22 26

Мазинговские 385 329 297 15 10 23 25 25 28

Замоскворецкие 405 352 333 13 5 18 19 17 23

Рогожские 182 151 137 17 9 25 20 23 19

Ильинские 142 128 117 10 9 18 20 20 18

Серпуховские 26 26 26 0 0 0 12 22 25

Источник: Отчет Московского общества распространения коммерческого образования за 1898-1899 г.г. [2, с. 17].

Заведующими торговых классов были назначены Александр Николаевич Глаголев - автор учебников и учебных пособий по математике, опытный педагог, а также Николай Алексеевич Каблуков -заведующий отделением статистики московской городской управы, магистр политэкономии. Также были приглашены 48 преподавателей по 10 предметам (бухгалтерия, коммерческая арифметика, русский язык, чистописание, физика, химия, Закон Божий, немецкий язык, французский язык, законоведение) и 5 смотрителей классов, осуществлявших надзор за учебно-воспитательным процессом и хозяйственной деятельностью [2, с. 22].

После утверждения Устава торговых классов Министерством финансов на основании п. 17 Устава был образован Попечительский совет под председательством А.С. Вишнякова, в состав которого вошли все члены Комитета общества, заведующие классами и почетные блюстители (выбирались на основании п.30 Устава торговых классов из купеческой среды для того, чтобы заботиться о материальной обеспеченности учебных заведений, а также следить за учебно-воспитательным процессом). Почетными блюстителями были избраны: Иван Иванович Фидлер -директор московского реформаторского училища Фидлера, крупный домовладелец, статский советник; Сергей Иванович Зимин - театральный деятель, основатель частного театра «Опера С. Зимина», меценат, представитель купеческого рода Зиминых, потомственный почетный гражданин; Афанасий Васильевич Бурышкин - предприниматель, общественный деятель и благотворитель, выходец из крепостных крестьян, купец I гильдии Москвы; Владимир Георгиевич Лопатин - кандидат прав, представитель купеческого рода Лопатиных, потомственный почетный гражданин; Павел Петрович Морокин - представитель династии вичугских фабрикантов, потомственный почетный гражданин.

Также Комитетом были установлены график работы классов, плата за обучение, порядок поступления. Плата за обучения была установлена в размере 3 рублей в год за слушание предметов: Закон Божий, русский язык, арифметика, и по 5 рублей в год за остальные предметы. Касса общества проверялась по балансам, предоставленным казначеем, ежемесячно ревизионной комиссией. Согласно Положению 1896 г. «плата за учение, пожертвования, проценты с принадлежащих учебному заведению капиталов и другие его доходы составляют собственность каждого учебного заведения и расходуются на его содержание» [1, с. 2].

В целях обеспечения финансирования торговых классов Комитетом были разработаны 2 циркуляра, которые были разосланы различным компаниям, обществам и частным лицам в количестве 6000 экземпляров. В первом циркуляре содержался призыв поддержать вновь организованное общество, вступать в его члены путем внесения единовременных или ежегодных взносов на основании п.8, п.9 Устава МОРКО, либо путем пожертвований на основании п.41б Устава. Во втором циркуляре содержалась просьба к торговым фирмам, учреждениям, частным предпринимателям сообщить своим служащим об открытии в сентябре 1898 года торговых классов.

В результате проведенной работы к началу 1899 года количество членов МОРКО увеличилось до 346, в том числе:

- 5 почетных членов (С.Ю. Витте, А.С. Вишняков, С.С. Григорьев, В.И. Ковалевский, П.А. Некрасов);

- 116 действительных членов-учредителей, в том числе 115 частных лиц и 1 торговый дом Юнкер И.В. и Ко;

- 9 пожизненных действительных членов, в том числе 5 частных лиц и 4 компании (товарищество «М. Попов с сыновьями», товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель», товарищество Ярославской Большой мануфактуры, торговый дом «Щаповы П. и И. братья»;

- 139 действительных членов с ежегодным взносом, в том числе 7 компаний (торговый дом «Котова Федора сыновья», торговый дом «Мюр и Мерилин», товарищество паровой фабрики шоколада и чайных печений «Эйнем», товарищество «Ж. Блок», товарищество «Первое Грозненское нефтепромышленное», товарищество производства стальных изделий М. и А. Завьяловых, торговый дом «Братья Юдины А., С., М., и А.»;

- 72 члена-соревнователя (18 пожизненных и 54 с ежегодным взносом), в том числе 3 компании [2, с. 27].

