УДК 93+377.3
DOI 10.52575/2687-0967-2022-49-3-659-667 Обзорная статья
Деятельность попечительского совета Московского коммерческого института
Марчукова В.А.
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, 36 E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья является историческим исследованием, в котором производится анализ деятельности попечительского совета Московского коммерческого института Московского общества распространения коммерческого образования - первого высшего коммерческого учебного заведения России. Выявлен широкий круг обязательств попечительского совета, а также проанализированы главные положения и принципы его работы. Рассмотрены основные формы попечительства в образовательной сфере. Определены основные аспекты, необходимые для успешного функционирования попечительских советов сегодня. При написании статьи основными источниками стали отчёты Московского общества распространения коммерческого образования. Также рассмотрены многие современные источники по данной теме. В работе описан исторический опыт, который может быть применен при создании попечительских советов в современной образовательной системе.
Ключевые слова: коммерческое образование, народное образование, Московский коммерческий институт, попечительский совет, Московское общество распространения коммерческого образования
Для цитирования: Марчукова В.А. 2022. Деятельность попечительского совета Московского коммерческого института. Via in tempore. История. Политология. 49 (3): 659-667. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-3-659-667
Activities of the Board of Trustees of the Moscow Commercial
Institute
Viktoriya A. Marchukova
Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Ln., Moscow 117997, Russia E-mail : vika.marchukova@gmail .com
Abstract. The article is a historical study that analyzes the activities of the Board of Trustees of the Moscow Commercial Institute of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education -the first higher commercial educational institution in Russia. A wide range of obligations of the Board of Trustees has been identified, as well as the main provisions and principles of its work have been analyzed. The main forms of guardianship in the educational sphere are considered. The main aspects necessary for the successful functioning of the boards of Trustees today are identified. The main sources for our study were the reports of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education (the period from 1910 to 1915), as well as sources related to commercial educational institutions. Many modern sources on this topic are also considered. The paper describes the historical experience that can be applied when creating boards of trustees in the modern educational system.
Keywords: commercial education, public education, Moscow commercial Institute, Board of Trustees, Moscow society for the dissemination of commercial education
For citation: Marchukova V.A. 2022. Activities of the Board of Trustees of the Moscow Commercial Institute. Via in tempore. History and political science. 49 (3): 659-667 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-3-659-667
Введение
В нынешних условиях развития страны необходимо усовершенствовать систему высшего образования, найти свой собственный путь развития, опираясь на традиции и накопленный опыт, а также ориентироваться на практическую применимость. Вопросы организации современного образовательного учреждения вызывают острую полемику. Главный вопрос - что именно нужно изменить в системе высшего образования? С чего начать? С норм и закономерностей развития образовательного процесса или, возможно, обратить внимание на детали формирования учебного заведения?
Система образования является двигателем социального и экономического развития страны. При её организации необходимо учитывать все этапы формирования учебного заведения. Его структура сложна и неоднозначна. На наш взгляд, при анализе работы вузов необходимо обратить внимание на основные задействованные ресурсы и результаты их деятельности. Современный вуз в условиях конкурентной среды должен задействовать все необходимые финансовые и человеческие ресурсы. Во многих вузах сегодня существует государственная система финансовой поддержки, однако этого недостаточно. Если мы обратимся к историческому опыту, то увидим, что до революции в России функционировало множество учебных заведений, которые содержались за счёт попечителей и благотворителей. Так называемые «подшефные заведения» распределялись среди купеческого сословия, дворян, губернаторов и чиновников [Маркина, 1999].
Большую роль в развитии попечительской деятельности в России сыграло попечительство в образовательной сфере. Проблема оказания помощи различной формы по средствам благотворительных обществ и попечительских учреждений, а также проработка форм воспитания и профессиональной подготовки детей разных сословий были отображены в документах, уставах и положениях конца XVIII - начала XX века.
Попечительство в образовательной сфере являлось инструментом взаимодействия между учебными заведениями и всем обществом. Попечительство дореволюционной России разделяют на: единоличное и коллективное попечительство, а также попечительствующие общества [Крюкова, 2005].
