© Казакова-Апкаримова Е. Ю., 2012
КАЗАКОВА-АПКАРИМОВА Елена Юрьевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и экономической истории
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-12 e-mail: [email protected]
Истоки коммерческого образования в Екатеринбурге на рубеже Х!Х-ХХ веков1
Ключевые слова Положение о коммерческих учебных заведениях; коммерческое образование; Министерство торговли и промышленности; Екатеринбургское общество взаимного вспоможения приказчиков; Екатеринбургская торговая школа; попечительный совет; программа обучения.
Аннотация На примере Екатеринбургской торговой школы раскрыта специфика учебных заведений, относящихся к низшей ступени коммерческого образования. Показано, что создание Екатеринбургской торговой школы обусловлено законодательными предпосылками и процессом профессионализации на Урале в конце XIX - начале ХХ века. Рассмотрена деятельность школы по подготовке кадров для торгово-промышленных заведений.
Проблема зарождения и развития коммерческого образования в России актуальна в современных условиях поиска оптимальных и эффективных методов и форм подготовки профессиональных кадров и возможности анализа исторического опыта. Зарождение коммерческого образования в России происходило в конце XVIII века [1. С. 1422-1425]. Развитие торговли и промышленности в капиталистической России (особенно в конце XIX - начале XX столетия) требовало множества людей, специально подготовленных к службе в торгово-промышленных заведениях, дальнейшего развития коммерческого образования, что осознавалось правительством страны. Об этом свидетельствует издание Положения о коммерческих учебных заведениях 15 апреля 1896 г., дополненного 10 июня 1900 г. Положение предусматривало разные типы коммерческих учебных заведений, излагая лишь общие нормы для открытия и деятельности: первый - коммерческие училища и торговые школы для обучения с детского возраста, второй - торговые классы и коммерческие курсы для обучения работающих взрослых и подростков. Для каждого отдельного учебного заведения требовался особый устав, утверждаемый министром финансов. Торговые школы, например, ставили перед собой цель подготовки учащихся в короткий срок к службе в торгово-промышленных учреждениях. Эти учебные заведения принадлежали к разряду низших учебных заведений и могли быть одноклассными и трехклассными (курс обучения в тех и других мог быть продлен по разрешению министра финансов на год) [2. С. 53].
Законодательство давало широкий простор общественной и частной инициативе в учреждении коммерческих учебных заведений. При общественных коммерческих учебных заведениях создавались попечительные советы, состоящие из представителей тех обществ, на средства которых эти заведения содержались. Попечительным советам, помимо заведования хозяйственной стороной училища, предоставлялись некоторые
1 Статья подготовлена по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Урал в системе российской цивилизации».
возможности участия и в учебно-воспитательном процессе [3]. Благодаря усилиям государства и общества численность коммерческих учебных заведений, дающих специальные знания и профессию, резко увеличилась. По данным С. П. Кострикова, до 1896 г. в стране было всего 8 коммерческих училищ. После выработки законодательства о коммерческих учебных заведениях только с 1896 по 1902 г. открылись 147 коммерческих учебных заведений, в том числе 51 коммерческое училище, 43 торговые школы, 30 торговых классов и 23 курса коммерческих знаний. «Эти учебные заведения решали не только задачи подготовки промышленно-торговых и управленческих кадров разного уровня, но и задачи ликвидации малограмотности, развития образования для женщин», - подчеркивает исследователь [4. С. 40].
Анализируя финансовую отчетность, можно видеть, что заботы по обеспечению работы коммерческих учебных заведений общества и частные лица преимущественно брали на себя, государство вносило лишь некоторую лепту в его развитие. По данным отчета за 1903/04 учебный год, на содержание коммерческих учебных заведений поступило 4 100 тыс. р., в том числе: сбор за ученье - 2 414 тыс. р. (58,7%); сбор с сословных и промысловых свидетельств - 537 тыс. р. (13,2%); проценты с пожертвованных капиталов и разных источников - 295 тыс. р. (7,3%); благотворительных капиталов -266 тыс. р. (6,5%); пособия от городов и земств - 186 тыс. р. (4,5%), из государственного казначейства - 90 тыс. р. (2,2%); остатки от сметных сумм - 312 тыс. р. (7,6%). Израсходовано в это время было 3 861 тыс. р. (на 152 учебных заведения). К 1 января 1905 г. подведомственных Министерству финансов коммерческих учебных заведений насчитывалось уже 191, в том числе коммерческих училищ 68 (47 общественных и 21 частное), торговых школ - 63 (40 общественных и 23 частных), торговых классов - 32 (30 общественных и 2 частных) и курсов коммерческих знаний - 28 (8 общественных и 20 частных). К началу 1903/04 уч. года в этих коммерческих учебных заведениях обучались 32 316 чел., в том числе в коммерческих училищах - 18 269, в торговых школах - 8 029, в торговых классах - 4 149 и на курсах коммерческих знаний - 1 869 чел. [3].