Общество продолжало динамично развиваться: в 1902 году количество членов увеличилось почти втрое и составило 993, а в 1906 году выросло до 1248 [4, с. 12]. Капитал общества за 8 лет деятельности вырос в 9 раз с 89572 тысяч рублей до 812204 тысяч рублей. Финансовое благополучие достигалось не только за счет членских взносов, но и добровольных пожертвований сторонних организаций и частных лиц. Среди действительных членов М.О.Р.К.О. в первый год деятельности уже были такие крупные предприниматели как: Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Иван Капитонович Коновалов, Петр Павлович Сорокоумовский, Степан Алексеевич Протопопов, Алексей Иванович Абрикосов, Сергей Иванович Четвериков, Павел Павлович Рябушинский и многие другие.

21 сентября 1898 года начались занятия в торговых классах в разных районах Москвы. Всего было открыто 50 классов, в первые дни было принято на курсы 1141 слушатель (1071 мужчина и 70 женщин) с 12 до 62 лет [5, с. 6]. В честь открытия торговых классов был проведен торжественный молебен в присутствии большого количества почетных гостей и чрезвычайное собрание МОРКО в здании Московского купеческого общества взаимного кредита.

Совет преподавателей, ежемесячно собиравшийся согласно п.27 Устава торговых классов, решал насущные вопросы, касающиеся обучения [7, с. 5]. Попечительский совет прилагал усилия к тому, чтобы учащиеся «себя чувствовали, как в родной семье» и чтобы «классы они полюбили как учреждение, приносящее им существенную пользу». К примеру, устраивались литературно-музыкальные вечера с чаепитием, чтением лекций известными учеными. В конце ноября 1898 года Министр финансов Витте выразил благодарность членам М.О.Р.К.О. за успешную организацию торговых классов [2, с. 24].

После открытия классов до конца года было проведено 5 заседаний Комитета МОРКО и 3 заседания Попечительного совета по поводу организации учебного процесса в следующем году. Были выявлены недочеты и приняты меры по их устранению, а именно: усовершенствованы программы по всем предметам, изменен график работы курсов на более удобный для работающих слушателей, открытие торговых классов в более отдаленных от центра города районах (децентрализация), приискание помещений для них [2, с. 25].

В целях привлечения наибольшего количества слушателей определялись их реальные запросы в получении знаний, ежегодно корректировался состав преподаваемых предметов, использовались финансовые стимулы для перераспределения потоков учащихся по направлениям, проводились совместные совещания со слушателями старших классов. Большое значение придавалось изучению учащимися общеобразовательных предметов, без знания которых, по мнению участников М.О.Р.К.О., не мыслилось профессиональное коммерческое образование.

В связи с увеличением числа слушателей за 3 месяца с начала работы классов до 2000 человек стало очевидно, что их число будет расти в следующем году. При составлении предварительной сметы на 1899 год, рассчитанной исходя из 87 курсов (5 подготовительных, 4 общеобразовательных и 78 по отдельным предметам) планируемые расходы оказались меньше

доходов на 19400 рублей, и перед комитетом общества встал принципиальный вопрос о том, устанавливать ли количество курсов в зависимости от размера средств, которыми располагало общество, или организовать требуемое количество курсов и изыскивать дополнительные источники средств [2, с. 28].

Специально организованная комиссия под председательством А.С. Вишнякова в составе председателя совета преподавателей К.К. Мазинга, почетного блюстителя ИИ. Фидлера, заведующих торговыми классами А.Н. Глаголева и Н.А. Каблукова и попечительский совет «признали безусловно нецелесообразным противодействовать живейшему желанию слушателей» получать знания в торговых классах [4, с. 10]. Такого же мнения придерживался и С.С. Григорьев [2, с. 29].

На очередном общем собрании М.О.Р.К.О. смета на 1899 год была единогласно утверждена, Комитету было предоставлено право покрывать перерасходы по одним статьям за счет экономии по другим, в зависимости от количества записавшихся на курсы производить замену одних предметов другими, а также переносить курсы из одного района в другой. От имени общего собрания было направлено ходатайство в Министерство финансов о предоставлении субсидии. Субсидия на организацию торговых классов в 1899 году была назначена обществу в размере 15000 рублей.