В конце XIX века всё чаще встречалось коллегиальное попечительство, которое принимало все функции единоличного попечительства, но в тоже время большое внимания уделяло связи между местным населением, родителями и бывшими воспитанниками с учебными учреждениями. Коллегиальное попечительство стало называться попечительскими советами. В отличие от единоличного попечительства, которое предполагало принадлежность к определенному сословию, в попечительские советы могли входить представители разных сословий [Рождественский, 1912].
Помимо попечительских советов, к руководству учебных заведений допускались попечительствующие общества, способствующие развитию народного образования. Такие общества могли оказывать помощь конкретному учебному заведению, нескольким учреждениям, а также выделяли общества, попечительствующие народному образованию в целом [Завгородняя, 2015]. Общества принимали участие в управлении учебными заведениями и контролировали всю его деятельность. Они решали материальные проблемы, утверждали правовые положения, отвечали за состояние материально-технической базы учреждения. Важной составляющей попечительских обществ являлись органы местного самоуправления, в том числе городские управы и сословные общества. Попечительство
включало в себя непосредственное личное участие при оказании помощи, причём не только в виде денежных пожертвований, но и полную заботу [Отчёт о состоянии..., 1905].
Попечительская деятельность в образовании стала способом повышения качества образовательных услуг. Попечители способствовали развитию учебных заведений, а также превращали их в крупнейшие научные и образовательные центры.
Главной особенностью попечительства в образовательной сфере была «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность» [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1910 год: год одинадцатый, 1911].
Объект и методы исследования
Цель работы - выявить особенности деятельности попечительского совета в коммерческих учебных заведениях на примере попечительского совета Московского коммерческого института.
В ходе работы были использованы такие методы исследования, как аналитический, системный подход и проблемно-хронологический. В работе также используется формаци-онный подход, позволяющий изучить социальную роль попечительства в становлении и развитии учебного заведения.
Результаты и обсуждение Анализ деятельности попечительского совета Московского коммерческого института
Ярким примером работы попечительствующего общества является Московское общество распространения образования (Общество, М.О.Р.К.О.), основанное в 1897 г. Именно оно в 1907 г. учредило первое в России высшее коммерческое учебное заведение - Московский коммерческий институт (М.К.И., Институт). В свою очередь, при Институте был создан свой попечительский совет, который принимал участие в финансово-хозяйственной и учебно-воспитательной деятельности института [Костриков, 2015].
Попечительский совет М.К.И. занимался его общим управлением. Совет состоял из пяти лиц, избираемых комитетом М.О.Р.К.О. из своей среды, двенадцати человек, выбранных комитетом из числа действительных членов М.О.Р.К.О., директора института, деканов отделений и двух членов, выбранных учебным комитетом из своей среды и одного представителя от министерства торговли и промышленности.
Возглавлял попечительский совет председатель, должность которого утверждалась Высочайшим приказом по представлению министра торговли и промышленности.
Председатель попечительного совета следил за правильным ведением хозяйственной деятельности института. В частности, он отвечал за исполнение всех распоряжений по хозяйственной части, следил за поступлением и расходом денежных средств. В обязанности председателя также входило утверждение в должности заведующего хозяйственной частью, правителя дел, библиотекаря, смотрителя, врача и назначение бухгалтера [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1912 год: год тринадцатый, 1913].
Попечительский совет имел право принимать окончательное решение по следующим вопросам: установление надзора над поступлением и расходованием денежных средств; контролирование поступивших благотворительных средств на содержание Института от общественных учреждений или частных лиц; поиск денежных средств для развития учебно-вспомогательных учреждений Института; утверждение правил пользования библиотекой, учебными коллекциями и прочими учебно-вспомогательными учреждениями [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1913 год: год четырнадцатый, 1914].
Попечительский совет выносил на утверждение министра торговли и промышленности следующие вопросы: решения об отчуждении, приобретении или залоге недвижимого
имущества; установление размера платы за лекции и практические занятия, утверждение количества учащихся Института; представление годового отчёта по хозяйственной части. Также утверждались кандидатуры директора и почётных членов Института [Бессолицын, 2014].