На Урале первые торговые школы открылись в начале XX века: 1901 г. - в Перми, 1902 г. - в Екатеринбурге, 1908 г. - в Челябинске.
Коммерческое профессиональное образование в Екатеринбурге, как и во многих других российских городах, зарождалось благодаря общественной инициативе. Первое коммерческое учебное заведение в Екатеринбурге появилось благодаря энергии и инициативе активистов Общества взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга. Торжественное открытие торговой школы состоялось 27 октября 1902 г.; школа действовала под покровительством и контролем этого Общества. По случаю открытия школы был отслужен торжественный молебен. Предполагалось, что в школе будут преподаваться: Закон Божий, русский язык, товароведение, коммерция, география, арифметика, немецкий язык, история, бухгалтерия, геометрия, черчение, корреспонденция, химия и каллиграфия. Школа открывалась сначала в составе двух классов (первого и «приготовительного»).
Сомнений в необходимости такого учебного заведения не оставалось с самого момента его открытия, когда в школу поступили 90 учеников, тогда как прошений было подано 100. Нужно отметить, что со времени появления идеи об открытии школы до ее реального открытия прошло немало лет. Еще в 1890 г. бывший председатель правления Общества взаимного вспомоществования приказчиков г. Екатеринбурга С. Н. Ведров высказывал мысль об открытии при Обществе приказчиков профессиональной школы, которая готовила бы детей приказчиков к торговой работе. Тогда же был сформирован соответствующий фонд, сам инициатор пожертвовал 300 р. и еще 610 р. было собрано по подписке. Но только через 10 лет благодаря энергии почетного гражданина г. Екатеринбурга и почетного члена Общества вспоможения приказчиков идея А. И. Кожевникова стала воплощаться в жизнь. Правление Общества взаимного вспоможения
приказчиков г. Екатеринбурга во главе с его председателем Н. А. Ворожцовым поддержало призыв А. И. Кожевникова взяться за дело. Было созвано общее собрание членов Общества (12 декабря 1900 г.), на обсуждение которого было вынесено предложение А. И. Кожевникова об открытии торговой школы. Собрание поддержало идею и постановило: отпускать из средств Общества от 500 до 1 000 р. ежегодно, пока школа будет нуждаться в деньгах; открыть подписку на составление неприкосновенного фонда, проценты с которого поступали бы на содержание школы; уполномочить правление ходатайствовать перед городской думой и земской управой о субсидиях, поручить правлению пригласить сведущих людей для совместной выработки устава и представить его на утверждение правительству. Впоследствии неприкосновенный фонд Торговой школы составил 5 000 р. Городская дума согласилась ежегодно отпускать на содержание школы 1 000 р., а Екатеринбургское уездное земство по 500 р. ежегодно. Кроме того, нашлись и другие благотворители. Проект устава 30 марта 1901 г. был выработан и 25 января 1902 г. утвержден министром финансов. Тогда же министр утвердил решение купеческого собрания во главе с М. М. Ошурковым, постановившего обложить купеческие свидетельства двух разрядов 6%-ным сбором в пользу школы 5].
Спустя десятилетие со дня открытия Екатеринбургской торговой школы ее педагогический комитет «приветствовал» Общество взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга «как пионера коммерческого образования». Тогда почти совпали две важные юбилейные даты. «На педагогический комитет Екатеринбургской торговой школы, - говорилось в адресованном Обществу обращении, - в нынешнем его составе, выпадает высокая честь приветствовать Общество взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга с двадцатипятилетним юбилеем его плодотворной деятельности, протекшей в неустанных заботах о благополучии членов Общества не только в материальном, но и в культурно-просветительном отношениях, живым примером чему служит насчитывающая уже 10 лет своего существования Екатеринбургская торговая школа. В ее открытии, помимо материальной поддержки, необыкновенно ценна со стороны Общества и самая идея о необходимости коммерческого образования, впервые зародившаяся среди членов Общества и, благодаря энергии их, получившая реальное осуществление». В адресе говорилось: «Членам Общества должно быть дорого сознание того, что 249 человек, окончивших курс школы и рассеянных по Уралу и далекой Сибири, имеют возможность честным трудом зарабатывать средства для своего существования и приносить посильную лепту для процветания дорогой всем Родины» [ГАСО. Ф.82. Оп.1. Д.46. Л.5].