Развитие торговых классов шло по нарастающей: В 1899-1900 учебном году функционировало 90 курсов в 12 районах Москвы, на которых трудилось 67 преподавателей, количество слушателей составило 1514 человек, а 1902-1903 учебном году количество курсов достигло максимального значения -162, обучение проводилось в 19 районах Москвы, число слушателей во 2-м семестре достигло 6433 человека [8, с. 7]. После событий декабря 1905 года, в 1906 году из-за сокращения бюджета М.О.Р.К.О. ряд торговых классов был закрыт, в остальных повышалась плата за обучение, количество слушателей сократилось более чем в 2 раза.

Опыт функционирование торговых классов оказался очень ценным для М.О.Р.К.О. Именно торговые классы, став, по сути, народным университетом, позволили решить важнейшую задачу демократизации образования: 50% слушателей составляли крестьяне, 30% мещане, не менее 60% всех учащихся при поступлении имели только начальное образование. Появление этих образовательных учреждений заложило фундамент системы коммерческого образования в России [9].

Литература и источники

1. Положение о коммерческих учебных заведениях // Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XVI. № 12774. - СПб., 1889.

2. Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования 1897- 1903 гг. - М.: Типография г. Лисснера и А. Гешеля, 1903.

3. Бессолицын А.А. Государство и становление системы коммерческого образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. - М.: ИРИ РАН, 2014.

4. Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1898 год. Год первый. - М.: Типография Т.И. Гаген, 1899.

5. Костриков С.П. Русская буржуазия и коммерческое образование: развитие идеи, цели и задачи: монография. - М.: Гос. унт упр., 2015. - 136 с.

6. Третьяков Николай (1858-1944) // Моя Третьяковка. Режим доступа https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/77863 (Дата обращения: 12.04.2024).

7. Устав торговых классов Московского общества распространения коммерческого образования. - М.: Тип. Т. И. Гаген, 1898. - 13 с.

8. Министерство финансов. Учебный отдел. Материалы по коммерческому образованию. - Вып. 1. - СПб., 1901. - 52 с.

9. Власова Т.А. Профессиональное торговое образование в России: история и традиции // Научный вестник Крыма. 2017. №2 (7). Режим доступа: https://cyberleninka.rU/artide/n/professionalnoe-torgovoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-i-traditsii (дата обращения: 15.04.2024).

References and Sources

1. Polozhenie o kommercheskih uchebnyh zavedeniyah // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobr. III. T. XVI. №2 12774. - SPb., 1889.

2. Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya 1897- 1903 gg. - M.: Tipografiya g. Lissnera i A. Geshelya, 1903.

3. Bessolicyn A.A. Gosudarstvo i stanovlenie sistemy kommercheskogo obrazovaniya v Rossii na rubezhe X1X-XX vv. - M.: IRI RAN, 2014.

4. Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1898 god. God pervyj. - M.: Tipografiya T.I. Gagen, 1899.

5. Kostrikov S.P. Russkaya burzhuaziya i kommercheskoe obrazovanie: razvitie idei, celi i zadachi: monografiya. - M.: Gos. un-t upr., 2015. - 136 s.

6. Tret'yakov Nikolaj (1858-1944) // Moya Tret'yakovka. Rezhim dostupa https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/77863 (Data obrashcheniya: 12.04.2024).

7. Ustav torgovyh klassov Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya. - M.: Tip. T. I. Gagen, 1898. - 13 s.

8. Ministerstvo finansov. Uchebnyj otdel. Materialy po kommercheskomu obrazovaniyu. - Vyp. 1. - SPb., 1901. - 52 s.

9. Vlasova T.A. Professional'noe torgovoe obrazovanie v Rossii: istoriya i tradicii // Nauchnyj vestnik Kryma. 2017. №2 (7). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-torgovoe-obrazovanie-v-rossii-istoriya-i-traditsii (data obrashcheniya: 15.04.2024).

СОКОЛОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - старший преподаватель кафедры истории и философии, РЭУ им. Г.В. Плеханова ([email protected] [email protected])

SOKOLOV, MIKHAIL V. - Senior Lecturer of the Department of History and Philosophy, REU named after. G.V. Plekhanov ([email protected] [email protected]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 94(47).084:(474.3)338.246.8 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-3-77-84

ЗАЗЕРСКАЯ Т.Г.