Общие собрания попечительства состоялись не реже одного раза в год. На общем собрании избирались почётные члены, оказавшие особые услуги, члены правления, три члена ревизионной комиссии, изучалась документация и отчёты, рассматривались разного рода вопросы и предложения [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1913 год: год четырнадцатый, 1914].
Попечительский совет находился в ведомстве министерства внутренних дел.
Бессменным председателем попечительского совета М.К.И. был Алексей Семенович Вишняков - купец первой гильдии, статский советник, гласный Городской думы, финансист, общественный деятель Москвы, председатель правления Московского купеческого общества взаимного кредита, основатель и бессменный председатель комитета М.О.Р.К.О., почётный член М.К.И. Он является фактическим основателем первого высшего экономического учебного заведения - Московского коммерческого института.
Речь Вишнякова на торжественном освещении здания М.К.И.: «Дело это мне весьма близко, люблю я его всей душой и сознаю, что, создавая коммерческие учебные заведения Общества, я делаю огромное дело... много было положено за 15-летнюю мою работу сил, много потрачено энергии, говорят, что в значительной мере я потерял здесь и здоровье от переутомления, но сознание, что делаешь серьёзное, огромное дело, вызывает и тёплое чувство самоудовлетворения, и глубокую радость. Сознаёшь, что не задаром прожил свою жизнь, сознаёшь, что увековечил своё имя, которое в Институте никогда не забудется. Какая радость, какое счастье!» [Речи и приветствия., 1914, с. 6].
Деятельность попечительского совета Института началась в 1907 г. В октябре 1907 г. было избрано правление М.К.И., в состав которого вошли: председатель попечительского совета, товарищ председателя, один из членов попечительского совета, казначей, директор, деканы и секретарь учебного комитета, заменившее первоначальную хозяйственную комиссию со значительными расширенными полномочиями. На правление легли обязанности по исполнению постановлений совета по хозяйственной, административной и финансовой части и подготовительная работа по обсуждению вопросов, имеющих быть разрешенными в попечительском совете Института, чем до известной степени сократилась работа самого совета.
В частности, учащимся совет помогал в плате за обучение, бесплатной выдаче учебных пособий, обеспечении пищей, одеждой, оказании необходимой медицинской помощи, предоставлении жилья, устройстве летних лагерей, организации внеучебной деятельности и досуга, назначении денежных пособий. Стоит отметить, что эти льготы предоставлялись не только нуждающимся, но и отличившимся в учебной деятельности ученикам [Александров, 2016].
Попечительский совет заботился о педагогах. Он заботился об организации рабочих помещений и предоставлении средств для самообразования учителей, оказывал помощь в трудных жизненных ситуациях, принимал участие в решении педагогических и хозяйственных вопросов и многое другое.
Попечительский совет Института предоставлял различные льготы для учебных заведений М.О.Р.К.О. (торговые классы, мужское и женское коммерческие училища, коммерческие и счетоводные курсы). Например, право преподавателям коммерческих и счетоводных курсов М.О.Р.К.О., прослужившим не менее двух лет, бесплатно слушать лекции в Институте за счета 5 % фонда [Гришин, 2016, с. 99-110].
В связи с быстрым ростом Института, вызванный большим притоком слушателей, попечительский совет был озадачен постройкой собственного здания. Совет нашёл средства, необходимые для сооружения здания, выработал проект и план постройки. Для по-
иска средств совет обратился к банкам, различного рода акционерным предприятиям и многим частным фирмам. Также в пользу фонда для постройки здания в 1911 г. был организован бал для московского купечества и предпринимателей, на котором было собрано почти 74 тыс. руб. Общая сумма пожертвований, собранных для постройки здания, к началу 1911 г. составила около 100 тыс. руб. (не считая выручки от бала) [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1911 год: год двенадцатый, 1912].
Для строительства здания был приобретён земельный участок на Стремянном переулке возле зданий мужского и женского коммерческих училищ. Для разработки проекта здания был организован именной конкурс, к участию в котором были приглашены несколько видных московских архитекторов. Из числа представленных проектов попечительский совет остановился на проекте С.И. Соловьёва. Сергей Иустинович Соловьёв -академик архитектуры, в это время он фактически являлся главным архитектором Москвы. Первый камень Московского коммерческого института был заложен весною 1911 г., и уже в 1913 г. было завершено строительство первой очереди Института.