По типу Екатеринбургская торговая школа являлась трехклассной, ее собственное здание находилась в центральной части г. Екатеринбурга, на Главном проспекте [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.48]. По уставу Екатеринбургской торговой школы, общее заведование делами школы принадлежало попечительному совету, состоящему из председателя, четырех действительных членов Общества взаимного вспоможения приказчиков (два из них должны были избираться общим собранием общества, а два других входили в состав совета из числа членов правления), инспектора школы и одного члена от Министерства торговли и промышленности (в случае назначения); в состав попечительного совета, кроме того, допускались по одному члену от тех правительственных, земских и городских общественных учреждений, которые субсидировали школу (не меньше чем 500 р. в год) [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.50 об].
В состав попечительного совета Екатеринбургской торговой школы входили известные предприниматели и меценаты города. Например, его председателем с октября 1908 г. стал потомственный почетный гражданин, директор Екатеринбургского общественного банка, собственник мануфактурной торговли Яков Яковлевич Камнадцкий. Членом совета с 24 июля 1906 г. стал екатеринбургский купец, гласный Екатеринбургской городской думы, член Екатеринбургской уездной управы Николай Михайлович
Беренов. Тогда же членом попечительного совета был екатеринбургский купец, гласный Екатеринбургской городской думы Павел Степанович Первушин. Будучи гласным Екатеринбургской городской думы и членом Екатеринбургского уездного земства, в составе попечительного совета работал с 13 марта 1908 г. екатеринбургский купец Василий Петрович Злоказов. С января 1909 г. в него входил Иван Федорович Басанин, екатеринбургский мещанин, доверенный Московского торгового дома «Ижболдин с с-ми», а со
2 июля 1910 г. Степан Васильевич Логинов, екатеринбургский купец, директор правления спичечной фабрики акционерного общества «Василий Логинов». Обязанности члена и казначея совета с 1 октября 1910 г. исполнял Август Ансович Зирин, кандидат коммерции Рижского политехнического института, инспектор школы. Кроме того, от Общества вспоможения приказчиков для присутствия в заседаниях были избраны Василий Семенович Смехов, Александр Александрович Шипулин [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.49 об.-50]. Интересен и показателен тот факт, что 25 апреля 1912 г. «за отлично-усердную и полезную службу в школе Всемилостивейше пожалован председатель попечительного совета, екатеринбургский купец Я. Я. Камнадцкий - званием потомственного почетного гражданина г. Екатеринбурга» [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.50].
Попечительный совет решал разноплановые вопросы: финансовые, кадровые и отчасти даже педагогические. Например, обсуждалась идея учреждения Общества вспомоществования недостаточным ученикам торговой школы, благодаря чему 10% учащихся освобождались от платы по бедности. Попечительный совет горячо откликался на текущие проблемы современности. Так, осенью 1912 г. совет был озабочен подготовкой к празднованию 10-летия со дня открытия школы, а 26 августа 1912 г. - празднованием столетия со дня Бородинского сражения [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.51 - 52].
В 1913 г. попечительный совет Екатеринбургской торговой школы, «...будучи озабочен благоустройством вверенного ему учебного заведения и целесообразной постановкой в нем дела обучения и воспитания, пришел к убеждению, что теперешнее помещение школы не только не соответствует требованиям школьной гигиены, но препятствует достижению тех целей, какие преследует современная коммерческая школа».
Какой же была повседневная жизнь учащихся в этой школе, где они проводили значительную часть времени? К недостаткам здания попечительный совет относил: «тесноту классных комнат: на каждого ученика в отдельных классах приходится от 0,23 до
0,28 кв. саж. площади пола (нормальное требование не менее 0,375 кв. саж.), кубического содержания воздуха имеется на одного ученика от 0,36 до 0,55 куб. саж., тогда как необходимо, по крайней мере, 0,75 куб. саж». Совет информировал Екатеринбургскую городскую управу, надеясь на ее помощь в финансовых вопросах, что «недостатком помещения являлось и отсутствие рекреационного зала или хотя бы светлых коридоров, вследствие чего ученики во время перемен или должны оставаться в классах или толпиться в помещении между классами». Была проблема с пространством и для раздевалки учащихся, обусловленная общей теснотой помещения. Ограниченность школьного пространства влияла и на возможности учебно-педагогического процесса. Попечительный совет подчеркивал, что задача всякой торговой школы в том, «чтобы питомцы ее приобрели такие навыки и знания, которые позволяли бы им быстро ориентироваться во всяком торговом предприятии, а для достижения этого необходимы практические занятия по специальным предметам, в особенности по бухгалтерии и товароведению». Между тем внимание городской управы обращалось на то, что «за отсутствием свободного помещения Екатеринбургская торговая школа до сих пор, однако, не могла приступить к организации образцовой конторы и к ведению лабораторных занятий по химии и товароведению». Наконец, десятилетний опыт школьной работы показал, что четырехгодичного курса для общей и специальной подготовки кадров недостаточно. Попечительный совет Екатеринбургской торговой школы разделял мнение учебного отдела Министерства торговли и промышленности о целесообразности вве-
дения разработанных им примерных программ для торговых школ, предполагающих пятилетний курс, и возможности преобразования Екатеринбургской торговой школы в учебное заведение с пятилетним курсом, для чего требовалась перестройка школьного здания [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.2-2 об.]. Однако Первая мировая война помешала воплощению многих замыслов попечительного совета торговой школы Екатеринбурга.