К ИСТОРИИ ЭВАКУАЦИИ ЛАТЫШСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ТЫЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Латвия, Первая мировая война, Рига, Либау, эвакуация предприятий, реэвакуация 1920-1923.

В статье рассматриваются вопросы демонтажа оборудования, эвакуации промышленных предприятий и исхода квалифицированных рабочих с семьями из Латвии в Россию осенью 1915 г. Показано, что в центральные районы империи были перемещены практически все крупные предприятия, в частности резиновый завод «Проводник», «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ), автомобильный завод «Руссо-Балт» и т.д. Первая мировая война привела к экономической изоляции Латвии, эвакуации промышленных предприятий, резкому сокращению населения, потере рынков и поставок сырья. После подписания 11 августа 1920 г. мирного договора между советской Россией и Латвией эвакуированное промышленное оборудование в основном осталось в Советской России там, где оно было смонтировано, однако большая часть латышских рабочих и членов их семей после окончания Гражданской войны вернулась на родину.

ZAZERSKAYA, T.G.

ON THE HISTORY OF EVACUATION OF LATVIAN ENTERPRISES TO THE REAR OF THE RUSSIAN EMPIRE

DURING THE FIRST WORLD WAR

Key words: Latvia, World War I, Riga, Libau, evacuation of enterprises, re-evacuation 1920-1923.

The article discusses the issues of dismantling equipment, evacuation of industrial enterprises and the exodus of skilled workers with their families from Latvia to Russia in the fall of 1915. It is shown that almost all large enterprises were moved to the central regions of the empire, in particular the Provodnik rubber plant, the General Electricity Company "(VKE), automobile plant "Russo-Balt", etc. The First World War led to the economic isolation of Latvia, the evacuation of industrial enterprises, a sharp decline in population, loss of markets and supplies of raw materials. After the signing of the peace treaty between Soviet Russia and Latvia on August 11, 1920, the evacuated industrial equipment mainly remained in Soviet Russia where it was installed, but most of the Latvian workers and members of their families returned to their homeland after the end of the Civil War.

В начале ХХ века области Видземе, Курземе, Земгале и Латгале, населенные преимущественно латышами, входили в состав трех российских губерний - Курляндской, Лифляндской и Витебской. Эти территории для упрощения понимания принято условно называть Латвией, хотя Латвийская республика официально была провозглашена 18 ноября 1918 г.

Накануне Первой мировой войны столица Латвии Рига была третьим после Москвы и Петербурга крупнейшим промышленным центром Российской империи, чему в немалой степени способствовали ее тесные экономические связи с Западом и транспортраня логистика, предопределившие быстрый рост промышленности в Риге и Либау (ныне Лиепая). Однако в остальной Латвии, в основном, было развито сельское хозяйство.

Перспективный рынок центральной России, доступное сырье и практически незамерзающие порты в Балтийском море привлекали внимание инвесторов, что послужило толчком для создания в Риге крупных фабрично-заводских промышленных предприятий и их постоянной модернизации. Речь идет о «Русско-Балтийском вагонном заводе», заводах «Феникс», «Унион», резиновом заводе «Проводник» и многих других.

Рига вошла в число крупнейших промышленных центров Российской империи во многом благодаря своему порту. До начала Первой мировой войны Рижский порт занимал третье место в Российской империи по объему внешней торговли. Через Рижский порт в 1912 г. осуществлялось 17,7% экспорта и 15% импорта империи. Для сравнения, в том же 1912 г. через порт Петербурга осуществлялось 8,1% экспорта и 16,4% импорта; через порт Ревеля - 1,5% экспорта и 8,9% импорта. В целом, на долю трех латышских портов - Риги, Виндау (ныне Вентспилс) и Либау -приходилось 30,9% экспорта и 21,2% импорта Российской империи. В структуре экспорта Рижского порта в 1912 г. 36,4% экспорта приходилось на Великобританию, и 19,1% - на Германию, в то время как импорт из Великобритании составлял 40,1%, а из Германии - 36,4% [1, р. 14]. Основное место в структуре экспорта занимал лен, древесина, зерно, пенька. Среди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.