По главному проекту в здании Института должны были разместиться многочисленные лекционные и семинарские аудитории, библиотека, столовая-«чайная», административные помещения, склады и многое другое. Планировалось сверхсовременное оборудование - поворотные сцены в аудиториях, лифты, конвейеры и др. По проекту в корпусе должен был располагаться рекреационный зал под стеклянной крышей. Парадный вход планировалось выполнить в виде величественного купольного холла.
После окончания строительства первой очереди здания Института в 1914 г. попечительский совет принял решение о строительстве второй очереди. Для строительства здания был приглашён академик архитектуры А.В. Щусев, так как, к большому сожалению, Соловьёв скончался в 1912 г. По плану должны были построить не только весь основной корпус, но и значительную часть обоих боковых крыльев. Также был утверждён план, по которому строительство должно было завершиться в течение 1916-1917 гг. Однако из-за начала Первой мировой войны в 1914 году пришлось приостановить строительство до изменения общих условий государственной жизни.
Попечительский совет М.К.И. кроме непосредственной заботы об устройстве Коммерческого института внёс большой вклад в организацию лазарета «Святой Валентины». Лазарет был организован для раненых на передовой в годы Первой мировой войны.
В сентябре 1914 г. Обществом и Институтом был сформирован комитет из членов московского биржевого и купеческого обществ, на средства которых был открыт лазарет. Для содействия его функционированию при этих госпиталях образовалось попечительство, в которое вошли члены М.О.Р.К.О., преподаватели М.К.И. и их семьи, преподаватели всех учебных заведений Общества и лица, близкие Обществу и Институту.
Попечительством было признано решение помогать другим лазаретным учреждениям, близким Институту, в частности лазаретам педагогических комитетов коммерческих училищ М.О.Р.К.О. и студенческому лазарету св. Валентины, комиссии фонда св. Валентины. Попечительство кроме организации лазарета принимало участие в отправке подарков в действующую армию.
Была образована лекционная комиссия при Попечительстве. Председателем комиссии был избран директор М.К.И. профессор П.И. Новгородцев, а секретарем - доцент Д.М. Генкин. Комиссией был намечен целый ряд лекторов преимущественно из преподавателей Института. Были организованы две лекции проф. Н.А. Шилова и А.В. Цингера. Чистый доход от этих лекций составил 561 руб. 10 коп. [Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1914 год: год пятнадцатый, 1915].
Была учреждена комиссия по организации в М.К.И. изготовления белья и перевязочных средств и санитарной помощи, были сформированы санитарные отряды для сопровождения поездов городского союза - 6 отрядов по 15 человек каждый, имевших свое-
го старосту, также были организованы санитарные отряды для работы по разгрузке раненых на вокзалах. Для контроля выполняемой работы в Институте было организовано санитарное бюро, помимо своей основной работы принимающее участие в лазаретной работе, в работе на пунктах питания, в фургонных сборах и т. д.
Изобретение Я.А. Липшицем машины для резки бинтов позволило организовать в институте производство бинтов, материал для которых получался от Красного Креста. С конца октября организовано, при содействии М.М. Алексеевой, изготовление марлевых подушечек для ран, стерилизуемых в институте. Я.А. Липшиц организовал курсы сестёр милосердия, состоящий из 20 слушательниц М.К.И. [Гришин, 2012].
Попечительский совет принял решение сохранить за слушателями-стипендиатами, призванными в действующую армию, право пользоваться стипендиями. Было удовлетворено ходатайство санитаров, работающих в различных организациях на фронте, о допущении их в виде исключения к весенним испытаниям без оплаты обучения.
Попечительский совет М.К.И. состоял из видных общественных деятелей, исследователей и преподавателей того времени. Помимо оказания непосредственной помощи Институту и его учащимся, попечительский совет остался неравнодушным к событиям, происходящим в нашей стране. Во многом благодаря деятельности попечительского совета Коммерческий институт успешно начал свою работу. Для института было построено прекрасное современное здание - ныне II корпус РЭУ им. Г.В. Плеханова. Была организована учебно-воспитательная деятельность, которая впоследствии развернулась и успешно справлялась со своей главной задачей - подготовкой специалистов для различных сфер экономики.