Екатеринбургская торговая школа содержалась преимущественно на общественные, а не государственные средства. Бюджет Екатеринбургской торговой школы, например по данным за 1911/12 учебный год, формировался так: пособие из средств Государственного казначейства - 3 000 р.; сбор с сословных и промысловых свидетельств - 3 766 р. 62 к.; пособия от города и земства в совокупности приносили 1 500 р.; пособия от обществ и частных лиц - 1 450 р.; проценты с неприкосновенных капиталов - 318 р. 72 к.; проценты с сумм на текущем счету - 17 р. 46 к.; плата за право учения -
3 380 р. 50 к.; единовременные поступления -100 р.; иные доходы - 25 р. Весь бюджет вместе с остатком от предыдущего года в количестве 37 р. 29 к. достиг 13 595 р. 59 к. [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.53].
Стоимость годового обучения одного ученика в Екатеринбургской торговой школе зависела от расходов на содержание здания и общего числа учащихся. По данным на тот же 1911/12 учебный год, содержание учебного заведения потребовало 11 575 р. 13 к., среднее число учащихся было 131, стоимость годового обучения одного ученика составляла 88 р. 36 к. [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.54].
Программа обучения в Екатеринбургской торговой школе включала следующие предметы: Закон Божий, русский язык, немецкий язык, арифметика общая, алгебра, геометрия, история, география общая, естествознание, арифметика коммерческая, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, коммерция, товароведение, география коммерческая, каллиграфия, черчение [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.57].
Специальные предметы, например товароведение, коммерция, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция, преподавались во втором и третьем классах. Во втором классе на уроках коммерции предусматривалось введение в политэкономию; знакомство с понятиями потребностей, блага, ценности, цены, производства, капитала; осмысление информации о внутренней и внешней торговле; анализ торговой политики в контексте понятия о государстве, законодательства и торговых обычаев, налогов; знакомство с формами предприятий. В третьем классе учащиеся получали представление о торговых сделках, кредите и биржах [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.70-71].
Закон Божий преподавался по трудам протоиереев В. Михайловского и П. Смирнова и по «Православному христианскому катехизису Православной Кафолической восточной Церкви» митрополита Филарета. Товароведение изучалось по «Учебнику товароведения» П. Федотьева. Для преподавания коммерции использовался «Учебник коммерции для торговых школ» П. Кованько. Уроки бухгалтерии давались по «Учебнику общей и торговой бухгалтерии» В. Лихачева. Для уроков товароведения в школе имелись наглядные пособия [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.72 об. - 73 об.]. Преподаватели охотно откликались на возможности повышения квалификации. Председатель педагогического комитета П. И. Бородин, например, посетил в Петербурге курсы товароведения и естествознания, организованные летом 1912 г. учебным отделом Министерства торговли и промышленности. Подобные мероприятия были особенно полезны на этапе становления коммерческого образования в России [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.59].
Школа располагала довольно значительной для того времени фундаментальной библиотекой, состоящей из 1 834 названий и 2 336 томов. Кроме того, ученических книг было 2 030 наименований и 59 томов. Заведовал библиотекой Д. Киселев. В фундаментальной библиотеке было 80 книг духовного содержания, специальной литературы по бухгалтерии и коммерческой корреспонденции в количестве 34 томов, книг по товароведении и химии - 49, учебников и учебных пособий насчитывалось 235, были книги
по истории - 79, географии - 51, естествоведению - 64, педагогике - 28, общественным и юридическим наукам - 55, справочных изданий - 55, периодики - 211, книг по искусству - 47, беллетристики - 103 и иностранной литературы - 140 [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.76 - 76 об.].