При создании Московского коммерческого института сработал территориально-производственный принцип. В состав попечительского совета входили в основном купцы и предприниматели, которые были заинтересованы в подготовке кадров для торгово-промышленной сферы. По сути, эти люди вкладывали средства на образование своих будущих работников [Крюкова, 2015]. Мы рассмотрели яркий пример работы попечительского совета первого высшего коммерческого учебного заведения страны. Необходимо обратить внимание, что первый экономический вуз был открыт частными лицами, а не государством. Попечительский совет М.К.И. смог обеспечить работу Института. Во-первых, в финансово-хозяйственном плане: было построено специальное учебное здание, решались кадровые вопросы, подбирался профессорско-преподавательский состав, организовывался сбор пожертвований, составлялись и утверждались сметы на содержание Института, проводилась проверка денежных отчётов и распределение капитала. Во-вторых, попечительский совет принимал активное участие в учебно-воспитательной деятельности: утверждались учебные планы и программы, обеспечивался контроль учебного процесса, производилась закупка всей учебной литературы, назначались именные стипендии, некоторые ученики освобождались от платы за обучение, была разработана внеучебная деятельность для студентов [Костриков, 2013]. Попечительский совет полностью контролировал и анализировал деятельность Института. В этом и состоит специфика работы попечительских советов в дореволюционной России. Причиной появления попечительских советов стала нехватка средств, выделяемых государством на обеспечение работы учреждений. Государство само стало инициатором создания частных учебных заведений, которые содержались за счёт попечительских советов [Мартынова, 2019].
В России деятельность попечительских советов была прекращена в 1918 г., а возобновилась в 1991 г. Кстати, первый попечительский совет в постсоветской России возобновил свою деятельность в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова (переименованный Московский коммерческий институт). Для популяризации попечительских советов необходимо стимулировать гражданское самосознание, установить связи между общественностью и высшими образовательными учебными заведениями. Опыт организации попечительского совета М.К.И. можно применить при создании современных
попечительских советов, а также для разработки нормативных документов, регламентирующих деятельность попечительских советов.
Заключение
Для успешной работы вузы должны привлекать внебюджетное финансирование - не только путём оказания платных услуг студентам, но и за счёт попечителей. Сегодня в состав попечительского совета входят в основном общественные фонды и организации, а также бизнесмены и политики. Основная помощь попечителей должна состоять в совершенствовании материальной базы учебно-воспитательного процесса, закупке мультимедийной техники и обустройстве учебных помещений (реставрация и строительство). Попечительская деятельность должна быть направлена на активное участие в учебно-воспитательной и финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо, как и раньше, создавать накопительные целевые капиталы; использовать проценты со вкладов; вести максимально прозрачную деятельность отчётов; активно использовать систему членских взносов; попечительские советы должны участвовать в разработке системы программы развития учебного заведения; контролировать качество образовательных услуг.
Таким образом, попечительский совет должен стать общественным органом управления, способствующим развитию деятельности вуза. Необходимо задуматься о повсеместном установлении попечительства при высших учебных заведениях. Для этого необходимо проработать законодательную, организационную и научно-методическую основу, опираясь на исторический опыт и учитывая наши традиции. Попечительство должно решить широкий круг задач с привлечением общественности и правительственных органов.
Список литературы
Александров Ю.Л. 2016. Коммерческое (торговое) образование в России (XVIII - начало ХХ в.):
текст лекции. 2-е изд. Красноярск, Сибирский федеральный университет, 35 с. Бессолицын А.А. 2014. Государство и становление системы коммерческого образования в России
на рубеже ХК-ХХ вв. М., Ин-т рос. истории РАН, 223 с. Гришин А.И. 2016. Александр Глаголев. Умение, которое много значит. Человеческий капитал и
профессиональное образование, 4 (20): 99-110. Гришин А.И. 2012. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова: этюды о
прошлом. М., РЭУ им. Г.В. Плеханова, 166 с. Завгородняя О.И. 2007. Попечительство в истории университетов России первой половины XIX в.:
диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. Москва, 213 с. Кондратьева Г.В. 2002. Частная благотворительность в сфере просвещения. Педагогика, 9: 83-87. Костриков С.С. 2013. Общественная деятельность московского купечества в XIX веке: поиск путей самореализации: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. Москва, 186 с. Костриков С.П. 2015. Русская буржуазия и коммерческое образование: развитие идеи, цели и
задачи: монография. М., Гос. ун-т упр., 136 с. Крюкова А.А. 2015. Деятельность попечительств в управлении образованием Ставропольской губернии в дореволюционной России: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. - Владикавказ, 160 с. Маркина Т.Д. 1999. Московское купечество: социальный портрет / учебное пособие. М., МГСУ, 72 с. Мартынова Е.В. 2019. Опека и попечительство : учебное пособие. Таганрог, Из-во Южного
федерального ун-та, 92 с. Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1910 год: год одинадцатый. 1911. Моск. о-во распространения коммер. образования. М., Тип. т-ва И.Д. Сытина, 515 с.
Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1912 год: год тринадцатый. 1913. Моск. о-во распространения коммер. образования. М., тип. Т-ва И.Д. Сытина: 498 с.
Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1911 год: год двенадцатый. 1912. Моск. о-во распространения коммер. образования. М., тип. Т-ва И.Д. Сытина: 515 с.
Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1913 год: год четырнадцатый. 1914. Моск. о-во распространения коммер. образования. М., тип. Т-ва И.Д. Сытина: 514 с.
Отчёт Московского общества распространения коммерческого образования за 1914 год: год четырнадцатый. 1915. Моск. о-во распространения коммер. образования. М., тип. Т-ва И.Д. Сытина: 427 с.
Отчёт о состоянии коммерческого образования в России за 1904 учебный год в учебных заведениях ведомства Министерства финансов. 1905. СПб., тип. А.В. Орлова, 103 с.
Положение о попечительствах при начальных училищах. 1907. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XI. СПб., 6 с.
Речи и приветствия на торжестве освящения нового здания Московского коммерческого института 10 февраля 1913 г. 1914. М., Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 34 с.
Рождественский C.B. 1912. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. СПб., 680 с.
References
Aleksandrov Yu.L.2016. Kommercheskoe (torgovoe) obrazovanie v Rossii (XVIII - nachalo HKH v.) [Commercial (trade) education in Russia (XVIII - early XX century)]: tekst lekcii. - 2-e izd. Krasnoyarsk, Sibirskij federal'nyj universitet, 35 s. (in Russian).
Bessolicyn A.A. 2014. Gosudarstvo i stanovlenie sistemy kommercheskogo obrazovaniya v Rossii na rubezhe XIX-XX vv. [The state and the formation of the system of commercial education in Russia at the turn of the XIX-XX centuries]. M., In-t ros. istorii RAN, 223 s. (in Russian).
Grishin A.I. 2016. Aleksandr Glagolev. Umenie, kotoroe mnogo znachit [Alexander Glagolev. A skill that means a lot]. Chelovecheskij kapital i professional'noe obrazovanie, 4 (20): 99-110 (in Russian).
Grishin A.I. 2012. Rossijskij ekonomicheskij universitet imeni G.V. Plekhanova: etyudy o proshlom [Plekhanov Russian University of Economics: Studies on the Past]. M., REU im. G.V. Plekhanova, 166 s. (in Russian).
Zavgorodnyaya O.I. 2007. Popechitel'stvo v istorii universitetov Rossii pervoj poloviny XIX v. [Guardianship in the History of Russian Universities in the first half of the XIX century]: dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk : 07.00.02. Moskva, 213 s. (in Russian).
Kondrat'eva G.V. 2002. Chastnaya blagotvoritel'nost' v sfere prosveshcheniya [Private charity in the field of education]. Pedagogika, 9: 83-87 (in Russian).
Kostrikov S.S. 2013. Obshchestvennaya deyatel'nost' moskovskogo kupechestva v XIX veke: poisk putej samorealizacii [Public activity of the Moscow merchants in the XIX century: the search for ways of self-realization]: dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk: 07.00.02; [Mesto zashchity: Gos. un-t upr.]. Moskva, 186 s. (in Russian).