Число воспитанников к началу 1912/13 учебного года достигало 151: в приготовительном классе - 45, первом - 43, втором - 34, третьем - 29 [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.61]. К концу 1911/12 учебного года осталось 124 ученика. Можно представить исторический потрет питомца Екатеринбургской торговой школы, проанализировав годовую отчетность школы. По вероисповеданию в школе доминировали православные учащиеся, включая старообрядцев, их насчитывалось 121 чел. (97,57%), «римско-католическое» вероисповедание исповедовал один ученик (0,81%), еще один придерживался лютеранства (0,81%) и один был приверженцем иудаизма (0,81%). По сословиям воспитанники распределялись следующим образом: дети дворян и чиновников - 7 (5,64%), дети почетных граждан и купцов - 12 (9,68%), дети мещан - 45 (36,29%), дети крестьян -58 (46,78%), дети прочих сословий - 2 (1,61%). По национальности преобладали русские - 121 чел. (97,57%). Представителей других наций было трое: один поляк (0,81%), один латыш (0,81%) и один еврей (0,81%). С учетом профиля школы неудивительно, что в нее поступали преимущественно дети, родители которых были по роду деятельности связаны с торговлей, промышленностью и предпринимательством. По занятиям родителей дети распределялись следующим образом: «служба и вольные профессии -17 (13,71%), торговля, промышленность, капиталы - 37 (29,83%), торгово-промышленные служащие - 42 (33,88%), ремесленные, рабочие, прислуга - 17 (13,71%), сельское хозяйство - 7 (5,64%), иные занятии - 4 (3,23%)». Возраст учащихся колебался от от 11 до 19 лет. Одиннадцатилетних, по сведениям на тот же учебный год, было 12 (9,67%), двенадцатилетних - 21 (16,93%), тринадцатилетних - 19 (15,32%), четырнадцатилетних - 25 (20,16%), пятнадцатилетних - 18 (14,51%), шестнадцатилетних - 11 (8,88%), семнадцатилетних - 11 (8,88%), восемнадцатилетних - 3 (2,42%), девятнадцатилетних -
4 (3,23%) [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.62 - 62 об.]. В 1911/12 учебном году курс окончили 20 воспитанников. Школа оказывала помощь в поступлении на службу или продолжении образования. Всего с основания школы окончило курс 250 учеников [ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.460. Л.65].
Торговая школа успешно функционировала в г. Екатеринбурге и была популярной у местного населения. В сентябре 1913 г. правление Общества организовало при ней курсы бухгалтерии и корреспонденции, на которые записались около 50 слушателей. Посещали их реально около половины записавшихся, а аттестаты получили 15 чел. [ГАПО. Ф.272. Оп.1. д.3. Л.8].
Рассмотренный материал позволяет заключить, что на рубеже XIX-XX веков в Екатеринбурге происходил интенсивный процесс становления коммерческого образования, потребность в котором была обусловлена значительным экономическим потенциалом города, высоким уровнем развития торговли и промышленности на Урале и востребованностью профессиональных кадров. История создания Екатеринбургской торговой школы Обществом взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга свидетельствует о том, что успехи в развитии коммерческого образования в уральском городе были следствием формирования городских профессиональных групп и ассоциаций. В значительной степени эти успехи были возможны благодаря общественной активности и меценатству екатеринбургской бизнес-элиты, представители которой входили в состав попечительного совета Екатеринбургской торговой школы. Торговая школа давала довольно широкое образование. В процессе подготовки профессиональных кадров уделялось большое внимание специальным знаниям и общекультурным компетенциям, воспитательной работе. Преподавание в школе отличалось фундаментальностью и высоким уровнем, будучи прообразом бизнес-образования.
Источники
1. Люлева Н. Е. Коммерческое образование в России на этапе становления: историко-педагогический анализ // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2009. Т. 11, 4(6).
2. Костриков С. Положение о коммерческих учебных заведениях 1896 г. // Власть. 2009. № 7.
3. Коммерческое образование // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Режим доступа : http://www.historyx.ru/brokgauz_efron4/page/kom-тегЛе8кое_оЬгагоуаше.88205.
4. Костриков С. П. Становление и развитие коммерческого и управленческого образования в России. Конец XVIII - начало XX века : автореф. ... дис. д-ра ист. наук. М., 2012.
5. XVI годичный отчет Правления Общества взаимного вспоможения приказчиков в г. Екатеринбурге. С 1 января 1902 по 1 января 1903 г. Екатеринбург, 1903.