Kostrikov S.P. 2015. Russkaya burzhuaziya i kommercheskoe obrazovanie: razvitie idei, celi i zadachi [The Russian bourgeoisie and commercial education: the development of ideas, goals and objectives]: monografiya. M., Gos. un-t upr., 136 s. (in Russian).
Kryukova A.A. 2015. Deyatel'nost' popechitel'stv v upravlenii obrazovaniem Stavropol'skoj gubernii v dorevolyucionnoj Rossii [The activities of the trustees in the management of education of the Stavropol province in pre-revolutionary Russia]: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01 Kryukova Alisa Anatol'evna; [Mesto zashchity: Sev.-Oset. gos. un-t im. K.L. Hetagurova]. Vladikavkaz, 160 s. (in Russian).
Markina T.D. 1999. Moskovskoe kupechestvo: social'nyj portret [Moscow merchants: a social portrait]. Uchebnoe posobie. M., MGSU, 72 s. (in Russian).
Martynova E.V. 2019. Opeka i popechitel'stvo [Guardianship and guardianship]: uchebnoe posobie. Taganrog, Iz-vo YUzhnogo federal'nogo un-ta, 92 s. (in Russian).
Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1910 god: god odinadcatyj [Report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for 1910: the eleventh year]. 1911. Mosk. o-vo rasprostraneniya kommer. obrazovaniya. M., Tip. t-va I. D. Sytina, 515 s. (in Russian).
Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1912 god: god trinadcatyj [Report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for 1912: the thirteenth year]. 1913. Mosk. o-vo rasprostraneniya kommer. obrazovaniya. M., tip. T-va I.D. Sytina, 498 s. (in Russian).
Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1911 god: god dvenadcatyj [Report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for 1911: the twelfth year]. 1912. Mosk. o-vo rasprostraneniya kommer. obrazovaniya. M., tip. T-va I.D. Sytina, 515 s. (in Russian).
Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1913 god: god chetyrnadcatyj [Report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for 1913: the fourteenth year]. 1914. Mosk. o-vo rasprostraneniya kommer. obrazovaniya. M., tip. T-va I.D. Sytina, 514 s. (in Russian).
Otchyot Moskovskogo obshchestva rasprostraneniya kommercheskogo obrazovaniya za 1914 god: god chetyrnadcatyj [Report of the Moscow Society for the Dissemination of Commercial Education for 1914: the fifteenth year]. 1915. Mosk. o-vo rasprostraneniya kommer. obrazovaniya. M., tip. T-va I.D. Sytina, 427 s. (in Russian).
Otchyot o sostoyanii kommercheskogo obrazovaniya v Rossii za 1904 uchebnyj god v uchebnyh zavedeniyah vedomstva Ministerstva finansov [Report on the state of commercial education in Russia for the 1904 academic year in educational institutions of the Ministry of Finance]. 1905. SPb., tip. A.V. Orlova, 103 s. (in Russian).
Polozhenie o popechitel'stvah pri nachal'nyh uchilishchah [Regulations on guardianships at elementary schools]. 1907. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Novaya seriya. Chast' XI. SPb., 6 s. (in Russian).
Rechi i privetstviya na torzhestve osvyashcheniya novogo zdaniya Moskovskogo kommercheskogo instituta 10 fevralya 1913 g. [Speeches and greetings at the celebration of the consecration of the new building of the Moscow Commercial Institute on February 10, 1913]. 1914. M., Tip. G. Lissnera i D. Sobko, 34 s. (in Russian).
Rozhdestvenskij C.B. 1912. Ocherki po istorii sistem narodnogo prosveshcheniya v Rossii v XVIII-XIX vv. [Essays on the history of public education systems in Russia in the XVIII-XIX centuries]. SPb., 680 s. (in Russian).
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 21.08.2022 Received 21.08.2022
Поступила после рецензирования 14.09.2022 Revised 14.09.2022
Принята к публикации 14.09.2022 Accepted 14.09.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Марчукова Виктория Александровна, аспирантка кафедры истории и философии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия (ЖСШ: 0000-0003-4124-0919
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Victoria A. Marchukova, Postgraduate Student of the Department of History and Philosophy, Plek-hanov Russian University of Economics, Moscow, Russia